До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

Буквально год назад британская компания-производитель фарфора Royal Crown Derby выпустила потрясающей красоты елочные игрушки, посвященные бракосочетанию принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Украшения были созданы из дорогого фарфора и расписаны переплетенными стилизованными монограммами королевской четы с особыми витиеватыми элементами.

Сейчас, накануне 2013-го, производители елочных украшений радуют ценителей новыми коллекциями - мода на них быстротечна, и каждый год публику требуется поражать все новыми вариациями форм, размеров, материалов и цветов.

Но елочные игрушки - довольно молодое развлечение человечества. Появление самых ранних из них относят не ранее чем к 16 веку, и до создания привычных стеклянных, картонных и прочих украшений в XIX веке елки декорируют, главным образом, сластями, орехами и прочими подручными материалами. Но в середине 19 века в Тюрингии возникают первые мануфактуры, производящие стеклянные елочные шары. С тех пор индустрия елочных украшений только набирает обороты.

Кто сегодня входит в число самых известных производителей игрушек и украшений на елку - в нашем обзоре.

Krebs Glas Lauscha (Германия)

Lauscha (Лауша) - это название одной маленькой деревни в земле Тюрингия, жители которой издавна занимались стеклодувным делом. Сегодня уже город Лауша по-прежнему знаменит своим стеклодувным производством. В 1835 году здесь был изготовлен первый в мире глазной протез из стекла, по некоторым сведениям именно здесь придумали вешать на елку стеклянные шары.

Дело было в 1847 году. У одного бедного стеклодува из Лауши не хватало денег, чтобы купить яблоки и орехи, которые традиционно шли на украшение рождественской елки. Не желая нарушать традиций, стеклодув решил использовать в качестве украшений полые ярко раскрашенные шары. Его идея очень понравилась окружающим, и уже на следующий год стеклодувы из Лауши производили стеклянные шары для рождественской елки не только для себя, но и на продажу. Собственно, поэтому Лауша и была официально признана местом рождения елочных шаров. Так гласит легенда.

Компания «Krebs Glas Lauscha», основанная в 1991 году, производит одни из самых дорогих елочных игрушек в мире.К примеру, вот этот красный шар в ажурной сетке из золота с 12-ю (!) бриллиантами был оценен в 20 тысяч евро:

Old World Christmas (США)

В 70-х годах прошлого века американская пара Тим и Бэт Мерк организовали производство украшений на елку. Первые фигурки и шары из стекла под маркой «Мерк» появились на свет в США в 1979 году. Центральный офис компании расположился в городе Спокан штата Вашингтон, а само производство поначалу было организовано в Европе, но позднее, исключительно из соображений экономической целесообразности, перенесено в Китай.

«Присоединяйтесь к нам и разделите красоту и радость традиционного Рождества. Мы надеемся, что сможем сделать этот чудесный праздник для вас ярче, чем когда-либо, предлагая подлинные предметы коллекционирования, которые радуют ребенка в каждом из нас». Тим Мерк, президент компании «Мерк»

Семья Мерк очень быстро стала чем-то неотделимым от классического образа Рождества, по меньшей мере, в Северной Америке. Сами производители утверждают, что при создании игрушек используются те же технологии, что были доступны еще в 1800-х годах. Все шары и фигурки выдуваются из стекла, а затем раскрашиваются (обязательно!) вручную.

Игрушки от «Old World Christmas» - это милые снеговики, фигурки, украшенные американской символикой, пузатые Санта-Клаусы, самые разные животные (птички, кошки, зайчики, рыбки). Можно встретить и немало забавных фигурок, созданных на определенную тему (спорт, еда, транспорт, Хэллоуин) или в ее отсуствие, «просто так». Одно из направлений, которое используется при производстве игрушек, привезено из Китая и позволяет создавать украшения поистине сказочной красоты - раскрашивание игрушек изнутри. Практически весь рисунок в этом случае наносится на шар изнутри кисточкой, снаружи - лишь несколько штрихов.

Помимо игрушек компания «Мерк» выпускает и разноцветные елочные гирлянды и открытки - воссозданые по образцам открыток из исторической коллекции самой семьи Мерк.

Komozja (Польша)

Елочные игрушки, создаваемые под маркой с забавным названием Komozja - одни из самых красивых во всем мире. Что, кстати, неудивительно, ведь выдувать изделия из стекла польские мастера начали давным-давно еще в X веке. В 30-х годах близкого нам века XX в Польше насчитывалось порядка семидесяти стеклодувных предприятий.

В городе Ченстохова, что на юге Польши, в свое время существовал небольшой стеклодувный заводик, принадлежащий семье Rylskich. До начала Второй мировой войны здесь производили стеклянную посуду и елочные украшения, а после ее окончания завод изменил профиль и мастера рьяно принялись за выдувание колб, мензурок и пробирок - предметов, в которых остро нуждались больницы и лаборатории. Один из мастеров-стеклодувов по фамилии Kozak решил возобновить в своей мастерской производство елочных украшений. Вместе с семьей другого мастера по фамилии Мостовски (Mostowski) они открыли новое предприятие, а название его сложили из первых слогов фамилий создателей (девичья фамилия жены г-на Mostowski была Zjawiony). Получилось Kozak - Mostowski - Zjawiony или Ko-mo-zja.

Продукция предприятия, среди которой были не только елочные игрушки, быстро приобрела всеобщую популярность. Однако на долю производителей выпало немало тяжких испытаний: завод не раз национализировали и лишь в 1981 году сыновьям г-на Мостовски Александру и Роберту удалось вернуть право на семейный бизнес. Преданные своему делу, они начали делать елочные игрушки по старым эскизам в подвале собственного дома. Каждый из них выполнял все операции от начала и до конца: выдувал, серебрил, лакировал, а жены занимались росписью готовых игрушек. А в 1989 году вся семья Мостовски объединилась в едином порыве, чтобы построить собственный семейный завод - производство игрушек под маркой Komozja было восстановлено.

Сегодня игрушки Komozja - настоящие произведения искусства из стекла, больше похожие на украшения ювелирные, нежели елочные. Каждая из игрушек - это целая история, неповторимая, но понятная и доступнам всем, от мала до велика. И, разумеется, Komozja - одни из самых дорогих елочных игрушек в мире.

Помните как в детстве, когда до Нового года оставались считанные дни, мы с нетерпением ждали того момента, когда папа достанет с антресолей большую и невзрачную на вид коробку. А потом поставит ее на пол, откроет - и вот оно! Перед нами снова прошлогодние (и позапрошлогодние и позапозапрошлогодние), но не менее чудесные стеклянные гирлянды, разноцветная мишура, блестящий дождик и, конечно самое любимое - елочные игрушки. Тогда казалось (а порой кажется и сейчас), что все они появляются на свет каким-то волшебным образом; возможно, их делает сам Дед Мороз, а если и не он, но кто-то обязательно такой же исключительно положительный.

Яблонекс (Яблонец-над-Нисоу, Чехия)

История чешского города с витиеватым названием Яблонекс-над-Нисоу чем-то похожа на историю Лауши. Выросший из небольшой деревни Яблонец, он также прославился своими стекольными мастерами. Производство украшений началось задолго до того как Яблонец стал городом. XIX век стал временем расцвета стекольного производства, но только в XX веке на заводе Яблонекс наконец была запущена отдельная линия производства рождественских украшений из стеклянных бус и стекляруса.

Из посеребренных, отполированных или даже позолоченных бусинок разных форм и величин, скрепленных специальными нитями, собирались корзинки, звезды, санки, велосипеды, насекомые и прочее и прочее:

Kurt S.Adler (США)

Имя этого человека хорошо известно в Америке. Впервые игрушки под этим брендом стали появляться в далеком 1950 году: американец по имени Курт Адлер, желая удовлетворить растущий спрос, начал поставлять в Америку елочные игрушки из-за границы. Вначале были Восточная и Западная Германия, затем Чехословаия, Италия, восточные государства.

Игрушки Адлера быстро попали в поле зрения коллекционеров. Ассортимент расширялся, компания процветала... Место основателя заняли трое его детей, под управлением которых находятся порядка двухсот заводов в 15 странах.

Игрушки от Курта Адлера - это очень современная продукция, созданная в лучших европейских традициях: как классические елочные шары, так и узнаваемые всеми персонажи - герои мультфильмов, рекламы, звезды кино и эстрады, да и просто забавные фигурки.

Christopher Radko Company

Как гласит легенда, Christopher Radko Company началась с падения семейного дерева владельца - Кристофера. Однажды на Рождество огромная елка, установленная в доме Радко, упала; а более тысячи елочных игрушек, украшавших ее, превратились в груды разноцветных осколков. Безмерно огорченный, но твердо решивший действовать Кристофер взялся возродить семейную ценность и приступил к поиску столь родных сердцу игрушек. Осознав, что найти именно то, что бы отвечало всем его требованиям невозможно, Кристофер решил начать с нуля.

Сегодня Christopher Radko Company - крупная компания по производству не только елочных игрушек, но и целой линии прочих праздничных украшений. Компания по праву гордится своими матерами, многие из которых работают с самого момента ее основания. Продукция Radko очень напоминают детские игрушки - те же яркие краски, те же добрые глаза и улыбки персонажей. И еще потрясающее, отточенное годами мастерство.


Наше производство: «Елочка», «Иней» и «Лавровская фабрика художественной росписи»

В1937 году в столиценашей родины оформилось производственное объединение «Иней», специализирующееся на выпуске елочных украшений и уже через год после начала работы на «Иней» посыпались хвалебные отзывы. Игрушки здесь всегда делали и продолжают делать вручную; единственный автоматизированный процесс на производстве - метализация, которая позволяет новогодним шарикам блестеть. На заводе работает более десятка стеклодувов, а художественной росписью игрушек занимаются около тридцати разрисовщиков. Сюжеты, которые появляются на шарах, очень привычны и знакомы с детства.

Фабрика «Елочка» - еще одна из самых старинных фабрик по производству елочных украшений в нашей стране. Клинский район Московской области, где сегодня располагается фабрика, называют одним из главных центров изготовления елочных игрушек в стране. Цеха «Елочки» были построены еще в 50-х годах прошлого века, и сегодня завод производит около 500 наименований стеклянных елочных игрушек, раскрашенных вручную.

Уникальные в своем роде елочные украшения делают на Лавровской фабрике художественной росписи, что в Костромской области: подарки и игрушки с ручной росписью здесь изготавливают из дерева - березы и липы. Помимо ярко раскрашенных шаров, фабрика выпускает и новогодние украшения, матрешки и магниты на новогоднюю тематику.

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения. В 1848 году князь Меншиков получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

В старинном и красивом городе Клин расположен единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». В прошедшие выходные мы туда с товарищами блогерами отправились.


2. В музее находится несколько тематических залов, которые расскажут о разных этапах развития производства елочных игрушек и традициях разных времен.

3. Первые елки в России появились в девятнадцатом веке. Их устанавливали на заборах и крышах питейных заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе.

4. В одном из залов музея можно посмотреть на процесс создания елочных игрушек.

5. Сразу же после появления елочные игрушки были довольно дорогими, поэтому купить стеклянную игрушку в России могли только зажиточные люди. Лишь после открытия завода в Клину игрушки стали более доступными.

6. Украшения елок в России зависят от моды. Популярные до 1900 года яркие, все в игрушках новогодние деревья, на рубеже столетий стали признаком дурного вкуса. Их вытеснила стильная елочка в серебристо-белых тонах. Позже деревце вновь стали наряжать большим количеством игрушек.

7. В Европе, первые елочные шары были выполнены в 1848 году в Германии из цветного и прозрачного стекла. Изнутри они покрывались свинцом, а снаружи разукрашивались блестками.

8. Большие тонкостенные шары были созданы в 1867 году. Свинцовое покрытие, которое признали вредным для здоровья, заменили нитратом серебра. Так появилась елочная игрушка, которая сегодня известна взрослым и детям.

9. Стеклодувный цех.

10. Мастер, вращая стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик.

11. В 1925 году праздновать Новый год в России запретили, и традиция возобновилась лишь в 1935 году. Именно тогда появились совершенно новые игрушки: ангелочков заменили буденновцы, пионеры, красногвардейцы, женщины в красных косынках.

12. В 1960-е годы игрушки стали максимально простыми, а для их создания начали использовать поролон. Немного позже игрушки стали производить из пластмассы. В эпоху правления Брежнева игрушки становились более абстрактными.

13. А вы наряжаете елку на Новый год? :)

14. Помимо залов с историей и производственных помещений, в музее есть различные мастер-классы для детей и взрослых, магазин, мероприятия и праздничные программы.

15. Все посетители загадывают заветное желание возле елки королевы Клинского дворца!

Продолжаю рассказ о нашем весеннем путешествии.

Пару раз мы выбирались из Тверской области и заезжали в Московскую. И первой такой нашей вылазкой стал Клин.

Теперь, когда я вспоминаю Клин, у меня всегда новогоднее настроение. Дело в том, что здесь находится музей елочной игрушки, основанный на базе фабрики елочных игрушек.

Мы не могли проехать мимо такого необычного музея: мы же посещали Музей романовской овцы в или в Ярославле. В отличие от тех музеев, этот находится в роскошном новом здании, занимает его целиком и состоит из 12 залов.

Начинается экспозиция с имитации русской избы. Здесь показаны быт и нехитрые инструменты, с помощью которых крестьяне долгими зимними днями и вечерами выдували первые елочные игрушки.

На столе лежат щипцы-формы для игрушек, стеклянные трубки, из которых выдували игрушки, стоит горелка, а на полу - меха, с помощью которых в горелке поддерживался огонь.

В следующем зале выставлены первые елочные игрушки - каркасные, состоящие из соединенных между собой стеклянных трубок.

Очередной этап в эволюции елочных игрушек - формовое выдувание, когда стеклянную трубку нагревают, заправляют в форму и выдувают уже сформированную игрушку. В музее есть специальный зал, где сидят мастера и на виду у экскурсантов выдувают игрушки, в следующем зале эти игрушки расписывают. В этих двух залах фотографировать, к сожалению, запрещено.

В музее собрана замечательная коллекция советских елочных игрушек, в которых отражены разные события в жизни СССР. Не знаю, насколько интересно это детям, а взрослые просто в восторге от многих игрушек. Где еще такое увидишь!

Вот формовые елочные игрушки, показывающие народы республик СССР.

Великая Отечественная война тоже была отражена в новогодних украшениях. Непривычно видеть Деда Мороза с ружьем.

В 1956 году вышел фильм «Карнавальная ночь», и стали популярны елочные игрушки «На часах уже 12 без пяти»:)

Следующая веха в истории нашей страны - открытие космической эры. На новогодних елках появились космонавты и ракеты.

И еще одно событие, которое мастера елочной игрушки запечатлели, - московская Олимпиада-1980.

Конечно, новые елочные игрушки появлялись не только благодаря политическим событиям. В музее есть целые подборки украшений, посвященные различным сказкам.

Вот игрушки из сказок А.С. Пушкина:

А вот и герои Джанни Родари:

Ну и, конечно, было интересно, найдем ли мы среди экспонатов игрушки, знакомые нам с детства. Нашли! :)

Такие же шары и пики украшали мою елку в детстве:

И еще я узнала листочек (в левом нижнем углу) и солнышко (правее), эти игрушки до сих пор хранятся у нас дома:

Несколько залов посвящены современным игрушкам. Они гораздо ярче и красочнее старых игрушек, сразу привлекают взгляд и нравятся современным детям намного больше.

Вот игрушки, посвященные П.И. Чайковскому, который провел в Клину последние годы своей жизни:

Одной из самых новогодних сказок - «Щелкунчику» - посвящен отдельный зал. И, конечно же, здесь звучит музыка Чайковского.

Отдельно выставлены елки, украшенные в разных стилях дизайнерами.

В этом же зале на стенах висят панно из елочных игрушек.

В предпоследнем зале музея выставлена коллекция Дедов Морозов.

И завершает экспозицию музея огромная елка, украшенная сотнями елочных игрушек.

В начале мая народу в музее было совсем немного: экскурсию проводили сначала для нас двоих, а потом присоединилась еще одна семья из трех человек. Экскурсия длилась около двух часов, экскурсовод с удовольствием отвечала на все наши вопросы и, казалось, никуда не торопилась:)

Самый большой наплыв посетителей здесь, конечно, в период новогодних праздников. Каждый год в музей приезжает главный Дед Мороз из Великого Устюга.

Летом в музее тоже оживленно: сюда привозят группы детей из окрестных оздоровительных лагерей. В один из летних дней здесь даже проводят праздник мороженого «Дед Мороз и лето».

Также любой желающий может поучаствовать в мастер-классе по росписи игрушек.

Остается только порадоваться за этот музей, настолько здесь все хорошо организовано и «раскручено». Маленькие музеи в других городах могут только позавидовать…

Про остальной Клин я расскажу в следующий раз.

Продолжение следует…

UPD Все по этому путешествию.