«Искусство и его виды» - Скульптура, Декоративно- прикладное, Станковую. Фотография. ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. АРХИТЕКТУРА - искусство: - проектирования и строительства зданий; и - создания художественно выразительных ансамблей.

«Искусство XX века» - Севильский натюрморт. Абстракционизм -. Конь + Всадник + Дом. Смысл ночи. В. Шкловский. Умберто БОЧЧОНИ. Художники: П. Мондриан Ф. Купка В.Кандинсий. Открытая книга К Парнасу. Художники: С. Дали Ж. Миро М. Эрнста Ж. Арра. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Розовая комната.

«Искусство и культура» - В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Мировая. Материальная. Искусство слова (литература). Искусство звука (музыка).

«Искусство XX века» - Василий Васильевич Кандинский. К. Малевич. Футуризм. футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Кандинский Импровизация №31, 1913. Купание красного коня. В. Кандинский Дамы в кринолинах. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. В. Кандинский Импровизация №31, 1913.

«Кубанские казаки» - По штандартам. Атака. Казачество в наше время. Казаки в Бельгии. Со старшинством с 5октября 1904г. На Рождество колядовали, по домам ходили ряженые, пели обрядовые песни. Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. Посвящение в казаки. Травм и повреждений не получил. Участвовал компании 1877 - 1878г. Красная).

Текстовый материал для сопровождения презентации

« Декоративно-прикладное искусство» 5 класс

Слайд №1

Тема презентации « Декоративно-прикладное искусство»

Слайд №2

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Его название происходит от лат. decoro - украшаю , а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.

Слайд №3

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремёсел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл и др.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства нашей страны.

Вышивка- самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными и сквозными швами. Сегодня большое распространение получила вышивка крестом, гладью, лентами, бисером.

Слайд №4

Вязание и кружевоплетение- старинные виды художественного творчества. Вязать можно на спицах и крючком из различной пряжи. Вяжут самые разнообразные изделия: платки, шапки, шарфы, варежки, носки, свитера и другие вещи. Гордость России- оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII веке.

Кружева называют «застывшими красками северной зимы».

Кружевоплетением стали заниматься в России в XVI –XVII в. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Вологодской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома- скатерти, салфетки, дорожки, а для модниц- блузы, воротники, жилеты, шарфы и т. д.

Слайд №5

Роспись по дереву- старинный русский народный промысел.

Хохломская роспись-это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой , вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.

Другой вид росписи по дереву-городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной обводкой по чистому деревянному фону.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Слайд №6

Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно- с XX в. и завоевала большую популярность.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска, который наносят специальными инструментами на ткань, а затем наносится соответствующая ткани краска.

Слайд №7

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремёсел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия-очень трудоёмкий процесс.

Слайд №8

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением (домотканое полотно). Ткачество более сложным переплетением с использованием цветных ниток называлось узорным. Таким способом ткали пояса, ленты, дорожки, ленты, элементы одежды.

Слайд №9

Искусство лоскутного шитья известно народам мира с давних пор.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.

Интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России».

Источником вдохновения для создания коллекции одежды для игр в Сочи послужил образ лоскутного одеяла.

При создании коллекции были использованы национальные орнаменты России, которые, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый и одновременно гармоничный узор на куртках и футболках.

Слайд №10

Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Слайд №11

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (г. Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани) и других умельцев.

Слайд №12

На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Слайд №13

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым.

Слайд №14

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска и многие другие.

Слайд №15

Краснодарский государственный историко-археологический

музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына-один из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Справка Е. Д Фелицын - историк, краевед, зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа.

Слайды № 16- 19 знакомят учащихся с музейными экспонатами, отражающими различные виды декоративно- прикладного искусства Кубани.

Слайд № 20

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником его лучших традиций. Кубань богата народными умельцами. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам народного декоративно-прикладного искусства постоянно растёт.



Основные виды декоративно-прикладного творчества

Народные промыслы Кубани

Карта Краснодарского края


Ремесла Кубани

  • Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;

  • Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;

  • Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;

  • Резьба по дереву;

  • Ковань;

  • Роспись.


Керамика

В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.


Керамика



Керамика

Макитра

для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.


Гончарная посуда



Текстиль

Вышивка.

Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль

Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Текстиль

Ткачество.

На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение

Плетение из лозы

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.


Плетение из соломы



Плетение из лозы


Ковань

Кузнечное дело

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.


Ковань



Художественная роспись

Роспись.

Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.


Цели и задачи урока: Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям












Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены нанося на них аккуратным слоем глину.


Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины..


Строительство саманных домов Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены










Проверь себя 1. Когда была основана станица? Сколько лет мы отметили в этом году? 2. Какую часть края заселяли казаки черноморцы? 3. Где обосновались линейные казаки? 4. Какие строили хаты? Застройка усадьбы – подворья. 5. Какой строительный материал использовали? 6. Опишите внутреннее устройство в казачьей хате. 7. Чем дома линейцев отличались от хат черноморцев? 8. Как стали называть с 1842 г. кубанские поселения?





Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ

(ВЫШИВКА РУШНИКОВ)

В настоящее время в нашем образовании происходит процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главнаяцель, состоит в том, чтобы привить художественные и эстетические ценности старшего поколения молодежи. Особую остроту приобретает воспитание на традициях, обычаях и культуре кубанских казаков. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками.

Традиционная культура кубанских казаков всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций, обычаев.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного искусства кубанских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого казачки вышивали специальные узоры или орнамент. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельем.

Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Любили казачки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

Рушники служили в качестве подарка ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами молодым вступающих в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно.

Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха, украшали свадебный поезд, но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда.

При вышивании имелись свои правила, которые строго соблюдались. Нельзя было украшать рушник мережками, считалось, что жизнь будет дырявой. Вышивать свадебный рушникночью не разрешалось, так как в это время суток вышивают только магические вещи. Казачка вышивать рушник так чтоб он был чистым и аккуратным с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога. Рушник – это дорога жизни считали на Кубани, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках обязательно вышивали пары птиц, не вышивали кукушек – вдовий символ, соловей – символ неженатых парней, чтобы муж не изменял. Все размеры ширина, длина должны делиться на семь. Центр обязательно должен оставаться пустым, без вышивки считалось Божье место. Становясь на рушник, молодые получали благословение свыше. После свадьбы свадебный рушник хранили, как символ счастливой семейной жизни его скручивали в трубочку, чтобы нечистая сила ходила по кругу. Свадебный рушник под ноги использовался один раз. Если семейная жизнь была, счастливой в наследство передавали, только узор, рушник вышивался новый. По старинным обычаям рушники напрокат не брали.

В доме у казаков имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это были рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – растительный орнамент. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

Вышивка помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась у казаков как оберег, поэтому в домах присутствовали вышитые изделия.

Заявка на участие

в конференции «Образование и наука XXI века»

1. Мальцева Людмила Валентиновна

2. Тема «Декоративно-прикладное искусство Кубани (вышивка)»

3. Доктор педагогических наук, профессор

4. место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна