Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующие социальному и духовному возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.

Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с:

1) Уставом

2) и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.

Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

¾ воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

¾ развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

¾ сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

¾ поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».

Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.

Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.

Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о., библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)

Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):

Сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;

Распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;

Культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.

Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):

-обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;

-сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

-организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

-обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение (то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе )…


Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества. Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:

¾ сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,

¾ принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.

¾ сотрудничают с храмами и их настоятелями

¾ реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу и создают уголки русского быта

¾ выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен

¾ становятся площадками для клубов по интересам

¾ оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.

Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.

- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет? ) ,

- развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек: Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя.

Калюжная Юлия

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Московского

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Проект

«Роль библиотеки в жизни села»

Выполнила:

обучающаяся 2 «Б» класса

Калюжная Юлия

Консультант:

заведующая библиотекой № 9

Жилина Ольга Петровна

Руководитель:

учитель начальных классов

Квасова Вера Владимировна

2014 год

Введение

Когда я пошла в школу, то обращаться в библиотеку стала чаще не только за художественной литературой, но и научно-познавательной. Особенно меня интересуют книги по истории.

И вот, однажды, я задумалась, а сколько таких библиотек в России? Много ли жителей нашей страны их посещают и зачем?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему родителям, учителю, работникам библиотеки у меня получился проект-исследование «Роль библиотеки в жизни села».

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение и анализ литературы и источников интернет по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района;

Взятие интервью у работников библиотеки;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Ход исследования

Во-первых, из интернет-источников я выяснила, что сельских библиотек в России более 38 тысяч, и обслуживают они более 40 миллионов жителей.

В ходе изучения работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района я беседовала с заведующей библиотекой - Жилиной Ольгой Петровной и узнала, что библиотека была образована в 1936 году. Я подсчитала: нашей библиотеке 78 лет!

За эти годы в библиотеке собралась 21 тысяча книг. 1500 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём 530 из них - дети.

Ольга Петровна любезно согласилась дать мне интервью.

(просмотр интервью)

Анкетирование читателей я проводила в школе. Ребята моей школы, среди которых я проводила анкетирование, очень хотели мне помочь и честно отвечали на вопросы в моей анкете. Было опрошено 32 учащихся.

Опрос жителей села я проводила на улице. В этом мне помогала мама. Когда я подходила со своими вопросами к жителям с.Московского, я немного побаивалась, захотят ли они отвечать на мои вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Из 20 человек мне отказали только 2.

Во время анкетирования и опроса я задавала всего три вопроса:

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Обработанные данные 50-ти опрошенных мы занесли в таблицу:

Вопрос

Часто (ДА)

Иногда

Не посещаю (НЕТ)

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Конечно положительных ответов больше давали дети, чем взрослые. Почему? Каждый из нас может ответить на этот вопрос: «Взрослые чаще пользуются компьютером чем книгами».

Выводы

Итак, сельская библиотека № 9 с. Московского Изобильненского муниципального районаиспользуют традиционные является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

В обслуживании граждан библиотека применяет традиционные (выдача книг, чтение книг в читальном зале) и нетрадиционные технологии. Библиотека регулярно проводит литературные чтения и тематические вечера. Для ветеранов Великой Отечественной войны - это и вечера встреч и воспоминаний о войне. Для младших школьников проводится праздник «Посвящение в читатели». Старшие ребята участвуют в веселых играх и викторинах. Например: «Игра путешествие – буквы путешествуют во времени», «Час краеведения», «Уроки вежливости».На Рождество библиотека представила читателям театральное представление «Свет рождественской звезды». Используются и новые информационные технологии, то есть компьютер с выходом в интернет.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.*
Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.
Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.
Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.
Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы.
Интерес у широких слоев населения вызывают и презентации отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.
Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.
Очевидно, что такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.
Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.
Приоритетным вниманием пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.
В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.
Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.
Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.
В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:
– поиск правовых актов в электронных базах данных;
– предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
– выдача справки о месте и времени опубликования документа;
– тематические справки;
– предоставление текста документа;
– перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
– поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
– прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
– подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
– выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
– предоставление периодических изданий во временное пользование;
– предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
– предоставление правовой информации на CD-ROM;
– сканирование;
– компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
– доступ к правовым сайтам Интернет;
– ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
– оперативное информирование о новых поступлениях;
– резервирование издания для конкретного пользователя;
– предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
– «ночной абонемент»;
– открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
– консультирование по правовым вопросам;
– составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
– консультирование по вопросам поиска правовой информации;
– предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
– консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;
– быстрый поиск в присутствии заказчика;
– текущие адресные справки;
– ретроспективный поиск;
– формирование пакета документов по запросу пользователя;
– предоставление реквизитов юридических служб;
– предоставление текстовых и табличных редакторов;
– поиск информации по предварительному заказу;
– предоставление ПК для самостоятельной работы;
– создание титульного листа для письменных работ;
– создание объявлений;
– распечатка с дискеты и др.
Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.
Многие из этих услуг предоставляются бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.
Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.
К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.
Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.
Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.
В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.
НТЦ «Система» регулярно формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.
Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.
Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!
Информационные продукты для правовых центров предоставляют и фирмы, специализирующиеся в области правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.
Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие организации как агентства по распространению юридической и правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.
Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.
Тесные связи сложились у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.
Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.
В сельской местности такой взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.
Огромную роль в продвижении правовых знаний населению играет созданный недавно Молодежный союз юристов РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в обществе как роль активных просветителей в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз» между Молодежным союзом юристов РФ, районной управой и правовыми центрами.
Члены Молодежного союза юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).
В Москве члены Молодежного союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.
Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров при сельских библиотеках имеют договоры с отделениями Молодежного союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в сельской глубинке, что является чрезвычайно важным, особенно для всех жителей села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.
Многие правовые центры на периферии, в сельской местности становятся координационным центром по работе с местными депутатами.
Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.
Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.
Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны – деятельность правового центра находит освещение в их изданиях. В целом, за последнее время было опубликовано около 120 печатных материалов и сделано около 80 теле- и радиорепортажей, освещающих деятельность центров правовой информации при библиотеках разного уровня, в том числе и сельских.
Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Краеведческая работа

Одним из традиционных направлений работы муниципальной (публичной) библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».
Однако, следует заметить, что долгие годы краеведческая работа вообще, и краеведческая работа библиотек, в частности, не поощрялась властями. Существовавшие с дореволюционных времен историко-краеведческие общества были распущены еще в конце 30-х годов, и только с наступлением социально-политических перемен в стране стремление широких слоев населения узнать свою подлинную историю начало встречать поддержку.
Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов. Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их: собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д.

Сельская библиотека - библиотека, расположенная на территории сельского поселения.

Сельская местность - населенные пункты, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Работа библиотеки на селе имеет свою ярко выраженную специфику, сельская библиотека как публичная, так и школьная, гораздо более слаба в материальном отношении и т.п., однако она призвана решать те же задачи, которые стоят и перед библиотеками, работающими в городе, и поэтому могут строить свою работу по той же модели.

Как пишет Антоненко С.А., «В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными» (4, с.26). Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума (47 ,с.4). По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество (42, с.34).

Перечень социальных функций библиотеки обширен. По мнению Антоненко С.А., именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (4, с.28). Обратимся к анализу их содержания в исторической ретроспективе.

С середины XIX в. в библиотечном обслуживании сельского населения России проявляется просветительская функция. Публичная библиотека в этот период рассматривалась как источник духовной пищи для народа. Читатель находил в ней ответы на интересующие его вопросы, вырабатывал миросозерцание, наконец, просто отдыхал за книгой от дневных забот. Книга отвлекала человека от дурного общества, помогала удержать от пьянства и предотвратить преступления. Общедоступная библиотека являлась одним из самых действенных средств просвещения народа (34, с.24).

В конце XIX -- начале XX в. сельская библиотека выступала как неотъемлемое звено процесса образования, социальный институт, имеющий существенное влияние на культурную атмосферу села, ближайший партнер школы, вместе с ней формирующий образовательное пространство села. Таким образом, она реализовывала образовательную функцию.

В предреволюционные и в первые годы после революции многие библиотеки, в том числе и сельские, активно участвовали в политической жизни (37, с.44). После 1917 г. закономерным стало возложение на сельскую библиотеку такой функции, как пропагандистская. Анализ статей из журнала «Красный библиотекарь» за период 1925--1941 гг. ярко демонстрирует приоритет этой функции. В 1920--1930-е гг. в журнале часто публиковалась Н.К. Крупская. Она считала библиотечную работу важным участком социалистического строительства, а сельскую библиотеку -- боевой просветительной организацией в деревне, призванной помогать преодолению ее экономического и культурного отставания. Библиотека участвовала в ликвидации безграмотности народа. Среди основных направлений деятельности сельских библиотек -- преодоление культурного и экономического отставания деревни, организация досуга сельчан, участие в кооперативно-просветительной пропаганде и т. п. (32, с.29).

Публикации в «Красном библиотекаре» периода 1930-х -- начала 1940-х гг. дают основание указать на такие функции сельской библиотеки, как политико-просветительная, культурно-воспитательная, досуговая и образовательная. Сельская библиотека стала политико-просветительным органом в деревне. На библиотеки возлагалась задача помочь колхозникам стать в один ряд с передовиками-рабочими. Подчеркивалась необходимость культурно-воспитательной работы. В сельскую библиотеку обращались не только за книгой, газетой, журналом, «сюда идут и за справкой, за советом, проверить облигации государственных займов, написать заявление, и библиотекарь старается всем оказать помощь». В эти годы сельский библиотекарь являлся коллективистом, содействующим развитию колхозов «через организацию красных уголков, читалок». Библиотеки учили по-большевистски бороться за урожай, содействовали внедрению лучших образцов работы, повышению культуры производства, рационализации технологического процесса, усовершенствованию организации труда. В библиотеках создавалась «культурная обстановка, в которой колхозники смогли бы заниматься самообразованием, культурно отдыхать за книгой». Культпоходы в 1930--1934 гг. помогли обучить грамоте миллионы крестьян.

В 1950--1960-е гг. работа сельской библиотеки была направлена на решение проблем, стоящих перед страной: восстановление разрушенного села после воины, появление совхозов, освоение новых земель. Характеристика деятельности сельских библиотек в журнале «Библиотекарь» в эти годы не содержит обоснования каких-либо новых социальных функций. Отмечается роль библиотек в подъеме трудящихся масс на восстановление народного хозяйства страны (по сути, пропагандистская и политико-просветительская функции); подчеркивается роль сельской библиотеки в организации культурного досуга населения (культурно-воспитательная и досуговая функции).

В 1970--1980-е гг. социально-культурная сфера советского села претерпела изменения. Комфортные жилые дома, комбинаты бытового обслуживания, торговые центры, медпункты, школы, детские сады, спортивные залы, стадионы, дома культуры с филиалами школ искусств, общественные музеи и даже картинные галереи -- такими стали центральные усадьбы колхозов и совхозов (3, с.30). Внедрение промышленных технологий помогало превратить крестьянский труд в разновидность индустриального. Повысился культурный уровень жителей, разнообразнее стали их социально-культурные интересы и запросы. В то же время сельскую библиотеку продолжали рассматривать как «боевого помощника партийной организации на селе»; пропагандистская функция трансформировалась в идеологическую, или идейно-воспитательную функцию. Задачами сельской библиотеки являлись: формирование активной жизненной позиции, гражданской зрелости, политической культуры сельских жителей; содействие трансформации сознательного коммунистического отношения к труду в норму для каждого труженика. Актуальными признавались досуговая, культурно-просветительская, образовательная функции. Обосновывалась и такая функция, как информационная. Сельская библиотека должна была знакомить своих читателей с последними достижениями науки и техники, содействовать внедрению научно-технического прогресса в сельское хозяйство (16, с.2).

В начале XXI в. перечень социальных функций сельских библиотек продолжал пополняться. Среди функций сельских библиотек в публикациях разных авторов отмечены образовательная, досуговая, развлекательная, самообразовательная, культурно-просветительская, мемориальная, историко-краеведческая, музейная, а также функция социальной помощи населению.

Современное село переживает процесс смены социальной структуры и всего социального облика.

Т.И. Заславская, характеризуя социальную структуру современного села, пишет о том, что значительная часть сельских жителей начинает постигать азы рыночной экономики, формируется социальная группа, обладающая способностью выживать в конкурентной среде. Все больше людей ориентируются на индивидуалистическую модель общественного развития (24, с.54). Социальная структура села еще не сформировалась, но можно указать на такие ее страты, как политическая и экономическая элита, крупные и средние предприниматели; средний слой -- фермеры, менеджеры частного сектора, часть творческой интеллигенции; базовый слой -- большая часть людей умственных профессий (учителя, врачи, работники культуры), работники сферы торговли и обслуживания и др.; нижний слой -- наименее квалифицированные рабочие и служащие, пенсионеры, инвалиды, вынужденные переселенцы, лица, не имеющие профессии, хронически безработные, многодетные матери; маргинальные группы сельского населения -- алкоголики, нищие (24, с.55)

Сегодня функции сельской библиотеки определяются потребностями в развитии всех сторон местного сообщества. Такие известные функции, как информационная, образовательная, культурно-досуговая, продолжают играть важную роль. Для выявления новых социальных функций необходим анализ сельской библиотеки как элемента социокультурной среды села во всем многообразии ее структурных связей. Принцип релевантности деятельности библиотеки ее внешнему окружению должен стать решающим при определении задач конкретной библиотеки.

В качестве примера функций сельских библиотек, иллюстрирующих потребности современного села как локального социума, можно назвать краеведческую, а также функции социальной поддержки и консолидации.

Одним из традиционных направлений работы государственной библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».

Краеведческая функция -- деятельность сельской библиотеки по изучению природы, населения, хозяйства, истории и культуры своего поселения. Наличие такой функции доказывается существованием научных работ сельских библиотекарей в форме неопубликованных документов, статей в научных журналах и сборниках, участия в научных конференциях различных уровней.

Краеведческая работа каждой библиотеки весьма разнообразна, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление и т.д.

В целом же, в краеведческой деятельности библиотек, в том числе и сельских, могут быть выделены следующие направления:

  • - изучение истории возникновения своей библиотеки и библиотек края;
  • - изучение истории своего поселения;
  • - изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов.

Понятно, что в реальном исследовании эти направления могут переплетаться, соединяться.

Второе направление краеведческой работы сельской библиотеки - изучение истории своего поселения - ведет практически почти каждая сельская библиотека.

Многие сельские библиотеки ведут весьма серьезную работу по изучению своей малой Родины. Люди хотят чувствовать себя подлинными хозяевами села, знать свою историю, сохранять национально-этнические, природно-географические, культурно- исторические, языковые традиции и т.д. (29, с.51)

Таким образом, при сельских библиотеках создаются свои мини-музеи, этнографические уголки, народные архивы. На этом материале проводится работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Образовательная деятельность в области краеведения находит выражение в различных формах: создании клубов, организации при библиотеке краеведческих уголков, обсуждении краеведческих книг, вечеров-встреч с писателями, краеведами, интересными людьми, земляками, достигшими в жизни определенных вершин, а также - проведении викторин, конкурсов на лучшего знатока края, игр-путешествий, краеведческих чтений, праздников села и др.

Функция социальной поддержки -- это обеспечение библиотечными средствами всех форм поддержки жителей села в преодолении трудностей жизни. Помощь в оформлении документов пожилым людям для получения социальных льгот, поиск для малоимущих семей информации о возможностях материальной поддержки, содействие социальной адаптации переселенцев -- все это формы реализации такой функции.

Функция консолидации -- возможно, одна из наиболее востребованных и специфических для современной сельской библиотеки. Под консолидацией понимается упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. Сельская библиотека сегодня является зачастую единственным социально-культурным институтом, способствующим общению и сближению жителей села, объединению различных по социальному статусу и национальной принадлежности слоев населения на основе выполнения общих задач.

Современная сельская библиотека с одной стороны развивается в условиях местного самоуправления, а с другой - она становится субъектом местного самоуправления, способным помочь его развитию. Сейчас многие библиотеки стараются так организовать свою деятельность, чтобы местное сообщество увидело бы в библиотеке партнера, который может быть весьма полезен при решении социальных задач.

Исходя из этого, основные направления работы современной сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяются приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также потребностями органов местного самоуправления.

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию. В сельскую библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами, в сельской библиотеке формируется внутренний мир каждого сельского жителя и культурный дух самого села, всего социума.

Включение сельской библиотеки в процесс формирования местного сообщества - совершенно естественная ситуация. Обойтись местное сообщество без библиотеки никак не может. Наиболее тесно связанной с библиотекой остается школа, именно эти социальные институты формируют образовательное пространство на местах ().

Традиционно, сельская библиотека всегда уделяла значительное внимание не только учителям, но и другим представителям сельской интеллигенции - врачам, сельским специалистам, управленцам и др.

Однако, необходимо отметить, что информационные потребности этих групп пользователей библиотеки за последнее время также заметно изменились, появилась сильная тяга к самообразованию в различных областях знания.

Изменение экономических условий работы на селе, появление многоукладности, различных форм собственности и хозяйствования привели к тому, что кроме сугубо специальных, технологических вопросов сельских специалистов (медиков, предпринимателей и др.) стали интересовать экономические, правовые аспекты их профессиональной деятельности.

Особенность работы сельской библиотеки - тесный, каждодневный контакт с жителями села - позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т.н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.

В эту группу входит сельские акимы, хозяйственные руководители и т.п. Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.

Управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.

Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку.

Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

Фермерами становятся люди различных социальных слоев. Среди них есть и коренные сельские жители, и горожане, переехавшие в деревню. Все они нуждаются в самообразовании.

Объективно потребность в новых знаниях особенно испытывают люди, которые, имея свое небольшое домашнее хозяйство, вели его «по-старинке», никогда не обращались к библиотеке, производственной информации. Став фермерами, они чувствуют необходимость более основательной подготовки и по производственным, и по правовым, и по экономическим вопросам.

Понимая их ситуацию, сельский библиотекарь может сформировать у этих людей прочную заинтересованность в самообразовательном чтении, в библиотеке.

Изучение ситуации показывает, что зачастую между ними и сельскими структурами (в том числе и школой и библиотекой) складываются хорошие, взаимовыгодные отношения: библиотека старается выполнить их запросы, прежде всего, конечно, деловые, а они оказывают спонсорскую помощь библиотеке, например, оплачивают подписку периодики, покупку новой литературы, приобретают технику и программное обеспечение и т.д.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам-заочникам возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к информационным и документным ресурсам крупных отечественных библиотек и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.

Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных.

Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.

Сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты (24, с.58).

Многие библиотеки глубоко осознали эту свою новую функцию и разработали специальные программы, например, «Милосердие и книга».

Одной из важнейших задач библиотеки, работающей в селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки дает людям возможность общения, что в условиях села, где нет других возможностей (кинотеатров, ресторанов, театра, музея и даже, часто, клуба) чрезвычайно важно. Библиотека становится «гостиной общины», как говорят американские библиотекари. Известно, что сейчас библиотека осталась, по сути дела, единственным культурным центром, который работает бесплатно. Несмотря на все трудности, на базе многих сельских и школьных библиотек активно работают кружки, клубы по интересам, лектории и т.д.

Одной из важнейших задач библиотеки, работающей в селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки дает людям возможность общения, что в условиях села, где нет других возможностей (кинотеатров, ресторанов, театра, музея и даже, часто, клуба) чрезвычайно важно.

Роль утешителя, успокоителя, то есть релаксационная функция, увеличила востребованность сельских библиотек в последние пореформенные годы.

Библиотека становится «гостиной общины», как говорят американские библиотекари. Известно, что сейчас библиотека осталась, по сути дела, единственным культурным центром, который работает бесплатно. Несмотря на все трудности, на базе многих сельских и школьных библиотек активно работают кружки, клубы по интересам и т.д.

Организация вечеров, конкурсов, самодеятельных концертов и театральных постановок и т.д. зачастую устраивается библиотекой совместно с клубной и школьной библиотеками. Эта работа требует как больших организационных усилий, так и определенной теоретической подготовки: знакомства с методическими разработками, сценариями и т.п.

Помощь учащейся молодежи. Важность этого направления работы сельской библиотеки трудно переоценить. Известные слова академика Д.С. Лихачева о том, что «библиотека - это фундамент культуры» означают, что на этом фундаменте зиждется как культура общества в целом, так и культура каждого отдельного его члена: как показывают исследования, именно книга, чтение формируют духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Возможность «опереться» на этот фундамент - библиотеку - особенно важна, конечно, для молодежи. Необходимо, чтобы молодые люди, учащиеся, особенно живущие в сельской местности, где инфраструктура культуры небогата, могли бы получить необходимую информацию, помощь, совет в библиотеке.

С другой стороны, внимание библиотеки к учащимся, юношеству, во многом определяет дальнейшую жизнь села, возможность его развития, как экономического, так и социального.

Помощь библиотеки учащейся молодежи заключается сегодня не только в ее помощи при освоении учебных предметов, но она проявляется и в более широком контексте.

Сегодня библиотечное обслуживание осмысливается специалистами как деятельность, способствующая успешному вхождению личности в социум, помогающая в решении основных проблем данного периода жизни, т.е. в социализации.

Это позволяет рассматривать библиотечное обслуживание и как деятельность, способствующую повышению уровня социальной защищенности молодого человека, что определяется ценностью информации, имеющейся в распоряжении библиотеки; а также как средство «усиления» личности, увеличения ее возможностей и потенций.

Сами же читатели этой группы рассматривают библиотеку, прежде всего, как источник получения информации, необходимой в процессе образования и получения профессии, как место комфортного общения со сверстниками, как возможность получения помощи от квалифицированного и доброжелательного библиотекаря при решении многих жизненных и житейских вопросов.

То есть библиотека, в том числе, конечно и сельская, выступает сегодня как важнейший институт социализации, работающий в условиях, когда влияние традиционных институтов социализации (например, семьи) заметно ослабело. Эта тенденция в условиях села только усиливается. Очевидно, что работа библиотеки должна быть теснейшим образом увязана с работой школы.

Учитывая современную ситуацию и потребности пользователей, библиотека сегодня старается строить свою работу, основываясь на параметрах так называемой «информационно-образовательной» и «социализирующей» модели.

Информационно-образовательная модель формировалась под влиянием общей информатизации общества, внедрения (хотя и не столь решительного, как хотелось бы) компьютерной техники, в реальную жизнь библиотеки, что открывало перед ней большие возможности. Формирование этой модели шло так же и под влиянием изменения идеологии и философии библиотечного обслуживания, осознания библиотекой своих родовых качеств: прежде всего как кумулятора знаний, собирателя (и держателя) информации.

Библиотека может также наладить связи с общественностью для пропаганды здорового образа жизни молодежи, защиты от наркотиков, алкоголя, СПИДА и т.д. молодой семьи и др.

Следует заметить, что, содержательно раскрывая каждую из ступеней социализации личности, библиотека должна быть, по мнению Ю.П.Марковой, свободной от политической и любой другой конъюнктуры, моды. Она должна стоять на позиции нравственности, порядочности, морали, не соблазняться якобы «передовыми» взглядами на жизненные ценности. Такая «консервативная» позиция библиотеки обусловлена, по её мнению, прежде всего, родовыми особенностями книги, как формы печати, преобладающей в ее фондах, как аккумулятора устоявшегося социального опыта.

Сохранив традиционные ценности и сплотив вокруг себя пользователей, сельская библиотека сможет способствовать стабилизации морального климата в местном обществе.

Услуги, предоставляемые библиотекой, в том числе сельской в ходе обслуживания учащегося юношества, весьма разнообразны.

Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду.

В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок («Новинки издательств», «Читайте в журналах» и т.д.).

В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.

Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.

Кроме того, библиотеки работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.

В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:

  • -поиск правовых актов в электронных базах данных;
  • - предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
  • - выдача справки о месте и времени опубликования документа;
  • - тематические справки;
  • - предоставление текста документа;
  • -перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
  • -поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
  • - прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
  • -подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
  • - выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
  • - предоставление периодических изданий во временное пользование;
  • - предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
  • - предоставление правовой информации на CD-ROM;
  • - сканирование;
  • - компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
  • - доступ к правовым сайтам Интернет;
  • - ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
  • - оперативное информирование о новых поступлениях;
  • -резервирование издания для конкретного пользователя;
  • - предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
  • - «ночной абонемент»;
  • - открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
  • - консультирование по правовым вопросам;
  • - составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
  • - консультирование по вопросам поиска правовой информации;
  • - предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
  • - консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Юрист», «Закон»;
  • - быстрый поиск в присутствии заказчика;
  • - текущие адресные справки;
  • - ретроспективный поиск;
  • - формирование пакета документов по запросу пользователя;
  • - предоставление реквизитов юридических служб;
  • - предоставление текстовых и табличных редакторов;
  • - поиск информации по предварительному заказу;
  • - предоставление ПК для самостоятельной работы;
  • - создание титульного листа для письменных работ;
  • - создание объявлений;
  • - распечатка с дискеты и др.(35, с.38)

Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.

Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны - деятельность правового центра находит освещение в их изданиях.

Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Приведенный ряд функций не является исчерпывающим. Изучение социальных функций современной сельской библиотеки должно осуществляться на основе системного подхода, через анализ социокультурного пространства села как среды функционирования библиотеки. Такое изучение предполагает активное привлечение данных репрезентативных социологических и культурологических исследовании современного села и обладает большим научным потенциалом для обогащения отечественного библиотековедения.

Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА).

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки // Энциклопедия Нестеровых

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // URL: http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ URL: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84