Тема: Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть »

Введение : Что такое равнодушие? Каково его влияние на жизнедеятельность человека. Равнодушие - это непроницаемая стена между человеком и окружающим миром. Человек, испытывающий равнодушие ко всему вокруг, теряет возможность не только воспринимать внешнее бытие, но и самовыражаться. Равнодушие разрушает способность человека чувствовать и уничтожает в нем лучшие черты, которые он приобретал на протяжении жизни.

А что значит лишиться способности чувствовать для человека (стать равнодушным ко всему)? Это значит перестать быть живым существом и окунуться в мир, полный серых, однообразных, мучительно болезненных оттенков и цветов. Становясь равнодушным, человек, буквально утопает в собственном мире, выбраться из которого ему уже крайне тяжело.

Аргумент : Литература знает множество примеров того, как равнодушие негативно отражалось на жизни человека. Один из таких, наиболее наглядный и показательный, запечатлен в романе "Преступление и наказание". Второстепенный герой романа - Петр Петрович Лужин погряз в равнодушии не только к внешнему миру, но и к близким людям. Он желал жениться на Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, преследуя низменную цель: взять бедную, измученную судьбой девушку, чтобы быть для нее благодетелем и спасителем, которому она должна покорно служить и уважать.

Лужин, требуя переезда в Петербург, не утруждает себя заботами о переезде Дунечки и ее мамы, Авдотьи, и находит интерес только в своих деньгах, при этом безразлично относясь к близким людям. Равнодушие Лужина сыграло с ним злую шутку: он потерял невесту и получил серьезный удар по самолюбию. Достоевский в противовес Лужину ставит таких персонажей как Родион Романович Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин. Их образы являются геометральными противоположностями образу Петра Петровича и соответственно их судьбы в романе "Преступление и наказание" имеют счастливый конец. Таким образом, Федор Михайлович показывает, что отсутствие равнодушия к людям и любовь к ближнему являются залогом счастья для человека.

Вторым аргументом хотелось бы привести роман "Герой нашего времени", главный герой которого Григорий Александрович - пример человека, буквально поглощенного равнодушием. Разглядывая жизнь с различных сторон, он видит лишь пустоту, бессмысленность и вечное страдание. Путешествуя по Российской Империи, молодой офицер не находит в жизни ничего, что могло бы наполнить его жизнь счастьем и душевным теплом, напротив все ему кажется каким-то отчужденным. Даже последнее решение, погубившее его - отправиться на войну в Персию было сделано от скуки, порожденной тотальным безразличием к жизни и собственной судьбе.

Заключение : Подводя итоги вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что равнодушие, словно раковая опухоль в теле больного, медленно, но верно уничтожает человека и его любовь к жизни, тем самым, разрушая и ломая жизнь его жизнь и жизни близких ему людей. Именно поэтому каждый человек обязан проявлять должное внимание и заботу, питать живой, человеческий интерес хотя бы к судьбам тех, кого он горячо и искренно любит!

Великий русский писатель и драматург А.П.Чехов однажды сказал: "Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть". Автор высказывания, несомненно, прав, сравнивая равнодушие с преждевременной смертью. На мой взгляд, самый страшный человеческий недуг-это черствость души, этот диагноз является первопричиной её разложения, деградации присущих личности прекрасных качеств, душевного анабиоза. Такая нравственная болезнь наносит непоправимый вред не только "больному", но и причиняет боль окружающим его людям. Если человек не слышит голос собственной совести и остается безучастным к чужому горю, он мёртв при жизни.
Размышляя над проблемой равнодушия, мне вспоминаются многие произведения русских и зарубежных писателей, среди них- недавно прочитанная мною повесть В.П. Железникова "Чучело", в которой писатель поднимает тему равнодушия и жестокости, которая, к сожалению, порой свойственна подросткам. В центре сюжета- самый обычный класс, живущий по своим собственным законам, как и любой другой детский коллектив. Отзывчивая, добрая и скромная шестиклассница Лена Бессольцева является объектом нападок и незаслуженной травли со стороны класса, потому что взяла на себя вину за то, чего не совершала, тем самым защитив Диму Сомова, который ей очень нравится. Одноклассники долгое время издеваются над невиновной девочкой, дают ей прозвище "Чучело", устраивают ей бойкот и даже сжигают на костре куклу, которая олицетворяла облик Лены. Виновник не признается в деянии, а еще двое одноклассников, Попов и Шмакова, зная правду о том, кто на самом деле является преступником, решают остаться в
стороне и понаблюдать за дальнейшей судьбой несчастного "Чучела". Это ли не проявление исключительного равнодушия и безразличия к чужой судьбе, которое в данном случае гораздо страшнее, чем трусость Сомова? Их совсем недетская жестокость приносит Лене много боли и страданий.
Совершенно противоположные качества, присущие подростку, демонстрирует известный ирландский писатель Джон Бойн в своем романе "Мальчик в полосатой пижаме". Главный герой - девятилетний мальчик Бруно, чей дом расположен недалеко от лагеря под названием "Ай-Высь", где люди за колючей проволокой носят полосатую форму, отец Бруно-офицер, который стоит во главе этого места. Из-за любопытства и испытываемой зависти герой часто ходит к тому месту и в один из дней знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем, удивляясь его худобе. Ребята сразу же становятся друзьями, и хоть наивный Бруно не понимает, что в этом месте такого особенного и почему его друг каждый раз плачет, рассказывая о своей жизни в лагере, он всячески его поддерживает, смешит и приносит для него еду. Мальчик в полосатой пижаме просит помочь отыскать отца на территории лагеря, и Бруно, как настоящий друг и путешественник, соглашается, надеясь заодно исследовать неведомый мир за оградой. В конце романа Бруно и Шмуэль задыхаются в газовой камере. На данном примере показано, каким небезучастным и добрым может быть ребёнок. Отзывчивость нашла отражение в образах обоих героев. Жизнь Бруно сгубила не его отзывчивость, а равнодушие его родителей к судьбе тех людей, что находились по ту сторону колючей ограды.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что А.П.Чехов был прав, равнодушие-это болезнь, от которой, как мне кажется, существует одна и самая главная вакцина-
человеческая доброта, которая заставляет людей оставаться людьми, прежде всего-людьми с сердцами.


Равнодушие-это безразличное, безучастное и лишенное интереса ко всему окружающему отношение человека. Я полностью согласна с высказыванием Антона Павловича Чехова ""Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть"". Если человек не обращает внимание на проблемы окружающих людей, не старается понять и помочь в трудную минуту, то он обрекает себя на духовную гибель, что и является параличом души.

В литературных произведениях нередко поднимается тема равнодушия человека.

Обратимся, например, к произведению А. П. Чехова ""Крыжовник"". В данном рассказе повествуется об Иване Николаевиче, который из-за своего стремления купить поместье и выращивать на нем крыжовник, отказывает себе во всем в жизни. Герой зациклен лишь на собственном благополучии. Он был безучастен ко всему окружающему, кроме стремления к своей цели. Женитьба на богатой вдове не по любви, а лишь из-за материального достатка показывает нам его безразличное отношение к счастью другого человека. Из-за своей жадности и скупости герой губит жену.

Я считаю данный пример дает понять на какие низкие поступки толкает людей равнодушие.Не зря автор в произведении использует образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью каждого счастливого человека и напоминать ему о том, что на свете есть те, кому нужна помощь. На мой взгляд, равнодушие человека ко всему, кроме собственного счастья, и есть его гибель духовных ценностей.

В произведении И. А. Бунина ""Господин из Сан-Франциско"" также прослеживается тема равнодушия. Герой новеллы вместе со своей семьей отправляется в путешествие в путешествие автор не дает герою имени, тем самым показывает его обыкновенность, отсутствие у него каких-либо индивидуальных черт. Господин абсолютно равнодушен к обществу, природе, главную роль в его жизни играют деньги. Я думаю, люди, ставящие главным в своей жизни материальное благополучие, теряют такое человеческое качество, как отзывчивость. а это и приводит к ""параличу души"". отдыхая с семьей в отеле, у господина случается сердечный приступ и он умирает. Смерть героя окружающие восприняли как неприятность, чтобы не испортить людям отдых, управляющий принимает решение поселить господина в дешевый номер. Безразличное отношение окружающих к смерти героя показывает, насколько богатые люди равнодушны к горю других. Они не способны сопереживать и помогать. Отсутствие у человека этих качеств, ведет к утрате их духовных ценностей.

Таким образом, равнодушие губит в человеке его светлые качества. Главным в жизни равнодушных людей становится личное счастье, они не способны сострадать другим. Несомненно, это ведет к ""параличу"" души и сердца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Равнодушие – это паралич души.

А. П. Чехов

В тот день мы прошли более 15 километров пешком – приблизительно на таком расстоянии от ближайшего населенного пункта раскинулся красавец Учар.

Дух захватывает при виде этого чуда природы, водопада, который, кажется, проистекает прямо с неба: высота его разбега около 160 метров. Лежишь на камушке, греешься, как змейка, смотришь на этот поток и забываешь обо всем на свете… Кто ты, как ты здесь оказался, каким трудным и опасным был путь сюда… Кажется, он не такой уж и неприступный, этот великан, хотя старожилы прозвали его таковым с давних времен.

Учар приберег для нас испытание, оставив его напоследок. Наверное, мы ему понравились, и он решил отложить проверку для очередных туристов.

Серега, высокий и худощавый молодой парень, был в нашей компании главным. Он эти места знает как свои 5 пальцев: отчим постоянно вывозил его летом в Горный. Глядя на то, с какой ловкостью он перепрыгивает с камня на камень, бесстрашно, чуть ли не безумно, отчаянно, не можешь не отвести взгляд в сторону.

Самый большой на Алтае каскадный водопад Учар

Маша с Игорем, тем временем, заканчивали обедать, и никто не услышал, как Серега крикнул: «Оставьте мне еды». Кто знает, было ли им все равно, или они правда не услышали, но пока наш Маугли стремился запечатлеть себя на фоне водопада во всей красе на видеокамеру и выполнял опасные маневры, обед был съеден. Каждый получил свою порцию, а про Серегу забыли. Он был инициатором того, чтобы Игорь повел нас с Машей назад, а сам же еще остался, снять Учар на видео. Целый год его душа тосковала по этому месту.

Мы двинулись в обратный путь. Назад дорога шла как по маслу. Я не «ныла» и не спрашивала, сколько еще впереди, как утром, а скакала, как козочка. Стремление Маши быть в центре мужского внимания и тем самым давление на свободу моего существования привело к тому, что мне было некомфортно, и потому сегодня я держалась от нее в стороне. Игорь шел между двух огней, пытаясь угодить и одной, и другой. То ли из вежливости, то ли по человеколюбию спешил подать руку при сложных перевалах, в труднопроходимых местах (и как это Маша не запустила в него камнем из ревности?).

Сереги все не было. Мы ждали, что он скоро нас догонит. Останавливались, высматривали. Спрашивали у встречаемых туристов, которых настигали в пути, не видели ли они парня в рыжей майке. Нет, не видели. Мы, в самом деле, волновались.

Через три-три с половиной часа мы были уже у входа в заповедник, горы остались позади. А Сереги все не было. Ключи от его машины были у нас. В машине все наши вещи, деньги. Куда же он мог деться?

Каково же было наше удивление, когда группа туристов сообщила нам, что парень, по описанию напоминающий Серегу, находится на стоянке при заповеднике. Я сначала решила, что он пьяный, честное слово. Знакомы мы не так давно, я не знала, выпивает ли он, но именно таким было мое восприятие. Хотелось налететь на него с криками: мы тебя ждали, мы волновались, а ты тут отдыхаешь!… Не успела я раскрыть рта, как поняла, что дело в другом – его организм после таких физических нагрузок был очень истощен, переутомлен. Придя в себя, Серега рассказал, что случилось.

Он перегнал нас бог знает каким путями. И эта нагрузка его очень сильно вымотала. Для того чтобы перебраться на другой берег, к базе, нужно заплатить водителю лодки. Группа рыбаков взяла измученного, еле стоящего на ногах парня с собой бесплатно. Один из рыбаков сразу все понял, только взглянув на него. Не стал задавать лишних вопросов, а принес ему бутылку воды. Купил за свои деньги в кафе. И просто так протянул ближнему.

Серега отлежался, отдышался… Его бил озноб… Остаток вечера он приходил в себя…

На память пришла притча о добром самарянине, описанная в Евангелии от Луки: «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Поражала собственная ограниченность и восхищало милосердие того рыбака. Неужели есть такие люди, которые смотрят по сторонам, не зациклены на себе… Сегодня, когда с того момента прошло достаточно времени, я вижу еще глубже, как мало было в моем сердце любви… Кажется, можно простить себе все, но только не равнодушие к ближнему…

У меня есть племянница Наташа. Маленькая девочка лет трех. Когда я с ней вижусь, она все время бегает около меня. Любое мое слово ловит своими глазками. Я для нее авторитет, так сказать. Как часто я слышу от нее: «Лена! Давай я принесу!», «Лена! Давай я помогу!», «Лена! У нас дома это есть! Давай я спрошу у мамы!»… А иногда просто обнимет и скажет: «Леночка…». Эта девчушка, хоть и милая, но долго с ней не могу находиться. Потому что она неравнодушная, потому что она свободна, потому что она наполнена любовью… А я, вроде как, такая деловая, взрослая, мне ни к лицу эти телячьи нежности. В последний раз я видела ее полтора года назад. Хочется верить, что сегодня мне было бы приятно провести с ней побольше времени.

Где же та черта, переходя которую, мы перестаем быть детьми и превращаемся в рабов равнодушия… В детстве все дни напролет проводили на улице, мама в десять вечера выходила и кричала нам с сестрой: «Лена, Вика, домой!». А нам так не хотелось домой, хотя там ждала на столе жареная картошка и холодное молоко. Прыгали, бегали, расшибали коленки в кровь. А с годами все меньше двигательной активности как физической, так и душевной. Меньше жизни, меньше свободы, меньше любви – больше зацикленности на себе.

Я глубоко убеждена, что в сердце ребенка напрямую входит Бог. Благодать в сердце ребенка производит любовь в действии. И потому дети именно таковы – огоньки, вызывающие всеобщее изумление. Иисус Христос сказал: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Эти слова можно отнести к ребенку внутри каждого из нас, той части нашей личности. Нужно позволить ей дышать, а не сидеть в затхлости всю жизнь. И как в комнату, где очень душно, врывается ветер, так и в сердце человека… Это переживание верующие называют рождением свыше. Когда в моей жизни случилось это событие, я написала эти дорогие для меня строки:

Мне грустно оттого, что радость мимолетно

В мой дом попала, крыльями звеня.

Прошла насквозь зашторенные окна,

Наполнив воздух отсветами дня.

Завороженная, я с изумленьем

Смотрю на красоту вокруг себя,

Наполненная красочным цветеньем,

Украшенная бликами огня.

Боюсь моргать и засыпать боюсь я,

Ведь радость может просто улететь…

А впрочем, лучше ею наслажусь я

И буду улыбаться, жить и петь.

Весь мир для меня стал иным… Это не значит, что я стала вдруг хорошей, нет – внутри меня родился новый духовный человек. Старый, плотской остался. С сильнейшим эго и скверным характером. Но цель жизни христианина – вытеснить его, ветхого человека в себе, новым, духовным, исполненным благодати. Неравнодушным.

Очень много людей можно назвать хорошими. Помогают друг другу, душевные. Но мотивы их такого поведения известны только им самим. Может быть, ими управляет тщеславие, желание иметь хорошую репутацию, быть «хорошими». Может, это корысть, расчет. Есть такие слова: «Великим может стать каждый… потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование. Необязательно правильно ставить ударение в словах. Все, что нужно, – это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь» (Мартин Лютер Кинг).

В Библии сказано, что в последние времена по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь. Наш век индивидуализма настолько разобщил людей, настолько сконцентрировал их внимание на себе любимом, что мы просто не привыкли смотреть по сторонам… И потому такие люди, как тот рыбак, так бросаются в глаза… Мы можем учиться в институте, читать много литературы, занимать активную позицию в обществе, путешествовать, увлекаться всем подряд, забивать каждый час своей жизни новыми и новыми делами, но если в этом всем не будет любви, то мы – медь звенящая или кивал звучащий…

Знание упразднится, а любовь никогда не перестает.

В основе равнодушия лежит эгоизм, желание защитить себя, оборонить себя от неприятностей. Ключ к победе над своим эго – в принятии любви от Бога в свое сердце, сохранении и возрастании в ней. Постепенно тебе приходит осознание прежних заблуждений. Ты понимаешь, что судя другого, согрешаешь, потому что считаешь себя выше, лучше его. Это гордыня. Любить – значит не отворачиваться от человека, а идти к нему навстречу, для того чтобы понять и обратить его взгляд на истину в каком-то вопросе. Мои тексты, в которых я раньше судила, вызывают у меня такое отторжение… Вообще меняется отношение к слову… Это болезненно, но останавливаться не хочется.

РАВНОДУШИЕ
А равнодушны ли Вы?
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
А. П. Чехов

Равнодушие как качество личности – это утрата способности что-то или кого-то любить.Равнодушная любовь – глупое несовместимое словосочетание, такое же абсурдное, как связка смертельное убийство или доброе Зло.

Равнодушный человек – это тот, кто потерял способность любить, человек с выгоревшим сердцем. Сергей Есенин описал такое состояние: «И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, – Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».Когда в человеке живет любовь к чему-то или кому-то, она переливается через край и изливается на окружающих, ее невозможно измерить и утаить.

Ущербность и пагубность равнодушия – в отсутствии любви. Черствый человек с огрубевшим сердцем может нежно любить себя, жену и детей, не показывая своих чувств и не проявляя эмоций. Между равнодушием и черствостью отсутствует знак равенства, это далеко не синонимы. В большинстве семей мужчины в той или иной степени проявляют черствость по отношению к близким, но обвинить их в отсутствии любви, значит, жестоко оскорбить. Их не научили в детстве, и они не умеют проявлять любовь, нежность и ласку. Если бы равнодушие к своим женам и детям совпадало бы с черствостью, у нас было бы поголовное безбрачие.

Встречает как-то Любовь на своем пути Влюбленность.
– Здравствуй, любовь! Как же я тобой восхищаюсь, ты самое сильное чувство!
– восклицает Влюбленность.
– Да, я сильнее тебя, – соглашается Любовь.
– Но знаешь ли ты, в чем заключается моя сила? – задумчиво спрашивает она.
– Потому что без тебя люди не могут быть счастливы, ты ведь соединяешь сердца
– уверенно отвечает Влюбленность.
– Нет, ни в этом моя сила, сильной меня делает мое умение прощать,
– не соглашается Любовь.
– А что ты можешь простить, если тебе больно уже от Предательства? – недоумевает Влюбленность.
– Да, я сильно страдаю от Предательства, – говорит Любовь,
– но простить Предательство я могу, так как этот поступок человек совершает не от злого умысла, а от незнания.
– Но простить Измену ты не сможешь!
– восклицает Влюбленность. – Да, простить Измену трудно,
– констатирует Любовь.
– Но Измену я тоже смогу простить, потому что, изменивший человек имеет возможность выбрать лучшее, сравнивая людей путем проб и ошибок.– Неужели, ты смогла бы простить и Ложь?
– спрашивает Влюбленность.
– Глупышка, ведь ложь
– это только слабость человеческая, она причиняет меньше зла, чем все остальные чувства. Часто люди лгут от нежелания делать больно или от осознания собственной безысходности, а это не так уж и плохо. – Значит, нормально, когда люди утаивают правду и лгут друг другу? – недоумевает Влюбленность.
– Конечно, люди могут говорить неправду, но не тогда, когда по-настоящему любят, – отвечает Любовь. Поэтому ложь ко мне не имеет никакого отношения, когда любят люди не врут. – Чего еще в твоих силах простить?
– интересуется Влюбленность.
– Простить я могу Злость, потому что она кратковременна и со временем проходит, Резкость, так как ее вызывает Огорчение, а огорчается человек не по собственной причине. Могу простить Обиду, она
– старшая сестра Огорчения, еще могу простить Разочарование, так как за ней часто приходит Страдание, – отвечает Любовь.
– Ах, Любовь, мне бы твои силы! – восхищенно восклицает Влюбленность.
- А я вот не такая, я гасну при первом же испытании. Как я завидую тебе!
– Ты не права, моя девочка! – не соглашается Любовь.
– Есть чувство, которое не могу простить даже я. Действительно, я могу прощать многое, но это страшное чувство способно причинить мне сильную боль, и нет на свете никакого лекарства, чтобы излечить ее. Это чувство отравляет меня и ранит сильнее Предательства и Измены, задевает хуже Зла, Лжи и Обиды.

Называется это чувство Равнодушие, оно самое страшное из всех существующих чувств. Отвращение, Ненависть и Презрение – тоже отрицательные чувства, но они выражают отношение к человеку. Они ничто, по сравнению с Равнодушием. Равнодушному человеку наплевать на чувства других и на происходящее в их жизни.

Именно равнодушие сильнее меня, оно разрушает Любовь.Б. Ясенский в «Заговоре равнодушных» писал: “Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут убить. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут предать. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».

Равнодушный, то есть безучастный человек, – никакой, сновидящий, аморфный, пассивный или, как сказано в книге Откровений 3:15-16, «теплый»: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Горячий» или «холодный» человек каким-то образом выражен, имеет свое лицо, позицию, мнение. «Теплый», то есть равнодушный человек, не способен на активную духовную жизнь.Зачастую, корень равнодушия зарыт в далеком детстве. Для ребенка проявление эмоций – жизненно необходимая потребность. Если ее отвергнуть, она никуда не исчезнет, ибо служит проявлением сущности маленького человека.

Потребность останется нереализованной внутри и будет настойчиво искать другие косвенные формы проявления. К сожалению, потребности психики при реализации приобретают искаженный вид, как это бывает с равнодушием. Ребенку в грубой форме запретили проявлять свои эмоции. У него появился эмоциональный страх. Но от природы не убежишь, проявление чувств и эмоций – важная потребность человека. Чтобы реализовать потребность, он надевает маску равнодушия.

Подсознание прочно хранит детскую недолюбленность, недостаток тепла и ласки, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей. Статистика утверждает, большинство равнодушных людей в детстве были обделены материнской любовью и заботой. В дальнейшей жизни осуществляется обыкновенный «перенос» отношений к себе в детстве на супруга, детей и остальных людей. Родителям равнодушие возвращается обратно бумерангом.Подросткам присуща определенная форма равнодушия, ошибочно принимаемая за возмужалость. Мальчишкам прививается убеждение, что настоящий мужчина должен быть не эмоциональным, жестким и предельно сдержанным, иначе сочтут за «слабака».

Поэтому молодые мужчины примеривают на себя маску равнодушия. Вдобавок к трудному, обделенному любовью детству, маска равнодушия постепенно вырабатывает у человека душевную лень, не давая возможности отозваться на чужие волнения и оказать действенную помощь в трудную минуту. Душевная лень разъедает душу, заставляя по-настоящему играть роль равнодушного человека – не вмешиваться, не обращать внимания, беречь свои нервы и силы. Постепенно в сознании созревают принципы равнодушия: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти».

Со временем равнодушие становится тяжким душевным недугом, дальнейшее развитие которого означает полную безучастность ко всему на свете, даже к самому себе. Как ржавчина поедает железо, равнодушие, без осознанных усилий со стороны человека, постепенно закабаляет и разрушает его душу. Человек безвозвратно уходит в себя, при этом отравляя жизнь членам семьи. Все обходят его стороной. Равнодушие убивает все чувства, по силе своего пагубного воздействия оно заметно превышает измену, обиду и ложь.Мне пришлось воочию увидеть вырост равнодушия на примере сына одного знакомого. Семья была неблагополучная: мать ненавидела отца, и свою ненависть и разочарование жизнью выплескивала на детей. Жесткость и черствость матери были избирательны – сын был болен, поэтому все доставалось девочке. Для воспитания равнодушия нужно обладать определенным «педагогическим мастерством».

Первое, что сделала Макаренко в женском лике, отучила сына о ком-то заботиться. Все в доме ходили на цыпочках, чтобы не потревожить больного. В мальчике начал расти эгоизм и жуткая несусветная лень. Он уже не болел, но привычка целыми днями лежать на диване и абсолютно ничем не интересоваться осталась. К совершеннолетию он вымахал под два метра, сажень в плечах, головой быка убьет. Если беспристрастно описать его проявленные качества: это лень, махровый эгоизм, лживость, лицемерие, цинизм, безответственность и невежество.

Ядовитый коктейль качеств личности уже тогда настораживал своим устойчивым отсутствием интереса к большинству сфер жизни. Но больше всего тревожила не способность кого-то или что-то любить. Женившись по расчету, он, спустя десять лет, бросил семью, оставив двоих детей. Больше он о них никогда не вспоминал. Алиментов не платил ни рубля. Вернулся к родителям и вот уже пятнадцать лет лежит на диване. Никаких чувств, никакой любви, полный паралич души – равнодушие.Равнодушие уводит человека в зазеркалье жизни. Когда его перестает интересовать собственная жизнь – это логичный финал взращивания равнодушия. Но это никак не безразличие. Между равнодушием и безразличием зияющая пропасть принципиальных отличий. Безразличие – это:

1. избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то;
2. установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то. Человек может быть безразличен к себе, например, после сильного потрясения. Нервная система «жмет на тормоза» в целях восстановить растраченную энергию. В других случаях у человека существует определенный интерес к чему-то или кому-то. Не испытывает интереса только труп. Так, жена может быть безразличной к футболу, но любить фигурное катание. Она может быть безразличной к аквариумным рыбкам и, в то же время, обожать своего пса. Иными словами, безразличие в отличие от равнодушия вполне уживается с избирательной любовью и интересом к кому-либо или чему-либо.Безразличие не придает особой важности кому-то или чему-то, не выделяет жирной чертой на шкале значимости какие-то объекты внешнего мира. Ей без разницы, где петь – в Кремлевском дворце или перед простыми крестьянами, где выступать – на олимпийских играх или на чемпионате общества «Урожай». Невзирая на лица, то есть безразлично, она будет повсюду одинаково излагать свою точку зрения.

Безразличие в отличие от бесплодного и отрешенного равнодушия не отрицает любви и интереса. Равнодушие парализует душу. Безразличие оперирует с категорией не души, а разума. Например, человек неравнодушен к никотину, но разум запрещает ему тянуться к пачке сигарет. Если разум силен, человек отодвинет душу в сторону и будет безразличен к курению.Зачастую, причина равнодушия кроется в желании человека защититься от обрушивающихся на него негативных эмоций. Так, в нише равнодушия удобно уберечься от сварливости начальника или жены. Когда на него ежедневно выливается поток упреков, он, желая «выжить», зачастую неосознанно играет роль равнодушия. Беда только в том, что эта роль со временем становится его естественным внутренним неизлечимым состоянием.

В рассказе А. П. Чехова «Тоска» блестяще выписано человеческое равнодушие. У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только… Иона молчит некоторое время и продолжает:
- Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

© подсказки.инфо