Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.


С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели г. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, все сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Перейдем к самому трудному вопросу, к вопросу об этнической принадлежности племен - создателей и носителей рассматриваемой культуры. Известнейшие исследователи высказывали мысль о древнеадыгской основе майкопской культуры. «На основании тщательного анализа археологических памятников, - писал Е. И. Крупнов, - данных этнографии и языкознания можно высказать мнение о том, что древние культуры края являлись материальным отражением того сложного состава местного этнического субстрата, который и являлся глубокой основой для будущего формирования адыго-черкесо-кабардинского массива Кавказа». В одной из работ В. И. Марковин отмечал, что «со II тыс. до н. э., несмотря на довольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже греческое воздействие, и до самого последнего времени на территории Западного Кавказа (по археологическим материалам) не ощущается существенной смены населения».

Занятия племен Майкопской культуры. Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота, наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита, морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На поселениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде поселений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура - археологическая культура, представленная в IV - начале III тысячелетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые поселения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. Если памятники Дагестана представляют собой локальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности поселение Луговое, имеют синкретический характер. С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового поселения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спине, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории поселения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом поселении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из основных признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению – пеласгам и родственным им племенам.

К общим признакам «куро-араксской» культуры относятся:

1) заселение городища скученными круглыми жилищами;

2) определенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

4) так называемые «рапиры»; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелетие;

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

7) кремация.

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Время существования: середина - вторая половина III тыс. до н.э.

Ареал распространения: Северо-западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия. Район реки Белая. От Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке.

Описание: Известно несколько десятков майкопских поселений: Мешоко, Хаджох у г.Кисловодска, Скала, Ясенова Поляна, Нальчинское, Долинское. Пещерные поселения: Воронцовская пещера и другие. Многи поселения укреплены. Жилища представляют собой карскасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу на площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Орудия труда представлены каменными топорами зернотерками, терочниками, клиновидными топорами, долотами, отбойниками, отжимниками, вкладышевыми пластинами проколками, костяными рыболовными крючками, глиняными пряслицами, сделанными из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений - каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки. Предметы майкопской культуры известны из курганов около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет, у Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада, состоящего из серебряного сосуда, серебряных фигурок быка и антилопы, золотой головки льва, золотых височных колец и других предметов.

Захоронения: Майкопский курган: огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью была разделена деревянной перегородкой на три части. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины, голову которого украшала золотая диадема, и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахин были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. Среди серебряных сосудов особенно интересны два, украшенные чеканкой: на поверхности одного из них изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящего на горе медведя. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен родоплеменной вождь.

Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальными являются каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В подавляющем большинстве курганов умершие погребены в скорченном положении на боку, головами преимущественно в южном направлении.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар-хео-ло-гическая куль-ту-ра ран-не-го брон-зо-во-го ве-ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер-ри-то-рии рав-нин и пред-го-рий западной и центральной час-ти Северного Кав-ка-за и Пред-кав-ка-зья.

За-ни-ма-ет бас-сей-ны Ку-ба-ни, Верх-ней Ку-мы, Верх-не-го и Среднего Те-ре-ка, при-ле-гаю-щие рай-оны Чер-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья (от Та-ма-ни до современного города Но-во-рос-сийск) и сте-пей современного Став-ро-поль-ско-го края (еди-нич-ные па-мят-ни-ки из-вест-ны до Ниж-не-го До-на и современной Кал-мы-кии - так называемый степ-ной Май-коп); отдельные на-ход-ки - от Северного При-чер-но-мо-рья до Кас-пий-ско-го мо-ря. На се-ве-ро-вос-то-ке аре-ал майкопской культуры пе-ре-се-ка-ет-ся с зо-ной энео-ли-ти-чес-ких степ-ных куль-тур-ных групп, близ-ких к ран-не-му эта-пу ям-ной куль-ту-ры, на юго-вос-то-ке - с ку-ро-аракс-ской куль-ту-рой, из-вест-ны и сме-шан-ные па-мят-ни-ки (например, Лу-го-вой).

На-зва-на по Май-коп-ско-му кур-га-ну.

Па-мят-ни-ки изу-ча-лись с 1869 года, их общ-ность вы-де-ля-лась с конца XIX - начала XX веков как «ку-бан-ский район ок-ра-шен-ных кос-тя-ков» А.А. Спи-цы-ным, «кав-каз-ское куль-тур-ное те-че-ние» В.А. Го-род-цо-вым, «боль-шие ку-бан-ские кур-га-ны» А.М. Тальг-ре-ном, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.В. Шмид-том, «вто-рая ста-дия» древ-них куль-тур Кав-ка-за А.А. Мил-ле-ром, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.А. Иес-се-ном. Современный тер-мин встре-ча-ет-ся в за-пи-сях Спи-цы-на с 1920-х годов, по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с 1950-х годах, по-сле пуб-ли-ка-ций Е.И. Круп-но-ва; не-ко-то-ры-ми ис-сле-до-ва-те-ля-ми упот-реб-ля-ет-ся так-же тер-мин «май-коп-ско-но-во-сво-бод-нен-ская общ-ность». На-чи-ная с ра-бот Иес-се-на (1950 год) раз-ли-ча-ют 2 эта-па: май-коп-ский и но-во-сво-бод-нен-ский. В ря-де ис-сле-до-ва-ний их рас-смат-ри-ва-ют как свя-зан-ные ге-не-ти-че-ски и вы-де-ля-ют пе-ре-ход-ные ком-плек-сы, в не-ко-то-рых - как куль-ту-ры, со-от-но-си-мые с различными ис-то-ка-ми. Вы-де-ляе-мые ло-каль-ные ва-ри-ан-ты, например га-лю-га-ев-ско-се-рё-гин-ский, псе-куп-ский, до-лин-ский, но-во-сво-бод-нен-ский (С.Н. Ко-ре-нев-ский), по-ка не об-ще-при-зна-ны.

Наи-бо-лее изу-че-ны по-гре-бе-ния, поч-ти все - под-кур-ган-ные, не-ред-ко с кром-ле-ха-ми; скор-чен-ные на бо-ку, в том числе по-сы-пан-ные ох-рой, го-ло-вой ча-ще ори-ен-ти-ро-ва-ны на южный сек-тор. Ран-ние на-сы-пи зем-ля-ные, для позд-них по-ка-за-тель-ны ка-мен-ные на-бро-ски и другие кон-ст-рук-ции, есть доль-ме-ны, ка-мен-ные ящи-ки и другое. Ка-ме-ры 4-уголь-ные, в том числе с ка-мен-ной, ре-же с де-ревянной об-клад-кой стен (из-вест-ны крас-но-чёр-ные рос-пи-си по бе-ло-му фо-ну: схе-ма-тич-ные изо-бра-же-ния лю-дей и другое); на по-лу ино-гда под-стил-ка, в позд-них по-гре-бе-ни-ях час-то ка-мен-ная вы-мост-ка, в том числе ог-ра-ж-дён-ная, на древ-ней по-верх-но-сти. По-се-ле-ния пло-ща-дью в основном 1-2 га, как пра-ви-ло на реч-ных тер-ра-сах. А.А. Фор-мо-зов, А.Д. Сто-ляр и другие от-но-си-ли к майкопской культуре груп-пу ук-реп-лён-ных (в том числе ка-мен-ны-ми сте-на-ми) по-се-ле-ний Центрального и Западного Кав-ка-за, ко-то-рые ны-не рас-смат-ри-ва-ют в рам-ках куль-ту-ры жем-чуж-но-на-коль-ча-той ке-ра-ми-ки. До-ма пря-мо-уголь-ные, на-зем-ные, кар-кас-но-гли-но-бит-ные; из-вест-ны гли-но-бит-ные по-лы, оча-ги. На-ли-чие ок-руг-лых по-стро-ек (в восточных рай-онах) объ-яс-ня-ют ино-куль-тур-ны-ми влия-ния-ми; на тер-ри-то-рии Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии за-фик-си-ро-ва-ны длин-ные, уг-луб-лён-ные до 1,4 м со-ору-же-ния. Есть хо-зяйственные ямы.

Ке-ра-ми-ка из хо-ро-шо от-му-чен-но-го тес-та, в том числе ан-го-би-ро-ван-ная, ло-щё-ная, в основном не-ор-на-мен-ти-ро-ван-ная; ряд со-су-дов сде-ла-ны на гон-чар-ном кру-ге (древ-ней-шем на Кав-ка-зе). Для ран-не-го эта-па по-ка-за-тель-ны гор-шки ша-ро-вид-ной фор-мы с рез-ко ото-гну-тым вен-чи-ком; ке-ра-ми-ка по-се-ле-ний раз-но-об-раз-нее, но ху-же изу-че-на. На но-во-сво-бод-нен-ском эта-пе пред-став-ле-ны тем-но-ло-щё-ные со-су-ды с уз-ким гор-лом и за-ужен-ным пло-ским дном, мис-ки, как пра-ви-ло, с за-гну-тым внутрь кра-ем, куб-ки и другое; ча-ще встре-ча-ют-ся руч-ки-уш-ки, ор-на-мент («жем-чуж-ный», врез-ной и другое).

На фо-не син-хрон-ных куль-тур Восточной Ев-ро-пы осо-бен-но мно-го-чис-лен-ны и раз-но-об-раз-ны из-де-лия из брон-зы (мышь-я-ко-вой и ни-ке-ле-вой), главным образом ме-ст-ных форм: со-су-ды (пре-имущественно кот-лы); раз-но-об-раз-ные то-по-ры, мо-ты-ги, кин-жа-лы, но-жи; 4-гран-ные ши-лья, до-ло-та с же-лоб-ча-тым лез-ви-ем; есть на-ко-неч-ни-ки ко-пий, меч и другое. Спе-ци-фич-ны втуль-ча-тые дву-зу-бые, ино-гда од-но-зу-бые «ви-лы-крюч-ки»; со-гну-тые (об-ра-зу-ют пет-лю по-се-ре-ди-не) дро-ты, из-ред-ка с ок-руг-лы-ми кон-ца-ми (ны-не оп-ре-де-ля-ют как древ-ней-шие пса-лии для за-пряж-ки бы-ков). Пред-став-ле-ны зо-ло-тые и се-реб-ря-ные со-су-ды, фи-гур-ки, ви-соч-ные коль-ца, бу-лав-ки, лен-ты, бу-сы, на-клад-ки, пла-стин-ки и другое. Из кам-ня де-ла-лись зер-но-тёр-ки, пес-ты, вкла-ды-ши сер-пов, то-по-ры, тес-ло- и до-ло-то-вид-ные ору-дия, на-ко-неч-ни-ки стрел; то-чи-ла и ин-ст-ру-мен-ты, свя-зан-ные с ме-тал-ло-об-ра-бот-кой; най-де-ны но-жи, на-вер-шия бу-лав, со-су-ды; фи-гур-ка жи-вот-но-го и ци-лин-д-рические пе-ча-ти с Ближ-не-го Вос-то-ка; сре-ди ук-ра-ше-ний - брас-ле-ты, под-вес-ки, бу-сы (в основном сер-до-лик, есть ла-зу-рит).

Из кос-ти и ро-га: до-лот-ца, ры-бо-лов-ные крюч-ки, на-ко-неч-ни-ки стрел (есть с зо-ло-той об-клад-кой), под-вес-ки и бу-сы, мо-ло-ток с от-вер-сти-ем и другое.

В ос-но-ве хо-зяй-ст-ва - ско-то-вод-ст-во (пре-имущественно круп-ный и мел-кий ро-га-тый скот) и зем-ле-де-лие.

Не-со-мнен-на связь майкопской культуры с куль-ту-ра-ми Ближ-не-го Вос-то-ка - от Северной Ме-со-по-та-мии до Восточной Ана-то-лии (в том числе тра-ди-ции, близ-кие куль-ту-рам Убейд и Урук). Кон-крет-ное уча-стие в фор-ми-ро-ва-нии майкопской культуры пред-ше-ст-вую-ще-го на-се-ле-ния Северного Кав-ка-за поч-ти не изу-че-но. Ме-ха-низ-мы фор-ми-ро-ва-ния и рас-про-стра-не-ния но-вой куль-ту-ры, как и судь-бы её но-си-те-лей, дис-кус-си-он-ны. В сме-нив-шей майкопскую культуру общ-но-сти се-ве-ро-кав-каз-ской куль-ту-ры про-сле-жи-ва-ют лишь отдельные эле-мен-ты, свя-зы-вае-мые с май-коп-ской куль-ту-рой.

Смотри так-же литературу при статье Май-коп-ский кур-ган.

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И. Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.

Майкопская культура.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелœетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в ᴦ.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всœего селились в горных ущельях. Οʜᴎ выбирали для своих селœений труднодоступные и удобные для обороны места. Их посœелœения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта͵ посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населœением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в данный период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.

С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединœений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели ᴦ. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, всœе сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Перейдем к самому трудному вопросу, к вопросу об этнической принадлежности племен - создателœей и носителœей рассматриваемой культуры. Известнейшие исследователи высказывали мысль о древнеадыгской базе майкопской культуры. ʼʼНа основании тщательного анализа археологических памятников, - писал Е. И. Крупнов, - данных этнографии и языкознания можно высказать мнение о том, что древние культуры края являлись материальным отражением того сложного состава местного этнического субстрата͵ который и являлся глубокой основой для будущего формирования адыго-черкесо-кабардинского массива Кавказаʼʼ. В одной из работ В. И. Марковин отмечал, что ʼʼсо II тыс. до н. э., несмотря на довольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже греческое воздействие, и до самого последнего времени на территории Западного Кавказа (по археологическим материалам) не ощущается значительной смены населœенияʼʼ.

Занятия племен Майкопской культуры. Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота͵ наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита͵ морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На посœелœениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде посœелœений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в данном сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура - археологическая культура, представленная в IV - начале III тысячелœетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных посœелках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре посœелœений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелœетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые посœелœения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. В случае если памятники Дагестана представляют из себялокальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности посœелœение Луговое, имеют синкретический характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового посœелœения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спинœе, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории посœелœения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом посœелœении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из базовых признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населœению – пеласгам и родственным им племенам.

К общим признакам ʼʼкуро-араксскойʼʼ культуры относятся:

1) заселœение городища скученными круглыми жилищами;

2) определœенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

4) так называемые ʼʼрапирыʼʼ; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелœетие;

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

7) кремация.

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям сосœедней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителœей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Майкопская культура. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Майкопская культура." 2017, 2018.