Сказки всего мира отличаются мечтами о чудесных, необыкновенных предметах. Наверно, они были первыми в мире фантастическими рассказами. Правда, не научными. Но мечту человека о вещах, помогающих герою, оказавшемуся в непростой ситуации, они иллюстрировали.
Помните яблочко по блюдечку? Чем не телевизор? А говорящее зеркало, которое «всю правду» показывает и рассказывает? Оно работает в режиме on-line. Посмотришь в него и узнаешь, что в данный момент творится в соседних царствах. Такое у всех есть сегодня, не правда ли?)). Оно говорит - у тебя все о,кей, ты всех милей, всех на свете красивей. Потом вдруг, бух и оказывается - брехало зеркало - все плохо, есть на свете красивей и не все у тебя о,кей))).
Но это гаджеты, заморские изобретения, а в России другие, с учетом наших реалий, у нас - просторы, поэтому, наверно, наши предки мечтали о скоростном транспорте). И они его напридумывали - ого, сколько вариантов!
Самый классный транспорт у Емели - самоходная печь. Эту идею реализовали: едет себе поезд, ты валяешься на полати, чай тебе подают).
Иллюстрация Геннадия Спирина
Емеля - это такой изобретатель, печь верх его инженерной мысли, но были еще самоходные бадьи с водой - они, наверно, у него работали на основе нано-технологий.
И были самоходные сани - ух, красота…. Однако у этого средства передвижения есть один важный недостаток, он совершенно бесполезен летом (поскольку у него нет колес, только салазки).
Вот самоходные роботизированные бадьи с водой. Обладали искусственным интеллектом.
Емеля вообще-то соревнуется за лавры лучшего изобретателя с Иванушком- дураком и Иваном Царевичем. Но Иваны в основном осваивали живность. Иван царевич приспособил волка - а нечего было съедать лошадку царевича....
а Иванушка- дурак - конька Горбунка. Горбунок был говорящей лопоухой лошадью - советчик, помощник и неутомимый транспорт.
Но и это не все, на чем передвигались герои на Руси. Были еще сапоги - скороходы.
Ваши Nikes просто фигня по сравнению с этими сапогами - они- «семимильные»! Тут главное не проскочить свой пункт назначения. Дааа, наши предки знали, что запрограммировать на будущее - такую обувь мы пока не изобрели. Впрочем, некоторые попытки уже были:
Скоро дорастем и до сапог-скороходов.
Некоторые модели летучих корабей
Лемкуль Летучий Корабль
Усовершенствованная модель. Обладает крыльями и парковочным якорем.
К этому всему предки придумали универсальный навигатор - клубок. Он ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).
А Баба была еще тот водитель, у этой карги стоял в гараже необыкновенный транспорт - ступа.
Иллюстрация Ивана Яковлевича Билибина
Чтобы ездить на этом автомобиле, необходимо стать ведьмой, но обязательно старой - ограничение по возрасту довольно жесткое. Только Баба Яга, очень дремучая ведьма, имеет права на вождение ступы. Если вы моложе, то к вашим услугам метла. Или можете оседлать борова.
А еще у вредной бабули есть избушка на курьих ножках, тоже ничего себе транспорт - прототип нынешнего трейлера - и тебе кухонька внутри, и печь горячая, а на ней кот сидит - живи и передвигайся)). Вот такие умники были сказители.
Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.
Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок
Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли - самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.
Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров - остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.
Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.
Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
Выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;
Рассмотреть их функционирование в сказках;
Провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.
В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.
Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.
Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы - помощники в русских народных и литературных сказках.
Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век .
События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость - дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.
Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.
Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории .
Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью - техникой, используемой современным человеком.
Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.
Сказочные предметы и их современные аналоги
Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете - волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.
«Иван сел на ковер-самолет , вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» .
Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет . Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.
Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.
В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.
«Баба - Яга костяная нога поскорей села в ступу , поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» .
В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.
Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток - для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.
Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной - вертолетом.
Вертолет - это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.
Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат - перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей .
Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы . В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой и роликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки .
Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей .
В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств - музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер .
Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком с яблочком . Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного .
В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.
Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.
Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля .
«Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» .
В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.
Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль . Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.
Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода .
«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы,
Чуть опасность, где видна
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К стороне той обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!»
Данная сказка может навести на мысли о современном радаре . Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно .
«Огонек горит светлее,
Горбунок бежит быстрее
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струиться,
Но не греет, не дымится
Диву дался тут Иван.
«Что,- сказал он,- за шайтан!
Шапок пять найдется свету;
А тепла и дыму нету.
Это чудо - огонек!»
Говорит ему конек:
Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо жар- птицы…»
Не о лампах ли дневного света, идет речь?
Лампа дневного света - это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным .
«…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь - все блин, да пирог!.» .
Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году .
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.
Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.
Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях - волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.
Литература:
- www.litra.ru
- www.bizyukov.temator.ru
- www.tehnologid.ru
- Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
- Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
- Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
- Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
- Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! - Л., 1997.
- Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Русская народная сказка «По щучьему веленью».
- Русская народная сказка «Жар-Птица».
- Пушкин А. С. Золотой петушок.
- Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
- Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.
Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения .
Аннотация: Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.
На вопрос Назовите известные вам сказочные средства передвижения заданный автором Двутавровый
лучший ответ это Гуси лебеди -гуси
Маша и медведь - короб с пирожками и Машей
Царевна лягушка - коробчёнка
лисичка использовала волка - как средство передвижения
Избушка на курьих ножках
БУРЯ-КОНЬ - конь Перуна:
«У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он - все огнем горит» .
ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ, запряженная белыми или золотыми лебедями, - средство передвижения славянских богов или сказочных героев.
ДОБРОГОСТ - у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса (Меркурия) .
Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.
Ответ от Колибрия фреш
[гуру]
телепорт
Ответ от свежепросольный
[гуру]
Ядро (Мюнгаузен). , дикие гуси (Нильс, лягушка - путешественница)
А слово ""сапоги" не склоняется (кроме сапог- скороходов)
Ответ от ~ Caroline ~
[мастер]
ступа бабы-яги, ковер-самолет, летучий корабль, сивка бурка, сапоги-скороходы, гуси-лебеди, серый волк, избушка на курьих ножках, помощь волшебников, карета-тыква, печь, конёк-горбунёк, сказочные герои иногда превращаются в животного и убегает, чёрт, на животных и птицах верхом, в шапке-невидимке, метла, волшебные туфли (летающие)
Ответ от Матрос
[гуру]
Серый волк, пепелац, печка, ступа, волшебное кольцо, Сивка-бурка
Ответ от Ёветлана Прокофьева
[гуру]
Сапоги-скороходы!
Ответ от Ехидна
[гуру]
дом, серебряные туфельки и летучие обезьяны - "изумрудный город"
поезд - "Алиса в зазеркалье"
майский жук, водомерка и прочие насекомые - сказка про муравья, который в муравейник опаздывал
зонт - Мери Поппинс
гроб - панночка у Гоголя
Ответ от Владимир Векшин
[гуру]
Метла, помело, печка из "По щучьему веленью", там же и сани на которых Емеля из леса ехал, сани-самокаты упоминаются в сказке "Петух и кот", в редакции Ушинского, избушка на курьих ножках, гуси-лебеди, джин из 1000 и одной ночи, который переносит героя в разные места, где-то есть волшебное кольцо, с теми же функциями. Есть русская народная сказка "Летучий корабль", в различных сказках герой спасается на орле, кормя его мясом, отрезанным от своего бедра. Если вспомнить мифологию, то там есть Пегас, сандалии, на которых Персей сражался с драконом, кентавры, тучи.
Ответ от Qwerqwerqwe rqwerqwerqw
[мастер]
Если по современному
Пылесос-метла Это для бабаёжок
Самолет- ковер Для всяких туристов и алладинов.
Дельтоплан- орёл. Для экстрималов и хоббитов.
Истребитель- Дракон Для лётчиков и Арагонов.
Машина -Волк для всех и ивана дурака.
Танк - Печка для танкистов и ерём всяких.
Ассоциировать можно долго. Главное у нас есть транспорты, которые не хуже чем в сказках.
Про машину времени...Это скорей область научной фантастики чем сказки.
Ответ от Ёамiйло Кiшка
[гуру]
Туфли у маленького Мука
Ответ от Fabull
[гуру]
Печь. Чёрт (вечера на хуторе близ Диканьки)
Ответ от Nick Storozhev
[гуру]
осёл
Ответ от Дарья
[гуру]
исучезнут мгновенно и появится там где надо, в сказке старой был параход летающий
метла, печь, сивка-бурка, и помогают волшебники феи тому подобное
ступа Бабы Яги, с помощью кольца оказывались в другом месте, Сивка Бурка, Серый Волк, с помощью Старика Хаттабыча и др джинов.
Маленький ребенок одних знакомых, будучи оставлен в гостях и этим крайне недоволен, говорил:
— По щучьему велению, по моему хотению оденься майка и трусы и очутись я дома.
Слова этого молодого человека — выражение мечтаний, возможно, всех людей — свобода перемещения. Подумал и ты в Москве, еще раз подумал и ты в Лондоне.
Мыслям о свободном перемещении тысячи лет, за это время человечество нафантазировала множество мифических механизмов способных перемещать их в пространстве. Далее список из 10 самых распространенных мифических средств передвижения.
1
Пук мочала, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку, инструмент, предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба. Один из атрибутов Бабы Яги, с помощью которого она заметает следы.
Обычно передвигается „бабушка” не на помеле, а в ступе, но существуют примеры и самостоятельных полетов ведьм на помеле и метле.
Упоминается во множестве русских народных сказок.
2
Мифический ковер, с помощью которого можно передвигаться в пространстве на очень большие расстояния. Принцип действия не известен.
Упоминается во множестве восточных сказок, популярность принесло упоминание в Сказках Тысячи и Одной Ночи.
Фигурировал советском фильме Старик Хоттабыч, лично у меня вызывал восхищение своей крутизной.
3
Волшебная обувь из европейских втч славянских сказок придающая +100 к скорости передвижения. Известны также как семимильные сапоги, придающие 7 миль минус 1 шаг к каждому сделанному шагу.
Обычно хранятся под замком в ларце, возможно чтобы не убежали сами.
4
Мечта лентяя, самоходная установка с голосовым управлением и подогревом сидений. Технические характеристики: вездеходная, топливо — дрова, уголь и т.д. пассажировместимость ограничена только габаритными размерами.
Упоминалась в русской народной сказке По щучьему велению.
Народ придумал Летучий корабль, сложил об этом поучительную историю, в одноимённой сказке «Летучий корабль». У него есть недостатки и свои преимущества над другими волшебными вещами. Есть лишь один недостаток — это маломощность, но есть и преимущества — надо сказать волшебные слова, чтобы куда-либо полететь на нём, и это дает защиту от угонов. Летучий корабль имеет большую вместимость и возможность перевозить различные грузы и больше героев.
6
Сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Использовались Гермесом, во время сражения с медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.
При этом ничего не известно о принципе действия, и совершенно непонятно, как внутренние крылья не задевали друг друга.
7
Персидский писатель Кей-Кавуса придумал такое чудо как летающий трон. Трон представлял собой обыкновенный трон, к которому было приделано четыре шеста по углам. На шестах сверху была укреплена крыша, а под крышей висели куски мяса.
Снизу к трону были привязаны орлы, которые тянулись к мясу и взлетая подымали трон.
Таким нехитрым способом автор путешествовал в Китай.
8
Китайский литературный персонаж, Царь Обезьян — Сунь Укун, известный по роману «Путешествие на Запад», умел летать на облаке.
Сунь Укун отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Облако Сунь Укуня (Auspicious Cloud)
9 Крылатый диск, Нар, огненный столб, на котором передвигался Хор
древний мифологический символ, широко использовавшийся у народов Древнего Востока. Правнук бога подземного царства, Хор, сражался на крылатом диске своего деда Ра (Мардука).
Крылатый диск Ра, или так называемый Нар, огненный столб, изображался в виде продолговатого цилиндрического объекта с плавниками или короткими крыльями.
10
Фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В некоторых странах бывшего СССР слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных или старых транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, обозначая свой автомобиль. Также иногда словом «пепелац» называют летательные аппараты — вертолёты, самолёты малой авиации.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"
городского округа город Салават
Исследовательская работа
Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях
учащаяся 5а класса
Научный руководитель:
Давлетбаева Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Салават 2014
Гипотеза моего исследования : «… а могли бы люди без всех эти «летательных» приспособлений взлететь на самом деле?»
Цели и задачи исследования:
1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления.
2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев.
3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.
I. ВВЕДЕНИЕ
В
своей исследовательской работе я хочу рассказать о некоторых «летающих» сказочных и литературных героях и их «летательных» приспособлениях, а также попытаюсь понять и объяснить, почему многие литературные и сказочные герои полетели задолго до первого полёта человека в космос. К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Неизвестно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц, и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с одного небольшого шага, так и многолетняя история покорения воздушного пространства началась с обыкновенной мечты. Ученые считают, что произошло это очень давно. И долгое время человек видел лишь одну возможность подняться в небесные высоты - уподобиться птицам и обрести крылья.
В
отличие от большинства животных человеку дано видеть голубое небо, покрытое белыми, словно ватными, облаками, яркое, желтое Солнце и беззаботно порхающих пестро раскрашенных птиц. Он не мог этим не воспользоваться. Небо восхищало и манило к себе. Так родилась мечта, нашедшая вначале воплощение в легендах, а затем ставшая явью. И всё-таки некоторые учёные считают, что люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Небо всегда таило в себе множество загадок -суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их? Воспоминания о такого рода полетах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощенной форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов. В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо...» Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках, но и в мифах народов мира
II . Мифические и сказочные летающие герои русских сказок
Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и ми фические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать. Что он за всемогущий, если даже летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно полететь по-настоящему, то люди и придумывали, кто во что горазд. На чём только ни летали жители сказочного мира! В русских сказках эти персонажи, рассекали воздух то огненным пером, то грузным змей-горынычевым телом, то ступой или вьющейся конской гривой. От сказания к сказанию по являются новые, тесно сплетая детские сказки с древней и полузабытой мифологией, в которой смешались отголоски языческих племен земледельцев, кочевников, воинов. В русских сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс – она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр-самолёт был построен как планёр-бесхвостка, по последнему слову нынешней техники. «Что же? - сказал один из лётчиков в Крыму, в Коктебеле. - Если восходящие потоки хорошие, можно и на ковре попробовать, если ничего другого под рукой нет».
Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелем.
Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баб- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Этот аппарат управлялся при помощи пестика. Баба - яга – самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего – всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей – коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни – самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.
Впрочем, некоторые ведьмы любили полетать и на чёрном козле. Весело было сидеть на нём спиной вперёд и держаться за козлиный хвост. Множество людей в сказках показывали чудеса лётного искусства на волшебн
ых лошадях. На горячей кобылице мчался известный Иван-дурак. По примеру ведьм он тоже сидел на коне задом наперёд. Катил по небу устраивать гром и молнию пророк Илья. У него была громыхающая колесница. Когда в царскую армию принимали новый самолёт, обязательно служили молебен Илье-пророку. На лошадях летали и многие другие знаменитые и славные герои: грек Беллерофонт носился на крылатом коне Пегасе. Сын
Солнца Фаэтон, забравшись на отцовскую колесницу, поехал было светить людям, но растерялся и разбился вдребезги.
III . Летающие герои детских литературных сказок и повестей
После драконов, всяческих феерий и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях…
Однако персонажей, летать для которых так же естественно, как нам ходить пешком, не так много. Впрочем, нескольких таких волшебных героев можно вспомнить и не перечитывая специально книгу сказок. Питер Пен Джеймса Барри – один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну ник
ак нельзя. Эта случайность позволяет полетать над городом и сказочными землями целой компании детей. Чтобы это стало возможным, нужно лишь тряхнуть легонько (а впрочем, насколько хватит терпения) волшебную фею, сверкающая пыльца которой, едва коснувшись тела, способна поднять в воздух кого угодно. А дабы спокойно и свободно парить летней ночью над спящим городом, необходимо помимо крупицы чуда лишь немного уверенности и желания. Оторваться от обыденной жизни и, доверившись воле случая и красивого героя, улететь в страну своих м
ечтаний и быть свободным настолько, что силы земного притяжения перестанут иметь сколько-нибудь существенное значение. Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика-с- пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху – досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей – единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи – чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.
Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать – всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, – банка малинового варенья, и все снова будет хорошо. Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.
IV . Выводы
Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, я пришла к следующим выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это: метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковра, которым украшают жилище, сапог, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санок, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтика, которым закрываются от дождя, пропеллера, похожего на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушного шарика, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк гуси-лебеди, утки. А некоторые летают даже не выходя из дома, как девочка Элли, а влюблённому парубку Вакуле удаётся оседлать самого чёрта. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит…
Приложение 1
Летательное приспособлениЕ
Кощей Бессмертный – главный отрицательный персонаж русских сказок, чья смерть на конце иглы, которая в яйце, а яйцо в щуке, щука в утке, утка в соколе, сокол в сундуке, сундук под корнями дуба на острове Буяне. Именно с ним приходится сражаться добрым молодцам, прежде чем найти свою «царевну-лягушку»
Летает сам с помощью крыльев через сказки всех народов мира
Огнедышащий дракон (одно или многоголовый)– главный отрицательный персонаж многих легенд народов Европы
Крылья
Баба Яга живёт в большинстве русских народных сказок. Всегда только грозится совершить злодейство, а чаще всего помогает добрым молодцам найти Елену Прекрасную или Василису Премудрую
Метла, ступа
И
ван-царевич,
он же Иван-дурак, герой русских народных сказок. Чаще всего главный бездельник, на которого счастье сваливается «по-щучьему веленью»
Серый волк, Конек -Горбунок, ковер-самолет
Ведьмы живут в устном народном творчестве народов Европы, в трагедии В.Шекспира «Макбет», в современных детских ужастиках, и фэнтези, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Собираются на шабаш для поклонения дьяволу, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и вакханалий (консультация учителя-наставника)
Метла
«Дедал и Икар» (из мифов Древней Греции)
Самодельные крылья.
«Маленький Мук»
Б ашмаки
«Снежная королева»
Л
етающие сани
«Питер Пэн»
С
ам по себе, без дополнительных атрибутов, посыпанный пыльцой феи Динь-Динь
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Дикие гуси
«Мэри Поппинс»
Зонтик, веселящий газ
«Три повести о Малыше и
Пропеллер
«Винни Пух и все, все, все»
Воздушный шарик
«Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне»
Воздушный шар
«
Приключения барона Мюнхгаузена»
Утка, ядро
Результаты исследования
1) Я прочитала и проанализировала русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.
2) Составила иллюстрированный каталог летающих героев и средств их передвижения и попытались определить прообразом, какого современного летательного аппарата могло быть это «летательное» приспособление.
3) Подготовила презентацию в программе Power Point и провела ее защиту на классном часе в рамках общешкольной декады исследовательских работ.
4) Подготовила текстовой иллюстрированный буклет, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.
5) Составила план и график проведения бесед по теме исследования в начальной школе. Провела их в декабре 2014 года в 1-х и 2-х классах своей школы.