Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков .

Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.

Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.

Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают или , а также интроверты.

Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.

Застенчивость – это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.

Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.

Но есть у застенчивости один большой минус , который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.

Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.

Ошибки родителей

Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.

Частые ошибки родителей , приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

  • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
  • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
  • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
  • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
  • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
  • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.

Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.

Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.

Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.

Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

Второй совет – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.

Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.

Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.

Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет . Это совет «три в одном».


Развивая творческие способности ребенка, можно:

  • воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
  • открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
  • помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.
  • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
  • хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
  • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
  • при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
  • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
  • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
  • делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
  • учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
  • учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

О том, как справиться с проблемой стеснительности взрослому человеку, читайте в статье . Там Вы сможете найти и дополнительную информацию о том, как помочь застенчивому ребенку. Если с проблемой застенчивости столкнулся подросток, ему также будет полезно ознакомиться со статьей.

Все дети обладают своими, уникальными чертами характера, и иногда их застенчивость превосходит все возможные масштабы. Как общаться с застенчивыми детьми, и можно ли преодолеть этот недостаток, сделав ребенка активным и общительным?

Психологические особенности поведения застенчивых детей

Общение с застенчивым ребенком — это настоящая наука, постигнуть которую дано далеко не каждому родителю. Дело в том, что многие дети бывают застенчивыми не всегда, а только в новой для себя среде. Так, поступив в первый класс, всегда активный ребенок внезапно начинает замыкаться в себе, что тут же сказывается на его успеваемости и положении в классе. При этом дома малыш продолжает вести себя смело и активно.

С такими детишками, страдающими от временной застенчивости, работать нужно аккуратно. Так, педагогу стоит почаще вызывать малыша к доске, хвалить его за правильный ответ перед всем классом. Обычно такое поведение преподавателя дает свои результаты, и ребенок осваивается в социальной группе гораздо быстрее.

Однако не стоит забывать и про возможную встречу с от природы застенчивым ребенком. Что делать в ситуации, если малыш скромен от природы и не способен выйти на элементарный контакт с окружающими? Для начала необходимо узнать про психологический климат в его семье. Вполне возможно, что малыш чувствует регулярное давление со стороны родителей, что негативно влияет на его самооценку, активность. Также малыш может страдать из-за собственных потаенных комплексов, о которых никому не рассказывает.

Так, например, многие подростки внезапно становятся застенчивыми из-за мнимых недостатков внешности. Регулярно анализируя свой внешний вид на фотографиях и в зеркале, школьник выискивает недостатки, которых может и не быть на самом деле. На этом фоне он сильно замыкается в себе, начинает проявлять пассивность в учебе и в общении.

Иногда застенчивость возникает, как ответная реакция на психологическое давление в школе. Так, например, если малыш только перешел в новый класс, и его внезапно начали обижать, он обязательно замкнется в себе. Часто новички сразу же пасуют, не пытаясь завоевать доверие сверстников, что сказывается на развитии закомплексованности.

Как родителям и учителям определить, что перед ними замкнутый ребенок? Обычно такие малыши отказываются выступать на публике, нехотя знакомятся с новыми людьми, предпочитая проводить время в своей комнате. У таких детей часто бывает заниженная самооценка, поэтому они легко соглашаются с чужим, зачастую навязанным мнением. У них могут отсутствовать зачатки зарождения самостоятельности, что в будущем приведет к общей пассивности.

Особые сложности такой ребенок испытывает в общении с противоположным полом. Некоторые подростки, достигнув пубертатного периода, не могут даже слова сказать представителю противоположного пола, что опять же влияет на зарождение комплексов и падение самооценки. Если с этой проблемой не справиться сейчас, в зачатке, в будущем она может сильно помешать человеку в построении семейных отношений.

Еще одной важной психологической чертой к портрету ребенка становится его чрезмерная обидчивость. Некоторые застенчивые детки просто не способы ответить на оскорбление, но они сразу же затаивают обиду, и более никогда про нее не забывают. Такие дети вполне способны на месть, особенно, если прилетевшее в их адрес оскорбление действительно задевает школьников.

Многие психологи уверены, что застенчивость отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Такой малыш не может выйти к доске, замыкается, когда к нему обращается преподаватель. Самое интересное, что дети практически всегда оказываются очень умными, но не желая привлекать к себе внимания, предпочитают отмалчиваться на задних партах. В результате, у учителей может сложиться предвзятое мнение о ребенке, и все из-за одного его недостатка, мешающего нормально жить и общаться.

Рекомендации застенчивому ребенку давать сложно, поскольку сам он вряд ли сможет в одиночку справиться с таким недостатком. В данной ситуации очень важно, чтобы родители обращались за взвешенной помощью к психологам.

Первое, что следует сделать родителям — это ввести практику регулярных бесед с ребенком. Застенчивому ребенку также необходимо выплескивать скопившуюся информацию, и для этого ему как раз пригодятся заботливые родители. Малыш будет рассказывать, как прошел его день, что нового произошло, постепенно избавляясь от своей закомплексованности.

В деле борьбы с застенчивостью важна социальная активность родителей и их чад. Обычно у такого малыша бывает масса интересов, которая позволяет ему жить в своем интересном, творческом мире. Стоит выяснить, чем же увлекается ребенок, что его действительно интересует в этой жизни. Далее необходимо подыскать подходящую секцию по интересам, посещать которую школьник будет с радостью. Это может быть литературный кружок, курсы актерского мастерства и так далее. Педагоги на таких курсах могут сразу же определить талантливого ребенка, вовремя выведя его на контакт. Попав в подходящую творческую среду, где все детки такие же, как он, да еще и разделяют его творческие интересы, ребенок практически гарантированно избавится от застенчивости.

В случаях, если природная застенчивость очень сильно мешает ребенку и в учебе, и по жизни, необходимо обратиться к психологу. Профессионалы умеют работать со скромными детьми, пробуждая в них активность при помощи самых креативных упражнений. Так, например, популярностью пользуется упражнение «Крик». Его суть в том, что ребенок встает посреди комнаты и начинает просто кричать, разрывая те путы скромности, что его сковывают. На самом деле, чтобы начать кричать или петь просто так, без повода, необходимо обладать немалой смелостью, и подобные упражнения ее как раз пробуждают. Желательно отправлять ребенка в такие группы для застенчивых малышей пораньше, чтобы до начала обучения в школе, чадо уже справилось со своими внутренними заморочками.

Родителям необходимо не только регулярно общаться со своим чадом, но и подчеркивать его достоинства, все лучшие черты характера. В таком случае, малыш не будет чувствовать психологического гнета из-за собственной скромности и сумеет раскрепоститься. Если же мамам и папам наплевать на психологические сложности, возникшие у их чада, это может привести к депрессивным состояниям и даже суицидальным наклонностям.

Бывают случаи, когда застенчивость становится следствием развития у малыша неких талантов. Многие писатели и художники были людьми исключительно замкнутыми, и единственное, что их интересовали в этой жизни — так это сами творения. Если у малыша обнаруживается какой-то талант, родителям необходимо беспрекословно поддерживать его во всех начинаниях, продвигать и хвалить. В таком случае застенчивость сменится гордостью за свои труды, а ребенок превратится в самого активного школьника.

Конечно, в борьбе с детской замкнутостью важно и правильное поведение педагогов. Для начала классному руководителю стоит обсудить проблему с родителями, подсказать им способы борьбы с излишней скромностью. Если ни один из способов не оказывается эффективным, следует разработать свою систему подачи информации такому ребенку. Сам школьник не должен страдать из-за того, что отличается излишней замкнутостью. Именно поэтому ему необходимо давать преимущественно письменные задания, пореже вызывая к доске.

Зачастую смена педагогического алгоритма приводит к тому, что успеваемость школьника резко повышается, а он сам начинает проявлять интерес к наукам. Как только произойдет улучшение ситуации, педагогу стоит начинать вводить устные методики ответа, раскрепощая ребенка. Такое постепенное внедрение стрессовых ситуаций зачастую оказывается крайне эффективным, улучшая положение подопечного в классе.

Иногда застенчивость становится реакцией ребенка на внедряемый алгоритм воспитания. Если родители всегда строги с младшим членом семьи, редко обнимают его и проявляют заботу, малыш вполне может вырасти очень закомплексованным. Обнаружив однажды, что ребенок пассивен и чрезмерно скромен, родителям следует постепенно изменять свое поведение. Если же они сразу же кинуться в объятия к школьнику, то могут лишь дополнительно напугать его, развив новые комплексы. Иногда застенчивость становится реакций ребенка на чрезмерную ругань, строгость и частое рукоприкладство со стороны взрослых.

Зачастую справиться с детской застенчивостью полностью не удается, и ее признаки то и дело мешают человеку жить полноценной жизнью. У некоторых людей такие признаки скромности проявляются лишь в конкретных ситуациях, например, при общении с противоположным полом. В остальном же, они живут полноценной жизнью, не обремененной ненужными комплексами. Здесь нужно помнить, чем эффективнее родители и педагоги будут вести борьбу с такой замкнутостью, тем больших результатов они в итоге достигнут.

Застенчивость — та самая черта характера, которая встречается у многих современных школьников, и с которой родители зачастую предпочитают не бороться. Однако чрезмерная застенчивость в любой момент может обернуться комплексами и социальной пассивностью, что снизит шансы чада на успешную жизнь и карьеру.

Раскрытие понятия застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений - от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающих жизнь человека. Застенчивость является одной из самых распространённых и сложных проблем и межличностных отношений. Различают застенчивых интровертов и экстравертов.

Хотя приведенные данные свидетельствуют о затруднениях, которые в жизни связаны с застенчивостью, следует так же помнить, что у застенчивости есть и благоприятные стороны. От 10 до 20% застенчивых людей нравиться быть такими. Они предпочитают быть застенчивыми, потому что открыли в этом для себя кое-что положительное. “Сдержанный”, “скромный”, “уравновешенный” - такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям. Застенчивость придает человеку вид самостоятельного и самоуглубленного. Еще одно преимущество застенчивости состоит в том, что человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах. Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно.

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчвых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм -- приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения -- удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная “проба на застенчивость”. С этой целью организовывалась ситуация “подзывания”, в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм -- интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лето, мозаики (СДО); во второй -- рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей -- беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась “Море и корабль”. В ней взрослый организовывал игру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или Манна-Уитни.

1.2 Психологические особенности застенчивых людей

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс, приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе, в форме кризисов и имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Существует множество периодизаций психического развития (греч. periodos - круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Детство. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании. Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера. Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощено, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Подростковый возраст (отрочество) (от 11 - 12 до 15 - 17). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемый "подростковый эгоцентризм", проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость - все это отравляет психику современного молодого человека. В этом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств, ощущение собственного тела.

Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, потребность в общении. Но в то же время повышается избирательность в выборе друзей, потребность уединения.

Не дают покоя мысли о внешнем облике. Вряд ли найдется юноша или девушка, довольные своей внешностью. На этом фоне разыгрываются целые трагедии: высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже - причин для недовольства собой достаточно. И это как раз в тот момент, когда хочется нравится лицам противоположного пола. Недовольство собственной внешностью вызывает особую подростковую застенчивость, нередко служит мотивом непредсказуемых поступков. А сколько страданий доставляет тинейджерам избыточный вес. Стремясь похудеть, подростки, чаще девочки, резко снижают количество потребляемой пищи, а нередко совсем отказываются от еды, доводя себя до полного истощения. Нередко этому предшествуют слова окружающих о том, что они "толстенькие", "жирненькие", либо насмешки со стороны сверстников. Явные отклонения в физическом развитии от принятых в классе или во дворе стандартов приводят к заниженной самооценке, неуверенности в себе, беспомощности, развитию комплекса неполноценности.

Эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей. Очень часто причиной непонятных для родителей изменений в характере подростка является его застенчивость. От застенчивости страдают в основном те люди, у которых неуверенность в себе - особенность личности. Такой человек всячески избегает ситуаций, в успехе которых он не уверен наверняка: лучше ничего не делать, чем делать плохо. Особенно остро такой человек страдает от собственной застенчивости в обществе новых, малознакомых ему людей. Застенчивость свойственна и мальчикам, и девочкам в одинаковой мере. Если подростку своевременно не оказана квалифицированная помощь, застенчивость со временем может уродливо трансформироваться в наглость, развязность, хулиганское поведение, склонность к "плохим" компаниям. Так срабатывает механизм компенсации: ненормативной лексикой и грубой силой подросток пытается защитить свой внутренний мир от вмешательства посторонних. В дальнейшем застенчивость накладывает свой отпечаток на различные аспекты жизни: создание собственной семьи, неудовлетворённость своим кругом общения, трудностью выбора профессии.

Рассмотрим причины, приводящие к появлению хронической застенчивости:

1) Особенности характера ребёнка - тревожность, нерешительность, склонность к "самокопанию".

2) Частые заболевания (неврозы, последствия травм, нейроинфекций), заикание, физические недостатки.

3) Деспотичные родители, постоянно и не всегда "по делу" одергивающие своих детей, стремящиеся контролировать и критиковать каждый шаг подростка.

4) Неблагополучная обстановка в семье, скандалы.

5) Школа, где у учителей низкий уровень педагогической культуры, чрезмерные и жестокие наказания .

Юношеский возраст (от 15 - 17 до 19 - 21). В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.

Некоторые особенности эмоциональных реакций юношеского возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. В частности, юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность, резкие смены настроения, частые депрессии и экзальтации, конфликтность и общую негибкость эмоциональных реакций с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это - противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа "Я", противоречивость внутреннего мира и т.д.

Зрелость (от 25 - 30 до 55 - 60). Психиатр Лелор выделил три типа застенчивости. Согласно его наблюдениям, первым, наиболее распространенным, является страх действия, он делает робкого человека особенно неловким в день экзамена или публичного выступления. Ко второму типу относится боязнь контакта с реальной жизнью, проявляющуюся перед лицом непривычных обстоятельств. И, наконец, третьей формой застенчивости является страх самоутверждения, испытываемый в ситуациях, когда необходимо проявить характер: потребовать вернуть долг, отказаться в ресторане от не заказанного, но поданного блюда и т.п.

Что бы ни являлось причиной застенчивости, это серьезная проблема, которую психологи считают социальным злом. В юности, например, очень часто жестоким испытанием для застенчивых людей оказываются первые шаги в любви. В более зрелом возрасте это вообще может привести к трагедии. Кстати, застенчивые люди чаще других прибегают к алкоголю или к наркотикам. Однако застенчивость поддается излечению, а лучше сказать - преодолению, и без таких радикальных средств. Предлагаемые методы самые разные - это и терапия, и мышечная релаксация. Многие психотерапевты советуют пройти тренинг, направленный на социальную адаптацию.

С возрастом застенчивый человек обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью. В течение всей жизни для таких людей очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего они нередко проводят в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способны принести.

Старость (от 55 - 60 и старше). В этом возрасте застенчивый человек наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых сомнений. Здоровое, трезвое сомнение, свойственное, например, и сангвинику, - превосходный и полезный человеку психический акт, помогающий в одном случае уберечься от опасности, в другом - не согласиться с общепринятым мнением и внести свою, живую мысль в дело. Но чрезмерное сомнение, хотя во многих случаях также несет в себе творческую силу, работает и тогда, когда нет оснований сомневаться и раздумывать, как показывают жизнь, практика дела. Например, человек сомневается, не является ли легкое неприятное ощущение в спине признаком какой-либо тяжелой болезни. Размышляя над этим, ощупывая свою спину, разглядывая её в зеркало, человек тратит на это массу времени совершенно напрасно, так как ничем не болен. Конечно, может случиться, что можно обратить внимание на действительный ранний, едва заметный признак серьезной болезни, подобно тому, как эпилептоидный ревнивец окажется реально прав в своих сверхценных подозрениях. Однако случаев таких - единица по сравнению с громадными болезненными затратами энергии и времени.

Чрезмерное сомнение внешне похоже на мнительность. Мнительность (от слова "мнить" - казаться) - есть склонность преувеличивать опасность. Ипохондрическая реакция, основанная на мнительности, - психологический момент преимущественно эмоционального характера, а потому не стойкий, и, как росток без корней, довольно легко изгоняется ободрением, внушением. Чрезмерное же сомнение - образование преимущественно мыслительное, то есть проникнутое вопросительным размышлением, имеющее логический корень, и, значит, исчезает оно также благодаря лишь логическому, информативному разъяснению, разубеждению в его необоснованности. В этом смысле и боязнь покраснеть есть не мнительность, а боязнь с вегетативным выражением (расширение сосудов лица), основанная на тревожном размышлении - например, о том, что, могут вот подумать, покрасневший неравнодушно относится к тому, перед кем покраснел, и т. п.

Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и - по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) - те люди, которых правильнее отнести к категории "псевдозастенчевых".

В проявлении эмоций и чувств между мужчинами и женщинами существуют различия. К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л.В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

В.А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В.П. Плотников с соавторами (2001) выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек - к сессии и к экзаменам. Л.В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

Эти данные согласуются с результатами эксперимента, проведенного Ф. Зимбардо. Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых просили представить себя родителем ребенка, которого они "держат" на руках. Неожиданно перед испытуемыми появлялся бородатый незнакомец с музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. После этого каждому "родителю" был задан вопрос: какова была реакция вашего ребенка на произошедшее? Оказалось, что на порядок больше девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как "страх", тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша "любопытство". Правда, Ф. Зимбардо расценивает эти данные как влияние гендерных установок, сложившихся в обществе.

По данным А.И. Захарова, количество страхов (т.е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин - смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Склонность к радости, по данным М.С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: до 15 лет она выражена одинаково, а в возрасте после 15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е.П. Ильиным и В.Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

В исследовании П.А. Ковалева большая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

Об интенсивности эмоциональных реакций в основном судят по величине вегетативных сдвигов, наблюдающихся у человека в той или иной эмоциогенной ситуации (в исследованиях - обычно перед экзаменом и после него). Часто это свойство эмоциональности называют реактивностью. Получаемые разными авторами данные с использованием этих показателей весьма разноречивы, что объясняется, очевидно, во-первых, тем, что разные ситуации имеют для мужчин и женщин разное эмоциогенное значение, а во-вторых, тем, что на одну и ту же эмоциогенную ситуацию одни субъекты больше реагируют эмоционально, а другие - двигательно.

Так, по данным Н.Д. Скрябина, при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.

В то же время К.Д. Шафранская, изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины. Г.И. Акинщикова тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин - увеличивалась. Однако выявленные различия в реактивности при психическом напряжении не являются специфически эмоциональными, они характерны для мужчин при любой нагрузке - в том числе при интеллектуальной и физической. Так, измерение сахара в крови при высокой интеллектуальной нагрузке тоже выявило большую реактивность мужчин: показатель сахара в крови у них был выше, чем у женщин. Насыщение крови кислородом при этой нагрузке было в 2 раза выше у мужчин, чем у женщин. Поэтому остается неясным, является ли обнаруженные этими авторами факты следствием большей эмоциональной реактивности мужчин или же следствием их большей мобилизованности.

Как показали И.М. Елисеева с соавторами, перед экзаменом студентки оценили уровень своего эмоционального возбуждения гораздо выше, чем студенты. Выше у них была и неуверенность в успешной сдаче экзаменов. В то же время по частоте сердечных сокращений различий между теми и другими не было. После экзамена оценка спада своего эмоционального возбуждения была больше у студенток, чем у студентов. Таким образом, женщины более экстремально оценивают как подъем эмоционального возбуждения, так и его спад.

По данным А.И. Винокурова, у мужчин перед экзаменом ослабевает трофотропный тип вегетативного регулирования, что выражается в повышении пульсового давления крови, в увеличении систолического объема крови, в повышении коэффициента эффективности кровообращения. У женщин, наоборот, трофотропный тип вегетативного регулирования усиливается, что приводит к уменьшению пульсового давления и систолического объема крови, к большим сдвигам частоты сердечных сокращений. Сразу же после экзамена у мужчин трофотропное регулирование сменяется на эрготропное, быстрее восстанавливаются показатели гемодинамики, уменьшается суммарное отклонение от АТ-нормы. У женщин после экзамена суммарное отклонение от АТ-нормы увеличивается, быстрее восстанавливается систолическое артериальное давление, а пульсовое давление неизменно уменьшается. На основании этих фактов А.И. Винокуров делает вывод, что энергетические затраты организма в стрессовой ситуации выше у мужчин.

Р.К. Малинаускас нашел, что эмоциональная устойчивость к воздействию стрессогенных факторов практически одинакова у лиц мужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовал спортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц маскулинного типа.

Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. Правда, Н. Айзенберг и соавторы выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия в проявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции.

В ряде других исследований также показана большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста. Было обнаружено, что женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных. Женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины - гнева и злобы. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франс проанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадт и М. Саитта - 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человек в магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаются чаще. Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора. Это дает основание говорить (Берн Ш.), что эмоциональность (т.е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Различно у мужчин и женщин выражение разных эмоций: то, что "прилично" для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), "неприлично" для мужчин, и наоборот, то, что "прилично" для мужчин (проявлять гнев и агрессию), "неприлично" для женщин. Ведь и у женщин существует "запрет" на выражение ряда эмоций и чувств. Р. Сальваггио отмечает, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погруженности в "любовь" при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии. Как считает автор, это создает у женщин мазохистскую установку.

Ю.Л. Ханин получил данные, которые можно интерпретировать в пользу вывода о лучшей эмоциональной памяти у женщин, чем у мужчин. Группе женщин - прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности "свое состояние перед ответственными соревнованиями". Затем непосредственно перед соревнованиями (за 2 часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. Это свидетельствует о том, что вспоминавшаяся сила эмоциональных переживаний у женщин была близка к реальной. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было обнаружено. Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены и худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией, и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.

А.А. Плоткин показал, что как у мужчин, так и у женщин распространены эмоциональные типы, при которых доминирует либо радость и страх, либо радость при равенстве страха и гнева. Одинаковую предрасположенность женщин к гневу и страху можно объяснить с позиций К. Изарда, считающего, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивидов от агрессивных поступков и конфликтов или переводя их в более "мягкие" формы (например, в косвенную вербальную агрессию, которая, по данным Ковалева П.А., преобладает именно у женщин). У мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии.

По данным В.Н. Куницыной, в категорию застенчивых чаще попадают женщины, чем мужчины (соответственно 30 % женщин и 23 % мужчин).

Однако Ф. Зимбардо отмечает, что в Японии и на Тайване гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.

По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Во время просмотров слайдов или прослушивания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией. Большую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М.Л. Бутовская. Женщины более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях.

К.Н. Суханова получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми, если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей эмоциональности) женщин некоторыми исследователями ставится под сомнение. Многое в обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их выявлении критериев. Так, существенные различия наблюдались при использовании шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатийным он стремится быть, небольшие различия - при использовании шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было найдено.

Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины. Это нашло подтверждение в исследовании совестливости: у мужчин величина совестливости оказалась равна 4,7 балла, а у женщин - 7,2 балла.

Факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях. Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины, способны к ее подавлению. Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности. С. Арчер установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. Семьдесят пять процентов юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

По данным Н.Е. Серебряковой, применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

Мужчины больше всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-либо еще. Женщины испытывают наибольшую ревность, когда их партнер эмоционально привязывается к другой. Психологи считают, что эти различия отражают обеспокоенность мужчин по поводу достоверности их отцовства и потребность женщин в заботе со стороны партнера

Д. Джонсон и Г. Шульман обнаружили, что взрослые женщины больше проявляют интерес к эмоциям окружающих, чем мужчины. По одним данным преимущества женщин при опознании эмоций по голосу нет, по другим данным преимущество пола зависит от того, какие эмоции распознаются. Так, в работе М.И. Павликовой с соавторами было выявлено, что мужчины, имеющие родительский опыт, наиболее точно оценивали сигналы дискомфорта младенца, давая им более отрицательные оценки, чем женщины. Зато звуки удовольствия мужчины определяли хуже, чем женщины.

Депрессия, связанная с застенчивостью, чаще встречается у женщин, чем у мужчин. По данным А. Анголд, девушки в 2 раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Коннели с соавторами тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. У мужчин депрессия нередко сопровождается срывами, а у женщин - нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией) .

Ю.М. Миланич разделяет застенчивых людей с эмоциональными нарушениями на три группы. В первую входят люди с выраженными внутриличностными конфликтами. У этих людей отмечают тревожность, необоснованные страхи, частые колебания настроения. Вторую группу составляют люди с межличностными конфликтами. Они отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Третью группу составляют люди как с внутриличностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи - с другой стороны. В первой группе преобладают женщины, во второй и третьей - мужчины.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. У подростков чаще всего застенчивость проявляется в различных страхах. В более зрелом возрасте застенчивость вообще может привести к трагедии, т.к. застенчивые люди чаще других прибегают к алкоголю или к наркотикам. В старости застенчивый человек наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Депрессия, связанная с застенчивостью, чаще встречается у женщин, чем у мужчин.


Некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению. Рассмотрим особенности и причины агрессии в подростковом возрасте в следующем разделе. 2.2 Причины и специфика проявления агрессивного поведения у подростков Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и...




Форму проявления, положительную, созидательную и конструктивную форму – любовь. В первую очередь, любовь порождает противоположные агрессии чувства и отношения. 1.2 Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970–х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и...

Застенчивость, пожалуй, одна из самых сложных и наиболее распространенных проблем межличностных отношений. Она способствует появлению целого ряда весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивые люди каждый день сталкиваются с проблемами восприятия и нахождения в социуме. Им сложно знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, что может оттолкнуть собеседника и даже отрицательно настроить, они имеют сложности в выражении своего мнения, излишне сдержанны, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

Эта особенность, как и большинство психологических проблем, своими корнями уходит в детство . Наблюдения, проведенные психологами, показали, что застенчивость появляется у детей уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Практически все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили данное качество и до школы. На протяжении дошкольного периода виды и формы застенчивости тоже претерпевают изменения. В младшем дошкольном возрасте застенчивость проявляется слабее всего, в пятилетнем возрасте возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни увеличение признаков застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Очень важно распознать эту черту вовремя и постараться остановить ее развитие.

У застенчивых детей в поведении, обычно, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, в силу своей любознательности и контактности, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, он может обойти человека стороной или вернуться назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

Во время общения с посторонними людьми или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляются в неуверенности, крайней робости, напряжении, выражении страха или тревоги. В большинстве случаев дети боятся любых публичных выступлений, их может напугать даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

Эти особенности можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются и явно выражены, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

Анализ специалистов показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. В случаях, когда возникают трудности, он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь при этом попросить помощи. Особенно застенчиво ребенок ведет себя в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. Удача обычно успокаивает и вдохновляет их, однако при малейшем замечании возникает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Преодолевая внутреннее напряжение, ребенок робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». С одной стороны ребенок неуверен в положительной оценке взрослого, с другой признает правильность собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и страха оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта черта очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале их совместной деятельности.

Все трудности в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношений других и его отношением к себе . Когда ребенок ожидает критического отношения со стороны взрослых это и определяет его смущение и робость. Особенно это заметно при общении ребенка с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка, поэтому он старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, приносят, например, с собой на занятие любимую игрушку, прижимая ее к себе в случае затруднения.

Но надо отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам , наоборот, зачастую застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае негативной оценки или неудачи менее настойчивы в достижении результата. Эти дети чрезвычайно остро переживают оценки взрослого, особенно если они отрицательны, тем самым парализуя и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и пытается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и не решается обратиться за помощью.


Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общение совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Болезненное переживание своего собственного Я, своей уязвимости, постоянно ограничивает, сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои превосходные способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его не слишком стеснительные ровесники.

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми и доброжелательно относится к ним, в то же время он не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок, как известно, имеет достаточно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых ему людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении, раскрытии собственных талантов и в совместной деятельности в полной мере.

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".