28 сентября в 11.00 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а) откроется международная научная конференция «Русская литература ХХ века и революция 1917 года. К 120-летию со дня рождения Вс.В. Иванова». Она продлится до 30 сентября и будет проходить также в Московском педагогическом государственном университете. Представительный научный форум соберется в преддверии 100-летней годовщины русской революции и станет одной из попыток современного осмысления этого события отечественной истории.

В конференции примут участие филологи, историки, культурологи, лингвисты, краеведы из разных городов России: Воронежа, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Старого Оскола, Тюмени, Челябинска, а также из Индии, Казахстана и Литвы. Рассматривая творчество крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века: А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Горького, А. Платонова, М. Шолохова, М. Булгакова, К. Федина, Вс. Иванова, А. Белого, Е. Замятина, Б. Пастернака, опираясь на новые архивные материалы, они будут стремиться хоть на несколько шагов приблизиться к пониманию того поистине тектонического сдвига, которым стала революция для судьбы России. Среди вопросов, вынесенных на обсуждение: революция 1917 г.: современные концепции; видение будущего (идеальное общественное устройство) в русской прозе и поэзии 1910 - 1920-х гг.; философское осмысление революции в русском романе ХХ в.; революция 1917 г. в русской философской мысли; крестьянский вопрос в революции и литературе; литература и революция в русской провинции: региональный аспект; динамика языковых процессов революционного периода; революция в эго-документах (дневники, воспоминания, письма) и публицистике.

Конференция пройдет в год 120-летия со дня рождения одного из первых писателей революционной эпохи Всеволода Вячеславовича Иванова. Доклады, включенные в пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века», представят новые материалы биографии и творчества писателя, по-прежнему остающегося во многом еще не открытым для читателей, позволят лучше понять место Вс. Иванова в литературе ХХ века, раскроют разные грани его творчества и оригинальность писательского дара.

Почетным членом Оргкомитета конференции и ее участником является выдающийся ученый-филолог, переводчик, академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов - сын Вс. Иванова. Первый день работы конференции - 28 сентября - завершится встречей с этим уникальным человеком и ученым. Встреча состоится в 18:30 в Конференц-зале ИМЛИ РАН по адресу: Москва, ул. Поварская, д. 25а.

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук
Институт мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Русская литература ХХ века и революция 1917 года: К 120-летию со дня рождения Всеволода Иванова

Регламент работы конференции

10.30 - 11.00 - Регистрация участников конференции
11.00 - 14.00 - Первое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.00 - Второе пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века».
18.00 - 18.30 - Кофе-брейк
18.30 - Встреча с сыном Всеволода Иванова академиком РАН Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. Демонстрация фильма и презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова

10.30 - 14.00 - Заседания по секциям
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 19.00 - Третье пленарное заседание
19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего кладбища. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова.
11.00 - 14.00 - Четвертое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.30 - Пятое пленарное заседание.
Подведение итогов конференции

Выступление на пленарном заседании - до 15 минут
Выступление в прениях - до 5 минут

Институт мировой литературы имени А.М.Горького РАН
Адрес: улица Поварская, дом 25а
Конференц-зал

Регистрация участников конференции
10.30 - 11.00

ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00

Заседание ведут Наталья Васильевна Корниенко, Евгений Александрович Костин.


Директор Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН академик Александр Борисович Куделин,
Директор Института мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик РАН, сын Всеволода Иванова Вячеслав Всеволодович Иванов,
Зав. Городским Центром истории Новосибирской книги Наталья Ивановна Левченко,
Зав. Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, чл.-корр. РАН Наталья Васильевна Корниенко.

Проблема отношения к партиям и другим объединениям в биографиях начинающих писателей революционного времени (пример Всеволода Иванова)
Иванов Вячеслав Всеволодович (Москва - Лос-Анджелес, Институт мировой культуры МГУ им. М.В.Ломоносова)

Изгнанники революции о событиях в России 1917 г. (по материалам ЦА ФСБ России)
Христофоров Василий Степанович (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Анна Снегина» С. Есенина - литературный памятник революционной эпохи
Шубникова-Гусева Наталья Игоревна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новая» гуманизация культуры после революции 1917 г.: процессы и итоги
Костин Евгений Александрович (Вильнюс)

«Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького как художественная версия революции 1917 года
Матевосян Елена Рафаэловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Россия и революция в романе В. Горянского «Парфандр и Глафира»
Спиридонова Лидия Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Семнадцатый год» в публицистике С.А. Ауслендера (очерки «Генерал Алексеев», «Черная годовщина»)
Перхин Владимир Васильевич (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

«Как десятилетить». Юбилеи Октября и литература
Корниенко Наталья Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«ВСЕВОЛОД ИВАНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА»
15.00 - 18.00

Заседание ведут Елена Алексеевна Папкова, Олег Юрьевич Алейников.

«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова: источники и тексты
Папкова Елена Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Скрытая нарративная техника рассказов Всеволода Иванова
Николаева Татьяна Михайловна (Москва, Институт славяноведения РАН)

Утопическое начало в романах Всеволода Иванова «Кремль» и «У»
Полтавцева Наталья Георгиевна (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Всеволод Иванов в зарубежной критике
Московская Дарья Сергеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новый Восток» в пропагандистском дискурсе большевистской печати и художественном творчестве Вс. Иванова и А. Платонова
Алейников Олег Юрьевич (Воронеж, Воронежский государственный университет)

Участие Всеволода Иванова в горьковском проекте «История гражданской войны» (по материалам РГАСПИ)
Быстрова Ольга Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Мир воображения героя в романе Всеволода Иванова «Похождения факира»
Банерджи Ранджана (Дели, Центр русских исследований, Университет имени Джавахарлала Неру)

Жанр художественной миниатюры в творчестве Всеволода Иванова
Орлицкий Юрий Борисович (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Фантастика и гротеск в произведениях Всеволода Иванова на исторические темы
Суматохина Любовь Валерьевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Миф. Фольклор. Реальность (по рассказу Всеволода Иванова «Агасфер»)
Стеркина Наталья Иосифовна (Москва, Всероссийский государственный институт кино)

Всеволод Иванов и современная библиотека
Цветкова Светлана Игоревна (Москва, Библиотека № 60 имени Всеволода Иванова)

Стендовые доклады:

Повести Вс. Иванова «Возвращение Будды» и Л. Леонова «Конец мелкого человека» в аспекте сопоставления
Якимова Людмила Павловна (Новосибирск, Институт филологии Сибирского отделения РАН)

Из омских лет Всеволода Иванова: к вопросу об авторстве статьи «Под чужим флагом»
Штырбул Анатолий Алексеевич (Омск, Омский государственный педагогический университет)

Литературные группы и печатные издания Омска в 1917 - 1922 годах
Зародова Юлия Прокопиевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Краеведение в творчестве Всеволода Иванова
Махнанова Ирина Алексеевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Кофе-брейк: 18.00 - 18.30

18.30
 Встреча с сыном Всеволода Иванова Вячеславом Всеволодовичем Ивановым.
 Демонстрация документального фильма о Всеволоде Иванове.
 Презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова.

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ
10.30 - 14.00

Секция 1
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Каминный зал ИМЛИ РАН

Заседание ведут Алла Витальевна Громова, Олег Андершанович Лекманов.

Революция и русский мир» в прозе Вс.В. Иванова и Л.Ф. Зурова («Цветные ветра» - «Поле»)
Громова Алла Витальевна (Москва, Московский городской педагогический университет)

Революция 1917 года в художественных и публицистических произведениях Е.Н. Чирикова
Назарова Анастасия Викторовна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

Ситуация бунта в творчестве Л. Лунца - драма «Вне закона» и рассказ «Бунт»
Купченко Татьяна Александровна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Блоковский слой» в поэтических книгах, вышедших в Советской России в 1922 году
Лекманов Олег Андершанович (Москва, Высшая школа экономики)

Образ революции в творчестве В.А. Сумбатова: диалог с В.А.Шуфом и А.А. Блоком
Титова Наталья Станиславовна (Одинцово, Одинцовский гуманитарный университет)

Эсхатологические мотивы в «Конармии» И.Бабеля
Володина Анна Николаевна (Симферопольский р-н Московской области, с. Перово, Общеобразовательная школа I - III ступеней - гимназия)

Тема революции в творчестве Ивана Катаева и Николая Никитина
Саватеев Вячеслав Яковлевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«И увидел я новое небо и новую землю…» Опыт откровения в литературе первых лет Октября
Бурова Серафима Николаевна (Тюмень, Тюменский государственный университет)

Между вечностью и бренностью: тема материнства в рассказах о революции
Анпилова Лариса Николаевна (Старый Оскол, Старооскольский технологический институт (филиал) НИТУ МИСиС)

«Эй, жги, здесь Русь, да будет стерта!» (Крестьянский мир в русской прозе 1930-х годов)
Цветова Наталья Сергеевна (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

Секция 2
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ, ДОКУМЕНТАХ
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Екатерина Львовна Киселева, Александр Валерьевич Резник.

Н.И. Бухарин о творчестве С. Есенина. «Злые заметки» как отражение культурной политики и взглядов на российское послереволюционное общество
Коваленко Надежда Вячеславовна (Москва, Государственный академический университет гуманитарных наук)

Персональные архивы писателей как источник по истории литературы первого пореволюционного десятилетия
Левченко Наталья Ивановна (Новосибирск, Городской Центр истории Новосибирской книги)

Роль революции в жизни одной семьи (по страницам воспоминаний Ольги Бессарабовой)
Ратникова Екатерина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Тема революции в воспоминаниях совслужащих (по материалам чистки госаппарата 1929 - 1932 годов)
Киселева Екатерина Львовна (Москва, Государственный архив Российской федерации)

Революция и Гражданская война на Дону в воспоминаниях Е.А. Щаденко: стенограмма беседы с А.Н. Толстым
Кирьянов Юрий Николаевич (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Динамика процессов номинации революционного периода
Соколова Татьяна Петровна (Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина)

Революционные «реформы» еврейских языков (по материалам ЦА ФСБ России)
Бережанская Ирина Юрьевна (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Парус» - антивоенный и, по сути, антиреволюционный издательский проект Горького
Никитин Евгений Николаевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Консервативный либерализм о роли революционного опыта в российской истории
Попова Татьяна Владимировна (Москва, Нициональный исследовательский университет «МИЭТ»)

Проблема революционной драматургии в дискуссиях 1930-х годов (на материалах фонда «Всероскомдрам» ОР ИМЛИ)
Плотников Константин Иванович (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН).

Перерыв: 14.00 - 15.00

ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 19.00
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Елена Аркадьевна Тахо-Годи, Владимир Васильевич Перхин.

Ф.М. Достоевский и русская революция в осмыслении авторов сборника «Из глубины» (1918)
Богданова Ольга Алимовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Крестьянский вопрос как основная проблема революции в восприятии М. Горького
Примочкина Наталья Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революционный дискурс в поэтике экспрессионизма и эстетическая программа группы «Перевал»
Завельская Дарья Александровна (Москва, Православный институт Св. Иоанна Богослова)

«Синтезировать историческое с революционным»: русская революция и евразийство
Гачева Анастасия Георгиевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Воспроизвести кусок бытия, пропустив его через человеческое самосознание…» (от эпопеи «Я» Андрея Белого к роману «Мы» Евгения Замятина)
Любимова Марина Юрьевна (Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека)

Революция и контрреволюция в пьесах А.М. Ренникова «Галлиполи» и М. Булгакова «Дни Турбиных»
Николаев Дмитрий Дмитриевич (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Кофе-брейк: 17.00 - 17.15

Революция 1917 года в автографах Личной библиотеки А.М. Горького
Дёмкина Светлана Михайловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Роман К.А. Федина «Города и годы» в критике русского зарубежья
Кабанова Ирина Эриковна (Саратов, Государственный музей К.А. Федина)

1917 год в дневнике и письмах А.Н. Толстого
Воронцова Галина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Революционная Россия глазами Фомы Пухова («Сокровенный человек» А. Платонова)
Антонова Елена Викторовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Образ революции в произведениях Б. Пильняка
Андроникашвили-Пильняк Кира Борисовна (Москва)

Революционизация классики: наследие Л.Н. Толстого в революционную эпоху
Тахо-Годи Елена Аркадьевна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Библиотека «Дом А.Ф. Лосева»)

19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего монастыря. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова (встреча в 9.30 на улице, у выхода из станции метро Спортивная, выход из метро в сторону улицы 10-летия Октября)
Московский педагогический государственный университет
Адрес: Малая Пироговская ул., д.1, стр. 1
Аудитория № 209

ЧЕТВЕРТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00
Заседание ведут Ирина Николаевна Арзамасцева, Игорь Николаевич Голованов.

Приветственное слово участникам и гостям конференции:
Директора Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета, д.ф.н. Людмилы Александровны Трубиной.
Заместителя директора Института филологии и иностранных языков по научной работе к.п.н. Ольги Евгеньевны Дроздовой

Идея революции как «жест трагического преображения» мира в отечественной литературе 1-й трети ХХ в.
Трубина Людмила Александровна (Москва, Институт филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета)

Революция как спектакль в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Маркова Елена Ивановна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Беспрекословная рука» будущего в осуществленных (пост)революционных утопиях: от Н.Г. Чернышевского к А.П. Платонову
Чернышева Елена Геннадиевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Л.А. Словохотов и литературная жизнь Саратова в 1920-е годы
Хрусталева Анна Владимировна (Саратов, Государственный технический университет)

Еженедельник «Русская будущность» в революционную эпоху
Силашина Мария Александровна (Саратов, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского)

Национализация памятников литературного значения и их использование в Смоленском крае
Филиппова Альбина Александровна, Антонова Татьяна Александровна (Смоленск, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»)

Октябрьская революция и гражданская война в литературе Южного Урала
Голованов Игорь Анатольевич (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет)

Трансформация мотива блудного сына в прозе о революции писателей-карелов (Н. Яккола «Водораздел» и А. Тимонен «Мы карелы»
Колоколова Ольга Алексеевна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Когда Русская Земля загорелась со всех концов» (движение жанра в сочинениях-воспоминаниях детей-беженцев)
Арзамасцева Ирина Николаевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Активные процессы в языке революционной эпохи (на материале русской прозы 1917 - 1922 годов)
Николина Наталья Анатольевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ПЯТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 18.30
Заседание ведут Елена Геннадиевна Чернышева, Лидия Ивановна Шишкина.

Революция 1917 г. в публицистике, художественной прозе и мемуарах М.А. Осоргина
Поликовская Людмила Владимировна (Москва, Союз писателей Москвы, Секция критики и литературоведения)

Революция 1917 года в дневнике реэмигранта Юрия Софиева
Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая)

Перед уроками времени: публицистика Леонида Андреева (1917 - 1919)
Шишкина Лидия Ивановна (Санкт-Петербург, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ)

Историк, художественная литература и революция 1917 года (по материалам дневников С.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, М.В. Нечкиной)
Сидорова Любовь Алексеевна (Москва, Институт российской истории РАН)

Изображение революции Борисом Пастернаком в оценке современной итальянской критики
Акимова Анна Сергеевна(Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Кровавый крест мира со смеющейся, прекрасной жертвой»: место лирических образов и мотивов В. Маяковского в полемике молодого А. Платонова с историческим нигилизмом революционных идеологов
Горская Анна Олеговна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революция 1917года в судьбах литераторов России
Пархоменко Татьяна Александровна (Москва, Научно-исследовательский Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева)

Подведение итогов работы конференции

Адрес Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Москва, ул. Поварская, д. 25 а.
Ближайшие станции метро: «Баррикадная», «Арбатская»

Адрес Московского педагогического государственного университета
Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1.
Ближайшая станция метро: «Фрунзенская»

Организационный комитет конференции:
член-корр. РАН Н.В. Корниенко - Председатель Оргкомитета,
академик РАН Вяч. Вс. Иванов - Почетный член Оргкомитета,
д.ф.н. И.Н. Арзамасцева,
д.ф.н. Л.А. Трубина,
д.ф.н. М.А. Черняк,
к.ф.н. А. С. Акимова,
к.ф.н. Г.Н. Воронцова,
М.А. Салямова,
к.ф.н. Е.А. Папкова - секретарь Оргкомитета.

Страница 1

Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы.

Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции.

А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (Блок) «Четырежды славься, благословенная» (Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота в высь?» (Есенин). Романтики, они не вняли предостережениям Пушкина, Достоевского, Толстого и не вчитались в Священное писание, в пророчества Иисуса Христа:

«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам. Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; И многие лжепророки восстанут и прельстят многих.» (Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6-12)

И все сбылось: восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства», нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных. И трагичен финал этих избранных. Революция «напылила кругом, накопытила и пропала под дьявольский свист», а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многих других не стало.

М. Горький в «Несвоевременных мыслях» и И.А. Бунин в «Окаянных днях» свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его «комиссаров», гибель вековой культуры и человека в процессе революции.

Русский философ Иван Ильин в статье «Русская революция была безумием» дал общий взгляд на нее и проанализировал позицию и поведение всех слоев населений, групп, партий, классов в событии. «Она была безумием, - писал он, - и притом разрушительным безумием, достаточно установить, что она сделала с русской религиозностью всех вероисповеданий. что она учинила с русским образованием. с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и

с патриотизмом.»

Нет партий, классов, считал Ильин, которые бы до конца понимали суть революционной ломки и ее последствий, в том числе и среди русской интеллигенции.

Историческая вина ее безусловна: «Русские интеллигенты мыслили «отвлеченно», формально, уравнительно; идеализировали чужое, не понимая его; «мечтали» вместо того, чтобы изучать жизнь и характер своего народа, наблюдать трезво и держаться за реальное; предавались политическому и хозяйственному «максимализму», требуя во всем немедленно наилучшего и наибольшего; и все хотели политически сравняться с Европой или прямо превзойти ее».

3.Н. Гиппиус, воспитанная на старой, христианской морали, оставила такие строки о сути происходившего:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

Эти строки углубляют проблему вины перед народом «дилетантов» от революции и предсказывают новое крепостное право в условиях советского режима.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знакомо ли вам выражение «Дети-цветы жизни»? А вот слова ученого и педагога В.Воронова: «Цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей». О чем оно? Речь идет о детях - о тех, чье детство совпало с революционными событиями 1917 года…

Сначала с февральскими, которые приняли с восторгом и надеждой на лучшую жизнь все слои общества. Даже дети пели «Марсельезу», привязывали красные ленточки и верили в свободу Родины.

Октябрь 1917 перевернул жизнь каждого ребенка. Дети оказались заложниками революции, ведь они принадлежали к различным социальным, национальным, религиозным группам, имели разный уровень образования и достатка, их родители придерживались разных политических взглядов.

Страшным стало то, что в одной и той же семье вдруг обнаруживались «каин» и «авель» и брат мог убить брата…

В художественной литературе и кинематографе сложно встретить объективное описание тех октябрьских событий. Тем более сложно проследить и прочувствовать жизнь детей в то время. Но мы попробуем.

В Национальной электронной детской библиотеке представлено 4 произведения в разделе «Дети в Октябрьской революции 1917 года». Только два из них доступны для чтения. Это «Пашка-миллионщик» Б.Емельянова и «Записки витмеровца» А.Ильина. Из первой книги мы узнаем историю бедного мальчишки, которому революция дала хлеб, жильё, надежду на достойную жизнь. «Всё это твоё, парень! Навсегда. Навечно. Октябрьская революция победила». Во второй повествование ведется от лица юноши - члена межученической организации. Он участвовал в событиях октября 1917 года. И это уже другой взгляд - осмысленный, идейный, революционный.

«Пашкины колокола» Арсения Рутько, «Петроградская повесть» Н.Жданова - вот ещё произведения о событиях тех дней. Я читал и восхищался смелостью детей, участвовавших в революционных событиях.

Эти дети были свидетелями штурма Зимнего дворца, боев на московских баррикадах. Под страхом смерти они расклеивали на улицах листовки с первыми декретами советской власти: «О мире», «О земле»… На гребнях баррикад стояли они наравне со взрослыми. Одним словом - герои.

Герой повести А. Рутько «Пашкины колокола» - настоящий московский Гаврош Павлик Андреев, мой сверстник. Он погиб в возрасте 14 лет. В его честь названа улица в Москве. «Пашка ни о чем не думал, его будто бы вела какая-то посторонняя, невидимая, но необоримая сила». А сила эта - любовь к Родине.

В «Петроградской повести» Н.Жданова герой - совсем маленький мальчик, девятилетний Гриша Бугров. После смерти матери-учительницы его новыми учителями стали матросы и красногвардейцы. Их слова: «Наша правда мужицкая - вся в земле кроется. Сколько годов по земле ходим, и пашем, и сеем, и потом её поливаем и кровью, землю-то, а она всё не наша», «Теперь, парень, такой ветер подует по земле - не удержишь. Любую силу сметёт, любую стену повалит!» - стали девизом жизни Григория.

Таких мальчишек было много. В Санкт-Петербурге есть небольшой монумент, надпись на котором гласит: «Честь и слава детям питерских рабочих, погибшим в октябре 1917 года».

Все эти дети из нового мира, мира революции - «кто был ничем, тот станет всем».

А задумывались ли вы, что стало с детьми тех, кто не принимал революцию, для кого октябрь 1917 года стал «кровавым».

Совсем недавно я познакомился с книгой «Зеленая ветка мая» Марии Прилежаевой. Мои впечатления дополнили другие герои. Это дети из дворянских семей. Героиня этой книги - скромная девушка Катя. На её долю выпали тяжёлые испытания: смерть матери и брата, нищета и голод. Но она не сломалась. Осталась благородной, воспитанной, не изменила своим принципам и идеалам. Дальнейшая жизнь «бывшей дворянки» проходит в деревне, где она учит грамоте деревенских баб и ребятишек.

Дети-дворяне, дети-казаки, дети-кадеты… В художественной литературе советского периода нет таких героев, потому что о них просто не писали.

Это уже совсем другой мир и другое детство. Об их судьбах мы можем узнать из книги «Дети эмиграции. Воспоминания».. В Тшебовской гимназии детям было предложено написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года». В этой книге собраны выдержки более чем из 2400 детских сочинений. Прочитанное потрясает... «Это было время, когда кто-то всегда кричал «ура», кто-то плакал, а по городу носился трупный запах». А вот и заветные слова: «Сколько их было... героев, еще мальчиков, беззаветно отдавших жизнь свою за правое дело». Значит, были «герои» и среди детей другого мира - мира контрреволюции.

Я вдруг задумался: что потеряли и что приобрели дети этих двух миров? Ведь и одни, и другие - дети ! «Неудержимо летели они на зарево пожара, окрыленные только любовью к России, часто опаляя свои детские крылья». И по одну и по другую сторону баррикад они «видели то же, теми же детскими глазами впитывали в себя все это».

Время всё расставило по своим местам. Те дети выросли. И уже совсем не важно, к какому миру они принадлежали тогда, сто лет назад. Главное, что их дети, внуки, правнуки - русские люди.

Сейчас нет ни октябрят, ни пионеров. Но 29 октября 2015 года в нашей стране возникло новое Всероссийское военно-патриотическое общественное движение - Юнармия. Главная его цель - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, ее героям, выдающимся ученым и полководцам. Я надеюсь, что благодаря этому движению наша любовь к Родине будет идти от сердца, а не «провозглашаться устами взрослых», (которые до сих пор неоднозначно говорят об Октябре 1917) .

Я уверен, что наше поколение не будет жарить сосиски на Вечном Огне, осквернять портреты революционеров, разрушать памятники.

Пусть будет один счастливый мир и одно счастливое детство.

Октябрьская революция по-разному была воспринята деятелями культуры и искусства. Для многих она была величайшим событием века. Для других - и среди них оказалась значительная часть старой интеллигенции - большевистский переворот был трагедией, ведущей к гибели России.

Первыми откликнулись поэты. Пролетарские поэты выступили с гимнами в честь революции, оценивая её как праздник раскрепощения (В. Кириллов). Концепция переустройства мира оправдывала жестокость. Пафос переделки мира был внутренне близок футуристам, но само содержание переделки воспринималось мим по-разному (от мечты о гармонии и всеобщем братстве до стремления уничтожить порядок в жизни и грамматике). Крестьянские поэты первыми высказали тревогу по поводу отношения революции к человеку (Н.Клюев). Клычков предсказал перспективы озверения. Маяковский пытался удержаться на патетической волне. В стихах Ахматовой и Гиппиус звучала тема грабежа, разбоя. Гибель свободы. Блок увидел в революции то высокое, жертвенное и чистое, что было ему близко. Он не идеализировал народную стихию, видел её разрушающую силу, но пока принимал. Волошин видел трагедию кровавой революции, противостояние внутри нации, отказывался выбирать между белыми и красными.

Добровольные и вынужденные эмигранты обвиняли большевиков в гибели России. Разрыв с Родиной осознавался как личная трагедия (А.Ремизов)

В публицистике часто звучала непримиримость с жестокостью, с репрессиями, бессудными расстрелами. «Несвоевременные мысли» Горького, письма Короленко Луначарскому. Несовмещение политики и нравственности, кровавые пути борьбы с инакомыслием.

Попытки сатирического изображения достижений революционного порядка (Замятин, Эренбург, Аверченко).

Особенности концепции личности, представление о героях времени. Увеличение изображения масс, утверждение коллективизма. Отказ от я в пользу мы. Герой был не сам по себе, а представитель. Нежизненность персонажей дала толчок к выдвижению лозунга «За живого человека!» В героях ранней советской прозы подчёркивалась жертвенность, способность отказаться от личного Ю.Либединский «Неделя». Д.Фурманов «Чапаев» (стихийное, необузданное в Чапаеве всё больше подчиняется сознанию, идее). Эталонное произведение о рабочем классе Ф. Гладков «Цемент». Чрезмерная идеологизация, хоть и привлекательный герой.

Герой-интеллигент. Либо принимал революцию, либо оказывался человеком несостоявшейся судьбы. В «Городах и годах» Федин рукой Курта Вана убивает Андрея Старцова, т.к. тот способен на предательство. В «Братьях» композитор Никита Карев в конце пишет революционную музыку.

А.Фадеев выполнил заказ времени. Преодолев физическую слабость Левинсон обретает силу для служения идее. В противостоянии Морозки и Мечика показано превосходство рабочего человека над интеллигентом.

Интеллигенты – чаще всего враги новой жизни. Тревога по пводу мироощущения нового человека.

Среди прозы 20-х выделяются герои Зощенко и Романова. Множество мелких людей, малообразованных, бескультурных. Именно маленькие люди с энтузиазмом отнеслись к разрушению плохого старого и построению хорошего нового. Они погружены в быт.

Платонов увидел задумавшегося сокровенного человека, пытающегося понять смысл жизни, труда, смерти. Всеволод Иванов изображал человека массы.

Характер конфликтов. Борьба старого и нового миров. К НЭПу – период осмысления противоречий между идеалом и реальной жизнью. Багрицкий, Асеев, Маяковский. Им казалось, что обыватели становятся хозяевами жизни. Заболоцкий (жрущий обыватель). Бабель «Конармия». «Железный поток» Серафимовича – преодоление стихийности в пользу сознательного участия в революции.




талантливые произведения художественной литературы.
Переворот 1917 г. в России закончила идеологическую войну в истоке XX в. Одержало победу реалистическое понимание с его конструкцией, что же Личность обязан непосредственно создавать собственную новую жизнедеятельность, разбив старинный уклад жизни вплоть до причины и отодвинув в сторонку подходящие законы развития. Путешествия в бухту Инал с Краснодара в комфортных автобусах.
И всегда осуществилось: взбунтовался население в население, братья в братьев, «глад», разрушение, гонения в храм, рост беззакония, праздник лжепророков с марксизма, обмораживание мыслями «свободы, равноправия, братства», обнаружившими отображение в творчестве наиболее одаренных, наиболее выбранных. И трагичен конец данных выбранных. Переворот «напылила вокруг, нак оптила и исчезла перед убийственный свист», а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многочисленных иных никак не, стало быть.
Еще в 1915 г. в первой своей поэме "Облако в штанах" Маяковский пророчески говорил о грядущей в 1916 году революции. И она не заставила себя ждать. В феврале 1917 грянула очередная русская революция, вслед за ней - Октябрьская...
Маяковский никак не без гордыни упоминал

Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе
План.
I Вступление
II Основная часть
III Заключение
IV Список литературы

Список литературы
1. Революция 1917 года в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.historicus.ru/39/
2. Октябрь 1917: вызов для XXI века / Под общ. ред. А. Сорокина. - М.: Ленад, 2009. - 384с.
3. Революция. Октябрьская революция: март 1917 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: revolucia1917.ru/mart1917goda.html