Притчи о доброте

Почему люди злые. Мудрая притча о добре

Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

- Это все или ты хочешь чего-нибудь еще?

Его ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:

- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!

- Ананда, ты хочешь стать просветленным, но постоянно забываешь об этом, ответил Будда. - Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия и его жизни. Но может стать и освобождением. Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слушал этот диалог. Он был смущен и озадачен. Он хотел оскорбить и унизить Будду, но почему-то униженным почувствовал себя. Любовь и сострадание, проявленные Буддой, были для него полной неожиданностью.

- Пойди домой и отдохни, - сказал Будда. - Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии и не беспокойся, оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли и рано или поздно вновь превратиться в пыль, и по нему будут ходить люди.

Человек устало поднялся и ушел, скрывая слезы. Вечером он пришел обратно и припал к ногам Будды и сказал:

- Прости меня!

- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен, - ответил Будда. - Я тебя не осудил. Но я счастлив видеть, что ты пришел в себя и что для тебя прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром.

Солнце и ветер

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Притчи о дружбе

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

Мама, что это за птицы? – спросил он.

Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай, они украли у нас еду!

ПЕСОК И КАМЕНЬ

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

ГВОЗДИ

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет!

– А воровать?

– А убивать?

– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:

– Что вы видите?

Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:

– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».


Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?

Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.

– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Мастер ответил, что они верны полностью.

– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.

– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.

Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:

– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!

– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.

А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:

О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!

«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.

Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:

– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.

Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.

– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.

Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:

– Откуда ты, сова?

– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.

Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:

– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?

– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.

– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.

Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.

Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:

– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.

– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.

Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.

Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.

Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:

– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!

Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:

– Бабочка, – ответил мудрец.

– А живая или мёртвая?

Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:

– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.

Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:

– Нет! Я останусь посредине.

– Хорошо! – сказали обе стороны.

Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.

Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.

Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:

– Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:

– Выбирай.

Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:

– Господи, можно мне взять этот?

– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?

Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».

Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.

Тогда мудрец ответил: «Всё».

Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»

Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.

Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:

– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?

– Ругались, – ответили муж и жена.

– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?

– Да нет, всё как у всех.

– Но вы никогда не хотели разойтись?

– Бывали и такие мысли.

– Как же вам удалось так долго прожить вместе?

– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.

– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.

– Но почему?

– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?

– Я сильнее запираю её.

– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.

Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:

– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?

– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:

– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:

– Неужели тебя не задевают наши слова?!

– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:

– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.

Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.

Камень говорил:

– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.

Бамбук отвечал:

– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.

Камень возражал:

– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.

Бамбук настаивал:

– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.

На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.


Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Мудрый отец


Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
- Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, - сказал старший мальчик.
- Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, - возразил младший брат.
- Сделать скамейку нетрудно для плотника, - гордо заявил старший мальчик.
- А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, - решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
- Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, - похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
- А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
- Твои гвозди плохо вбиваются, - пробормотал мальчик и покраснел.
- Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, - строго сказал отец.


Вопросы и задания:

Уважение к матери


Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила:
- Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Вопросы и задания:

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха - возил людей. Сам устал и конь мой устал, - отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, - вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

Я не возьму рис, - отказался юноша. - Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать - родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка - помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:

Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
- Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет?
- Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай - не рай , - сказала девочка.

В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада.


Вопросы и задания:

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», - говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: - Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая - нежная красавица, а младшая - самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

Мне кажется, я намного нежнее! - воскликнула старшая дочка.

Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. - ответил отец.

Вопросы и задания:

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.

Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! - восклицал старший сын.
- Твой ум, отец, умножает наши богатства! - заявлял средний сын.
- Здравствуй, отец, - говорил младший сын.

Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.

Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, - приказывал отец.

Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.

«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», - сказал отец младшему сыну.

Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
- Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.


Вопросы и задания:

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
- Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, - сказал мальчик.
- Сначала научись читать, а потом говори, - ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
- Эти плоды горькие! - воскликнул мальчик. - Я пробовал их в начале лета в лесу.
- Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, - добавил мальчик.
- Плоды инжира сладкие и полезные, - объяснил учитель. - В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
- Откуда вы это знаете, учитель? - с удивлением спросил мальчик.
- Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят, - ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
- Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
- Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, - улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

Что это за человек? – спросил внук деда.

И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

А это что за человек? - спросил внук деда.

Обыкновенный человек, - ответил дед.»

Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Представьте, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…


Люди передавали ценнейший опыт через многотысячные летописи и рассказы. Собираясь вокруг мудрейшего человека в семье, дети перенимали опыт и мудрость бытия. Люди по всему миру старались найти учителя или мудреца, который был способен наставить их. На сегодняшний день мудрейшие притчи не потеряли свою актуальность и продолжают помогать человеку в непростой для него ситуации обрести мудрость, покой и понимание жизни.

Что такое притча?

Притча - это не просто рассказы о жизни, а целые поучительные истории, доставшиеся нам от предков. Мудрейшие притчи передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Каждая притча способна полностью перевернуть сознание человека и научить его новому. В таких рассказах нет замысловатого сюжета. Притчу может понять и почувствовать абсолютно каждый человек. Иногда при принятии решения человек обращается за помощью к повествованию предков и обязательно находит все ответы.

Зачем нужны притчи?

Они являются самым эффективным средством для обучения и развития. Такими поучительными историями можно воспитывать в детях духовность и раскрывать перед ними все законы жизни и бытия. Независимо от давности, даже самая древняя притча может быть актуальна и в современном мире. Некоторым может показаться, что притчи глупые и непонятные, но это еще не значит, что они плохие.

Возможно, притча, которую вы прочитали, вам абсолютно не подходит. Притчи о жизни, мудрые притчи, притчи о добре и зле - все это целый комплекс поучительных историй, основанных на реальных событиях. И когда человек погружается в собственные проблемы, нередко именно притчи становятся лучиком света в конце тоннеля.

Притчи о добре и зле

Притча о добре и зле поможет разобраться, что же такое эти два понятия. И что выбрать человеку, который стоит на перепутье двух сильнейших стихий. Нередко человек думает, что в современном мире побеждает только зло, а добро абсолютно не ценится. Чтобы сделать правильные выводы для себя, стоит обратиться к древним рассказам предков.

В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она.

В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет.

Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть - злым или добрым. Притчи о жизни мудрые и философские. Они помогают человеку найти светлый путь.

Все зло, совершаемое человеком, остается с ним, а отданное добро возвращается ему

Одна нищая женщина из Индии пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую отдавала случайному прохожему. Она оставляла выпечку на подоконнике, и каждый желающий мог просто подойти и отведать лепешку. Оставляя лепешку, женщина начинала молиться о своем сыне, который покинул отчий дом в поисках новой судьбы. Это продолжалось в течение нескольких месяцев.

В скором времени она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом и забирает лепешку с подоконника. Он часто проговаривал про себя: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере», - и уходил. Никаких малейших добрых слов женщина не слышала. Обидевшись на горбуна, бедная женщина решила его проучить. Она насыпала отравы во вторую лепешку, пожелав навсегда избавиться от неблагодарного гостя. Но как только она начала относить лепешку к окну, ее руки задрожали. Она не смогла сделать этого и выбросила лепешку в пламя. Приготовив новую, она отнесла ее на подоконник. Как обычно пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь.

Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что почти дошел до дома, но был так обессилен, что упал от изнеможения. Мимо проходящий горбун сжалился над ним и отдал ему лепешку, и это помогло парню дойти до дома. Услышав это, сердце матери дрогнуло.

Эта притча о добре, которая наглядно показывает законы природы. Люди, совершающие добро, всегда получают добро в ответ. А тех, кто делает зло, окружает только зло.

Притчи о морали

Мудрейшие притчи всегда помогают человеку найти истинный путь. Интереснейшие рассказы не могут оставить равнодушным ни одного человека. Притча о морали помогает человеку ощутить истину бытия и собственной духовности. Вот одна из них.

Недалеко от дороги стояло дерево. Оно было засохшее и увядшее. Ночью по дороге проходил воришка, увидев дерево, он испугался, подумав, что за ним пришла полиция. Ребенок, проходя рядом с деревом, весь задрожал, он подумал, что это приведение наблюдает за ним. Юноша, спешащий на свидание, подумал, что дерево - это его возлюбленная. Но во всех случаях, дерево было всего лишь деревом.

Мораль этой притчи в том, что каждый видит именно то, что внутри него, - отражение собственного внутреннего мира.

А вот еще одна притча на эту тему.

Однажды учитель собрал вокруг себя своих учеников, взял лист бумаги и нарисовал на нем маленькую черную точку. Он попросил ребят рассказать ему, что они видят. Недолго думая, ученики сказали, что видят обычную черную точку. На что учитель сказал: «А разве вы не замечаете белый лист? Ведь точка такая маленькая, а белый лист такой большой».

Точно так же происходит и в жизни: человек чаще всего обращает внимание на плохие моменты. А то, что помимо этой маленькой черноты есть еще много хороших моментов, не видит в упор.

И напоследок совсем маленькая, но от того не менее весомая мудрость.

Один ученик поинтересовался у мудреца, что бы тот сделал, если бы узнал о его падении? Мудрец, недолго думая, ответил, что приказал бы ему встать вновь. И так до бесконечности. Ведь падают и не поднимаются только мертвецы.

Притчи о жизни

Мудрейшие притчи о жизни помогают не только познать скрытую суть бытия, но и направить человека в нужном направлении, заставив задуматься о главном.

Маленький козленок, потеряв свое стадо, заблудился. Увидев это, за ним погнался огромный серый волк. Обернувшись к волку, козленок произнес: "Слушай волк, я понимаю, что я - твоя добыча. Но не хочу я просто погибать, я хочу плясать. Сыграй мне на дудочке, а я потанцую". Волк, недолго думая, взял дудочку и заиграл, а козленок начал весело пританцовывать. Услышав музыку, собаки бросились в лес спасать козленка и погнали волка далеко-далеко. Волк, обернувшись, крикнул козленку: "Поделом мне, нечего из охотника в музыканта превращаться".

Лягушки отправились в поисках дома, после того как их болото высохло. Наткнулись они на колодец. Одна, недолго думая, прыгнула вниз, а другая сказала: "А если этот колодец высохнет, как мы оттуда выпрыгнем?"

Мораль этой притчи в том, что нельзя браться за дело, не подумав.

О родителях

Этот раздел притч самый поучительный. Зачастую люди не ценят тех, кто подарил им жизнь. Притча о родителях позволит человеку переосмыслить свое отношение к самым близким людям в его жизни.

В один прекрасный день маленький мальчик, вернувшись из школы, передал маме записку от учителя. Женщина взяла лист бумаги, начала читать и расплакалась. Потом зачитала содержание письма своему сыну. Там говорилось, что ребенок является настоящим гением, что в школе нет таких учителей, которые могли бы помочь развивать его талант. Поэтому мальчику предоставлялось домашнее обучение. Прошло много лет. После смерти женщины уже взрослый сын перебирал семейные архивы и увидел письмо. Прочитав его, он прорыдал несколько дней. Там было написано, что мальчика признали умственно отсталым. И рекомендовали матери забрать своего ребенка подальше от школы. Этим ребенком был Томас Эдисон и ко времени прочтения письма, он уже был известным изобретателем.

Мудрые христианские притчи

Мудрейшие притчи о христианской жизни помогут читателям обрести веру и вдохновение.

Однажды по жаркой пустыне шел старик и вел за собой слепую старушку. Ни воды, ни еды у них не было. Вдруг перед ними возникает оазис с райским садом, водой и едой. У ворот сада их встречает вельможа. И предлагает старику посетить его райский уголок, только слепой старухе в раю нет места. Не послушал старик и пошел прочь от сада. Вскоре они пришли к старенькой избушке. Хозяин дома накормил и напоил путников и сказал: "Это ваш рай, в такой рай пускают людей, кто не предал своих и не бросил умирать".

Житейская притча

Мудрые житейские притчи возникали из рассказов предков, которые находили поучительные моменты во время обычной бытовой деятельности.

Одна влюбленная пара переехала жить в новую квартиру. Каждый раз, развешивая белье, женщина удивленно воскликала: «Господи, наша соседка совершенно не умеет стирать белье, оно у нее постоянно серое, не то, что наше». И так повторялось постоянно. Женщина все время удивлялась и хотела посетить соседку и научить ее правильно стирать. Как-то утром, женщина воскликнула: "Дорогой! Посмотри! Она научилась стирать белье. Оно у нее белоснежное. Она, наконец, научилась стирать".
- "Ты ошибаешься дорогая. Я просто вымыл окно".

В мире существует бесчисленное множество разных притч. Мудрые притчи Омара Хайяма занимают важную нишу среди всех мудрейших вековых записей. Их суть говорит о величайшем опыте того, кто их создател. Существуют также мудрые притчи античности, притчи в стихах и прозе и другие. В каждой притче человек может найти истину, которая способна изменить его мировоззрение, заставить смеяться, удивляться или плакать.

Тема подборки — притчи о добре и зле:

Название: Добро для падшего (Христианская притча) : Некий брат сказал авве Пимену:
- Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в свою келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью.
Старец ответил ему:
- Если ты делаешь доброму брату добро, то для падшего сделай вдвое, потому как он слаб.

Название притчи: Добрый лисёнок : Жил-был на свете лисёнок. Он был очень добрый. У него было много друзей. Он часто ходил к ним в гости, и все друзья были ему всегда рады.
Но однажды он заболел ангиной. Его друзья часто навещали и заботились о нём, а его друг медвежонок принёс большой бочонок мёда. Лисёнок быстро поправился и в своём маленьком уютном домике, посреди огромного сказочного леса ещё не раз приглашал своих приятелей отведать его чудесных вкусных пирогов.
Путь добра и милосердия - самый надёжный в мире.


Название притчи: Дитя неблагодарное : Вечером у костра беседовали наставник и его ученик:
- Учитель, как вы думаете, что такое добро?
- Думаю, что добро - это отсутствие зла.
Юноша не унимался:
- А чем тогда является зло? Когда оно появилось?
Учитель долго смотрел на огонь, потом повернулся и сказал:
- Что для тебя зло ты можешь определить только сам. Когда именно родилось зло сказать сложно, но пока не появился человек, зла на Земле точно не было.
- Неужели человек - это и есть зло для природы? Но ведь природа-мать зачем-то произвела человека?
- А разве мать рожает, кормит и воспитывает дитя с какой-то определённой целью? Но, всё же, она очень рассчитывает, что её дитя вырастет хотя бы благодарным…


Название притчи: Драгоценность греха : Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки и, прижав спиной к дверце, заорал:
- Знаешь, кто я такой?
- Знаю, - спокойно ответил ребе, - и должен сказать, я тебе завидую.
- Вздумал надо мной насмехаться? - завопил бандит. - Что значит - завидуешь? Чем это может такой, по-вашему, закоренелый преступник, как я, вызвать зависть благочестивого ребе?
- Наши мудрецы учат, - промолвил ребе, - что из любви к грешнику, возлюбившему Господа и раскаявшемуся в грехах своих, он засчитывает все его злодеяния как заслуги. А теперь посмотри на меня: мои грехи незначительны и малочисленны. Если какие крохи Господней любви мне и достаются, то явно помимо моих грехов. Но ты - совсем другое дело! Слава о твоих злодеяниях распространилась повсюду. Если бы ты возлюбил Господа и покаялся, никто бы и рядом не стоял по величине твоих заслуг перед ним! Вот почему меня берёт зависть!
Сказав это, ребе Леви Ицхак схватил грабителя за лацканы и тряс его, страстно умоляя покаяться, так что в конце концов сердце злодея дрогнуло и он обратился к Богу.


Название притчи: Добрый царь и крестьянин (Христианская притча) : Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать.
Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал - боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нём почти не вспоминали.
Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил…
И жил в том же царстве крестьянин - не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал.
Умер этот крестьянин в один день с царём. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.

Название притчи: Долгая память : Однажды Ученик сказал своему наставнику:
- Учитель, я хочу, чтобы обо мне долго помнили.
- Это несложно. Сотвори зло, - ответил тот.
- Но я не желаю никому зла! Я хочу творить добро, как и ты сам! - возмутился Ученик.
Учитель окинул взглядом вершины гор, вздохнул и спросил:
- И тебя не пугает одиночество?


Название притчи: Жадный царь : Жил-был царь. И его народ, и соседние цари считали его очень жадным. Он взимал со своих подданных огромные налоги, готов был отобрать последний кусок хлеба у бедняка. Но вот как-то решил царь, что нужно научиться делать добро, чтобы соседи-цари начали его уважать. «Но у меня нет желания делать добро, - подумал он. - Наверное, у тех, кто его творит, есть то, чего ещё нет у меня». Он призвал своих советников-мудрецов и спросил их, кто больше всех делает добра людям:
- Больше всех добра творит счастливый, - единодушно ответили мудрецы. - Счастье его переполняет, и он не может не делиться им с людьми.
«Но я несчастлив, - подумал царь, - из-за того, что мне чего-то не хватает… Мне не хватает богатств. Вот когда я накоплю достаточно, то стану счастливым и начну делать добро».
И увеличил налоги своим подданным. Правда, после этого не стал счастливее, хотя и сделался ещё богаче.
Оказывается, добро творит счастливый, но сделать человека счастливым чужое добро не может.


Название притчи: Добро не пропадает бесследно : Жил на свете один старый камень. Он был серо-зелёного цвета, с немного неровными краями и настолько старый, что местами покрылся мхом. От старости, ветра, дождя и солнца он раскололся на множество мелких камешков.
К этим камешкам пришёл маленький мальчик. Он подобрал с земли несколько камешков и стал играть с ними. Когда настал вечер и мальчик пошёл домой спать, он бросил камешки во дворе. А ночью мальчику приснился удивительный и волшебный сон. Он был весь воздушный и счастливый.
Утром мальчик вышел во двор и увидел, что одна девочка, его соседка, сажает во дворе небольшую сосенку. Она поливала её из пластмассовой бутылки. Тогда мальчик взял камешки, которыми вчера играл, и выложил их вокруг только что посаженной сосенки, чтобы вода не растекалась возле деревца. И они потом ещё долго стояли и смотрели на маленькую сосенку. А деревце еле слышно сказало им:
- Спасибо.
А потом прошло время и под этой сосенкой люди сделали очень удобную лавочку. На ней очень любили сидеть влюблённые и вдыхать аромат соснового леса от уже повзрослевшего соснового деревца.


Название притчи: Зло и добро : Мухаммед однажды сказал Вабишаху:
- Не правда ли, ты пришёл за тем, чтобы спросить меня, что есть добро и что есть зло?
- Да, - отвечал тот. - Я пришёл именно за тем.
Тогда Мухаммед обмакнул в миро свои пальцы, коснулся ими его руки, сделав знак в направлении сердца, и сказал:
- Добро - это то, что придаёт твоему сердцу твёрдость и спокойствие, а зло - это то, что повергает тебя в сомнение, даже в такое время, когда другие люди оправдывают тебя.

Темы: поучительные притчи о добре и зле для детей и взрослых.