К октябрю 1917 года в Зимнем дворце располагались резиденция Временного правительства и солдатский госпиталь имени цесаревича Алексея.

Утром 25 октября петроградскими большевиками оказались заняты здания телеграфа, телефонной станции, госбанка, а также вокзалы, главная электростанция и продовольственные склады.

Около 11 часов дня Керенский покинул Петроград на автомобиле и отправился в Гатчину, не оставив правительству никаких инструкций. То, что он бежал из Зимнего, переодетый в женское платье – это не более чем миф. Он уехал совершенно открыто и в собственной одежде.

Особоуполномоченным по Петрограду в спешном порядке назначили штатского министра Н.М. Кишкина. Вся надежда была на то, что с фронта подтянутся войска. Кроме того, не было ни боеприпасов, ни продовольствия. Нечем было даже кормить юнкеров Петергофской и Ораниенбаумской школ – основных защитников дворца.

Еще в первой половине дня к ним присоединились женский ударный батальон, батарея Михайловского артиллерийского училища, школа инженерных прапорщиков и казачий отряд. Подтянулись и добровольцы. Но к вечеру ряды защитников Зимнего значительно поредели, так как правительство вело себя очень пассивно и фактически бездействовало, ограничиваясь невнятными воззваниями. Министры оказались в изоляции – была оборвана телефонная связь.

В половине седьмого на Дворцовую площадь прибыли самокатчики из Петропавловской крепости, которые привезли подписанный Антоновым-Овсеенко ультиматум. В нем Временному правительству от имени Военно-революционного комитета предлагалось сдаться под угрозой обстрела.

Вступать в переговоры министры отказались. Однако реально штурм начался лишь после того как на помощь большевикам подоспели несколько тысяч матросов Балтийского флота из Гельсингфорса и Кронштадта. На тот момент Зимний охраняли только 137 ударниц женского батальона смерти, три роты юнкеров и отряд из 40 Георгиевских кавалеров-инвалидов. Число защитников варьировалось примерно от 500 до 700 человек.

Почему Временное правительство в октябре 1917 года защищали только юнкера и женщины? Зачем большевики обстреливали из Петропавловской крепости находящийся в Зимнем дворце солдатский госпиталь? Отчего после его захвата вода в Зимней канавке стала красной? Об этом рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Кантор.

Госпиталь цесаревича Алексея

Широкой публике почти неизвестно, что представлял собой Зимний дворец в октябре 1917 года. Что находилось тогда в бывшей императорской резиденции?

У нас мало кто знает, что еще с октября 1915 года Зимний дворец перестал быть цитаделью русской монархии. Императорская семья переехала в Александровский дворец Царского Села, где и провела следующие два года. А Зимний дворец отдали под военный госпиталь для солдат (и только для солдат), раненных в ходе Первой мировой войны.

Все парадные и церемониальные залы, кроме Большого тронного, превратили в огромные палаты, в которых можно было разместить до 200 человек. При этом в анфиладе залов, выходящих окнами на набережную Невы, находились лежачие больные, которые не могли самостоятельно передвигаться. Госпиталь носил имя цесаревича Алексея, поскольку при его открытии императорская семья дала обет во избавление наследника престола от гемофилии.

Военный госпиталь в Зимнем дворце

Что стало с роскошным убранством дворца и многочисленными предметами искусства?

Все стены помещений, отданных под госпиталь, почти до потолка затянули марлевыми щитами. Что касается сокровищ Зимнего дворца и Эрмитажа, то во время Первой мировой войны значительную их часть эвакуировали.

Кстати, здание дворца тогда было выкрашено не в нынешний зеленый цвет, а в свекольный, как университет в Киеве.

Почему?

Это сделали во время Первой мировой - видимо, решили поэкспериментировать. До этого Зимний дворец какое-то время был серовато-бежевым, хотя изначально он имел голубой цвет, как и большинство других построек Растрелли.

Госпитальные палаты в Зимнем дворце

Помимо огромного госпиталя, что еще размещалось в Зимнем дворце в октябре 1917 года?

С конца марта 1917 года там была резиденция Временного правительства. Это была инициатива Александра Федоровича Керенского, которого после этого в шутку стали именовать Александром Четвертым. Там, разумеется, был огромный аппарат министерств, приемные для просителей и посетителей. Словом - Дом правительства.

Миф о бегстве Керенского

Керенского еще издевательски называли Александрой Федоровной, потому что он якобы жил в покоях бывшей императрицы.

На самом деле нет никаких документов, подтверждающих это. Точно известно, что члены Временного правительства ночевали в Зимнем дворце двое последних суток перед своим арестом в ночь на 26 октября 1917 года (здесь и далее все даты приведены по старому стилю - прим. ). Керенского в последнюю - революционную - ночь среди них тогда уже не было, поскольку еще утром 25 октября он уехал в Гатчину.

Как вы думаете, зачем он это сделал? Ведь это же был явно опрометчивый шаг с его стороны.

Мы должны понимать, какая обстановка к тому времени сложилась в Петрограде. На Петроградский гарнизон положиться было нельзя, поскольку он почти полностью состоял из тыловых частей, которые еще в начале октября Керенский пытался отправить на фронт. Неудивительно, что солдаты не испытывали теплых чувств к Временному правительству и оказались очень восприимчивы к большевистской пропаганде. Матросы Балтийского флота (особенно кронштадтцы) и казаки в большинстве своем были либо на стороне большевиков, либо вообще не понимали, что происходит. Важно помнить: Зимний был отрезан от мира, у него в те двое суток уже не было даже телефонной связи.

Поэтому Керенский утром 25 октября отправился в сторону Гатчины, чтобы призвать в столицу верные войска. То, что он якобы сбежал из Зимнего дворца в женском платье - это выдумка большевиков. Александр Федорович выехал в Гатчину на автомобиле, причем c открытым верхом, и в своей одежде.

То есть это не было похоже на бегство?

Нет, отъезд Керенского не был похож на столь красочно описанное Булгаковым в «Белой гвардии» бегство из Киева в декабре 1918 года украинского гетмана Скоропадского, которого вынесли из его рабочего кабинета на носилках и с забинтованным лицом.

Помните знаменитую картину Георгия Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году», где министр-председатель Временного правительства изображен в платье сестры милосердия? В советское время о женском платье слышали все, но никто не задумывался о том, почему Керенский на картине представлен именно в костюме медсестры.

Дело в том, что даже спустя двадцать лет после тех событий художник помнил о существовании в октябре 1917 года в Зимнем дворце солдатского госпиталя. Поэтому Шегаль постарался вдвойне унизить бывшего главу Российского государства, который якобы сбежал не просто в женской одежде, а в платье сестры милосердия.

Женский ударный батальон на площади перед Зимним дворцом

Пассивная оборона Зимнего

Но тогда откуда вообще возникла эта легенда?

По воспоминаниям сестры милосердия дворцового госпиталя Нины Галаниной, утром 26 октября, уже после взятия Зимнего дворца, большевики срывали бинты у лежачих больных, особенно с челюстно-лицевыми ранениями. Они подозревали, что среди них скрываются министры Временного правительства и защищавшие их юнкера. Я думаю, ноги этого мифа растут оттуда.

Законной власти остались верны лишь юнкера и . Сколько всего их было внутри и снаружи Зимнего дворца, доподлинно неизвестно, - примерно от 500 до 700 человек. Защитники Временного правительства то приходили во дворец, то покидали его по разным причинам.

По каким?

Если верить воспоминаниям очевидцев, уходили в основном по бытовым причинам. Временное правительство было настолько беспомощным, что даже не смогло накормить своих защитников. В самый ответственный момент, вечером 25 октября, женский батальон ушел помыться и поесть. Никакой организованной и продуманной обороны Зимнего дворца не было. И еще - все просто устали ждать.

Юнкера в залах Зимнего дворца готовятся к обороне

Неужели во Временном правительстве не ожидали попытки захвата здания?

Для меня это до сих пор загадка. Гипотетически - ожидали. Ведь в Смольном заседал чрезвычайный съезд Советов, который под давлением небольшой группы радикалов во главе с Лениным и Троцким в ультимативной форме предложил законному Временному правительству сложить свои полномочия. Разумеется, Временное правительство ультиматум отклонило. После этого поздним вечером 25 октября было очевидно, что большевики приступят к активным действиям. Но министры, заседавшие в Зимнем дворце, вели себя пассивно, если не сказать - растерянно.

Стрельба по раненым

Расскажите, как происходил захват Зимнего дворца большевиками. Насколько теперь известно, никакого штурма не было?

Штурма не было, а захват был. Знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна «Октябрь», когда огромная людская лавина несется от арки Главного штаба через Дворцовую площадь к парадным воротам Зимнего, никакого отношения к реальности не имеют.

Кстати, в октябре 1917 года никаких двуглавых орлов на этих воротах уже не было – по распоряжению Керенского все символы Российской империи (в том числе императорские вензеля на фасаде здания) убрали месяцем раньше, после объявления России республикой 1 сентября 1917 года. Никакого штурма не было, был постепенный захват Зимнего дворца большевиками.

Но знаменитый выстрел «Авроры» на самом деле был?

Да, конечно. Единственный выстрел холостым снарядом из орудия №1.

Этот выстрел действительно означал сигнал к началу вооруженного восстания?

27 октября команда «Авроры» (а она была, конечно же, распропагандирована большевиками) выступила в прессе с заявлением для граждан Петрограда. В нем жестким, но немного обиженным тоном сообщалось, что слухи о стрельбе с крейсера боевыми снарядами по Зимнему дворцу являются ложью и провокацией.

Команда крейсера утверждала, что холостой выстрел был произведен только для того, чтобы предупредить все суда невской акватории о «бдительности и готовности».

То есть Зимний дворец в ту ночь вообще никто не обстреливал?

Еще как обстреливали. Настоящими боевыми снарядами по Зимнему дворцу в ночь с 25 на 26 октября стреляли со стороны Петропавловской крепости, гарнизон которой был настроен пробольшевистски. Причем от обстрела больше всех пострадали госпитальные палаты с лежачими ранеными, расположенные в парадных залах, выходящих на Неву. Точное число убитых от этой артиллерийской канонады неизвестно, но как минимум несколько десятков погибших было. Это были первые жертвы.

Но разве в гарнизоне Петропавловской крепости не знали, что они стреляют по госпиталю?

Конечно, знали - о существовании госпиталя много писали газеты всех направлений в течение всего времени его существования. Они стреляли прямо по фасаду Зимнего, нимало не заботясь о том, что там находятся раненые солдаты, причем многие из них в совершенно беспомощном состоянии.

И никого это не смущало?

Риторический вопрос. По воспоминаниям сестер милосердия и выживших солдат, после артобстрела со стороны Невы в дворцовом госпитале возникла дикая паника - никто не знал, кто и почему стреляет и когда все это закончится. Кто мог хоть как-то передвигаться, легли на пол. Стрельба из Петропавловской крепости началась примерно в полночь и продолжалась в течение полутора часов.

Арест Временного правительства

Захват Зимнего дворца большевиками начался только после этого обстрела?

После часа ночи небольшая вооруженная группа (10-12 человек) во главе с Антоновым-Овсеенко проникла внутрь через единственный незапертый и неохраняемый вход в Зимний со стороны Дворцовой площади, который вел в покои императрицы.

Почему никого из защитников дворца там не оказалось, теперь выяснить невозможно - вероятно, про этот подъезд все просто забыли, поскольку эта часть Зимнего дворца давно пустовала. По некоторым данным, здесь должна была находиться одна из рот женского батальона, но поздно вечером 25 октября почти весь ее личный состав покинул свои позиции.

Антонов-Овсеенко и его товарищи поднялись по небольшой узкой лестнице на второй этаж и, естественно, заблудились во множестве абсолютно темных помещений. Около двух часов ночи, услышав чьи-то голоса, они вышли к Малахитовой гостиной и оказались прямо перед дверью Малой столовой, где заседали министры Временного правительства.

Их никто не охранял?

В Малахитовой гостиной должен был находиться пост юнкеров, но там почему-то никого не оказалось. Другой юнкерский пост находился в помещении, примыкавшем к Малой столовой с противоположной стороны.

Юнкера не пытались нейтрализовать отряд Антонова-Овсеенко?

Нет никаких свидетельств, чтобы юнкера хоть как-то включились в эту ситуацию.

Чем это можно объяснить? Может, они просто спали?

Не думаю. Зимний дворец вовсю обстреливали из Петропавловской крепости, поэтому вряд ли в ту ночь кто-нибудь из его обитателей спал. Я могу лишь предположить, что появление вооруженной группы Антонова-Овсеенко стало для всех полной неожиданностью.

Приемная Александра III, куда попал один из снарядов, выпущенных по дворцу из Петропавловской крепости

Возможно, члены Временного правительства во избежание кровопролития попросили юнкеров не оказывать сопротивления, тем более Антонов-Овсеенко гарантировал всем жизнь. Он объявил министров арестованными, после чего их на двух автомобилях увезли в Петропавловскую крепость.

Получается, никакого насилия не было?

В этот момент не было. Но через несколько часов были открыты подъезды со стороны Невы, и Зимний дворец постепенно стал заполняться разной праздношатающейся публикой. После этого там и началась настоящая вакханалия.

Разгром царских погребов

Что вы имеете в виду?

Я уже упоминала о том, что в дворцовом госпитале большевики стали срывать бинты и повязки с лежачих больных. Но другие постояльцы госпиталя, кто мог передвигаться самостоятельно, оказали им достойное сопротивление. По мемуарам очевидцев, первым незваным гостям, ворвавшимся в лечебные помещения, изрядно досталось: их просто спустили с лестниц, причем в качестве средств обороны больные солдаты использовали не только костыли, стулья и табуретки, но и сосуды для отправления естественных нужд.

Символично.

Не без этого…

Правда ли, что после захвата Зимний дворец подвергся настоящему разгрому?

Нет, это преувеличение. Где-то отвинтили дверные ручки, в некоторых местах срезали обои или повредили мебель, что-то по мелочи, конечно, украли. Где-то повредили интерьеры. Жертвами той публики стали портреты Александра III и Николая II: их проткнули штыками. Один - Николая II - хранится теперь в Музее политической истории России, второй - Александра III - по-прежнему в Эрмитаже. Зимний дворец, кстати, пострадал в период между февралем и октябрем 1917 года, когда он фактически превратился в проходной двор.

И. Владимиров. «Взятие Зимнего дворца»

Почему?

Там находились правительственные учреждения, которые посещала самая разнообразная публика. Здание было захламлено и содержалось в крайне небрежном состоянии: об этом есть много архивных свидетельств тех, кто был «обслуживающим персоналом». Некоторый урон внутреннему убранству дворца нанесли и юнкера, использующие предметы интерьера в качестве мишеней.

Зачем они это делали?

Вряд ли это был злонамеренный вандализм - наверное, юнкера так развлекались. Вообще, Зимнему дворцу повезло и, в отличие от Версаля времен , он не очень пострадал в ходе событий 1917 года.

Говорят, что после взятия Зимнего новые хозяева разграбили его винные погреба и нагадили в вазы?

Зимний дворец находился во власти разной праздношатающейся публики ровно сутки. Надо отдать должное большевикам - они смогли быстро навести порядок в здании, объявив его государственным музеем.

Но за эти сутки дворцовые винные погреба действительно были полностью опустошены. Слава богу, значительную часть запасов красного вина успели слить в Зимнюю канавку. Кстати, отсюда родился еще один миф о том, что после штурма вода в канале стала красной от крови. Зимняя канавка действительно стала красной, но не от крови, а от хорошего красного вина. Что касается якобы оскверненных ваз и сосудов, то это тоже миф. Если такие случаи и были, то они носили единичный характер.

«Запирайте этажи, нынче будут грабежи»

Были ли случаи издевательств и расправ над юнкерами и насилия над женщинами?

Про насилие над женщинами я ничего не слышала. Точно могу сказать, что сестер милосердия из госпиталя не тронул никто - это подтверждается воспоминаниями их самих. Что касается юнкеров, то их разоружили и распустили по домам. Расправы и самосуды в те дни были не в Зимнем дворце, а во всем Петрограде.

Как и при любой смуте, в столице сразу же появились вооруженные банды уголовников, с которыми даже большевики поначалу не могли совладать. Они повсюду грабили магазины и банки, врывались в дома горожан и убивали их. Блок не зря писал в то время: «Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! // Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба».

С. Лукин. Свершилось!

Что случилось со зданием Зимнего дворца после Октябрьского переворота?

Я уж говорила, что уже через несколько дней после захвата власти большевики национализировали Зимний дворец и Эрмитаж, устроив там государственный музей. Тогда же они ликвидировали дворцовый госпиталь, а его постояльцев распределили по другим лазаретам столицы.

Как в Петрограде и остальной России отнеслись к смене власти?

Поначалу ее не очень-то и заметили. Не будем забывать, что большевики сразу после Октябрьского переворота объявили себя временной властью только до выборов в Учредительное собрание. Многие считали, что они продержатся еще меньше, чем Временное правительство. Никто тогда и представить не мог, что этот режим продлится в нашей стране вплоть до 1991 года.

На анонсе: Женский ударный батальон на площади перед Зимним дворцом

Любая революция не только пожирает своих детей, но и создает мифы о самой себе. Самый известный миф Октября 1917-го – история про штурм и взятие Зимнего дворца, бывшей резиденции российских императоров, а впоследствии главного офиса Временного правительства

Штурм Зимнего дворца. Худ. Н.М. Кочергин. 1950 год / Fine art Images Legion-Media

Когда революция победила, а недавние подпольщики и политкаторжане заняли начальственные кабинеты, возникла потребность в героизации тех событий, которые привели большевиков к власти. Мифотворчество в трактовке исторических событий – явление неизбежное, это образное восприятие истории, когда правда оказывается перемешана с преувеличениями и художественным вымыслом.

Молодое Советское государство нуждалось в яркой мифологии. В те годы революционные идеи увлекали многих талантливых людей – и потому легенды Октября получились художественно цепкими. Десятилетиями они верой и правдой работали на имидж Страны Советов и ее революционной колыбели. Им удалось показать события петроградской октябрьской ночи гораздо масштабнее и героичнее, чем это было в реальности. Чтобы никто не сомневался: это и есть кульминация мировой истории.

«Которые тут временные?»

О штурме Зимнего дворца в СССР узнавали в раннем детстве. Например, из стихов Сергея Михалкова:

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу.

Эта картинка укоренилась в сознании. Но первым эпическое революционное полотно в стихах создал Владимир Маяковский, именно он стал Гомером Октября. В рубленых строках взятие Зимнего вырастает до масштабов грандиозного противостояния, в котором решались судьбы истории.

И в эту

тишину

раскатившийся всласть

окрепший

над реями рея:

«Которые тут временные?

Слазь!

Кончилось ваше время».

Это строки из поэмы «Хорошо», написанной Маяковским в 1927 году. Столь же масштабно рассказывали о взятии Зимнего школьные учебники истории. Хотя сами участники событий, включая арестованных министров Временного правительства, тогда, в октябре 1917-го, вовсе не считали, что свершилось нечто необратимое, победившим большевикам нужен был яркий символ рождения нового государства, нового мира – и Маяковский сработал мощно. Более сильную романтизацию исторического эпизода трудно представить.

Революция по-режиссерски

В 1939 году художник Павел Соколов-Скаля создал для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно «Штурм Зимнего дворца». Этот сюжет он потом повторил еще в нескольких своих работах / Fine art Images Legion-Media

К концу Гражданской войны вопрос сакрализации новой власти встал особенно остро. В этом смысле рубежным был ноябрь 1920 года, третья годовщина революции. Петроград украсили красными флагами и футуристическими плакатами, но гвоздем программы стало театральное действо, которое устроили в центре города, – своеобразный спектакль под открытым небом, получивший название «Взятие Зимнего дворца». Эту идею с размахом и блестяще воплотил театральный режиссер Николай Евреинов: в праздничной мистерии было занято около 10 тыс. добровольцев-актеров, десятки прожекторов, несколько грузовиков и броневиков. Перед зрителями предстал настоящий театр на местности, охвативший Дворцовую площадь с окрестностями. И – апофеоз революции.

У здания Генерального штаба установили две сценические площадки (одна символизировала арену красных, другая – белых), которые соединял друг с другом мост. Главный герой вражеского логова – Александр Керенский – произносил речи в окружении министров, сановников, юнкеров и экзальтированных дам. Поведение слушателей менялось в зависимости от событий, происходивших на мосту: когда сводка была благоприятна, все кружились в вальсе; когда большевики побеждали, банкиры хватали мешки с написанными на них суммами и в панике убегали. А потом матросы и красногвардейцы атаковали Зимний. Над дворцом взмывало огромное красное знамя, а Керенский в женском платье (еще одна расхожая легенда!) убегал куда-то во тьму. За впечатляющим зрелищем наблюдали тысячи петроградцев.

В одном из журнальных отзывов на грандиозную художественную реконструкцию событий октября 1917 года прозвучала скептическая нота: «Но слышу насмешливый голос стоящего рядом со мной одного из участников Октябрьского переворота. Он говорит, прислушиваясь к неумолкающей трескотне винтовок: «В 17-м пуль выпустили меньше, чем теперь!»». Однако прошло еще несколько лет – и даже участники событий стали верить броским режиссерским версиям… Романтизация оказалась сильнее правдоподобия. Да и не стояла перед Евреиновым такая задача – показать все так, как было. Режиссер превратил революцию в зрелище.

В то полуголодное время актеры трудились за продовольственный паек, а Евреинова за успешную постановку премировали лисьей шубой. Но в 1925-м режиссер покинул Советский Союз, обосновался в Париже. И о его заслугах перед революционной пропагандой в СССР постарались забыть. Впрочем, вскоре у Евреинова нашелся талантливый продолжатель.

Живое творчество массовки

Самый значительный вклад в формирование октябрьского мифа внес кинорежиссер Сергей Эйзенштейн в год 10-летия Октября. Консультантами фильма «Октябрь» стали участники событий Надежда Крупская и Николай Подвойский. Последний даже сыграл сам себя. А в роли Владимира Ленина сняли рабочего металлургического завода из города Лысьва Василия Никандрова, обладавшего удивительным внешним сходством с вождем революции.

Переформатировать отношение к русской революции – такой была главная идеологическая задача, которую Эйзенштейн выполнил как по нотам. Через 10 лет после 1917-го историю сервировали так, как будто не было Февраля и свержения тогда самодержавия. И важнейшей, а то и единственной вехой победы над царизмом становился штурм Зимнего. В итоге у Эйзенштейна революционные массы в гневе разбивают символы царской власти. И мало кто вспоминал, что в октябре 1917 года никаких двуглавых орлов на воротах дворца уже не было. По распоряжению Керенского императорские вензеля убрали вскоре после объявления России республикой 1 (14) сентября 1917 года.

Что ж, об этом предпочли забыть. В массовом сознании утвердилось: 25 октября (7 ноября) канула в прошлое «последняя ночь империи». И министров Временного правительства уже воспринимали как царских чиновников, а не как представителей революционной власти.

Массовка у Эйзенштейна действовала безукоризненно, передавая масштаб события, которое нужно было преподнести как центральное не только в истории страны, но и в судьбе каждого трудящегося. Вожди революции в 1917-м могли только мечтать о столь многочисленных и вышколенных отрядах красногвардейцев и матросов. Режиссер подчеркивал железную волю вождей, которые планомерно вели народ к победе. Конечно, в ночь штурма все было куда более хаотично. А кроме того, пока фильм снимали, политическая обстановка в стране поменялась. Пришлось удалить из киноэпоса некоторых деятелей революции, в частности Льва Троцкого и Владимира Антонова-Овсеенко.

Таким и запомнилось взятие Зимнего миллионам советских граждан – в режиссерской версии. Выразительные эйзенштейновские кадры десятилетиями воспринимались как документальная съемка.

Режиссерам, поэтам, художникам удалось создать масштабную картину рождения нового мира. Яркие образы, ощущение исторической вехи – все это было в художественных интерпретациях Октября. Оставались и крупицы исторической правды. Но лишь крупицы.

Евгений Тростин

Крейсер «Аврора»

Залп «Авроры» возвестил начало новой эры – это считалось непреложной истиной. И хотя моряки крейсера уже на следующий день после штурма Зимнего на страницах газеты «Правда» объяснили, что выстрел был холостым, и в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и в «Хождении по мукам» Алексея Толстого, и во многих других канонических книгах о событиях 1917 года говорилось о прицельном обстреле дворца с борта «Авроры». Ведь это так эффектно: штурм вражеской цитадели при поддержке флота!

Женский батальон

В фильме «Октябрь» Сергея Эйзенштейна была показана капитуляция во время штурма Зимнего женского батальона смерти. Такие подразделения стали формироваться после Февральской революции по предложению старшего унтер-офицера Марии Бочкаревой. Считалось, что появление женских батальонов на передовой поднимет боевой дух армии. В октябре 1917-го один из таких батальонов находился в Петрограде, на защите Зимнего дворца. Этому факту в советское время придавали символическое значение: получалось, что Временное правительство пряталось за спинами женщин. Вот она, самая настоящая агония старого режима! В реальности командир батальона штабс-капитан Александр Лосков сделал все для того, чтобы женщины не приняли участия в противостоянии. Почти весь батальон он вывел из города. На защите Зимнего оставалась лишь одна рота – 137 человек.

Керенский в женском платье

Впервые легенда о том, что министр-председатель Временного правительства Александр Керенский бежал из Зимнего дворца в женском платье, нашла отражение в художественной реконструкции событий Октября театрального режиссера Николая Евреинова в 1920 году. После него это стало общим местом книг, фильмов и даже мультфильмов о революции. На самом деле из Петрограда Керенский уехал еще утром 25 октября (7 ноября), ни от кого не скрываясь, на двух автомобилях (один из которых принадлежал посольству США) в сопровождении адъютантов. Премьер выдвинулся по направлению к Пскову, рассчитывая поднять на борьбу с большевиками верные правительству воинские части. Правда, неделю спустя, когда планы по скорому подавлению большевистского восстания рухнули, он все-таки вынужден был бежать из Гатчины, опасаясь расправы толпы. И вот тогда ему действительно пришлось в целях конспирации переодеться, правда не в женскую одежду, а в матросскую форму.

Стихи и проза революции

Важнейшим из искусств, по определению Владимира Ленина, для советских людей было кино. Однако бессмертный образ Октября создавали не только кинематографисты

Александр Блок

«Двенадцать»

Александр Блок, к удивлению многих своих поклонников, сочувствовал большевикам, верил в очистительную силу радикальных перемен, а пожар революции воспринимал как «мировой оркестр народной души». В январе 1918 года Блок создал поэму «Двенадцать», в которой воспевалась революционная стихия, а в финале красногвардейцев и вовсе «в белом венчике из роз» вел к мечте сам Иисус Христос. Революционная поэма Блока вызвала резкую негативную оценку многих его собратьев по перу – Ивана Бунина, Николая Гумилева, Анны Ахматовой. Но такова была позиция поэта, которую он подтвердил в статье «Интеллигенция и революция» (январь 1918 года): «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

Американский взгляд на Октябрь

Американский журналист Джон Рид был непосредственным свидетелем и участником октябрьских событий. В конце августа 1917 года он прибыл в Петроград как корреспондент журнала The Masses («Массы») и проявил себя как сторонник большевиков. В 1919-м в США Рид опубликовал книгу «Десять дней, которые потрясли мир», посвященную революции в России. Его сочинение высоко оценил Владимир Ленин: «Эту книгу я желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров и переведенной на все языки, так как она дает правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата». Вскоре «Десять дней» вышли на русском языке. В 1919 году Рид стал одним из основателей Коммунистической рабочей партии США. В октябре 1920-го он скончался от сыпного тифа во время очередной поездки в Россию и был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Штурм Зимнего дворца. Худ. В.А. Серов

Картина маслом

Признанным мастером, раскрывающим октябрьскую тему в живописи, стал народный художник СССР Владимир Серов. Он создал картину, которая была растиражирована на плакатах, почтовых конвертах и марках, без которой не обходился ни один учебник по истории и практически ни одна книга, посвященная Октябрьской революции. Сюжет хрестоматийный – «Штурм Зимнего дворца» (1940). Серов изобразил людское море – рабочую гвардию и красных моряков. В его композиции нет вождей восстания – сплошное «живое творчество масс». На этом полотне на ближних подступах к Зимнему развернулось жестокое сражение, чего и близко не было в действительности. Кисти Серова принадлежит и еще одна культовая революционная картина – «Ленин провозглашает советскую власть» (1947). Здесь изображен актовый зал Смольного, электрический свет. Ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю), заседание II Всероссийского съезда Советов. На трибуне – вождь мирового пролетариата. Народ ликует. Известно несколько авторских вариантов этого полотна. Первый Серов создал к 30-летию Октября: за спиной Ленина стояли вполне узнаваемые соратники Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Яков Свердлов. После ХХ съезда КПСС художник написал еще два варианта картины, и оба, разумеется, уже без Сталина.

Судя по ряду признаков, штурм Зимнего дворца в дни Октября - один из распространенных мифов революции.

Вызывает недоумение отсутствие внятного, основанного на фактах, непротиворечивого рассказа об этом событии. Это дает повод думать, что настоящего сражения, сколько-нибудь кровопролитной схватки, отличающей подлинный штурм, не было вовсе.

Примерно полвека назад в киножурнале «Новости дня» (обычно он предварял показ художественных фильмов) прошло сообщение, что обнаружены документальные кадры взятия вооруженными рабочими, солдатами и матросами Зимнего дворца в 1917 году. В какой-то из газет промелькнула заметка об одном из героев тех лет, участнике штурма.

По его словам, он был в рядах красногвардейцев, ринувшихся на Зимний дворец. Они полезли на резные ворота, закрывавшие вход, и распахнули их. Бросились вперед в лучах прожекторов под жестоким огнем юнкеров и женского батальона. Перед ним упал, смертельно раненный, его друг, успев завещать, чтобы сражались до полной победы революции…

А через год или два в сатирическом журнале «Крокодил» была опубликована заметка об этом мифическом участнике штурма. Оказывается, в октябрьские дни он безвылазно находился в Кронштадте в должности писаря. Увидев кадры взятия Зимнего дворца, решил воспользоваться случаем и стал выступать перед детьми и взрослыми со своими «воспоминаниями» об этом событии. Ему устраивали торжественные встречи, вручая подарки.

Дотошный журналист, разоблачивший этого писаря-говоруна, сообщил и о том, что кинокадры взятия Зимнего в действительности являются фрагментом незавершенного художественного фильма «Октябрь» выдающегося режиссера Сергея Эйзенштейна.

Официальная «История СССР. Эпоха социализма» (1958) так освещала события 25 октября. Днем на экстренном заседании Петроградского Совета выступил Ленин со словами:

Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась… Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма.

Была без прений принята предложенная им резолюция, где подчеркивались сплоченность, дисциплина и «полное единодушие, которое проявили массы в этом на редкость бескровном и на редкость успешном восстании».

Произошла ли в действительности революция? В этом правомерно усомниться. Допустимо ли так называть захват вооруженными частями отдельных учреждений и коммуникаций в столице при существующем правительстве? Вот и в упомянутой книге сказано:

В 12 часов дня 25 октября революционные отряды заняли Мариинский дворец, где заседал Предпарламент. К 6 часам вечера полностью был окружен Зимний дворец.

Во избежания кровопролития Военно-революционный комитет предъявил Временному правительству ультиматум - капитулировать в течение 20 минут. Не получив ответа на ультиматум, ВРК дал приказ начать штурм Зимнего. Сигнал к началу штурма был дан холостым выстрелом с крейсера «Аврора». Затем раздался залп орудий из Петропавловской крепости. Армия революции пошла на приступ Зимнего. Завязалась интенсивная перестрелка. Юнкера и "ударники" (в общей сложности их насчитывалось более 1500 человек. - Примеч. составителя ), укрывшись за баррикадами, упорно отстреливались. Однако к ночи началась деморализация гарнизона Зимнего. Во дворец проникли первые отряды солдат революции. Но борьба продолжалась и внутри здания. Нелегко было при бешеном сопротивлении юнкеров овладеть дворцом, имеющим более тысячи комнат и залов.

Глубокой ночью Зимний дворец был взят. Юнкера капитулировали. В 2 часа 10 минут ночи с 25 на 26 октября члены Временного правительства были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. «…»

Время господства буржуазии в России истекло. Наступило время победы революции, время торжества подлинных хозяев страны - рабочих и крестьян. Арестом Временного правительства победоносно завершилось вооруженное восстание в Петрограде. Этот стремительный штурм буржуазной власти, организатором и руководителем которого явилась Коммунистическая партия, представляет собой классический образец победоносного вооруженного восстания.

День 25 октября (7 ноября) 1917 года вошел в историю нашей Родины и во всемирную историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции, день начала новой эры - эры коммунизма».

Итальянский историк Д. Боффа пишет так: «Вечером восставшие рабочие, матросы, солдаты штурмом взяли резиденцию Временного правительства - Зимний дворец - и арестовали министров… Победа большевиков была не только и не столько военно-повстанческой, сколько политической».

Англичанин Э. Карр предпочел не упоминать об этом событии вовсе. Француз Н. Верт, употребив выражение «штурм Зимнего дворца», уточнил, что произошел он поздно ночью «после того, как крейсер "Аврора" сделал несколько холостых выстрелов в сторону дворца… Бои, в которых принимали участие с той и другой стороны не более нескольких сот человек, завершились с минимальными потерями (6 убитых среди обороняющихся, ни одного среди нападающих)».

Если эти цифры верны, то перед нами странные бои и невиданный доселе штурм, при котором нападающие не понесли потерь! Можно подумать, что они просто ворвались всей толпой в здание и задавили некоторых из тех, кто попался им на пути.

Обратимся к гигантскому (по объему) трехтомному труду академика И.И. Минца «История Великого Октября» (1968). Глава «Взятие Зимнего дворца». Использовано слово «взятие» вместо привычного «штурм».

«Генерал для поручений при Керенском Б.А. Левицкий, - пишет Минц, - так характеризовал положение правительства утром 25 октября: "Части, находящиеся в Зимнем дворце, только формально охраняют его, так как активно решили не выступать; в общем, впечатление, как будто Временное правительство находится в столице враждебного государства, закончившего мобилизацию, но не начавшего активных действий"».

По словам академика, на последнем заседании правительства министры сами подняли вопрос о действительности их полномочий «в обстоятельствах текущего момента». А поздно вечером «уже шел штурм Зимнего дворца и раздавались непрерывные пулеметные очереди и орудийный гул».

Вечером восставшие без выстрелов захватили штаб округа и арестовали офицеров. В ответ на ультиматум Военно-революционного комитета Временное правительство отказалось капитулировать, надеясь на подход верных ему войск. Они двигались к Петрограду, но по мере приближения к столице все чаще принимали резолюции о поддержке восстания. Никто не хотел воевать против своих.

Зимний дворец был окружен. Около десяти часов вечера его покинули три сотни казаков. К ним захотели примкнуть юнкеpa. Министры уговорили их остаться. Тем временем в помещения дворца приходили агитаторы и призывали его защитников сдаваться. Укреплялись боевые цепи вокруг Зимнего дворца. В Неву вошли военные корабли, направив на него орудия. Батарея Петропавловской крепости тоже была готова к обстрелу дворца. Под аркой Главного штаба восставшие установили пушки. Руководители этой операции Подвойский, Антонов-Овсеенко и Чудновский получили от Ленина распоряжение об аресте Временного правительства. Начался обстрел дворца.

«Укрывшись за баррикадами, - писал Минц, - юнкера и "ударницы" открыли ответный беглый огонь по атакующим, со всех сторон приближавшимся к Зимнему дворцу… Эта грозная неотвратимость, с которой продвигались вперед восставшие, свидетельствовала о близкой победе революции и неизбежной обреченности сопротивляющихся. Вот атакующие достигли первого подъезда со стороны Эрмитажа, а некоторые смельчаки уже проникли во дворец через подвальные окна. Около полуночи в комлате, расположенной рядом с той, в которой отсиживались члены бывшего правительства, раздался взрыв. Оказалось, что матросы, пробравшись черными внутренними ходами на верхнюю галерею, бросили в нижний коридор бомбу».

А вот свидетельство Подвойского: «Это был героический момент революции, грозный, кровавый, но прекрасный и незабываемый. Во тьме ночи, озаряемые мечущимися молниями выстрелов, со всех прилегающих улиц и из-за ближайших углов, как грозные тени, неслись цепи красногвардейцев, матросов, солдат, спотыкаясь, падая и снова поднимаясь, но ни на секунду не прерывая своего стремительного, подобно урагану, потока».

По словам академика Минца, «распахнув ворота, часть атакующих заполнила двор. Несколько сот человек одновременно ворвались в нижний этаж дворца. Юнкеров стали разоружать. Продвижение по дворцу требовало осторожности, можно было ожидать удара с тыла. Осажденные не раз поговаривали о вылазке и даже в последний момент еще предполагали убедить своих сторонников в городе нанести удар в тыл осаждающим.

История восстаний еще не знала сражения в столь огромном помещении».

Несмотря на то что речь идет об «атакующих», о «молниях выстрелов», падающих и поднимающихся красногвардейцах, сражении в огромном помещении, сведений о жертвах не приводится. Упомянуто о принятых мерах «против расхищения ценностей теми случайными элементами, которые могли проникнуть в занятый дворец».

О том, что сколько-нибудь существенных потерь при «штурме» не было, свидетельствует замечание Минца: «Буржуазные историки усердно извращают самое понятие "восстание". Они приписывают ему в качестве обязательного признака насилие, кровь, жертвы… Но пролетарская революция не рядится в костюмы прошлого… Штурм Зимнего дворца был завершением восстания». Только он не уточняет, можно ли называть штурмом, атакой и сражением холостые выстрелы «Авроры», после чего вооруженные люди без потерь ворвались в помещение, а главной заботой руководителей было расставить в комнатах охрану и не допустить расхищения ценностей…

В докладе комиссара крейсера «Аврора» А.В. Белышева Петроградскому военно-революционному комитету четко изложено то, что происходило с легендарным кораблем. Он был задержан в доке Франко-Русского завода приказом Центробалта для поддержки предстоявшего II Всероссийского съезда советов. Военно-революционный комитет назначил Белышева на крейсер 24 октября. На заседании судового комитета в присутствии командира корабля и офицеров он сообщил, что его приказы и распоряжения должны исполняться беспрекословно. (Как видим, реальная власть была уже в руках комиссара и команды.)

Когда потребовалось ввести корабль в Неву, командир отказался это делать, ссылаясь на недостаточную глубину реки. Белышев приказал измерить фарватер. Оказалось, что «Аврора» может пройти. С этими данными комиссар пришел к командиру и вновь получил отказ. Тогда он приказал арестовать всех офицеров. Было решено самим вести корабль. В последний момент командир все-таки согласился выполнить приказ.

«Весь день 25 октября, - докладывал комиссар, - корабль приводили в боевое состояние… Вечером получено предписание от Военно-революционного комитета - после сигнальных пушечных выстрелов с Петропавловской крепости произвести несколько выстрелов холостых и, смотря по обстоятельствам, если нужно, открыть боевой огонь, к чему прибегать не пришлось, так как Зимний вскоре сдался».

Вот и весь доклад о «сражении».

Комиссар Петроградского полка Л.Д. Ёлкин, принимавший участие в операции, изложил ее кратко: «К вечеру Зимний дворец был окружен революционными войсками. Вечер и ночь - очень темно. Холодно. Резкий ветер. Слышится перестрелка. Глубокой ночью Зимний дворец взят. Министры арестованы».

Вернемся к воспоминаниям Н.И. Подвойского, описывающим завершающие моменты «штурма»:

«Матросы, красногвардейцы, солдаты под пулеметную перекрещивающуюся трескотню волна за волной перехлестывали через баррикады. Вот уже смяли первую линию защитников Зимнего дворца и ворвались в ворота. Двор занят. Ворвались на лестницы. На ступенях схватываются с юнкерами. Опрокидывают их. Бросаются на второй этаж, ломая сопротивление защитников правительства. Рассыпаются. Как ураган, несутся на третий этаж, везде по дороге сметая юнкеров. На узкой извилистой боковой лестнице трудно атаковать. Юнкера отражают первый наш натиск. Но вот и эти защитники Зимнего бросают оружие…»

Упоминание о пулеметной трескотне и сопротивлении защитников дворца вызывает удивление. В таком случае атакующие должны были понести потери. О них - ни слова. Судя по всему, стрельбу вели почти исключительно нападающие главным образом для деморализации противника. Для того же предназначались холостые выстрелы с «Авроры». В воспоминаниях свидетеля тех дней большевика И.Х. Бодякшина: «Крейсер "Аврора" дал два выстрела, и Зимний дворец замолчал».

В телеграмме комиссарам фронтов и армий подполковник Ковалевский сообщал: «Фактическое соотношение сил таково, что до позднего вечера, когда началась осада Зимнего дворца, восстание происходило бескровно. Восставшие снимали правительственные посты без всякого сопротивления. План восстания, несомненно, был заранее разработан и проводился стройно».

По аналогии с холодной войной и психологическим оружием можно сказать, что Октябрьское восстание в Петрограде было «холодным», а его противников подавили морально. 26 октября в разговоре с генерал-квартирмейстером Северного флота Барановским свидетель событий поручик Данилевич сказал: «Все это вышло просто до изумительного».

Итак, захват восставшими Зимнего дворца, так же как других государственных учреждений, называть штурмом нет никаких веских оснований. Не по этой ли причине фильм Эйзенштейна «Октябрь», где как бы восстановлено сражение за дворец, не вышел на экраны страны?

Миф о штурме Зимнего под залпы крейсера «Аврора» призван был демонстрировать героический энтузиазм красногвардейцев, славный апогей вооруженного победоносного Октябрьского восстания.

В этом была своя правда - такая же, как в мифах разных стран и народов, воспевающих героическую эпоху и ее героев. Никто не сомневается, что Троянская война отличалась от ее изображения в «Илиаде». Но это не мешает вновь и вновь возвращаться к бессмертным образам Гомера.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года по старому стилю в Санкт-Петербург произошел военный переворот. Позднее его назовут Великой октябрьской социалистической революцией .

Обычно мы воспринимаем октябрьский переворот по фильму Сергея Эйзенштейна: под пулеметным огнем толпы штурмующих бегут через площадь к Зимнему дворцу, то там, то здесь падают убитые и раненые…Но на самом деле все было не так – успех восстания заключался в том, на чьей стороне оказался петроградский гарнизон и военные части, расквартированные в городе.

Переворот не по сценарию

«Военная история вооруженного Октябрьского восстания еще не написана. Мы знаем о восстании декабристов больше, чем о событиях, которые произошли в 1917 году. О декабристах мы можем точно сказать, что тот или иной полк отправился по этому маршруту, а о Октябрьском восстании – нет» , – рассказывает Кирилл Назаренко , доктор исторических наук.

Представьте себе абсолютно темную Дворцовую площадь. Редкие проблески света выхватывают кровавые стены, создается своеобразный этюд в багровых тонах…

По словам Назаренко, внешне в то время центр Петербурга выглядел по-другому, потому что и Адмиралтейство, и Главный штаб, и Штаб гвардейских войск – все было окрашено в цвет бычьей крови, темно-красный без единой белой детали. Такое колористическое решение было принято при Александре II, в 80-е годы XIX века, отчего Дворцовая площадь многие годы напоминала по своему внешнему виду мясную лавку.

Под аркой главного штаба кучки красногвардейцев, справа, с Миллионной улицы - подходят отряды Павловского полка, слева, со стороны Адмиралтейства, скапливаются моряки Балтийского флота. «Когда над площадью сгустилась темнота, во время штурма дворец не выделялся даже белыми капителями колонн, он совершенно тонул в ночной темноте», – поясняет историк.

Дворцовая площадь была перегорожена поленницей дров высотой 2-3 метра. Сад перед дворцом со стороны Адмиралтейства обнесли высокой оградой. В полной темноте между отрядами бегали посыльные, ведь срочных средств связи, а тем более мобильных телефонов, конечно же, не было. В городе царила полная неразбериха.

Вопреки распространенному мнению, по сигналу «Авроры» не возникло никакого рывка на штурм Зимнего дворца. Сергей Эйзенштейн, которому было важно передать масштаб происходящих событий, как великий режиссер, решил просто изобразить массовую сцену - на самом же деле бежать через площадь было нельзя, потому что она была перекрыта дровами.

«У Джона Рида в его «10 днях, которые потрясли мир» есть такая сцена, когда он с группой восставших выбегает из-под арки Главного штаба, и темнота была такая, что они просто руками наткнулись на поленницу дров, которая окружала Александровскую колонну. Ощупью они ее обогнули и дошли до поленницы, которая возвышалась у фасада Зимнего дворца», – рассказывает Назаренко.

Революция в подарок

Считается, что революцию в октябре 1917 года совершили исключительно большевики, но это не так. Переворотом руководил Военно-революционный комитет, который образовала вовсе не партия большевиков, а Петроградский совет, руководителем которого и был Лев Троцкий.

В состав военно-революционного комитета помимо большевиков, входили левые эсеры и анархисты. Его руководителем стал левый эсер Павел Лазимир. Комитет и руководил всем восстанием. К его началу вся власть в городе по факту перешла к Петроградскому совету. Распоряжения временного правительства никто не воспринимал.

«Нет ничего удивительного, что в такой ситуации сам переворот в ночь с 23 на 24 октября происходил относительно тихо и мирно. Отряды Красной гвардии и матросы Балтийского флота свели мосты, разоружили караулы Временного правительства, взяли под контроль электростанцию, вокзалы, телеграф, телефон и все это – практически без единого выстрела. Временное правительство довольно долго вообще не понимало, что происходит», – объясняет культуролог и писатель Андрей Столяров.

7 ноября или 26 октября по старому стилю весь мир отметит столетие Великой октябрьской социалистической революции. И в этот же день 7 ноября 1917 года Лейба Давидович Бронштейн, более известный как Лев Троцкий, праздновал свой день рождения, ему исполнилось 36 лет.

Вряд ли то, что в этот день в Петрограде победило вооруженное восстание, можно считать совпадением. Да и сам Троцкий считал себя, а не Ленина, истинным вождем пролетарской революции. «День моего рождения совпадает с днем Октябрьской революции. Мистики и пифагорейцы могут из этого делать какие угодно выводы», – писал впоследствии Лев Троцкий.

«Революция могла произойти в любой день, начиная с 15 сентября. Красная гвардия была готова, захват почтовых отделений и других стратегически важных пунктов связи был делом нескольких часов. Но Троцкий хотел сделать для себя подарок. Он понимал, что так его день рождения будут отмечать всегда, пока будет существовать Советский Союз – люди будут ходить на парад, маршировать...И он в этом оказался прав – вплоть до 1991 года мы ежегодно ходили на парады и отмечали его день рождения как государственный праздник» , – считает писатель Александр Мясников .

Кто же был настоящим руководителем вооруженного восстания? Троцкий или же Ленин? Троцкий, безусловно, был блестящий оратор, он умел завести толпу на любое дело, но у него не было партии, опоры в массах. Ленин же был по большому счету кабинетным работником, но у него была партия.

По словам Андрея Столярова, Лев Троцкий и сам понимал этот факт. В июле 1917 года один из его соратников, узнав, что Троцкий намеревается вступить в партию большевиков, воскликнул: «Лев Давидович, но ведь это же политические бандиты!» Троцкий на это ответил: «Я знаю. Но большевики – это сейчас единственная реальная политическая сила».

По мнению многих историков, в России были три великих мемуариста – фальсификатора, которые написали свои мемуары с одной целью: выставить себя с лучшей стороны, вопреки фактам. Это Иван Грозный, Екатерина II и Лев Троцкий, которые описали свой путь к власти настолько ярко, что потом еще несколько столетий историки цитировали их труды как единственно верные. У Льва Троцкого появилась возможность написать свои мемуары тогда, когда он находился в эмиграции, и главной его задачей была дискредитация Сталина и доказательство того, что Сталин у власти – это ошибка и случайность.

Американские связи Троцкого

Какова была истинная роль Льва Троцкого в Октябрьской революции? Большой вклад в создание мифа о том, что вождем революции был именно Троцкий, внес своей книгой «10 дней, которые потрясли мир» американский журналист Джон Рид. Сегодня выясняются некоторые подробности в его загадочной жизни.

«Мы знаем, что этот человек был из очень богатой семьи, получил высшее образование в лучших зарубежных учебных заведениях. И вдруг из этого богатого преуспевающего мальчика Рида делают эдакого революционера. Да, в СМИ появляются его заметки о выступлениях рабочих в Бостоне, затем эти две публикации выпустили отдельной книжкой и все - больше за свою карьеру он так ничего и не написал», – поясняет писатель Александр Мясников.

Известно, что Троцкий перед революцией находился в Америке. Там его принимали на самом высоком уровне, он несколько раз встречался с бароном Ротшильдом, и, по некоторым данным, получил не менее 20 миллионов долларов от банкирского дома Якова Шиффа.

С этими деньгами Троцкий возвращается в Россию для подготовки революции. Самое примечательное, что вместе с ним на том же пароходе в Россию отправляется и Джон Рид. И, как видно, не зря. После июньских событий в Петрограде многие большевики вынуждены были уйти в подполье, а часть из них была арестована. Среди арестованных - и Лев Троцкий. Но происходит удивительная вещь.

В августе 1917 года Джон Рид с группой американцев приезжает в Петроград, и вдруг кто-то под очень большой залог освобождает Льва Троцкого. И когда Троцкий уже совершает революцию - становится народным комиссаром - он при себе тут же создает департамент по борьбе с агитацией, который возглавляет Рид.

Сейчас появились сенсационные данные о том, что Джон Рид, скорее всего, был «двойным агентом» – как Кремля, так и Уолл-стрит. Рид в действительности работал на крупнейшего американского банкира Джона Моргана, и его антикапиталистические статьи поддерживали ценный миф о том, что капиталисты – это непримиримые враги всех революционеров.

Также стало известно о том, что в архивах компартии США найдены свидетельства активного участия Джона Рида в отмывании денег, которые Россия пересылала в Америку. По словам Александра Мясникова, его книга «10 дней, которые потрясли мир» – это и есть отчет о том, как тратились деньги в штабе при Троцком.

Мифы о женском батальоне

Октябрьский переворот отличался полной неразберихой и нестыковками. Дело в том, что опыта боевых действий в городе тогда ни у кого не было – он появился только в ходе второй мировой войны. Поэтому никто не знал, что делать. Современные военные поставили бы пулеметы в окнах дворца, укрепили бы подвальные помещения. Но ничего подобного сделано не было. Иногда штурмующие и защитники дворца в полной темноте стреляли в белый свет как в копеечку. Но в основном шла словесная перепалка.

Штурмующих было по разным подсчетам около 10 тысяч человек, защитников дворца около 2 тысяч. После нескольких ультиматумов часть войск, защищавших дворец покинула его. Ушли юнкера, казаки. Покинули дворец вместе с пушками и воспитанники Михайловского артиллеристского училища. Причем очень характерным примером того, что никто не хотел стрелять, а тем более убивать, служит эпизод с артиллерией при штурме Зимнего.

Одним из главных мифов об Октябрьской революции, является рассказ о переодевании в женское платье и бегство из Зимнего дворца, председателя временного правительства Александра Керенского. На самом деле, Керенский спокойно уехал из Дворца на машине американского посла и ни в какой женский наряд он не переодевался.

К числу мифов о героических защитниках Зимнего дворца, относится и стойкое убеждение многих историков о героинях – ударницах из женского батальона смерти. Пишут, что они были поголовно изнасилованы ворвавшимися матросами и солдатами. Но дело в том, что к моменту штурма ни одной дамы-защитницы во дворце не было, как не было и случаев изнасилования. Они все спокойно покинули дворец задолго до штурма.

«Около 18 часов вокруг Зимнего дворца вспыхнула первая перестрелка. И что обороняющиеся, что осаждающие очень боялись выйти на открытое пространство перед дворцом. Ударниц перестрелка деморализовала, и когда очередной ультиматум отправили, перестрелка прекратилась, они остались ночевать в казармах Павловского полка на Марсовом поле. Их там никто не обижал и даже накормили ужином», – описывает Кирилл Назаренко.

Ошибка морского министра

Легендарный крейсер «Аврора» – судно, чей выстрел из бакового орудия, как раньше писали, «возвестил начало новой эры». «Аврора» действительно произвела выстрел, но он был одиним-единственным и при этом холостым. Дело в том, что тогда почти ни у кого не было часов, часы были предметом роскоши: у солдат и матросов их, конечно, не было.

А вот следы от орудийных выстрелов остались после залпов орудий Петропавловской крепости. Орудия были очень старые, все современное вооружение было на фронте, и поэтому стрельба из крепости велась с риском для жизни.

«Пушки несколько раз стреляли со стороны Петропавловской крепости. Стреляли они по Зимнему дворцу снопом пуль, который ударял в фасад - следы от этого были хорошо заметны на фотографиях 20-х годов. В один из залпов в зал третьего этажа Зимнего дворца со стороны Невы влетел так называемый «стакан» – корпус шрапнельного снаряда. Его принесли на стол Временного правительства, но лучше бы этого не делали, потому что большинство министров снова пришли в шок и трепет, а кто-то пошутил, что это пепельница на стол их преемникам», – рассказывает историк.

В этот момент все взоры штатских министров обратились к морскому министру контр-адмиралу Дмитрию Вердеревскому, который должен был, по их мнению, знать происхождение снаряда.

Но Вердеревский, который по своей морской специальности был штурман, а не артиллерист, сказал: «Это с «Авроры». Так и родился миф о том, что во время штурма «Аврора» стреляла боевыми снарядами. Контр-адмиралу это было простительно, потому что он просто на глаз определил, что по диаметру снаряд мог подходить, хотя артиллерист никогда бы не спутал размер сухопутной пушки из Петропавловской крепости и снаряд «Авроры».

Бескровный переворот

Зимний дворец в то время внутри был совсем не похож на современный. Это был настоящий лабиринт, с кучей перегородок, потайных лестниц. Коридоры заканчивались фанерными перегородками, которые надо было обходить. Именно поэтому временное правительство в течение четырех часов не могли найти. Кроме того, часть дворца была отдана под госпиталь и штурмующие несколько раз возвращались на исходную точку. Отряды блуждали по переходам и никак не могли выйти к комнате, где заседало правительство.

По словам историка Кирилла Назаренко, арестовано оно было лишь в два часа ночи, причем юнкера Павловского училища до последнего стояли, преграждая путь к Белой столовой и слушаясь приказа, – стоять с винтовками на руку. Оружие у них вырвали, так как приказа стрелять не было. Следующей ночью арест прошел бескровно – министров задержали и отправили в Петропавловскую крепость, откуда впоследствии их выпустили под расписку, а утром дворец оставили.

Петроградские обыватели восприняли октябрьский переворот на удивление спокойно. В их жизни ничего не изменилось. Точно так же ходили трамваи, по набережным фланировали группы хорошо одетых людей, работали магазины и кинотеатры. Все уже привыкли к смене правительств и считали, что это очередная временная власть, и что надо дождаться созыва учредительного собрания, которое все расставит на свои места. Тем более, что сам переворот произошел на удивление бескровно.

На утро толпы обывателей стали сходиться к Зимнему дворцу, потому что по городу пошли слухи, что дворец сгорел, а Александровская колонна треснула и рухнула. Пошли смотреть на пенек Александровской колонны, но все, на их удивление, оказалось в порядке.

Полная версия выпуска «Штурм Зимнего дворца» доступна по ссылке .

Новые выпуски программы «Секретные материалы» смотрите в эфире телеканала «МИР» каждую пятницу в 16:15, а также читайте на сайте информационного портала «МИР 24».