Чувство вины. Почему мы его испытываем? Как влияет оно на нашу жизнь? Легко ли избавиться от этого чувства? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Л.М.Леонова.

Что это за событие? О нём мы узнаём из письма солдата любимой девушке Поле. Он пишет, что только ей может рассказать это и просит её сжечь письмо. Что же это за тайна? Мы узнаём, что часть Родиона в составе армии постоянно отступает, оставляя мирное население «на милость врага». Из истории мы знаем, что первые годы Великой Отечественной войны советской армии приходилось отступать. В «одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении», к нему подошла девочка лет девяти с букетиком полевых цветов. “У нее были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус... Зажмурился, а принял его у нее». С тех пор Родион носит засохший букетик, «словно огонь за пазухой». И он не знает, «хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о чувстве вины, которое порой неотступно преследует нас.

Позиция автора мне ясна: чувство вины – болезненное чувство, не дающее покоя, заставляющее снова и снова возвращаться в памяти к нашим поступкам, когда мы вынуждены по разным причинам поступать против своих моральных принципов и ценностей. Родион понимает, что эта девочка остаётся на территории, которую вот-вот захватит враг, что отступая, они предают свой народ. Но война диктует свои правила, и изменить их он не в силах.

Я согласна с автором. Чувство вины – это голос нашей совести, внутреннего судьи. Совесть подсказывает нам, что мы поступили неправильно. Я считаю, что люди ответственные, высоконравственные испытывают чаще чувство вины, угрызения совести, потому что осознают сложность, противоречивость, а подчас и несправедливость нашей жизни. Герои художественных произведений нередко испытывают чувство вины. Приведу примеры.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны теряет самое ценное, что у него было. Дом, семью. Жена и дочери погибли от бомбы, а сын-капитан был убит в последний день войны. Герой прошёл плен, тяжёлую работу в плену, издевательства, неудачный побег и удачный, когда удалось ещё и языка прихватить, важного офицера с документами. Но, узнав о смерти семьи, он винит в этом себя. Он винит себя, что построил дом около аэродрома. Немцы бомбили аэродром, и бомба угодила в его дом. Он винит себя, что упрекнул жену Ирину при расставании, что она плачет, как будто хоронит его. Оказалось, что чувствовала, что больше им не увидеться. Чувство вины тяжёлым грузом легло на сердце героя. Конечно, он винил себя, что жив, а самых родных людей нет. Встреча с Ванюшей, забота о нём отодвинули это чувство на второй план. Андрею Соколову теперь есть для кого жить.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова – молодые люди, но чувство вины испытывают оба. Я не говорю о преступлении и о непристойном заработке, я имею в виду вину за несправедливость в жизни. Почему так плохо живут люди? Почему мучаются, бедствуют? Только ли они в этом виноваты? Раскольников проникается сочувствием к Мармеладову, потому что понимает, как страдает этот человек, как он болен. Сонечка не оставляет Раскольникова, узнав о преступлении, она остаётся с ним, чтобы облегчить его страдания. Девушка понимает, какой мучительный и трудный путь у него впереди. Они не могут быть счастливыми, когда рядом кому-то тяжело. Страдания, переживания, желание помочь ближнему – вот их удел. Неспособность помочь всем, изменить жизнь – они чувствуют в этом и свою вину. Поэтому именно эти герои нам так и симпатичны.

Таким образом, чувство вины не только болезненное чувство, но и очищающее, возвышающее. Только нравственный человек способен по-настоящему испытывать чувство вины. Этот человек не способен ни на подлость, ни на предательство.

Обновлено: 2018-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

Осознание собственной вины и раскаяние

Многим на жизненном пути приходится встречаться с теми людьми, которые впоследствии становятся их друзьями. Однако дружба бывает настоящая и мнимая.

Проблема текста заключается в том, что человек должен оставаться предельно честным во всех ситуациях, в том числе и в дружеских отношениях.

Комментарий к тексту таков. Если кто-то из друзей совершил скверный поступок, то второй, посвящённый в его тайну, стано­вится его сообщником при условии, что аморальный поступок своего так называемого друга он скроет, не осудит, не предаст огласке.

Какова же позиция автора? Во-первых, люди высоконрав­ственные, с чистой совестью, соединённые дружескими свя­зями, не будут творить заведомо бесчестные, злые дела. Если же они оба или кто-то из них совершат правонарушение, то их задачей становится достойно выйти из создавшегося поло­жения: принять заслуженное наказание и не пытаться «выйти сухим из воды». Честно признаться в содеянном, пережить стыд и тяжесть вины - это поступок не из лёгких, но, только пройдя через всё это, люди нравственно очищаются и дают себе зарок больше не повторять ошибок.

Я подтверждаю правильность позиции автора следующим первым примером. Князь Горчаков, человек с острым складом ума, не был другом, он был современником Пушкина. Напи­санная в 1821 году поэма «Гавриилиада» имела скандальную славу. Авторство приписывалось Пушкину, и он, спустя годы, в 1828 году был строго допрошен властями и даже самим царём. По версии, Пушкин испугался наказания и поначалу заявил: автор произведения - князь Горчаков, которого к тому времени уже не было в живых. Однако есть свидетельство, что впослед­ствии Пушкин признался, что автором поэмы был он. Это при­знание он изложил в письме царю и был им прощён. При этом известно, что сам поэт всю жизнь испытывал чувство вины за допущенные ошибки и проявленное малодушие.

Второй пример, доказывающий правильность позиции автора, можно привести из повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Рыбак в плену выдаёт немцам посланного на задание вместе с ним Сотникова и совершает ужасное преступление, выбив из под его ног скамью во время казни. Впоследствии предатель сам наказывает себя: не перенеся мук совести, уходит из жизни.

Вывод. Люди честные, с чистой совестью, живут по законам добра и правды. Если же они в силу каких-то причин совершают безнравственный поступок, то самый строгий приговор себе выносят они сами.

Здесь искали:

  • проблема раскаяния аргументы
  • проблема раскаяния
  • проблема раскаяния аргументы из литературы
Угрызения совести, испытываемые человеком после совершения постыдного проступка, являются следствием раскаяния - чувства вины перед другими людьми, а также, что более важно, перед самим собой. Виктор Петрович Астафьев, выдающийся советский и российский писатель, поднимает в тексте проблему проявления чувства раскаяния.

Рассуждая над проблемой, автор приводит случай из своего детства, проведённого в детдоме. Будучи раздражённым ни на чей не похожим голосом, он со словами негодования выдернул вилку репродуктора из розетки, чем вызвал сочувствующее отношение ребятни к его поступку. Однако, спустя много лет, став взрослым человеком, автор сожалеет о том, что некогда в детстве он оскорбил Надежду Обухову, певицу, которая теперь является его самой любимой исполнительницей, над чьими песнями он не раз плакал.

Так, шаг за шагом, приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в том, что человек, раскаявшийся в своих поступках, больше не совершает их. Раскаяние нужно, прежде всего, для того, чтобы простить себя.

Для доказательства своих мыслей обращусь к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников по своей безнравственной теории убивает старуху-процентщицу. Раскаяться в совершенном преступлении ему помогает Соня Мармеладова, которая силой своего духа ставит Раскольникова на путь исправления. Родиону понадобилось много мужества, чтобы признать совершённые ошибки перед следователем, Богом, а самое главное перед самим собой.

Ещё одним примером, доказывающим мою точку зрения, может являться рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Главный герой мальчик Витя, подстрекаемый левонтьевскими ребятишками, решается на то, чтобы обмануть бабушку. Витя кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву. Но совесть мучает ребёнка сразу же, как только он совершил обман. Вите плохо спится ночью и наутро он твёрдо решается сознаться, но не успевает, так как бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачет и раскаивается в содеянном поступке. И бабушка, видя искреннее раскаяние мальчика, всё же дарит ему пряник - коня с розовой гривой, о котором он мечтал. Этот случай стал хорошим нравственным уроком для Вити.

Таким образом, раскаявшись в совершённом проступке, человек становится на путь исправления.

p/s Сочинение написано по тексту В.П. Астафьева

  • Образец сочинения.
  • Текст к сочинению С. Львова;

Проблема нашей вины перед близкими людьми, проблема покаяния

Сочинение

Почему молодые люди так рвутся покинуть свой родной дом, семью, близких людей? Ведь потом они, подобно блудному сыну из евангельской притчи, нередко раскаиваются в содеянном. Проблема вины перед близкими и проблема покаяния поставлены в тексте С. Львова.

Эта проблема относится к категории «вечных». Она актуальна во все века и времена. Именно поэтому автор хочет поразмышлять об этом, указать читателям на важность ее.

С. Львов рассказывает нам о судьбе известного немецкого художника А. Дюрера. В молодости он покинул родной дом, оставил семью, жену и родителей, уехав в Италию. В Нюрберге в это время как раз начиналась эпидемия чумы. Рассказывая об этой истории, автор раскрывает чувства родителей, оставленных своими детьми: «Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вести от детища, покинувшего отчий дом! Скольким людям знакомы бессонные ночи, когда мысленно представляешь себе своего ребенка голодным, раздетым, разутым, больным, и мысль, что ты бессилен помочь ему, накормить, одеть, приласкать, пронзает сердце беспомощностью и ужасом». Именно после этой поездки Дюрер создал свою знаменитую гравюру «Блудный сын». И в чертах героя ее мы замечаем ощутимое сходство с самим художником. Дюрер, очевидно, испытал то же самое острое чувство тоски и раскаяния, о котором писал А.С. Пушкин. И это чувство знакомо каждому из нас. Однако «времени не обратишь вспять». Поэтому мы должны быть добрее, внимательнее, терпимее в отношениях с близкими людьми. Именно такова авторская позиция в этом отрывке.

Текст С. Львова очень образный, яркий, выразительный. Он использует разнообразные тропы, риторические фигуры: эпитеты («с великой радостью», «нетерпеливая жажда молодости»), метафору («мысль пронзает сердце беспомощностью и ужасом»), вопросно-ответную форму изложения («Мог Дюрер испытать в Италии чувство раскаяния, что покинул родину, оставив родных в опасности? Мог и даже, наверное, испытал»).

Я полностью разделяю позицию С. Львова. Чувство запоздалого раскаяния знакомо каждому из нас. Поэтому мы должны задуматься о том, что значит для нас наша семья. О чувстве вины дочери перед умершей матерью пишет К.Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма». Главная героиня рассказа Настя живет яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе художников, старается помочь людям, восстановить справедливость - устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. При этом Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей далеко от нее. Она не успевает приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим близким.

Запоздалое чувство раскаяния посещает и героя автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон». Как и блудный сын в притче, давно уехал его герой из родного дома. И вот умерла его бабушка, оставленная в родной деревне. Но не отпустили его с работы на эти похороны. А бабушка, вырастившая и воспитавшая мальчика, была для него всем, «всем, что есть на этом свете дорогого». «Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня, - пишет В. Астафьев. - Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. <...> Нет у меня к слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею».

Таким образом, семья, по мысли С. Львова, это наша малая родина. Поэтому будем ценить каждую минуту, проведенную с близкими людьми, будем любить и беречь их.

Текст к сочинению

Работая над книгой о художнике Альбрехте Дюрере, я узнал, что он, вскоре после того как женился, уехал из родного Нюрнберга в Италию. Уехал неожиданно. Поспешно. Оставив домажену и родителей. Уехал как раз тогда, когда в Нюрнберге началась эпидемия чумы.

Множество биографов Дюрера пытались объяснить эту поездку в Италию. И не смогли. И я пытался. И тоже не смог. Да и как объяснишь? Но мне кажется, что беспредельная острота раскаяния, которой проникнута его гравюра «Блудный сын», созданная вскоре после этой поездки, кое-что объясняет.

Я не сумею описать эту гравюру и мысли, которые она вызывает во мне, иначе, чем сделал это в своей книге «Альбрехт Дюрер». Привожу здесь это описание с некоторыми сокращениями. Среди евангельских притч особенно понятной и близкой многим людям оказалась притча о блудном сыне. Он нетерпеливо потребовал у отца свою часть наследства, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Разорившись, узнал голод и тяжкий труд. Раскаявшись, вернулся к отцу, и тот принял его с великой радостью.

История эта веками волновала людей не только своим иносказательным, но и прямым смыслом. Он внятен каждому, у кого есть дети и кто знает, как рвутся они, вырастая, из-под родительского крова, как неразумно, на взгляд родителей, распоряжаются едва обретенной свободой, растрачивая если не деньги, то время и здоровье. Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вести от детища, покинувшего отчий дом! Скольким людям знакомы бессонные ночи, когда мысленно представляешь себе своего ребенка голодным, раздетым, разутым, больным, и мысль, что ты бессилен помочь ему, накормить, одеть, приласкать, пронзает сердце беспомощностью и ужасом. Кому не понятны счастье нежданного возвращения твоей плоти и крови, когда вздорными кажутся былые обиды, когда ничего не жаль для вернувшегося, только бы подольше пожил в отчем доме, а главное, только бы был счастлив. Но ведь и нетерпеливая жажда молодости жить своей жизнью, свободной от родительского попечения и указки, испытания, выпавшие на долю того, кто отправился в странствия по жизненному пути, горечь сожалений об утраченном, острота раскаяния, когда кажется, - все готов претерпеть, все, что угодно, только бы вернуться к своим, великое счастье переступить родной порог и застать всех живыми - все эти чувства тоже близки и понятны людям. Каждый, прежде чем стать отцом, был сыном.

Всматриваясь в гравюру Дюрера, мы с изумлением замечаем, что в лице блудного сына есть ощутимое сходство с самим художником, каким он изобразил себя на некоторых автопортретах. У блудного сына такие же вьющиеся волосы до плеч и такие же, неожиданные для батрака-свинопаса, пышные.рукава тонкой сорочки. Мог Дюрер испытать в Италии чувство раскаяния, что покинул родину, оставив родных в опасности? Мог и даже, наверное, испытал. Но мне кажется, что сходство блудного сына с Дюрером на этой картине значит нечто более глубокое. Художник, одержимый своим творчеством, спешит как можно больше узнать о жизни и изведать в ней. Желание это знакомо не только художникам. Человек, которым оно овладело, невольно отдаляется от родных и близких, иногда на время, бывает - навсегда. Погруженный в свои поиски, занятый своим делом, он не щадит себя, но, случается, не щадит и родных, не желая того, становится жестоким по отношению к самым близким людям. Пока он испытывает подъем, пока работа ладится, не замечает этого отчуждения. Но вот работа пошла с трудом или не удалась, а силы иссякли. Раньше он едва мог дождаться утра, чтобы продолжить начатое, теперь просыпается в тоске перед наступающим днем. Все, что сделано, представляется никчемным, все, что предстоит сделать, - непосильным. В голове теснятся воспоминания о подлинных и мнимых винах перед близкими, мысли о деньгах, которые бездумно потратил, о времени, которое зря убил, об обещаниях, которые дал, но не выполнил, о надеждах, которых не оправдал. Сердце жжет нестерпимая тоска, руки сжимаются в отчаянии, лицо искажает гримаса боли, и оно принимает выражение, запечатленное па гравюре «Блудный сын». Ее можно было бы назвать и «Раскаяние», и «Угрызение совести». Чтобы так изобразить это состояние, нужно хоть однажды самому испытать чувство, о котором говорит Пушкин.