Многие из нас смотрели фильм «Самый быстрый Индиан». Очень добрая и честная история, замечательная актерская игра, красивые кадры. Этот фильм знают и любят как мотоциклисты, так и простые смертные. Но сегодня я хочу рассказать Вам не о фильме, а о том человеке, которого сыграл сэр Энтони Хопкинс, а именно о главном герое этой художественной ленты - о Берте Монро.

Берт Монро родился в городе Инверкаргилл, что находится на острове Южный, Новая Зеландия, в 1899 году в семье фермера. У него могла бы быть сестра-близнец, но она скончалась при родах. Врачи говорили родителям, что он скорее всего тоже умрет, не дожив и до двух лет, но, к счастью, они ошибались. Берт вырос на ферме, но с детства его пленила страсть к скорости. Так, не смотря на сетования своего отца, он начал гонять вокруг отцовской фермы на их самых быстрых лошадях.

Юность Берта Монро пришлась на начало двадцатого века - золотое время технического прогресса. Поезда, самолеты, автомобили, мотоциклы - все это завораживало будущего гонщика, и Берт решил посмотреть на мир, который находится за пределами фермы. Берт решил пойти в армию, как только станет достаточно взрослым для этого. Для него это был шанс увидеть мир. По окончании Первой мировой войны Берт вернулся к своей семье. К тому времени его отец уже продал ферму. Тогда Берт Монро устроился на стройку Тоннеля Отира (по тем временам - один из самых длинных тоннелей - соединял поселки Отира и Перевал Артура в Южных Альпах Южного острова Новой Зеландии, длина тоннеля составляла 8,5 километров; тоннель строился с 1907 по 1923 годы), пока отец снова не купил ферму и не позвал его работать на ней вместе.


Родные места Берта - Инверкаргилл и Перевал Артура

В 1915 году, когда Берту Монро было всего 16 лет, он купил свой первый мотоцикл. Это был Дуглас, британский мотоцикл с необычным по сегодняшним меркам двигателем - оппозитная двойка, но не продольно, а поперечно установленная в раму.


Douglas 350сс, 1914 года

В 1919 году Берт купил другой мотоцикл, Clyno. Сняв с него коляску, Берт отправился на местный гоночный трек, покорять рекорды скорости.


Мотоцикл Clyno с коляской

В 1920 году, в возрасте 21 года, Берт покупает тот самый судьбоносный мотоцикл, Indian Scout, с номером на картере 5OR627. Это был один из самых первых Скаутов, выпущенных компанией Индиан. 600 кубических сантиметров рабочего объема, 42 градуса - развал цилиндров V-образной двойки, 3-х ступенчатая коробка передач, ножной привод сцепления, хардтейл сзади и рессора с двухдюймовым ходом вилки спереди, а также цепная передача на колесо - весьма непривычное решение для мотоциклов той поры (в то время большее распространение имел ременный привод) - тот самый мотоцикл, с которым наш герой не расстанется всю жизнь, будет его самостоятельно дорабатывать и побьет на нем множество рекордов скорости.


Один из Скаутов образца 1920 года, и тот самый, в будущем самый быстрый, с Бертом Монро верхом

Переделывать свой Индиан Берт Монро начал в 1926 году, используя самодельные инструменты. Он самостоятельно изготавливал различные детали двигателя. Поршни, например, он отливал в консервных банках, используя собственный рецепт сплава: «Два кусочка Шевроле и два кусочка Форда» - говорит герой Энтони Хопкинса в фильме. Цилиндры Берт изготавливал из старых водопроводных труб, оставшихся после замены трубопровода. По его словам, трубы, пролежавшие в земле, были «выдержанными». Шатуны Берт изготавливал из осей от тракторов Катерпиллар. Он сам изготовил для мотоцикла новое сцепление, маховик, четырехклаппанные головки цилиндров с верхним расположением клапанов, систему смазки. Старая рессорная вилка отправилась в резерв, а ее место заняла вилка-спрингер от мотоцикла Indian Prince. Покрышки-слики Берт также изготавливал самостоятельно, срезая лишнее со стоковых покрышек острым ножом, что также показано в фильме. Свой мотоцикл Берт называл «Munro Special».


В процессе доработок

К тому времени Берт Монро стал профессиональным спидвей-гонщиком. Вскоре началась Великая депрессия, и Берт снова вернулся в семью, на отцовскую ферму. Затем он нашел работу механиком и продавцом мотоциклов. От спортивной карьеры Берт отказываться не стал, и продолжал участвовать в заездах по пляжу Орети, а затем и в Мельбурне. Чтобы успевать зарабатывать деньги и работать над мотоциклами, ему приходилось работать до вечера продавцом, а всю ночь проводить в гараже, занимаясь своей техникой. В то время у Берта Монро был еще один мотоцикл - Velocette MSS 1936 года выпуска, на котором он также участвовал в гонках.


Стоковый Velocette MSS 1936 и доработанный Бертом Монро

С этим мотоциклом Берт проводил точно такую же работу, как и с Индианом: переварил раму, самостоятельно изготавливал детали двигателя, дорабатывал подвески, установил самодельные покрышки-слики. Объем двигателя вырос до 650сс, масса мотоцикла была значительно снижена. Свою Velocette Берт использовал по большей части для заездов по прямой, на максимальную скорость.

В конце 40-х годов, после развода с женой, Берт перестал работать продавцом-механиком и заперся в гараже. Теперь все свое время он посвящал доработке Indian и Velocette. Берт продолжал экспериментировать с различными материалами, применяемыми в конструкции своих мотоциклов. Также, для них он изготовил стеклопластиковый обтекатель, стараясь уменьшить лобовое сопротивление. В итоге, от стокового Скаута осталось совсем мало, но на картере все время можно было видеть один и тот же номер.


Двигатель Индиана, доработанный Бертом Монро

Начиная с 40-х годов, Берт Монро установил множество рекордов Новой Зеландии:

Заезд на полмили, дорога, класс - без ограничений
Munro Special Indian - 99.45 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, открытый класс
Munro Special Indian - 120.8 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, класс - 750cc
Munro Special Indian - 143.6 миль в час, Canterbury, 13 апреля 1957

Заезд на полмили, пляж, открытый класс
Munro Special Indian - 131.38 миль в час, Oreti Beach, 9 февраля 1957

Заезд на полмили, пляж, 750cc Class
Velocette 600cc - 129.078 миль в час, Oreti Beach, 16 декабря 1961

Заезд на полмили, пляж, класс - 750cc
Velocette 618cc - 132.35 миль в час, Oreti Beach, 1 мая 1971

Заезд на четверть мили, открытый класс
Velocette 600cc - 12.31 секунд, Invercargill, 25 марта 1962

В конце 50-х годов мотоциклы Берта Монро стали настолько быстрыми, что им стало тесно на треках и пляжах Новой Зеландии. Берт решил поучаствовать в заездах на высохших озерах Австралии, но, в 1957 году, после посещения Бонневилля, он поставил себе цель - ставить рекорды именно на этом солевом озере в Юте. На свои небольшие сбережения, и на деньги, которые дали ему друзья, в 1962 году он отправляется в Америку на старом грузовом корабле. Не имея большого количества средств, Берт во время путешествия работает коком на этом судне. По прибытии в Лос-Анджелес, Берт покупает за 90 долларов старенький универсал, цепляет к нему прицеп с Индианом, и отправляется своим ходом в Юту, на соленое озеро Бонневилль.

В Новой Зеландии, на родине Берта Монро, правила участия в заездах были простые. Ты приезжаешь, записываешься, гоняешь. В Бонневилле Берта не хотели допускать к заезду, так как он предварительно не сообщил о своих намерениях. Но его американские друзья, знаменитые гонщики, договорились с организаторами, и Берт получил возможность показать на что способен его мотоцикл.

Всего Берт побывал в Бонневилле 10 раз, первый раз в 1957 году, когда и загорелся идеей устанавливать там рекорды скорости, остальные 9 раз - участвовал в заездах. Когда Берт участвовал в заезде в Бонневилле впервые в жизни, он установил рекорд 178.971 миль в час, объем двигателя его мотоцикла составлял 850сс. Это было 20 августа 1962 года. Позднее, Берт установит еще два рекорда - 168.066 миль в час в 1966 году и 183.586 миль в час в 1967 году (объем двигателя его Скаута в то время составлял 950сс). В одном из квалификационных заездов Берт развил скорость 200 миль в час - это примерно 320 километров в час, но официально этот заезд не учитывался. После того, как его имя в американском мотожурнале написали с ошибкой он изменил своё имя с «Bert» на «Burt».


Берт и его Индиан

Indian Scout Берта Монро пережил множество поломок и падений. В жертву богу скорости было принесено множество самодельных деталей - поршни, цилиндры, шатуны, клапаны… Но до своего главного, рекордного заезда дошел именно тот самый Индиан, с номером 50R627.


Подношения богу скорости

В 1971 году о Берте Монро был снят документальный фильм именно с этим названием - Offerings to the god of speed. К сожалению, полную его версию мне так и не удалось найти, лишь нарезку моментов под музыку Билли Айдола.

В 1967 году Берт попал в аварию - на большой скорости у Скаута начался вобблинг, и мотоцикл с пилотом завалился набок. В одном из Новозеландских мотожурналов, Берт давал интервью: «Мы мчались как бомба, падающая с бомбардировщика. На половине дистанции начался вобблинг. Чтобы замедлиться, я приподнялся вверх над обтекателем. Ветер сорвал мои очки и вдавил глаза в голову, я ничего не видел. Буквально на пару дюймов мы разминулись со стальным маркером. Я положил мотоцикл набок - в результате мы отделались всего лишь парой царапин». Вообще, список травм Берта Монро, полученных при езде на мотоцикле, впечатляет. Например, в 1916 и 1921 годах он падал на голову так, что весь день лежал без сознания. В 1927 году он вылетел с дертовой трассы на скорости порядка 140 км/час, заработав многочисленные травмы и контузию. В 1932 году, когда Берт проезжал мимо одной фермы, на него бросилась собака, в результате чего он получил сотрясение мозга. В 1937 году, во время заезда по пляжу, Берт врезался в другого гонщика, выбив все зубы, а в 1959 году, во время дрэг-заезда, Берт упал и содрал кожу во всех мыслимых местах, а также раздробил один сустав на пальце.

В конце 50-х годов, Берт заболел ангиной. Болезнь дала осложнения, и в 1977 году у него случился инсульт. Ранее, в 1975 году, в следствии ухудшения здоровья, врачи запретили ему участвовать в официальных заездах. Но, тем не менее, Берт продолжал гонять на своих мотоциклах - Indian и Velocette. Доктора считали, что его здоровье было подорвано многочисленными травмами, полученными при авариях. Понимая, что после инсульта ездить он уже не сможет, но желая оставить свои мотоциклы на родине, он продал их местному энтузиасту. 6 января 1978 года, после дневной прогулки, сердце Берта остановилось. Ему было 78 лет.

Сейчас его мотоциклы находятся во владении одного из клубов мотоэнтузиастов Южного острова.

В 2005 году по истории жизни и приключений Берта Монро был снят фильм «Самый быстрый Индиан», который дал новозеландскому гонщику мировую известность.

Имя: Берт Мунро. Профессия: мотогонщик. Любимое дело: глубокая модернизация и ручная доводка мотоцикла «Индиан Скаут» 1920 года выпуска. Главная цель: сделать свой «Индиан Скаут» самым быстрым мотоциклом на свете. Главное достижение: побил мировой рекорд скорости на соляном озере Бонневиля в 1967 году. Девиз: за пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь


Уже многие десятилетия гонщики преодолевают рекорды скорости в Бонневиле, на высохших соляных озерах пустыни Вест Дезерт в американском штате Юта


Энтони Хопкинс в роли Берта Мунро и точная копия того самого «Скаута» в роли «Самого быстрого Индиана»

«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например». Так говорил Берт Мунро, главный герой фильма «Самый быстрый Индиан» (2005), основанного, как совершенно справедливо замечено в титрах, на чертовски правдивой истории. Знаменитый актер Энтони Хопкинс был настолько впечатлен историей Берта, что согласился сыграть его, несмотря на весьма скромный по современным меркам гонорар. Режиссер и автор сценария Роджер Дональдсон бережно перенес жизнь легендарного новозеландца на экран, не добавив от себя ни капли. И тем не менее события фильма кажутся настолько невероятными, что мы смогли поверить в них, лишь прочитав письма самого Берта Мунро.

Берт Мунро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту — 68.

Самый первый «Скаут»

Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Мунро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города Инверкаргилла в Новой Зеландии. Тот самый «Индиан» Берт приобрел в 1920 году. Компания Indian, старейший производитель мотоциклов в США, была основана в 1901-м, на два года раньше, чем культовый Харлей-Дэвидсон. Первые «Скауты» оснащались V-образной двойкой с углом развала цилиндров 420 (визитная карточка Indian) объемом 600 см³, тогда еще с боковыми клапанами. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход.

Мунро постоянно модернизировал свой мотоцикл начиная с 1926 года. По его словам, следующие 44 года «Скаут» становился быстрее на 3,25 мили в час (5,2 км/ч) каждый год, что соответствовало среднему приросту скорости серийных мотоциклов. Собственными руками Берт в одиночку совершил прогресс, который за полвека совместными усилиями прошли крупнейшие мотопроизводители мира. Напомним, Берт Мунро на 47-летнем «Скауте» установил мировой рекорд скорости на мотоцикле в 1967 году. Для сравнения, в 1965-м там же, в Бонневиле, американец Крэг Бридлав показал 600 миль в час (965 км/ч) на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с турбореактивным двигателем.

Ручная работа

Методы, с помощью которых Берт модернизировал свой мотоцикл, были, мягко говоря, нетрадиционными. Берт использовал старую колесную спицу вместо микрометра. Легенда гласит, что он отливал поршни в консервных банках, экспериментируя с составом сплава. «Два кусочка ‘шевроле" и два кусочка ‘форда" - вот лучший рецепт!» — говорит герой Энтони Хопкинса в фильме, бросая детальки в жестянку с расплавленным металлом.

Берт полностью переработал старомодный двигатель «Скаута». Он сконструировал и вручную изготовил новые верхнеклапанные головки цилиндров, кардинально изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам делал маховики, клапаны, толкатели, коромысла. Говорят, что Берт изготавливал цилиндры из литых железных газовых труб, которые выпрашивал у газовой компании после замены трубопроводов. Излюбленным материалом Берта были оси от тяжелых грузовиков и трактора Caterpillar, из них он вытачивал шатуны. После повторной закалки они могли выдержать свыше 143 т нагрузки на сжатие. Берт использовал своими руками изготовленное сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод. Колоссальный крутящий момент передавался на колеса, обутые в слики — шины, собственноручно отшлифованные острым ножом. Наконец, он целиком заключил мотоцикл в обтекаемый стеклопластиковый кузов, благодаря чему «Скаут» стал больше похож на ракету.

Мотоцикл Берта Мунро пережил множество падений и взрывов двигателя, в жертву богу скорости было принесено бессчетное количество сломанных шатунов и коленвалов, испорченных поршней, забракованных распределителей зажигания и карбюраторов. Однако на множестве фотографий разных лет отчетливо виден заветный серийный номер 50R627 на картере — до рекорда дожил тот самый «Индиан».

Серийный «Скаут» мог разогнаться максимум до 90 км/ч. Официальный мировой рекорд 1967 года, поставленный Бертом Мунро, составил 183,586 мили в час (295 км/ч). События, происходившие тогда в Бонневиле, очень правдиво отражены в фильме. Для участия

в официальном заезде Берту пришлось пройти квалификацию. Как это часто случается в Бонневиле, квалификационный результат оказался даже лучше официально зафиксированного рекорда — 190,07 мили в час (306 км/ч). Один из заездов сам Берт в газетном интервью описал так: «Мы мчались, как бомба. На половине пути началась раскачка. Я приподнялся над обтекателем, чтобы сбавить скорость. Набегающий поток воздуха сорвал с меня очки и вдавил глазные яблоки в череп — я ничего не видел. Отклонение от линии курса оказалось столь сильным, что я чудом избежал столкновения с металлическим маркером. Я положил мотоцикл набок, и мы с ним отделались парой царапин». В тот момент Берт мчался со скоростью около 331 км/ч! «Скаут» Берта Монро по сей день остается самым быстрым «Индианом».

Сорок лет спустя

Как и сама история Берта Мунро, ее художественная экранизация оказалась весьма необычной для своего времени. В отличие от большинства современных блокбастеров, в «Самом быстром Индиане» нет ни отрицательных персонажей, ни серьезных конфликтов. То, что немногочисленные поклонники, соседи, случайные попутчики, дорожные полицейские и даже таможенники во всем помогают Берту, ничуть не умаляет увлекательности сюжета — уж очень амбициозна его цель.

За время работы над фильмом Роджер Дональдсон, Энтони Хопкинс и вся съемочная группа стали близкими друзьями. Условия съемки были далеко не простыми: соль Бонневиля пагубно влияет на технику и здоровье людей. Для съемок было построено несколько копий легендарного гоночного «Скаута». Довольно грубую, неточную работу Берта Мунро было нелегко скопировать. Дональдсон был очень придирчив к качеству реплик, команде пришлось отсмотреть бесчисленное множество оригинальных фотографий мотоцикла Берта разных лет. В результате реплики удались на славу. Одну из них смеха ради завели и отправили в заезд: мотоцикл без труда разогнался до 100 миль в час (161 км/ч) на второй передаче. Сын Берта Мунро Джон, присутствовавший на съемках, предоставил съемочной группе гоночные очки, перчатки, шлем и дорожную сумку отца.

Зрителям наверняка запомнятся эффектные падения Берта в фильме. Одно из них стоило каскадеру Эрику сломанной ключицы.

Берт Мунро умер в 1978 году, прожив 79 лет. Его жизнь нельзя назвать короткой даже по обывательским меркам. А принимая во внимание его любимое выражение, которое он часто повторял на протяжении всей жизни, ему остается только позавидовать: «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь».

Здравствуйте.

«Самый быстрый «Индиан» («The World’s Fastest Indian») — фильм 2005 года, основанный на биографии Берта Монро, гонщика и самоделкина из города Инверкаргилл, Новая Зеландия, побившего в 1962 году в Бонневилле рекорд скорости в классе обтекаемых мотоциклов с двигателями объемом до 1000 кубических сантиметров, выступив на своем модифицированном мотоцикле Indian Scout 1920 года выпуска. Фильм — Шедевр с большой буквы! Смотреть рекомендую, причем не только фанатам байкерского кино и неравнодушным к мотоциклам, но и вообще всем! 🙂

Сюжет «Самого быстрого «Индиана» строится на биографии Берта Монро. Сначала нам показывают его образ жизни и одержимость своим мотоциклом, потом он едет в США, на соляное озеро Бонневилль в штате Юта, чтобы поставить мировой рекорд скорости, даже несмотря на скудный бюджет, древний мотоцикл и проблемы со здоровьем. На родине Берт имеет некоторые проблемы с соседями и местным мотоклубом, ухаживает (в свои-то годы!) за пожилой работницей почты по имени Ада (Дайан Лэдд). В итоге члены мотоклуба едут провожать Берта в путешествие, устроив ему кортеж из мотоциклов, и немного помогают деньгами, да и остальные жители Инверкаргилла помогают как могут. В США по пути к Бонневиллю Берт несколько раз знакомится со случайными людьми, каждый из которых представляет из себя отдельного, хорошо проработанного и интересного персонажа, потом добирается до трассы и, несмотря на проблемы с организаторами, ставит-таки мировой рекорд.

Как я уже говорил, фильм — шедевр! Можно смотреть и пересматривать, и не один раз! «Самый быстрый «Индиан» в итоге не совсем про рекорд скорости, а про мечту, которая обязательно сбудется, если продолжать к ней идти несмотря на все преграды. Вообще, хочу сказать, что «Самый быстрый «Индиан» — это вообще самый лучший фильм про мотоциклиста, который когда-либо был снят! Никакой замороченности Цветами на жилетках, никакого неоправданного насилия, просто «когда мчишься на мотоцикле по равнине, пять минут твоей жизни бывают интереснее, чем у многих людей вся жизнь»!

Обо всем понемногу.
Конечно, один из основных факторов успеха фильма — это прекрасный актерский состав. Хопкинс здесь явно на своем месте, сыграл потрясающе. Дайан Лэдд никогда раньше мне не нравилась, в старых байкерских фильмах 1970-х, вроде « » или « «, она играет глуповатых телок, связавшихся с байкерами и получивших проблем на свою голову. Но в «Самом быстром «Индиане» и она на своем месте! Ее героиня — очень обаятельная пожилая женщина, которая немного философски воспринимает увлечение Берта мотоциклом.

Соседи Берта — обычные жители маленького провинциального городка, относятся к увлечению Берта вроде бы и негативно (рев прямотока по утрам и некошенная трава на лужайке перед домом), но когда он собирается в США, все как один помогают ему. Соседский паренек постоянно торчит у Берта в гараже и воткнут в сюжет ради того, чтобы «разговорить» главного героя. Берт рассказывает ему технологию изготовления идеального поршня своими руками (в официальном переводе фигурирует «клапан», но то, что отливает Берт в консервной банке с своем гараже больше похоже на поршень, да:)), рассказывает о своих «подношениях богу скорости» и вообще о себе.

Местный мотоклуб Antarctic Angels («Ангелы Антарктики»), состоящий сплошь из молодых байкеров (или скорее:)) на двухцилиндровых мотоциклах Triumph и BSA сначала пытаются задирать старика, вызвав его погоняться на мотоциклах по пляжу, но потом понимают, с кем имеют дело, проникаются уважением и, как уже было сказано, даже едут провожать Берта в США.

В США Берт встречается с разными людьми, каждый из которых обладает своим характером и индивидуальностью. На ресепшене дешевого мотеля он знакомится с трансвеститом Тиной, потом с настоящим старым индейцем Джеком, пожилой дамой, схоронившей своего мужа, солдатом, прибывшим в увольнение из Вьетнама и так далее. Все эти второстепенные персонажи настолько хорошо проработаны, что их пестрота абсолютно не вызывает ощущения какой-то нереальности событий. Все они помогают Берту дойти до своей цели.

Также хотелось бы отметить тот факт, что Роджер Дональдсон, режиссер, снявший «Самого быстрого «Индиана» является немного фанатом Берта Монро, как исторической фигуры 🙂 Еще в 1971 году Дональдсон снял короткометражный документальный фильм под названием («Burt Munro: Offerings to the God of Speed»), к которому мы еще вернемся в будущем.

Берт Монро и его мотоцикл.
Реальный Берт Монро был фигурой в масштабе Инверкаргилла достаточно известной) В Фильме один из таможенников упоминает, что в свое время натыкался на статью о нем и его мотоцикле в журнале «Популярная механика». И действительно, есть такая статья в майском номере журнала 1957 года 🙂

Берт Монро ездил на Бонневилль несколько раз, в 1962 году он установил мировой рекорд скорости 288 км/ч (178,97 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 850 кубических сантиметров, в 1967 установил мировой рекорд скорости 295,44 км/ч (183,58 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 950 кубических сантиметров. Во время квалификационного заезда развивал скорость 331,52 км/ч (205 миль/ч).

К фигуре Берта Монро и техническим особенностям его мотоцикла мы еще вернемся, но не в этой статье. А пока вот вам фотография реального Монро и марш смотреть фильм!

25 марта 2012 года знаменитому конструктору, мотогонщику, автору нескольких очень популярных цитат и просто знаковому для всех мотолюбителей человеку исполнилось бы 113 лет. Мы расскажем про его путь и достижения.

«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например» - фраза, произнесенная Бертом, стала нарицательной, именно её произносил Энтони Хопкинс в роли самого Берта в известном фильме "Самый быстрый Индиан" (2005 г.в.), который, как и сказано в титрах, основан на абсолютно правдивой истории. Хопкинс настолько расчувствовался историей новозеландца, что решил сыграть его без оглядки на размер гонорара, который кажется весьма скромным по настоящим меркам. Автор сценария и режиссер фильма Роджер Дональдсон аккуратно и с любовью перенес всю жизненную историю Берта на большой экран - без преукрашений и преувеличений. Некоторая часть событий на экране кажутся настолько нереальными и невероятными, что поверить в их правдивость можно только изучив письма самого главного героя.

Берт Монро родился в 1899 в Новой Зеландии. В 1920 году приобрел "Индиан Скаут", и целых 44 года мечтал сделать из него самый быстрый мотоцикл в мире. В наше время - время высокотехнологичной техники, корпораций и исследовательских центров, он сражался за свою мечту, имея лишь светлую голову, пару рук и старенький мотоцикл. Его усилия были вознаграждены - мечта сбылась в 1967 году. На озере Бонневиль Бертом был установлен мировой рекорд скорости на мотоцикле. На тот момент его "Скауту" было 47 лет, а ему самому - 68.

Свой самый первый мотоцикл герой рассказа приобрел в 1915 году в возрасте 16 лет. Через некоторое время Берт скопил целых 50 фунтов, и купил новый Clyno, оснащенный коляской. Сняв коляску, он начал принимать участие в местных гоночных покатушках. Свой первый рекорд Берт установил на трассе "Фортос", неподалеку от родного Инверкаргилла (Новая Зеландия). Ставший же впоследствии легендарным "Индиан" был приобретен в 1920 году. Напомним, что Indian - старейший производитель мототехники в США, был основан на 2 года ранее Harley Davidson. Те самые, первые "Скауты" оснащались V-образными двухцилиндровыми моторами с рабочим объемом 600 куб.см. с боковыми клапанами, показательным было расположение управляющих органов: кпп имела ручное управление, а сцепление - ножное. Жесткая конструкиця рамы исключала наличие задней подвески, спереди была использована рессора с 5 сантиметровым ходом.

Берт начал глубокие модернизации своего байка с 1926 года. Каждый из последующих 44 лет его "Скаут" становился все быстрее - в среднем на 5.2 км/ч в год, а это полностью соответствовало тенденциям прироста мощности в серийных мотоциклах. Этому парню удалось в одиночку пройти путь, который почти полвека давался совместными усилиями крупнейших производителей в мире!

Те методы, которые использовались в процессе модернизации, были очень нетрадиционными - например, в качестве микрометра использовалась колесная спица, поршни отливались в консервных банках с использованием различных составов сплава. В фильме герой Берта говорит "Два куска шевроле и форда - это и есть лучший рецепт", забрасывая детали в жестяную емкость. Старомодный мотор "Скаута" был полностью переработан - установлены головки цилиндров с верхнеклапанным расположением, заменена система газораспределения, модернизирована система смазки... Самостоятельно были изготовлены как маховик и клапаны, так и толкатели, рокера. В качестве исходного материала для изготовления цилиндров использовались железные газовые трубы, выпрошенные у газовой компании из числа отходов после замены газопроводов. Шатуны вытачивались из осей грузовиков - после необходимой закалки, прочность деталей на сжатие превышала 143 тонны! Сцепление также было самодельным, огромнейший крутящий момент передавался на огромные колеса, обутые в сликовые покрышки через тройной цепной привод, также изготовленный вручную. Для достижения максимальной аэродинамики мотоцикл получил закрытый кузов, изготовленный из стеклопластика, и мотоцикл стал похож на маленькую ракету.

"Скаут" Берта пережил огромное количество самых разных падений и повреждений - двигатель неоднократно взрывался, гнулись и ломались шатуны, коленвалы, поршня... Тем не менее, на картере остался красоваться изначальный серийный номер - 50R627. Рекорд установил тот самый Индиан. Стандартный мотоцикл такой модели имел максимальную скорость в 90 км/ч. "Скаут" Монро в 1967 году разогнался до скорости в 296 км/ч, что очень правдиво и отражено в фильме. Перед началом официального заезда предстояло пройти квалификацию. Очень часто в Бонневиле случается так, что ее результат оказывается даже лучше, чем рекорд - так было и в этот раз. Сам Берд в интервью прессе вспоминал: "Мы мчались с огромной скоростью. На полпути началась раскачка, и я приподнялся над обтекателем с целью уменьшения скорости, но набегающий поток воздуха сорвал очки, и вдавил глаза в череп с такой силой, что я ничего не видел, мы настолько сильно отклонились от правильного курса, что чудом не врезались в металлический маркер... Я смог положить мотоцикл, и мы получили лишь пару царапин." В тот момент мотоцикл разогнался до скорости в 332 км/ч! Это до сих пор самый быстрый "Индиан".

Почти сорок лет спустя, в 2005 году на экран вышла художественная экранизация жизни этого великого человека. Характерная черта "Самого быстрого Индиана" - отсутствие отрицательных персонажей и конфликтов. Привлекательности сюжета ничуть не убавляет то, что все немногочисленные поклонники в меру своих сил пытаются помочь главному герою, настолько большой и амбициозной является его задумка. За время работы над кинопроектом Энтони Хопкинс, Роджер Дональдсон и остальные участники проекта стали близкими друзьями несмотря на то, что условия съемки были довольно сложны - ведь соль озера оказывает пагубное воздействие на людей и технику. Для съемок подготовили несколько полных копий легендарного "Скаута", хотя ручную работу Берта было очень сложно повторить. Режиссер выдвигал особые требования к содержанию каждой из реплик, озвученных в фильме, при создании сюжета было просмотрено огромнейшее количество самых разных фотографий разных лет. Работа не прошла зря - фильм стал цитируем и узнаваем. Сын Берта Монро - Джон предоставил для съемок шлем, перчатки, дорожную сумку, и гоночные очки отца. Отменно выглядят эффектнейшие падения Берта в фильме, мало кто знает, что одно из них стоило каскадеру Эрику сломанной ключицы.

Берта Монро на стало 1978 году, ему было 79 лет. Вся его жизнь была необыкновенно насыщена гоночным духом, и стремлением к победе! Он смог добиться всего того, чего желал. «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем некоторые за всю свою жизнь», Берт Монро.

В 2017 году исполнилось 50 лет скоростному рекорду Берта Монро, который и сегодня актуален в мотоспорте. В честь этого события, его племянник Ли Монро тоже профессиональный мотогонщик воссоздал исторический пробег своего дяди в Бонневиле нас тримлайнере Indian Scout. Берт Монро был целеустремленным человеком, понять которого может не только увлеченный мотоциклист, который не брезгует измазать руки в машинном масле. Оставив свой след в истории человечества, именно он сказал слова, ставшие афоризмом и девизом для многих: «Если ты отказываешься от своей мечты, ты превращаешься в овощ».

Берт Монро: биография в цифрах

1915 – первый мотоцикл – английский Douglas.

1916 – разбился на нем и пробыл без сознания целые сутки.

1917 – начало участия в гонках на мотоцикле Clyno.

1920 – приобрел легендарный Indian Scout.

1921 – целый день без сознания после катания на мотоцикле стоя.

1927 – контузия и множественные ушибы после вылета с гоночной трассы.

1932 – сотрясение и глубокие раны на голове после очередной аварии.

1937 – потерял все зубы и сломал ключицу после гонок на пляже.

1940 – рекорд скорости в Новой Зеландии – 194,4 км/ч.

1959 – ободрал почти всю кожу и новое сотрясение – результат новой аварии.

1962 и 1967 – два мировых рекорда скорости.


Детство и юность

25 марта 1899 года в семье новозеландских фермеров родились близнецы. Девочка умерла сразу после родов. Несмотря на прогнозы доктора, мальчик – будущий мотогонщик Берт Монро– выжил. С малых лет он любил скорость – самые быстрые лошади были его лучшими друзьями. На пороге стоял 20 век – век научно-технического прогресса и развития техники с двигателями внутреннего сгорания. Самолеты, поезда, автомобили и мотоциклы – именно техника привлекла его в армию. Вернулся с нее Берт уже после окончания 1 мировой войны. К этому времени ферма была продана родителями и молодой человек идет работать на стройку Тоннеля Отира. Вскоре отец купил землю и вернулся к фермерству, а с ним и Монро-младший.


Мотоциклы Берта Монро

Первый свой мотоцикл будущий изобретатель и гонщик купил, когда ему было 16 лет. Это был английский Douglas с двигателем в виде оппозитной двойки, расположенной поперечно раме. На нем он первый раз серьезно разбился.

В 1919 году приобрел мотоцикл Clyno. Он снял с него коляску и принял участие в гонках.

На свое двадцатиоднолетие, в 1920 году Берт Монро покупает раннюю модель мотоцикла Indian Scout. Он имеет серийный номер 5OR627, который станет легендой. Именно он будет объектом его доработок на протяжении всей жизни и принесет Берту Монро всемирную славу. Этот байк на то время имел весьма неплохие характеристики – двигатель с объемом в 600 куб/см, задний хардтейл, цепную передачу и трехступенчатую коробку. Но для Берта этого было недостаточно.


«Munro Special» - первая перезагрузка

Свой «Индиан» он начал модернизировать в 1926 году. Берт все делал сам и очень нетрадиционными способами. Старые трубы водопровода он переделал на цилиндры, а поршни отлил в консервных банках из «кусочков Шевроле и Форда». И данные детали выдерживали сжатие в 143 тонны! Ось трактора он приспособил для создания шатунов, а рессорную вилку заменил вилкой-спрингер из мотоцикла Indian Prince. Он изобрел собственную смазку и сам сделал сцепление, маховик, клапаны, толкатели, рокера и покрышки-слики. Так, его байк получил собственное имя, а он стал спидвей-гонщиком.

Его модернизации увеличивали скорость в среднем на 5,2 км/час в год на протяжении последующих 44 лет. Это соответствует приросту мощностей серийных мотоциклов за тот же период. Он самостоятельно и своими руками прошел тот путь, который прошли за полвека крупнейшие производители байков всего мира при усилиях множества конструкторов!

Днем– продавец, а ночью – гонщик

Профессиональная карьера гонщика была приостановлена годами Великой Депрессии. Берт работает в магазине продавцом мотоциклов, ведь ему надо содержать семью. Он женился в 1927 году на Флоренс Берил Мартин, в браке с которой у него родилось два сына и две дочери. Но скорость не отпускала его – он участвует в гонках в Мельбурне и на пляже Орети. По ночам, в гараже Берт совершенствует свой байк.

В это же время он приобретает еще один байк- Velocette MSS, массу которого ему удалось снизить, а объем двигателя увеличить до 650 куб/см. Его гонщик использовал для заездов по прямой. Он все больше времени проводит в гараже и жена уходит от него. Но его путь к мечте еще незаконен.


Новой Зеландии становится мало

В 40-х годах Берт Монро уволился с работы и всего себя посвятил машинам. Он экспериментирует с материалами для мотоциклов, изобретает пластиковый обтекатель, доделывает подвески. Через десять лет на его родине не осталось байков, которые могли бы сравниться по скорости с его разработками. В этот период он устанавливает несколько рекордов:

  • На байке«Munro Special Indian» в заезде на полмили на дороге в классе без ограничений – скорость 99,45 миль/ч.
  • На том же байке, на открытой дороге и в открытом классе – скорость 120,8 миль/час.
  • В классе 750сс– на дороге скорость 143,6 миль/час.
  • В открытом пляже на дистанции в полмили – скорость 131,38 миль/час.
  • На своем«Velocette MSS» он устанавливает рекорды на пляже на дистанции в полмили в классе 750сс– 129 миль/час.
  • В открытом классе на заезде в четверть мили он достигает финиша за 12,31 секунды.

Но и этого Берту Монро мало.


Благословенная Юта

В 1957 году Берт принял решение участвовать в гонках, которые с 1910 года проводятся на соленом озере Бонневиль (штат Юта, США). В 1962 году он погрузил свой «Индиан» на грузовой корабль и отправился покорять просторы Америки. Не все шло гладко – сначала его чуть было не исключили из заезда. Однако удача и американские друзья не оставляли его. И в том же году свершается чудо и осуществляется заветная мечта Берта Монро – рекорд скорости в 178, 971 миль/час (295, 44 км/час) на своем легендарном байке «Munro Special Indian»в первом же заезде. Объем мотора его байка в то время – 850 куб/см. Он посетит Юту еще десять раз и поставит новые рекорды: 168 миль/час в 1966 году и 183 мили/час в 1967 году.

Но именно его первый заезд сделал его знаменитым, фото Берта Монро и его байка поместили все газеты. Его популярность сравнивали с известностью современницы и однофамилицы – Мэрилин Монро, а его «Индиан» был предметом зависти всех мотогонщиков того времени. На предварительном заезде перед рекордом Берт разогнал свой байк до 332 км/час – жаль результат не считается официальным. При стандартной скорости такого мотоцикла в 90 км/час, его «Индиан» и сегодня самый быстрый!

В седле до конца

Когда Берт установил свой рекорд на прославленном озере Юты, ему было 68 лет, а его байку 47 лет. Он не успокоился и продолжал участвовать в гонках и квалификационных заездах. Многочисленные травмы подорвали здоровье гонщика, с 1975 года врачи запрещали ему участвовать в скоростных соревнованиях. Но разве мог он расстаться со своей страстью – своими «Индианом» и «Велочетте»?

В 1977 году Берт Монро заболел ангиной, которая привела к осложнениям на сердце. И за ней последовал инсульт. В возрасте 78 лет сердце легенды мотогонок остановилось. 6 января 1978 года Берта Монро похоронили на кладбище Истерн в Портленде (штат Мэн, США). Его легендарные байки сегодня принадлежат клубу мотоэнтузиастов Новой Зеландии.


Прославивший Инверкаргилл

Берт Монро принес всемирную славу своему родному городу – самому южному и самому западному городку Новой Зеландии. И тот не остался в долгу. Сегодня тут, в музее Берта Монро, можно увидеть тот самый быстрый «Индиан» и ознакомиться с экспозицией, посвященной легендарному гонщику и изобретателю. Особой популярностью музей стал пользоваться с 2005 года, когда на экраны вышел фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Кстати, актер снимался в фильме за смехотворный гонорар. Это второй фильм о легендарном гонщике, а первый «Приношения Богу Скорости» вышел в 1971 году.