Для новой потехи в Преображенском выстроили специальную комедийную хоромину, огороженную крепким забором с огромными воротами, к которым вел дощатый настил от самой реки. Комедийная хоромина срублена была из сосновых бревен и оказывалась внутри достаточно просторной, так что в ней могла уместиться многочисленная царская свита, а иногда и гости – чужестранные послы. Стены ее обили алым сукном, а пол устлали войлоком, поверх которого положили зеленое сукно. На «строение неба» (то есть потолка) в комедийной хоромине употребили лазоревую крашенину. Несколько десятков свечей в подсвечниках, прикрепленных к стенам, освещали яркое убранство: часть палаты отделена была завесой – это и служило сценой.

В театре, как и при всех важнейших государственных церемониях, строго соблюдался чин. Сам царь сидел в центре перед сценой в кресле, установленном на куске красного сукна, именитые бояре располагались на двух скамьях, поставленных позади царского места вдоль стен, остальные разместились по сторонам, а некоторые даже «стояли на самой сцене». При этом все бояре должны были стать так, чтобы не только царю не мешать смотреть, но чтобы все происходящее было видно из клети, находящейся в конце палаты. «Сквозь решетку или, вернее сказать, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения» на сцену смотрела женская половина царской семьи: царица и царевны.

Заиграла музыка, завесу отодвинули, и перед застывшими зрителями появился «Мамурза – оратор царя Артаксеркса, которому предисловие и скончание говорить». Эту ответственную роль поручили сыну государева лейб-медика Лаврентия Блюментроста. Предисловие было достаточно пространное и обращалось, конечно же, к государю:

«О, великий царю, пред ним же христианство припадает, Великий же и княже, иже выю гордого варвара попирает! От силы бо твоего скифетра все страны севера, востока и запада Трепещут и смиренно твоему державству себя повинуют. Ты самодержец, государь, и обладатель россов, Еликих солнце весть, великих, малых и белых. Повелитель и государь Алексей Михайлович!»

«Предисловие и скончание» исполнитель затвердил по-русски – это потребовало от новоявленного актера известного мужества. Что же касается всего действия комедии, то рядом с царем стоял толмач, переводивший ему непонятные речи, так как комедию разыгрывали немцы. Рассказывалось в ней о том, «как Артаксеркс велел повесить Амана по царицьшу челобитью и Мардохеину наученью», и показывала она, «како гордость сокрушается и смирение венец приемлет, Астинь бо отвергается, Есфирь же приемлет корону».

Сцена представляла дворец, изображенный рамами «перспективного письма», и в центре ее «на престоле» восседал Артаксеркс, облаченный в настоящую горностаевую мантию. На этого ряженого царя затаив дыхание смотрел царь настоящий: «все – и новые невиданные одежды, незнакомый вид сцены и стройные переливы музыки – без труда возбуждало удивление», хотя сюжет разыгрываемой комедии всем присутствующим был очень хорошо знаком по Библии.

Широко раскрытыми черными глазами взирала на это молодая царица. Сердце ее, вероятно, сильно билось оттого, что она должна была смутно чувствовать связь всего происходящего на сцене со своею судьбой: это ее, девицу из небогатого и незнатного рода, предпочел Алексей Михайлович многим знатнейшим боярским дочерям, как Артаксеркс предпочел бедную Эсфирь гордой Астини. Рядом с Натальей Кирилловной сидели дочери царя от первого брака и его сестры, среди которых любимая им Татьяна Михайловна занимала ближнее к царице место. Все они сейчас тоже замерли от напряжения, желая ничего не пропустить и все понять в этом диковинном действии. Среди них выделялась пятнадцатилетняя царевна Софья – ее тучноватое тело застыло в какой-то настороженной позе, а глаза с расширившимися зрачками неотрывно следили за всеми перипетиями этой библейской истории, ожившей в выдуманных подробностях на сцене. Она, пожалуй, лучше всех присутствующих понимала смысл совершавшегося здесь.

Комедийная хоромина - первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы (теперь это Москва).

Полковнику фон Стадену, уезжавшему за границу весной 1672 года, было поручено (среди прочих поручений) привезти для государя в службу всяких людей, "которые б умели всякие комедии строить". Но полковнику это поручение выполнить не удалось, так как иностранные актеры, имеющие самое приблизительное представление о Московии, да к тому же изрядно напуганные различными разговорами, ехать в Россию отказались. Это обстоятельство, однако, не изменило намерение создать театр. Заняться организацией театра было поручено пастору из Немецкой слободы в Москве Иоганну Грегори. По приказу царя Грегори должен был "Учинити комедию", а "на комедии действовать из Библии книгу "Есфирь". В это время и был построен театр Комедийная хоромина. Труппу театра набрали из детей иноземцев, живших в Москве. Она состояла из шестидесяти четырех человек. Сам Грегори и переводчик посольского приказа Юрий Гивнер репетировали пьесу, написанную на библейский сюжет. Пьеса была первоначально написана по-немецки, а потом переведена на русский язык. Репетиции проводились на двух языках. 17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль "Есфирь", или "Артаксерксово действо", имел большой успех. Зрители были поражены тем, как на сцене события прошлого оживают перед ними и переносятся во время настоящее. Спектакль длился десять часов подряд без антракта, что объяснялось огромным размером пьесы.

В 1672-1676 годах театр регулярно играл при царском дворе. Представления "комедий" прочно вошли в придворную жизнь. "Комедиями" в это время назывались любые спектакли - жанрового деления не было. Кроме "Комедийной хоромины" в Преображенском, было выстроено еще одно театральное помещение в Кремле - над придворной аптекой. В 1673 году была организована русская труппа из двадцати шести подьяческих и мещанских детей. Оповещалась придворная публика о начале спектакля "нарочными сокольниками" и "стремянными конюхами". "Комедийная хоромина" существовала до 1676 года и была закрыта после смерти царя Алексея Михайловича.

Девять "комедий" было поставлено на сцене этого театра за время его существования: "Артаксерксово действо" (1672), "Комедия о Товии-младшем" (1763), "Олоферново действо" (1674), "Темир-Аксаково действо" (1675), "Егорьева комедия" (1675), "Комедия об Адаме и Еве" (1675), "Комедия об Иосифе" (1675), "Комедия о Давыде с Галиадом" (1676), "Комедия о Бахусе с Венусом" (1676). Из всех пьес, что составляли репертуар театра, сохранились только "Артаксерксово действо" и "Олоферново действо". Первая из них представляла такую историю в лицах: царь Артаксеркс женится на прекрасной и добродетельной Есфири. Мудрый Мардохей, дядя Есфири, становится близким царю человеком. Но высокомерный и хитрый придворный Аман завидует ему и хочет его погубить. Козни властолюбивого злодея становятся известны царю, который велит его казнить. Пьеса восхваляла мудрость и справедливость царя, а перед спектаклем "оратор царев" непосредственно обращался в зрительный зал с разъяснением того, что будет видеть публика. Основная часть пьес, поставленных на сцене "Комедийной хоромины", была связана с библейскими сюжетами и проникнута религиозной (христианской) моралью.

Могущественные люди и царства, забывающие Бога и охваченные гордыней, неминуемо погибают, а чтущие Бога - непобедимы. В других спектаклях рассказывалось о подвиге девушки, которая спасла свой народ от нашествия врагов. И этот спектакль начинался с обращения к царю как главному зрителю. Царь прославлялся как "мощнейший во всей вселенной", Бог хранит его царство, которое есть "ограда всему христианству", а посему люди, находящиеся под покровительством Бога, непобедимы. И далее шло прямое обращение: "Зри, великий царь... изъяснится в комедии сие". Мысль о том, что православный царь является защитником всех христианских народов от их врагов, развивалась в постановке пьесы "Темир-Аксаково действо". В основу пьесы был положен сюжет трагедии Марло "Тамерлан Великий". Тамерлан, или Темир-Аксак, изображен в "действе" как христианский государь, вступающийся за своих единоверцев из государства "кесаря Палеолога", которых хочет придать огню и мечу объятый властолюбием, хищный турецкий кесарь Баязет. Тамерлан побеждает турецкие войска и заключает Баязета в железную клетку, где он - "великий варвар и кровопивец" разбивает себе голову о железные прутья. Пьеса была поставлена накануне обострения отношений между Россией и Турцией. В этой ситуации особое значение приобретала сцена, в которой православный государь обращался к своим воинам: "Могут ли они турецкое государство одолеть?" И получал утвердительный ответ. Это была первая постановка на светский сюжет, тогда как три следующие были религиозного содержания.

Для регулярной работы театра требовались актеры, а потому была открыта русская театральная школа. Она была одним из первых театральных учебных заведений Европы. Грегори обучал и русских детей, к 1675 году их было семьдесят человек. Ученики школы (русские и иноземные) были в то же время исполнителями в спектаклях придворного театра. Однако иноземцы содержались гораздо лучше, нежели русские актеры - оплата их труда была более высокой. Be-роятнее всего, что учителя-иноземцы обучали актерскому мастерству так, как сами его понимали, то есть опираясь на манеру исполнения, принятую в немецком театре XVII века. Актер должен был "представлять" аффектированно и театрально все признаки страстей и чувств, коими наделен был его герой. О размерах театрального помещения ("Комедийной хоромины") в Преображенском можно сказать, что театр был не велик - общей площадью 90 кв. саженей. Зрительный зал обит красным и зеленым сукном. На деревянных скамьях, расположенных амфитеатром, и на сцене размещались зрители. Царское место находилось впереди всех других и было обито красным сукном. Для царицы и царевен устроены особые места-"клети", то есть нечто наподобие лож, отделенных от зрительного зала решеткой. Они могли видеть спектакль, но в то же время не нарушать принятого этикета. Сцену и зал разделяли перила. Сцена занимала около 55 кв. саженей, то есть больше половины всей площади здания. Такое соотношение определялось необходимостью давать постановочно эффектные спектакли, требующие большой пышности и, соответственно, сценического места. Для изготовления костюмов и бутафории применялись ценные материалы: горностаевые меха, дорогие сукна, атлас, шелка, кружево. В спектакле применялись звуковые и световые эффекты. В "Темир-Аксакове действе" изображалось "стреляние", "ракеты", "огненная молния". Использовалась в ряде спектаклей и достаточно сложная бутафория - в ряде из них появлялись "человечьи головы", то есть бутафорские отрубленные головы. Уровень сценической техники был достаточно высок, поелику известно, что на сцене появлялось движущееся чудовище - Змей. Спектакли оформлялись живописными декорациями, которые располагались по кулисной системе, с применением перспективных задников.

Сегодня трудно представить все то потрясение, что испытали зрители на первом спектакле "Комедийной хоромины". Театр был безусловной новостью и чудом. И поскольку он был признан государственной властью, то, значит, и получал возможность дальнейшего развития - развития именно русского национального театра.

Москва. Энциклопедический справочник

Комедийная хоромина

первое театральное здание в России, построенное в 1672 по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой для спектаклей первого русского придворного театра. «Комедийная хоромина» представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, пол - зелёным сукном; сцену образовывала часть палаты, отгороженная «завесой»; напротив неё у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны. 17 октября 1672 состоялся первый спектакль - «Артаксерксово действо» (инсценировка библейской легенды). Спектакль было поручено представить пастору московской лютеранской церкви магистру И.Г. Грегори. Он собрал и обучил для этого около 60 молодых людей, бывших в основном «московскими природными иноземцами» (то есть родившимися и жившими в Москве); лишь несколько главных ролей исполняли приглашённые иностранные профессиональные актёры (при этом женские роли исполнялись также мужчинами). Комедия разыгрывалась на немецком языке, и для перевода присутствовал толмач. В июне 1673 были набраны русские актёры из молодых подьячих и других служащих (около 70 человек), с которыми Грегори подготовил «Олофернову комедию», или «Иудифь». В последующие годы в репертуар театра вошли пьесы: «О Товии», «О Егории Храбром», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе и Венусе»; балет «Об Орфее». После смерти Грегори (1675) театральное дело продолжали его помощники Ю. Гибнер и С. Чижинский. Летом 1675 к «Комедийной хоромине» пристроили «горницу трёх сажен», а к ней ещё такие же «сени». Ведал всем, что относилось к театру, боярин А.С. Матвеев. В 1676, после смерти Алексея Михайловича, спектакли прекратились, труппа была распущена. В 1707-11 в Преображенском устраивала спектакли царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I.

Строить здание начали 21 октября 1702 года, а уже в сентябре 1703 театр был готов принять публику. Все это время в доме Франца Лефорта в Немецкой слободе репетировала театральная труппа Ягана Куншта с восемнадцатью учениками, музыкантами, живописцами, столярами. Для этого там даже организовали «комедийный театрус с хоралом».

Спектакли в комедийной храмине начались в декабре 1703 года. Их давали дважды в неделю - по понедельникам и четвергам. Посещать спектакли могли все желающие. Чтобы зрители охотно ходили в театр, Петр I приказал не брать пошлины с проезжающих после спектаклей и запирать ворота в Кремле, и позже обычного. А чтобы привлечь новых посетителей, «Комедийная храмина» выпускала театральные афиши. Тогда ставили светские пьесы, в том числе «на злобу дня», например, про взятие крепости Орешек, или о графине триерской Геновене и о крепости Грубстона.

Мини-путеводитель по Красной площади

Сохранились данные и о расценке мест в «Комедийной храмине».

Они были четырех типов: за гривну, за 6 копеек, за 5 копеек и за 3. Но сначала билеты на спектакли не продавали. Лишь15 мая 1704 года начали печатать «ярлыки» - театральные билеты. И хотя посещение театра стоило по тем временам дорого, он был полон.

Документы сохранили и бытовые сцены, происходящие в комедийной храмине в XVIII веке. Например, упоминали о курении табака, за которое еще незадолго до этого били батогами и вырывали ноздри.

В комедийной большой деревянной храмине во время комедийного действия смотрящие знатные особы русские и иноземцы и нижних чинов люди многие курят табак в чюланах и ходя по хорам и в нижних местах и с пипок пепел с огнем сыплют на полы с великим небрежением, и оттого - есть ли искра какая закрадется по щелям под полы, а сторожа вскоре того не осмотрят, опасно... (от чего боже сохрани) огненного запаления.

Но даже несмотря на бесплатный проезд, этот первый публичный театр не имел желаемого успеха, и вскоре «комедийная храмина» на Красной площади опустела и переехала на .

Говорят, что... ...1 апреля 1704 года появилось объявление о новой комедии. В назначенный час зрители, включая Петра I, собрались в зале. Заиграла музыка, поднялся занавес, и все увидели надпись: «Сегодня 1 апреля». Зрители терпеливо ждали начала представления, пока, наконец, не узнали, что актеры разошлись по домам. Петру шутка не понравилась, но он заставил себя похлопать и сказал: «Вот это и есть комедиантская вольность» .

А вы можете что-то добавить к рассказу о Комедийной Храмине?