Выполнила учитель истории ГОУ СОШ №519 г.Москвы Садыхова Н.В.



1.Основой Древнерусской культуры стало богатое культурное наследие восточных славян. 2. Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов.(хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов). 3. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. 4. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской. 5. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм(любовь к Родине, преданность своему народу), Призыв к объединению всех народных сил против иноземных врагов.

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь. Кирилла и Мефодий

Материал для письма: 1.Береста. 2.Деревянные дощечки. 3. Пергамен – материал, изготовленной из специально выделанной телячьей кожи. Берестяная грамота

Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами. Писало. 11 век. Евангелист Лука. Миниатюра 12 век.




Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету. Киево-Печерский монастырь. Современный вид.



Летописи. Древнейшей из дошедших до нас Летописей была «Повесть временных лет». Она была создана около1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор-летописец









В 12 веке появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха. Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе и с крестоносцами. «Хождение игумена Даниила». Миниатюра.

Зодчество. Софийский собор 11 век. В г. Киеве Интерьер Софийского Собора

Пятницкая церковь в Чернигове 12 век. Интерьер Пятницкой церкви







Принятие христианства в X веке оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако не следует полагать, что до христианства уровень культуры на Руси был низок. Господствующей религией было язычество, и именно оно определяло весь культурный облик дохристианского периода. Города возникали, как правило, на перекрестках торговых дорог. Знаменитый торговый путь "из варяг в греки" (то есть от Балтики к Черному и Средиземному морям) и Волжский торговый путь связывали Русь со странами Востока и Запада. Торговля значительно обогащала русскую культуру: по территории Руси ходили византийские и восточные монеты, знать приобщалась к предметам роскоши более развитых стран. Однако собственное ремесло Руси не уступало иностранному: в могильниках (языческих захоронениях) археологи находят золотые и серебряные ювелирные украшения, утварь, посуду, оружие и т.д.








Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов. Ее развитие было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов. В эпоху Киевской Руси образуется единая древнерусская народность и складывается единый русский литературный язык. В те далекие от нас годы восточные славяне стали грамотными. В Киевской Руси IX-XIII вв. были основаны многие современные города России и созданы многочисленные художественные ценности, которые вошли составной частью в золотой фонд советской культуры. Культура Древней Руси содержала в своей основе языческую культуру восточных славян, бережно сохраненную народом. Огромную роль в ее развитии играло устное народное творчество - былины, сказы, обрядовые и лирические песни, т. е. все то, что обычно называют фольклором. Народные мотивы проявлялись и в других областях древнерусского творчества - в художественном ремесле, архитектуре, живописи и литературе.




С начала X века на Руси распространяется письменность. Договор князя Олега с Византией (911 год) является одним из первых памятников русской письменности. В конце X века появился древнерусский алфавит. Его составителями были болгарские миссионеры Кирилл и Мефодий (одна из систем алфавита так и называется - "кириллица").






Культура
материальных

и
это
совокупность
духовных
ценностей,
созданных человечеством в процессе его
общественно-исторической
практики.
трудовой

Особенности культуры IX-XIII вв.
Замедленность темпов развития
Традиционализм
Господство религиозного
мировоззрения

Этапы развития
Дохристианский период
Культура Киевской Руси
Период раздробленности:
формирование местных
особенностей

Письменность
Узелковая
письменность
Веньзааль

узелковоузорчатое письмо Венедов
Узелковая
письменность,
это
где
каждый
Узелок
составляет – Слово-Понятие.
Отсюда
выражения

«Завязать Узелок на память»,
«Связывать слова в единую
нить»,
«Распутать
Узел
проблем», «Путано говорить»,
«Хитросплетение
слов»,
«Завязка и Развязка сюжета».

Письменность
Славянская азбука,
Кирилл и Мефодий создали глаголический
алфавит, который
впоследствии был
переработан в кириллицу.

Литература
Слово
Хождения
Летописи
Жития
Жанры

Литература
Житие (агиография),
первое житие –
«Чтение о Борисе и
Глебе»

Литература
Слово-торжественное «Слово о Законе и
Благодати», автор - первый
киевский митрополит
Илларион
Слово-нравоучительное «Поучение Владимира
Мономаха» (нравственное и
политическое завещание).

Литература
Летопись - «Повесть
временных лет»,
Нестор - монах КиевоПечёрского монастыря.

Литература
«Хождение игумена Даниила в Палестину».
(1106-1108 гг)

Архитектура
Типы домов
северный
срубленные стены,
высокоподнятый
деревянный пол,
двускатная кровля,
большая печь, сложенная
из камней
южный
пол углублен по
отношению к земле,
стены деревянные,
присыпанные землей

Архитектура
Крестово-купольный стиль. Десятинная
церковь в Киеве (первый каменный памятник
- 989-996г)

Архитектура
Собор Святой Софии в Киеве,
строительство началось в
1037 г, воздвигнут в честь
победы над половцами.
Символизировал равенство
Киевской Руси с Византией в
политическом и религиозном
отношениях.

Архитектура
Собор Святой Софии в Новгороде

Архитектура
Новгород
Использование серого
известняка (стены
затирали
штукатуркой). Декор из
кирпича.
Приземистость,
расширение к
основанию,
массивность
Галицко-Волынское
княжество
Владимиро-Суздальское
княжество
Каменные блоки
правильной
формы, декор –
барельефная
скульптура
Строительство из
белого камня,
белокаменная резьба,
аркатурноколончатый пояс
посередине фасада,
возвышенность,
устремление вверх

Архитектура
Памятники
ВладимироСуздальской
земли

Архитектура
Церковь Покрова – на - Нерли
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества,
вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета ВладимироСуздальского княжества. Предание рассказывает, что князь Андрей
Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего
любимого сына Изяслава - в память о нем.

Архитектура
Успенский собор
В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский
сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный
за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на
высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить
Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной,
«Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой
новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.

Архитектура
Дмитровский
собор
Дмитровский собор во
Владимире, построен в 1194-1197,
храм входил в дворцовый
ансамбль, имел выступающие у
западных углов лестничные
башни и был связан переходами с
дворцовыми зданиями. Храм
выражал апофеоз власти и
духовного могущества
Владимирской земли.

Живопись
иконопись
мозаика
фреска
миниатюра

Живопись
Мозаикаизображение,
выполненное из
набора цветных
камней, мрамора,
смальты.
Св. Георгия
Победоносец

Живопись
Фреска – настенные
живописные
изображения,
нанесенные на
сырую штукатурку.
Фреска на южном склоне
большого свода
Дмитровского собора во
Владимире

Финифть (эмаль)прочное
стеклообразное
покрытие, наносимое
на металлический
предмет и
закрепляемое
обжигом

Декоративно-прикладное
искусство
Скань - вид
ювелирной техники,
изготовление
украшений из
тонкой проволоки

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства; срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы бревен соединены "в обло" (с остатком). Скромная "клетская" церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Образование и культура Древней Руси IX века - время создания русской письменности. Её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житие, поучения, повесть Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Грамота на бересте "От Гостяты к Васильви", обнаруженная при раскопках в Новгороде в 1951 г. XI в. Грамота на бересте "От Гостяты к Васильви", обнаруженная при раскопках в Новгороде в 1951 г. XI в.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 21