М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение, в котором поэт искусно скрывает подлинный смысл за историческими подробностями. Но обо всем по порядку.

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Жанр и направление

Книга относится к жанру романтической национально-исторической поэмы.

Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал.

Смысл названия

Поэма стилизована под русский эпос, а точнее, под древний жанр «сказание». Автор погружает нас в атмосферу ушедшей древности с первой строки, придавая названию старинный колорит. В средние века было принято раскрывать содержание книги уже в заглавиях, никто и не думал интриговать читателя.

Лермонтов дал именно такое название произведению, чтобы публика сразу поняла намек на его суть и содержание, окунувшись в предание глубокой старины.

Суть

Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены .

Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Купец Степан Калашников . Олицетворяет в поэме тип настоящего русского человека. Его личное достоинство – это проявление веками складывающихся нравственных устоев русского народа. В нем органично сочетаются простота, сердечность и уважение к другим, с истинно русским богатырством и благородством. Месть за Алену Дмитриевну – не только защита личной чести, но и отстаивание прав всего рода Калашниковых. Не случайно он созывает братьев и просит их мстить врагу после его смерти. Открытый вызов, который он бросает самому ближнему царскому опричнику, автоматически приговаривает его к гибели. Калашников осознает, какова будет царская награда, но не боится смерти. Единственная его просьба – позаботиться о семье. Калашников, несмотря на позорную участь, остается в памяти народа героем.
  2. Иван Грозный . Это двойственная фигура у Лермонтова. Его величие, широта натуры совмещают в себе жестокость и деспотичность. Иван IV убежден в том, что в его власти и души, и думы подчиненных. Он казнит Калашникова всего лишь из-за того, что тот отказался открыть царю настоящую причину убийства. Именно царь, чья память так кровава и страшна, становится виновником чудовищной несправедливости. Он, не подозревая, дает своему любимому слуге позволение домогаться к замужней даме. Все это он делает широким жестом руки, не подумав и не позаботившись о судьбе подданных. Он пренебрежительно дает волю своим цепным псам, не обращая внимания на возможные последствия.
  3. Кирибеевич . Личность оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене Дмитриевне. Неспособный ни к каким компромиссам, он готов ради этой страсти на все. Нравственная ущербность Кирибеевича во многом обусловлена его службой. Особенность его социального положения приводит к тому, что воля его оборачивается в своеволие, а любовь – в произвол и насилие. Этот лукавый раб не только опозорил Алену Дмитриевну перед злыми соседушками, но и обманул своего царя, скрыв от него, что его возлюбленная в церкви повенчана.
  4. Темы и проблемы

    1. Основная тема — честь . Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
    2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти . Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
    3. Тема любви . Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
    4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
    5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
    6. Проблема несправедливости . Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.
    7. Главная мысль

      Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

      Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

      Чему учит?

      Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

      Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

      Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Степан Парамонович Калашников вольный и удачливый купец. Он хозяин себе и своей семье, требует порядка в доме и подчинения. Он благороден и слово «честь» много значит для него. Узнав о несчастье с женой, он идет на смертный бой защищать честь семьи. Калашников не боится царя, прямо отвечает на вопрос, что убил опричника по своей воле. Только не озвучивает почему, так как это затрагивает честь его рода. Удалой купец верит в царя и его слово, он просит, чтобы тот не оставил его семью без помощи.

Образ купца Калашникова раскрывается через отношение к нему автора и других героев, а так же через его поступки.

Отношение автора

Купец Калашников - исключительно положительный герой, которого автор изобразил в образе русского богатыря с помощью традиционных эпитетов: «статный молодец», «могутные плечи», «очи соколиные», «грудь молодецкая», а поединок назвал «богатырским боем».

Симпатии Лермонтова к Калашникову выражаются и в том, что поэт представил его верующим человеком: купец носит медный крест, о причине поединка расскажет только «богу единому», а братьям приказывает помолиться за его «душу грешную». Это свидетельствует о том, что Калашников близок народу, уважает нравственные устои и православные традиции, что фактически возводит его в ранг мученика.

Отношение к купцу других героев

Не менее важно для характеристики Калашникова отношение к нему других героев произведения:

  • Алёны Дмитриевны;
  • младших братьев;
  • Кирибеевича;
  • царя Ивана Васильевича.

Алёна Дмитриевна боится мужа, но признаётся ему во всём и просит о помощи: «на кого, кроме тебя, мне надеяться?». Это свидетельствует о том, что она уважает его и считает справедливым.

Младшие братья чтят Калашникова, называют его «вторым отцом» и обещают: «уж мы, тебя, родного, не выдадим».

Царь и Кирибеевич, как отрицательные герои, составляют оппозицию положительному Калашникову. Кирибеевич боится, так как правда на стороне купца, и предчувствует скорую расплату за свои поступки. Царь, несмотря на свой гнев, признаёт его силу и смелость, обещая «не оставить своей милостью».

Поступки Калашникова

Действия Кирибеевича задевают честь купца и его семьи. Для того, чтобы смыть этот позор, он выходит на бой с любимым опричником грозного царя. Убив соперника, он отказывается рассказать царю о причине их вражды, предпочитая умереть. Эти поступки характеризуют купца как смелого и благородного человека, который предпочёл смерть бесчестью.

Калашников - это герой, обличающий самодержавие и вызывающий сочувствие проявленной к нему несправедливостью.

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

  • жанр: поэма;
  • история как один из источников «Песни...»;
  • близость к жанру фольклорной исторической песни;
  • противостояние: опричнина — купечество;
  • интрига в сюжете;
  • присутствие героя — исторической персоны:
  • наличие вымышленных героев;
  • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
  • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
  • создание сильного национального характера;
  • тема чести;
  • трагический финал.

Сравнительная характеристика главных героев

«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтова.

В лироэпическом произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про …» я познакомилась с двумя героями: Степаном Парамоновичем и царским опричником Кирибеевичем. Чтобы понять, на чьей стороне правда, надо провести сравнение двух этих героев.

Начну с Калашникова. Степан Парамонович – «молодой купец», «статный молодец», «удалой боец», - так говорит про него сам автор. Красивая жена, молодость, достаток – казалось бы, жизнь его удалась! Но в один момент всё рушится!

На мой взгляд, в ситуации, в которую попал Калашников, он повёл себя правильно и выбрал верный путь. Конечно, будь он нечестным человеком, он бы встретил Кирибеевича тёмной ночью одного на улице и исподтишка нанёс ему смертельный удар. Но это было бы не по – мужски и вряд ли очистило честь семьи. Калашников вызывает его, своего соперника, на бой прилюдно, без страха и так, что заставил Кирибеевича «побледнеть в лице, как осенний снег».

В моих глазах, исходя из «Песни..», Степан Парамонович предстаёт отважным, заботливым, справедливым, трудолюбивым и умным человеком. А то, что он поступил благороднее, нежели его соперник, характеризует его ещё и как порядочного человека и как лицо, имеющее чувство собственного достоинства.

Для меня, человека 21 века, не совсем понятно поведение Калашникова с женой. Ведь в нынешних семьях в основном царит равноправие, а поведение Калашникова как бы списано с произведения того времени под названием «Домострой».

Именно стойкость и неотступность Степана Парамоновича, как мне кажется, смогли хотя бы после его смерти очистить от позора его семью. И, несмотря на его прилюдную казнь, в народе о нём сохранилась добрая слава, и даже гусляры слагали о нём песни.

Настал черёд Кирибеевича. Он не только по характеру и поступкам, но и по положению в обществе и внешнему облику сильно отличается от Степана Парамоновича Калашникова. Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя. В связи с этим у него сформировались такие черты характера, как тщеславие, чрезмерное честолюбие, своенравность и высокомерие. И это сразу отталкивает от этого героя читателей. По внешнему облику он ничуть не уступает своему сопернику Калашникову. Такие эпитеты, как «Удалой боец», «буйный молодец» рисуют в нашем воображении юношу статного, богатырского телосложения.

Кирибеевич довольно эгоистичен, и в своей любви к Алёне Дмитриевне он думает только о себе. Но в этом герое есть и привлекательные стороны. Отвага, смелость, бесстрашие, стойкость в совокупности составляют впечатление о «молодом опричнике» как о мужественном человеке. Хотя, если положить на чашу весов все положительные и отрицательные качества этого героя, то, на мой взгляд, отрицательные будут тоже тяжелы.

Человек, опозоривший чей-то род, просто не может быть положительным героем. Я думаю, что если этот опричник способен так любить, он сможет встать на путь исправления, но изменить его под силу только человеку, к которому он испытывает чувства.

Надеюсь, я достаточно раскрыла внутренний мир этих героев. Как и большинство людей, прочитавших это произведение, я на стороне Калашникова. И Вы со мной, наверное согласитесь.

Чуева Елена, 7 класса. филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в п. Рабочий Тамбовская область

Образ купца Калашникова. Обращение к теме героического прошлого не было случай­ным для творчества М.Ю. Лермонтова. Эта тема давала возмож­ность обрисовки сильных, цельных, героических характеров, ко­торых поэт не находил в современности. Один из таких характе­ров Лермонтов создает в «Песне про купца Калашникова».

В этой поэме Лермонтов воспроизводит эпоху Ивана Грозно­го, конец XVI века. Главным героем «Песни…» является купец Степан Парамонович Калашников. В основе сюжета произведе­ния лежит мотив обиды и защиты чести. Немаловажной здесь представляется и тема любви, семейных отношений, ограниче­ния свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович - простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой же­ной и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатер­тью», перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. В этом описании - полная картина «домашнего быта и простых, малосложных, простодушных семейственных отноше­ний у наших предков».

Герой обладает привлекательной внешностью. Это «статный молодец», с «соколиными очами», «могутными плечами», «куд­рявой бородой». Он напоминает нам былинных богатырей, ко­торых было так много на Руси.

Ассоциации с фольклором вызывает и речь Степана Пара­моновича, «ласковая», поэтичная, вдохновенная, отражаю­щая его внутренний мир. («…лиха беда со мною приключи- лася…», «…обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому».

Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: расклады­вает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-сереб­ро». Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье. Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают. Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее цар­ский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников реша­ет заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доб­рое имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи. Душа ге­роя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому». Степан Парамоно­вич решает биться с опричником не на жизнь, а насмерть в ку­лачном бою, который будет на Москве-реке.

В образе купца Калашникова обрисован русский героичес­кий характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собствен­ного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он ис­кренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи.

Преследование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей - позор, бесчестье для Калашникова. Ки­рибеевич в глазах купца - «бусурман», посягнувший на самое святое, - незыблемость семейных уз. Опричника не останавли­вает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевен­чана… По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость хри­стианских понятий о семье и браке.

Калашников убивает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, одна­ко, причину своей битвы с Кирибеевичем:

Я убил его вольной волею,

А за что про что - не скажу тебе.

Скажу только богу единому.

Восхищавшийся этой сценой Белинский, писал что «Калаш­ников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной - и позором жены, раз­рушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благо­родной души жизнь уже не представляла ничего обольститель­ного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неис­целимых ран… Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг кото­рых - все или ничего… такова была и душа… Степана Парамо­новича Калашникова».

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Пара­монович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:

Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безгранич­ная вера в право своего государя вершить судьбы людей - вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Рассмотрим взаимосвязь Калашникова с другими персона­жами. Кирибеевич, думается, не испытывал к Степану Парамо­новичу явной ненависти и, более того, почувствовал угрызения совести во время поединка. Именно поэтому он «побледнел», «как осенний снег», «бойки очи его затуманились», «на раскры­тых устах слово замерло». Характерно, что Лермонтов создает здесь многогранные характеры. Так, Кирибеевич - это не толь­ко «буйный молодец», привыкший ни в чем себе не отказывать, это и смелый человек, «удалой боец», способный на сильные чув­ства:

Какувижу ее, я и сам не свой -

Опускаются руки смелые,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые

И не надо мне золотой казны…

«Любовь Кирибеевича - не шуточное дело, не простое воло­китство, но страсть натуры сильной, души могучей. …Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе, который никого не пожалеет и не пощадит…» 97 .

Царь по-настоящему возмущен и разгневан поступком купца Калашникова и считает себя вправе распорядиться его жизнью по-своему усмотрению. Лермонтов подчеркивает жестокость, деспотизм Ивана Грозного. Царь в поэме олицетворяет собой судьбу Калашникова.

Калашников по-настоящему дорог лишь своей семье - Але­не Дмитриевне, меньшим братьям, которые почитали его за отца. На стороне купца Калашникова и симпатии автора. Он прослав­ляет своего героя:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится.

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Таким образом, в «Песне… про купца Калашникова» Лермон­тов рассматривает тему обиды и защиты чести в духе народного миросозерцания, для которого ценой бесчестья является чело­веческая жизнь. И в этом плане в поэме ощутим эпический па­фос: суровые нравы оправданы народной моралью, без какой- либо излишней драматизации.