Разработка внеклассного мероприятия.

Форма проведения: Лекция – концерт

1.Познакомить учащихся с жанром «танец», с историческим развитием танца, лучшими образцами танцевальной музыки.

2.Развитие интереса к предмету, развитие музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора.

3.Воспитание интереса к классической музыке, воспитание духовной культуры учащихся.

Использование материалов: Иллюстрации

Портреты композиторов

Муз. материал для слушания

Видеоматериалы.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки, в небольшое путешествие во времени. Помните, как в сказке «Волшебник изумрудного города», Элли со своими друзьями тоже отправилась в путь. У каждого была мечта, которую они хотели осуществить: Элли – поскорее вернуться домой, Соломенный Страшила – приобрести ум, Железный Дровосек – любящее, настоящее сердце, Трусливый Лев – смелость.

И нам тоже пригодятся и умная голова (чтобы быть внимательным) и понимающее, чуткое сердце (чтобы понимать музыку). Слушать музыку не так-то просто. Нужно не просто слушать, а услышать ее. А чтобы услышать и понять музыку, нужно научиться слушать тишину.

1. Игра:

«Слушаем тишину»

Продолжим наш разговор о музыке, а говорить мы будем о танцевальной музыке, о танце, который танцуется уже три столетия. Недаром я вам сказала, что мы отправимся в музыкальное путешествие во времени. Мы проследим историю этого танца XVII века и до наших дней.

Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Ядро каждого танца – это темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Ребята, а кто из вас знает, под какой счет танцуется вальс? (ответ уч-ся)

«Раз-два-три, раз-два-три» - так много лет назад танцевали жители австрийских деревень и маленьких городков. По праздникам собирались они на лужайке в нарядных костюмах и грубых деревянных башмаках. Бойко притоптывая, плясали под нехитрую музыку скрипочки. Парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали в танце. Эта пляска называлась - немецкий народный танец и с вальсом было мало общего (только размер). Вскоре этот танец дошел до главного города Австрии – Вены. А жители Вены любили танцевать и на балах, и у себя дома, и в гостях. Сначала на этот танец они смотрели свысока и пренебрежительно говорили: «Ландаль! (что означает «деревенщина»). Как грубо они танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать! В городе люди ходят важно, плавно, мягко. А если его так и исполнить?»

Затем у немецкого танца появилось другое название: Лендлер. А сам танец стал благородней предыдущего.

Исполнение:

2. Л.Бетховен «Немецкий танец»

3. Ф.Шуман «Немецкий танец»

К концу XVIII века танец получил новое название – вальс. Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся». Музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца. Вскоре вальс распространился во всей Европе. «Королем вальса» называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына. Им было написано более 600 танцев, его вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» - знают и любят люди всего мира.

Слушание:

Помимо танцевальных вальсов, есть вальсы для концертного исполнения. Лучшие из них написаны Ф.Шубертом, Ф.Шопеном, П.Чайковским и другими. Среди 17 вальсов Ф.Шопена очень популярен вальс до минор. Он построен на чередовании эпизодов различного характера: грациозного, подвижного, песенно – лирического.

Слушание:

5. Ф.Шопен «Вальс»

Вальсы есть в творчестве каждого композитора. По характеру они могут быть разные: медленные, мечтательные, стремительные, фантастические. Исполняться могут на разных инструментах и симфоническим оркестром.

Исполнение:

7. Д.Б.Кабалевский «Вальс»

8. А.Гречанинов «Вальс»

9. Э.Григ «Вальс»

10. П.Морис «Вальс голубого перса»

11. А.Гречанинов «Вальс»

Многие композиторы включали вальсы в оперные и балетные спектакли. Широко известны вальсы из балетов П.И.Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин».

Исполнение:

12. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

13. П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Мы очень часто можем услышать вальс по радио и на телевидении. Они звучат в спектаклях, музыкальных сказках, в кинофильмах. Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам. Если музыка красива и запоминающая, она становится визитной карточкой фильма.

Исполнение:

14. А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

15. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

В наше время тоже танцуют вальс. Танцоры разных хореографических коллективов исполняют разные танцы: венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.

Просмотр видео:

16. «Фигурный вальс» в исполнении ансамбля «Звездный экспресс»

17. «Медленный вальс»

18. «Венский вальс» в исполнении танцоров спортивно-бальных танцев.

Вальс обогатил и народную песню, и городской романс. В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюбленности и свадебный вальс. Если прислушаться – невольно удивляешься, как часто звучит вальс вокруг вас, а мы этого не замечаем.

Исполнение:

19. Музыка Я.Дубравина сл. С.Суслова «Вальс»

20. Музыка В.Литвинова сл. Л.Хохловой «Вальс расставанья»

Мы подошли к концу нашего пути, ребята. Я думаю, вы придете еще к нам, в нашу музыкальную гостиную. Ведь музыка так разнообразна и интересна. Я хочу пожелать вам светлых, радостных музыкальных дорог. До свиданья, до новых встреч!

ВАЛЬС УСТАРЕЛ?

Когда мы слушаем вальс, в нашем воображении возникает какое-то кружение. Порою медленное и плавное, а, если мелодия подвижная, то неудержимое, стремительное. Наверное, потому и назвали вальс вальсом, ведь это слово по-немецки означает «вертящийся, кружащийся». Кружится вальс… Как началось это кружение 200 лет назад, так и не останавливается по сей день. Появилось немало других танцев: танго, фокстрот, твист, рок-н-ролл, но с улыбкой взирает на них вальс, сознавая свое превосходство и величие. Кружит он по всей планете и, видно, не остановится, пока будет жить музыка.

Вот любопытная бытовая картинка: народный праздник в австрийской деревне в области Ландль. Здесь самый любимый танец – лендлер. Когда-то это был танец сватовства, степенный и важный, со временем превратившийся в быстрый и веселый. Кавалер, выбрав понравившуюся ему девушку, выводил ее на круг, вращал партнершу вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. Вот от этого танца и взял свое начало прекрасный вальс.

Однако путь вальса ко всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Против вальса были официальные и неофициальные выступления. Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе. XIX век прошел под символом вальса, его танцевали повсюду, и прежде всего, конечно в Вене, столице вальса. Жители австрийской столицы всегда отличались любовью к музыке, особенно к танцам. Для удовлетворения «танцевальных аппетитов» в Вене открыли много танцевальных залов. Говорят, что четверть населения этой столицы ежевечерне пропадала в танцзалах, особенно их привлекала туда прекрасная музыка Иоганна Штрауса. Когда Штраус появлялся со своей скрипкой в зале лишь на несколько минут, этого было достаточно, чтобы украсить весь танцевальный праздник и наэлектризовать публику. Это был демон венского музыкального народного духа, его вальсы перешагнули границы Австрии, и жители многих городов Европы закружились под его музыку. Тот, кому довелось услышать вальсы «Сказки Венского леса» или «На прекрасном голубом Дунае», понимает, почему весь мир влюблен в мелодии Штрауса. Недаром он носил титул «короля венского вальса». Ни один концерт прославленного маэстро не обходился без «Голубого Дуная», мелодии которого напевали и насвистывали повсюду. Этот вальс стал своего рода народным символом прекрасной Вены.

Особое место в «музее вальсов» занимают вальсы польского композитора Фридерика Шопена. Гениальный музыкант, чуткий и вдохновенный певец родной Польши, несравненный поэт фортепиано. Шопен был не только талантливым музыкантом, он обладал незаурядными актерскими способностями, писал стихи, рисовал карикатуры. А вальсы сочинял на протяжении всей своей такой короткой жизни, прожив всего 39 лет. Обращаясь к этому бытовому танцу, он опоэтизировал его. Вальсы Шопена отличает редкая мелодическая красота. Их немного, всего 17, но насколько они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Шопен тяжело переживал этот разрыв. Однажды он собрал все письма Марии, присоединил к ним засохшую розу, когда-то ею подаренную, перевязал пакет и написал на нем: « Мое горе». А прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали « прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок, как трепетанье внешних крыл,

Как мир, который я открыл в смятенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,

Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещавшее « употребление пляски, вальсеном именуемой». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов. Но запрет в искусстве бессмысленен, и венский вальс жил полной жизнью, зазвучал он и в России, но по-своему. Одним из первых создателей вальса был Александр Сергеевич Грибоедов, натура богато одаренная, проявившая себя на различных поприщах. Основным делом Грибоедова была дипломатическая служба. Подлинным жизненным призванием стала литература. Однако есть еще очень привлекательная грань личности А.С.Грибоедова – превосходный музыкант и композитор. К сожалению, он не записывал своих сочинений на бумаге, случайно сохранились только два вальса, оба пользуются огромной популярностью и звучат они чисто по-русски, с русской грустью.

«В городском саду играет духовой оркестр…» Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городах и парках играли духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой садовой музыки: польки, марши, кадрили и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям парка. Особую прелесть этим концертам придавали старинные русские вальсы «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии» и много других. Определение «старинные вальсы» не совсем верное, ведь большинство из них было написано в начале XX века. Дело, вероятно, заключается в том, что они так просты и словно возрождают некоторые черты русской музыки более раннего времени, отсюда ощущение их старины. Кроме того, эти вальсы, близкие друг другу общим настроением, воспринимаются в наши дни как музыка, навевающая грусть о чем-то давно прошедшем. Биография вальса «Березка» начинается с романса «Разбитое сердце» композитора Антона Рубинштейна. Музыка этого романса не отличалась особым совершенством. Прошло немало лет, и в начале XX века в репертуаре духовых оркестров появился вальс «Березка», мелодия которого была вальсовой переработкой музыки романса. Автором этого вальса был военный дирижер Евгений Михайлович Дрейзин. И «Березка» вошел в число самых исполняемых вальсов и в наше время.

Огромной популярностью во всем мире пользуется старинный русский романс «Очи черные». Стихи этой песни сочинил украинский поэт Гребенка. Предполагается, что он же был и автором первоначальной мелодии песни. Эта песня попала в репертуар цыганских певцов, где ее очень любили и часто пели. Существует, однако и другая версия возникновения песни «Очи черные». Сочинил ее кубинский композитор и гитарист Синдо Гарай, он много раз пел эту песню под гитару, и вскоре она распространилась во многих странах, достигнув и далекой России. Возможно, что от соединения стихов украинского поэта с мелодией кубинского музыканта, возник один из многочисленных вариантов песни «Очи черные». Наибольшую известность приобрел вариант Федора Ивановича Шаляпина, пластинка с записью песни-вальса «Очи черные», напетая великим певцом, разошлась по всему миру, что и было одной из причин невероятной популярности этого вальса.

«Вальсы…Разве это однообразно, скучно, назойливо? Они ведь очень разные. Впрочем я, грешный человек, не скрываю своей любви к вальсу»- это слова замечательного композитора И.О.Дунаевского. Достаточно назвать лишь некоторые песни: «Песня о Родине», «Как много девушек хороших», «Ой, цветет калина», как вы сразу вспомните всеми любимые мелодии. Необычайно многогранным было творчество этого композитора, он сочинял как серьезную симфоническую музыку, так и легкую, развлекатедьную. Но больше всего он любил писать музыку к фильмам. И в каждом фильме с музыкой Дунаевского можно услышать вальсы, очень оригинальные и мелодичные. Надолго запоминается необыкновенно красивая и выразительная мелодия «Лунного вальса», прозвучавшая в кинофильме «Цирк»

Образный мир пушкинской поэзии привлекал и вдохновлял на создание прекрасной музыки многих композиторов. Необыкновенно поэтична музыка, написанная Георгием Васильевичем Свиридовым к телефильму « Метель». Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне знаменитого вальса, в легких полетных интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия.

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных-

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Смятенье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный

И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал..

Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир…

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

Преподаватель О.А. Слободскова

феврпаль 2017г.

пгт. Октябрьское

Если на сердце грустинка,

Мало ли вдруг почему?

С вальсом поставьте пластинку,

Всё расскажите ему!

С легким изящным поклоном

С вами проститься печаль.

Вальс – это танец влюбленных!

Вальс – это все-таки вальс!!

В танцах главное – движение, в каждом свое, особенное. Как вы думаете, каким основным или главным будет движение в вальсе? Ну а какой размер в вальсе наверное знают все.

«Вальс начинается, дайте ж сударыня руки…

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три, раз…»

Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Какие кружащиеся, вращающиеся предметы вы можете себе представить? Велосипед, роликовые коньки, вал турбины, электродрель, круглый валик дивана. Если смотреть в корень – вал, рол , дрель , то становится ясным название танцаев.

В а л – вальс, по-немецки вальцер /вращение/,

Р о л – роллер /круженец/,

Д р е л ь – дреер /вертенец/.

Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что по давнему своему происхождению – это немецкие танцы. Между прочим, вальс когда-то называли дойчер, т.е. немецкий или лендлер – крестьянский.

А. Гречанинов Вальс

И. Хуторянский Вальс

Дмитриев Вальс

А вот ещё два забытых любопытных названий вальса – шпиннер – прядильщик и шляйфер точильщик. Названия несут в себе подражательную функцию. Люди повторяют в танце движения, которые видят в жизни, вокруг себя.

Б. Грачов Лирический вальс

Д. Шостакович Лирический вальс

Наряду с инструментальной музыкой многие композитроры писали вальсы в вокальном жанре. Сейчас вы услышите один из таких примеров.

Муз. Елисеева, сл. К. Бальмонта «Осень»

О популярности вальса часто говорит его название. Вальс, о котром пойдет речь, был очень популярен в годы войны. Вспомним слова этого вальса:

«С берез не слышен, невесом

Слетает желтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы

И словно в забытьи

Сидят и слушают бойцы

Товарищей своих».

А. Джойс Вальс «Осенний сон»

Н. Титов Вальс

Коней XVIII века. Вена – столица австрии. На «престоле» вальс. Его танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт смеется: «…забавно видеть, как люди начинают ходить кругами, на немецкий лад, /т.е. танцуют вальс/ под любой мотив, даже вовсе не подходящий».

Вальс оказался весьма заразительным танцем. Вскоре в 19 веке эпидемия под названием вальс, заразила весь мир. Нашлись композиторы, сделавшие всё возможное для всемирного распространения вальса, это, прежде всего, знаменитый не только в Вене Иоганн Штраус.

И. Штраус Вальс

Вот уже на часах истории XXI век, но вальс по-прежнему лидирует среди всех танцев мира. А с какой легкостью и свежестью он ведет борьбу!

Иногда слушатели замирают, слушая музыку вальса, чеще всего это танцы не прикладногоо назначения, т.е. не предназначенные для движения под музыку. В таких танцах часто происходит смена темпа, настроения, характера звукоизвлечения. Это вальсы П.И. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта. Это музыка для тонких душевных переживаний. Послушайте несколько таких вальсов.

Э. Грига Вальс /ля минор/

В. Косенко Вальс

С.Майкапар Вальс

А.Лямин Вальс «Шепот роз»

Кроме представленных классических вальсов у всех на слуху вальсы, написанные композиторами к балетам, сказкам, опереттам, кинофильмам.

А.Петров Вальс из кинофильма «Петербургские тайны»

А.Петров Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

В заключении послушайте ещё два вальса в исполнении ансамбля баянистов.

Листов Вальс из оперетты «Севастопольский вальс»

Ребиков Вальс из оперетты – сказки «Елка»

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

Этот танец вечно юный, один из самых древних и массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем как вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях южной Германии и Австрии. Это простой народный танец, который хорошо себя чувствовал в звучании нескольких инструментов, на которых играли 2-3 музыканта из народа, в широкополых шляпах, и грубых деревянных башмаках. Музыке характерно вальсовое сопровождение, размеренный трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных деревенских танцев, бытовавших в южной Германии и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну группу, получившую название лендлера или немецкого танца. Большую популярность танец приобрёл во II половине XVIII века в творчестве композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось им неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он долго ютился по задним комнатам, прежде чем ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали вывозить дочерей на балы, где не признают “судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит “вальсовая зараза” и вальс сравнивался с холерой и проказой. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

Не сразу появился танец и в России, так как Павел I высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных “в танцевании пляски, вальсеном именуемой” сразу с балла препровождали на гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс всё ещё страдал от дурной репутации, тем более, что с недавних пор его стали танцевать быстрее на два счёта, медицина, спеша на помощь морали, сделала выводы: круговые движения вальса вызывают приток крови к основным внутренним органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят случай в салоне баронессы Т., где во время вальса молодой человек неожиданно заметил, что с каждым вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но вместе с тем он стал популярным танцем во всех слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса – отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна, прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и оперетте. Его музыка отличается яркостью мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая слушателя неподдельным весельем и жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал, они созданы только для концертного исполнения. Уже позже, под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы – вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской музыке. Вы знаете много русских старинных романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный -
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук прелестный”.

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол века назад телевизоры, магнитофоны и радиоприемники имели единицы, а о компьютерах, видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было? Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны, радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах, клубах и подумайте, нередко танцевали под гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых доступных и любимых развлечений, способом досуга всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали: “Кино, после кино танцы!” - которые оказывались гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах, и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Уже в советское время вальс шагнул из светских гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и отдыха, танцевальных площадок слышались звуки духовых оркестров, исполнявшие вальсы Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и в это тяжелое время композиторы писали свои лирические песни, давая таким образом возможность солдату пообщаться с близкими людьми, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где – то далеко, за тридевять земель, в далёком тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра, фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции получили развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс - шутка”,

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех ведущих жанров музыки. Особенностью джаза является конфликт ритмов, ставшей в последствии основой специфики джаза. В “эпоху джаза” джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, вальса, вальса – бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз - вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты: широту и динамичность, необычайную плавность и легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал много музыки к кинофильмам. Один из лучших и самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в кинофильме “Метель” по одноименной повести Пушкина, музыку к которому написал один из лучших советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс - Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс современного композитора Е.Доги, в исполнении дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен во Франции, его “разливистое” звучание наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по - прежнему свеж, он прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров. К нему никогда не остывает интерес композиторов. Можно с уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. - М. : Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.: Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке: Занимательный словарь школьника [Текст] / В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце: Немного истории [Текст] //Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон, медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная эстрада с.26 – 110.//

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова »

г. Елабуга

Методическая разработка

лекции-концерта

преподаватель Высшей квалификационной категории

Липатова М.Е.

    Введение 3

    Сценарий 4

    Заключение 13

Введение

«Приглашение к танцу» - это разработка комбинированного обобщающего урока в ДМШ. Диалогический метод ведения урока позволяет учителю в форме познавательной лекции представлять музыкальные номера, которые инструментально иллюстрируются учащимися класса. Такая форма лекции-концерта идеально подходит для проведения классных вечеров с родителями, для музыкальных лекториев. Разработка предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

Цели урока:

    Повысить положительную мотивацию к обучению, развить интерес учащихся ДМШ к инструментальной музыке.

    Обобщить и систематизировать знания по истории музыки и истории танца, связать их с практическим инструментальным музицированием.

    Научить учащихся применять полученные знания на практике,

развить у них навык сценической стабильности.

    Развить творческие и личностные качества учащихся

(воли, самостоятельности, самообладания, ответственности)

В задачи данной работы укрепление связей между преподаванием специальной гитары в ДМШ и традициями домашнего музицирования, которые в настоящее время значительно ослабли.

Использование современных инновационных технологий (например, медиапроектора для показа слайд-шоу) при исполнении концертных номеров превращают привычную форму концерта в красочный рассказ об истории развития танцевальной музыки.

Представление несложных танцевальных движений (русской плясовой, чешской польки, французского менуэта, европейского вальса) силами учащихся (например, хореографического отделения ДШИ или приглашёнными танцевальными коллективами) также обогатят рассказ ведущего.

Инструментальная танцевальная музыка на таком концерте становится ближе и понятнее. Благодаря экскурсу в историю, расширяются и актуализируются представления слушателей о развитии европейской культуры. Воспитывается не только публика. Дети, участвующие в таких концертах, обычно испытывают гордость музыкантов - просветителей, творящих красоту своим трудом и работой души. Для них это не просто личное выступление, а совместное (силами всех учащихся класса) построение крупной музыкально-сценической формы с важными для детей элементами синкретизма (нерасчленённости музыки, движения и зрительных образов).

Ведущий : С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в

которой родились, от времени своего рождения, от того, кто и где их исполнял.

Названия многих танцев произошли от глаголов, геометрических фигур, от названия животных

Бал – от лат. ballare «танцевать»,

Рил – от англ. «катушка»,

Менуэт – от франц. р as menu «маленький шаг, шажок»,

Болеро – от исп. valere «летать» (изобретен около 1780 года Себастьяном Соресом из Кадиса),

Вальс – от нем. valzen «кружиться»,

Галоп – от франц. galoper «скакать»,

Жига – от старофранц. giguer «танцевать»,

Сальтарелло – от итал. saltare «» прыгать,

Кадриль – от франц. quadrille «четырехугольник»,

Павана – от pavo «павлин».

Котильон – от названия нижней юбки во Франции.

Или от места происхождения:

Хабанера – Havana , о. Куба

Тарантелла – г. Таранто, Италия

Сицилиана – о. Сицилия, Италия

Бергамаска – г. Бергамо, Италия

Гавот – гавото, житель области Овернь во Франции

Чардаш – Венгрия («чарда» – «корчма» – «трактир»)

Чарльстон – г. Чарльстон, штат Южная Каролина, США

Ведущий : По весне, когда зеленью одевались луга и леса, в праздничный день народ выходил на гулянье. И звучали хороводные песни, и среди них эта, «ласковая, весёлая». Позже популярную в народе мелодию (сейчас бы ее назвали хитом!) использовали очень многие русские композиторы, а композиторы – народ серьезный.

П. И. Чайковский, слушая эту мелодию, радовался, как ребенок. Мелодия его подбадривала в трудные минуты жизни, словно говорила: «Если тебе грустно, смотри на других людей. Смотри, как они умеют веселиться…» Радостный голос народного веселья слышен с этой мелодии.

    Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

исполняет Дмитриев - Лепихин Сергей

Ведущий : На протяжении столетий люди танцевал, аккомпанируя себе на разных инструментах: лютне, флейте, виоле, волынке, аккордеоне, балалайке.

Однажды, в середине XVII века царь Алексей Романович приказал показать (впервые в России!) модный тогда в Европе балет об Орфее и Эвридике, но запретил в нем танцевать под музыку. Плясать под музыку в России тогда считалось дело нечестивым, пристойным лишь скоморохам. Но просвещенные исполнители при дворе все же убедили царя, что балет без музыки немыслим, как плясуны без ног.

    Русскую народную плясовую «Подгорная» в обр. В Калинина

исполняет Прокопчук Павел

Ведущий : Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

    В. Калинин. Полька.

Исполняет Галиев Айбулат

Это интересно :

Собачий вальс - это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. Но при этом, данная пьеса не является вальсом, в собственном смысле этого слова. Так как, она исполняется в не размере присуще вальсу 3/4 , а в размере 4/4 или 2/4. Намного ближе данная композиция к другим танцам - галопу или польке. А знаете ли Вы, что «Собачий вальс» на самом деле не всегда «собачий», так как в разных странах он имеет разное название?

В Германии, Нидерландах, Бельгии, Норвегии - Блошиный вальс. В Финляндии - Кошачья полька. В Болгарии - Кошачий марш. В Венгрии - Ослиный марш. Во Франции ее называют отбивной котлетой. В Дании - Принцессой двуногой или Фрикадельки убегают через забор. В Майорке - Полькой дураков. В Корее – Кошачий танец. В Мексике – Маленькие обезьянки. В Японии она имеет интересное название «Я наступил на кошку». В Китае – Марш воров. В Испании – Шоколадница (посуда). В Швейцарии – Котлетный вальс. В Швеции – Кале Юханссон. Заметьте, что в названиях данной пьесы преобладают направления - темы «блошиные», «кошачьи» и «котлетные». И в принципе, персонажи, фигурирующие в названиях пьесы, являются в свою очередь, очень веселыми и забавными персонажами интересных сказок и забавных историй (обезьянки, ослы, воры, дураки).

    Собачий вальс

Исполняет Шашерина Лида

Ведущий : А вот старинные европейские придворные танцы сформировались к концу XVI – началу XVII в. Аллеманда, баргамаска, бурре, гальярда, куранта, ригодон, павана воплотили в себе национальные особенности каждой страны. Старинный французский танец бурре возник около середины XV в. в провинции Овернь. Его характерной особенностью являются неожиданные или резкие прыжки.

    Л. Моцарт. Бурре.

« Ave music »

Ведущий : Например, модный в то время итальянский танец сицилиана имел пасторальный характер и минорный лад. Сицилиану использовали все знаменитые композиторы того времени: И.С. Бах, В.А. Моцарт и др.

    Л. Перголези. Сицилиана

Ave music »

Ведущий : Танцующим аккомпанировали музыканты на лютнях, флейтах, арфах, на духовых инструментах. Композиторами того времени впервые были изданы сборники танцевальной музыки. Дух времени в этой музыке чувствуется особенно ярко, её ни с чем не перепутаешь.

    Старинную лютневую мелодию «Зелёные рукава» исполнит

Усачёв Никита.

Ведущий : Бальные танцы требовали соблюдения целого набора правил.

Например, полонез – танец поистине рыцарский. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного, торжественного марша, но в трехдольном размере выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Цель полонеза – привлечь внимание к партнеру, к его красоте и щегольской осанке. Каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное внутреннего достоинства и такта. Этот танец появляется одним из первых в старинных сборниках лютневых пьес.

    И.С. Бах. Полонез

Исполняет Зяблицева Татьяна

Ведущий : Старинные танцы скорее представляли, чем танцевали.

Мужские костюмы шились из тяжелой золоченой парчи, венецианского бархата, атласа, украшались мягкими соболями. Дорогая обувь была или красной, или золотой, а сабли с золотыми насечками. Особым искусством было умение грациозно снимать и перекладывать из одной руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.

Кадриль появляется в средние века, ее танцуют вооруженные всадники, участвующие в турнире.

Рыцари делились на 4 группы, которые пародировали, составляли поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма. Кадриль явилась преемницей старинного контрданса (танца – противопоставления двух двигающихся друг к другу линий танцующих) и стала любимым танцем на русских балах. Под кадриль танцевались все русские романсы, даже арии из серьезных опер превращались в кадрили.

В России балы появились лишь при Петре I.

На ассамблеях Петра танец – это некая повинность. В 1731 году в Шляхетском Кадетском корпусе танцы – обязательный предмет в обучении будущих офицеров армии (а также в Царскосельском Лицее, в Академии Художеств, в скромных коммерческих учебных заведениях). Екатерина I считала важным недостатком в воспитании неумение танцевать. Полная программа воспитания включала в себя верховую езду, фехтование, гимнастику, танцы, музыку.

Менуэт – прародитель вальса придворный танец французской знати.

Однако в середине XVIII века условность, жеманность и скованность движений этого танца порождает иронию современников.

    Робер де Визе. Менуэт.

Исполняет Шафигуллина Валерия

Ведущий : Духу Нового времени больше соответствует вальс.

Этот танец более способен выразить романтические идеалы, так как имеет душу, он выражает неподдельную страсть, подражая естественности природы.

Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они его разрешают танцевать своим дочерям?»

Журналисты того времени сетовали: «Молодежь ставит ни во что утонченность, она с прославляемой простотой и страстностью танцует вальс». Наверное, по этой причине вальс в России при Павле Петровиче с 1805 года запрещен. Еще не так недавно, в начале VIII века, его дед Петр I запирал на замок ворота Летнего Сада и всех силой потчевал вином, а теперь его потомок уже борется с распущенностью нравов молодежи. Однако русские танцевали вальс несмотря ни на что и достигли определенных успехов.

Француз Пойль восклицает: «…для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и никто, кроме русских дам, не выдержит этих чересчур быстрых, воздушных летков – ни англичанка, ни немка, ни француженка».

Прежде для народных вальсов были характерны подпрыгивания и притоптывания, подбрасывание девушек парнями; на скользком паркете движение танца стало более плавным, осмотрительным, кругообразным. Не исчезло одно: это был любимый танец влюбленных пар.

    Х.Сагрерас. Вальс

Исполняет Шашерина Лидия

Это интересно

В настоящее время существует огромное количество вальсов (вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-миньон, венский, английский, австрийский, немецкий, вальс-фантазия, вальс теней). Все они разные по темпераменту, по темпу, авторские или народные. Всех их объединяют поэтичные, изящные мелодии (композиторы Иоганн-отец и Иоганн-сын Штраусы, Ф. Крейслер, Л. Годовский, Ланнер, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский).

Конкуренцию вальсу в середине XIX века составила лишь полька, завоевавшая в 1839 году Вену, в 1840 году – Берлин.

Это интересно

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

    В.Козлов. Полька.

Исполняет Льдокова Мария

Ведущий : Можно с определенностью сказать, что каждый танец очень точно выражал правила поведения мужчин и женщин своего времени. Великосветский менуэт – чопорность, манерность (дотрагиваться до руки дамы нарушение норм морали!),

контрданс – это дух свободы от средневековых и феодальных предрассудков, вальс вообще считался танцем простолюдинов. Так, у В. Моцарта в его операх четко видна социология танцев: Дон Оттавио и Донна Анна танцуют менуэт, Дон Жуан и Церлина – контрданс, а слуга Лепорелло и Мазетто – вальс.



Невероятная мода на польские танцы – полонез, мазурку, краковяк, – танцы горделивые, символизирующие военную удаль, пришлась по нраву в России.

Изначально эти танцы предназначались для мужчин: рыцарей и их оруженосцев.

    В.Калинин.

Польский танец Мазурка

Исполняет Фомин Илья

Ведущий : А в России военные всегда были в моде у дам.

И популярные мужские танцы стали танцеваться с дамами. Только дама танцевала плавно и изящно, а кавалер – с резкими притоптываниями, позвякиванием шпор.

С налаживанием прочных торговых связей с Америкой в Европе установилась мода на латиноамериканские танцы: румбу, самбу, ча-ча-ча, хабанеру, босса-нову, танго. В 1915 году газета New York Times писала: «Опасность танго больше, чем немецкий империализм». Аргентинские мужское танго – парный мужской танец соперников за обладание любимой женщиной. Дело в том, что в Буэнос-Айресе на 9 мужчин-эмигрантов из Европы приходилась одна женщина, и мужчины порой ценой жизни в драках, порой мирно в танце выясняли отношения между собой. В интонациях танго всегда слышна тоска по покинутой Родине, стремление быть любимым, надежда. И все-таки латиноамериканские танцы – танцы откровенные, куда до них вальсу, который обвиняли в чрезмерной непристойности.

    Л. Иванова. Танго.

Исполняет Козырев Роман

Ведущий : Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем.

15. В.Козлов. Румба.

Исполняет Мокшин Дмитрий

Ведущий : Особняком среди танцев стоят испанские танцы. Многие из них родились при слиянии латиноамериканских, африканских и европейских танцевальных мотивов. Так, песня-танец хабанера, родом с кубинской Гаваны, настолько давно и прочно прижилась в портовых кабаках Испании, что по праву может считаться испанской.


    Н.Роч. Хабанера.

Исполняет ансамбль гитаристов « Ave music »

Болеро – это танец-полет.

Танец скорее постановочный, театральный, зрелищный.

18. Б Калатаунд. Болеро

Исполняет Боярчук Евгений

Ведущий : Современный танец живет. Однако сценическая его жизнь не отражает реальную современную дискотеку. В 1960 году появление твиста фактически ознаменовало конец парных танцев. Появление моды на унисекс в одежде, поведении, манерах, сексуальной ориентации ускорило этот процесс. Хотелось бы, чтобы этот процесс не стал необратимым. Возможно, вернется мода на галантных, мужественных мужчин и изящных, нежных женщин и тогда к парным танцам вновь вернется интерес и желание их танцевать.


Вспомним, что даже вальс возник как обращение к XV веку и его фаворитки, мадам Помпадур. Причина возникновения вальса – ностальгия-ретро к трехдольному, кружевному менуэту.

    Кватро Мано.

Венесуэльский вальс

Исполняет ансамбль гитаристов

« Ave music »

Заключение

Тема классного вечера для учащихся средних и старших классов и их родителей – танцевальная музыка для гитары. Эта дожившая до нашего времени (благодаря нотным записям XVI-XVII веков) старинная лютневая музыка, музыка Нового времен – эпохи расцвета шестиструнной гитары, и, конечно же, современная музыка.

Танец в своем историческом развитии предстаёт перед слушателями: сначала это камерный лютневый аккомпанемент к придворным танцам и в завершении концерта искромётные латиноамериканские танцы и король танцев – вальс.

В рассказе преподавателя преподнесены интересные факты из истории народных танцев, впоследствии ставших церемониальными, светскими, бальными. Этот рассказ переплетен разнообразными музыкальными вставками – сольными и ансамблевыми пьесами в исполнении юных инструменталистов класса.

Активная концертная деятельность юных гитаристов всегда плодотворно влияет на их положительную мотивацию к обучению, на укрепление связей между детьми, их родителями и педагогами.

Для повышения эффективности

внеклассных мероприятий желательно:

    Приготовить и развесить заблаговременно объявление или красочную афишу.

    Придумать и изготовить оригинальные пригласительные билеты.

    Украсить концертное помещение детскими рисунками, цветами, рисованными декорациями и т.п.

    Использовать инновационные средства: интерактивные доски, медиапроектор. Красочные слайд-шоу способствуют созданию праздничного настроения, помогают в полной мере раскрыть содержание темы лекции - концерта.

    Позаботиться о том, чтобы у детей остались на память о проведенном вечере фотографии или маленький сувенир, которые будут еще долго напоминать о приятных минутах, проведенных в родной школе с учителями и одноклассниками.

    Использовать костюмы: это будоражит богатую детскую фантазию. Чем больше вы приятно удивите детей, тем ярче и долговременней будут их впечатления.