Шёл старик по дороге. Смотрит - навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
- Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
- Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
- Много вы понимаете! - говорит. - Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
- Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово - до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
- Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
- Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
- Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
- Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
- Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
- Ну что? - посмеивается. - Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
- Ладно же, - говорит Солнце, - я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
- А ничего ты ему не сделаешь, - говорит Ветер. - Я как повею, сразу холодком и потянет.
- Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! - кричит Мороз.
- Не пугай, - говорит Ветер, - не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное - мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

10-11
Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка.

Цель урока: Продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер». Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
2.Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
3.Воспитывать уважение и любовь к природе.

Ход урока
1.Организационный момент.
Создание эмоционального настроения.
Учитель: В сказке, рассказе, даже во фразе-
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.
Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.
-Это высказывание о загадках.
Учитель: Что знаете о загадках?
Дети: Загадки бывают авторские и народные.
-Загадки относятся к устному народному творчеству.
- Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.

3. Создание проблемной ситуации.
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами.

Ветер
Мороз
Солнце

Учитель: Может быть, кто – нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».

4. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём- то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

5.Первичное восприятие текста.
Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Проверка эмоционального восприятия.
Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.
Дети: Эта сказка о добре и зле.
-О споре Мороза, Солнца и Ветра.
-О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
-Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.
Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?
Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.
Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?
Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
-Волшебное число 3.
-Есть злые и добрые герои.
-Человек разговаривает с природными силами.
Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?
Дети: Олицетворение.

6.Работа над произведением.
Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.
Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.
Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает верхняя прядь волос
Невдомёк недалёкий, простодушный, малознающий человек
Чубы выражает признание за заслуги
Простак не может догадаться, сообразить
Уважить оказать кому – нибудь уважение, выполнив его желание

Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.
(Читает ученик)
Учитель: Из каких частей состоит сюжет?
Дети: Завязка, кульминация, развязка.
Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?
Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.
Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки.
Если трудно, поработайте в парах.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Во что перерос спор?
Дети: Спор героев перерос в драку.
Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?
Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.
- Нельзя себя превозносить и возвеличивать.
Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.
(Дети зачитывают предложение)
Учитель: Какая основная мысль сказки?
Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей.
Прочитайте.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Друзья познаются в беде.
Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.
Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.
Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова - ветер, солнце, старик, мороз.
(Задание даётся по вариантам).
Ответ сообщите на ушко учителю.
Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.
Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; Ветер - самодовольный, хвастливый;
Мороз – лютый и коварный.
Учитель: Как старик относится к силам природы?
Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
- В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.
Учитель: Почему появилась данная сказка?
Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

7.Итог урока.
Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?
Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
8.Домашнее задание.
Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.
Дети: Прочитать сказку по ролям.
-Нарисовать иллюстрации главных героев.
-Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.
-Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».
Учитель: Вот и всё.
Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл. А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер. Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:
– Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:
– Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:
– Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
– Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:
– Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:
– Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:
– Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:
– Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:
– Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.
– Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

– Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
– А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.
– Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.
– Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь.

ЦЕЛИ:

  1. Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
  2. Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
  3. Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.

2. Проверка домашнего задания.

Без спичек и огня ночью зажигается она.

Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)

Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)

Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)

Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?

Ученик: Сравнением.

Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?

Ученик: Олицетворением.

3. Новая тема.

Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.

Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)

Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)

Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.

Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” - русская народная сказка” - открывается запись на доске.

4. Словарная работа.

На доске:

  1. Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
  2. Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
  3. Почитает – относится с глубоким уважением.
  4. Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
  5. Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
  6. Лютый – злой, свирепый.
  7. Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
  8. В особицу – в отдельности.
  9. Голубчик – ласковое обращение.
  10. Невдомёк – не может догадаться сообразить.

(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).

5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).

6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?

Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.

7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.

8. Работа по тексту.

Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?

Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.

Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.

Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.

Дети зачитывают отрывки.

Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?

В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.

Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.

Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.

9. Мифы.

Рассказывает учитель.

В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.

Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.

Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.

И последняя сила – самая могущественная – Ветер.

Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.

Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.

Учитель: Страшно было жить древнему человеку?

Ученики хором “Да”.

Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?

Учащиеся: Нет, он не боится их.

Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.

Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!

10. Работа по ленте времени.

Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?

Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.

Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.

Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.

11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.

Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.

Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.

Время: 2-3 минуты.

12. Работа по группам. Чтение по ролям.

Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.

Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.

13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.

Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.

14. Итог.

Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?

Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.

Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?

Слушателями

Читателями

Актерами

Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.

15. Домашнее чтение.

а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?

б) сочините свою сказку (устно).

16. Оценивание.

Учитель: Спасибо за урок.

Сказка «Мороз, Солнце и Ветер» о том, как Мороз, Солнце и Ветер силами мерились. А кто в итоге победил? Прочитайте и узнаете.

Мороз, Солнце и Ветер. Сказка для детей

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:

— Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.

— Ну что — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!