Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово - чудо.

Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные - в детском взгляде на мир.

(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку )

История создания

Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.

Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.

Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора. Русскоязычный вариант произведения появился в 1958 году. А сейчас «Маленький принц» обладает чуть ли не наибольшим количеством переводов - существуют его издания на 160 языках (включая зулу и арамейский). Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.

Описание произведения

Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.

Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:

  • Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
  • Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
  • Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
  • Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
  • усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
  • Географа, никогда не покидавшего свою планету.

Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими - это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.

По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.

Главные герои

Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека. От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие). В произведении он - образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.

Лётчик

Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию - злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.

Лис

Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис - это символ понимания природы привязанности и доверия.

Роза

Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя - Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.

Змея

Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.

Анализ произведения

Жанровая принадлежность «Маленького Принца» - литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.

События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.

С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.

Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети - получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.

Ответ оставил Гость

Образ Маленького принца. Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом

Есть в астрологии одно изумительное правило, поражающее точностью своих совпадений. А в Великой Поэзии есть логия, которая предельно соответствует этому правилу: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф, 6:21).

Где «будет сердце ваше»?

В переложении её, этой логии, на «астрологический язык» она прозвучит примерно как «там, где будет управитель асцендента вашего, там будет и сердце ваше». Где же «будет сердце» главного героя?

Каковы будут характеристики Маленького принца? Что будет иметь для него предельную ценность?

«Не хватало друга»…

Управитель Асцендента Луна, помимо уже упоминавшегося нахождения в Тельце, расположена в XI доме, при этом, по ходу своего движения передаёт свет Венере, его, XI дома, управителю. А даже специалистам «ярмарочной астрологии» известно, что XI дом - сфера друзей !..

Стоит ли удивляться, что Маленькому принцу «очень не хватало друга »? И это - не простая, «не для красного словца», констатация автора; по этой тематике в тексте имеется достаточно собственных высказываний главного героя.

Маленький принц о друзьях

«- Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?

- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?

- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей . А как это - приручить?» (глава XXI).

«Приручи меня!»

И: «Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста... приручи меня!

- Я бы рад, - ответил Маленький принц , - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах.

Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг , приручи меня!» (глава XXI).

Сюда же: «- Хорошо, если у тебя когда-то был друг , пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом... » (глава XXIV).

«Ты всегда будешь мне другом»

В завершение: «- И когда ты утешишься - в конце концов всегда утешаешься - ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно...

И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: "Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!" И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю...» (глава XXVI).

Расширение и экспансия

Вернёмся к рассмотрению Асцендента применимо к «восседающему» над ним Юпитеру.

Вообще, Шестая планета, сигнифицирующая общее изобилие, широту и высоту, располагаясь над Асцендентом, характеризует натива, как правило, хорошего телосложения, высокого роста и исключительной харизмы, особенно, если такой дневной Юпитер - экзальтирован.

Применимо к рассматриваемому гороскопу Юпитер «прибавляет» Маленькому принцу возраст.

Так, сам по себе зодиакальный Рак сигнифицирует «предельных младенцев», грудничков, полных несмышлёнышей.

От 6 до 10

Однако таковой персонаж вряд ли был бы интересен автору и читателям по причине эмоциональной и ментальной незрелости.

Юпитер же «восполняет» этот «пробел», отчего Маленький принц, конечно, ребёнок, но «ушедший» далеко за грудничковый возраст. И хотя, автор не обозначает точный возраст своего героя, у читателя возникает полная иллюзия, что Маленькому принцу от шести до десяти лет, не больше.

Философия, мораль, нравственность

Кроме этого, Юпитер как символический управитель IX дома - Стрельца при т.н. «правильном гороскопе» с Асцендентом в Овне, как правило, «награждает» нативов, подверженных его влиянию (когда он «властвует» над Асцендентом, в частности):

тягой к философичности, предельной нравственности, исключительной морали (и, к сожалению, морализаторству), далёким и длительным путешествиям, как правило, носящим ореол паломничеств.

В рассматриваемом гороскопе Юпитер не ограничивается символическим управлением IX домом:

куспид IX дома, располагаясь в Рыбах, делает его - Юпитер - истинным владыкой означенного дома по управлению Рыбами.

Поэтическое восприятие мира…

Что же до подтверждений склонности Маленького принца к философии и вообще поэтическому восприятию мира, шедевр соответствующими примерами, которые, к слову, читатель уже давно растащил на цитаты, просто «пестрит», и указать их все невозможно, в принципе - проще уж всю книгу переписать…


Вот лишь некоторые, нашедшие особый отклик у автора этих строк.

«Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» (глава III);

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» (глава V);

«Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» (глава VII);

«И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь…» (глава XIX);

Проза как поэзия

«- Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький Принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

И все напрасно» (глава XXV);

«Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут» (глава XXV);

«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…» (глава XXIV);

«Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора» (глава X);

«Одни только дети знают, что ищут.

Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…» (глава XXII);

«Нужные слова в правильном порядке»

«У каждого человека свои звезды» (глава XXVI);

«Вода бывает нужна и сердцу» (глава XXIV);

«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом» (глава VIII);

«Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают» (глава XXVI).

Образ Маленького принца. Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Главный герой сказки-притчи, прилетевший с далекой маленькой планеты на Землю, завоевал сердца многих. Это ребенок — добрый, честный и бескорыстный. Экзюпери утверждает, что именно детям присущи наилучшие черты. Поэтому Маленького Принца можно считать идеальным образом человеческой души, так как интуитивная мудрость и прозорливость заложены в каждом из нас от рождения.

Для героя самыми близкими друзьями стали Роза и Лис. Именно в общении с ними Маленький Принц раскрывается наиболее полно. Малыш живет по правилу — «проснулся сам, приведи в порядок свою планету». Он любит наблюдать за заходами солнца, переживает за судьбу своей капризной Розы, борется с баобабами, но не чувствует себя счастливым.

Маленький Принц внезапно появляется (а затем также исчезает) среди песков Сахары, обращаясь с просьбой к потерпевшему аварию летчику — нарисовать ему барашка. Он рассказывает о своем путешествии по шести планетам, на которых бессмысленно живут «странные взрослые» с ограниченным кругозором и слабостями. Герой делает вывод: они «не находят того, что ищут». Потому что, лишь соблюдая главные заповеди: «зорко одно сердце» и «ты в ответе за того, кого приручил», - можно понять цену настоящей любви, дружбы и отношений.

Маленький Принц понял на Земле, что его Роза совсем не уникальная (как он думал), но затем решил, что для него она останется все равно самой лучшей. И то, что он искал на других планетах, оказывается у него дома.

Стоило лишь посмотреть на мир по-другому; не судить по словам, а лишь по делам, и оказывается, что жить ради других, ничего не требуя взамен, - это и есть счастье.

Маленький Принц еще раз напомнил всем взрослым, что, расставшись с детством, они забывают о добром и прекрасном. И их взрослые «важные» вещи и цифры на самом деле оказываются никчемными и ненужными, а вот звездное небо или чистая вода — только они имеют значение.