Рояль в переводе с французского означает «королевский». Ни один дворцовый бал не обходится без использования этого инструмента.

Он справедливо титулован за свои исключительно музыкальные "способности". От других музыкальных инструментов его отличают особые качества.
Рояль - самый многозвучный инструмент: он может рокотать глубочайшими басами и переливаться колокольчиками высоких звуков, рассыпать звуки с феерической скоростью и сотрясаться мощнейшими многозвучными аккордами.
Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске, ни в глубине высказывания.


Недаром про рояль говорят, что он инструмент-оркестр.
Несмотря на свои впечатляющие размеры, могучий рояль - дальний родственник скрипки.


История рояля начинается с опытов Пифагора, создававшего монохорд (монокорд, что означает «одна струна»). Он представлял собой длинную коробку, вдоль которой была натянута струна, а под струной была подвижная подставка. Пифагор, проводя свои опыты, двигал эту подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Позже к одной струне добавились еще струны, инструмент начали использовать в музыкальных целях.


Рояль ассоциируется с чередованием черно-белых клавиш. Само слово "клавиша" означает ключ.


Около 250 лет назад во Флоренции герцог Козимо Медичи собрал богатую коллекцию музыкальных инструментов, настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер Бартоломео Кристофори.

Именно он изобрел первый в мире рояль. Назывался этот первый в мире рояль пианофорте, или фортепиано. Слово "форте" означает громко, а слово "пиано" – тихо. Фортепиано Бартоломео Кристофори - прямой предок нашего рояля.
Моцарт (1756-1791) был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах - перед публикой, играя на фортепиано.


Бетховен (1770-1827) предложил фортепианному мастеру Штрейхеру улучшить конструкцию рояля - предложил увеличить число звуков и, соответственно, клавиш рояля.
Струны Бетховен предложил делать упругие, из хорошей стальной проволоки, чтобы они звучали ярче и мощнее...


Рояль звучит разнообразно и очень красочно, и поэтому он стал любимым инструментом большинства композиторов.
Среди создателей музыки не найдешь, пожалуй, такого, который не сочинял бы для рояля. Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов… их сочинения для рояля раскрывают необъятные возможности этого инструмента.
Рояль дарит нам новые музыкальные краски, новые звучания. Этот инструмент поистине неисчерпаем.

Рояль сделал неоспоримый вклад и в художественное искусство.
Американский художник Томас Уилмер Дьюинг (Thomas Wilmer Dewing) «The piano»


Иван Семенович Куликов «За роялем»


Сюрреалист Сальвадор Дали (Испания)


Владимир Егорович Маяковский

Название этого потрясающего музыкального инструмента окружает нас: Пальм Рояль, Пале-Рояль, два рояля (черный и белый)))


С роялем происходят метаморфозы.
К своему столетию компания AUDI выпустила рояль. Официальная премьера состоялась во время празднования юбилея компании, после чего рояль можно было приобрести примерно за 100 000 евро.


Это не был единственный в мире авто-рояль. Компания Bosendorfer уже кооперировался с Porsche с целью выпуска аналогичного продукта.


Еще одна модель авто рояля, The Schimmel Pegasus grand piano, хоть и не несет на себе ни эмблем железных коней, ни их названий, внешний вид все равно вызывает стойкие ассоциации с автомобилями Ferrari.






Китайцы не стали останавливаться на таких изобретениях авто концернов, и построили "музыкальный" дом в городе Хуайнань.
Огромная скрипка служит входом в здание и в ней находится эскалатор для подъема в "рояль". Выполнено строение из прозрачного и черного стекла. В здании находится выставочный комплекс, в котором демонстрируются планы улиц и районов города.




Рояль можно слушать, им можно любоваться,






его можно попробовать на вкус




(как, например, рояль из белого шоколада и молочного).

У него много обличий - в хорошем смысле этого слова.
На сцене рояль остается истинным королем.

Большой струнный инструмент, издающий звук посредством удара по струне молочком, приводимым в движение клавишею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОЯЛЬ ИЛИ ФЛИГЕЛЬ большое фортепиано с 2 педалями и… …

Рояль - Рояль. РОЯЛЬ (от французского royal королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

рояль - фортепьяно; фортепьяны (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. рояль сущ., кол во синонимов: 7 диплазион … Словарь синонимов

рояль - рояль, м., род. рояля и устарелое рояль, ж., род. рояли … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

РОЯЛЬ - (от французского royal королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально … Современная энциклопедия

РОЯЛЬ - струнный ударно клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости … Большой Энциклопедический словарь

РОЯЛЬ - РОЯЛЬ, рояля, муж., и (устар.) рояли, жен. (франц. royal, букв. королевский). Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

РОЯЛЬ - РОЯЛЬ, я, муж. Клавишный музыкальный инструмент со стоячим треугольным корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно. Концертный р. | прил. рояльный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

РОЯЛЬ Д"ОР - РОЯЛЬ Д’ОР (фр. royal d’or). Французская чисто золотая монета, начавшая чеканиться при Филиппе Красивом (1295 г.) с его изображением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

рояль - I. РОЯЛЬ I я, м. royal королевский. В знач. прил. В 14 й день.. при адмиралтействе спущен на воду новопостроенный Фрегат Руаль (или Монаршеской Транспорт), о 20 пушках, котоорой построен весьма богато, резьба внутри и наружно вся вызолочена, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Рояль в сугробе , Силин С. , В книгу известного детского писателя, редактора журнала «Простоквашино» Сергея Силина вошли смешные рассказы и юмористическая повесть. В основе их знакомая каждому и всё же такая… Категория: Проза для детей. Повести, рассказы Купить за 276 руб
  • Рояль и голоса великих , О. Л. Черников , В книге прослеживаются судьбы (в основном - трудные) выдающихся советских музыкантов-исполнителей 30-80-х годов XX столетия. Это страшное время закончилось, но новые поколения должны об этом… Категория: История и теория искусств Серия: Музыкальная библиотека Издатель: ФЕНИКС , Производитель:

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Этот удивительный инструмент полностью изменил характер музыки всей западной цивилизации.


Хороший инструмент - это часть культуры. Как и у любого музыкального инструмента у фортепиано существует своя неповторимая история возникновения. Конечно же, вы знаете, что фортепиано - далеко не первый клавишный инструмент в истории человечества. Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века, а самый древний из них - орган, духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является родственником фортепиано, как многие ошибочно полагают. Орган до сих пор считается «королём» музыкальных инструментов и отличается мощным и глубоким звучанием, аналогов которого нет. Первым клавишным инструментом, который появился в позднем Средневековье, был клавикорд.

Клавикорд

Звук этого инструмента напоминал звучание современного фортепиано, но был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Причина в том, что у клавикорда было всего по одной струне на клавишу, тогда как у фортепиано на каждую клавишу приходится по три струны. Так как клавикорд был очень уж тихим инструментом, то такая роскошь, как реализация элементарных динамических оттенков - crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) была невозможна. Но, несмотря на это, клавикорд был любимым инструментом для домашнего музицирования, и его можно было обнаружить в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. Прямой родственник клавикорда, другой клавишный инструмент - клавесин, был изобретен в Италии в XV веке.


Клавесин

Положение струн у клавесина было несколько иным по сравнению с клавикордом. Струны расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного фортепиано. У клавесина был достаточно звонкий звук, но и этого звучания не хватало для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно, а не «затухали» очень быстро - еще одна особенность данного инструмента. Еще один вид струнно - клавишного инструмента, популярного в XV, XVI, XVII веках был спинет. По сути, это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Спинет, как правило, был богато декорирован и являлся таким же украшением дома, как и роскошная мебель.


Спинет

Время шло и на рубеже XVIII века абсолютно все композиторы и музыканты стали ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по своей выразительности скрипке. Это должен был быть инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на яркое и громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Первое фортепиано появилось на свет в 1709 году в Италии. Его изобрел итальянский производитель музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори и назвал свое божественное творение «gravicembalo col piano e forte», что в переводе с итальянского означает «клавишный инструмент, который играет тихо и громко». Бартоломео Кристофори родился 4 мая 1655 года в Италии. К сожалению, о личной жизни этого человека почти ничего не известно. До 1690 года Бартоломео жил и работал в городе Падуя, затем переехал во Флоренцию, где служил у Фердинандо Медичи (производил клавесины), а так же занимался настройкой музыкальных инструментов. Как и все гениальное, инструмент Кристофори был очень простым и состоял из клавиш, войлочного молоточка, струн и специального возвращателя. С ударом по клавише молоточек бил по струне, тем самым вызывая её вибрацию, которая совсем не похожа на звучание струн у клавесина или клавикорда. Молоточек шёл назад, с помощью возвращателя, не оставаясь при этом прижатым к струне, и не заглушал, таким образом, её звучание. Чуть позже этот механизм усовершенствовали и с помощью специального приспособления молоточек опускался на струну, а затем возвращался, но не до конца, а лишь наполовину, что давало возможность легко исполнять трели и репетиции - быстрые повторения одного и того же звука. Бартоломео Кристофори скончался 27 января 1732 года, но у него, конечно же, были последователи. Самым известным учеником Кристофори был Джованни Феррири. Позднее немецкие и австрийские фабрики совершенствовали механику фортепиано, созданную Бартоломео. В наше время существуют несколько фортепиано, собранные великим мастером. Известно о трех моделях, которые находятся в музеях Нью-Йорка, Лейпцига и Рима.


В отличие от предшественников, фортепиано подарило музыкантам и исполнителям возможность менять динамику звучания внезапно и постепенно. Этот инструмент, рожденный в рококо, становится особенно популярным в эпоху классицизма и используется как для домашнего музицирования, так и для концертного исполнения. В тот период появляется новый музыкальный жанр, жанр сонаты, ярким образцом которого становятся произведения Моцарта и Клименти и фортепиано, как, нельзя, кстати, подходило для ее исполнения. Меняется репертуар оркестров и ансамблей. На главную сцену выходит новый жанр - это концерт для фортепиано с оркестром. Нужно отметить, что фортепиано, в отличие от клавесина, который исполнял роль аккомпанирующего инструмента, становится сольным инструментом, благодаря своим динамическим возможностям. Теперь роскошное звучание этого инструмента можно было услышать не только во дворцах. Все больше людей готовы были платить немалые деньги за то, чтобы услышать того или иного солиста, а круг любителей именно фортепианной музыки расширялся. Конечно же, появилась ощутимая потребность в новых произведениях для фортепиано, а количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для этого инструмента, росло С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через его завораживающее звучание. Это не могло не отразиться на творчестве таких величайших композиторов новой эпохи романтизма, таких, как Шопен, Шуман, Лист. По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием. Рост популярности этого инструмента привел к появлению пианистов - виртуозов. Фортепиано любили и любят по сей день, потому что оно дает возможность музыканту исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Его появление стало самым настоящим поворотным моментом в истории искусства.

В разделе на вопрос Какой музыкальный инструмент в переводе с французского означает "королевский"? заданный автором Невролог лучший ответ это Рояль в переводе с французского означает королевский. Нет, разумеется, дело не в том, что короли с каким-то особым пристрастием относились к этому инструменту или играли на нем с большей легкостью и умением, чем на других инструментах. Титулован рояль за свои исключительно музыкальные "способности". От других музыкальных инструментов его отличают особые качества.
Рояль - самый многозвучный инструмент: он может рокотать глубочайшими басами и переливаться колокольчиками высоких звуков, рассыпать звуки с феерической скоростью и сотрясаться мощнейшими многозвучными аккордами. Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске, ни в глубине высказывания.
Первым музыкальным инструментом, от которого, как считают историки, ведет свою родословную рояль, был ныне всеми забытый монохорд. В переводе с древнегреческого слово это означает однострун. Читайте дальше по адресу, очень интересно и познавательно.