Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак.

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак . Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классицистами. Именно классицисты первых десятилетий XIX в., опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства.

Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков - «Предисловие» к драме «Кромвель» В. Гюг о и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже давно отжившему свой век своду законов классицистского искусства, В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго, и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей ее полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи Возрождения Шекспир (воспринимаемый, впрочем, Гюго и Стендалем по-разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20-х годов сближает и общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и в критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 г., явившейся значительной вехой в истории Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит отражение в их полемике начала 30-х годов (см., например, две критические статьи Бальзака о драме Гюго «Эрнани» и его же статью «Романтические акафисты» ). Однако и после 1830 г. контакты вчерашних союзников по борьбе с классицистами сохраняются. Оставаясь верными основополагающим принципам своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт художественных открытий реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их почти во всех важнейших творческих начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу (именно такими, в частности, станут отношения Бальзака с Гюго и Ж. Санд).

Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например, в его культе экзотики (так называемые экзотические новеллы типа «Маттео Фальконе», «Коломбы» или «Кармен» ), у Стендаля - в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей («Пармская обитель», «Итальянские хроники» ), у Бальзака - в тяге к авантюрным сюжетам («История тринадцати» ) и использовании приемов фантастики в философских повестях, в романе «Шагреневая кожа» .

Упреки эти не лишены оснований. Дело в том, что между французским реализмом первого периода - и в этом одна из его специфических особенностей - и романтизмом существует сложная «родственная» связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.д.). Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики выступили первыми критиками современного им буржуазного общества. Им же принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Последовательная, бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма составит самую сильную сторону французских реалистов, расширивших, обогативших опыт своих предшественников в этом направлении и главное -придавших антибуржуазной критике новый, социальный характер.

Одно из самых значительных достижений романтиков по праву усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности, в познании внутреннего мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояли Стендалю, который, опираясь на опыт современных ему естественных наук, медицины (в частности, психиатрии), существенно уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает. Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической эстетики - принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, поименованную романтиками историческим колоритом, и призваны были раскрыть художники слова в своих произведениях.

Однако сформировавшийся в ожесточенной полемике с классицистами принцип историзма в литературе 20-30-х гг. имел специфический характер. Опираясь на открытия школы современных им историков (Тьерри, Мишле, Гизо ), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход этой борьбы, - народ, реалисты предложили новое прочтение истории. Именно это и стимулировало их особый интерес как к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс (не случайно «Человеческая комедия» Бальзака начинается «Шуанами», а одним из последних его романов являются «Крестьяне», в этих произведениях отражен опыт художественного исследования психологии крестьянства). Наконец, говоря о сложной трансформации открытого романтиками принципа историзма в искусстве второй половины XIX в., необходимо подчеркнуть, что принцип этот претворяется в жизнь при изображении не только давно прошедших эпох (что характерно для романтиков), но и современной действительности, показанной как определенный этап в историческом развитии Франции.

Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм. «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем» , - заявляет Бальзак в «Предисловии к "Человеческой комедии" », провозглашая принцип объективности в подходе к изображению действительности важнейшим принципом реалистического искусства.

Но объективное отражение мира как он есть - в понимании писателей первой половины XIX в. - не пассивно-зеркальное отражение этого мира. Ибо порою, замечает Стендаль, «природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты, они могут оставаться непонятыми для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит» . И, словно подхватывая мысль Стендаля, Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»

Категорический отказ от плоскостного эмпиризма (которым будут грешить некоторые писатели второй половины XIX в.) - одна из примечательных особенностей классического искусства 1830-1840-х гг. Вот почему важнейшая из установок -воссоздание жизни в формах самой жизни - отнюдь не исключает для Бальзака, Стендаля, Мериме таких романтических приемов, как фантастика, гротеск, символ, аллегория. Объективное отражение действительности в реалистическом искусстве всегда органически включает в себя и начало субъективное, выделяющееся прежде всего в авторской концепции действительности. Художник, по Бальзаку, не просто летописец своей эпохи. Он - исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт. Поэтому вопрос о мировоззрении писателя-реалиста всегда остается важнейшим для историка литературы, изучающего его творчество. Случается, что личные симпатии художника вступают в противоречия с обнаруживаемой им истиной. Специфика и сила реалиста - в умении преодолевать это субъективное во имя высшей для него правды жизни.

Из теоретических работ, посвященных обоснованию принципов реалистического искусства, следует особо выделить и труды Бальзака 1840-х гг. «Письма о литературе, театре и искусстве», «Этюд о Бейле» и особенно «Предисловие к "Человеческой комедии"» , которые обобщают богатейший опыт художественных завоеваний романтизма и реализма, всесторонне и убедительно мотивируя его эстетический кодекс.

Реализм второй половины XIX в., представленный творчеством Флобера , отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декларированный уже в романе «Мадам Бовари» (1856) . И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остается буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы ее изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40-х гг. приходят обыкновенные, мало чем примечательные люди. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких поединков, душераздирающих драм, запечатленный в «Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место «миру цвета плесени», самым примечательным событием в котором становится супружеская измена, пошлый адюльтер. Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он живет и который является объектом его изображения. Если Бальзак, Стендаль, Мериме проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, «щупали пульс своей эпохи, чувствовали ее болезни, наблюдали ее физиономию» , т.е. чувствовали себя художниками, глубоко вовлеченными в жизнь современности, то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него современной действительности, которая представляется ему торжеством медиократии. Однако одержимый мечтой порвать все нити, связующие его с «миром цвета плесени», и, укрывшись в «башне из слоновой кости», посвятить себя служению высокому искусству, Флобер почти фатально прикован к своей современности, всю жизнь оставаясь ее строгим аналитиком и объективным судьей.

Именно глубокая, бескомпромиссная критика антигуманных и социально несправедливых основ строя, утвердившегося на обломках феодальной монархии, и составляет главную силу реализма XIX столетия. Однако при этом не следует забывать, что принцип историзма, составивший основу творческого метода великих мастеров прошлого столетия, всегда обусловливает изображение действительности в непрерывном развитии, движении, предполагающем не только ретроспективный, но и перспективный показ жизни.

Отсюда способность Бальзака увидеть людей будущего в республиканцах, борющихся за социальную справедливость против буржуазной олигархии, и жизнеутверждающее начало, пронизывающее его творчество. При всей первостепенной значимости, которую приобретает критический анализ действительности, одной из важнейших проблем для великих мастеров реализма остается проблема положительного героя. Многообразным и многоцветным отрицательным персонажам «Человеческой комедии» у Бальзака всегда противостоят положительные герои, на первый взгляд не очень, может быть, «выигрышные и броские». В них-то художник и воплощает свою непоколебимую веру в человека, неисчерпаемые сокровища его души, безграничные возможности его разума, стойкости и мужества, силу воли и энергии. Именно этот положительный заряд придает «Человеческой комедии» особую нравственную силу, свидетельствующую о специфических чертах реализма в его классическом варианте.

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Если А. П. Чехов считал, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала ХХ века это казалось уже недостаточным.

Так, М. Горький прямо заявил, что «роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева… », и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле».

Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм».

Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А.И. Куприи, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

Здесь и черты экспрессионизма (е Красный смех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и орнаментальная проза с искусной стилизацией (творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и особенный, «сгущенный реализм» с его точным и выразительным языком (проза И. А; Бунина).

И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.

Реализм как литературное направление

Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Замечание 1

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

Замечание 2

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были - яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России - все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин - «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь - «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров - «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев - «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский - «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой - «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов - «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн - «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление - символизм.

Определение 3

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность. Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя.

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Герой в литературе реализма

Главные герои реалистических произведений, как правило, много рассуждают, анализируя мир вокруг и мир внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают им понять эти миры.

Реалистическим произведениям свойственен психологизм.

Определение 4

Психологизм - изображение к произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Психическая и идеологическая жизнь человека становятся объектами пристального внимания писателей.

Важно отметить, что герой реалистического произведения - это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Но, безусловно, герои литературы реализма больше прочих похожи на реальных людей. Похожи настолько, что часто «оживают» под пером писателя и сами начинают творить свою судьбу, оставляя своего создателя сторонним наблюдателем.

В конце XIX - начале XX века в культурной жизни стран Европы борьба между реалистическим и декадентским течениями достигла своего пика. Народ не принял произведений, созданных в духе декадентства, так как была потребность в произведениях реалистических, ясно и правдиво отображающих жизнь.

Писатели-реалисты стремились к смелому и правдивому отображению окружающей действительности. Поэтому этот период получил название реализма, или критического реализма. В этот период представители русской литературы Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов открыли для зарубежных современников новые возможности реалистического творчества.

Ги де Мопассан является несравненным творцом, который в своих произведениях «Жизнь», «Милый друг», «МонтОриоль» и других мастерски обнажал социальные проблемы французского общества.

Творчество американского писателя Дж. Лондона отличалось радикальными настроениями. В его романе-утопии «Железная пята» содержится предупреждение катастрофы и страшных мук, возможно, ожидающих человечество. В автобиографическом произведении «Мартин Иден» писатель раскрывает столкновения в области искусства.
В романах американского писателя Т. Драйзера «Финансист», «Титан» передан обобщенный образ типичного американского монополиста, некоронованного короля, богача Каупервуда, который в борьбе за обогащение использует мошеннические методы, ложь, подкуп.

Р. Роллан в своем многотомном романе «Жан Кристоф» показывает разложение французского и немецкого буржуазного общества. Его герой - композитор Кристоф - страдает, видя подлость, лицемерие, карьеризм.

Книга из этого цикла «Ярмарка на площади» выделяется чрезвычайно резким обличением сатирическими средствами продажных министров,
В этот период особое значение имела сатира. Роман немецкого писателя-сатирика Г. Манна «Верноподданный» и трилогия «Империя» обладают большой обличительной силой. На страницах этих произведений можно увидеть королей и канцлеров, аристократов и чиновников, предавших свой народ, и даже императора Вильгельма II.

Крупным мастером, высмеивающим существующий строй, был французский писатель А. Франс. В его произведении «Преступление Сильвестра Боннара» резко, открыто высмеиваются пороки Третьей республики, моральное разложение правящих кругов, продажность политических деятелей, интриги монархов. Романы, рассказы, статьи признанного американского писателя-сатирика М. Твена наполнены горькой и гневной правдой. Название статьи М. Твена «Соединенные Линчующие Штаты» или же колкие определения: «Сенатор - человек, который издает законы в свободное от тюрьмы время», «Слуги народа - лица, избранные на свои должности для распределения взяток» - уже говорят за себя.

Демократическая литература

Творцы демократической литературы верили в победу принципов равенства и справедливости, творческие силы человека, его способность изменить мир. Одна из представительниц этой литературы - американская писательница Г. Бичер-Стоу. Роман Бичер-Стоу «Хижина дощи Тома» является шедевром мировой литературы. В нем правдиво освещены жизнь рабов и рабовладельцев Америки XIX века, противоречия между ними, бунт негров против рабства. В произведениях «Я и моя жена», «Мы и наши соседи» также правдиво описана американская жизнь.

«Майор Барбара», наряду с критикой пороков общества противопоставляются насилию силы, служащие социальному развитию и справедливости. Рабиндранат Тагор
Французский писатель Виктор Гюго в своих произведениях «Страшный год», «Отверженные», «93-й год» выражает протест против тирании, невежества и несправедливости. Ненависть к колониализму, сочувствие к борющемуся народу, его трагическая жизнь и борьба отверженного трудового человека - вот основные темы его произведений.
Французский писатель Жюль Верн - величайший представитель научно-фантастического романа. Герои произведений писателя «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру земли», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» - смелые, отважные люди, бросающие вызов судьбе, преодолевающие трудности.

Русский писатель Л.Н. Толстой в последние годы своей жизни критиковал экономичекие и социальные порядки, аморальные устои государства, церкви. А.П. Чехов в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад» показал типичную картину социальной действительности.

Романы этого периода знаменитых японских писателей Рока Токутоми «Куросиво», «Лучше не жить», Наоэ Киносита «Огненный столп» были направлены против феодальных пережитков, влияния Европы на самобытность японской культуры.

Китайский поэт Хуа Цзунсян в своих стихах призывал народ к борьбе против иностранцев.

Метод критического реализма использовали в своих произведениях и другие мастера слова. Ли Баоцзя прославился своим романом «Наши чиновники», У. Войяо - романом «В течение двадцати лет», Лью Е - романом «Путешествие Jiao Сана», Цзен Пу - романом «Цветы в гневном море». В своих произведениях писатели защищали национальную культуру от иносторанного влияния, вскрывали социальные противоречия общественной жизни страны.

Натурализм

Натурализм произвел революцию в художественном отображении действительности. Группа деятелей искусства, изображавших жизнь того периода в остро сатирических художественных красках, назвала себя натуралистами. Представитель этого течения великий французский писатель Эмилъ Золя поставил перед собой цель показать статус, образ жизни и психологию всех классов и социальных групп Франции. 20-томная серия Эмиля Золя «РугонМаккары» посвящена изображению жизни и социальной истории одной семьи в период Второй империи. Романы «Жерминаль» и «Разгром» считаются вершиной его творчества.

Из представителей натурализма в Италии можно отметить Луиджи Капуана и Джованни Вега. В своих произведениях они с художественным мастерством отразили тяжелую жизнь народа Южной Италии и борцов против ее угнетения. Из американских натуралистов Стивен Крейн в своем произведении «Алый знак доблести» и Френк Норрис в произведении «Спрут» подняли сложные социальные вопросы.

Декадентство нашло отчетливое выражение во французской литературе и оказало чрезвычайно сильное влияние на символизм, в котором главенствовали прозванные «Проклятыми поэтами» П. Верлен, А. Релебо, С. Малларме.

Демократическая литература - литература, служащая не интересам правящих классов, а интересам народа, его будущему, воспитывающая людей в духе веры в светлое будущее, правдиво отражающая действительность.
Декадентство (лат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных, упадочных явлений в европейской культуре. Течение, отображавшее пессимизм, настроение безысходности, отвращение к жизни.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Литература. Критический реализм в конце XIX - начале XX века Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Реалистическая литература XX века исследует связи между искусством и моралью, настаивает на том, что в основе произведения обязано быть нравственное содержание, именно в нем заключаются моральные цели и функции литературы.

В жизни, доказывают своими произведениями Джон Голсуорси (1867—1933), Теодор Драйзер (1871 — 1945), Эрнест Хемингуэй (1899—1961), Томас Манн (1875—1955), нравственное и прекрасное находятся в необъятном многообразии связей, комбинаций и взаимодействий, и именно этот синтез является основой их неразрывности в литературе. Но отсюда не следует, что задача искусства и художника в том только и состоит, чтобы показать или сделать видимыми для всех эти связи, эту гармонию или противоречия нравственного и прекрасного в жизни. Задача литературы, утверждают писатели, гораздо глубже и сложнее по своему характеру. Художественные произведения призваны исследовать и осмыслять многообразие конкретных проявлений человека в условиях соответствующей эпохи и воплощать в художественных образах.

Писатели-реалисты размышляют над поступками своих героев, осуждают их или оправдывают, читатель переживает вместе с ними, восхищается ими или возмущается, страдает, волнуется — участвует в том, что происходит в художественном произведении.

Вопрос о нравственных координатах человеческого существования приобретает чрезвычайно важное значение в реалистической литературе. Художественный образ в реалистической литературе вбирает познание социальных отношений и их оценку: это сложное единство реальных чувственных впечатлений и воображения, рассудка и интуиции, сознательного и бессознательного, объединение гражданской биографии писателей и их общественной позиции; и именно потому, что художественный образ является результатом чувственно-интеллектуальной деятельности художника, он приводит и движение те же духовные силы и в читателе.

В литературе XX века углубляются и совершенствуются принципы реалистического искусства, требующего изображения человека в его бесконечно сложных и непрерывно меняющихся связях с обществом.

Реалистическая литература исследует политические, идеологические, нравственные проблемы, не отрицает художественного эксперимента, создает многозначные и полифонические образы, активно задействует интеллектуально-эмоциональные художественные решения, связанные с расширением возможностей художественного отражения и моделирования действительности.

Феномен человека и формы его художественного воплощения исследуются литературой XX века с различных точек зрения. Традиционные методы сосуществуют с новаторскими. И первые и вторые показывают свою правомерность и потенциал.

Что же касается сущности и ценности результатов, достигнутых в процессе постижения и художественного познания мира, они являются одним из способов, с помощью которых литература XX века познает феномен человека. Реалистическое искусство, модернистские направления и стили стремятся изучить с разных сторон, с помощью различных подходов сложную природу соотношения искусства и человека.

Ни одно из литературных направлений не может претендовать на исчерпывающую характеристику феномена человека. В совокупности они создают целостную картину противоречивой художественной практики XX столетия, позволяют глубже осмыслить духовный мир человека, философию поступка, взаимосвязь субъективного и социального, углубляют художественно-эстетическое познание жизни и самопознание человека.

Реалистические и модернистские стили и направления позволяют с неожиданной стороны раскрыть действительность XX века, взятую в ее необъятной сложности и многогранности.