Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.


В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт "Брайтон". Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам, которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран.

Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838 г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму - в основном, горному).

Заключение. Туризм - та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения - их скорости, удобства и безопасности - ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма - космический. По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая Специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее - в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

Экскурсионный туризм

Тяжела и трудна была жизнь путешественника 200 лет назад: его изводили дикие звери, жестокие разбойники, голод и жажда, болезни и скука.

Уже изобретен велосипед, паровоз и пароход, страны связаны сетью морских путей и железных дорог, а странствовать по свету все еще трудно и опасно. Секреты успешных путешествий XIX века — в нашей инструкции.

Русская тройка

Маршрут: от Москвы до самых до окраин

Расстояние между станциями: 18-25 верст (1 верста — 1067 м)

Скорость: осенью — 8 верст в час, летом — 10, зимой — 12. В среднем 100-150 верст в сутки

Выбирайте почтовых лошадей — самый надежный способ передвижения. Их меняют на станциях, и вы точно доберетесь до места назначения, вопрос — когда: ожидание рысаков может затянуться вплоть до ночевки в компании клопов и блох. Хотите быстрее — наймите ямщика из местных жителей и приготовьтесь заплатить втридорога. Бюджетный вариант — поехать на своих лошадях и забыть о скорости: в дороге скакуны будут есть и отдыхать.

Враг путешественника — дорожная скука. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие»

Возьмите подорожную. Без этой важной бумаги вас просто не выпустят из города. В подорожной должны быть указаны ваши чин и звание, дабы станционный смотритель знал, сколько лошадей следует выдать. Скажем, генерал-адмиралу полагалось 20, капитаны и мелкие чиновники ездили на тройках. В том числе и солнце русской поэзии — титулярный советник Александр Пушкин.

Оптом дешевле. Садитесь в дилижанс, и вы домчитесь из Москвы в Петербург всего за двое с половиной суток вместо четырех. Это стало возможным только в 30-е годы, когда между двумя столицами проложили шоссе и запустили рейсовый экипаж. Дилижанс везли четыре лошади — независимо от статуса пассажиров. Зимой в нем умещались четыре человека, летом шесть — тесно, зато быстро.

Тише едешь, дальше будешь — главное правило русских дорог. Если гнать по ямам и кочкам, экипаж опрокинется и поездка затянется. «Выехал пять-шесть дней тому назад из моей проклятой деревушки на перекладной из-за отвратительных дорог. Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня; у меня помят бок, болит грудь, и я не могу дышать. Жду, чтобы мне стало хоть немного лучше, дабы пуститься дальше на почтовых», — жалуется Пушкин в письме другу.

Восточный экспресс. Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов

Наберитесь терпения. Еще один враг путешественника — дорожная скука. Однообразные пейзажи, хмурое небо, плохая погода — тоска, да и только. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие».

«Восточный экспресс»

Маршрут: Париж — Стамбул

Расстояние: 3000 км

Время в пути: 67 часов

Забудьте о реальности. «Восточный экспресс» — не просто поезд, соединивший Европу и Азию, а целый мир роскоши и комфорта: красное дерево, генуэзский бархат, хрустальные люстры, столовое серебро. В каждом купе есть умывальник с холодной и горячей водой, а в вагоне-ресторане пассажиров кормят исключительно деликатесами. Одна проблема: вернуться из этой сказки к повседневной жизни не так-то просто.

Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов. На экспресс несколько раз нападали вооруженные люди. Возможно, за ними стояли владельцы пароходов, которые терпели огромные убытки от популярности «Восточного экспресса».

Не помешает запас еды. Однажды поезд на пять дней застрял в горах из-за снежной бури. Кухня вагона-ресторана не была готова к такой задержке, так что пассажиров в эти дни даже не кормили и некоторые из них ходили на охоту. Этот случай стал завязкой сюжета одного из лучших детективов Агаты Кристи — «Убийство в "Восточном экспрессе"».

Натирайтесь духами. Бич поезда — клопы, жившие в щелях деревянных вагонов. Насекомые набрасывались на пассажиров, невзирая на чины и должности. Совет по борьбе с этой неприятностью предлагает французская книга 1829 года: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому во избежание укусов надо натираться духами». Правда, изысканное средство помогало ненадолго и кровопийцы возвращались.

Осторожно, привидение! Самым впечатлительным пассажирам «Восточный экспресс» обещает встречу с потусторонним. В поезде-дворце, как в старинном замке, имелось свое привидение — впрочем, вполне добропорядочное и безобидное: джентльмен средних лет в костюме бежевого цвета возникал ниоткуда, проходил сквозь стены и исчезал.

Трансатлантические лайнеры

Маршрут: Ливерпуль — Нью-Йорк

Расстояние: более 5000 км

Время в пути: 30-100 дней (парусники), 8-18 дней (пароходы)

Берегите здоровье. На кораблях, плывших через Атлантику, в больших кубриках без перегородок размещались от 800 до 1000 эмигрантов. И теснота — только полбеды: в темном, сыром, душном помещении быстро распространялись инфекции. Холера и тиф, корь и дизентерия уносили здоровье и жизнь, треть пассажиров погибали в пути. Поэтому со временем эмигрантов стали допускать на борт лишь после медосмотра.

Чистота и порядок на паруснике — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее

Возьмите с собой подушки, одеяла и постель. Вам предоставляется место на деревянных двух-трехъярусных нарах вдоль бортов и по центру судна. Из удобств — набитый соломой матрас, остальное нужно брать с собой. А если места на нарах не хватит, придется спать прямо на полу. И никаких излишеств: бочка вместо стола и чемодан вместо стула.

Не забудьте продукты и посуду. Столовых для эмигрантов на борту парусников нет, зато разрешают варить каши и картошку. Не исключено, что придется голодать: продукты спускают в грузовой отсек, и добраться до запасов, заваленных сверху торговым грузом, порой невозможно. А вот на пароходах в стоимость билета входит трехразовое питание: каши, говядина или свинина, суп, рыба, картофель. Посуду лучше взять с собой.

Чистота и порядок — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее. Чтобы постирать белье, нужно сначала собрать дождевую воду, дождаться хорошей погоды и собраться на палубе — стирка в трюмах запрещалась.

Мойтесь на палубе. Ванной нет вообще, вся надежда на боцмана: он обдаст вас струей воды из шланга, если будет в настроении. Туалетов как таковых тоже нет, в лучшем случае ведро за ширмой для женщин и детей. Из-за резкого запаха экипаж не желает спускаться к пассажирским отсекам. Воздух очищается с помощью кипящего дегтя, паров хлора или уксуса. Туалеты с автоматическим сливом появились на пароходах лишь в конце века.

Велосипед «пенни-фартинг»

Маршрут: вокруг света

Расстояние: 21 700 км

Время в пути: два с половиной года

Развивайте ловкость. Велосипед «пенни-фартинг» к концу века стал так популярен, что англичанин Томас Стивенс даже отправился на нем в кругосветку. Управлять этим механизмом непросто: переднее колесо в пять раз больше заднего (как монеты пенни и фартинг), руль, педали и колесо соединены в жесткую конструкцию, а центр тяжести смещен вперед. Малейшая неровность, камушек или резкий поворот — и велосипедист вылетает из седла через руль.

Не берите ничего лишнего — главная заповедь велосипедистов всех времен. (Другие наши материалы на тему путешествий — и .) Смог же Стивенс объехать мир с парой носков, запасной рубашкой, плащ-палаткой и спальным мешком. Денег тоже было немного, зато в дороге ему помогали такие же фанаты велопутешествий. Пригодился и револьвер — чтобы отпугнуть горного льва в пустыне Невада и грабителей в Турции.

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков. У китайцев странник тоже не нашел понимания — до такой степени, что пришлось не раз угрожать им оружием, чтобы спасти жизнь.

Найдите спонсора. Сначала Стивенс планировал пересечь только США. Но в Нью-Йорке он встретился с владельцем крупнейшей в стране компании по производству велосипедов — Альбертом Поупом, который профинансировал дальнейшее путешествие вокруг света. Поездка стала рекламной акцией для велосипедов Pope Manufacturing — на одном из них и ехал Стивенс. Кстати, эта схема отлично работает и в XXI веке.

Приготовьте план «Б». Далеко не везде вас встретят радушно, так что менять маршрут придется на ходу. Томас Стивенс не смог пересечь Сибирь из-за отказа российских властей. В Афганистане его арестовали и выслали из страны, и он добирался в Индию длинным кружным путем.

Караван верблюдов

Маршрут: Тегеран — Хива — Бухара — Самарканд — Герат — Стамбул

Расстояние: 7000 км

Время в пути: один год

Переоденьтесь дервишем. Нужно быть настоящим экстремалом, чтобы отправиться в Среднюю Азию в середине XIX века: регион был закрыт для европейцев, а любопытство каралось смертью. Перемещаться свободно здесь могут лишь «святые паломники» — дервиши, так что придется преобразиться. Тряпки, связанные у пояса веревкой, чалма, лоскуты грязной ткани на ногах и мешочек с Кораном на шее — именно так выглядел венгерский путешественник Арминий Вамбери во время своих азиатских странствий. Потрепанный вид и паспорт на имя Решида-эфенди с печатью турецкого султана помогли ему благополучно пройти долгий путь с караваном дервишей.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза

Контролируйте каждое движение. И даже этой премудрости мало — выдать чужака может любой неосторожный жест. «Зная, например, за собой привычку размахивать руками при разговоре, что на Востоке не дозволяется, я из боязни выдать себя прибег к насильственным мерам, то есть подвязал себе руку, сказав всем, что она у меня болит, и рука скоро отвыкла от непроизвольных движений», — делится опытом Вамбери.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза. В общем, для полного перевоплощения в дервиша придется окончить медресе, и тогда вы сможете раздавать благословения, лечить больных молитвами и участвовать в религиозных диспутах.

Не отходите от каравана ни на шаг. Дороги Средней Азии буквально кишат разбойниками. Каракчи не рискуют нападать на большие караваны, но не пощадят одинокого путника. В лучшем случае вас ограбят, в худшем — продадут в рабство.

Экономьте воду. Странствуя по этим благословенным местам, вы пересечете пару пустынь и узнаете, что такое жара, жажда и песчаные бури. Пополнить запасы воды можно только после дождя или в горько-соленых колодцах, и каждая капля — на вес золота. С собой паломники берут только воду и муку, в дороге пекут пресный хлеб, ночуют на голой земле, не разжигая огня. И лишь в оазисах вас ждет короткий отдых, чистая вода и горячая еда.

Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, купец, торговец мехами.

Когда: 1648

Что открыл: Первым прошел Берингов пролив, что отделяет Евразию от Северной Америки.

Таким образом, выяснил, что Евразия и Северная Америка – два разных континента, и что они не смыкаются.

Кто: Фаддей Беллинсгаузен, русский адмирал, мореплаватель.

Путешествия

Когда: 1820.

Что открыл: Антарктиду вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно.

Также экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который ошибочно был нанесен на всех средневековых картах Европы.

Мореплаватели, включая знаменитого капитана Джеймса Кука, без всякого успеха искали в Индийском океане этот «Южный материк» больше трехсот пятидесяти лет, и конечно, ничего не находили.

Кто: Камчатый Иван, казак и охотник за соболями.

Когда: 1650-е годы.

Что открыл: полустров Камчатку, названа в его честь.

Кто: Семен Челюскин, полярник, офицер русского флота

Когда: 1742

Что открыл: самый северный мыс Евразии, названый в его честь мысом Челюскин.

Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе русского царя. Фамилия Ермака неизвестна. Возможно, Токмак.

Когда: 1581-1585

Что открыл: завоевал и исследовал Сибирь для Русского государства. Для этого вступил в успешную вооруженную борьбу с татарскими ханами в Сибири.

Иван Крузенштерн, офицер российского флота, адмирал

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой»

Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное плавание вместе с Иваном Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Невой».

Кто: Петр Семенов-Тян-Шанский

Когда: 1856-57

Что открыл: Первым из европейцев исследовал Тянь-Шаньские горы.

Также позже изучил ряд областей в Центральной Азии. За исследование горной системы и заслуги перед наукой получил от властей Россиской империи почетную фамилию Тянь-Шанский,которую имел право передавать и по наследству.

Кто: Витус Беринг

Когда: 1727-29

Что открыл: Вторым (после Семена Дежнева) и первым из ученых исследователей достиг Северной Америки, пройдя по Берингову проливу, тем самым, подтвердил его существование. Подтвердил, что Северная Америка и Евразия – два разных континента.

Кто: Хабаров Ерофей, казак, торговец пушниной

Когда: 1649-53

Что открыл: освоил для русских часть Сибири и Дальнего Востока, изучил земли близ реки Амур.

Кто: Михаил Лазарев, русский офицер флота.

Когда: 1820

Что открыл: Антарктиду вместе с Фаддеем Беллингсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Мирным». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно. Также российская экспедиция окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который был нанесен на средневековых европейских картах, и который безуспешно искали мореплаватели четыреста лет подряд.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в . их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914) , географом, статистиком, ботаником.

Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников — П.

А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин в 1864—1866 годах совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.

Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. В связи с известием о его смерти А. П. Чехов писал, что такие «подвижники нужны как солнце». «Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, — добавлял он,— они возбуждают, утешают и облагораживают…

Русские путешественники 19 века(кратко)

Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены».

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в .

приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888) .

Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая).

Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей.

К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий . И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.

§Первый русский марксист В.

Г. Плеханов
§Начало революционной деятельности Ленина
§Начало царствования Александра I
§Начало Отечественной войны 1812 г.
§Конец Отечественной войны 1812 г.

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

Дорожный возок Екатерины II. Г.Д. Гоппе. Гравюра XIX века

О побегах, сентиментальных путешествиях и дороге к дому

21 января 2014 Дмитрий Бавильский

Если внимательно читать русские заметки о путешествиях прошлых веков, в глаза бросится их важная особенность: уехав за границу, автор крепко держит в уме оставленное дома. Из его головы нейдет безнадзорное российское пространство. Тогда как иностранцы, исключая командировочных немцев, в поездке целиком и полностью погружаются в новую реальность, русские странники всегда помнят о том, что ждет их по возвращении. Такова выразительная традиция русских классических травелогов — подробных и порой беллетризованных путевых дневников. Касается ли это сочинений Афанасия Никитина, чьи "Хождения за три моря" (1466-1472) считаются первым русским травелогом, или "Двукратных изысканий в Южном Ледовитом океане и плаванья вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов" Федора Беллинсгаузена.

Именно поэтому, подобно лесковскому Левше, создатели травелогов думают о том, как бы силой примера помочь стране и родному читателю. И если сообщают ему об удобствах чужого быта ("ружья кирпичом не чистят"), то, конечно, имея в виду привить полезный навык в отечестве. Наши классики не столько дивятся экзотике и удивляют ею читателя, сколько ищут пути улучшения привычной жизни, торят дорогу светлому завтра.

Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву

Александр Радищев, правда, никуда из империи не выезжал. Для создания главной своей книги, разделенной на главки-топонимы, ему хватило 630 (если верить Эйдельману) верст из одной российской столицы в другую.


В.Н. Гаврилов. Радищев. 1954. Музей истории и археологии Надыма

Мученики советской средней школы, мы спешили избавиться от знакомства с этой "революционно настроенной" книгой, написанной тяжелым, вычурным языком XVIII века. Особенно после того, как учительница заставила нас заучивать наизусть фрагмент "звери алчные, пиявицы ненасытные..." из главы "Пешки", болтающийся в памяти до сих пор.

Между тем совсем недавно чердачинский литератор Влад Феркель перевел травелог Радищева, породивший, между прочим, целую волну подражаний и продолжений — вспомним, хотя бы "Москву — Петушки" Вен. Ерофеева — на современный русский язык, издал его отдельной книгой, тиражом 650 экземпляров — совсем как Радищев в 1790 году.

Очень жаль, что брошюры этой не было в моей средней школе. Очистившись от лексических непоняток, "Путешествие…", как ни странно, заблистало первозданными смыслами, которые я оценил только теперь.

Увлекшись, я бросился к литературоведам и узнал, например, что Радищев обращался напрямую к царице. Избранное им направление движения — из европеизированного Питера в дореформенную Москву — и было его предложением вернуть страну к допетровским временам .

А еще я вычитал, что книга Радищева снабжена важным мистическим подтекстом и построена по примеру трехступенчатого масонского продвижения к абсолютной Истине. Нет, не зря эту простую, на первый взгляд, книгу так ценил Юрий Лотман, посвятивший ей немало вдохновенных страниц в "Беседах о русской культуре".

Цитата:

Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти её у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме...

Николай Карамзин. Письма русского путешественника

Выдающийся русский писатель и просветитель покинул рубежи отечества, будучи совсем молодым человеком. В 23 года Карамзин выезжает из Петербурга в Пруссию, оттуда — в Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. На дворе 1789 год, в Европе разгорается революция, напугавшая Карамзина и поразившая его даже сильнее, чем встреча с философом Кантом и невстреча с Гёте, — великий автор "Фауста" лишь мелькнул в окне своего дома, но к чужестранцу так и не вышел.

Несмотря на то, что на стиль "Писем русского путешественника" весьма повлиял роман Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие", давший название целому направлению в истории европейской литературы. Но если Стерна интересовали не реальные факты, с которыми сталкивается его главный герой, а мир его переживаний и чувств, то Карамзин сочинял еще и "энциклопедию" современной ему европейской жизни.

По этой причине "Письма" Карамзина предельно информативны. Просветительский темперамент заставлял его фиксировать не только особенности политики стран, в которых он побывал, но и мельчайшие детали заграничного быта. Не говоря уже об описаниях музеев, церквей и архитектурных памятников.

Цитата:

Меня встретил маленький, худой старичок, отменно белый и нежный. Первые мои слова были: "Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить моё почтение Канту". Он тотчас попросил меня сесть, говоря: "Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости". С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель…

Александр Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Эти записки в пяти главах поэт вел в 1829 году во время поездки в Закавказье с русской армией генерала-фельдмаршала Ивана Паскевича — шла война с Турцией, начавшаяся годом раньше. Именно им мы обязаны одной из самых мощных сцен в русской документальной литературе.

Конечно, я имею ввиду нечаянную встречу путешественника с гробом своего друга и полного тезки — Александра Сергеевича Грибоедова, поэта и дипломата, убитого в Персии. Во второй главе "Путешествия" Пушкин оплакивает великого русского драматурга, и, отклонившись от литературного и географического маршрутов, создает один из самых точных и поэтичных некрологов в истории отечественной журналистики.

Роковые ущелья и перестрелки с горцами, сражение с сераскиром арзрумским, храбрость военных и отчаянное сопротивление "местного населения", придающие запискам Пушкина неповторимый колорит, описания азиатской роскоши в пятой главе — все эти чудеса пряной южной экзотики затмевает одна символически насыщенная встреча двух Александров Сергеевичей.

При публикации в "Современнике" из текста путевых записок выпало начало предисловия, а так же два фрагмента — разговор с линейскими казаками, конвоировавшими путешественников на родину, и записка, написанная по-французски о секте езидов.

Цитата:

Не зная ни молитв, ни постов, ни жертвоприношений, езиды не имеют и никаких праздников. Однако на десятый день после августовского новолуния они собираются неподалеку от могилы шейха Ади. Это собрание, на которое стекается множество езидов из отдаленных местностей, длится весь день и всю последующую ночь. В течение пяти или шести дней до и после такого собрания небольшие караваны рискуют подвергнуться в равнинах Моссула и Курдистана нападению этих паломников, путешествующих всегда по нескольку человек вместе, и редкий год проходит без того, чтобы это паломничество не дало повода для какого-нибудь печального происшествия. Говорят, что много женщин-езидок, за исключением, впрочем, незамужних девушек, приходят из окрестных селений на это собрание и что в эту ночь после обильной еды и попойки, гасят все огни и больше уже не разговаривают до зари, — момента, когда все расходятся. Можно себе представить, что творится в этом молчании и под покровом тьмы…

Владимир Яковлев. Италия в 1847 году

Итальянская тема — одна из самых благодатных и обильных, причем не только в русской литературе, но и во всех основных литературах Европы. Начиная с XVI века жанр "гран-тура" стал неотъемлемым явлением эпохи Просвещения.

Состоятельные молодые и не очень мужчины из Франции, Англии и Германии путешествовали по Апеннинскому сапожку от трех месяцев (именно столько хватило знатоку искусства Ипполиту Тэну, чтобы написать знаменитый двухтомник "Путешествие по Италии") до трех лет — с полным погружением в языковую среду и нравы местного общества.

В XVIII и тем более в XIX веке гран-туры стали совсем уже массовыми, а свидетельства о перемещении по Италии с севера на юг (Милан — Венеция — Рим — Венеция — Флоренция и города Тосканы — Неаполь) или с юга на север (менее обязательные Сицилия, Пестум, Равенна, Падуя, Мантуя, Верона, Феррара, вплоть до какой-нибудь Бреши и Бергамо) выходили десятками.

Даже в России, где традиция литературных гран-туров сложилась уже ближе к Серебряному веку (Василий Розанов, Александр Блок и, разумеется, Павел Муратов), любой уважающий себя литературный журнал публиковал в петитной части "Письма из Италии", в которых упражнялись самые разные писатели — от западников до славянофилов. И здесь, помимо прочего, отметим "Итальянские письма" Степана Петровича Шевырева, опубликованные в тогдашнем "Телескопе".

Вообще на "итальянском пути" не только библиографов, но и простых читателей ожидают многочисленные открытия. Таковы лишь недавно опубликованные заметки художника Владимира Яковлева. Богатым человеком он не был, но столь прилежно обучался в Академии художеств, что был направлен в Италию "пенсионером".

Первостатейным живописцем Яковлев не стал. Вернувшись из Италии, он ослеп и вскоре умер, не успев дописать свои монументальные путешествия "по стране живописной природы и искусств". Во всяком случае, некоторые города, как, например, Венецию и Рим, он описал гораздо полнее и систематичнее, чем это сделал Павел Петрович Муратов.

Россия в объемном, многочастном сочинении Яковлева упоминается всего дважды — в римских беседах с другими русскими художниками. И, однако, этого достаточно, чтобы понять, как неотступно вспоминал родину пенсионер Яковлев.

Цитата:

Когда небо было не по-римски серо, а жарко е твердо, как солдатское сердце, мы вздыхали о сумрачном отечестве. Впрочем, беседа редко касалась вопросов общественных и политических. Бороды собеседников, хотя и напоминали то социалистов, то афинских мудрецов, были чисто артистического стиля. Из-за очарований римского неба, из-за ватиканских чудес пластики, из-за картин великих мастеров и не одни художники не замечают здесь черных, безобразных когтей папской сбирократии. Кругом общественный дух в страшном угнетении, скованы все благородные порывы, заклепана живая речь, сыщики мысли, политические и церковные, преследуют её на самом дне души, а артисту дышится в Риме как-то легко. Привыкнув витать в рафаэлевском небе, он прощает католицизму даже все его полуязыческие проделки за великолепие обстановки...

Иван Гончаров. Фрегат «Паллада

Русские писатели путешествовали словно бы не сами по себе, но представительствуя от имени некоторых идеологических или художественных позиций. Карамзин перемещался в пространстве в качестве сентименталиста и просветителя, Пушкин — как типичный романтик, декларируя "побег энтузиаста в экзотические обстоятельства", Радищев — как революционер и масон, Герцен — как революционер и агитатор.

И только Иван Гончаров стоит в этом ряду ликующим исключением. Конечно, советское литературоведение записало его кругосветку по ведомству нарождающегося реализма, хотя дотошность описаний южных морей и океанов, заморских портов и едва ли не волшебных стран имела, кажется, совершенно иную природу — сугубо психологическую.


Гончаров среди офицеров фрегата Паллада. Фотография. 1852 г. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова.

В конце 1852 года на борту фрегата "Паллада" — "этого маленького русского мира, с четырьмястами обитателей, носившегося два года по океанам…" — путешествовал будущий автор "Обломова", "избалованнейший из всех вас городской жизнью" литератор, устремившийся за новыми впечатлениями и желающий внести разнообразие в жизнь "своей покойной комнаты, которую оставлял только в случае крайней необходимости и всегда с сожалением".

Описавший плавание по Атлантическому и Тихому океану, путешествия на мыс Доброй Надежды, на Яву с Сингапуром, в Гонконг, Китай и Японию, а также разметивший обратную дорогу домой через Сибирь, Гончаров ближе, чем кто бы то ни было из русских писателей, приблизился к идеалу сентиментального путешествия Лоренса Стерна. Именно он показал, как перемещение в пространстве и знакомство с чужими нравами влияет на мироощущение отдельно взятого человека.

Цитата:

Вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа, или одного человека, отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в каких книгах не сыщешь…