Алексей Николаевич Апухтин

Апухтин Алексей Николаевич (1840 - 1893), поэт. Родился 15 ноября (27 н.с.) в городе Волхов Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детство прошло в деревне Павлодар, в родовом имении отца.

В 1852 поступил в Петербургское училище правоведения, которое закончил в 1859. В училище начал писать стихи, первые из которых были опубликованы в 1854, когда ему было 14 лет. Юный автор был замечен, и ему прочили великое поэтическое будущее.

В 1859 в журнале "Современник" был напечатан цикл небольших лирических стихотворений "Деревенские очерки", отразивших гражданское настроение Апухтина, которые отчасти возникли под влиянием некрасовской поэзии. После 1862 отошел от литературной деятельности, мотивируя это желанием остаться вне политической борьбы, в стороне от каких-либо литературных или политических партий. Он уехал в провинцию, служил в Орловской губернии чиновником особых поручений при губернаторе. В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города.

В том же году вернулся в Петербург. Поэт все более напряженно работает, отыскивая собственный путь в поэзии. Наибольшую известность ему принесли романсы. Используя все традиции любовного, цыганского романса, он внес в этот жанр много собственного художественного темперамента. Многие романсы были положены на музыку П. Чайковским и другими известными композиторами ("Забыть так скоро", "День ли царит", "Ночи безумные" и др.). В 1886 после выхода сборника "Стихотворения" его поэтическая известность окончательно упрочилась.

В 1890 были написаны прозаические произведения - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского", опубликованные посмертно. Прозу Апухтина высоко оценивал М.А. Булгаков. Умер Апухтин 17 августа (29 н.с.) в Петербурге.

ПРОСЕЛОК

По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Все бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид ее убогой. Утро ли займется на небе румяном - Вся она росою блещет под туманом; Ветерок разносит из поляны сонной Скошенного сена запах благовонный; Все молчит, все дремлет, - в утреннем покое Только ржи мелькает море золотое, Да куда ни глянешь освеженным взором, Отовсюду веет тишью и простором. .......................................... По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая.
На большую съехал - впереди застава, Сзади пыыль да версты... Смотришь, а направо Снова вьется путь мой лентою узорной - Тот же прихотливый, тот же непокорный!

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Апухтин Алексей Николаевич (15.11.1840-17.07. 1893), поэт. Из старинного дворянского рода. Родился в г. Болхов Орловской губ. Детские годы прошли в д. Павлодар в имении отца. Получил хорошее домашнее образование. Продолжил обучение в Петербургском училище правоведения (1852-59), где сдружился с П. И. Чайковским. Брат композитора Модест Чайковский вспоминал: «Не только любовь к поэзии, но чуткость ко всему прошлому и легкость восприятия всего прекрасного, смех и негодования по поводам, которые в других не вызывали ни улыбки, ни злобы, - вот что делало сближение Апухтина и Чайковского прочным». Одаренный юноша, прекрасно знающий поэзию и чувствующий музыку, был представлен И. С. Тургеневу и А. А. Фету.

Первая публикация - стихотворение «Эпаминонд», посвящено памяти героя Севастополя адмирала В. А. Корнилова («Русский инвалид», нояб. 1854).

По окончании в 1859 с золотой медалью училища служил в Министерстве юстиции. Н. А. Некрасов в «Современнике» (1859, № 9) опубликовал 10 стихотворений Апухтина под заголовком «Деревенские очерки». Стихи эти Некрасов ставил высоко, т. к. в них звучали гражданские ноты. «Солдатская песня о Севастополе» Апухтина прославляла героизм защитников Отечества. В стихотворении «Актеры» («Время». № 12. 1861) молодой поэт высмеял либеральных краснобаев, уподобив их лицедеям, которые «украдкой глядя на суфлера» твердят заученные фразы «о добре, о жизни честной и свободной». В почвенническом «Времени» братьев Достоевских опубликовано и др. программное стихотворение молодого поэта «Современным витязям» (1862. № 2), в котором Апухтин полемически восклицал, обращаясь к адептам «отрицательного направления» в литературе: «Нестерпимо отрицаньем жить... / Я хочу во что-нибудь да верить, / Что-нибудь всем сердцем полюбить».

В 1862 Апухтин оставляет службу и уезжает в орловскую деревню. В 1863-64 служит чиновником особых поручений при орловском генерал-губернаторе. Выступает с чтением лекций об А. С. Пушкине, полемически направленных против «разрушителей эстетики». В 1864 возвращается в Петербург, но его имя вновь появляется в печати лишь через 20 с лишним лет. Свое молчание объясняет неприятием т. н. демократов. «Теперь, - признается Апухтин, - никакие силы не заставят меня выйти на арену, загроможденную подлостями, доносами и... семинаристами». И свое слово он сдержал. Стихи Апухтина появились в печати лишь в 1884, а первый сборник был издан в 1886. И в дальнейшем он всячески открещивался от «русского Парнаса» с его «разночинным духом», подчеркивая в сатирических куплетах «Дилетанта»: «Я дилетант, я дилетант». Он, как отмечал один из современников, служил искусству «с гордостью боярина и с презрением к ремеслу литератора».

Поздний представитель дворянской культуры, Апухтин занимал позицию «над схваткой» и с писателями «сталкивался только как светский человек. Личные отношения с ними не играли никакой роли ни в его литературной деятельности, ни в жизни».

Первый сборник «Стихотворения» (СПб., 1886) явил собой творчество зрелого поэта и выдержал несколько изданий. Апухтин с покоряющей искренностью выразил мысли и чувства «восьмидесятников»: неудовлетворенность жизнью, сочувствие к человеку, сожаление, что «...в эпоху общего унынья мы живем». Он тонко сопереживал природе, отдавая предпочтение осени, поре увядания: «Кончилось лето. Астры отцвели... / Под гнетом жгучей, тягостной печали, / Я сел на старую скамью, / А листья надо мной, склоняяся, шептали / Мне повесть грустную свою... («Осенние листья»).

Поэзия Апухтина имеет три основных потока: повествовательный, декламационный и романсовый. Все три естественно объединяет авторское отношение к миру. Он и она встретились после долгих лет разлуки и поняли, что прошлого не вернуть (психологическая новелла в стихах «С курьерским поездом»). Больной при свидании с близкими на время приходит в себя, но все тщетно: наследственный недуг возвращается в его сознание («Сумасшедший»). К ярким образцам русского романса должно отнести стихотворения Апухтина «Пара гнедых» и «Ночи безумные, ночи бессонные...».

Стихотворение «Ночи безумные, ночи бессонные...» как квинтэссенция апухтинской поэзии стоит на порубежьи двух эпох: поэзии уходящего «чистого искусства» и поэзии нарождающегося символизма. Есть прямая связь этого романса с цыганским циклом стихотворений А. Блока.

Отрешение от внешнего мира, от «злобы дня», болезненная чувствительность роднят поэзию Апухтина с «мучительными» стихотворениями И. Анненского «Черные мысли, как мухи, всю ночь не дают мне покою: / Жалят, язвят и кружатся над бедной моей головою!.. / Хочешь забыть, разлюбить, а все любишь сильней и больнее... / Эх, кабы ночь настоящая, вечная ночь поскорее!» («Мухи»).

В 1880-х Апухтин приобретает известность, его стихи печатались в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Северном вестнике», «Русском обозрении». На стихи Апухтина писал музыку П. И. Чайковский.

После смерти поэта была издана его проза: повесть в письмах «Архив графини Д.», «Дневник Павлика Дольского» - о быте и нравах петербургского света, фантастический рассказ «Между жизнью и смертью».

Шаповалов М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Стихотворения. М.; Л., 1938; Стихотворения. Орел, 1959;

Стихотворения. Л., 1961 (Б-ка поэта. Большая серия);

Соч. Стихотворения. Проза. М., 1985.

Литература:

Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии. XIX в. М., 1978.

Биография

Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца - деревне Павлодар. По мироощущению близок . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским (), А. С. Аренским ().

1859 - окончил Училище правоведения, где сблизился (в том числе на гомосексуальной почве) с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи». С 1862 жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 - числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение (80-е гг.).

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лелю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

«Кто идёт» (1860, не сохранился)
«Забыть так скоро» (1870)
«Он так меня любил» (1875)
«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
(1880)
(1886).

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве , что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы ( , «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти.

Издания

Сочинения, 4 изд., т. 1-2, [Биография. очерк М. Чайковского], СПБ. 1895;
Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
Стихотворения, Л., 1961.

(1840-1893) русский поэт

Алексей Николаевич Апухтин происходил из старинного дворянского «рода Опухтиных», был человеком высокообразованным, аристократом по рождению и по воспитанию. Он не чуждался и государственной службы, одно время даже служил в чине надворного советника в министерстве внутренних дел. Апухтин был хорошо знаком со многими политиками и общественными деятелями, но их связывали только светские отношения.

Апухтин был своим человеком в свете, любимцем и баловнем светских дам, но у него была и другая, сугубо потаенная жизнь, которая заключалась в его творчестве.

Он с раннего детства писал стихи и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. Его поэтические произведения хорошо знали И. Тургенев и А. Фет. Они поддерживали молодого поэта и покровительствовали ему. Однако в 20 лет у Апухтина наступил творческий кризис. Поэт продолжал писать стихи, но не публиковал их. Этот перерыв продолжался целых 26 лет. И только в 1886 году, когда поэту исполнилось уже 46 лет, вышел его первый стихотворный сборник тиражом в три тысячи экземпляров, который моментально раскупили. Так Апухтин стал известным поэтом.

Светская жизнь не мешала ему много работать. Кроме стихов, он сочинял и прозу. Среди его литературного наследия остался бытовой роман из жизни Николая I, оригинальная по жанру повесть «Из архива графини Д. » и другие произведения.

Временами Апухтин испытывал приступы тоски и неудовлетворенности, и с годами эти чувства становились все острее. К тому же поэта угнетала болезнь, связанная с полнотой. Он старался иронизировать над своим состоянием, но в то же время стеснялся своей тучности. К тому же он был очень добрым, мягким человеком и умел сострадать другим.

Известный юрист А. Ф. Кони вспоминал, как однажды в компании, где был и Апухтин, он рассказал несколько историй из своей судебной практики и, в частности, про одну женщину с несчастной судьбой, привел еще разные статистические данные о самоубийствах обездоленных людей. Спустя какое-то время, когда они снова встретились с Апухтиным, тот напомнил Кони их разговор и сказал, что он начал писать поэму об этом.

В личной жизни Апухтин был одиноким человеком, что особенно заметно по его лирическим стихам, главными темами которых были любовь и разлука.

Особое чувство поэт испытывал к своей матери, Марии Андреевне, урожденной Желябужской. Он писал, что это была «женщина ума замечательного, одаренная теплым, симпатичным сердцем и самым тонким изящным вкусом. Ей. . . обязан я. . . порывами сердца высказывать свои ощущения».

До самой смерти матери их связывала теплая, нежная дружба. Понимая комплексы своего сына в связи с полнотой, мать, как умела, оберегала и защищала его чувства. Очевидно, он всю жизнь искал женщину, похожую на свою мать, но не нашел и так и оставался неженатым. Конечно, у него были увлечения. Апухтин посвятил целый цикл романсов Александре Панаевой-Карцовой, но эта влюбленность ничем серьезным не закончилась.

Он много занимался переводами и, в частности, обработал вольный перевод с французского текста, ставший знаменитым романсом «Пара гнедых», который сделал Донауров. Легкое перо Апухтина превратило незатейливый текст в настоящее произведение искусства.

Апухтин прожил недолго. Он скончался в 53 года, но оставил после себя значительное литературное наследие, которое сейчас открывается заново. Его романсы на музыку П. И. Чайковского, с которым Апухтин поддерживал самые дружеские отношения, пережили не одну эпоху и передаются из поколения в поколение, например, «Ночи безумные, ночи бессонные. . . », «Я ждал тебя. . . часы ползли уныло. . . », «День ли царит, тишина ли ночная». Их до сих пор любят и поют.