Страница 1

В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность - значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента - объективный и субъективный.

Объективное в потребностях - это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное в потребностях - это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности - это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:

Ø человек может иметь объективно обусловленную потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого;

Ø потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации;

Ø в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им, в результате формируются так называемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения явлений этого рода).

Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.

В потребностях можно выделить два больших пласта.

1. Существуют так называемые первичные, насущные, или витальные, потребности, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Однако способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности. Экономисты сформулировали особый закон - закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных.

2. Представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческие представления, господствующие в обществе в целом или в отдельной социальной группе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологические потребности, могут обладать совершенно разными потребностями социального характера. Социальные потребности не передаются по наследству биологическим путем, а заново формируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуре своего времени. Эти приобретенные в ходе индивидуального развития потребности зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей.


Переход от юности к взрослению (23-30 лет)
С какой точки зрения людей можно считать взрос­лыми? Таких точек зрения несколько. Физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровн...

Направленность в структуре личности. Виды направленностей
Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личнос...

Методика 2. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
№ п\п Любозна тельность 24 Воображение 24 Сложность 26 Склон ность к риску 26 Общий балл Уровень 1. 18 21 12 14 65 с 2. 11 9 7 8 35 с 3. 5 9 4 4 22 н 4. 21 19 23 15 78 в 5. 15 21 20 17 73 в 6. ...

Основные понятия и принципы сервисной деятельности.

Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей. Сфера услуг – это сфера экономики где производятся блага, полезный эффект которого проявляется в самом процессе их создания и эти блага ценны для потребителей.

Сера обслуживания - совокупность отраслей хозяйства, продукция которого выступает в виде услуг. Принципы современного сервиса:

*Обязательность предложения. В глобальном масштабе компании, производящие высококачественные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.

*Необязательность использования. Фирма не должна навязывать клиенту сервис.

*Эластичность сервиса. Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных.

*Удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.

*Техническая адекватность сервиса. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей технологию изготовления изделия. И если технический уровень оборудования и технологии сервиса не будет адекватен производственному, трудно рассчитывать на необходимое качество сервиса. Также данный принцип требует разработки и внедрения особого типа технологии и оборудования для сервисных центров.

Объективные и субъективные потребности как возможности для развития сервисной деятельности

Сервисная деятельность - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг.

Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации.

Объективные потребности: Зависимость человека от внешней и социальной среды и от свойств собственного организма.

Субъективные потребности: то, что привносится самим человеком и зависит от него самого. Это само осознание того, что хочет человек, осознание его нужд.

Объективные потребности постоянны и они всегда продаются, что способствует развитию сервисной деятельности. Эти потребности всегда имеют спрос. Что касаемо субъективных,их еще можно назвать, индивидуальных,причин, то эти причины гораздо сложней удовлетворит(существует ряд нюансов,которые сложно учесть в той или иной ситуации) ь, но если субъективные потребности будут удовлетворены, то это способствует высокому росту спроса на сервисную деятельность.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

"> This link will open in a new tab "> This link will open in a new tab ">

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "объективной потребности" in English

Other translations

По мнению компетентных властей, эпизоды общеуголовного характера не свидетельствуют об объективной потребности усиливать безопасность иностранных дипломатических и консульских представительств.

In the view of the competent authorities, the episodes of common crime do not indicate an objective need to step up security at foreign diplomatic and consular offices.

An objective need to step up security at foreign diplomatic and consular offices.">

Предложение, которое имеет ключевое значение, с которым в полной мере согласна его делегация, заключается в том, чтобы продолжать применять подход, принятый в проектах статей о предотвращении, не только по причинам формальной совместимости, но и по причине объективной потребности в единообразии.

The key suggestion, with which his delegation fully agreed, was to continue the approach adopted in the draft articles on prevention, not only for reasons of formal compatibility, but also because of an objective need for uniformity.

An objective need for uniformity.">

Suggest an example

Other results

Возникла объективная потребность в законодательной базе, которая бы регламентировала действующую систему социального обслуживания.

A legal framework to regulate the existing social services system has clearly become necessary .">

Вызванная объективными потребностями так называемая «пролиферация» международного судопроизводства вполне обоснованно приводит к вопросу о взаимоотношениях между различными учреждениями международной юстиции.

This proliferation of international jurisprudence, caused by objective needs , quite legitimately gives rise to the question of the nature of the relationship among the various institutions of international justice.

Objective needs, quite legitimately gives rise to the question of the nature of the relationship among the various institutions of international justice.">

The Secretariat was inclined to offer advice based on what the Council wanted rather than on what was objectively needed .

Objectively needed.">

Комитет отмечает, что аналогичного подхода придерживаются другие фонды и программы, и указывает на необходимость того, чтобы результаты действительно отражали объективные потребности , а не служебный рост сотрудников.

The Committee notes that a similar approach is taken by other funds and programmes and is concerned that the result should indeed reflect objective needs , rather than the career development of the staff.

Objective needs, rather than the career development of the staff.">

Хотя количество подготовительных классов и работающих в них педагогов постоянно растет, представляется очевидным, что объективные потребности , являются куда более высокими.

Although the number of preparatory classes and tutors has been continuously growing, objective needs are evidently much higher.

Objective needs are evidently much higher.">

Таким образом, и в этой сфере приходится констатировать, что вовлеченность женщин в процесс принятия решений неадекватна уровню их образования, социальной активности, не отвечает объективным потребностям демократизации общества.

Thus, it must be acknowledged that the involvement of women in the decision-making process is inadequate given their high level of education and activity in public affairs, and does not meet the objective needs of a democratic society.

Objective needs of a democratic society.">

Консультативный комитет подчеркивает необходимость обеспечения того, чтобы требования к послеаварийному восстановлению основывались на объективных потребностях , и необходимость всестороннего анализа решений, наиболее эффективных с точки зрения затрат.

The Advisory Committee emphasizes the need to ensure that disaster recovery requirements are based on objective needs and that the most cost-effective solutions are fully explored.

Objective needs and that the most cost-effective solutions are fully explored.">

Эти права не основаны просто на воле людей, государственной реальности или власти общества, они скорее основаны на объективных потребностях человеческой природы.

Those rights are not based on the mere will of human beings, or in the reality of the State or in public powers, but rather are grounded in the objective requirements of the nature bestowed on man.

Objective requirements of the nature bestowed on man.">

Доклад Генерального секретаря привлекает внимание к тому факту, что решения доноров о предоставлении ресурсов объясняются в первую очередь не объективными потребностями , а скорее внутренними соображениями, традиционными способами расходования средств и геополитическими интересами.

The Secretary-General"s report draws attention to the fact that donor decisions to allocate resources are not driven primarily by objective needs but more by domestic considerations, traditional patterns of expenditure and geopolitical interests.

Objective needs but more by domestic considerations, traditional patterns of expenditure and geopolitical interests.">

Вместе с тем может существовать объективная потребность в субсидировании доступа к энергоснабжению, когда первоначальные расходы, связанные с подключением к энергосети или приобретением соответствующего оборудования, не по карману наиболее малоимущим домохозяйствам.

Рабочая группа признает, что "цель, стоящая перед Южной Африкой, заключается в преобразовании расово мотивированной иммиграционно-миграционной политики в нерасовую и рациональную политику, отвечающую объективным потребностям страны".

The working group maintains that "the challenge for South Africa is to transform a racially-motivated immigration/migration system into a non-racial and rational policy responsive to the objective needs of the country".

Objective needs of the country".">

Но широкий ассортимент предлагаемых схем привлечения ресурсов на помощь развитию поднимает сложные вопросы о соблюдении надлежащего баланса между объективными потребностями и разумным и эффективным финансированием

But the broad range of proposed schemes to bolster resources for development assistance raises hard questions about the appropriate balance between objective needs and sound and effective financing.

Objective needs and sound and effective financing.">

Внимательно проанализировав объективные потребности процесса перехода к независимости Восточного Тимора и практические рекомендации Генерального секретаря, Китай принял решение поддержать рекомендации Генерального секретаря.

Having carefully considered the objective needs of the independence process of East Timor and the practical recommendations made by the Secretary-General, China endorses those recommendations.

Objective needs of the independence process of East Timor and the practical recommendations made by the Secretary-General, China endorses those recommendations.">

Положения Военной доктрины учитывают сложившуюся военно-политическую обстановку и прогноз ее развития, объективные потребности обеспечения военной безопасности Туркменистана, а также анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.


Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения.
Потребности человека многообразны. Американский ученый А. Мас- лоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):
  1. Физиологические потребности (в еде, питье, тепле, воспроизводстве рода).
  2. Потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней).
  3. Потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т.д.).
  4. Потребность в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета).
  5. Потребность в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека).
Эти потребности принято представлять в виде пирамиды, в основании которой лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
До тех пор, пока у человека не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Однако эту классификацию можно дополнить и другими потребностями: материальными и духовными, рациональными и иррациональными, осознанными и неосознанными и др.
Именно потребности побуждают людей к деятельности. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса.
Экономический интерес - форма проявления экономических потребностей.
Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду. Реализуя свои интересы, субъекты хозяйствования обеспечивают себе самостоятельность, саморазвитие.
Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. В зависимости от того, кто является носителем интересов, различают интересы общественные, коллективные и личные; национальные и интернациональные; групповые и семейные; классовые и др. Все они существуют в единстве, но между ними могут быть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.
Удовлетворение потребностей - это процесс частичного или полного выполнения желания (потребностей) человека. Удовлетворение существующих потребностей и появление новых является бесконечным процессом. Поэтому самой общей целью экономического производства является удовлетворение потребностей человека в тех товарах, которые нужны ему в процессе жизни. В рыночной экономике удовлетворяется не всякая потребность, а лишь платежеспособная, т.е. обеспеченная деньгами и измеряемая экономической выгодностью, полезностью.
Следует отметить тот факт, что потребности людей в материальных благах и услугах практически не ограничены: люди постоянно стремятся к повышению своего уровня жизни; удовлетворив основные жизненные потребности, они хотят большего, причем по мере развития происходит увеличение потребностей. Два десятилетия назад мало кто мог мечтать о персональном компьютере, а сегодня он необходим каждому студенту. Это объясняет тот факт, что потребности людей в различных благах практически не имеют предела насыщения.

Еще по теме Понятие и классификация потребностей:

  1. 2.1. Понятие и правовая сущность потребительского кредита
  2. § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
  3. 4.1. ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ СТРУКТУРА. ЗАКОНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Сущность потребностей

3. Психологический аспект потребностей

Заключение

Список литературы


Введение

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

1) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);

2) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);

3) наличие часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

4) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

5) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Цель данной работы – изучить основные теории и методы измерения потребностей.

Ø изучение литературы;

Ø выявление основных понятий;

Ø изучение основных теорий потребностей;

Ø изучение психологического аспекта выявления и измерения потребностей.


1. Сущность потребностей

В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность - значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента - объективный и субъективный.

Объективное в потребностях - это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное в потребностях - это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности - это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:

Ø человек может иметь объективно обусловленную потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого;

Ø потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации;

Ø в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им, в результате формируются так называемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения явлений этого рода).

Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.

В потребностях можно выделить два больших пласта.

1. Существуют так называемые первичные, насущные, или витальные, потребности, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Однако способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности. Экономисты сформулировали особый закон - закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных.

2. Представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческие представления, господствующие в обществе в целом или в отдельной социальной группе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологические потребности, могут обладать совершенно разными потребностями социального характера. Социальные потребности не передаются по наследству биологическим путем, а заново формируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуре своего времени. Эти приобретенные в ходе индивидуального развития потребности зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей.

В современной европейской цивилизации гуманистические ценности преобладают. Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности, удовлетворение которых способствует развитию личности, реализации заложенных в каждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному развитию всего человеческого сообщества. Общество относит к неразумным, деструктивным (разрушительным) те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческую личность и социальную систему, например, потребность в алкоголе, наркотиках, совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредством участия в террористической деятельности и т. п.

Таким образом, существуют социально одобряемые, поддерживаемые обществом и государством виды потребностей, которые общество признает разумными.

Собственно социальные потребности связаны с развитием образования, культуры, процессом труда, использованием технических устройств, искусством и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологический компонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворению данной потребности.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде я т.д.

2. Теории классификации потребностей

Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

Ø материальные и духовные;

Ø преимущественно социальные и преимущественно биологические;

Ø социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;

Ø насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Потребности в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологам Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. На рис. 1 изображена пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.


Потребность в самовыражении


Потребность в признании

Иерархия потребностей

по А. Маслоу Социальные потребности


Потребность в безопасности


Физиологические потребности

Рис. 1. Пирамида потребностей

1. Основные физиологические потребности – еда, вода, убежище, отдых, секс.

2. Потребность в безопасности - это сохранение жизни и здоровья, уверенность в будущем и т.п.

3. Социальные потребности - потребность быть принятым, получить поддержку, доброжелательное отношение людей.

4. Потребность в признании - потребность испытывать чувство собственной значимости и нужности, социального престижа, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус.

5. Потребность в самовыражении - стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию.

Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые - I, II ступеней. В унисон этому звучит мысли А.Морита: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею».

Однако иерархическая структура потребностей А.Маслоу не является строгой. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.

Ф.Макклелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.

Потребность власти - это желание воздействовать на других людей – находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя.

Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для развязывания инициативы в решении поставленных задач; регулярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.

Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.

На рисунке 2 приведена модель потребностей Ф.Маккеланда.


Власть

Модель потребностей

Д. Маккеланда Успех


Причастность

Рис. 2. Модель потребностей

Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель, выделив две группы факторов:

Ø гигиенические факторы, связанные с внешней средой;

Ø мотивационные факторы, связанные с характером работы.

К первой группе относятся:

Ø политика фирмы;

Ø условия работы;

Ø заработок;

Ø отношения с руководством и коллегами.

Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности, но сами по себе они не являются факторами - мотиваторами.

Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа):

Ø ощущение успеха,

Ø признание со стороны окружающих,

Ø рост возможностей (возможность делового и творческого роста).

Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Обследования, проводимые Центральной научно-исследовательской лабораторией трудовых ресурсов, показали, что в промышленности и строительстве в России главными факторами неудовлетворенности являются плохие социально-бытовые условия, недостаточная заработная плата, то есть гигиенические факторы.

Конечно, для отдельных людей гигиенические факторы не имеют значения (для аскетов, примитивных людей с низкими потребностями и т.д.). Но люди, проявляющие аскетизм, встречаются не так часто, и поэтому важное значение приобретает создание нормальных, достойных человека условий труда. Низкая заработная плата также развращает людей, которые привыкают плохо относиться к выполняемым обязанностям и, как следствие, теряют свою квалификацию.

Отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его...