Общественное развитие - процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью.


Позиции ученых в вопросе типологии обществ и цивилизаций расходятся. Одни выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Другие говорят о традиционной и западной цивилизации. Есть и те, кто выделяет непрогрессивный, циклический и прогрессивный типы развития. При этом непрогрессивный тип, по сути, соответствует первобытной эпохе, которую большинство ученых относят к доцивилизационному периоду развития. Циклический тип – это восточные цивилизации, а прогрессивный - цивилизации Запада.


Выделяют две модели общественного развития:
  • Циклическая - единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. Т.е. модель, в которой исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга. Представители: О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.
  • Линейно-восходящая - модель, при которой общество проходит ряд исторических последовательных этапов, заменяющих друг друга. Представители: К. Маркс, Д. Белл, Г. Гегель и др.

Цивилизационный подход


Что такое цивилизация?
1. Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством;
2. Высокий уровень развития материальных благ и способ их потребления;
3. Характеристика единства национальных культур определенного региона или на определенном историческом отрезке.

Цивилизационный подход отрицает единство всемирного исторического процесса, заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития является духовная культура.


Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;

Ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;

Позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных культур;

История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества;

Народы изучаются изолированно;

Трудно выявить закономерность в историческом процессе.

Формационный подход

Разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой.

Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека.


+ систематизация;

Легко выявить закономерности в историческом процессе;

Изучает все народы вместе,не изолируя отдельные;

Абсолютизация экономического фактора в жизни общества;

Однолинейное понимание исторического процесса;

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации.

Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.

Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (процесс объединения частей в целое) и унификации (приведение к единообразной системе или форм).

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

К основным глобальным проблемам современности относятся:

Сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;

Экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);

Проблемы войны (наличие атомного оружия у некоторых стран);

Проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;

Болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);

Терроризм;

Население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

Существует множество точек зрения философов по вопросу о прогрессе в прошлои в наше время: древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй - серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. Подумайте, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным.

В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727 - 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743 - 1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Он писал: «Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770 - 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ - К. Маркс (1818 - 1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Вспомним факты из истории XIX - XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков.

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» - это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».

Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

ЗАДАНИЯ

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.

Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.

3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России.

Реформы 1860 - 1870-х гг. в России, проводимые Александром II были действительно направлены на прогресс. Крестьянская реформа, проводившаяся в рамках, данных реформ положила начало отмене многовекового крепостного права в России. Судебная реформа 1864 г. ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Земская реформа, ввела земские управы и собрания. Военная реформа сократила срок службы. Все данные реформы были направлены на прогресс в экономическом, социальном и политическом планах.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Самопознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

Стадии (или этапы) развития самопознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самопознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.
Функции самопознания:
  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.
Значение самопознания:
  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценка себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная (совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.)
  • нормальная (объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.)
  • завышенная (непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм)

Общественный прогресс в созданных в XVIII-XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями. Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов. Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие - реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ. А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Много вариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Основные понятия: общественный прогресс, регресс, много вариантность общественного развития. Термины: историческая альтернатива, критерий прогресса.



Эволюция и революция

Эволюция и революция (лат. evolutio - развёртывание и revolutio - поворот, изменение) - понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Под эволюцией в широком смысле понимается изменение бытия и сознания (в этом смысле понятие эволюции близко по содержанию к понятию развития), включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий эволюции (в узком смысле) и революции. Соответственно термином эволюция обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а революция - коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения - это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения - это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было.



Отношение эволюции и революции выражает закон перехода количественных изменений в качественные. Сложность этого отношения становится очевидной при анализе возникновения чего-либо нового. В самом деле: новое не может возникнуть из ничего, как продукт сверхъестественного творения (см. Креационизм), оно всегда результат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующие состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принципиально иное, чем те состояния, из которых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие неразрешимо, поскольку метафизическое мышление отрывает одну сторону противоречия от другой и абсолютизирует её. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно другому. Развитие рассматривается либо как плоская эволюция (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Такая односторонность особенно вредна при анализе общественного развития, ибо приводит либо к отказу от революционных преобразований общества, либо к левацким идеям о беспредпосылочности «революции», о прямом «революционном» насилии как способе решения всех проблем, об «экспорте революции» (анархизм, маоизм).

Марксистско-ленинская философия понимает развитие как разрешение противоречия, имманентно присущего развивающемуся явлению. Поэтому в нём самом возникает его собственное отрицание, когда создаются все необходимые для этого условия (в ходе эволюции). Однако возникновение нового возможно только как перерыв постепенности, скачок, революция. Поэтому эволюция и революция - необходимые моменты всякого развития: эволюция подготавливает революцию, а революция завершает эволюцию. И наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен. Это относится и социальным революциям.

Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в другом.

Понятия революции и реформы

Как показывает практика общественного развития, основными политическими формами осуществления назревших экономических, социальных, социокультурных изменений являются реформы и революции. Современная политическая наука и социология уделяют немало внимания изучению механизмов, лежащих в основе этих феноменов. Наиболее распространенное определение революции принадлежит С. Хантингтону, который считал ее быстрым, фундаментальным и насильственным изменением доминирующих ценностей и мифов общества, его политических институтов, социальной структуры, лидерства, правительственной деятельности и политики. Реформы - это частичные изменения в отдельных сферах общества, включая и политическую, не затрагивающие его фундаментальных основ.

По мнению классика современной политической философии Ханны Арендт, политические революции - это явление нового времени. До ХVIII века революций в полном значении этого слова не было. Первыми революциями, осуществлявшимися под знаменем свободы, стали по ее мнению, американская и французская революции конца XVIII века. Тогда же термин "революция" приобрел современное значение. Первоначально же он возник в астрономии и означал закономерное, регулярное вращение звезд, не подверженное изменениям и не зависящее от воли человека. В ХVIII столетии, когда слово "революция" было заимствовано политической философией, оно имело смысл, прямо противоположный современному Бойков В. Э. Десятилетие реформ в памяти российского населения // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 5-6. С. 8-13.. Под революциями понимали возвращение к ранее отвергнутому порядку, состоянию, циклическую смену форм правления. Впервые термин "революция" в политическом контексте был использован для обозначения реставрации монархии, последовавшей в результате краха диктатуры Кромвеля и разгона Долгого парламента. Через несколько десятилетий появился широко известный термин "славная революция", под которой современники понимали не свержение королевской власти Стюартов, а, напротив, передачу ее Вильяму и Марии, иными словами, реставрацию принципа монархической власти во всех ее правах и славе. С этого момента термин "революция" стал означать восстановление исконных порядков, утраченных или деформированных из-за деспотизма абсолютистской власти, а немного позднее так обозначали направленные против этой власти социально-политические перевороты.

Возможность альтернативности общественного развития

В отличие от природных закономерностей развития ход истории многовариантен и порой непредсказуем в силу взаимодействия в ней различных трудно учитываемых факторов, особенно субъективных, а также множества разнородных движущих сил.

Люди нередко могут влиять на темпы истории, зачастую избегать ее нежелательных последствий, видоизменять неизбежные события. Народы и нации могут пытаться повторить чужой положительный опыт, действовать по аналогии, но такая попытка редко достигает цели - более того, результат деятельности людей порой прямо противоположен желаемому. В основе исторического развития также лежат объективные законы и тенденции, но их проявление специфично для народов, что дает простор для социотворчества, многообразия путей и форм общественного развития, для его альтернативности.

Возможности альтернативного развития человеческого общества особенно актуальны в условиях глобализирующегося мира. Обозначились две модели глобализации: либеральная и "левая", социально ориентированная. Противники развертывающейся реальной глобализации предлагают в качестве ее специфической формы - регионализацию, которая призвана сдерживать темпы, масштабы и негативные последствия реализуемой западными странами, в первую очередь США, глобализации. Особенно остро проблема выбора путей общественного развития встала перед человечеством в связи с опасными тенденциями манипулирования информацией: от того, кто будет доминировать в информационной сфере, государство или транснациональные корпорации, во многом зависят векторы дальнейшего развития цивилизации.

Пореформенная Россия также находится перед судьбоносным выбором: идти в фарватере американской глобализации или искать свои региональные базовые ценности гражданского общества - вот основные альтернативы ее цивилизационной перспективы.

Понятие культуры и цивилизации Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая. Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства. В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б. Тайлор (1832–1917). В понимании Тайлора, культура – это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры – это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым. Неокантианец Риккерт предлагает рассматривать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие ценности, как истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчеркивает, что культура – это сфера, в которой человек руководствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их пониманием и осознанием. Согласно неокантианству, мир ценностей – это мир долженствования: ценности находятся в сознании, их воплощение в действительность создает культурные блага. Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности – через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, – это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в «безликую массу». Цивилизация, считает Шпенглер, – это эпоха духовного упадка. Многие культурологические концепции доказывают невозможность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации. Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику: вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо разграничить, например, материальное производство от материальной культуры. Первое представляет сам процесс производства материальных благ и воспроизводства общественных отношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство. Конечно, культура и производство связаны друг с другом: в области производства культура характеризует достигнутый человеком технический и технологический уровень, степень внедрения достижений техники и науки в производство. В то время как собственно производство материальных благ – это процесс создания новых потребительных стоимостей.

Типы цивилизаций

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

космогенная;

техногенная или индустриальная;

постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья . Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).

Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной . Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

Современные цивилизации

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному; так, Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4) исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7) африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамериканскую.

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.

Взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, но это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. (Например, эмигрантов из Польши французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.)

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен холодной войны, стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой серией недавних конфликтов: мусульмане - иудеи (Палестина - Израиль), мусульмане - индуисты (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Думается, у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Техногенная цивилизация

Исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества- индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Общественный прогресс в созданных в XVIII--XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями. Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов. Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны.

Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие -- реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ. А в 1917--1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции -- единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Основные понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития. Термины: историческая альтернатива, критерий прогресса.

Проверьте себя

1) Что означает слово «прогресс»? 2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс? 3) В чем заключается противоречивость общественного прогресса? 4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чем состоит их ограниченность? 5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества? 6) Почему пути и формы общественного развития многообразны? 7) В чем смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60--70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию. 2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П. А. Столыпина. Свою оценку аргументируйте. 3. К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483--1540 гг.): «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает»? 4. Подумайте, различается ли отношение двух цитируемых ниже русских философов к идее прогресса. А. И. Герцен (1812--1870 гг.): «Все великое значение наше... в том и состоит, что, пока мы живы... мы все-таки сами, а не куклы, назначенные выстрадать прогресс или воплотить какую-то безумную идею. Гордиться должны мы тем, что мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории». Г. В. Плеханов (1856--1918 гг.): «Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды». Сопоставьте эти высказывания с изложенным в тексте параграфа материалом и, опираясь на исторические знания, выскажите свою точку зрения. 5. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали «варваризацией» общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте. 6. Советский философ М. Мамардашвили (1930--1990 гг.) писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Поработаем с источником

Русский философ Н. А. Бердяев о прогрессе.

Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели -- совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела. Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство. Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем. Вопросы и задания: 1) В чем отличие взглядов на прогресс, представленных в данном документе, от взглядов, изложенных в параграфе? 2) Каково ваше отношение к размышлениям Н. А. Бердяева? 3) Какая из всех точек зрения на прогресс, представленных в материалах параграфа, наиболее привлекательна для вас? 4) Почему название этого параграфа начинается со слова «проблема»?

Об этом спорят

Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Иногда указывают на несовместимость некоторых изменений, каждое из которых признается прогрессивным. Например, рост производства, от которого зависит материальное благополучие населения, и улучшение при этом экологической обстановки, от которой зависит здоровье людей. Или все большее окружение человека различными техническими устройствами, облегчающими его работу и быт, и одновременно -- обогащение духовной жизни, требующее подъема гуманитарной культуры. Опыт ушедшего столетия показал, что названные, как и многие другие прогрессивные, изменения в области науки, техники, экономики, социальных отношений, воспитания и т. д. вместе реализовать не удается. Как быть?