Особенности и этапы истории создания романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет интересную историю создания.

Сообщение о том, что Н.Г. Чернышевский пишет роман и предназначает его для «Современника» было сделано в одном из писем к А.Н. Пыпину. Произведение было написано в ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский не соглашался с И.С. Тургеневым в оценке «нового человека», трагическую противоречивость которого он так убедительно показал. Тургеневскому типу «нигилиста» Н.Г. Чернышевский противопоставил свои типы «новых людей». Роль Базарова в романе И.С. Тургенева сводится к непримиримому отрицанию всех устоев жизни и морали дворянского общества, всех господствующих в этом обществе взглядов на природу, науку, искусство.

С точки зрения И.С. Тургенева, интеллигенты- разночинцы не могут создать своей среды, своего бытового уклада и морали и не способны ничего изменить в ходе исторической жизни общества. Поэтому Базаров остается фигурой трагически неустроенной, не находящей своего места в действительности.

Как крупнейший выразитель противоположной тенденции - цельного и последовательного революционного демократизма, видевшего единственный приемлемый путь в коренных революционных преобразованиях, Чернышевский, естественно, был непримирим к тому истолкованию образа революционного демократа, которое давал Тургенев в своем романе. «Но вот, - картина, достойная Дантовой кисти, - что это за лица - исхудалые, зеленые, с блуждающими глазами, с искривленными злобной улыбкой ненависти устами, с немытыми руками, с скверными сигарами в зубах? Это - нигилисты, изображенные г. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Эти небритые, нечесаные юноши отвергают всё, всё: отвергают картины, статуи, скрипку и смычок, оперу, театр, женскую красоту, — всё, всё отвергают, и прямо так и рекомендуют себя: мы, дескать, нигилисты, все отрицаем иразрушаем» (X, 185), - писал он в статье «Безденежье», предназначавшейся для апрельской книжки «Современника» за 1862 год. В романе «Что делать?» ему особенно важно было, поставив в центре внимания читателей «новых людей» разночинно-демократической среды, раскрыть в их образах как можно полнее не только черты революционеров - разрушителей старого, но в первую очередь те взгляды и свойства характеров, которые показали бы их как строителей новых отношений, творцов более высоких форм жизни.

Также распространено представление о том, что Н.Г. Чернышевский решил сделаться романистом только потому, что был вынужден к этому обстоятельствами: для заключенного в Петропавловской крепости писателя были закрыты иные возможности прямого участия в идейной борьбе своего времени, поэтому он и решил развернуть пропаганду своих идей в беллетристической форме. Это мнение справедливо только отчасти. Подобные соображения высказывались Н.Г. Чернышевским лишь в тот период, когда он готовился начать работу над «Что делать?»5 октября 1862 года он писал из крепости жене о намерении написать книгу «с анекдотами, сценами, остротами, так чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов» (XIV, 456). Задача будущей книги ставилась чисто просветительская: «Чепуха в голове у людей, потому они и бедны и жалки, злы и несчастны; надобно разъяснить им, в чем истина и как следует им думать и жить» (XIV, 456).

В процессе работы над романом «Что делать?»перед Н.Г. Чернышевским встал целый ряд новых вопросов, кардинальных для духовных проблем и практических судеб русской разночинной интеллигенции: стремительно возросшая роль идей в общественной жизни, а в соответствии с этим - возрастающая роль мысли в психологии и в поведении отдельного человека.

Н.Г. Чернышевский писал роман «Что делать?», находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го (112 дней). С января 1863 года рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Н.Г. Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати.

Помощник смотрителя Алексеевского равелина И. Борисов писал, что читал роман в рукописи и может «удостоверить, что цензура III Отделения в очень немногом исправила его». Роман пропущен «без всяких исключений». После просмотра романа высшими полицейскими и следственными органами цензор Министерства народного просвещения просто уже не решался на какие бы то ни было посягательства на текст произведения.

В.Н. Бекетов в поздней беседе с Н.Я. Агафоновым утверждал, что после того, как роман прошел «фильтру III Отделения», он просматривал его поверхностно и «слепо подписал».

Однако вскоре оплошность цензуры была замечена, ответственного цензора В.Н. Бекетова отстранили от должности. Но роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5).

Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

Строгий цензурный запрет с «Что делать?» был снят только революцией 1905 года. Популярность романа была такова, что энтузиасты переписывали и распространяли рукопись. Н.А. Алексеев, старый большевик, четыре раза переписал от руки роман «Что делать?».

В.М. Сапежко переодевался нищим и в большом мешке (будто бы для собирания хлеба) носил рукопись романа «Что делать?», переплетенную им и его товарищами, для распространения в деревнях.

В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости , с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник » (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

    О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны .

    Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем .

    Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа - любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию .

    Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью .

    • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий . В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг к середине XX века.
    • », однако исследователи отказывают в связи героев романов Чернышевского и Тургенева между собой.
    • С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья », благодаря которым образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.

    Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

    В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

    Анализ произведения

    1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

    2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

    3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

    4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

    (Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман )

    Пафос романа - пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения - разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

    Сюжетная линия

    В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

    Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

    Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

    Главные герои

    Центральный персонаж романа - Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

    Ещё один персонаж романа - Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

    Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

    (На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль "Новые люди" )

    Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов - наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

    В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это - идеальный образ революционера - героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

    По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

    Конспект урока по литературе

    10 класс

    Тема урока: Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?».

    Цели урока:

    Образовательная: раскрыть место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».

    Развивающая: создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы; способствовать развитию навыков анализа текста, умений выделять главное, сравнивать, систематизировать.

    Воспитательная: создать условия для определения гражданской позиции, интереса к изучаемому предмету; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, тексты.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной литературы XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике произведений.

    Метапредметные:

    Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

    Предметные:

    Формирование представлений о системе стилей художественной литературы; раскрытие специфики проблематики и сюжета произведения; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом.

    Домашнее задание к уроку: прочитать статьи учебника о Н.Г. Чернышевском: «Детские годы», «Саратовская духовная семинария», «Петербургский университет», «Саратовская гимназия»; ответы на вопросы для самопроверки.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Целеполагание.

    Слово учителя. Мы с вами только что закончили изучение романа

    И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор впервые в русской литературе открыл тему нового общественного деятеля, сменившего тип «лишнего человека».

    (Слайд №2) Эта тема нашла свое продолжение в творчестве еще одного русского писателя второй половины XIX века – Николая Гавриловича Чернышевского. Его роман «Что делать?» занимает особое место в русской литературе XIX века.

    – Послушайте, какие оценки давались роману Чернышевского:

    (Слайд»3) «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны» (Н.С. Лесков).

    (Слайд № 4) «Кто не читал и не перечитывал этого замечательного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? …Все мы черпали из него нравственную силу и веру в будущее» (Г.В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, философ).

    (Слайд № 5) «Недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата. Он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (В.И. Ленин).

    (Слайд № 6) «Его читали, как читают богослужебные книги, – и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист» (В. Набоков).

    – Что общего в этих оценках творчества Чернышевского? / Во всех этих высказываниях признается важность влияния романа Чернышевского на его современников и молодежь следующих поколений/

    – В чем разница мнений? / Одни признают автора романа «Что делать гениальным, другие считают его бездарным. Также абсолютно противоположные мнения о художественных достоинствах самого романа /.

    – Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Какие цели мы поставим перед собой, исходя из темы?

    / Учащиеся формулируют тему урока и определяют цели урока: осознать причины воздействия романа Чернышевского на читателей, сформировать собственное мнение о романе, познакомиться с героями романа /.

    Учитель конкретизирует цель урока : познакомиться с автором романа и творческой историей произведения, основной сюжетной линией, системой образов романа, особенностями художественного стиля писателя.

    III. Актуализация знаний.

    1. Беседа по вопросам учебника (стр.119):
    • В какой атмосфере прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?
    • Почему Н.Г. Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?
    • В чем проявилось стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое необычное призвание?
    • Какую роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?
    • Как проявилось свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?
    1. Чтение вслух статьи учебника «Гражданская казнь» (стр.113).
    2. Слово учителя о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского.

    Творческая история романа «Что делать?»

    (Слайд № 7) Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости (писался с 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Героя Тургенева постиг трагический финал, и в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал от любви, а занимался делом, и весьма продуктивно.

    Рукопись романа прошла двойную цензуру. Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Разрешение на публикацию было дано. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Первые главы романа появились в мартовском журнале «Современник» за 1863 год, последние в майских номерах журнала.

    Роман «Что делать?» вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь. Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором. В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

    Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне.

    IV. Освоение нового (информационный блок).

    1. Сюжет романа.

    Слово учителя. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

    Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.

    Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры.

    (Слайд № 8) Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важность заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

    (Слайд № 9) Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать.

    (Слайд № 10) Марья Алексеевна хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери.

    Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). (Слайд № 11). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

    Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы – взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

    (Слайд № 12) Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Вера учится, пытается найти свое место в жизни. Девушка не желает сидеть на шее мужа и хочет самостоятельно устроить свою жизнь. С помощью верных друзей она реализует свою мечту: открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

    «Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – врачом Александром Кирсановым, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. (Слайд № 13)

    Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.

    Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он – агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

    (Слайд № 14) Отдельной смысловой линией романа является Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль.

    – Таков в общих чертах сюжет романа.

    1. Система образов романа.

    – Давайте подумаем, на какие группы можно разделить героев романа?

    /«Старые люди», «новые» люди, особенные люди/

    – Отразим систему образов романа в таблице. (Слайд № 15)

    Таблица «Система образов романа».

    Группа персонажей

    Имена

    Характеристика

    Старые люди

    М.И. Сторешников

    М.А. Розальская

    Новые люди

    Д.С. Лопухов

    А.М. Кирсанов

    В.П. Розальская

    Особенные люди

    Рахметов

    – Охарактеризуйте каждую группу образов.

    – Старый мир в романе представлен двумя социальными группами: дворянами и мещанами. Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».

    Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина, но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь». Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

    «Новые» люди, изображенные в романе, способны уйти от старого уклада и построить свое счастье. Они, следуя «разумному эгоизму», не могут совершить подлого, недостойного поступка. Они честны, благородны, способны и на самоотверженный труд, и на решительный поступок. Автор в них верит, его симпатии на стороне этих героев. Их жизнь на страницах романа – воплощение страстной мечты автора об идеальных человеческих отношениях. Свобода личных отношений «новых» людей: Дмитрия Сергеевича Лопухова, Александра Матвеевича Кирсанова и Веры Павловны Розальской – идеал и образец. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречал целые сотни...» – пишет Н. г. Чернышевский.

    Среди «новых людей» особое место занимает Вера Павловна Розальская, которую Лопухов и Кирсанов спасают от «старого» мира. Рассказ о ее деятельности даже на фоне труда «новых людей» производит впечатление. Ее замыслы пытались воплотить в жизнь многие люди.

    Но «новые люди» не из той породы, из которой выходят руководители. Этих людей нужно вести по избранному ими пути, и возглавлять их на таком пути должен человек иного масштаба. Для этого в романе появляется «особенный человек», Рахметов, – человек новой формации, который, по мнению Чернышевского, воплощает идеал революционера. Революционны не действия героя, а сама его сущность. «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», – говорит Кирсанов. «Мало их, – утверждает Чернышевский, – но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

    V. Закрепление (аналитический блок).

    – Невозможно в полной мере оценить художественное своеобразие произведения, не звыяснив особенности стиля автора. Сейчас вы поработаете в группах с текстом романа и попробуете дать самостоятельную оценку стиля и языка романа «Что делать?».

    1. Работа в группах. Чтение фрагмента романа (Гл. 1 «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»).

    Задание группам: (Слайд № 16)

    – Что кажется необычным в манере писателя?

    – Что в героях, изображенных Чернышевским, вызывает отвращение?

    2. Выступление групп.

    1. Язык сложный, с большим числом всевозможных оборотов, придаточных предложений. Много неудачных, «корявых» выражений. Употребление слов, похожих на старорусские, придает языку тяжеловесность и народность. Есть меткие короткие афоризмы.

    2. Повествование неожиданно прерывается цифрами, точными указаниями на цены, реплики героев смешиваются с авторскими ремарками (частые отступления, обращения к героям, беседы с читателем) – это затрудняет восприятие текста.

    3. Быт этих героев пошлый, грязный. Им присущи такие черты, как расчетливость, жадность, эгоизм, черствость и ограниченность. Язык, которым говорят эти люди, усиливает неприязнь к ним.

    VI. Обобщение. Итог урока.

    Учитель организует подведение итогов урока:

    – Какие особенности романа Н.Г. Чернышевского вы можете отметить?

    – Какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли XIX века?

    VII. Заключительная часть занятия.

    1. Оценивание работы обучающихся на уроке.
    2. Рефлексия.

    – Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

    – Чему вы сегодня научились?

    –Что вызывало затруднение в процессе работы?

    1. Домашнее задание.

    1.Выборочное чтение глав романа.

    2. Дать характеристику главных героев романа (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов).

    3. Заполнить последнюю колонку таблицы.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?» Кузьменкова Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Стодолищенская СШ

    Николай Гаврилович Чернышевский

    «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны » (Н.С. Лесков)

    «Кто не читал и не перечитывал этого замечательного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? …Все мы черпали из него нравственную силу и веру в будущее» (Г.В. Плеханов)

    «Недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата. Он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (В.И. Ленин).

    «Его читали, как читают богослужебные книги, – и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист» (В. Набоков).

    Творческая история романа «Что делать?» Первая страница романа «Что делать?», журнал «Современник», 1863 г., № 3

    Главы Связь с сюжетом. Сны 1. «Дурак» Интригующая завязка 2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции 3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный» 4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир 5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон 6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек 7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон 8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции 9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог Структура романа «Что делать?»

    Вера Павловна Розальская (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Марья Алексеевна Розальская (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Дмитрий Лопухов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Вера Розальская и Дмитрий Лопухов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Александр Кирсанов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Рахметов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Группа персонажей Имена Характеристика Старые люди Новые люди Особенные люди Система образов романа

    Подведение итогов: – Какие особенности романа Н.Г. Чернышевского вы можете отметить? – В чем проявилось новаторство автора романа? – Какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли XIX века?

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


    Роман «Что делать?» принадлежит перу одного из самых известных писателей и литературных критиков. Будучи включенным в школьную программу, это великое произведение читается многими. А в советское время, когда Чернышевскому был дан статус великого революционера-демократа, роман «Что делать?» был одним из самых известных Конечно, сегодня имя Чернышевского потеряло былое величие и славу, однако интерес к роману не ослаб. Примечательна история создания романа «Что делать?».

    Николай Гаврилович писал свой шедевр, будучи заключенным в одиночную камеру Алексеевского равелина, находящегося в Петропавловской крепости. Роман писался почти год, а затем, пройдя через следственную комиссию, которая занималась делом Чернышевского, по частям передавались литераторам. Конечно, цензоры и комиссия рассмотрели в романе лишь любовный сюжет, поэтому разрешили печатать его в журнале «Современник». Позднее, когда роман "Что делать?" вышел в свет, ошибка, конечно же, была обнаружена, а все, кто имел какое-либо отношение к выходу романа в печать, были отстранены от должности. Все номера «Современника», в которых был напечатан роман, были под запретом. История создания романа «Что делать?», как видите, вовсе не проста. А если учесть еще и то, что роман был потерян по дороге из Петропавловской крепости до редакции «Современника» и подобран каким-то мужиком на улице, становится понятно, каким чудом он дошел до наших дней.

    С первого взгляда кажется, что «Что делать?» любовная история. Однако, в романе отражены философские, эстетические, экономические, социальные намеки на будущее. В сущности, это первый утопический роман в русской литературе. И история создания романа «Что делать?» была продиктована потребностями времени. Но, вместе с тем, Чернышевский смог предугадать революцию, к которой тихо-тихо вели реформы царя, а также некоторые детали, так, алюминий в романе назван металлом, который будет использован в будущем. Кроме того, некоторые герои романа «Что делать?» автобиографичны. Так, Дама в трауре из последней главы - это жена писателя, Ольга Чернышевская, которая олицетворяет собой добродетель и любовь.

    Главная героиня романа - Вера Розальская, которая не похожа на свое окружение и семью. Она очень страдает от этого до той поры, пока учитель ее брата, Дмитрий Лопухов, не придумывает план по ее спасению. Он состоит в том, чтобы девушка заключила с ним, что позволит ей избавиться от родительского гнета и стать самостоятельным человеком. Она начинает учиться, открывает свою швейную, которая стала новым словом в тогдашней экономике, потому что прибыль делилась поровну между всеми работницами. В конце романа Вера становится первой женщиной-медиком.

    Роман «Что делать?» имеет и необычный для того времени любовный сюжет. Через несколько лет брака Дмитрий и Вера начинают любить друг друга по-настоящему. А через некоторое время любовь двоих превращается в треугольник. Третьим становится Александр Кирсанов, который любит Веру. Дальше сюжет развивается непредсказуемым образом, а как именно, можно узнать, прочитав роман.

    Чернышевский вносит в роман и особенного человека по фамилии Рахметов. В произведении он не играет большую роль, однако его биография и поступки позволяют выделить его в особый тип человека. Какой? Узнаете, если прочитаете роман. Кроме Рахметова, остальные главные герои также составляют тип новых людей (но не особенных), которые живут и мыслят нестандартно, и поступают по-новому, идя наперекор установившимся традициям.

    Чем заканчивается роман? Это и предстоит узнать читателям гениального произведения Николая Чернышевского. Ведь не зря его произведениях выросло много поколений интересных и великих людей.