Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Ответ:

Балл

Могут быть названы такие черты сходства:

    высокий уровень развития промышленного производства;

    интенсивное развитие техники и технологий;

    внедрение научных достижений в производственную сферу;

    ценность личностных качеств человека, его прав и свобод.

Могут быть названы другие черты сходства.

Названы три черты сходства при отсутствии неверных позиций

Названы две черты сходства при отсутствии неверных позиций,

ИЛИ названы три черты сходства при наличии ошибочных позиций

Названа одна черта сходства,

ИЛИ наряду с одной - двумя верными чертами приведена(-ы) неверная(-ые) позиция(-и),

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    позиция выпускника , например, несогласие с тезисом Ф. Фукуямы;

    три аргумента , например:

    • в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами;

      применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации;

      в современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

Могут быть приведены другие аргументы.

Может быть выражена и обоснована другая позиция выпускника.

Сформулирована позиция выпускника, приведены три аргумента

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, но ясна из контекста, приведены три аргумента

Сформулирована позиция выпускника, приведены два аргумента,

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, но ясна из контекста, приведены два аргумента,

Позиция выпускника сформулирована, но аргументы отсутствуют,

ИЛИ позиция выпускника не сформулирована, приведен один аргумент,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл




Комментарий

В данном содержательном разделе проверяется знание наиболее общих понятий и проблем обществоведческого курса: общество, общественные отношения, системный характер общества, проблемы общественного прогресса, современное состояние и глобальные проблемы общества. Именно значительная степень теоретического обобщения, требующая высокого уровня интеллектуальных и коммуникативных умений, придает этому материалу особую сложность.

Наибольшие затруднения выпускники испытывают при выявлении признаков системности общества и проявлений динамичности общественного развития. Выявленные проблемы можно связать с характером учебного материала: усвоение философских категорий высокого уровня обобщения требует серьезных временных затрат и вызывает серьезные трудности особенно в группе слабо подготовленных учащихся. Также представляется возможным влияние сложившейся практики преподавания, характеризующейся слабыми интегративными связями, позволяющими на материале других предметов показать феномен системности и динамизм как одну из характеристик системных объектов.

Рассмотрим некоторые из наиболее проблемных вопросов.

Задания по содержательной единице «Общество как динамичная система» при всем их формальном разнообразии, по существу, сводятся к трем вопросам: Чем различаются широкое и узкое определения общества? Каковы черты системности общества? Какие признаки свидетельствуют о динамичном характере общества? На рассмотрении этих вопросов целесообразно акцентировать особое внимание.

Опыт ЕГЭ показывает, что наибольшие затруднения экзаменуемые испытывают, выполняя задания на выделение характеристик общества как динамичной системы. Отрабатывая данную проблематику, важно максимально четко развести системные черты и признаки динамизма общества: наличие и взаимосвязь структурированных элементов характеризуют общество как систему (и присущи любой, в т.ч. статичной системе), а способность к изменениям, саморазвитию – является индикатором ее динамичного характера.

Определенную трудность представляет понимание следующей взаимосвязи: ОБЩЕСТВО+ПРИРОДА=МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР. Обычно под «природой» понимается естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Общество же в процессе развития обособилось от природы, но не потеряло связи с ней, а вместе они составляют материальный, т.е. реальный мир.

Следующим «проблемным» элементом содержания является «Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества». Успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Следует отметить, что выпускники, уверенно выполняя привычные задания на определение сферы общественной жизни по проявлению с одним выбором ответа из четырех, затрудняются с анализом ряда проявлений и выбором нескольких из них, относящихся к определенной подсистеме общества. Затруднения вызывают и задания, ориентированные на выявление взаимосвязи подсистем общества, например:

Общественная организация на свои средства издает культурно-просветительскую газету, в которой критикует политику правительства в отношении социально незащищенных групп населения. Какие сферы общественной жизни непосредственно затрагивает эта деятельность?

Алгоритм выполнения задания прост – конкретная ситуация (со сколькими бы сферами общества ее не пришлось соотносить) «раскладывается» на составляющие, определяется, к какой сфере относится каждая из них, получившийся перечень взаимодействующих сфер соотносится с предложенным.

Следующим трудным элементом содержания является «Многообразие путей и форм общественного развития». Даже с самыми простыми заданиями по этой теме справляются примерно 60% выпускников, причем в группе испытуемых, получивших по итогам ЕГЭ удовлетворительную оценку («3»), выявить характерные черты (или проявления) определенного типа обществ могут не более 45% участников экзамена.

В частности, проблемным оказалось задание, предполагающее исключение лишнего компонента списка: лишь 50% испытуемых смогли обнаружить характеристику, не соответствующую признакам общества определенного типа. Можно предположить, что подобные результаты объясняются, во-первых, недостаточностью времени, отводимого на изучение данной темы, во-вторых, дроблением материала между курсами истории и обществознания, программой 10 и 11 классов, отсутствием должной межпредметной интеграции при изучении данного вопроса, а также слабым вниманием к этому материалу в курсе основной школы.

Для успешного выполнения заданий по рассматриваемой теме необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться выявлять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Как показала практика проведения ЕГЭ, определенные сложности для выпускников представляет кажущаяся всесторонне рассмотренной в различных школьных курсах тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; их острота может быть снята усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга», демографическая и др.), выявить и конкретизировать на примерах общественной жизни их признаки. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность, направления и основные проявления процесса глобализации, уметь анализировать позитивные и негативные последствия данного процесса.

Задания к разделу « Человек»


Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуются

Отв:2


Что свойственно человеку в отличие от животного?

инстинкты

потребности

сознание

Отв:4


Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

Отв:1


И человек, и животное способны

Отв:1


Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

Отв:1


Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологически обусловлена

Отв:1


Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

Отв:4


Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Художник И. Е. Репин. 1887 г.

Известный русский театральный режиссер и создатель системы актерской игры Константин Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что в тяжелые годы первых революций, когда отчаяние охватывало людей, многие вспоминали, что в это же время вместе с ними живет Лев Толстой. И становилось легче на душе. Он был совестью человечества. В конце XIX и в начале XX века Толстой сделался выразителем дум и надежд миллионов людей. Он был нравственной опорой для многих. Его читала и ему внимала не только Россия, но и Европа, Америка и Азия.

Правда, в то же время многие современники и последующие исследователи творчества Льва Толстого отмечали, что вне своих художественных произведений он был во многом противоречив. Его величие мыслителя проявлялось в создании широких полотен, посвященных нравственному состоянию общества, в искании выхода из тупика. Но он же был мелочно придирчив, нравоучителен в поисках смысла жизни отдельной личности. И чем старше он становился, тем активнее критиковал пороки общества, искал свой особый нравственный путь.

Норвежский писатель Кнут Гамсун отмечал эту особенность характера Толстого. По его словам, в молодости Толстой допускал много излишеств — играл в карты, волочился за барышнями, пил вино, вел себя как типичный буржуй, а в зрелом возрасте вдруг переменился, стал истовым праведником и клеймил позором себя и все общество за пошлые и безнравственные поступки. Не случайно возник у него и конфликт с собственной семьей, члены которой не могли понять его раздвоенность, его неудовлетворенность и метание-

Лев Толстой был потомственный аристократ. Мать — княжна Волконская, одна бабушка по отцу — княгиня Горчакова, вторая — княжна Трубецкая. В его яснополянском имении висели портреты его родственников, родовитых титулованных особ. Кроме титула графа он унаследовал от своих родителей разоренное хозяйство, его воспитание взяли на себя родственники, с ним занимались домашние учителя, в том числе немец и француз. Затем он учился в Казанском университете. Сначала изучал восточные языки, потом юридические науки. Ни то ни другое его не удовлетворяло, и он ушел с 3-го курса.

В 23 года Лев сильно проигрался в карты и надо было отдавать долг, но просить денег у кого-либо он не стал, а отправился офицером на Кавказ, чтобы заработать денег и набраться впечатлений. Ему там понравилось — экзотическая природа, горы, охота в местных лесах, участие в сражениях против горцев. Там он впервые взялся за перо. Но писать стал не о своих впечатлениях, а о детстве.

Рукопись, так и названную — «Детство», Толстой отправил в журнал «Отечественные записки», где в 1852 году се и опубликовали, похвалив молодого автора. Воодушевленный удачей, он написал рассказы «Утро помещика», «Случай», повесть «Отрочество» , «Севастопольские рассказы». В русскую литературу вошел новый талант, мощный по отражению действительности, по созданию типажей, по отражению внутреннего мира героев.

В Петербург Толстой приехал в 1855 году. Граф, герой Севастополя, он был уже известным писателем, у него имелись деньги, которые он заработал литературным трудом. Его принимали в лучших домах, в редакции «Отечественных записок» тоже ждали встречи с ним. Но он был разочарован светской жизнью, а среди писателей не нашел близкого себе по духу человека. Ему надоела тоскливая жизнь в мокром Петербурге, и он уехал к себе в Ясную Поляну. А в 1857 году отправился за границу, чтобы рассеяться и посмотреть на другую жизнь.

Толстой побывал во Франции, Швейцарии, Италии, Германии, интересовался жизнью местных крестьян, системой народного образования. Но Европа пришлась ему не по вкусу. Он видел праздных богатых и сытых людей, видел нищету бедняков. Вопиющая несправедливость ранила его в самое сердце, в душе зарождался невысказанный протест. Через полгода он вернулся в Ясную Поляну и открыл школу для крестьянских детей. После второй поездки за границу он добился открытия более 20 школ в окрестных деревнях.

Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», писал книжки для детей, сам их учил. Но для полного благополучия ему не хватало близкого человека, который разделил бы с ним все радости и невзгоды. В 34 года он наконец женился на 18-летней Софье Берс и стал счастлив. Он почувствовал себя рачительным хозяином, купил землю, экспериментировал на ней, а в свободное время писал эпохальный роман «Война и мир», который начал печататься в «Русском вестнике». Позднее критика за рубежом признала это произведение как величайшее, ставшее знаменательным явлением в новой европейской литературе.

Следом Толстой написал роман «Анна Каренина», посвященный трагической любви женщины света Анны и судьбе дворянина Константина Левина. На примере своей героини он пытался ответить на вопрос: кто такая женщина — личность, требующая уважения, или просто хранительница семейного очага? После этих двух романов он почувствовал в себе какой-то надлом. Он писал о нравственной сути других людей и стал вглядываться в свою душу.

Менялись его взгляды на жизнь, он начал признавать в себе много грехов и поучал других, говорил о непротивлении злу насилием — бьют тебя по одной щеке, подставь другую. Только так можно изменить мир к лучшему. Под его влиянием оказались многие люди, их называли «толстовцами*, они не сопротивлялись злу, желали добра ближнему. Среди них были и известные писатели Максим Горький, Иван Бунин.

В период 1880-х годов Толстой начал создавать небольшие повести: «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». В них он как опытный психолог показал внутренний мир простого человека, готовность покориться судьбе. Наряду с этими произведениями он работал над большим романом о судьбе греховной женщины и отношении к ней окружающих.

Воскресение» вышло в свет в 1899 году и поразило читающую публику острой темой и авторским подтекстом. Роман был признан классическим, его сразу перевели на основные европейские языки. Успех был полный. В этом романе Толстой впервые с такой откровенностью показал уродства государственной системы, мерзость и полное равнодушие власть имущих к насущным проблемам людей. В нем он критиковал русскую православную церковь, которая ничего не делала для исправления положения, ничем не облегчала существование людей павших и горемычных. Разгорелся нешуточный конфликт. Русская православная церковь усмотрела в этой жесткой критике богохульство. Взгляды Толстого были признаны крайне ошибочными, его позиция антихристианской, его предали анафеме и отлучили от церкви.

Но Толстой не стал каяться Он остался верен своим идеалам, своей церкви. Однако его бунтарская натура восстала против мерзостей не только окружающей действительности, но и барского уклада собственной семьи. Он тяготился своим благополучием, положением зажиточного помещика. Он хотел бросить все, уйти к праведникам, чтобы в новой среде очистить свою душу. И ушел. Его тайный уход из семьи был трагичным. По дороге он простудился и заболел воспалением легких. Оправиться от этой болезни он не смог.

ТОЛСТОЙ Лев

Быть добрыми и вести добрую жизнь значит давать другим больше, чем берешь от них. – Лев Толстой

Быть собой, по-своему верить и думать - разве это так трудно, разве это невозможно при каких бы то ни было обстоятельствах и условиях?.. – Лев Толстой

В живой организм нельзя вложить чуждое ему вещество без того, чтобы организм этот не пострадал от усилий освободиться от вложенного в него чуждого вещества и иногда не погибал бы в этих усилиях. – Лев Толстой

В жизни человека есть только одно несомненное счастье - жить для других! – Лев Толстой

В истинной вере важно не то, чтобы хорошо рассуждать о Боге, о душе, о том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой жизни должно и чего не должно делать. – Лев Толстой

В истинном художественном произведении нет пределов для эстетического наслаждения. Что ни мелочь, что ни строка, то и источник наслаждения. – Лев Толстой

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона, которая лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого. – Лев Толстой

В мире, где люди бегают, как дрессированные звери, и не способны ни на какую другую мысль, кроме того, чтобы перехитрить друг друга, ради маммоны, в таком мире пусть считают меня чудаком, но я все же чувствую в себе божественную мысль о мире, которая так прекрасно выражена в нагорной проповеди. По моему глубочайшему убеждению, война - это только торговля в больших размерах, - торговля честолюбивых и могущественных людей счастьем народов. – Лев Толстой

В мои года надо торопиться делать задуманное. Ждать уже некогда. Иду к смерти. – Лев Толстой

В молодости мы думаем, что нашей памяти, нашим способностям восприятия конца-края нет. К старости чувствуешь, что и у памяти есть границы. Можно так заполнить голову, что и держать более не может: места нет, вываливается. Только это, пожалуй, к лучшему. Сколько мусора и всякой дряни мы набиваем в голову. Слава Богу, что хоть к старости голова освобождается. – Лев Толстой

В науке еще возможна посредственность, но в искусстве и литературе, кто не достигает вершины, тот падает в пропасть. – Лев Толстой

В наше время жизнь мира идет своим ходом, совершенно независимо от учения церкви. Учение это осталось так далеко назади, что люди мира не слышат уже голосов учителей церкви. Да и слушать нечего, потому что церковь только дает объяснения того устройства жизни, из которого уже вырос мир и которого или уже вовсе нет, или которое неудержимо разрушается. – Лев Толстой

В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что жизнь людей, - не одних русских людей, но всех народов христианского мира, с своей, все увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с востоком, с своими все растущими и поглощающими силы народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, - что жизнь такая не может продолжаться, что жизнь христианских народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться все бедственнее и бедственнее. – Лев Толстой

В наше время только человек совершенно невежественный или совершенно равнодушный к вопросам жизни, освящаемым религией, может оставаться в церковной вере. – Лев Толстой

В области добра нет границ для человека. Он волен, как птица! Что же мешает ему быть добрым? – Лев Толстой

В области наук считается необходимым исследование, проверка изучаемого, и, хотя сами по себе предметы лженауки ничтожны, т.е. исключено из нее все то, что касается серьезных нравственных вопросов жизни, в ней не допускается ничего нелепого, прямо противного здравому смыслу. – Лев Толстой

В огромном большинстве писем и телеграмм говорится, в сущности, одно и то же. Мне выражают сочувствие за то, что я содействовал уничтожению ложного религиозного понимания и дал нечто, что людям в нравственном смысле на пользу, и мне это одно радостно во всем этом - именно то, что установилось в этом отношении общественное мнение. Насколько оно искренно - это другое дело, но когда установится общественное мнение, большинство прямо пристает к тому, что говорят все. И это мне, должен сказать, в высшей степени приятно. Разумеется, самые радостные письма народные, рабочие. – Лев Толстой

В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. – Лев Толстой

В рупор нельзя говорить глупости. – Лев Толстой

В старину держали рабов и не чувствовали ужаса этого. Когда обойдешь сейчас крестьян и посмотришь, как они живут и что едят, становится стыдно за то, что у вас есть вот все это… У них на завтрак хлеб с зеленым луком. На полдник - хлеб с луком. И вечером - хлеб с луком. Будет время, когда богатым будет так же стыдно и невозможно есть то, что они едят, и жить, как они живут, зная об этом хлебе с луком, как стыдно нам теперь за наших дедов, державших рабов... – Лев Толстой

В умной критике искусства все правда, но не вся правда. – Лев Толстой

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее. – Лев Толстой

В чем цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость. – Лев Толстой

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло. - Лев Толстой

В деле хитрости глупый человек проводит более умных. - Лев Толстой

В денежных вопросах главный интерес жизни (ежели не главный, то самый постоянный) и в них лучше всего выражается характер человека. - Лев Толстой

В каждом добром человеке живет Бог. – Лев Толстой

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный. - Лев Толстой

В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. – Лев Толстой

В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением. - Лев Толстой

В присутствии еврея я всегда чувствую себя хуже. - Лев Толстой

В самой преданности другому существу, в отречении от себя во имя блага другого существа есть особенное духовное наслаждение. - Лев Толстой

В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали. - Лев Толстой

В сближении людей - главная задача искусства. - Лев Толстой

В старину, когда не было христианского учения, у всех учителей жизни, начиная с Сократа, первою добродетелью в жизни было воздержание и было понятно, что всякая добродетель должна начинаться с нее и проходить через нее. Было ясно, что человек, не владеющий собой, развивший в себе огромное количество похотей и подчиняющийся всем им, не мог вести добрую жизнь. Было ясно, что прежде, чем человек мог думать не только о великодушии, о любви, но о бескорыстии, справедливости, он должен был научиться владеть собою. По нашим же взглядам этого ничего не нужно. Мы вполне уверены, что человек, развивший свои похоти до той высшей степени, в которой они развиты в нашем мире, человек, не могущий жить без удовлетворения сотни получивших над ним власть ненужных привычек, может вести вполне нравственную, добрую жизнь.

В наше время и в нашем мире стремление к ограничению своих похотей считается не только не первым, но даже и не последним, а совершенно не нужным для ведения доброй жизни делом.

Лев Толстой

В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу. - Лев Толстой

В то время, как мы представляем собой живые могилы убитых животных, - как можем мы надеяться на какие-то улучшения условий жизни на земле? - Лев Толстой

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей. - Лев Толстой

Важно не количество знаний, а качество их. Всего знать никто не может. – Лев Толстой

Важно не количество знаний, а качество их. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. - Лев Толстой

Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

отходчивый

щедрый, великодушный

зобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злобный, жестокий

злопамятный

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.