К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
План рассказа был, примерно, таким:
1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.
Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».
Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной
  • деятельности, творческие инициативы и активность;
  • развивать речь детей, словарный запас;

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Демонстрационный материал: портрет писателя, портрет композитора Э.Грига, иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига "Утро", "Песня Сольвейг",корзина с еловыми шишками.

Ход урока

"Волшебник и великий музыкант" (эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на примере рассказа "Корзина с еловыми шишками" попробуем в конце урока ответить на вопрос " Чем же должен жить человек"?

Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова? Кому они посвящены?

II. Проверка домашнего задания

О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о Григе?

Что говорят нам слова первого ряда: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. (Место действия рассказа)

Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс (герои рассказа).

На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)

III. Работа над анализом рассказа.

Анализ 1 части рассказа.

Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту)

Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?

Выразительное чтение диалога Дагни и композитора (по ролям)

Что в разговоре самое главное? (Композитор захотел сделать подарок )

О каком подарке идёи речь в диалоге?

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы можем догадаться, она понравилась Григу .

Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок? (Подарок материальный - это вещи. игрушки. А Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Ей тогда исполнится 18 лет)

Анализ второй части рассказа

О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?

Что было украшением дома?

Музыку не передать словами. Но в чём мастерство писателя? (Он использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже на стихотворение? (Автор использует олицетворения: зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая. )

Зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор должен черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он в произведениях отражает всю окружающую жизнь)

О чём была написанная Григом музыка?(прочитайте предложение, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни?

Кто был первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем услышать как композитор рисует природу, как меняется музыка(Звучит грамзапись "Утро" Э.Григ)

Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Беседа по вопросам 3 части рассказа.

Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она стала?

Что можно сказать о родственниках девочки? Что было особенного в комнате тётушки Магды?

Анализ 4 части рассказа.

Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыки? (Звучит музыка.)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость,восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

IV. Обобщающая беседа.

Чем вам понравилась музыка Грига?(Она прекрасна, потому что композитор прославлял свою отчизну, обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека: его мужество, верность и чистоту.

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)

V. Итог урока.

Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь

Можно ли слова "Волшебник и великий музыкант" отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о Э.Григе - этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

VI. Рефлексия.

Ученики, говоря свои отзывы о рассказе, наполняют корзину еловыми шишками.

VII. Домашнее задание.

Оформить рассказ в читательский дневник. Составить вопросы викторины по тексту для развития наблюдательности при чтении.

Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Рекомендация книг для внеклассного чтения. (Представление учителем книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и хороших поступках людей.)

Дополнительные задания (вопросы викторины.)

В каком месте рассказа названа страна, где происходят события?

Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?

Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?

Какой секрет девичьей красоты подсказал добрый дядюшка Нильс?

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Интегрированный урок

литературного чтения и музыки

в 4 классе по теме:

К. Г.Паустовский

"Корзина с еловыми шишками"

Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Бондарева Ольга Вячеславовна

Место выполнения работы:

МБОУ БГО СОШ №12
г. Борисоглебск,

Воронежская область

2014 год

Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

Цель:

Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

Задачи урока:

Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Э.Григ произведение из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро».

Конспект урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности.

Откуда эти строки?

… Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)(слайд 1)

А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

(анализ произведения)

Определите задачи урока.

Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста (слайд 2)

Также мы ответим на вопросы:

В чём заключается волшебная сила музыки и природы?(слайд 3)

Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (слайд 4,5)

Введение в сюжет урока.

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Оксана Вячеславовна.

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(рассказывает ученик) слайд 6-15

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

(рассказывает учитель музыки).

Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

III .Работа с текстом произведения.

Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.

Как назвали первую часть?

ВСТРЕЧА

Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к первой части? (слайд 16)

Чтение по ролям.

Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

(то, что Григ решил сделать подарок Дагни) (слайд 17)

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

(она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?

Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Какие главные слова выделим из этой части?

(Григ решил сделать подарок Дагни)

Работа над 2 частью. (Рождение музыки)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (слайд 18)

С чем сравнивали друзья дом композитора?

Что было единственным украшением этого дома?

Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?

выборочное чтение

В чём заключалось счастье для великого композитора?

выборочное чтение

Каких слушателей ценил Григ больше всего?

Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

О чем же была написана музыка?

Зачитайте самые важные слова этой части. (слайд 19)

Работа над 3 частью. (Дагни в гостях)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 20)

Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

Работа над заключительной частью. (На концерте)

Как мы назвали третью часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 21)

Какие музыкальные термины встретили в этой части?

Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. (Слайд 22)

А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
- Изменилась ли Дагни внешне?

Куда любила ходить Дагни в городе?

Почему она плакала после спектаклей?

А внутренний духовный мир Дагни изменился?

Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

чутким человеком.

Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)

Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

(Учитель музыки)

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

(запись на слайде: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?)( Слайд 23)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»

-(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Слайд 24)

- (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)(Слайд 25)

А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

А сейчас, ребята, вы ещё раз внимательно послушаем пьесу Э.Грига, которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.

Звучит музыка Э.Грига.(Слайд 26-32)

Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

(Слайд 33-34)

Вот какая может быть музыка.
- Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

-(он подбирает точные слова, оживляет музыку)

Какая музыка по словам Паустовского?

Докажите, что музыка живая.

-(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
-Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.
- Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

IV .Обобщающая беседа .

Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?

Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ (слайд с портретами К. Паустовского и

Созданная Э.Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

Музыка успокоила вас, настроила на работу. Она может вас и развеселить и вызвать другие глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам, композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему её.

Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды, на которые мы помещали важные слова каждой части. слайд (35-36)

-(о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

-(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». (слайд 37)

V . Домашнее задание.

Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишите

сочинение – отзыв о прочитанном произведении.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Пояснительная записка

    Под музыку П.И. Чайковского к уроку литературного чтения по произведению В.М. Гаршина "Жаба и роза". Видеоклип "Норвегия". к произведению К.Г. Паустовский - "Корзина с еловыми шишками ". Паустовский "Корзина с еловыми шишками " (Музыкальная...

  2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.

    Рабочая программа

    ... по тексту Интегрированный Портрет писателя, Э. Грига, фонограмма «Заход солнца». С.47-58, в.6,7, 68 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками ...

  3. Учебно-методическое пособие Исполнитель: Рудковская Марина Юрьевна учитель начальных классов

    Учебно-методическое пособие

    ... урока диктует сама тема . Изучая произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками ». Урок можно выстраивать по следующему алгоритму. Бл.1 Работа с литературным

Один из известнейших русских авторов — Константин Паустовский. Рассказы его многие помнят еще с детских лет. Они всегда ассоциируются с хрустом первого снега, красочной осенней листвой на деревьях или под ногами, звенящим морозным воздухом и манящей глубиной лесных озер. Легкая светлая грусть наблюдается во всех его произведениях, без нее счастье невозможно, как считал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» полностью соответствует такому сюжету.

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше - в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский - один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930-1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым - тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные А. Грина, А. Чехова, и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет - написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Почему Норвегия?

Как уже упоминалось ранее, в 30-е годы двадцатого века Паустовский Константин Георгиевич обращается к теме природы. Появление известной миниатюры о кленовом листе становится своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа. Центральная идея произведений писателя — мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» - вымысел. Однако в то же время это правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу. Сказка «Корзина с еловыми шишками» - об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Норвегия — страна удивительной природы: неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов, омываемая холодным Северным Ледовитым океаном. Жители этой страны гордые и отважные: они привыкли подчинять стихию и управлять ею. Народное искусство этих людей так же своеобразно и прекрасно, как жизнь и природа, окружающая их. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами и сказками о викингах и таинственных злобных духах, с которыми человеку приходится вступать в противодействие и которых он обязан побеждать. Богата Норвегия и музыкой. Местные жители верят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов. Такие напевы способны заставить плясать не только человека, но даже лес и горы. Самобытное искусство этой страны стало известно миру благодаря творчеству наиболее талантливых ее жителей, например, Генриха Юхана Ибсена (известного норвежского драматурга) или композитора Эдварда Грига. Этот композитор отразил в своем творчестве быт, нравы, обряды, предания своей родной страны и поведал о них всему миру.

Возможно, Григ и на самом деле был любимым композитором Паустовского, а возможно, ему просто были близки мотивы его творчества или он восхищался им как личностью... Так или иначе, но это о нем «Корзина с еловыми шишками». Автор, сделав норвежского композитора главным героем своего произведения, не мог обойти вниманием необыкновенную природу Норвегии. Это и понятно.

Сюжет

Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, - такова «Корзина с еловыми шишками».

Анализ произведения (кратко)

Как уже упоминалось, существует целый цикл произведений, посвященный знаменитым людям, который написал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», очевидно, из того самого цикла. Это небольшое трогательное сочинение, написанное для детей. Научить своих маленьких читателей видеть красоту окружающей их природы и любить ее - вот чего хотел К. Г. Паустовский. Писатель показывает людям красоту, которую нельзя не заметить и которую особо следует ценить.

Неповторимое очарование лесов, рек, озер, полей, морей и океанов, естественности, молодости - главный мотив произведения. И чтобы увидеть, почувствовать эту красоту, автор показывает сразу два способа: с помощью слов и музыки. Музыке в этом рассказе вообще отводится центральная роль. Несмотря на то что автор описывает можно предположить, что это мог бы быть любой другой лес в любой точке мира. И даже композитором мог быть не Григ. Эти образы очень важны, но еще важнее чувства и эмоции персонажей, которые у них вызывает природа. Лейтмотивом этого рассказа, пожалуй, можно назвать любовь к жизни, которая неизменно пробуждается у главных героев. Автор пытается показать, как прекрасна жизнь. А понять это можно, наблюдая за натурой, общаясь с нею. И как символ взаимодействия природы и человека выступает корзина с еловыми шишками.

План рассказа

Чтобы разобраться во всех тонкостях чудесного повествования, попробуем выделить в нем отдельные части. Произведение «Корзина с еловыми шишками» можно разделить следующим образом:

  1. Леса около Бергена.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание Грига.
  4. Создание произведения.
  5. Первые слушатели.
  6. Первый поход молодой девушки на концерт.
  7. Неожиданное объявление.
  8. Восторг и благодарность.

Музыка в рассказе

По словам автора, музыка - это зеркало гения. Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий. Читатель может слышать её с первых предложений произведения - это звуки осеннего леса. Встреча композитора с девочкой также наполнена своей музыкой, она словно бы раздается из корзины с еловыми шишками. Возможно, композитор в этот момент захотел, чтобы она была слышна не только ему, но и всему миру, а особенно маленькой девочке, которая и сама является частью мелодии. Может быть, это желание и подтолкнуло его подарить девочке с искрящимися зелеными глазами такой подарок. Григ больше месяца писал композицию, которую он собирался посвятить Дагни. Композитор верил, что через десять лет, услышав звуки мелодии, девушка узнает в них свой лес и родную природу, знакомую с детства. Он хотел осветить своей музыкой всю прелесть и радость девичества. Григ пытался передать через льющиеся звуки красоту юной девушки, которая может быть похожа и на белую ночь с загадочным светом, и на блеск зари. Той, которая станет чьим-то счастьем и от звука голоса которой вздрогнет чье-то сердце. В конце концов, он хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось.

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол, с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев - ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придает то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.

Другим важным символом в этом рассказе является старый рояль - единственное украшение квартиры композитора. Он и белые стены квартиры позволяли увидеть человеку с воображением гораздо больше, чем мог бы показать изысканный интерьер: огромные волны Северного океана, катящиеся к берегам и бьющиеся о неприступные скалы, или, наоборот, маленькую девочку, поющую своей колыбельную, которую она услышала от матери. Старый рояль восхищается возвышенными человеческими стремлениями, горюет над его потерями, радуется его победам, смеется и плачет вместе с ним. Он может быть громким, воинственным, обвиняющим и негодующим или, наоборот, внезапно замолчать. Этот рояль является живым олицетворением музыки в рассказе.

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами... Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Представление автора о театре

В этом рассказе автор высказывает свое мнение о театре голосом Нильса, дяди Дагни, при помощи одной фразы: «В театре нужно верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры». Эта единственная емкая фраза говорит о многом. Театр способен многому научить человека и многое ему показать, но без веры зрителя это будет лишь пустой тратой времени.

Образ Нильса в рассказе

Нильс — это дядя девушки, немного мечтательный и чудаковатый мужчина, работающий в театре парикмахером. Он видит жизнь в необычном свете и учит Дагни смотреть на мир таким же образом. Его видение мира действительно довольно необычно. Этот мужчина любит говорить возвышенно и с легкой недосказанностью. Он сравнивает свою племянницу с первым аккордом увертюры, а тетю Магду наделяет колдовской властью над людьми, поскольку именно она шьет людям новые костюмы, а со сменой костюма, по его убеждению, меняется и сам человек. Он также советует девушке одеваться так, чтобы выделяться из окружающей среды: в черное, когда все вокруг белое, и наоборот. И дядя оказывается прав, в конечном счете. Возможно, он в какой-то степени показывает и мнение самого автора о театре, музыке и красоте. А внутренний мир Нильса и есть полная сюрпризов корзина с еловыми шишками.

Краткий пересказ произведения

Проводил осень в Бергене. Он особенно любил приморские леса за их туманность, принесенную с моря и изобилие мха, свисающего длинными прядями с деревьев. Во время одной из прогулок по такому лесу он встретил там Дагни Педерсен, дочь лесника. Она собирала еловые шишки в корзину. Маленькая девочка с двумя косичками очаровала его, и он решил подарить ей что-нибудь. Но у него не оказалось с собой ничего, способного очаровать зеленоглазого ребенка. Тогда он пообещал подарить ей нечто особенное, но не сейчас, а лет через десять. И в ответ на мольбы девочки подарить ей сейчас эту вещь он посоветовал ей набраться терпения. Затем композитор помог ей донести корзину, узнал имя её отца и они попрощались. К огорчению девочки, он не стал заходить к ним в дом на чай.

Григ решил написать музыку для нее, а на заглавном листе напечатать: «Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Далее автор переносит читателей в дом композитора. В нем нет ничего из мебели, кроме старого дивана, и, по словам друзей Грига, его жилище было похоже на хижину дровосека. Единственное украшение этой квартиры, но, возможно, и самое лучшее из всех возможных, - старый черный рояль. Из-под его клавиш вылетают самые разные звуки: от очень радостных до весьма печальных. А когда он вдруг внезапно замолкает, в тишине еще долго звенит одна струна, словно плачущая золушка, обиженная сестрами.

Композитор создавал своё произведение больше месяца. Он писал его, представляя, как эта девушка бежит ему навстречу, задыхаясь от счастья. Как он говорит Дагни, что она похожа на солнце, и благодаря ей в его сердце расцвел нежный белый цветок. Композитор называет её счастьем и отблеском зари. В первый раз его произведение слушали самые лучшие зрители: синицы на деревьях, сверчок, снег, слетающий с ветвей, прачка из соседнего дома, невидимая золушка и загулявшие матросы.

Дагни окончила школу в 18 лет, она превратилась в стройную девушку с густыми русыми косами. Сразу после этого она поехала погостить к своим родственникам. Дядя Нильс работал парикмахером в театре, а тетя Магда - театральной портнихой. Их дом был заполнен разными предметами профессиональной атрибутики: париками, цыганскими шалями, шляпами, шпагами, веерами, ботфортами, серебряными туфлями и т. д. Благодаря их работе, Дагни смогла часто бывать в театре: спектакли глубоко волновали и трогали её.

Однажды тётушка настояла на том, что ради разнообразия необходимо пойти на концерт в городском парке, проходящий под открытым небом. Дагни надела черное платье по настоянию дядюшки и была так хороша, словно собралась на первое свидание.

Услышанная ею в первый раз, произвела странное впечатление. Перед её глазами мелькали странные картины, похожие на сон. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей.

Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».

Когда последние звуки композиции стихли, Дагни не оглядываясь ушла из парка. Она сожалела, что автор музыки умер, и представляла, как побежала бы ему навстречу, чтобы поблагодарить.

Девушка долго гуляла по пустым улицам города, не замечая никого, даже Нильса, который брел за нею следом. Со временем она вышла к морю, и ее охватило новое, ранее неведомое чувство. Здесь Дагни поняла, как сильно она любит жизнь. А ее дядя проникся уверенностью, что девушка проживет свою жизнь не зря.

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.

М Пляцковский

Не жалейте сердца, не таите Ни своих прозрений и открытий

Доброты и нежности своей, Не держите втайне от людей.

Торопитесь все отдать при жизни…

Татьяна Кузовлева

Сегодня на уроке мы отправимся на встречу именно с такими людьми, которые все отдали при жизни людям: с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Г.Паустовским и Э.Григом. Будем работать не только над художественным произведением, но и учиться слушать – читать музыку, узнаем, как рождается музыка, как она влияет на наши чувства, какие вызывает эмоции. (Портреты К.Паустовского, Э.Грига.) (Презентация. К.Паустовский.)

К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве. Уже в школе зарабатывал на хлеб. Поменял много профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Хотел все знать, видеть, чувствовать и путешествовать. Писать начать рано. Его произведения наполнены удивительным теплом, трепетным чувством любви к родной земле. Они вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Автор раскрывает в самом обычном предмете чудесное и неповторимое. Основное содержание рассказов – поиск красоты в простом и скромном. Его рассказы любят читать и взрослые, и дети.

А какие произведения К.Паустовского знаете вы? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Снег», «Грач в троллейбусе», «Жильцы старого дома»…)

Слайды о книгах Паустовского. Выставка книг Паустовского.

К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Сбылась его мечта: он много путешествовал, бывал в Англии, Франции, Италии. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех людей к миру прекрасного.

На дом вы получили задание внимательно прочитать произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества известного норвежского композитора Эдварда Грига.

Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. (Портрет Э.Грига; Норвегия, фьорды. Берген. Портреты родителей. Вилла. Домик.)

Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов. Красоту скандинавских напевов весь мир узнал, благодаря Григу. Родился он в Бергене (столице царства троллей) 15 июня 1843 года. (Слайд.) Отец – английский купец, британский консул. Мать Гезина Григ - незаурядная пианистка. Талант проявился рано, заниматься музыкой начал с 6 лет. Главная тема творчества Грига – тема Родины.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, на каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря (слайды).

(Его вилла Тролльхауген, что означает «холм троллей»; ему нравится это сказочное название; лесной домик, здесь в тишине в окружении природы рождались замыслы произведений.)

Словарная работа: фьорды, тролли.

Прослушивание музыки Грига. «Утро». (Слайды восхода солнца.)

Музыка – всегда тайна, это язык чувств. Она словно зовет: находите в жизни доброе. Помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать ее и увидеть все богатство красок природы. И хорошо, что есть люди, которые дарят нам эту радость и красоту.

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Слайд.

1.Определите жанр произведения. (Это рассказ, в нем небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события, два эпизода, повествовательная форма).

2. О чем заставляет задуматься К.Паустовский? (О смысле жизни, о счастье, о красоте).

3. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ. Грустно и легко стало на душе.

Осталось ощущение радости, счастья, нежности.

Радость за Дагни, за прекрасный подарок.

Много любви, доброты людей. Прекрасно, что люди живут ради других.

Думаю, что все девушки хотели бы получить такой подарок.

Рассказ заставил задуматься.

Впечатления, которые получили после прочтения рассказа, вы выразили и в своих творческих работах. Вы видите, что класс оформлен работами ваших одноклассников по теме урока. Почему именно эти эпизоды из произведения они выбрали, расскажут сами авторы этих работ (Ловчикова Катя, Свиридова Вика, Воробьева Алена). Слайды работ учащихся.

4. Обратимся к началу рассказа

а) Где проводил Григ осень? (Близ города Бергена.)

б) Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Любовался природой. Черпал вдохновение из красоты. Природа вдохновляет человека, обогащает его, делает благороднее, чище.)

5. Прочитаем описание горного леса (ученик читает наизусть).

6. Что привлекает внимание Грига? Какие звуки наполняют лес?

а) Шелест листьев. Грибной воздух. Шум прибоя. В них разрастается мох. Живет веселое эхо.

7. Какие изобразительно-художественные средства помогают писателю описать осень в горных лесах?

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. Сравнение (мох – зеленые пряди; веселое эхо – птица-пересмешник)

б) Метафора (осенний наряд).

в) Олицетворение (Эхо живет, ждет, швыряет).

8. А что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто применяется при изображении природы.)

9. Прочитаем описание осени (ученик читает наизусть).

Красота леса вдохновила композитора. Видно, что осень он любит.

Подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

Мне кажется, что писатель хочет, чтобы мы увидели красоту, почувствовали ее.

Когда я оказываюсь в лесу, то чувствую, что преображаюсь, становлюсь лучше.

10. Какое важное событие описывается в этой части? Озаглавьте эту часть.

«Встреча в лесу». Слайд. Встреча Грига и Дагни Педерсон, маленькой дочери лесника.

11. Как вы думаете, встреча явилась фактом из биографии Грига или вымыслом? (Это правда и выдумка. Писатель имеет право на худ. вымысел. Паустовский использовал отдельные факты из жизни Грига и соединил их с вымыслом. Образ Дагни собирательный.)

12. Во время прогулки Григ – известный всему миру композитор, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника. (Слайд. Григ и Дагни.)

У нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Дагни очаровала его.

13. А вы бы разговаривали в лесу с незнакомым человеком?

14. Почему Дагни доверилась и даже пригласила в гости?

15. Что решил подарить Григ маленькой девочке? Почему у него появилось это желание?

Григ с любовью относится к Дагни. Свяжите это с фактами жизни. (К.П-й знал об этом.)

Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. Она прожила год.

В каждой девочке он видел свою дочь. С Дагни он общался как со своей дочерью.

Наивность, открытость, вера в доброту, какую Григ пытался увидеть во всем, была у Дагни.

Ему понравились размышления о старой маминой кукле.

Григу понравилось то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

С душой рассказывала о своем доме, приглашала в гости.

Рассказывала о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка.

Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни. Значит, она трудолюбива, заботится о дедушке.

Общее у Грига и Дагни, что они любят природу, чувствуют ее.

Григ решил подарить ей музыку. Не смог сделать это сразу, потому что она была еще мала.

Григ задумал духовный подарок – музыку. Пообещал его подарить через 10 лет, потому

Дагни вырастет и сможет понять подарок композитора – «серьезную музыку».

16.Рождение музыки. А теперь перенесемся в лесной домик Грига. Что он представляет собой?

О чем рассказывает читателю описание домика композитора?

Словарная работа: дровосек (лесоруб) – древнейшая профессия. Задачей является рубка деревьев и их подготовка к траспортировке.

Григ не решался выбросить старый диван, потому что на нем могли разместиться до десятка гостей.

Уют комнате придавал рояль, он был украшением дома. Слайд. (Лесной домик у моря. Рояль.)

Словарная работа: рояль – клавишный муз-й инструмент со стоячим треугольным

корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно.

«Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа и о любви…». Олицетворение.

17. Какие звуки еще жили в доме Грига? Что напоминало звучание маленькой струны?

18. Зачем нужно красивое описание зимы в Бергене? (Спокойствие. Тишина. Красота природы.)

Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало, и отражал в произведениях свои чувства: красоту, добро.)

Зима. Снег. Чистота помыслов. Цвет чистоты. Все бело. Воспоминания о Дагни

тоже чистые, легкие. Дагни – светлое создание.

19. О чем музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял Григ, когда писал музыку?

Писал и видел, как навстречу бежит, задыхаясь от счастья, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его и благодарит.

Дагни нравится Григу. Он признается: «От твоего голоса вздрагивает сердце».

- «Ты как солнце, - говорит Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».

- «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

20. С чем сравнивает композитор Дагни? С солнцем, ранним утром, с белой ночью с ее загадочным светом, с блеском зари, с белым цветком…

21. Почему с солнцем? (Солнце излучает тепло, любовь, нежность, добро).

22. Каких слушателей Григ ценил больше? Какие чувства пробуждала музыка?

Любимые слушатели – синицы за окном. (Они волновались, вертелись…)

Сверчок, который подглядывал в щелку. Снег, слетавший с неба. Золушка…улыбалась.

Загулявшие матросы, которые слушали, всхлипывая.

Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза.

Настоящее и волшебное рядом. Музыка производит волшебное впечатление.

23. Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

Невозможно описать музыку словами, как бы богат ни был наш язык.

24. Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

Григ отдал все без возврата. Он считает, что счастливее Дагни, потому что все отдал.

Я считаю, что человек, который отдает, радуется больше, чем тот, кто получает.

Самые важные слова в этой части: «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

25. Назовите примеры изобразительно-выразительных средств в этой части.

Дремали пароходы, посапывали. Клавиши тосковали, убегали, смеялись. Капли

твердили. Снег слушал звон. Туфельки вздрагивали. (Олицетворения.)

Загадочный свет, нежный ветер, сияющие глаза. (Эпитеты.)

Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим. В его жизни и творчестве природа многое значит. Между правдой и сказкой в творческом воображении Грига нет границ. Григ - прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

Часть 3. «В гостях у тетушки Магды».

26.Словарная работа.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми нитями.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги с раструбами (с расширением кверху).

Конферансье – артист, ведущий конферанс (эстрадный жанр – выступление на

сцене, связанное с объявлением номеров программы).

Симфоническая музыка – большое музыкальное произведение (обычно из 4 частей).

Бархат - плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Магда - тетушка (театральная портниха), Нильс – парикмахер в театре. Жили

под крышей театра. В комнате много театральных вещей. Милые, добрые люди.

27. Чем занималась Дагни в гостях? (Часто ходила в театр.)

Почему после театра часто плакала? (Дагни была очень впечатлительная, отзывчивая, доверчивая, как в детстве. Верила в то, что происходило на сцене. Автор подготавливает нас к еще более сильному чувству.)

Магда успокаивала, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».

28. Что говорил Нильс о музыке? («Музыка – зеркало души».) Музыку надо понимать.

29. Как вы понимаете эти слова? (Нильс – человек не ученый, университетов не кончал, но он любил размышлять. Его учила жизнь. Он добрый и в делах, и в размышления.)

«Духовный подарок». Июнь. Белые ночи. Городской парк. Концерт.

Белые ночи можно наблюдать в начале лета на севере. Светло. Легкие сумерки.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин.)

30. На что была похожа Дагни, по словам Нильса? (Н а 1-ый аккорд увертюры.)

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.

Дагни молода, только вступает в жизнь. Вот поэтому такое сравнение.

31. Случайно ли автор устраивает концерт в июне, в пору белых ночей? Помните, как была одета Дагни? (Хотела надеть белое, но Нильс посоветовал черное. «В белые ночи надо быть обязательно в черном и…в темные сверкать белизной платья».

Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в

жизни Дагни должно произойти что-то невероятное, загадочное.

32. Обратите внимание на переливы и переходы цветов друг в друга.

Белый цветок на сердце Дагни – цвет радости, великолепия.

Желтый цвет вытеснен золотом. Золото осени, золото косы. Позолота северного рассвета.

Это означает, что у девушки впереди большая и насыщенная жизнь

33. Как Дагни слушала пьесу, симфоническую музыку?

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Давайте прочитаем, что объявил конферансье? «Сейчас будет исполнена…»

«Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! … Так вот тот подарок…»

А теперь и мы послушаем музыку, которая потрясла Дагни мощью, богатством красок.

(Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром.)

Да, хочется помолчать, подумать. Не растерять то, что услышали: шум прибоя, веселое эхо, шелест листьев.

34. Почему плакала Дагни? (Дагни плакала слезами благодарности.)

Жаль Грига, что он умер, и она не скажет ему спасибо.

За то, что он не забыл ее.

Люди плачут не только от горя, от боли, но и от больших, нежных, хороших чувств.

35. Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? Какие звуки упомянуты в тексте?

Она напомнила ее детство, разбудила самые лучшие воспоминания.

Она представила картины страны, где никто не отнимет друг у друга счастья.

Музыка пробуждает надежды на лучшее. Веру в счастье, в любовь, в лучшее.

36. За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

За щедрость души. Музыке он отдал свое сердце, душу.

За то, что открыл то прекрасное, чем должен жить человек.

37. Как Дагни назвала его?

Волшебник и великий музыкант.

Чтение заключительных строк рассказа (с.183)

38. За что Дагни любила жизнь?

За то, что живет. За то, что счастлива. За то, что ее окружают любимые люди.

За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.

39. Понравился Дагни подарок? (Слайд. Памятник Григу)

Да. Мы тоже получили его вместе с ней. Грига с нами нет, но его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, свою душу людям сделала его вечным, живым.

Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания у слушателей. Мне подарок очень понравился. Музыка то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, то звучит тихо, то громко.

40. Почему Нильс решил, а вместе с ним и Паустовский, что жизнь Дагни не пропадет даром?

Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.

В жизни ее будет обязательно большая любовь.

Дагни – человек красивой и чистой души. Жизнь ее будет полна добра и света.

Дагни будет щедрым человеком, как и Григ. Музыкой он научил ее любить жизнь.

41. Вернемся к заключительной части текста. Творческая работа Вики. Огни пароходов.

В финале Дагни испытывает бурю противоречивых чувств. Она скорбит, и ликует от новых ощущений. Она оказалась у моря, надеясь обрести покой. Здесь приходит понимание нового чувства. Путь в мир прекрасного только начинается. Возникает романтический образ парохода с горящими огнями. Извечный символ продолжения пути. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя».

42. А что осталось у нас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ?

Искусство делает человека лучше.

В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора.

Это рассказ о красоте мира, роли музыки в жизни человека.

Природа, детское очарование вдохновили композитора.

Поразила музыка, ее звучание.

Настоящей музыкой можно творить чудеса.

Я не отношусь серьезно к классической музыке, не слушаю ее сам, но сегодня что-то так защемило. Я не ожидал от себя такой реакции.

Важная мысль творчества Паустовского - мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

42. А какая же главная мысль рассказа?

Человек должен жить, видя, слушая и чувствуя все прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Через годы великий композитор Григ передал свой подарок очаровательной девушке, музыка открыла ей «красоту этого мира».

Вернемся к эпиграфу урока: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».

43. Кого мы называем волшебниками и почему?

  • Григ подарил талантливо написанную музыку.
  • Паустовский подарил замечательный рассказ.
  • Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. И мы благодарны и признательны им. Оба являются творцами. Этот путь они выбрали сами по доброй воле. Они любят родину, свой народ. Отдали всего себя людям.
  • Искусство обладает волшебной силой. Настоящей музыкой можно творить чудеса. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса, делиться счастьем, жить для других. А когда ты кому-то нужен – это счастье. Я желаю вам этого счастья. Несите это счастье, дарите его другим. И вы будете нужны людям!