КОНОВАЛОВЫ – род русских фабрикантов и промышленников, московская купеческая династия выходцев из крепостных крестьян-старообрядцев Костромской губ.

Основатель рода – Петр Кузьмич Коновалов (1781–1846), будучи крепостным, организовал в д.Бонячки Кинешемского уезда (ныне – город Вичуга Ивановской обл.) ткацкое заведение с раздачей нитяных основ для работы крестьян на дому. Скопив капитал, он в 1827 с семьей выкупился на волю, приписался к купеческому сословию и продолжил свое дело. Его сыновья и внуки развили производство. В 1864 в Бонячках уже работала механическая ткацкая фабрика, в 1870 в соседнем с. Каменка открылась красильно-отделочная фабрика Коноваловых, а в 1894 в Бонячках – уже большая бумаго-прядильная мануфактура, вобравшая мелкие кустарные заведения и получившая право маркировать изделия изображением государственного герба. Во второй половине 19 в. прославилась Екатерина Коновалова, продолжательница дела предков, которая вела все дела предприятия вместо ударившегося в запои и распутство супруга Ивана Петровича Коновалова. Ее деятельность продолжалась до тех пор, пока не получил образования в Москве и за границей их сын Александр. Расширив торговые операции, Коноваловы в 1897 создали первое в стране товарищество, объединившее предприятия в крупное производство с капиталом в 5 млн. руб.

Александр Иванович Коновалов (17 сентября 1875, Москва – 1948, Нью-Йорк) – старший внук П.К.Коновалова, получил наибольшую известность среди представителей рода Коноваловых. Начавши учебу в 1894 в Московском университете на физико-математическом факультете, он продолжил обучение в 1895 в школе прядения и ткачества в Мюльгаузене (Эльзас, Германия), далее стажировался на предприятиях Германии и Франции. Применив на родине новейшие технологии и организацию труда, вывел «Товарищество мануфактур Иван Коновалов с сыном» в число ведущих в текстильной отрасли. В 1897 стал председателем правления товарищества.

В 1900 прославился среди русских предпринимателей указом о введении 9-часового рабочего дня для своих рабочих, строительством для них бесплатных больниц, библиотек, клубов, детских яслей, школ, а также благоустроенного общежития для холостых и поселка для семейных рабочих. Не преследовал рабочих за стачки, считая их естественной формой взаимоотношения труда и капитала. Рабочие других производств завидовали тем, кто работал у Коноваловых, нередко заявляя: «побольше бы Коноваловых – хорошо бы народу-то жилось!».

С начала 1905 (до 1909) А.И.Коновалов – председатель Костромского комитета торговли и мануфактур, старшина Московского биржевого комитета; в ноябре 1905 – участник создания Торгово-промышленной партии. Входил в так называемую Группу «молодых» фабрикантов, возглавляемую П.П.Рябушинским, ратовавших за создание в России конституционного строя с переходом власти от дворянства к деловой буржуазии. В 1907 – инициатор создания Хлопкового комитета при Московской бирже, в 1908–1911 – товарищ председателя Московского биржевого комитета, председатель Совета российского взаимного страхового союза. В 1911 – инициатор протеста 66 представителей деловой буржуазии против репрессий студенчества.

К осени 1912, когда фирме «Иван Коновалов с сыном» исполнилось 100 лет, ее основной каптал составил 7 млн. руб. Тогда же Александр Коновалов стал одним из учредителей Московского банка (банка Рябушинских) и Русского акционерного льнопромышленного общества, вошел в Совет Московского купеческого банка. В 1912 избран в депутаты IV Государственной думы (до апреля 1914 – заместитель ее председателя), стал членом ЦК партии прогрессистов, вошел в ее фракцию в Думе, активно участвовал в работе комиссий: финансовой, торговли и промышленности. В тот же год вступил в масонскую ложу «Великий Восток народов России».

В июне 1913 внес в Думу законопроекты об охране труда женщин и малолетних, о необходимости строительства жилья для рабочих, их страхования по инвалидности, старости и др.

Весной 1914 пытался организовать блок оппозиционных (прогрессисты, кадеты, левые октябристы) и левых (эсеры, социал-демократы) партий для политического давления на правительство И.Л.Горемыкина. Сам склонялся к конституционному демократизму. С июля 1915 – заместитель председателя Центрального военно-промышленного комитета, активный член его московского отделения. В июле-августе – один из организаторов думского Прогрессивного блока, сторонник создания «ответственного министерства». В сентябре 1915 инициировал работу по созыву Всероссийского рабочего съезда.

27 февраля 1917 вошел во Временный комитет Государственной думы. 3 марта участвовал в переговорах с вел. кн. Михаилом Александровичем по поводу его отказа от престола. 2 марта занял во Временном правительстве пост министра торговли и промышленности, в мае стал заместителем А.Ф.Керенского в первом коалиционном правительстве. Один из организаторов Всероссийского союза торговли и промышленности, активный участник его 1-го съезда (19–22 марта 1917).

18 мая 1917 вышел из Временного правительства, считая, что его политика заводит страну в экономический тупик. Участвовал в работе I-го Всероссийского съезда Советов (3–24 июня). В июле 1917 вошел в состав ЦК партии кадетов. 25 сентября в 3-ем коалиционном правительстве стал министром торговли и промышленности и заместителем министра-председателя Керенского, избран делегатом Учредительного собрания.

25 октября 1917 вместе с другими министрами Временного правительства был арестован в Зимнем дворце, заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден в начале 1918, эмигрировал во Францию. С 1924 – председатель созданного там Совета общественных организаций, объединявших левые эмигрантские круги (кадетов, эсеров). Вместе с кн. Г.Е.Львовым руководил Земским городским союзом. В 1924–1940 – председатель правления редакции газеты П.Н.Милюкова «Последние новости» в Париже. В начале 2-ой мировой войны переехал в США, где и умер.

История текстильных фабрикантов Коноваловых описана в романе П.И.Мельникова-Печерского В лесах . Ныне остатки мануфактур Коноваловых, национализированных в начале 1918, существуют в рамках объединения в АО Вичугская мануфактура в Ивановском крае.

Ирина Пушкарева

Коноваловы

Коноваловы
Описание герба: см. текст
Том и лист Общего гербовника: X, 152
Подданство: Российская империя

Коноваловы - дворянский род.

Сергей Коновалов в службу вступил в 1778 году и происходя чинами, 31.12.1809 года произведен в Надворные Советники и находясь в сем чине, 28.02.1827 года пожалован на дворянское достоинство дипломом, с коего копия хранится в Герольдии .

Описание герба

В верхней половине посередине щита в золотом поле изображено черное орлиное крыло, а по сторонам его диагонально означены по две полосы красного цвета. В нижней половине в серебряном поле у подошвы щита находится улей и над ним на зеленой полосе три пчелы .

Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: три страусовых пера. Намет на щите золотой, подложенный красным. Герб Коновалова внесен в Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 152.

Литература

  • Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 152

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коноваловы" в других словарях:

    Рус. фабриканты. Из крепостных крестьян Костромской губ. В 1800 х гг. в д. Бонячки Кинешемского у. Петр Кузьмич К. (1781 1846) организовал сновальное заведение с раздачей основ для ткачества крестьянам, а также красильню. В сер. 20 х гг.… …

    Коноваловы - 612130, Кировской, Даровского …

    Коноваловы, Кировской, Даровского … Населённые пункты и индексы России

    Список дворян Полтавской губернии официальное печатное издание Полтавского дворянского депутатского собрания, которое содержит список дворянских фамилий и лиц, время причисления их к дворянству с указанием их предков. Эти данные приводятся… … Википедия

    - (от рус. «крестьянин», первоначально христианин, человек; в совр. значении с кон. 14 в.) самый древний и многочисленный из общественно экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В… … Большая советская энциклопедия

    Контрреволюц. партия рус. торг. пром. и финанс. буржуазии. Осн. в Москве в нояб. 1905. Имела провинц. к ты в ряде городов. Ее программное воззвание от 12 нояб. 1905 подписали крупнейшие моск. капиталисты Г. А. Крестовников (см. Крестовниковы), А … Советская историческая энциклопедия

    Имени Г. В. Плеханова (Москва), создана в 1991 на базе Института народного хозяйства (ведёт историю от основанного в 1907 Коммерческого института). Подготовка по экономическим, товароведческим, технологическим и другим специальностям. В 1998… … Энциклопедический словарь

    Приложение к статье Общий гербовник дворянских родов Российской империи Общий гербовник дворянских родов Российской империи свод гербов российских дворянских родов, учреждённый указом императора Павла I от 20 января 1797. Включает свыше… … Википедия

    Список 30 богатейших русских на начало XX века (1914 год) по версии журнала Forbes. Рейтинг проведён весной 2005 года по архивным документам. Рейтинг является относительным и скорее показывает общую картину начала XX века. В 1914 году: 1 золотой… … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г … Википедия


Раскройте тайну фамилии КОНОВАЛОВ (в латинском транслите KONOVALOV ) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква К фамилии КОНОВАЛОВ расскажет о характере

Этим людям свойственны метания между желанием найти вечную любовь и сомнением: а может, все еще впереди? Лучше отбросить сомнения и жить своей жизнью, ведь Вы от природы тактичны, очаровательны и наделены изящными манерами, обладая при этом большой сексуальностью. Чего же еще?! Вступив в длительные отношения, наберитесь терпения, чтобы с честью преодолеет и бури, и штиль. Главное - не спешите!

Характерные черты фамилии КОНОВАЛОВ

  • власть
  • комфорт
  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • выносливость
  • нервозность
  • проницательность
  • артистичность
  • большая изобретательность
  • логика
  • мелочность
  • интерес к здоровью
  • острый ум
  • творческие амбиции
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения

КОНОВАЛОВ: число взаимодействия с миром «5»

Человек, находящийся под влиянием вибраций пятерки, остается неуловимым и непонятным даже для тех, кто находится рядом с ним в течение долгого времени. Едва ли не всеми его поступками движет стремление к независимости и свободе; удержать «пятерочника» можно одним-единственным способом – отпустить его на все четыре стороны: в этом случае есть шанс, что он все-таки когда-нибудь вернется. Обаятельные, легко завоевывающие симпатии, милые и дружелюбные люди пятерки редко привязываются к кому-то всерьез; эмоциональная зависимость для них также тяжела, как любая другая. В числе приоритетов «пятерочников» - возможность ездить по миру, видеть разные страны, и не быть ограниченным ни в сроках путешествия, ни в его стоимости. Рассказы таких путешественников о пережитом необыкновенно ярки и красочны, но лишены преувеличений и весьма полезны; именно поэтому «пятерочники» частенько зарабатывают на жизнь, делясь собственным опытом.

Они отличные писатели и журналисты, умеют передать оттенки настроения с помощью слов и составить удачное описание, а потому часто востребованы не только в прессе, но и на радио. Кругозор «пятерочников» очень широк, но в сферу их интересов редко попадают супружеские и семейные отношения – тут люди пятерки не могут считаться ни экспертами, ни мало-мальски достойными уважения специалистами. Любая проблема в личной жизни может стать для них непреодолимым препятствием; способности понимать другого человека, уважать его интересы и желания многим «пятерочникам» не хватает.

Люди пятерки отлично умеют избегать проблем, но не любят решать их, обычно предоставляя другим справляться с житейскими трудностями. Вся жизнь «пятерочника» - большое путешествие в поисках нового и столь же продолжительное бегство от сложностей, однообразия, рутины, обязанностей и ответственности. Человек пятерки способен на глубокие душевные привязанности, но они редко приносят ему счастье, иногда становясь обузой и мешая в достижении цели. «Пятерочник» только выиграет, если научится отделять главное от второстепенного и поймет, от чего лучше отказаться, чтобы не обременять себя.

На протяжении всей своей жизни «пятерочники» усваивают уроки терпимости, понимания и настойчивости. Чем быстрее они становятся отличниками в этих непростых дисциплинах, тем лучше. Если же извлекать уроки из происходящего не удается, такой человек становится несдержанным, гневливым и не способным сдерживать свои эмоции и вести конструктивный диалог.

КОНОВАЛОВ: число душевных стремлений «4»

Рожденные под воздействием четверки находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Они умеют ставить цели и достигать их, неукоснительно соблюдают правила и сохраняют позитивный настрой в любой ситуации. Их смело можно назвать перфекционистами: они стремятся сделать головокружительную карьеру, свить идеальное семейное гнездышко, построить огромный дом и воспитать детей так, чтобы ими можно было гордиться. Эти люди привыкли доводить любое дело до конца, а если обстоятельства складываются иначе, еще долго не могут с этим смириться.

Четверочники упорны не только в работе, но и в личной жизни. Они могут завоевывать любовь понравившегося человека годами, подолгу помнят безответные чувства. Эти люди любят придерживаться традиций в романтических отношениях и того же ждут от своих избранников. Обычно они рано заводят семью, однако это не мешает им всю жизнь прислушиваться к родительским советам.

В воспитании детей люди четверки используют метод кнута и пряника. Это замечательные родители, но если желания их чада выходят за нормы, установленные социумом, то на понимание с их стороны вряд ли придется рассчитывать. У четверочников обострено чувство справедливости, они видят соринку не только в чужом глазу, но и в своем, поэтому редко подолгу конфликтуют с близкими.

Эти люди стремятся все упорядочить. Им нравится работа, в которой требуется внимание к деталям, но можно тщательно обдумывать решения. Если четверочник является представителем творческой профессии, то все равно придерживается дисциплины и установленного графика – даже муза посещает его в строго оговоренные часы. Этот человек неуютно чувствует себя на руководящих должностях, но зато прекрасно справляется с ролью исполнителя.

Он затрачивает массу усилий на работе, однако делает это не ради поощрения, а просто потому, что не может иначе. При этом он точно не готов трудиться бесплатно, поэтому ищет работодателя, который мог бы по достоинству оценить его рвение и таланты.

Если человек четверки решает открыть собственное дело, то в основном выбирает области, связанные с техникой или информационными технологиями. Его вряд ли заинтересуют предприятия, сулящие огромную прибыль, но сопряженные при этом с повышенным риском.

Этот человек честен с окружающими и ждет от них взаимности. Он редко участвует в дискуссиях, не любит вести великосветские беседы. Четверочник помогает делом, но добрые слова для моральной поддержки найти не способен.

КОНОВАЛОВ: число истинных особенностей «1»

Чтобы единица положительно влияла на человека, ему нужно одиночество и свобода деятельности. Проблема этих людей в том, что они не только не учитывают, но даже не прислушиваются к мнению других людей. Выполнять чужие приказы это не для них. Если «единичник» оказался на руководящем посту, то его распоряжения будут четкими и обсуждению подлежать не будут.

От своих подчинённых они ждут только исполнения приказов, но никак не советов и высказывания своего мнения. Такой человек очень редко видит в людях помощников. Окружающие для него это последователи его идей и никто другие. По этой причине «единичник» никогда не будет хвастаться своими высокими покровителями. У него их просто никогда не будет.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно. Ведь цели они себе ставят незаурядные. Для них весомо только значительное, великое, масштабное. Лишь памятуя о цели, «единичник» может заставить себя прислушиваться к другим людям, пытаться найди выгодное обеим сторонам решение и заглушить свои яростные порывы.

Если единица оказывает влияние на женщину, то дама обязательно будет лидером в паре. Причем в трудовой деятельности, она зачастую не проявляет себя столь активно, как в личной жизни. А вот мужчины «единичники» стараются доминировать во всех сферах жизни.

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других. Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута.

Коновал — «простой, неученый конский лекарь» (Даль); ср.: коновалить — вят.«лечить (людей)»; орл.«стучать, бить»; коновальщик — арх.«лекарь, знахарь, занимающийся лечением людей и животных» (СРНГ). Параллель в польском языке см.: Фасмер.

Б.-О.Унбегаун выводит фамилию от расширительного толкования значения: «ветеринар» < конь + валять (Унбегаун. С.102; см. также: Грушко, Медведев). Ю.А.Федосюк трактует исходное прозвище более буквально: «Коновал — человек, лечащий лошадей. Для этого их нередко необходимо повалить на землю. В рассказе Бунина «Хороших кровей» коновал удаляет больной зуб у кобылки, повалив ее на землю» (Федосюк. С.117). Близко к этому и определение Е.Н.Поляковой: коновал — «знахарь, лекарь; человек, занимающийся лечением лошадей, их холощением» (Полякова. С.112; см. также: Чайкина. С.49).

Исторические примеры: «Крестьянин пог.Редикор на р.Вишере Сенька Коновалов, 1579; житель Соли Камской Ивашко Семенов сын Коновал, 1623» (Полякова); «Первой Коновалов, рудовой мастер, 1666; Андрей Борисов сын Коновалов, шуйский посадский, 1678; Яков Иванов сын Коновалов, соликамский крестьянин, 1688» (Тупиков); Алексей Анфимович Коновалов, Вологда, 1629 г. (Чайкина).

В Верхотурском у. прозвище фиксируется с первой четверти XVII в.: бобыль Афанасий Лукьянович Коновал жил в Онисимове погосте на р.Тагиле своим двором (перепись 1624 г.). В Верхотурье служил стрелец Семен (Семейка) Коновал (1636/37 г.).

Переписью 1680 г. в Верхотурском у. учтены: в д.Ерзовке в Ирбитской сл. — крестьянин Иван Никифорович Коновал, уроженец Стреленской вол. Устюжского у., у него были сыновья Кирилл, Гавриил, Михаил и Никита; в д.Ерзовке (Тагильская сл.) — ямщик Конон Михайлович Коновалов, уроженец Верхотурья, с братом Андреем, у которого были сыновья Василий, Иван, Прокопий и племянник Василий Васильевич; крестьяне Коноваловы жили д.Трубиной на р.Туре (Прокопий Лаврентьевич, с племянниками Панкратием и Евсевием), в д.Трясковой на р.Мугае в Тагильской сл. (Михаил Кириллович, уроженец подгородной д.Губиной в Соликамском у., с сыновьями Авдеем, Терентием и Михаилом), в слободе Невьянского Богоявленского монастыря на р.Нейве (Семен Гаврилович с братом Никитой и племянниками Захаром, Федором, Иваном и Леонтием/Левкой; о Никите и его брате Сидоре см.: Брылин, Елькин. С.15), в д.Ветлугиной в Невьянской сл. (Савва/Савка Андреевич, уроженец д.Кушкаполской в Кеврольском у., с сыном Василием и братом Захаром), в д.Ереминой в Ницынской сл. (Иван Макарович) и в д.Чюсовской в Ирбитской сл. (Митрофан Иванович с братом Кириллом и его сыном Нестором).

Вкладчиками Далматовского монастыря были Каллиник (Калина) Коновал, 1684 г., житель Масленской сл. Харитон Моисеевич Коновал, 1701 г., монастырский крестьянин Афанасий Константинович Коновалов, 1683 г., а также род вдовы из Троицкого Рафайлова монастыря Матроны Диомидовны Коневалихи, 1698 г. (Манькова. С.45,48,128,145,171).

На территории Камышловского у. фамилия документирована во второй половине XVII в. В 1668/69 г. в Пышминской сл. (20:1) поселился крестьянин Иван Григорьевич Коновалов, уроженец Тавренской вол. Важского у. (перепись 1680 г.). Крестьянин Катайского острога Михаил Андреевич Коновалов умер до переписи 1695 г.; в 1701 и 1702 гг. вклады в Далматовский монастырь делал служилый из Катайского острога Козьма Гаврилович Коневалов (Манькова. С.147,157), — очевидно, их потомками были Коноваловы из приходов Катайской и Колчеданской сл. (возможно, и Каменского завода), учтенные в ИР 1822.

Предком Коноваловых из с.Грязновского (39:1) был крестьянин д.Грязнухи (прежнее название села) Василий Васильевич Коновалов; одним из родоначальников Коноваловых на Среднем Урале мог быть также крестьянин «деревни над Шаблишем озером» (10:1) Василий Еремеевич Коновал, у которого был сын Савва (Сава; перепись 1719 г.).

Топонимические параллели: д.Коновалова в Талицком р-не (переписью 1710 г. зафиксирована в составе Буткинской сл.), д.Коновалово возле Первоуральска; в разных р-нах Кировской обл. есть четыре д.Коновалово, три д.Коноваловы, а также д.Коноваловская и Коновальцы.

В 1822 г. в Камышлове фамилию носил неслужащий рядовой инвалидной команды, в Каменском заводе — заводской непременный работник, в Колчеданской сл. — крестьяне и солдатка, в Троицкой сл. — отставной солдат, в других местах — крестьяне.

Фамилия встречается повсеместно, особенно распространена в Далматовском (Память — 52 чел.), Каменском (Память — 11 чел.), Сухоложском (Память — 14 чел.) р-нах.

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора , с 1668 - Камышевская (после 1686 - Камышловская) слобода, с 1781 - уездный город

2.1. Каменский завод, приход Свято-Троицкой церкви , основан в 1701; с 1935 - г. Каменск (с 1940 - Каменск-Уральский)

4.1. Колчеданская слобода, приход Сретенской церкви , с 1673 - Ново-Колчеданский (позднее Колчеданский) острог, с 1795 - Колчеданская слобода, потом село

4.6. Чуга деревня, приход Сретенской церкви , она же Чугинская, Водолазова, Одина (1869)

7.1. Катайская слобода, Пророко-Ильинская церковь , деревня Плетнева (Плетни - до 1777) и село Ильинское (1719), село Катайско-Ильинское (1869)

27.1. Юрмытское село, приход Богородицкой церкви , Ново-Пышминская слобода (конец XVII в.), Юрмытская слобода (1708), село Юрмытское (Печеркина слобода), 1869, оно же Печеркино (1908)

32.1. Троицкая слобода, приход Троицкой церкви , деревня Микитушкина (1710), она же Никитина, с 1747 - село Троицкое

34.1. Новопышминская слобода, приход Архангельской церкви , возникла на месте деревни Пышминской (основанной Невьянским Богоявленским монастырем в 1657/58 г.) в 1681, в документах конца XVII в. - Верх-Пышминская

34.2. Валова деревня, приход Архангельской церкви , деревня Валовая (1902)

34.7. Попова деревня, приход Архангельской церкви , деревня Поповка (Попова), 1869

34.10. Спаская деревня, приход Архангельской церкви , деревня Мельничная (Спасская), 1869, она же Кекур, Кокуй (1916)

39.1 Грязновское село, приход Богородицкой церкви , деревня Грязнуха (1710); село с 1807

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Мои внуки подрастают и все чаще начинают задавать мне вопросы о наших предках, о том, кем они были, где жили, чем занимались. Меня когда-то тоже интересовали такие же вопросы и я их часто задавал своему покойному отцу - Сергею Ивановичу и своему дяде, старшему брату отца - Василию Ивановичу Коновалову. Именно от них я узнал много интересной, я бы сказал бесценной информации о нашей династии и сейчас стараюсь все это передать своим детям и внукам.

Во время царствования Павла Первого, в 1802 году, предки моего отца, крепостные крестьяне-староверы из села Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии были переселены на богатую черноземом землю в деревню Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии и приписаны как казенные души в усадьбу дворян Боратынских. В этом "дворянском гнезде" из поколения в поколение рождались и вырастали люди самого просвещенного сословия русского государства, в их числе великий русский поэт пушкинской эпохи Евгений Абрамович Боратынский.

В соседней в деревне Дербень, в те давние времена существовал красивый кирпичный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Вяжле, в котором крестили, венчали и отпевали всех моих предков, которые к 1850 году стали единоверцами. Спокойная и размеренная жизнь моих прадедов, как и во многих деревнях Руси, по своему укладу практически не менялась столетиями. У моего деда Ивана Кирилловича Коновалова было 4 брата, все они были трудолюбивыми хлебопашцами, держали много скота, свою мельницу и свой магазин.

В послереволюционный 1920 год была сильная засуха, моего деда с братьями, как и многих крестьян на тамбовщине лишили всяких прав, запретили торговать хлебом, ввели продразверстку и стали весь урожай забирать силой, на что они ответили вооруженным сопротивлением и влились в партизанские силы "Антоновского мятежа". На это большевики ответили жестким оккупационным режимом, многие мои родственники были арестованы, репрессированы и помещены в концлагеря, командовал этой карательной операцией генерал Тухачевский.

Из пяти братьев в живых остался только мой дед, да и то, потому что в этот период был на фронте, остальных расстреляли вместе с членами семьи. Спустя 15 лет, в 1936 году деда вместе с другими зажиточными крестьянами Кирсановского уезда обвинили кулаком и пересилили на поселение в Карагандинскую область Казахстана. К тому времени у деда было трое сыновей, моему отцу был один год и они не все добрались до Казахстана, по пути скончался от болезней младший брат отца -Александр, а в начале войны была потеряна младшая сестра отца Татьяна, с которой отец встретился лишь спустя 25 лет на родной тамбовской земле в городе Моршанске, где она жила в приемной семье железнодорожников. Мой дед Иван Кириллович прошел три войны (первую мировую, финскую и вторую мировую), являлся полным георгиевским кавалером, служил пулеметчиком в кавалерийских войсках. В 1943 году его раненого привезли на железнодорожную станцию Мойинты, недалеко от г. Балхаша, он 2 года мучился от ран и скончался в 1945 году, похоронили деда на местном мойинтинском кладбище.

Я родился на этой же станции Мойинты и прожил там с родителями 4 года. Когда я бывал на своей малой родине, то часто слышал от родственников и знакомых о том, что всю жизнь Коноваловы занимались любимым делом и семьей. Трудолюбие, щедрая благотворительность, широта души братьев Коноваловых снискали уважение односельчан. Творить благо для них было нормой бытия.
Как мне говорил мой дядя Василий Иванович, нашими дальними родственниками являются представители династии староверов Коноваловых из села Бонячки Кинешемского уезда (ныне г. Вичуга, Ивановской области), которые в середине 19 века перешли в единоверие и стали основателям крупного фабричного дела. Их наиболее выдающимися представителями являются купцы Александр Петрович Коновалов (1812-1889) и его внук Александр Иванович Коновалов (1875-1949.
Александр Петрович Коновалов занял достойное место в ряду крупнейших предпринимателей России, стал признанным лидером промышленных кругов Костромской губернии, знаковой фигурой в фабричной и социально-культурной жизни Кинешемского уезда. Александр Иванович Коновалов был крупным российским предпринимателем, общественным и политическим деятелем, членом государственной думы (1912- 1917), министром торговли и промышленности Временного правительства в 1917 году.
"Товарищество Мануфактур Ивана Коновалова с Сыном" с фабрикой столового белья и бумажно-красильной фабрикой вырабатывали миткаль, коленкор, канифас, скатерти, нанку и салфетки. Они продавали свою продукцию в Москве, Сибири, на Кавказе, в Средней Азии и Китае. За отменное качество своих изделий они неоднократно удостаивались высоких наград, в том числе Государственного Герба и титула поставщиков Двора его Императорского Величества. В родовом селе Бонячки, Александр Петрович на свои средства воздвиг храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, напоминавшее прежнее название местности – Богородическое.
Купцы Коноваловы не только успешно занимались текстильно-прядильным бизнесом, но и строили в Костромской губернии храмы, содержали школы, больницы, способствовали просвещению, культурному досугу народа и содержали знаменитые хоры.
К моим прадедам и родственниками дореволюционной России в полной мере можно отнести слова одного из героев романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», сказанные о его отце: «слыхал я про Коноваловых; добром поминают их по всему нашему околодку, по всем ближним и дальним местам; можно про таких людей сказать: сеяли добро, посыпали добром, жали добро, оделяли добром, и стало их имя честно и памятно в роду».