Урал — родина многих культурных феноменов, не имеющих параллелей с другими частями русскоязычного мира. Можно вспомнить и пермский звериный стиль, и пермский классицизм. Однако темой нашего нынешнего материала станет пермская деревянная скульптура, именуемая иначе «пермскими богами».

Пермская деревянная скульптура имеет узкое территориальное расположение — церкви севера Пермского края (а в XVII-XIX веках — Пермской губернии) возле древних городов, вроде Соликамска и Чердыни. Местные народы зырян (коми), даже «став православными», не начали почитать традиционные плоские изображения на иконах. Они предпочли вырезать из дерева фигуры Иисуса и прочих святых, фактически, продолжая практиковать идолопоклонничество, как и в былые дохристианские времена.

Священники, пришедшие в Пермь Великую еще во времена Ивана Грозного на службу князю Михаилу, пытались бороться с язычеством, выжигая его на корню: так Симеон Верхотурский самолично участвовал в уничтожении деревянных идолов, которым поклонялись народности, жившие здесь столетиями. Что примечательно, коми-пермяки относились к новой вере весьма спокойно, мол, ставьте своих богов рядом с нашими, будем и им поклоняться. Церковь, как известно, не могла такого терпеть. Однако последующие поколения церковников увидели в этом возможность приобщить язычников к христианству посредством soft power. Так и появилась пермская деревянная скульптура.

Несмотря на кажущуюся примитивность, для скульптур характерны яркие образы, временами даже пугающие своей реалистичностью или наоборот, гипертрофированностью. Еще более еретичным в них было то, что и Иисус, и апостолы, и почитаемые святые, и даже сам Саваоф были наделены своими создателями широкими скулами, азиатским разрезом глаз — в общем, имели все характерные черты своих коми-пермяцких почитателей. Более того, ученые находят на них следы болезней — артроза и рахита!

Стоит отметить, что у коми-пермяков было очень «соседское» отношение с божествами: если святой или Иисус чем-то не угождал владельцу иконы, то тот мог повернуть икону к стене, или поставить вверх ногами, дабы «наказать» изображение.

Основной скульптурой на протяжении трех столетий существования феномена являлся образ «Спаса полуночного» — Христос в темнице. Для него делали специальную клеть, внутри которой устанавливался деревянный Иисус (часто создаваемый в натуральную величину). Другой излюбленный христианский «персонаж» — Николай Чудотворец, которого особо почитали не только местные племена, но и русские поселенцы, построившие на Урале порядка 40-ка церквей, посвященных этому святому. Также были популярны Никола Можайский и Богоматерь.

Что примечательно, коми не считали свои творения всего лишь идолами; бывшие язычники верили, по в ночное время скульптуры «просыпались», разговаривали, гуляли по храмам, а то и выходили за их пределы. Поэтому коми заботливо одевали и обували свои творения, приносили им еду. Местные священники на это просто закрывали глаза, а от столичного руководства просто скрывали подобное вопиющее неуважение к правилам.

Феномен «пермских богов» обязан своей жизнью Николаю Серебренникову, который и собрал коллекцию из 195-ти скульптур. Сам термин придумал глава Наркомпроса А. В. Луначарский, оценивший творения пермских зодчих:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности ».

Как ни странно, но деревянных святых удалось спасти от уничтожения богоборцами именно из-за их уникальности: экспозиция в Пермской художественной галерее стала своего рода протестом против христианских догматов (ко всему прочему, этот музей находился и находится под крышей кафедрального собора). Интересен тот факт, что Серебренникову удалось найти свое место в коммунистическом мире, несмотря на то, что он сражался в колчаковской армии с большевиками и происходил из семьи церковнослужителей. Возможно, что во многом это связано с протекцией Луначарского, однако истинных фактов уже не узнать.

Например, в 1938 году ученый узнал, что его книгу, посвященную «пермским богам», собираются издавать во Франции. На тот время, это было равносильно измене. Чтобы избежать такой судьбы, Николай Николаевич написал во всевозможные инстанции, называя свои открытия «ошибочными в ряде основных положений» и что он абсолютно не в курсе, с чего французские литераторы решили печатать его труды. Как ни странно, ему повезло, и дело спустили на тормозах.

На данный момент в коллекции находится 370 изображений. Культурологи отмечают, что в большей части этих произведений деревянного зодчества прослеживается влияние европейского барокко, которое чудом попало в темные земли Урала, обходя стороной столицы. По мнению первых исследователей феномена, после Серебренникова, «культурные силовые линии с Запада» пришли на Урал через Новгород и Псков, а туда из Германии. Также не исключен был фактор того, что на протяжении трех веков на пермской земле управляли архиереи из Украины, а они, в свою очередь, привыкли к скульптурам в костелах. Прибывавшие в ссылку поляки и шведы также сыграли важную роль в становлении феномена. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что деревянная скульптура «хребта России» — яркий пример взаимопроникновения местной, русской и европейских культур, которые в горниле уральских представлений, создали удивительных и чарующих «пермских богов».

Говоря про Пермь, надо рассказать и про Пермскую деревянную скульптуру. Это вообще одно из того, что мне больше всего понравилось в поездке.

Скульптурные изображения святых выполнялись из дерева в сёлах преимущественно на севере Пермского края в 17-19-х веках. Раньше они хранились в церквях и часовнях.

Скульптура интересна тем, что в христианских образах сохранила черты язычества. Дело в том, что местные народы были язычниками, и даже когда их крестили в православие, поклонение плоским иконам приживалось плохо. Поэтому фигуры Иисуса и святых вырезались из дерева. Получался некий "христианский идол" - не соответствующий канонам новой веры, но бывший при этом ближе и привычнее местным.

Сейчас скульптуры хранятся в Пермской государственной художественной галерее и являются одним из символов края. Посмотрим на них.

1. Деревянная скульптура была широко распространена в Пермском крае. Даже запреты православной Церкви на объемное изображение Божества и постановления Синода против скульптур прервать традицию делать "богов" из дерева не смогли

2. Священники тоже не очень противились скульптурам, поскольку в противном случае могли не только потерять прихожан, но и получить восстания

4. Напоминают персонажей фантастических рассказов или игр

5. Ангел из деревни Габово. 19-й век

6. Интересно ещё и то, что черты лиц скульптур многие зрители назовут странными. Лица больше соответствуют не принятым в религии канонам, а лицам местных народов - коми-пермяцкому типу

7. Христос в темнице из села Усть-Косьва. 18-й век

9. Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и сотник Лонгин из Соликамска. 18-й век

10. Богоматерь из Перми. 18-й век

11. Большой вклад в собрание и сохранение коллекции внёс пермский искусствовед Николай Николаевич Серебренников. Он в 1920-е годы организовывал экспедиции по сбору скульптуры и других памятников старины. Всего за 6 экспедиций было собрано 195 скульптур. Благодаря этому эти уникальные памятники не погибли в годы борьбы с религией

12. Собор Архангелов 18-го века из деревни Губдор

13. Поклонный крест 17-го века из села Вильгорт

14. Иисус монголоидной расы

16. Господь Саваоф 18-го века из деревни Половинка

17. А это изображение Саваофа почему-то немного пугает

18. Снятие с креста. Село Шакшер, 18-й век

19. Усекновенная глава Иоанна Предтечи из села Копылово, 19-й век

21. Царские врата из села Ния, 17-й век

22. А эти Царские врата из Перми. Изготовлены в 18-м веке

25. Среди скульптур был распространён образ святого Николая - одного из самых популярных и любимых на Руси святых.
Это Никола Можайский, держащий в одной руке меч, а в другой храм. По легенде в таком виде он явился защитникам Можайска.

Никола Можайский из деревни Зеленята. Долго скульптура датировалась 18-м веком, но позже выяснилось, что это 19-й

26. Посмотрите на Николу Можайского из села Сретенское. Правда, напоминает идола?

27. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой из села Ныроб. 17-й век

28. Никола Можайский из села Дубровское. 17-й век

29. Никола Можайский из села Покча. 18-й век

January 17th, 2016

В Пермской художественной галерее зал деревянной скульптуры занимает самое лучшее место. Под куполом. Здание галереи - это бывший Спасо-Преображенский собор. В советское время собор был перестроен под картинную галерею. Наверное, именно это собор и спасло. Его не стали приспосабливать под какие-нибудь технические нужды, не стали сносить. Просто разделили громадное внутренне пространство храма на три этажа. Построили перегородки между этажами и лестницы.
А ещё благодаря галерее был сохранён огромный, метров, наверное, двадцать высотой деревянный золочёный иконостас. Межэтажные перекрытия построили так, чтоб они до иконостаса не доходили. Если бы здание собора отдали под что-нибудь другое, то уникальный иконостас был бы наверняка разрушен. Перепланировку собора делали по проекту архитектора Н.А. Шварёва. Может быть, именно ему мы и обязаны тем, что иконостас сохранился. Впрочем, об иконостасе напишу потом отдельно.

Напротив зала Пермской скульптуры находится самая большая верхняя часть иконостаса.

Как зародилась пермская деревянная скульптура, вы, наверное, знаете. На всякий случай напомню. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.
Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город . Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.
У Алексея Иванова в "Сердце Пармы " есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.
Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.

Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян. Помню, когда мы с Алей стояли на пристани в Березниках и ждали теплохода в Коми-округ, Аля говорила.
-Посмотри, какие вокруг люди.
И точно, многие из них чем-то неуловимо отличались от нас.
Христос даже и одет в национальную одежду коми-пермяков, синий халат -шабур.

А здесь лицо Спасителя сделали более русского типа.

Здесь в лице Христа есть что-то татарское. В этих статуях - все народы, населяющие Урал.

Я хотел найти ту статую, которая попала в кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Помните, где герои убегают от стражников. Бунша сел в нише стены напротив деревянной фигуры Христа. Сел и также точно подпёр руку головой. Стрельцы пробежали мимо и не заметили ничего подозрительного. Сейчас смотрю на снимки - вроде этой статуи нет.

Статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.
Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.

Мне эти фигуры почему-то напомнили античность. Мощные, выразительные обобщённые образы, правда не мраморные, а деревянные. Кстати древние греки тоже раскрашивали свои скульптуры, просто время смыло с них все краски.
Впрочем есть среди пермских скульптур и однотонные, почти монохромные фигуры.

И ещё я подумал, что может быть, стоило бы возродить эту древнюю и уникальную для России традицию пермской скульптуры, подобно тому, как возрождались многие народные промыслы.

Пермская деревянная скульптура, или «пермские боги» - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Местные язычники, приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Они вырезали из дерева фигуры Христа и святых, продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянные религиозные скульптуры на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами. Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами. Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также «шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями. В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966). государственной художественной галерее. «Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание «пермские боги». В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII-XX веков. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием. В пермской деревянной скульптуре можно выделить разные направления и стили: барокко, классицизм и реализм, достижением которого можно считать образы страдающего Христа. Также представлены – Царские врата ХVIII-ХIХ веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Православная церковь не одобряла скульптурные изображения в храме, поскольку скульптура в народных представлениях ассоциировалась с языческими идолами. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса. Этот запрет на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. . Отдельные иконографические черты мастера народной скульптуры заимствовали у иконописцев, иные - из традиционной орнаментальной резьбы по дереву. Чаще других изображали фигуры Николы Можайского, Богоматери, Параскевы Пятницы. Но особенно интересны необычные фигуры страдающего Христа - распятого или сидящего в темнице. Это изображение Спасителя, почти в натуральную величину, с поднятой и прижатой к щеке ладонью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Такие скульптуры, помещали в «темницы» - глубокие ниши в стене - либо в специально сколоченные из бревен и досок «резные сени». Сени украшали резьбой, а с боковых сторон они имели зарешеченные или застекленные окошки, сквозь которые можно было видеть «страдающего Христа в темнице». Статую драпировали тканью, перед ней зажигали лампаду, и в полутьме она имела «живой вид». Оригинальными, также отличными от западноевропейских, являются пермские Распятия и полуфигуры Саваофа, предназначенные для навершия иконостаса.

…Одно из самых ранних впечатлений связано с этим местом.
В четыре года первый раз за руку с мамой поднималась по высокой лестнице, казавшейся бесконечной, под самый свод Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Мы шли, конечно же, не в храм, а в Пермскую художественную галерею. В годы после революции величественное, красивое строение, напоминавшее стрельчатой колокольней Петропавловский собор в Петербурге, было передано властями музейным работникам для устройства в его стенах экспозиции картин и предметов искусства. Благодаря этому собор не подвергся уничтожению, как десятки других городских церквей, и с этого времени высокий в несколько этажей старинный пыскорский иконостас служил «фоном» для размещенной на последнем этаже галереи коллекции деревянной
скульптуры.

Именно там я впервые услышала о Христе и увидела Его облик. История земной жизни Спасителя была не похожа на сказку. Даже тогда для детского сознания было ясно, что придумать «легенду» о распятии и о муках на кресте, подробности о терновом венце и о бичевании невозможно. Вопрос-утверждение: «Это правда? Это было…» не получил ответа. Мать не произнесла ничего, но по тому, как она взяла меня за руку, как подводила от одной скульптуры к другой, чуть слышно, шепотом поясняя что-то, осталось чувство того, что все точно так. И в последующие годы экспозицию мы нередко проходили быстрым шагом, зная, что впереди главное, а иногда одним кивком
договаривались: «Сразу – в “деревянную скульптуру”».

Неканоничные произведения

Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания. В других городах России – Пскове, Новгороде, Переславле Залесском, Вологде и Архангельске – удавалось найти до нескольких десятков образцов деревянной скульптуры, в Пермской губернии их оказалось более двухсот. В современную экспозицию включено далеко не все.

Разные по стилю, высокие с человеческий рост и миниатюрные объемные изображения представляют образы Христа, Богородицы, Архангелов и святых. Есть в этом собрании и традиционные храмовые распятия. Но все же большая часть произведений пермских мастеров, является неканоническими. Стоит напомнить, что в XVI веке Стоглавый собор запретил объемное изображение Христа как плотское, смутительное, а два века спустя святейший Синод (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердил это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить».

Однако в строгановских землях, особенно на севере, скульптурные изображения долго еще сохранялись. И это было связано отнюдь не с эстетическими предпочтениями приходского духовенства и не с почитанием самих изображений наравне с иконами, а с условиями, в которых велась евангельская проповедь. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Русские поселения соседствовали с татарскими, коми-пермяцкими, зырянскими, марийскими и удмуртскими. Настоящая миссионерская деятельность здесь стала возможна лишь в процессе колонизации после включения покоренных территорий в состав государства Российского. Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Вот почему объемные изображения при подавляющей неграмотности крестьян оказались понятней, доступней для восприятия новых членов Церкви, обращенных из язычников.

Со стороны священнослужителей такого рода «снисхождение» было частью битвы за души. Как было вести себя приходскому священнику, когда местный резчик, потрясенный историей Христа, вырезал из дерева не столбовое изображение языческого «божества», как прежде, а увиденный им на иконе земной облик Спасителя, стараясь передать с помощью пластики невыносимость Его страданий? Даже самый строгий зритель едва ли найдет в этих скульптурах нечто чувственное: наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?
Творчество резчиков служило выражением сопричастности, и одновременно было своеобразной проповедью. Непросвещенным, а иногда и почти не говорившим по-русски, «полунемым» односельчанам мастер мог просто показать, как это было.


XVIII в.(Из часовни в пос. Пашия Горнозаводского района)


XVIII в. (И церкви Воскресения Христова в г. Соликамске)

И традиция скульптурного украшения храмов привилась, неофициально, полулегально. Со временем в некоторых местах от объемных изображений отказались, и произведения народных мастеров (во избежание поругания) перемещались из храмов в подсобные помещения.

Деревянная скульптура представляла интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической. В ней отразилось то, как происходило «усвоение», «присвоение» Христа недавними язычниками. Самые впечатляющее в пермской коллекции – те образы, в которых прослеживаются черты местных народов. Есть среди них «Христос с лицом татарина», «Христос» в образе крестьянина коми-пермяка в синеном шабуре с опояской. Создатели скульптуры, вольно или невольно, сумели передать главное: жертва Спасителя была жертвой за мир…

Начало XIX в.

(Из церкви Преображения с.Усть-Косьва Ильинского района)

«В свете декрета»

Интересна и история формирования коллекции. Собиратель ее был человеком сугубо светским, искренне увлеченным музейным делом и историей искусства. Имя его Николай Николаевич Серебренников. Впрочем, интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Революция многое «перепутала». В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных».

В начале 20-х годов вместе с руководителем музейного дела в Прикамье А.К. Сыропятовым Н.Н. Серебренников предпринял первые шаги к осуществлению своей мечты
– создать коллекцию церковного искусства, где была бы представлена и пермская деревянная скульптура.

Возможно, никакой коллекции и не было бы, если бы не «случай». Как-то в 1922-м году, возвращаясь домой под вечер, Серебренников свернул в сторону старой кладбищенской часовни села Ильинское, двери которой оказались раскрыты нараспашку. В темном помещении его внимание привлекли пять скульптурных изображений, которые тут же с разрешения местного исполкома были перенесены в ильинский музей.

Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической
значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов.

Об обстановке, в которой происходили эти экспедиции, свидетельствуют воспоминания самих участников. Исследователей обычно «охраняли» сельские комсомольцы, представители милиции и местных органов Советской власти. Председатели сельсоветов и волостных исполкомов присутствовали и при осмотре храмов.

Дело в том, что «научный интерес» участников экспедиций не ограничивался только деревянной скульптурой. Старинные ценные иконы, кресты, фелони, покрова,
церковные сосуды… Источник лаконично констатирует: «неохотно расставались с ними церковники».


Семен Хромой. «Рождество Иоанна Предтечи» Конец XVI в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Истома Савин Конец XVI – начало XVII в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Складень трехстворчатый: Богоматерь Владимирская, с праздниками в
18-ти клеймах и 10-ю ликами святых на створках.1603 г. (Из церкви Похвалы
Пресвятой Богородицы с. Орла Усольского района)

Экспедиции эти, по сути, стали практическим воплощением декрета 1918-го года. В литературе 70-х годов упоминается о «недружелюбном приеме экспедиций местным населением», о случаях сопротивления реквизициям и о попытках «сокрытия» наиболее ценных святынь. Среди прочего, простодушно говорится и о том, что А.К. Сыропятову приходилось «усмирять» своих «темпераментных помощников», «разъясняя крестьянам и членам церковного совета суть декрета об отделении церкви от государства».

Успех экспедиций в этих случаях не определялся достижением взаимопонимания: ценности, среди которых были и имеющие богослужебное значение, изымались в
формальном порядке как «принадлежащее государству имущество». Принимавший участие в одной из экспедиций известный художник И.Э. Грабарь писал жене:
«Серебренников производит операцию “изъятия” в Пермский музей, что у него может и сорваться, несмотря на захваченные с собой наши “декреты и инструкции”
и бумаги от Верхнекамского окр. исполкома». Письмо заканчивалось уведомлением: «Кончилось благополучно; двенадцать первоклассных вещей, в том числе и икон,
вывезли».

Только из Чердыни в Пермь было доставлено 100 пудов памятников церковного искусства. Среди «трофеев» экспедиции по Соликамскому уезду оказались иконы из
Благовещенской церкви села Орел – «Богоматерь Владимирская», «Рождество Иоанна Предтечи», скульптура «Николай Можайский». Из Ныроба была привезена объемная
резная икона «Параскевы Пятницы».


«Никола Можайский» «Параскева Пятница» Cер. XVIII в. XVII в. (Из церкви Благовещения с. Покча Чердынского района) (Из церкви в Ныробе)

Для организаторов экспедиций художественное значение деревянной скульптуры и икон было бесспорно, но предстояло продумать, как представить коллекцию в рамках официальной идеологии? И выход был найден: зал, где она размещалась, стал частью экспозиции …«антирелигиозного искусства». В 20-е – 30-е годы под сводами музейного помещения пятиконечной звездой запестрели натяжные плакаты: «новый коммунистический быт – против религиозной безграмотности!»,
«борьба против религии – борьба за светлое будущее!»…

Частью работы сотрудников стали «разъяснительные беседы» с посетителями. Основной аргумент против «пережитков прошлого» несложен: каждый народ «придумывает себе бога по своему образу и подобию»: вот, как видят его коми-пермяки, а вот, как татары… Обращалось внимание и на то, что «в страданиях “вымышленного бога” легко прочитываются страдания угнетенных народных масс Прикамья». Превратная логика: как будто не один и тот же Христос привлек к Себе любовью татарских и коми-пермяцких мастеров; как будто близость Спасителя всем скорбящим и Его правду можно заменить справедливостью в духе классовой теории…

XVIII в. (Из часовни при кладбищенской церкви Св. Жен-мироносиц г. Соликамска)

«Органы» могли быть довольны. Выставка служила «идеологическим подкреплением» яростной политики в отношении Православной Церкви. В 20-е – 30-е годы Пермская епархия понесла внушительные потери, равных которым в России почти не было. Мученическую кончину приняли архиепископ Андроник (Никольский) и викарный епископ Соликамский Феофан (Ильменский)*. Открытая евангельская проповедь была в те годы практически невозможна.

Однако «средства человеческие» не всесильны: работа экспозиции имела и результаты, противоположные цели организаторов: раздел церковного искусства
годами привлекал людей, для которых посещение «галереи» было единственной возможностью без опасения последствий для себя и своих близких помолиться возле
благодатных икон, принести к подножию Креста Господня свои переживания и скорби.

…И однажды для всей России наступило время перемен. Однако парадигма «завоеваний революции» оказалась удивительно стойкой. Вот уже несколько лет
Пермская епархия пытается вернуть Спасо-Преображенский кафедральный собор. Аргументы светских властей неизменны: «в городе нет помещения, достойного
уникальной художественной коллекции». И действительно, часть «экспонатов» из раздела «христианское искусство» – иконы, распятия и сам иконостас – трудно представить вне этих стен. Однако и о передаче святынь Церкви речи пока не идет. «Пленником прошлого» остается и старинное городское кладбище,
прилегающее к архиерейскому дому – место упокоения священников, почетных граждан**. Для того, чтобы искоренить саму память о людях уважаемых, внушающих чувство благодарности, после революции на этом месте был построен… зоопарк, действующий и поныне.

Но что бы ни происходило за эти десятилетия, до какого безумия не доходил бы мир, на самой высокой точке Комсомольского проспекта, под сводами Преображенского кафедрального собора, «Христос в терновом венце» сидел на темничном камне, как на Престоле Славы. Даже среди молчания Истина напоминала о Себе средствами неканонического искусства.

Двадцатидвухметровый позолоченный иконостас
из кедра Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, был привезен из Пыскорского монастыря, а выполнен в XVII веке в Москве.

* Архиепископ Андроник (Никольский) в июне 1918 г. был заживо погребен чекистами неподалеку от Перми. А викарный епископ Феофана в декабре того же года, за несколько дней до занятия города войсками адмирала А.В. Колчака, был подвергнут изощренным мучениям: в тридцатиградусный мороз чекисты многократно погружали его в ледяную прорубь, пока тело Владыки не покрылось двухсантиметровым слоем льда, и затем утопили. Вместе с епископом Феофаном мученическую смерть приняли два священника и пять мирян.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняков.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняко