Определения по ГОСТ Р 50922-96Информация (от лат. informatio - «разъяснение,
изложение, осведомлённость») - сведения об
окружающем мире, независимо от формы их
представления.
Защита информации – это деятельность по
предотвращению утечки защищаемой информации,
несанкционированных и непреднамеренных воздействий
на защищаемую информацию.
Объект защиты – информация, носитель информации
или информационный процесс, в отношении которых
необходимо обеспечить защиту в соответствии с
поставленной целью защиты информации.
Цель защиты информации – предотвращение ущерба от
несанкционированного доступа, изменения или
уничтожения информации.
Эффективность защиты информации – степень
соответствия результатов защиты информации цели.

Защита информации от утечки - деятельность по
предотвращению неконтролируемого распространения
защищаемой информации, её разглашения и получения
к ней несанкционированного доступа (НСД).
Защита информации от НСД – это деятельность по
предотвращению получения защищаемой информации
заинтересованным субъектом с нарушением
действующего законодательства, прав или правил
доступа к информации, установленных её собственником
или владельцем.
Система защиты информации –совокупность органов
и/или исполнителей, используемая ими техника защиты
информации, а также объект защиты, организованные и
функционирующие по правилам, установленным
соответствующими правовыми, организационнораспорядительными и нормативными документами по
защите информации.
Под информационной безопасностью (ИБ) понимают
защищенность информации от незаконного
ознакомления, преобразования и уничтожения, а также
защищенность информационных ресурсов от
воздействий, направленных на нарушение их
работоспособности.

К объектам, которым следует обеспечить информационную безопасность, относятся:

Информационные ресурсы;
Система создания, распространения и использования
информационных ресурсов;
Информационная инфраструктура (информационные
коммуникации, сети связи, центры анализа и
обработки данных, системы и средства защиты
информации);
Средства массовой информации;
Права человека и государства на получение,
распространение и использование информации;
Защита интеллектуальной собственности и
конфиденциальной информации

Компоненты автоматизированных систем обработки информации

аппаратные средства - компьютеры, их
составные части, мобильные устройства,
средства АСУ на производстве, транспорте,
связи.
программное обеспечение – приобретенное
ПО, исходные коды программ, операционные
системы, микропрограммы контроллеров и т.п.
данные – хранимые временно или постоянно,
на носителях, архивы, системные журналы.
персонал – обслуживающий персонал и
пользователи системы.

И еще несколько определений…

Конфиденциальность данных - статус, предоставленный
данным и определяющий требуемую степень их защиты.
Конфиденциальная информация должна быть известна только
допущенным (авторизованным) субъектам системы
(пользователям, процессам, программам).
Категорированием защищаемой информации называют
установление градаций важности защищаемой информации.
Под целостностью информации понимается свойство
информации сохранять свою структуру и/или содержание в
процессе передачи и хранения.
Достоверность информации – свойство информации,
выражающееся в строгой принадлежности субъекту, который
является её источником, либо тому субъекту, от которого эта
информация принята.
Юридическая значимость информации означает, что документ
обладает юридической силой.
Доступ к информации – получение субъектом возможности
ознакомления с информацией.
Субъект доступа к информации – участник правоотношений в
информационных процессах.

Собственник информации - субъект, в полном
объеме реализующий полномочия владения,
пользования, распоряжения информацией в
соответствии с законодательством.
Владелец информации – субъект,
осуществляющий владение и пользование
информацией в соответствии с
законодательством.
Пользователь (потребитель) информации –
субъект, пользующийся информацией,
полученной от собственника, владельца или
посредника в соответствии с установленными
правами и правилами доступа к информации.
Правило доступа к информации – совокупность
правил, регламентирующих порядок и условия
доступа субъекта к информации и её
носителям.

Санкционированный доступ к информации - доступ, не

доступа.
Несанкционированный доступ к информации – доступ,
нарушающий установленные правила разграничения
доступа.
Идентификация субъекта – процедура распознавания
субъекта информационного обмена по его
идентификатору (некоторой информации, уникальным
образом связанной с субъектом).
Аутентификация субъекта – проверка подлинности
субъекта с данным идентификатором.
Угроза безопасности АС – действия, способные прямо
или косвенно нанести ущерб её безопасности.
Ущерб безопасности – нарушение состояния
защищенности информации.
Уязвимость АС – присущее системе неудачное свойство,
которое может привести к реализации угрозы.

Атака на АС - поиск и/или использование
злоумышленником уязвимости АС, т.е. реализация
угрозы безопасности АС.
Защищенная система – это система со средствами
защиты которые успешно и эффективно противостоят
угрозам безопасности.
Способы защиты информации – порядок и правила
применения определенных средств защиты информации.
Средство защиты информации – техническое,
программное средство, вещество и/или материал,
предназначенные или используемые для защиты
информации.
Комплекс средств защиты(КСЗ) – совокупность средств
защиты информации, создаваемых и поддерживаемых
для обеспечения ИБ в соответствии с принятой
политикой безопасности.
Политика безопасности – это совокупность норм, правил
и практических рекомендаций, регламентирующих
работу средств защиты АС от заданного множества
угроз.

Источники основных информационных угроз (по природе возникновения)

Естественные источники
Стихийные бедствия
Физические явления
Старение носителей
Живая природа
Искусственные источники
Преступная
деятельность
Ошибки в ОС и ПО
«Закладки»
Социальная инженерия

Источники основных информационных угроз (по положению источника угрозы)

Вне контролируемой АС
Перехват данных
Подбор паролей
Поиск уязвимостей
DDOS-атаки
В пределах АС
В самой АС
Прослушка
Хищение носителей
Вербовка персонала

Классификация угроз АС (по степени воздействия на АС)

Пассивные угрозы
Угроза копирования
Угроза разглашения
Активные угрозы
Внедрение троянцев
Вирусы
«Закладки»
DDOS-атаки

Угрозы на этапе доступа

До доступа к ресурсу
(несанкционированный доступ)
После разрешения доступа к
ресурсу (нарушение прав и
политики безопасности)

Преднамеренные угрозы

Хищение информации
Распространение компьютерных
вирусов
Физическое воздействие на аппаратуру

Компьютерные вирусы
«троянские кони»
Сетевые атаки

Случайные угрозы

Ошибки пользователя компьютера;
Ошибки профессиональных разработчиков
информационных систем: алгоритмические,
программные, структурные;
Отказ и сбои аппаратуры, в том числе помехи
и искажения сигналов на линиях связи;
Форс-мажорные обстоятельства

Значимость безопасности информации для различных специалистов с позиции компании и заинтересованных лиц

Прикладные
задачи
Управленческие
задачи
Информационные услуги
Коммерческая деятельность
Банковская деятельность

Прикладные задачи
Управленческие задачи
Сохранность личной
информации
пользователя
Обеспечения полноты
управленческих
документов
Информационные услуги
Обеспечения доступности
и безопасной работы
Коммерческая деятельность
Предотвращение утечки
информации
Банковская деятельность
Обеспечения целостности
информации

Политика безопасности – это совокупность
технических, программных и организационных
мер, направленных на защиту информации на
предприятии.
Методы защиты
информации от
преднамеренных
информационных угроз
Ограничение доступа к
информации
Шифрование
информации
Контроль доступа к
аппаратуре
Законодательные
меры
Методы защиты
информации от
случайных
информационных угроз
Повышение надёжности работы
электронных и механических
узлов и элементов
Структурная избыточность –
дублирование или утроение
элементов, устройств
Функциональный контроль с
диагностикой отказов

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Информационная безопасность" (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Информатика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ПРОЕКТ по информатике

Информационная безопасность

Выполнила: Игонина Марина Александровна

ученица 9 класса МОУ «Тазинская основная общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района РМ

Слайд 2

Познакомиться с основами информационной безопасности, определить основные направления развития этой области знаний, сформировать элементы «информационной культуры».

Цель проекта:

Слайд 3

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -

защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре

ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -

минимизация ущерба, прогнозирование и предотвращение злонамеренных воздействий

Слайд 4

Что угрожает информационной безопасности

целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий.

Слайд 5

2. "Электронные" методы воздействия, осуществляемые хакерами

несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS-атаки.

Хакеры - люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства

Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - "отказ в обслуживании") - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т. п.

Слайд 6

3. Компьютерные вирусы

Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, Интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

Слайд 8

электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются не разглашать); вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других "грубых" методов фильтрации спама.

Слайд 9

5. "Естественные" угрозы

На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т. д.

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

1 слайд

2 слайд

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды. Защита информации – действия по предотвращению возможного повреждения или уничтожения информации, а также несанкционированного доступа к ней (но вместе с тем – обеспечение беспрепятственного доступа к информации со стороны легитимных пользователей)

3 слайд

Меры по обеспечению информационной безопасности технические правовые Аппаратные и программные средства и технологии защиты от вредоносных программ, внешних сетевых атак и пр. (в том числе антивирусные программы) Совокупность нормативных и правовых актов, регулирующих вопросы защиты информации

4 слайд

Правовые основы информационной безопасности Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят 27 июля 2006 г.) Статья 1 гласит, что данный закон «регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации». Статья 3 формулирует понятия «безопасность» и «защита информации» в рамках принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. В качестве одного из основных принципов постулируется «обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации».

5 слайд

Правовые основы информационной безопасности Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят 27 июля 2006 г.) Статья 10 «Распространение информации или предоставление информации» затрагивает проблему спам-рассылок. Статья 16 рассматривает основные понятия и положения, касающиеся защиты информации. Cтатья 17 определяет ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

6 слайд

Правовые основы информационной безопасности Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят 27 июля 2006 г.) Любые деяния, приводящие к повреждению или уничтожению информации, к ее намеренному искажению, а также стремление получить неправомерный доступ к чужой конфиденциальной информации (то, чем занимаются авторы вирусов, троянов и других вредоносных программ) являются преступлением

7 слайд

Правовые основы информационной безопасности Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» (принят 27 июля 2006 г.) определяет основные понятия и положения о защите персональной, т. е. личной информации каждого человека. Статья 3 гласит, что персональные данные – это «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».

8 слайд

Правовые основы информационной безопасности Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) №63-ФЗ (принят 13 июня 1996 г.) определяет меры наказания за преступления, связанные с компьютерной информацией. Глава 28 Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации. Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

9 слайд

Правовые основы информационной безопасности Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) №63-ФЗ (принят 13 июня 1996 г.) Глава 28. Статья 272 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

10 слайд

Правовые основы информационной безопасности Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) №63-ФЗ (принят 13 июня 1996 г.) Глава 28. Статья 273 1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

11 слайд

Правовые основы информационной безопасности Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) №63-ФЗ (принят 13 июня 1996 г.) Глава 28. Статья 274 1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

12 слайд

Правовые основы информационной безопасности Наказания за создание вредоносных программ штраф и конфискация компьютерного оборудования тюремный срок смертная казнь (Филлипины)

13 слайд

Правовые основы информационной безопасности Знаменитые хакеры Кэвин Митник – арестован 15 февраля 1995 г., приговорен к 46 месяцам реального и трем годам условного заключения, а также к выплате значительного штрафа (вышел на свободу 21 января 2000 г.). Пьер-Ги Лавуа, 22-летний канадский хакер – согласно канадским законам, приговорен к 12 месяцам общественных работ и к условному заключению на 12 месяцев за подбор паролей с целью проникновения в чужие компьютеры. 26-летний Василий Горшков из Челябинска – 10 октября 2001 г. приговорен по 20 пунктам обвинения за многочисленные компьютерные преступления. Олег Зезев, гражданин Казахстана – 1 июля 2003 г. приговорен Манхэттенским федеральным судом к 51 месяцу заключения за компьютерное вымогательство/

14 слайд

Лицензия (пользовательская лицензия) – набор правил распространения, доступа и использования информации, устанавливаемый (в рамках, допустимых законом) собственником программы - ее создателем или продавцом. Лицензионная политика – комплексный механизм, определяющий всю совокупность условий предоставления той или иной программы пользователям, включая систему ценовых скидок и оговоренные в лицензии ограничения и специальные условия ее использования Основы лицензионной политики в сфере распространения программ и данных

15 слайд

Виды ПО Собственническое (проприетарное) Свободное и открытое Коммерческое (commercia) Пробное (trial) и демо-версии (demo) Условно-бесплатное (shareware) Бесплатное (freeware) Свободное (free software) Открытое (open source)

16 слайд

Программы, распространяемые только путем продажи. Возможен вариант, когда сама программа предоставляется бесплатно, а продаже подлежит подписка на осуществляемые при помощи этой программы онлайн или иные услуги. Возможен вариант, когда плата взимается как за саму программу (однократно при ее покупке), так и в виде абонентской платы за некоторый период времени. Коммерческое ПО

18 слайд

Программы, которые можно получить и использовать бесплатно, но с определенными ограничениями, указанными в лицензии (например, разрешается бесплатное использование только в некоммерческих, личных целях или в образовательных учреждениях), либо имеется обращение к пользователю с просьбой о небольшом добровольном денежном пожертвовании в качестве вознаграждения автору в качестве стимула к дальнейшему совершенствованию программы, если она понравилась данному пользователю. Условно-бесплатное ПО (shareware)

19 слайд

Программы, которые, согласно лицензии, вообще не требуют никаких денежных выплат автору. Ограничиваются лишь возможные действия пользователя по отношению к этой программе, – например, допускается только ее личное использование «как есть», но не разрешено что-либо менять в исполняемом коде, переписывать программу другим лицам и т.д. Как правило, это программы, созданные отдельными энтузиастами «для себя и для друзей» либо написанные начинающими программистами, желающими «создать себе имя». Бесплатное ПО (freeware)

20 слайд

Предполагает, что пользователю (согласно особой, свободной лицензии) предоставляются права («свободы») на неограниченные установку, запуск, свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) таких программ. Свободное ПО (free software) Основной акцент делается на предоставлении вместе с исполняемой программой ее исходного программного кода (листинга), открытого для просмотра, изучения и внесения изменений. Открытой лицензией разрешается дорабатывать открытую программу (вносить изменения и исправления в ее исходный код с последующей компиляцией в новую версию исполняемой программы) и использовать фрагменты ее исходного кода для создания собственных программ. Однако свободность и даже бесплатность открытых программ необязательны, хотя большинство открытых программ также одновременно являются бесплатными. Открытое ПО (open source software)

21 слайд

Коммерческая лицензия Типовые условия, указанные в лицензии (лицензионном соглашении) на коммерческую программу: 1) исключительные имущественные права на все компоненты программного пакета принадлежат правообладателю, покупка программы не передает пользователю никаких прав собственности, а только перечисленные в лицензии права на использование этой программы при соблюдении ряда оговоренных условий, а также права на получение обновлений и указанных в лицензии сервисных услуг; 2) для юридической фиксации соглашения между правообладателем и пользователем достаточно, чтобы пользователь выразил свое согласие, нажав на кнопку Согласен (или аналогичную) и продолжив установку программы, а не прервав этот процесс; 3) четко оговорено, что пользователь может делать с программой (или с ее помощью) и какие еще услуги (и при каких условиях) он может получать от правообладателя;

22 слайд

Коммерческая лицензия Типовые условия, указанные в лицензии (лицензионном соглашении) на коммерческую программу: 4) определяется возможность для пользователя изготавливать для себя «страховочную» (архивную) копию программы, а также полностью передавать свои права, оговоренные лицензией, другому пользователю; 5) указаны действия над программой, которые запрещено производить пользователю; 6) присутствует ряд указаний на ситуации, при которых правообладатель (изготовитель программы) снимает с себя ответственность за неправильную работу либо полную неработоспособность программы, а также за возможный прямой или косвенный ущерб от ее использования.

24 слайд

Открытая лицензия GNU GPL В отличие от коммерческой, открытая лицензия (GNU General Public License, GNU GPL) удостоверяет, что данное ПО является свободным для всех его пользователей, и гарантирует им следующие права («свободы»): свободу запуска программы с любой целью; свободу изучения исходного кода программы, принципов ее работы и ее улучшения (модификации); свободу распространения копий программы; свободу улучшений и доработок программы и выпуска новых ее версий в публичный доступ. Кроме того, лицензия GNU GPL гарантирует, что пользователи всех программ, созданных на основе упомянутого исходного кода, тоже получат все вышеперечисленные права. Например, запрещается создавать на основе свободной программы с лицензией GPL какое-либо другое ПО, в комплекте которого не будет предоставлен открытый исходный листинг.

25 слайд

Угрозы при использовании нелицензионного ПО Нелицензионным (пиратским) – называют программное обеспечение, полученное и/или используемое незаконным способом, т. е. в нарушение правил пользовательской лицензии (как правило, от третьих лиц или через третьих лиц, не имеющих прав на распространение такой программы).

26 слайд

Угрозы при использовании нелицензионного ПО Распространение и использование нелицензионного ПО является нарушением Закона об охране авторских прав, за что виновный несет гражданскую, административную или уголовную ответственность «Взламывая» защиту программы, хакер может по незнанию повредить ее код. Работа «взломанной» программы становится нестабильной. Кроме того, хакеры используют «взломанные» программы в качестве «приманки», встраивая в них «троянские программы» Сайты и диски, посредством которых распространяются «взломанные» программы либо средства для их «взлома», бывают заражены различными вредоносными программами Пользуясь нелицензионным программным обеспечением, вы подвергаете опасности данные на вашем компьютере. В результате вам в лучшем случае потребуется заново переустанавливать операционную систему и все прикладное ПО, а в худшем это может привести к невосстановимой потере результатов вашей работы за длительный период времени либо к тому, что ваша конфиденциальная информация (а может быть, и деньги) окажется в руках злоумышленников. Подобный ущерб может оказаться существенно большим, чем стоимость лицензионной версии программы.

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.

  • По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
  • В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности РФ .
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
  • все виды информационных ресурсов;
  • права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
  • система информирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных и др.
  • информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации и др.
  • система формирования общественного сознания, базирующая на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
  • а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
  • б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
  • в) развитие современных информационных технологий общественной индустрии информации;
  • г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
  • В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
  • Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства .
Методы обеспечения информационной безопасности Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
  • появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
  • велико различие уровней доходов семей учащихся;
  • значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами. Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В РФ существует ряд законов в этой области. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Авторы имеют исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских прав и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право. В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений: В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений:
  • неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.
Спасибо за внимание!

Основные цели и задачи информационной безопасностиИнформационная среда – это совокупность
условий, средств и методов на базе
компьютерных систем, предназначенных для
создания и использования информационных
ресурсов.
Информационная угроза – это совокупность
факторов, представляющих опасность для
функционирования информационной среды.
Информационная безопасность – совокупность
мер по защите информационной среды
общества и человека.

Основные определения

Уязвимость - это причины, обусловленные особенностями хранения,
использования, передачи, охраны и ресурсов, приводящие к нарушению
безопасности конкретного ресурса.
Угроза безопасности - потенциальное нарушение безопасности,
любое обстоятельство, которое может явиться причиной нанесения
ущерба предприятию.
Атака - реализация угрозы.
Ущерб - последствия, возникшие в результате правонарушения.
Ущерб бывает материальный, физический, моральный.
Нарушитель - это лицо, предпринявшее попытку выполнения
запрещенных операций и использующее для этого различные
возможности

К объектам, которым следует обеспечить информационную безопасность, относятся:

Информационные ресурсы;
Система создания, распространения и использования
информационных ресурсов;
Информационная инфраструктура общества
(информационные коммуникации, сети связи, центры
анализа и обработки данных, системы и средства
защиты информации);
Средства массовой информации;
Права человека и государства на получение,
распространение и использование информации;
Защита интеллектуальной собственности и
конфиденциальной информации

Источники основных информационных угроз для России

Внешние источники
Политика стран
Информационная война
Преступная деятельность
Прочие источники
Внутренние источники
Отставание по уровню
информатизации
Отставание по технологии
Недостаточный уровень
образования
Прочие источники

Преднамеренные угрозы

Хищение информации
Распространение компьютерных
вирусов
Физическое воздействие на аппаратуру

Компьютерные вирусы
«троянские кони»
Сетевые атаки

Случайные угрозы

Ошибки пользователя компьютера;
Ошибки профессиональных разработчиков
информационных систем: алгоритмические,
программные, структурные;
Отказ и сбои аппаратуры, в том числе помехи
и искажения сигналов на линиях связи;
Форс-мажорные обстоятельства

Значимость безопасности информации для различных специалистов с позиции компании и заинтересованных лиц

Прикладные
задачи
Управленческие
задачи
Информационные услуги
Коммерческая деятельность
Банковская деятельность

Прикладные задачи
Управленческие задачи
Сохранность личной
информации
пользователя
Обеспечения полноты
управленческих
документов
Информационные услуги
Обеспечения доступности
и безопасной работы
Коммерческая деятельность
Предотвращение утечки
информации
Банковская деятельность
Обеспечения целостности
информации

Политика безопасности – это совокупность
технических, программных и организационных
мер, направленных на защиту информации в
компьютерной сети.
Методы защиты
информации от
преднамеренных
информационных угроз
Ограничение доступа к
информации
Шифрование
информации
Контроль доступа к
аппаратуре
Законодательные
меры
Методы защиты
информации от
случайных
информационных угроз
Повышение надёжности работы
электронных и механических
узлов и элементов
Структурная избыточность –
дублирование или утроение
элементов, устройств
Функциональный контроль с
диагностикой отказов

2. Классификация угроз

1. По виду источника угроз
1.1. Антропогенные источники угроз
1.2.Техногенные источники
1.3. Стихийные бедствия
2. По внутренним признакам топологии
3. По внешним признакам топологии
4. По признаку воздействия

2.1. Виды источников угроз

2.1.1. Антропогенные источники
2.2.2. Техногенные источники
2.2.3. Стихийные бедствия

2.1.1. Атропогенные источники

Криминальные структуры
Потенциальные преступники и хакеры
Недобросовестные партнеры
Представители надзорных организаций и аварийных служб
Представители силовых структур
Основной персонал (пользователи, программисты,
разработчики)
Представители службы защиты информации (администраторы)
Вспомогательный персонал (уборщики, охрана)
Технический персонал (жизнеобеспечение, эксплуатация)

2.1.2.Техногенные источники

Внешние
Средства связи (передачи информации)
Сети инженерных коммуникаций (энергоснабжения,
водоснабжения, отопления,
вентиляции, канализации)
Внутренние
Некачественные технические средства обработки информации
Некачественные программные средства обработки
информации
Вспомогательные средства (охраны, сигнализации, телефонии)
Другие технические средства, применяемые в учреждении

2.1.3. Стихийные бедствия

Пожары,
Землетрясения,
Наводнения,
Ураганы,
Различные непредвидимые
обстоятельства,
Необъяснимые явления,
Другие форс-мажорные
обстоятельства

2.2. По признаку топологии

Внутренние угрозы:
неквалифицированная внутренняя политика компании по
организации
информационных технологий и управлению безопасностью;
отсутствие соответствующей квалификации персонала по
обеспечению деятельности и управлению объектом защиты;
преднамеренные и непреднамеренные действия пер сонала
по нарушению безопасности;
предательство персонала;
техногенные аварии и разрушения, пожары.

2.2. По признаку топологии

Внешние угрозы
негативные воздействия недобросовестных конкурентов и
государственных структур;
преднамеренные и непреднамеренные действия
заинтересованных структур и физических лиц;
утечка конфиденциальной информации на носителях
информации и по каналам связи;
несанкционированное проникновение на объект защиты;
несанкционированный доступ к носителям информации и
каналам связи с целью хищения, искажения, уничтожения,
блокирования информации;
стихийные бедствия и другие форсмажорные обстоятельства;
преднамеренные и непреднамеренные действия постав щиков
услуг по обеспечению безопасности и поставщиков
технических и программных продуктов.

2.3. По признаку воздействия

Угрозы конфиденциальности данных и программ
Угрозы целостности данных, программ,
аппаратуры
Угрозы доступа к информационным ресурсам

3. Соотношение опасности по признаку топологии от общих внутренних и внешних угроз

4. Модель нарушения

Моделирование процессов нарушения
информационной безопасности целесообразно
осуществлять на основе рассмотрения логической
цепочки: «угроза – источник угрозы – метод
реализации – уязвимость – последствия»

4. Модель нарушения

Требования к модели нарушения
Служба безопасности должна построить
модель типичного злоумышленника.
Необходимо оценить, от кого защищаться в
первую очередь. Опираясь на построенную
модель злоумышленника можно строить
адекватную систему информационной
защиты. Правильно разработанная модель
нарушителя является гарантией построения
адекватной защиты.

4. Модель нарушения

Требования к системе защиты информации
Система защиты информации должна быть адекватной
уровню важности, секретности и критичности защищаемой
информации.
Ее стоимость не должна превосходить возможный
ущерб от нарушения безопасности охраняемой
информации.
Преодоление системы защиты должно быть
экономически нецелесообразно по сравнению с возможной
выгодой от получения доступа, уничтожения, модификации
или блокировки защищаемой информации.