Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

(В. Жуковский.)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).

491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай - создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Косарь

(А. В. Кольцов.)

493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .

Образец:

Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.

Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

(Пословицы.)

502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.


Основными формами повелительного наклонения являются формы
  1. го лица ед. и мн. ч.: Послушай, б е р е з а, о белая дева, Сосна, что гордишься своей прямотою, Осина, обиженная клеветою,- Послушайте все вы! (Л. Мартынов).
Форма 2-го лица ед. ч. образуется от основы настоящего (простого будущего) времени: 1) присоединением суффикса -и: писать - пиш(ут) - пиш-и, решать- реш(ат) - реш-и, жить -жив(ут) - жив-и; 2) безаффиксным способом: бросать - броса\(ут) - бросай, мазать - маж(ут) - мажь, ковать - ку"](ут) - куй. В формах без -и нередко происходит чередование твердых и мягких согласных» кин(ут) -кинь, слез(ут) -слезь, сяд(ут) -сядь.
Суффикс -и в одних случаях является ударяемым, в других - неударяемым. Ударяембе-ц имеют глаголы, у которых в форме 1-го лица ед. ч. ударение падает на окончание: молч(у) - мол- ч-й, хож(у) - ход-й, плыв(у) - плыв-и, а неударяемое - глаголы с ударением на основев форме 1-го лица ед. ч.: проддл- ж(у)-проддлж-и, привыкн(у)-привыкн-и, ёзж(у)-ёзд-и.
В ряде случаев в образовании формы повелительного наклонения наблюдаются особенности.
  1. Глаголы с суффиксом -ва- в неопределенной форме и без этого суффикса в форме настоящего времени сохраняют в повелительном наклонении этот суффикс: давать - daj(ym)-давай, сознаваться - созна]"(ут)ся - сознавайся.
  2. Глаголы с корнем на и (бить, вить, лить, шить) и все их приставочные производные (вбиргь, выбить и т. п.; завить, свить и т. п.) в повелительном наклонении имеют основу на -ей: бей, вей, лей, шей. Эта основа не совпадает ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего (простого будущего) времени. Ср.: бить - б"\(ут) - бей, вить - e"j(ym) - вей.
  3. По-особому образуют форму повелительного наклонения отдельные глаголы: есть - ешь, дать - дай, ехать - поезжай, лечь - ляг (г не чередуется с ж и не смягчается; форма «ляжь» является неправильной, просторечной).
Некоторые глаголы имеют вариантные формы повелительного наклонения, одинаково употребительные в современном русском языке: высунуть - высунь и высуни, высыпать-высыпь и высыпи, прочйс- тить - прочйсть и прочисти, уведомить - уведомь и уведоми, лезть - лезь и полезай и др.
Каждый член видовой пары имеет свою форму повелительного наклонения: писать - пиши (несов. вид) - написать - напиши (сов. вид); рассказать - расскажи (сов. вид) - рассказывать - рассказывай (несов. вид); решить - реши (сов. вид) - решать - решай (несов. вид).
Не совпадают формы повелительного наклонения у однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения. Ср.: бежать - бег- (ут) - беги и бегать - бега)(ут) - бегай: везти - вез(ут) - вези и возить - воз(ят) - возй: лететь - лет(ят) - лети и летать - лета]"(ут) - летай; ползтй - полз(ут) - ползи и ползать - пдл- эа}(ут) - ползай.
Не все глаголы образуют формы повелительного наклонения. Так, отсутствуют формы императива у глаголов слышать (недослышать, расслышать и др.), видеть, хотеть, мочь, гнить (прогнить, сгнить и др.), болеть («испытывать боль»: рука болит, нога болит), стоить, значить, предстоять, противостоять и др. Большинство таких глаголов не образует формы повелительного наклонения по семантическим причинам: они обозначают процессы, которые не зависят от воли субъекта (темнеть, белеть, глупеть, недомогать и т. п.), которые невозможно осуществить по побуждению других [видеть, слышать и др.). Формы повелительного наклонения отсутствуют у безличных глаголов, которые обозначают процессы, совершающиеся без вмешательства деятеля (знобит, тошнит, морозит, светает и др.).
Форма множественного числа образуется при помощи агглютинативного аффикса -те, который присоединяется к форме единственного числа: пиши-те, бросай-me, мажь-те, кинь-me. Этот аффикс выражает значение множественного числа и в других случаях: идемте, сядемте, полноте, нате, нуте. Он пишется всегда слитно.
В возвратных глаголах постфикс -ся (после гласных -сь) помещается после аффиксов повелительного наклонения: радовать-ся - радуй-ся - радуй-те-сь, кидать-ся - кидай-ся - кидай-те-сь, разобрать-ся - разбери-сь, разбери-т.е-сь, подвинуть-ся -подвинь-ся - подвинь-те-сь.
Для выражения различных значений побуждения, относящихся к 1-му и 3-му лицу, используются формы настоящего и будущего времени.
Формы 1-го лица мн. числа настоящего и будущего времени, когда они произносятся с интонацией побуждения, Быражают призыв, приглашение к совместному действию, в котором участвует и сам говорящий. Она применяется при обращении к одному или многим собеседникам. Множественность собеседников может обозначаться при помощи аффикса -те: Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред (Пушкин). И я зову на помощь маму: «Там жук живой! Раскроем раму!» (Барто). Бежим ко мне, дети! (Горький). - Будемте друзьями! - говорил он, пожимая мою руку (Горький). Форма множественного числа на -те может выражать вежливое обращение к одному лицу: Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной (Тургенев).
Формы совместного действия чаще всего образуются от глаголов совершенного вида. От несовершенного вида образуют такие формы лишь глаголы однонаправленного движения: идемте, несемте, едемте, бежимте. Глаголы других семантических разрядов имеют сложные формы будущего времени совместного действия: будем(те) приступать к работе, будем(те) работать.
Призыв к совместному действию выражают также сочетания частицы давай(гпе) с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: - Давайте уедем!-Давайте! Куда? (Кремнева). Давай со мной бороться. Я - с удовольствием (Гладков).
Побуждение, относящееся к 3-му лицу, выражается при помощи форм 3-го лица ед. и мн. числа настоящего и простого будущего времени в сочетании с частицами пусть (пускай) и да. Эти сочетания произносятся с повелительной интонацией. Они не адресуют волю говорящего субъекту, а передают ее через посредство собеседника: Скажи ей, пусть она мне позвонит.
Формы настоящего времени в сочетании с частицей пусть (пускай) обозначают разрешение продолжить начатое действие: Пускай ребята порезвятся. Пусть она рисует.
Сочетания с частицами пусть (пускай), да имеют значение согласия, пожелания: Твой белый дом и тихий сад оставлю. Да будет жизнь пустынна и легка (Ахматова). Пусть когда-нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети, И, печальную повесть узнав, Пусть они улыбнутся лукаво... (Ахматова). Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь Природы очистительная сила! (Заболоцкий). Да останется это между нами, прошу вас (Горький).
Частица пускай имеет разговорный оттенок. Частицы пусть, да широко употребляются в торжественных пожеланиях, призывах: Да здравствует марксизм-ленинизм - победоносное знамя Великого Октября! Да здравствует ленинская Коммунистическая партия Советского Союза! Пусть живет в веках имя и дело Владимира Ильича Ленина!
Императивные формы 3-го лица, как правило, употребляются в предложениях, где подлежащее налицо.
Формы императива могут сочетаться с агглютинативным аффиксом -ка: Сходи-ка, старуха, невестку проведать (Никитин). -Прочитайте-ка вот это,- он достал из кармана разорванный пакет (Попов).
В составе этих форм -ка имеет разные значения. Сочетаясь с основными формами императива, он чаще всего выражает просьбу, которая носит смягченный характер, придает ей окраску фамильярности (скажи-ка) Присоединяясь к форме 1-го лица будущего простого времени, которая произносится с экспрессивной интонацией, обозначает решимость: Пойду-ка я домой. Аффикс -ка сочетается также с междометиями волеизъявления: на-ка, нуте-ка.
Таким образом, для выражения многочисленных значений повелительного наклонения широко используются не только синтетические, но и аналитические формы. При этом большую роль играет интонация, с помощью которой передаются тончайшие экспрессивные оттенки модальных значений форм императива. Разнообразные модальные функции выполняют частицы пусть (пускай), давай(те), да, аффикс -ка. В оформлении повелительного наклонения ярко проявляются черты агглютинативного строя (употребление -те, -ка).
На значение форм повелительного наклонения влияет наличие или отсутствие при них личных местоимений. Как отмечает проф. А. Н. Г воздев, «присоединение местоимения 2-го лица смягчает требование и обычно выражает просьбу Например: Напишите и Вы напишите. Приезжайте и Вы приезжайте. Ты не бойся его, он добрый; ты гляди прямо в глаза ему (Горький). В то же время местоимение создает оттенок интимности, близости отношений. Поэтому в резких приказах употребление вы невозможно: Отойдите прочь! Замолчите/» К

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите , но не глянь, гляньте;
ехать поезжай, поезжайте, езжай и езжайте , но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите , но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь ляг, лягте , но не ляжь,ляжьте;
трогать трогай, трогайте , но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай , а не лазь; лазайте , а не лазьте;

положить – положи , а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади , а не ложи; кладите , а не ложьте.

3. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4. Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5. У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л .

Например: сыпл ю, сыпл ешь, сыпл ет, сыпл ем, сыпл ете, сыпл ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз, а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7. Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8. Глагол класть употребляется только без приставки : кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут , а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9. Глагол ужареть является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.


10. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь - я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11 . Нормативное употребление глаголов кушать и есть :

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12 . Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня ».

Значение

Индоевропейский праязык имел только три формы настоящего повелительного наклонения:

  1. с суффиксом -dhi (санскр. -dhi и -hi , др.-греч. -θι , ср. санскрит. crudhì , ihì , греч. κλῦθι, ἴθι - послушай, приди);
  2. чистая глагольная основа с тематическим гласным е в конце: пра-и.е. *bhere , санскр. bhára , гр. φέρε - «принеси»;
  3. такая же основа с вышеупомянутым суффиксом -tôd (санскрит. bháratâd , греч. φερέτω), употреблявшаяся первично во всех трех числах не только второго, но и третьего лица (такое употребление ее встречается и в санскрите).

Отсюда можно вывести правдоподобное предположение, что и другие перечисленные выше формы повелительного наклонения некогда употреблялись для всех лиц и чисел без всякого изменения; выражая просто известное требование, без определенного отношения к какому-нибудь лицу, вроде теперешнего неопределенного наклонения в смысле повелительного: «молчать!» и т. п. Кроме этих исконных, древних форм, в смысле повелительного наклонения в индоевропейском праязыке употреблялись и формы так называемых:

  1. инъюнктива вроде санскрит. bhárata , bháraiam , греч. φέρετε, φέρετον и др.,
  2. сослагательного наклонения (санскрит. 1 л. мн. действ. bhárâma , средн. bhárâmahâi ),
  3. желательного (старослав. бери , берете ),
  4. изъявительного и даже неспрягаемых глагольных образований.

В славянских языках

В славянском языке формами старого повелительного наклонения можно считать только формы нетематических глаголов вроде виждь , яждь , даждь , веждь , русские вишь (вижь), ешь (вместо еж). Остальные славянские формы повелительного наклонения суть формы желательного .

Русский язык

В русском языке повелительное наклонение может образовываться синтетически (изменением формы или добавлением аффикса «-те») и аналитически (с помощью частиц «пусть», «пускай», «да» , «давай/давайте» ). Аффиксы, с помощью которых образуются синтетические формы (-и-, нулевой суффикс, -те ) интерпретируются по-разному: как суффиксы , окончания , частицы; некоторые учёные вообще не расшифровывают статус данных аффиксов .

II лицо единственного числа

II лицо множественного числа

Форма множественного числа образуется путём присоединения постфикса -те : верь - верьте, ляг - лягте, пой - пойте, давай - давайте.

I лицо множественного числа

Для некоторых глаголов встречается форма повелительного наклонения I лица множественного числа, иногда называемая побудительной. Она образуется от формы I лица множественного числа изъявительного наклонения добавлением постфикса -те : идёмте , споёмте , поедемте . Эта форма употребляется только в обращении ко многим лицам или к одному уважительно (на вы ).

См. также

Литература

  • Brugmann. Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerman. Sprachen (т. II, 1315 и слл.);
  • Delbrück. Vergl. Syntax der indogerm. Sprach. (т. II, 357 сл.);
  • Thurneysen. Der idg. Imperativ (Kuhnes Zeilschr. f. vgl. Sprachforscb., XXVII);
  • Pott. Ueber die erste Person des Imperat. (Kuhn-Schlelcher, Beiträ ge zur vgl. Sprachf., т. I);
  • Madvig. De formis imperativi passivi (Kouenr., 1837 г., Opuscula, II);
  • Schmidt. Ueber den latein. Imperat. (Zeilschr. f. d. Gymnasialwesen, 1855, 422);
  • Ch. Turot. De l’imperatif futur latin (Revue de philol., IV);
  • Kern. Eine Imperativform im Got. (Kuhn’s Zeitschr. etc, XVI).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Повелительное наклонение" в других словарях:

    Императив Словарь русских синонимов. повелительное наклонение сущ., кол во синонимов: 1 императив (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Повелительное наклонение - ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. См. Наклонение … Словарь литературных терминов

    ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Выражающий повеление. П. жест. П. тон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как подлежащее осуществлению адресатом: Напиши! Выражается суффиксом – и– (реже без него) и для обозначения множественности постфиксом – те. Формы повелительного… … Литературная энциклопедия

    - (лат. Modus Imperativus) уже в древнейшую эпоху индоевропейского праязыка имело целью побуждать других лиц к известному действию. В ведийском санскрите П. наклонение употребляется лишь в положительном смысле и только в позднейшем, классическом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. наклонение повелительное (в статье наклонение глагола) …

    повелительное наклонение - См. наклонение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    См. imperativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    повелительное наклонение - грамм. Форма глагола, выражающая приказание, просьбу, волеизъявление (например: пиши! скажите!) … Словарь многих выражений

    Наклонение, выражающее просьбу, приказание говорящего или побуждение к совершению действия. Для выражения повеления, пожелания, относимых к 3 му лицу, используется форма изъявительного наклонения в сочетании с частицами да, пусть, пускай (пусть… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Повелительное наклонение , Карпушкина Людмила Александровна , Большая часть стихотворений, вошедших в сборник, публикуется впервые. Автор предлагает читателю прямой разговор о Человеке и Поэзии. Разговор, лишённый посредничества… Категория:

Учащимся старших классов, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому языку, обязательно стоит вспомнить, как образуется форма повелительного наклонения глагола. Многолетняя практика еще раз подтверждает тот факт, что подобные упражнения в экзаменационном испытании вызывают у выпускников определенные сложности.

При этом уметь правильно выполнять такие задания следует всем старшеклассникам, независимо от уровня их подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное испытание по русскому языку.

Базовая информация

Чтобы упражнения, в которых учащемуся предлагается поставить глагол в форму повелительного наклонения, давались легко, рекомендуем освежить в памяти основные правила.

Важно усвоить, что:

    Наклонение глагола позволяет выразить то, как именно действие, о котором идет речь в предложении, соотносится с действительностью.

    В русском языке различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

    Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, происходящие в прошлом, настоящем или будущем. Например: я учил, я учу, я буду учить.

    Глаголы в условном наклонении выражают действие, которое может быть совершено при соблюдении ряда условий. Например: если у меня будет учебник, я бы подготовился.

    Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, выраженное в форме просьбы, совета или приказа; они не изменяются по временам, но могут иметь различные лица и числа. Есть одно исключение. Это форма первого лица единственного числа. В повелительном наклонении ее не существует, т. к. автор предложения не может просить или приказывать самому себе.

    Наиболее часто употребляемой является форма второго лица. Для ее образования в единственном числе с глаголом в повелительном наклонении используется суффикс -и- (например: положат - положи ), а во множественном числе - суффикс -те- (например: возьмут - возьмите ); мягкий знак, находящийся после шипящих, сохраняется (например: ешьте, режьте ).

Формы третьего лица предполагают использование частиц пусть, пускай, да. Например: Они читают - пускай они читают.

При образовании формы первого лица множественного числа могут использоваться суффикс -те- и частица давай.

Чтобы учащемуся было понятно, как определить повелительное наклонение глагола, исходя из спряжения, приведем наглядную таблицу с примерами.

Занятия на сайте «Школково» - залог успешной подготовки к единому государственному экзамену

Чтобы не допускать ошибок при выполнении заданий во время прохождения аттестационного испытания по русскому языку, выбирайте наш образовательный портал. На сайте «Школково» вы найдете весь необходимый материал для повторного изучения основных разделов.

Процесс занятий мы предлагаем выстроить по-новому. Переходя от простого к сложному, учащиеся смогут вначале вспомнить теоретическую часть. После этого мы предлагаем старшеклассникам ознакомиться с онлайн-примерами и проверить собственные знания, попрактиковавшись в выполнении упражнений. Большая подборка заданий представлена в разделе «Каталог» на сайте «Школково». Наши специалисты регулярно обновляют перечень упражнений.

Если вы уже успели освежить в памяти теоретическую информацию, тогда предлагаем вам прямо сейчас проверить свои знания, выполнив несложное задание на нашем сайте в онлайн-режиме. Если никаких затруднений при этом не возникло и много времени не потребовалось, тогда рекомендуем вам попробовать справиться с упражнениями экспертного уровня. А если определенные сложности все же появились, тогда вам непременно стоит включить в свое ежедневное расписание дистанционные занятия вместе со «Школково». Улучшать собственные знания и оттачивать практические навыки могут не только школьники из столицы, но и учащиеся из других российских городов. Вместе с сайтом «Школково» подготовка к аттестационному испытанию будет эффективной и качественной!