Рисование осеннего пейзажа для дошкольников. Тема: «Осенние пейзажи»


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Мастер-класс для воспитателей.
Цель: Знакомство со сложной темой, показ нескольких вариантов рисунков.
Материалы:
1 вариант: акварель, гуашь, («сухая кисть»)
2 вариант: бумага, фломастеры
3 вариант: пастель, гуашь
4 вариант: восковые мелки, акварель, клей ПВА, цветная бумага (кусочки).
Описание:
Законы перспективы для дошкольников старших - подготовительных групп в доступной форме можно показать на примере рисования осенних пейзажей со вспаханным полем. (Этот материал можно использовать и для младших школьников).
Для начала мы рассматриваем фотографии и пособия по теме «Ближе - дальше», на которых изучаем один и тот же объект, снятый издалека и вблизи. Корова, машина, поезд, человек, дом, цветок, бабочка нарисованные художником или снятые фотографом в разных ракурсах на листах кажутся нам разного размера, а на самом деле их размер не меняется.
Для закрепления этого понятия, мы подключаем моторику и, проговаривая фразу «Ближе - больше, дальше – меньше», показываем руками приближение, удаление и изменение размера.
Следующий этап – знакомство с понятием «Линия горизонта». Рассматривая пейзажи, мы учимся находить линию, где встречаются небо и земля, определяем низкую, высокую и среднюю линию горизонта.
1 Низкая линия горизонта
Практическая работа начинается с проведения линии горизонта. Она проводится ниже середины листа. Затем мы опускаем вертикальную черту к краю листа и из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Самый сложный этап пройден. Теперь нужно из этой же точки провести много прямых не пересекающихся линий, чтобы получилось вспаханное поле. Когда дети заканчивают этап «вспашки», слышится много восторженных возгласов: «Ух, ты! Как на самом деле получилось»!
Теперь мы вспоминаем понятие «Ближе - больше, дальше – меньше» и дорисовываем силуэты елей вблизи и вдали. Расположение и количество деревьев может быть иным, чем на рисунке педагога.
Дополнением могут стать дальние горы, солнце, облака, летящие птицы…









2 Высокая линия горизонта
Рисуем высокую линию горизонта (выше середины листа). Проводим необходимые построения. Сначала ведем вертикальную черту от середины линии горизонта до нижнего края листа. Из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Дополняем рисунок поля «веером» линий. «Пашем» поле. Потом представляем, что мы стоим на одном краю поля, под высоким древом, а на другом краю поля растут такие же деревья, но они кажутся нам… (какими?) маленькими. Изображаем сначала стволы, а затем и ветви деревьев. При желании дополняем пейзаж на переднем плане кустарником, муравейником, пенечком. Рисуем солнце, облака, покинутые гнезда, улетающих птиц.










3 Средняя линия горизонта
Проводим две вертикальные линии, изображающие ствол старой березы. Рисуем их, сдвигая дерево влево в сторону от середины листа. Слева и справа от ствола дорисовываем среднюю линию горизонта. Прорисовываем кору у дерева.
Вспаханное поле будет видно нам слева и справа от березы. Рисуем веерные линии с каждой из сторон.
Ветви березы склоняются к земле. Дорисовываем тонкие веточки. Можно дополнить рисунок садящимся солнцем, дуплом, кустами, пенечками, муравейниками.






ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ (В ЦВЕТЕ)
В этом случае рисунок, сделанный не фломастерами, а карандашами или восковыми мелками, разукрашивается акварелью или гуашью. Листья могут дорисовываться, или приклеиваться на ПВА


















ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенняя береза».

Гончарова А.А. МБДОУ «ЦРР-детский сад 168»

Цель: Уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветки, листва). Учить использовать в рисовании 2, 3 цвета, приема «тычка». В изображении березы добиваться определенного сходства с реальным объектом, передавать характерные признаки березы. Вызвать эстетическое переживание от восприятия красоты осеннего дерева.

Развивающая среда : тонированная бумага(голубая), гуашь, кисти, Кукла в платье из осенних листьев.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть березу, обсудить её, в вечернее время потренироваться в изображении плавных округлых линий.

Воспитатель: Детки какое у нас сейчас время года? (Ответы детей……). Да! Сей-час осень-прекрасное врем года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Детки, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое немного, немного грустное стихотворение об осени).

Почему это стихотворение грустное? (Солнышко реже светит, день становится короче, листья опадают, часто бывает туман, улетают птицы в далекие края).

Детки, а назовите мне осенние месяцы…

А какой сейчас месяц? (.....) Да сейчас октябрь-месяц хмурый, мокрый. В народе его называют листопадом. А как вы думаете и почему? (......). Послушайте стихотворение З.Федоровской:

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их весёлый хоровод

Ветер кружит и несёт.

Детки, посмотрите к нам в гости пришла Осенняя фея. Какое у нее нарядное платье, оно из осенних листьев. Посмотрите она принесла нам листочки. От какого эти листочки? Подсказка: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.» (берёза.)

Да, конечно, листочки берёзы. Какой они формы, какого они цвета, на что похожи? (круглые, желто-зеленые, похожи на монетки).

Осенняя фея предлагает вам нарисовать осеннюю берёзу и приклеить к ней листочки. У нас получится прекрасная берёзка с натуральными листочками.

Рисовать начнём со ствола. Какой ствол у берёзы? (стройный, белолицый, изгибистый).

Каким рисунком украшен ствол берёзы? (черными точками, полосками).



А ветви у берёзы каковы? (изящные, изогнутые дугой), у плакучей берёзы могут доставать до земли.

Устали? Давайте немного отвлечёмся, отгадайте загадку: «Летит, а не птица,

воет, а не зверь».(ветер)

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

(-Садимся на свои места.)

Посмотрите наша береза почти готова. Чего нам не хватает? (листочков). Берем клей, листочки, которые принесла нам Осенняя фея, и приклеиваем.

Также можно, тычковым методом, нарисовать осенние листочки.

Какие все молодцы! У Всех прекрасные работы! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Что было самым сложным, а что самым простым? (ответы детей.)

Осенняя фея очень довольна вашими работами и предлагает вам устроить осеннюю выставку ваших берёз. Она прощается с вами и желает вам хорошего настроения. (Звучит песня «Хорошее настроение», все танцуют.)

Конспект занятия по рисованию “Осенняя береза».

Подготовительная группа .

Программные задачи.

Через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.

Предварительная работа.

Наблюдение на улице картины осени (рассматривание березы и других деревьев, листьев, осеннего неба). Разучивание стихов о березке. Создание детьми фона для будущих рисунков.

Материал.

У воспитателя:

  • иллюстрации с изображением березы;
  • лист бумаги для показа отдельных способов изображения;
  • две кисти – мягкая и жесткая;
  • краски.

У детей:

  • голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника;
  • дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью;
  • кисточки мягкие и щетинные;
  • краски гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они изображают разные деревья для осенней выставки, вешает иллюстрацию с изображением березы обратной стороной, говорит: «На этой картинке нарисовано дерево, которое мы будем сегодня рисовать. Но рассмотрим его после того, как вы отгадаете о нем две загадки».

Русская красавица

стоит на поляне

в зеленой кофточке

в белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, спрашивает:

  • Как называют березу в этой загадке?
  • Почему ее называют русской красавицей?
  • Что у березы названо зеленой кофточкой?
  • Что белым сарафаном?

А теперь послушайте вторую загадку.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

В этой загадке указан еще один признак березки – «тонкий стан».

  • Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?
  • А каким красивым именем в этой загадке названа береза?
  • Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со стройной, нежной девушкой?

Перевертывает иллюстрацию с изображением березы, задает вопрос: «Какую березу изобразил художник?» Перечисляет с детьми все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках:

  • белый высокий ствол с черными пятнами;
  • тонкие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.

Говорит: «Сегодня вы нарисуете осеннюю березу такой, какой ее изобразил художник, описали в загадках, и такой, какой мы видели ее на прогулке. А чтобы она такой получилась, надо сначала поучиться изображать некоторые ее части на белом листке бумаги. Начнем с рисования тонких, гибких, изогнутых веток, наклоненных в разные стороны».

Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать ветки у березы: «Как и у других деревьев, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз».

Предлагает нарисовать концом мягкой кисти несколько веток, наклоненных вправо и влево. Упражнение можно провести под слова «вверх, и закругляем, и вниз».

Затем педагог упражняет детей в изображении листвы приемом вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показывает, как набрать немного зеленой или желтой краски, убрать лишнюю о газетную бумагу и быстрыми движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками.

Следующим упражнением помогает детям овладеть приемом рисования полусухой жесткой кистью штрихов, которыми изображают пятна на стволе березы.

Затем спрашивает, что же они будут рисовать толстой кистью? Ствол у березы.

Предлагает еще раз посмотреть на иллюстрацию и приступить к рисованию. Обратить внимание детей на разные оттенки голубого фона для изображения по желанию разного времени суток.

В процессе рисования:

  • напоминает, если нужно, приемы изображения ствола, начиная работать кончиком кисти и постепенно опуская ее до положения плашмя;
  • спрашивает о длине ветвей вверху и внизу дерева;
  • цвет листвы у березы в начале осени может быть частично желтым;
  • обращает внимание детей на очертания кроны березы;
  • поощряет детей за внесение в рисунки интересных дополнений;
  • спрашивает, можно ли изобразить штрихами жесткой кистью траву под березой.

В конце занятия выставляют все рисунки.

  • Предлагает детям полюбоваться работами и желающим рассказать стихи о березе:

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

Белая береза – Машина сестричка.

У березы белой тоже есть косичка.

Машенька к березе белой подойдет,

Ленточку березе в косы заплетет.

Предлагает найти среди рисунков наиболее подходящие к описанию. Спрашивает, у какой березы нарисованы косицы – длинные свисающие ветки.

  • Предлагает найти березку, которую можно сравнить со стройной русской красавицей.
  • Педагог отмечает рисунки с интересными дополнениями, обогащающими их содержание.
  • Что особенно удалось? Что не получилось? Чему удивились на занятии?

Людмила Харченко

Программное содержание : Совершенствовать художественные навыки и умения детей, учить использовать в своем творчестве новые знания. Развивать эстетическое и художественное восприятие. Учить передавать в рисунке картину зимней природы создавая образ дерева. Находить красивое композиционное решение (одно дерево на всем листе) . Закреплять умение правильно изображать строение дерева. Развивать творческую активность, желание дополнить рисунок необходимыми элементами, помогающими передавать веселое зимнее настроение. Воспитывать аккуратность во время работы. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

Предварительная работа : Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов и рассказов о зиме. Рассматривание картин Шишкина «Зима» и «На севере диком» .

Материал : Репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» . Презентация : «Зимний пейзаж в картинах русских художников» , аудиозаписи : «Скрип шагов по снегу» , «Вьюга» , «Времена года» А. Вивальди и П. И. Чайковского. Дидактическая игра «Собери дерево и угадай, какими красками художник рисовал картину ». Тонированная бумага формат А1, А3, кисточки, гуашь белая , баночки под воду.

Ход занятия

Дети садятся полукругом на стулья. В середине находится стол с ноутбуком для просмотра презентации.

Дети, какое сейчас время года? (Зима.) Это красивое время года? А может кто-то знает стихи о зиме или загадки и нам их прочтет. (Дети читают стихи) . Люди, каких профессий воспевают красоту этого времени года? Писатели в рассказах и повестях в сказках рассказывают о красоте зимы, поэты в стихах. Композиторы в музыке. Художники. Как они это делают? Пишут картины. А как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображаются виды природы? (Пейзаж.)

Ребята давайте мы с вами рассмотрим картину, которую написал художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите и придумайте название картины.

Как-то в феврале художник отдыхал на даче. Он любил гулять. Вокруг росла березовая роща , а береза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать березы в своих пейзажах .

Светило солнце, небо было ярко голубого цвета. Снег искрился. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло : перед его глазами переливалась перламутром береза , небо сверкало оттенками синего и бирюзового. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок.

На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу , когда смотришь на нее снизу. И для этого он выкопал яму, разместил там мольберт, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и писал этот пейзаж.

В картине : снег, береза на все полотно и небо простой сюжет. Но настроение и красота картины в том, как художник передал солнечный свет, красоту неба, как выписал веточки березы , ее кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, а неба густо-синим, березам добавил золотистого . Смотришь на эту картину и радуешься.

Художник назвал эту картину «Февральская Лазурь» .

Ребята давайте сходим на выставку посмотрим картины других художников пейзажистов. Хотите. Просмотр презентации. Мы молодцы и на выставку сходили и с картиной Игоря Эммануиловича Грабаря познакомились.

Давайте выходите немного разомнемся. Сделаем гимнастику?

Закрутились, завертелись белые снежинки.

(фонарики, руки в стороны, над головой)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.

(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.

(приседание)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.

(пальцы в щепотку, разжать, движения снизу вверх)

Заспешили на прогулку дети и старушки.

(имитация движения на месте) .

Может кто-то хочет придумать свою зимнюю гимнастику?

Ой, посмотрите, кто это к нам пришел в гости. Это дерево. Оно очень старое оно плохо слышит и очень забывчивое. Оно мне рассказало такую историю. Что ворона сказала ему, что оно состоит из трех частей. Дерево забыло название этих частей. Только помнит первые звуки которые стоят в начале слова звук – к, звук – с, звук – к. Поможем дереву? (Дети разгадывают загадку. Корни, ствол, крона) . Дерево нас поблагодарило. Еще хочет что-то рассказать. «У меня есть сестры, они любят менять наряды, да и я люблю наряжаться. У нас есть четыре платья на весь год. Угадайте, когда мы надеваем новые платья. (Ответы детей) .

Игра «Собери дерево и угадай, какими красками художник рисовал картину »?

Ребята отгадайте загадку.

Русская красавица.

Стоит на поляне.

В белой кофточке,

В белом сарафане. (Береза ) .

Отгадали молодцы.

Сегодня на занятии мы будем рисовать белую березу . Давайте поиграем в игру. Я вас всех превращаю в березы . Корни крепко растит в земле. Внизу ствол широкий к верху сужается. А ветки у березы свисают вниз . Я хочу посмотреть на березовую рощу , где тут мои березки ? Красивая роща. Березки садитесь , будем рисовать свои автопортреты .

А рисовать березу можно так . Начинаем мы рисунок с выбора формата как вы думаете для березы , какой формат лучше подойдет. (Вертикальный) . Рисунок начинаем с рисования линии горизонта . А что такое линия горизонта. (Воображаемая линия где соединяется небо землей) .

Обобщенный показ поэтапного рисования рисунка .

Подходите, выбирайте формат для рисунка. Определяйтесь, какими материалами вы будете рисовать гуашью или пастелью . Работу можно делать коллективную, вдвоем или одному выбирайте. Дети начинают рисовать . Вы рисуйте, а я вам прочитаю стихотворение, поэта Сергея Александровича Есенина «Белая береза » .

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Дети рисуют под прослушивание музыки (скрип и вьюга) . А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года» . Какие ласковые слова можно придумать для березы . Березонька , белоствольная, березка , кудрявая, стройная, белая . Ребята кто еще может жить в вашей картине? (снеговик, заяц, волк, снежинки) . Рисуя, придумывайте название для своей картины. В конце занятия устроим выставку и посмотрим что получилось. Какими мы были сегодня художниками? Пейзажистами.

Анализ работ :

Как вы думаете, у кого самая стройная береза ? У кого получилась самая заснеженная работа? У кого самая высокая береза ? А кого самая аккуратная работа? Да очень красиво мы молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе (обрывная аппликация) «Белая береза» Виды деятельности: - коммуникативная -продуктивная -познавательно.

Конспект интегрированного занятия «Белая береза-символ России» (подготовительная группа) Задачи: - расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, о её полезных свойствах и удивительных особенностях - развивать чувства.

Комитет по образованию администрации МО Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей». Воспитатель: Тишина.

Нина Харенко
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Осенняя берёза»

Рисование в подготовительной группе на тему : “Осень

Осенняя берёза .

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы,

осеннюю окраску листвы ,

обучить действиям полусухой жесткой кистью при рисовании горизонтальных штрихов на стволе;

закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий,

жесткой кистью листву методом «тычка» .

Развивать фантазию и воображение.

Рисунок березы (образец воспитателя)

мягкие кисти №3, жесткие кисти №2, №5.

Рассматривание репродукций картин художников об осени .

Наблюдение за осенней берёзой (на прогулке)

– На этом рисунке изображено дерево, которое мы сегодня будем рисовать , но с начало загадаю загадку об этом дереве

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, белом сарафане.

– Как называют в загадке берёзу ?

– Почему её называют русской красавицей?

Что у берёзы названо зелёной кофточкой?

– Что белым сарафаном?

В загадках говорится о летней берёзе , а мы нарисуем осеннюю берёзку .

Какого цвета становятся осенью листья у берёзы ?

Воспитатель показывает последовательность рисования :

2. Черточки на стволе.

4 Крона методом «тычка» .

Вот полянка, а вокруг

Берёзки выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Берёзки кронами шумят ,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.




Конспект ООД по рисованию с элементами аппликации из войлока для детей 4–5 лет «Осенняя картина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Конспект продуктивной образовательной деятельности по сюжетному рисованию в старшей группе «Осенняя сказка» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей при выполнении сюжетных рисунков с привлечением техники печати листьями. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Осенняя ветка» Конспект занятия по рисованию «Осенняя ветка» для детей средней группы Олеся Анатольевна Орёл Конспект занятия по рисованию «Осенняя ветка».

НОД по рисованию пластилином «Осенняя береза» в старшей группе РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ (старшая группа) ТЕМА: «Осенняя березка» Цель: формирование у детей интереса к работе с пластилином – пластилинографии.

Открытое занятие для детей в подготовительной к школе группе по рисованию «Веточка яблони» Открытое занятие для детей в подготовительной к школе группе по рисованию «Веточка яблони» Цель: создавать условия для развития изобразительной.

Открытое занятие по рисованию с элементами лепки в подготовительной группе «Солнечные витаминки» Открытое занятие по рисованию с элементами лепки в подготовительной группе «Страна чудес» «Солнечные витаминки.» Подготовила и провела.

Конспект занятия по рисованию углём «Белая берёза» Цель: Формировать у детей способности выражать восприятие окружающего мира при помощи различных художественных материалов. Задачи: 1. Продолжать.

Занятие по рисованию в подготовительной группе по сказке «Конёк-Горбунок» Программное содержание: Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды из знакомой сказки, добиваться более полного их выражения.

Занятие по рисованию в подготовительной группе «День Победы» Занятие по рисованию в подготовительной группе «День Победы» Цель: Способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Занятия в подготовительной группе «Осенняя викторина» Занятия в подготовительной группе «Осенняя викторина» Форма проведения: Познавательная викторина Интеграция образовательных областей:.

Конспект по рисованию в подготовительной группе Белая береза
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

рисование

в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Тема: «Белая береза»

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Тема: « Белая береза»

Цель: через загадки, музыку, стихи, картины формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

– формировать навык рисования березы весной восковыми свечами (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы);

– продолжать формировать умение рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы.

– развивать эстетическое восприятие;

– продолжать развивать детское изобразительное творчество.

– воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Формы организации совместной деятельности: партнерская форма организации, индивидуальная и фронтальная.

Материалы к НОД: акварельные краски; кисти щетинные и мягкие восковые свечи; стаканчики с водой, презентация репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э Грабаря «Зимний пейзаж», И. Левитана «Октябрь»; опорный рисунок-схема; аудиозапись р. н. п. «Во поле береза стояла».

Дети сидят полукругом.

Кто-то бросил к нам в окошко

Может, это лучик солнца

Что щекочет нам лицо

Может это воробьишко

– Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?

В нашей Академии художеств скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке.

С уважением художник Кисточкин»

– Ребята вы хотите, принять участие в выставке?

Тогда внимательно смотрите и слушайте!

Вот здесь на экране изображено дерево, особо почитаемое на Руси и которое мы будем сегодня рисовать, но прежде чем я вам его покажу, отгадайте загадку. Вот послушайте:

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

– Как называют березу в загадке?

– Что у березы названо зеленой кофточкой?

– Что белым сарафаном?

– Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу, которую она приносит.

Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

То ясную, кипучую.

Люблю берёзку русскую.

Как описывает поэт березку?

– Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.

Перед вами репродукция И. Левитана «Октябрь»

– Как вы догадались?

– А на этой репродукции И. Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое время года?

– Какие деревья вы еще узнали?

– Чем покрыты ветки берёзы зимой?

– А сейчас посмотрите на следующую репродукцию В. Н. Бакшеева «Голубая весна».

– А здесь, в какое время года изображена березка?

– Как легко отличить березку от других деревьев?

– Перед вами репродукция И. Левитана «Березовая роща»

– В какое время года изобразил художник березки?

– Как вы догадались?

– Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину.

– Давайте мы с вами нарисуем портрет березы в весеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.

Физминутка под песню «Во поле березка стояла»

Ребята давайте посмотрим все ли у нас есть для рисования? Нет листов!

Ой! Нам пришло звуковое письмо! Послушаем ребята?

Здравствуйте ребята, я художник Кисточкин. ДА, да именно тот который приглашал вас принять участие в выставке. Мои помощники видели, как вы хорошо слушали и отвечали на вопросы воспитателя, и за это мы вам оставили за дверью коробочку. Думаю, она вам пригодится! До свиданияяяяяяя!

Показ воспитателя с объяснением приемов работы (Берем восковую свечу и проводим полосы снизу-вверх до конца – это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Мягкой кистью берем темно-зеленую акварельную краску, и на линии горизонта примакиванием рисуем лес на заднем плане. Чуть – чуть дуем на работу, чтобы подсохла. Далее берем жесткую кисть и тычком (гуашь зеленая) рисуем крону у березы.)Работа готова!

– У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по рисованию (подготовительная группа) на тему:”Зимний пейзаж” с использованием не традиционной техники “Оттиск”(рисование овощами).

Развить у детей умение передать в работе четкое изображение медведя, точно передавая особенности внешенго вида и пропорции.

Цель:-Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза».Задачи:-Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком.

Конспект организованно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Белая береза».

Конспект НОД рисование в подготовительной группе «Белая береза под моим окном» (нетрадиционная форма рисования) Екатерина Комарова Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, соци.

Цель: развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.Задачи:1. Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лиричес.

Программное содержание. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Береза в зимнем уборе».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект занятия по изодеятельности с применением нетрадиционного метода рисования в подготовительной группе “Береза в зимнем узоре”

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14″ Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в подготовительной группе

«Береза в зимнем уборе».

Шайдуллина Резеда Талгатовна

2018 учебный год.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о березе.

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.

Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев(на примере березы).

Развивать творческую индивидуальность.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

– Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
– Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, клеем.

Техника: рисование солью.

Оборудование: мольберт, иллюстрации с изображением березы в разное время года, проигрыватель, музыка К Чайковского -Времена года «Зима»

Материалы: бумага фиолетового цвета, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола, салфетки.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия березы: берза, кудрявая, белоствольная.

Воспитатель: ребята, я хочу начать наше с вами занятие с загадки:

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
Ответы детей(береза)
(Показать картинку березки)
2. Основная часть

Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Воспитатель: Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной?
Ответы детей: Береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.
(Показ картинки «Березка весной»)
Воспитатель: Наступило лето, и чем же береза радует нас?
Ответы детей: Березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.
(Показ картинки «Березка летом»)
Воспитатель: Что происходит с березой осенью?
Ответы детей: Осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится «словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.
(Показ картинки «Березка осенью»)
Воспитатель: А, какая березка зимой?
Ответы детей: На березке нет листьев, она покрыта снегом.
(Показ картинки «Березка зимой»)
Воспитатель: Послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель: – Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Ответы детей: Березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: Сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?

Ответы детей: Ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.

3.Обьяснение,показ способа действия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Будем рисовать необычным способом- рисование солью.

Вспомним, как мы рисуем дерево: берем кисточку с краской(лишнюю краску убираем о край стаканчика), проводим линию(земля) и снизу вверх вертикальную линию, линия может быть кривой неровной. Внизу кисть ложится ровно на лист, а к верху кисточка приподнимается…

Если ствол у дерева получился слишком тонкий, то проводим еще один раз рядом с первой линией.
Это ствол нашей березки.
Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче. Около ствола ветки утолщаем.
Теперь рисуем мелкие ветки простым карандашом. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.
Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.
На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки..
После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.
Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.
Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».
Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА. На клей сыпем соль.
Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».

Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.

На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Ребята, с чего мы начнем свою работу?

А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой красавицу березку (дети работают под музыку К Чайковского -Времена года «Зима»).

Провожу индивидуальную работу с детьми.

Итак, ребята, каким способом мы рисовали березу?

С помощью чего мы изобразили сугробы, снег?