Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.
1. Латинский алфавит
Где используется латиница.
Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.
2. Бетон
Только римляне оценили сей материал по достоинству.
Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.
3. Мощеные дороги и каменные мосты
Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.
Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.
4. Дорожная паутина
Римские дороги дошли и до наших дней.
Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.
5. Водопровод
Акведуки римляне также популяризировали.
Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.
6. Канализация
Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.
Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.
7. Регулярная, профессиональная армия
Ополчение хорошо, а армия еще лучше.
До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.
История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.
Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию
8. Меценатство
Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.
Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.
9. Республика
Республика есть общее дело.
Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.
Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.
Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.
10. Гражданство
Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.
Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.
11. Христианство
Сим победишь.
Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.
12. Социальная мобильность
Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.
Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.
До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.
Post scriptum
Мавзолей простого пекаря.
Сам герой.
Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.
Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.
Хронология
В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;
республика - 509 - 29 гг. до н. э.;
империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Особенности мировоззрения
Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.
В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.
Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.
Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.
Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.
Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.
Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм - представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.
Социальное устройство и экономика.
Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:
патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих руках всю власть;
клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местности и обрабатывавшие земли патрициев;
плебеи, потомки покоренных народов, самый многочисленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бесправными;
рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись военнопленными.
Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:
сельское хозяйство;
промышленное производство (оружие, стекло, керамика);
торговля;
военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеванные народы.
Религия и мифология.
Религия первоначально основывалась на смешении обрядов и верований. Мифология и религиозные представления древних римлян просты и безыскусны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - покровители семьи. Покровителями общин и их земель считались Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с греческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Венера - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Меркурий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале новой эры все большее распространение получает христианство.
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.
Зрелища и праздники.
Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.
Научные и технические достижения
Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просвещенных домах учили не только греческому языку, но и правильной, изящной латыни.
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное, оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества. Их главная черта - психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.
Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.
Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но было утеряно нечто невосполнимое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древнегреческого величия.
Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узко прикладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.
Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .
Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.
Эпикуреизм - единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».
Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.
Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда также киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.
Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.
Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собрания граждан, то управление огромной Римской державой потребовало создания детально разработанной системы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.
Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочисленныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. Отсюда вытекает одна из главных черт римской культуры - политизированность.
Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от государства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание оратора» в 12 книгах.
Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и свободы граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.
Литература
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре.
Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближенного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в которой соединились воедино любовь автора к древним преданиям, греческие философские воззрения на строение Космоса, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Энеида» является самым популярным памятником римской литературы.
Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особенно поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в котором повествуется о превращениях людей в растения и животных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.
Художественная культура
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.
Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и храмом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфитеатр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум - обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались - социальная установка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве.
Архитектура и строительство. Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).
Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструкции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.
Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.
Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).
Приезжим многие привычки местных жителей могут показаться необычными. Так, галантные и вежливые итальянцы в толпе могут создавать самую настоящую «толкотню». При этом, такое поведение вовсе не считается грубостью. Местные жители привыкли к огромному скоплению людей в общественном транспорте и в торговых центрах, поэтому просто пытаются всеми возможными способами проложить себе путь. Многие местные жители во время разговора активно используют язык жестов, а вот у представителей элиты жестикуляция считается признаком невоспитанности.
Итальянцы не привыкли плотно завтракать, поэтому в большинстве местных кафе и ресторанчиков гостям предложат на завтрак лишь кофе и свежие булочки. Основной трапезой считается обед, который состоит минимум из трех блюд. Привычный для европейцев десерт итальянцы могут заменить сырным ассорти и бокалом вина, который не запрещается выпить даже в разгар рабочего дня. Несмотря на любовь коренных жителей к вину, в целом, отношение к спиртным напиткам более чем сдержанное. Их чаще всего употребляют только во время трапезы. Что касается внешнего вида и одежды, то местные жители предпочитают одеваться очень строго. Никаких вызывающих и откровенных нарядов в повседневной жизни не используется.
Самым интересным национальным праздником считается День основания Рима, который отмечают ежегодно 21 апреля. Иногда торжество растягивается на несколько дней, во время праздника проходит масса интересных культурных мероприятий и обрядов. Так, каждый год выбирают Богиню Рима, которой становится победительница конкурса красоты. Одна из главных ролей во время праздника отводится весталкам – девушкам в образе посланниц римской богини Весты, которые и следят за соблюдением всех старинных обрядов. Во время праздника они должны следить за священным огнем, который, согласно старинной легенде, и есть воплощение богини Весты. Во время торжества путешественники могут понаблюдать за театральными представлениями, которые посвящены важным историческим событиям. Основные мероприятия проходят вблизи храма Геркулеса. Копирайт www.сайт
Посетив же город на Тибре в феврале, можно окунуться в атмосферу празднования Mardi Gras. Традиции, как и в случае с Днём основания Рима, восходят ещё к языческим временам. В честь фестиваля начиная от Piazza del Popolo рядом с Фонтаном Нептуна едут старинные кареты в сопровождении конной гвардии - видящим такое зрелище людям кажется, что на дворе - XVI век, а в карете сидит кто-то из представителей семьи Борджиа. Но то, что сейчас XXI век, можно обнаружить, только посмотрев на наряды зрителей. Сопровождается шествие музыкой, кареты окружены персонажами из Comedia del arte. Заканчивается действие в самом конце via Corso на Piazza Venezia.
Однако самым «римским» фестивалем назван Noantri. Проводится он традиционно в районе Травестере во второй половине июля. Во время празднования Мадонна-дель-Кармине (святая реликвия, найденная в устье Тибра) «обходит» Рим в сопровождении людей в белых рясах. Вместе с тем, народные танцы, песни и игры не дают заскучать на строгой церемонии. Отведать здесь можно и вина, и мясных блюд. А если посетить Рим 10 августа, то в эту ночь при виде падающей звезды нужно попросить исполнения желания. В это время падающие звёзды символизируют слёзы мученика Св. Лоренцо, который попросит на небесах за верующих. Может быть, поэтому у итальянцев всегда всё получается?
Ещё один праздник, который проводится летом - Ferragosto. Он является причудливым сочетанием традиций христианства и язычества - впрочем, в этом можно усмотреть и саму «изюминку» Вечного города, который, по сути, вобрал в себя и те, и другие обычаи. Отмечается он 15 августа. Однако, прибыв в Рим в данное время, можно обнаружить город полупустым, а кафе и рестораны закрытыми - связано это с тем, что итальянцы предпочитают праздновать торжество в горах или на море. Несмотря на это, в день празднования, оставшись в Риме, можно посетить спектакли, выставки, музеи, водные аттракционы.
10 обычаев Древнего Рима
Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.
10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.
9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.
8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.
7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.
6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.
5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».
4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.
3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.
2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.
1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.
Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.
Вконтакте
Античная римская культура
Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:
- царский (8–6 вв. до н.э.);
- республиканский (6–1 вв. до н.э.);
- имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).
Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.
Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.
Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .
Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.
Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.
В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.
Древнеримское наследие
Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:
- Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
- Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
- Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
- Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
- Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.
Искусство
Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.
Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.
Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .
Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.
Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.
В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.
Архитектура Древнего Рима
Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.
Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .
Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.
Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.
Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.
Культурные традиции
Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .
Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.
Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.
Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.
Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.
Специфика
Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.
Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.
Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.
Музыкальная культура
Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.
Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.
Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.
Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.
Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.
Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.
Вклад Древнего Рима в мировую культуру
Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.
Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима
Культура и история Древнего Рима кратко
Вывод
Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.