«Коллективный пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» с элементами драматизации» (старшая группа)

воспитатель I – ой квалификационной категории,

ЛГ МАДОУ ДСКВ № 10 «Белочка», г. Лангепас, ХМАО.

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности.

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, продолжать обучать пересказу прослушанного текста, развивать связную речь.

Задачи

Кррекционно – образовательные:

1. Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста.

2. Расширять и активизировать в речи детей словарь на тему «Весна».

3. Продолжать учить детей использовать готовые опорные картинки для соблюдения логической последовательности при пересказе текста.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Развивать интонационную выразительность.

Воспитательные:

1. Продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно слушать сверстников и педагогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Музыка»

Материалы : сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.

Словарная работа : названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.), покосолапил.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Методические приемы :

* наглядные методы : рассматривание иллюстраций к сказке, опорные сигнальные картинки.

* словесные методы : чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки.

* практические методы : драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Предварительная работа : знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

Воспитатель:

Дети, а как шумит весна?

Ответы детей

Воспитатель:

Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).

Какие звуки вы слышали?

Ответы детей.

Речевое упражнение «Скажи иначе»:

Воспитатель: СОЛНЦЕ СИЯЕТ, как можно еще сказать?

Ответы детей : СВЕРКАЕТ, ЛАСКАЕТ, ПРИПЕКАЕТ, РАДУЕТ, ПРИЖИГАЕТ.

Воспитатель: СНЕГ ПРОСЕДАЕТ.

Дети : ЧЕРНЕЕТ, ТАЕТ, ОСЕДАЕТ.

Воспитатель : ВОДА БЕЖИТ.

Дети : ТЕЧЕТ, ЖУРЧИТ, КАПАЕТ, СОЧИТСЯ.

ПТИЦЫ - ПОЮТ, ЧИРИКАЮТ, ЩЕБЕЧУТ.

СЛЯКОТЬ - СОЧИТСЯ.

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»

Чтение сказки.

Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Беседа по прочитанной сказке:

Вопросы воспитателя : Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Отчего проснулся медведь?

Кого ругал медведь и как?

Как отвечала вода?

После каждого ответа детей воспитателем зачитывается фрагмент из сказки.

Повторное чтение с установкой на запоминание, и одновременное озвучивание опорных картинок. Работа с опорными картинками.

Динамическая пауза : упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой снега, воды, медведя, солнца).

Драматизация сказки.

Итог занятия.

Воспитатель : Чем мы занимались на занятии?

Что нового вы узнали?

Какие новые слова вам сегодня встречались?

Кто со своей ролью справился лучше всех?

Выслушать ответы детей.


Цель : продолжать обучать последовательному и подробному пересказу прослушанного текста с опорой на модели.

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста.
  2. Расширять и активизировать в речи детей словарь на тему «Весна».
  3. Продолжать учить детей логической последовательности при пересказе текста с опорой на модели.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать память, внимание, творческие способности.
  3. Развивать интонационную выразительность.

Воспитательные:

Продолжать формировать умение слушать сверстников и педагога.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы : сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.

Словарная работа : названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.), покосолапил.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Методические приемы :

Наглядные методы: рассматривание иллюстрации к сказке, опорные модели;

Словесные методы: чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки;

Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Предварительная работа : знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Чья проталина», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Ход занятия :

Воспитатель: Друзья, наш разговор я хочу начать с чтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима не даром злиться». Послушайте и ответьте: Почему именно это стихотворение было мною выбрано для прочтения?

Воспитатель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Воспитатель:

Как вы думаете почему я прочитала это стихотворение? Ответы детей.

Какие еще приметы весны вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру « Скажи по-другому»

Речевое упражнение «Скажи по-другому» :

Воспитатель: СОЛНЦЕ СИЯЕТ, как можно еще сказать?

Ответы детей: СВЕРКАЕТ, ЛАСКАЕТ, ПРИПЕКАЕТ, РАДУЕТ, ПРИЖИГАЕТ.

Воспитатель: СНЕГ ПРОСЕДАЕТ.

Дети: ЧЕРНЕЕТ, ТАЕТ, ОСЕДАЕТ.

Воспитатель: ВОДА БЕЖИТ.

Дети: ТЕЧЕТ, ЖУРЧИТ, КАПАЕТ, СОЧИТСЯ.

Воспитатель: ПТИЦЫ - ПОЮТ.

Дети: ЧИРИКАЮТ, ЩЕБЕЧУТ.

Воспитатель: Что такое СЛЯКОТЬ? Объясните высказывание: СЛЯКОТЬ СОЧИТСЯ.

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Медведь и солнце». Мы с вами будем ее пересказывать, используя модели.

Воспитатель: Я хочу рассказать немного об этом замечательном писателе. Посмотрите на его портрет. Еще со второго класса Николай, который тогда жил в области города Санкт -Петербурга, любил ходить по самым дальним уголкам лесных парков. Наблюдать за жизнью леса и его обитателей. Читал много книг о животных и записывал свои наблюдения и впечатления в дневник. Потом, используя эти записи, он написал более 60 книг о природе и ее обитателях. Предлагаю вам вспомнить сказки о животных. Поможет нам вспомнить наша выставка книг.

Какие же произведения о животных можно назвать сказами?

Ответы детей.

И сейчас мы начнем слушать сказку и будем ее пересказывать, используя модели, рассмотрите их и определите какие подходят к образам главных героев. Ответы детей.

Чтение сказки:

Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

− Не я, Медведюшко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Беседа по прочитанной сказке. Вопросы воспитателя с расстановкой моделей:

Кто главные герои, и какими моделями мы их обозначим? ответы детей

Отчего проснулся медведь?

Кого ругал медведь?

Что отвечала вода?

Как разговаривал со снегом?

Как отвечал снег?

Как ругал солнце?

Какими словами заканчивается сказка?

После каждого ответа детей воспитателем зачитывается фрагмент из сказки.

Динамическая пауза: упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой снега, воды, медведя, солнца: заругался, испугалась, зажурчала, сияет, покосолапил).


Повторное чтение с установкой на запоминание.

Драматизация сказки.


Итог занятия.

Воспитатель: Чем мы занимались на занятии? Понравилась вам игра актеров? Поблагодарим наших юных актеров за интересный маленький спектакль.

Выслушать ответы детей.

Конспект урока

Н. Сладков «медведь и солнце».

Цель

Задачи

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной выразительности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора ; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;развиватьумение выразительного чтения и чтения по ролям, развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Методы и формы обучения

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога .

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях, работа в парах , в группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Организационная структура урока

I .

Организационный момент.

II .

Актуализация знаний. Постановка темы урока.

III .

Открытие новых знаний.

Закрепление новых знаний.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VII .

Домашнее задание.

Приветствие обучающихся.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Я прошу вас подойти ко мне и стать в круг. Давайте пожелаем друг другу добра и удачи.

Учащиеся кладут ладошку на ладошку соседа и произносят: « Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу » .

Сегодня у вас будет необычный урок чтения, вместо отметок вы будете получать бонусы. Бонусы будет получать каждый, кто будет отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, доказывать его.

Загадки

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова? (Весна)

(у ребят конверты с такими же словами) Откройте конверты со словами.

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. (один ученик у доски)

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о весне. Познакомимся с новым произведением и узнаем, что такое план произведения.

1.Знакомство с писателем.

Мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Медведь и Солнце»

Появляется портрет писателя

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал произведения, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Ребята, в каком жанре мог писать писатель? (Что может писать писатель?) (предположения детей – рассказы, сказки, стихи, басни, пьесы, загадки, пословицы, поговорки)

Произведение, с которым мы познакомимся называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

(предположения детей – о животных, о природе, о путешествии, о приключениях, о дружбе, о вражде, о желании жить)

Чтобы точно узнать это, нам нужно прочитать произведение.

2.Первичное восприятие текста. Читает учитель. (Уч. стр. 4)

3.Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Какое это произведение по жанру? (сказка)

Почему вы так думаете?

О чём это произведение?

Н.И. Сладков написал более 60 книг. В своих произведениях он учит ценить и любить красоту природы.

Хочешь увидеть - стань невидим.

Хочешь услышать - стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись.

Такими словами выражал своё отношение к природе писатель.

На выставке вы видите лишь некоторые из книг. Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.

Что запомнилось в сказке?

Назовите героев этой сказки. (Медведь, вода, снег, солнце)

4. Подготовка к чтению учащихся. (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово « Покосолапил»? ( косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

5.Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)

Кто является главным героем сказки? (медведь)

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.) Картинку на доску

Именно вокруг медведя и происходят события в сказке.

Кто же разбудил медведя?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке? (штаны у медведя)

Какими представляете штаны медведя?

Действительно у медведя есть штаны?

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег?

Почему? (стало мокро, неуютно , неприятно и он рассердился.)

6. Характеристика образов произведения.

(в классе везде слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый,

ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, по классу развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова. (учащиеся ходят, читают, выбирают)

рявкнул, проворчал) Слова развешены по классу, ученики называют их,

разыскивают и прикрепляют на магнитную доску рядом с картинкой медведя.

Каким одним словом их можно заменить? (Сказал).

Что они вам помогают понять? (Медведь не рад весне, недоволен, сердит).

А на кого сердит медведь? (вода, снег, солнце)

Ребята, у вас на столах карточки со словами. Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь. (на доске ученик)

7. Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять?(испугалась, зажурчала тихим голосом)

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву В)

На кого медведь взревел? (на снег)

Почему вы так думаете? (испугался, побелел, заскрипел с перепугу)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого? (испугались Медведя)

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

На что указывают выделенные слова в тексте? (Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.)

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

(Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.)

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

А теперь достаньте картинки. Расположите их в нужном порядке. (один ученик на магнитной доске, один – на компьютере)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь накартинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

1. Работа в группах

Разделите роли, прочитайте по ролям.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Покажите при чтении, как герои сказки относятся к происходящему.

2.Оценивание чтения самими учащимися.

Ребята, посмотрите, сколько бонусов каждый из вас заработал за урок. Вы заберёте их, покажете своему учителю и получите взамен отметку.

Что интересного мы делали сегодня на уроке? (читать по ролям, передавать характер героя при чтении, составлять план текста)

Какие результаты у нас получились? (распределили слова героев, составили картинный и словесный план текста)

Где можно применить полученные данные? (составлять план текстов разных жанров)

Что у вас на уроке хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку. (Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки. (Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!

Включить учащихся в деятельность на личностном уровне.

Выявить изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, обобщить их.

Зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении учебного действия.

Проверка гипотез, предположений, выдвинутых учащимися. Обоснование или опровержение гипотез, Приведение аргументов «за» или «против».

Характеристика персонажей произведения.

Определение характера чтения по ролям.

Знакомство с новыми понятиями.

Усвоение способов деятельности путём применения информации в упражнениях.

Оценка деятельности обучающихся.

Определение уровня достижения поставленной цели урока.

Психологический тренинг.

Словесный – беседа, диалог. Иллюстративный.

Работа в парах.

Частично проблемно-поисковый.

Проблемный диалог. Знако-символическое моделирование

Постановка учебной проблемы.

Поиск решения.

Рассказ учителя.

Работа с книгой – хоровое чтение.

Беседа.

Работа с книгой – самостоятельное чтение.

Беседа.

Работа с книгой – работа с информацией.

Беседа.

Работа с книгой – выборочное чтение.

Работа в тетради.

Беседа.

Работа в группах.

Работа с книгой –чтение по ролям.

Определение критерий оценивания учащихся самими учащимися.

Беседа, диалог.

Дифференцированный подход – разноуровневые задания.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: « Медведь и солнце» Н.И.Сладков.

Пересказ сказки.

Цель: Познакомить детей с новым произведением. Развивать связную речь детей, мышление, память. Продолжать учить детей пересказывать сказки близко к тексту. Закреплять умение детей строить правильно предложения при пересказе. Воспитывать любовь к художественной литературе, интерес и любовь к природе, чувство юмора. Воспитывать культуру общения, умение внимательно слушать товарищей.

Словарная работа: берлога, слякоть.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку: «На лице цветёт – от радости растёт»

Давайте улыбнёмся и начнём наше занятие.

Скажите мне, какое сейчас время года?

Светает рано по утрам

Весь снег растаял тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?

После холодной зимы пришла к нам долгожданная весна. Сегодня мы поговорим об этом красивом времени года.

А хорошо ли вы знаете приметы весны?

Давайте проверим.

Что весной капает и звенит? (капель)

Что весной бежит и журчит? (ручей)

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что весной лёгкое, белое, пушистое? (облака)

Что весной светит, греет и припекает? (солнце)

Да, действительно, весной солнышко уже не только светит, но и греет.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Медведь и солнце». Написал её известный детский писатель Николай Иванович Сладков. Он писал рассказы и сказки о природе, о животных.

Н.И.Сладков очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые мы с вами читаем. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

1.Чтение рассказа.

Сейчас я прочитаю сказку Н.Сладкова « Медведь и солнце».

2. Словарная работа :

берлога- место зимней лежки медведя.

слякоть -жидкая грязь на земле, дороге от дождя или мокрого снега.

3. Беседа по прочитанному.

Понравилась вам сказка?

Эта сказка грустная или смешная? Почему?(Медведь штаны промочил и сердиться)

Каким вы представляете себе медведя?(Лохматый, большой, косолапый, сердитый, голодный, ворчливый, мокрый).

Что случилось в берлоге у медведя?

Как медведь сердился на воду?

Как она оправдывалась?

Как снег оправдывался?

Почему медведь не смог наказать солнце?

4. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Чтение сказки второй раз.

6. Инсценировка сказки.

7. Игра « Скажи ласково».

Весна- это радостное время. Весной хочется говорить только ласковые слова. Сейчас мы поиграем в игру.

Я говорю солнце , а вы ласково - солнышко.

Приветствие обучающихся.

– Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Я прошу вас подойти ко мне и стать в круг. Давайте пожелаем друг другу добра и удачи.

Учащиеся кладут ладошку на ладошку соседа и произносят: « Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу » .

Сегодня у вас будет необычный урок чтения, вместо отметок вы будете получать бонусы. Бонусы будет получать каждый, кто будет отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, доказывать его.

Загадки

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова? (Весна)

(у ребят конверты с такими же словами) Откройте конверты со словами.

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. (один ученик у доски)

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о весне. Познакомимся с новым произведением и узнаем, что такое план произведения.

1.Знакомство с писателем.

Мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Медведь и Солнце»

Появляется портрет писателя

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал произведения, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Ребята, в каком жанре мог писать писатель? (Что может писать писатель?) (предположения детей – рассказы, сказки, стихи, басни, пьесы, загадки, пословицы, поговорки)

Произведение, с которым мы познакомимся называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

(предположения детей – о животных, о природе, о путешествии, о приключениях, о дружбе, о вражде, о желании жить)

Чтобы точно узнать это, нам нужно прочитать произведение.

2.Первичное восприятие текста. Читает учитель. (Уч. стр. 4)

3.Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Какое это произведение по жанру? (сказка)

Почему вы так думаете?

О чём это произведение?

Н.И. Сладков написал более 60 книг. В своих произведениях он учит ценить и любить красоту природы.

Хочешь увидеть - стань невидим.

Хочешь услышать - стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись.

Такими словами выражал своё отношение к природе писатель.

На выставке вы видите лишь некоторые из книг. Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.

Что запомнилось в сказке?

Назовите героев этой сказки. (Медведь, вода, снег, солнце)

4. Подготовка к чтению учащихся. (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ – СОХ ЛА – ПЕРЕ СОХЛА

РУГАЛ – РУГАЛ СЯ – ЗА РУГАЛСЯ

РЁВ – РЕВ ЕЛ – ВЗ РЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП – СКРИП ЕЛ – ЗА СКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово « Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧ ЕГО

5.Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)

Кто является главным героем сказки? (медведь)

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.) Ка ртинку на доску

Именно вокруг медведя и происходят события в сказке.

Кто же разбудил медведя?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке? (штаны у медведя)

Какими представляете штаны медведя?

Действительно у медведя есть штаны?

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег?

Почему? (стало мокро, неуютно , неприятно и он рассердился.)

6. Характеристика образов произведения.

(в классе везде слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый,

Ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, по классу развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова. (учащиеся ходят, читают, выбирают)

Рявкнул, проворчал) Слова развешены по классу, ученики называют их,

Разыскивают и прикрепляют на магнитную доску рядом с картинкой медведя.

Каким одним словом их можно заменить? (Сказал).

А как лучше?

Что они вам помогают понять? (Медведь не рад весне, недоволен, сердит).

А на кого сердит медведь? (вода, снег, солнце)

Ребята, у вас на столах карточки со словами. Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь. (на доске ученик)

7. Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять? (испугалась, зажурчала тихим голосом)

Отметьте слова Воды в тетради. (написать букву В)

На кого медведь взревел? (на снег)

Почему вы так думаете? (испугался, побелел, заскрипел с перепугу)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого? (испугались Медведя)

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

На что указывают выделенные слова в тексте? (Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.)

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

(Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.)

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

А теперь достаньте картинки. Расположите их в нужном порядке. (один ученик на магнитной доске, один – на компьютере)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь накартинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

1. Работа в группах

Разделите роли, прочитайте по ролям.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Покажите при чтении, как герои сказки относятся к происходящему.

2.Оценивание чтения самими учащимися.

Ребята, посмотрите, сколько бонусов каждый из вас заработал за урок. Вы заберёте их, покажете своему учителю и получите взамен отметку.

Что интересного мы делали сегодня на уроке? (читать по ролям, передавать характер героя при чтении, составлять план текста)

Какие результаты у нас получились? (распределили слова героев, составили картинный и словесный план текста)

Где можно применить полученные данные? (составлять план текстов разных жанров)

Что у вас на уроке хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку. (Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки. (Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!