С творчества Т. Г. Шевченко начинается расцвет украинского изобразительного искусства. В его работах впервые с великой силой зазвучали новые темы и общественные мотивы, острые социальные проблемы тогдашней действительности.

В 1838 году Тарас Шевченко поступает в Петербургскую Академию Искусств, и становится учеником Карла Брюллова. Первой жанровой картиной было полотно » Мальчик — нищий, делящийся милостыней с собакой под забором» (1839 год), за которую художника наградили серебряной медалью. Спустя два года появляется работа » » (1840 год).

Т. Г. Шевченко » Мальчик с собакой в лесу» (1840 год). Бумага, сепия

Портретная живопись

Как и у большинства украинских художников первой половины XIX века, портрет был основным жанром в творчестве Тараса Шевченко. В ранних портретах прослеживаются черты прогрессивного романтизма. Идейный смысл романтических портретов — любовь к свободе, вера в призвание человека, как творческой, гармонично развитой личности.

Художник изображал людей вдохновенными, прекрасными, высоко оценивая пластическую завершенность строения человеческого тела и считая освещенное счастьем лицо божеством бессмертной красоты.

Известно 150 портретов работы великого художника — это » Автопортрет » (1840 — 1841 годы), портреты Маевской, Горленко, Лизогуба и многие другие. В энергичном повороте головы » Автопортрета», во взгляде молодых живых глаз, в резко очерченной линии губ выражается и романтическая направленность личности, и благородство. Особенно изысканными мазками выделено лицо, руки и прическа.

Первый автопортрет Тараса Шевченко (1840 год)

Работам Шевченко присуща выразительность пластики, освещение и корректный колорист. Дозированием интенсивности мазка акварели он достигает ощущения шелковистости поверхности картины. Тарас Шевченко пишет маслом и карандашом. В этот период он рисовал по большей части ровесников, и таким образом создал психологический портрет молодости этого периода. Однако арест и ссылка резко оборвали романтическую ноту в его творчестве.

В 1845 году Шевченко закончил Академию Искусств, и впоследствии работал в Киевской археографической комиссии. Путешествуя по Украине в 1843 — 1845 годах, Тарас Шевченко глазами зрелого мастера увидел красоту родной земли, по — новому оценил эту красоту и ужасные условия жизни людей. Огромный интерес представляют жанровые картины » На пасеке » и » Сельская семья».

Т. Г. Шевченко » На пасеке» (1843 год) Холст, масло

Мастерски скомпонованные, проработанные в деталях, сочные по колориту, чувству гармонии и светотени пейзажи в акварели » Цыганка — ворожка». В картине » Катерина » простотой пейзажного фона подчеркнута красота родной земли и прелесть молодой украинки.

Т. Г. Шевченко » Катерина» (1842 год)

Пейзажи в творчестве Шевченко.

Археографическая комиссия поручила Тарасу Шевченко подробно зарисовать и описать старинные сооружения и древние могильные курганы. Художник в этот период выполнил много рисунков, этюдов и эскизов, среди которых можно назвать следующие:

  • » Вознесенский собор в Переяславе «

Т. Г. Шевченко » Вознесенский собор в Переяславе» (1845 год). Акварель.
  • » Аскольдова могила «

Т. Г. Шевченко » Аскольдова могила» (1846 год). Акварель.
  • » Богданова церковь в Суботове «

Т. Г. Шевченко » Богданова церковь в Суботове» (1845 год). Бумага, акварель
  • » Почаевская Лавра «

Т. Г. Шевченко » Почаевская Лавра с юга» (1846 год)
  • » Чигирин с Суботовской дороги»
  • » Чумаки среди могил «

Т. Г. Шевченко » Чумаки среди могил» (1846 — 1847 годы).

Казахский период


Т. Г. Шевченко » Пожар в степи» (1848 — 1849 годы)

Красота неба для художника приобретает очень важное значение. Драма неба выражена в следующих пейзажах:

  • » Форт Кара — Бутак «,

Т. Г. Шевченко » Форт Кара — Бутак»
  • » Рустамова могила»
  • » Укрепление Раим»
  • » Низовой берег острова Святого Николая»

Казахскими пейзажами Тараса Шевченко завершается эволюция украинского романтического пейзажа от камерных работ до произведений эпического и драматического характера. Творчество Т. Г. Шевченко приобретает совершенно новые черты — интерес к истории родного народа.

Исторические композиции Тараса Шевченко.

  • » Дары в Чигирине » (1844 год) — гетман Богдан Хмельницкий принимает в Чигиринской резиденции дары от иноземных послов.

Т. Г. Шевченко » Дары в Чигирине 1649 года». Бумага, офорт
  • » Судный совет » (1844 год) — изображение коллективного обсуждения дел общественного значения.

Т. Г. Шевченко » Судный совет» (1844 год)
  • » Старосты » (1844 год) — сцена создания будущей семьи по взаимному согласию влюбленных парня и девушки.

Т. Г. Шевченко » Старосты» (1844 год). Бумага, офорт

Народные мотивы в творчестве художника

В серии офортов выражена мысль о вечных ценностях, незыблемых моральных устоях, основанных на композиции свободного выбора, об уважении человеческого достоинства и справедливости, о развитии народной этики.

В начале 40 — х годов XIX века Тарас Шевченко большое внимание уделял изображению жизни простого народа, бытовых сцен, народных праздников и обычаев. Среди произведений данного периода можно выделить полотна » Сельская семья», » Катерина» и » Цыганка — ворожка «.

Т. Г. Шевченко » Цыганка — ворожка» (1841 год). Бумага, акварель

В серию рисунков » Притча о блудном сыне» (1856 — 1857 годы) автор вносит тонкий юмор и политическую сатиру, что для того времени тоже было новым и необычным веянием.

Тарас Шевченко по праву считается основоположником критического реализма в . Художник работал в жанре живописи, графики, монументально — декоративной живописи и акварели. К тому же, он в совершенстве владел техникой масляной живописи, акварели, офорта, рисовал карандашом и пером.


Т. Г. Шевченко » Сельская семья» (1843 год). Холст, масло

Тарас Григорьевич Шевченко – выдающийся украинский писатель и поэт, чье творчество сделало его ни много ни мало, а символом украинского народа и одной из главных колонн, на которой держится вся наша украинская культура. Так, все мы с вами еще со школьной скамьи хорошо знаем Шевченко именно как писателя, поэта, и вот немножко подзабыли о том, что Тарас Григорьевич был не только гениальным писателем, но и не менее гениальным художником. Художественное наследие Тараса громадное – сохранилось 835 произведений, картин, портретов, гравюр на разные темы, написанные в течение различных периодов жизни великого Кобзаря. Еще более 270 произведений считаются потерянными, к сожалению. В сегодняшней статье я намерен познакомить вас с этой значительно менее освещенной стороной творчества выдающегося украинца, познакомить вас с Шевченко-художником.

Тяга к живописи и рисования у Шевченко была с самых ранних лет его жизни, еще будучи совсем маленьким Тарас любил расписывать мелом стены дома, стол, скамейки, разными странными причудливыми узорами, также с удовольствием рисовал людей, животных, пейзажи. Как-то нарисовал пьяного дьяка Богорского, у которого находился на воспитании с 13 лет, после смерти своих родителей. Дьяк обиделся на свой портрет и наказал юного художника. Впоследствии Шевченко убегает от дьяка-самодура, а так как тяга к живописи превратилась в неугасимую страсть, Тарас целенаправленно ищет в окрестных селах учителя-художника. И находит – сначала становится учеником диакона Ефремова, а затем учится живописи еще у многих разных мастеров.

В 1828 году Шевченко становится слугой Павла Энгельгардта, богатого россиянина дворянского происхождения. Энгельгардты были тогдашними олигархами, ведь их семья входила в четверку самых богатых украинских семей. Павел Энгельгардт заприметил талантливого юношу и решил сделать из него своего придворного живописца (тогда это было модно) сперва взял его с собой в путешествие в Вильно, где Шевченко, вероятно, учился у профессора рисования Вильнского университета Рустемеса.

Одна из картин того периода – «Бюст женщины», написанная простым карандашом в 1830 году, Тарасу тогда было всего 16 лет. Возможно, эта красивая мечтательная барышня на картине была одной из его муз, как знать …

И портрет Павла Энгельгардта, сделанный акварелью, 1833 год.

В 1831 году Энгельгардт вместе с Шевченко переезжает в Санкт-Петербург, тогдашнюю художественную и культурную Мекку Российской империи. В Петербурге талантливого парня замечают выдающиеся русские художники Карл Брюллов и Василий Жуковский, которые совместными усилиями выкупают Тараса из крепостной и способствуют его вступлению в Петербургскую академию искусств, а Карл Брюллов становится учителем и наставником юного художника.

В мастерской Карла Брюллова происходит его дальнейшее художественное формирование. В этот период Тарас знакомится с творчеством известных мастеров мировой живописи: Рембрандтом, Рубенсом, Ван Дейком, Веласкесом. А его заветной мечтой, которой так и не удалось осуществиться, было посетить Италию и познакомиться с великим итальянским искусством эпохи ренессанса. Шевченко заканчивает Академию искусств одним из лучших студентов, а его художественные произведения то и дело получают различные премии и вознаграждения.

«Катерина» – одна из интереснейших картин Шевченко, написанная маслом в 1840 году. Картина очень символична, в форме образов автор передает те чувства, которые словно волны бурлили в его сердце. Босоногая девушка в центре картины, символизирует страдающий украинский народ, русский солдат на коне – самодержавную русскую монархию, подавляющую Украину, сидящий на земле крестьянин, (чем-то похож на казака Мамая) олицетворяет собой свободное прошлое, стремление к которому насквозь пронизывает как литературное, так и художественное творчество Тараса.

Эта картина называется «Цыганка гадает украинской девушке», написанная в 1841 году, здесь тоже прослеживается схожий сюжет, а украинская девушка символизирует не что иное, а саму Украину.

В 1843 году Тарас покидает Петербург и отправляется в свое путешествие Украиной во время которой рисует ряд красивых украинских пейзажей:

Костел в Киеве, 1846 год.

В 1847 году Шевченко получил заказ написать портрет молодой княгини Екатерины Кейкаутовой, нежная и юная женщина, которая страдала от деспотизма мужа, вызвала сочувствие и симпатию художника. Уже закончив свой портрет, он долго ее вспоминал и даже предсказал в повести «Княгиня» (уже написанную в ссылке) ее скорую смерть. Этот образ был его последним вспоминанием о свободе – при возвращении из имения князя его уже ждали жандармы, у которых был приказ арестовать Шевченко за активное участие в Кирилло-Мефодиевском обществе (созданном для борьбы против крепостничества) и за «возмутительные» произведения. Приговор был иезуитским, Шевченко отдано в солдаты с запрещением писать и рисовать.

10 лет провел Шевченко в ссылке, сначала в Орской крепости, затем в Новопетровском форте и только в 1857 году, вслед за смертью российского царя Николая Первого благодаря энергичным ходатайствам его друзей в Петербурге он получил долгожданное помилование. Именно в эти тяжелые годы искусство Шевченко-художника достигает необычной глубины, окрашенное личными страданиями оно еще больше начинает обращаться к вечным темам.

Среди почти 400 работ того периода выделяются акварельные пейзажи, сделанные во время экспедиции географа А. И. Бутакова, которому по счастливому провидению Тарас попал художником. Шевченко любил природу и был прекрасным пейзажистом.

А это одна из его лучших картин пейзажного направления – «Пожар в степи», написанная в 1848 году, во время степного перехода из Орска к Аральскому морю, когда Шевченко стал очевидцем удивительного впечатляющего зрелища – гигантского пламени, от подожженной казахами сухой травы.

Но не меньшее пламя горело в душе легендарного Кобзаря, который оставил нам в наследство свои замечательные художественные и литературные произведения, которые вдохновляют и будут вдохновлять еще не одно поколение украинцев.

Автопортрет со свечей, 1860 Прерванное свидание, 1839-1840
Дары в Чигирине, 1844
Старосты, 1844
Казахи в юрте, 1849
Казах на коне, 1848-49
Трио, 1851 Цыган, 1851 Шевченко среди товарищей (Шевченко справа), 1851 Песня молодого казаха, 1857 Байгуши (нищие) (на заднем плане сам Шевченко), 1853 Байгуши под окном, 1856 Робинзон Крузо, 1856 Казашка, 1856 Нарцисс и нимфа Эхо, 1856 Диоген, 1856 Казашка Катя, 1857 Проигрался в карты (из серии “Блудный сын”) 1856-57 В хлеве (из серии “Блудный сын”), 1857 На кладбище (из серии “Блудный сын”), 1856-57 Среди разбойников (из серии “Блудный сын”), 1856-57 Наказание колодкой, 1856-57 В тюрьме, 1856-57 Старец на кладбище, 1859 Мальчик-натурщик, 1860

ПОРТРЕТЫ

Портрет О.Лунина, 1838 Портрет Маевской, 1843 Портрет М.Г. Репина, 1843 Портрет Рудзинского, 1845 Портрет Лизогуба, 1846-47


Т.Г. Шевченко как художник

Среди плеяды деятелей украинской культуры Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814-1861) принадлежит особое место. Шевченко был наделен многими чертами характера: пылким вольнолюбством, большим трудолюбием, жаждой учиться, широким диапазоном интересов, тонким знанием человеческой психологии. Если умножить это богатство удачи на талант в поэтическом слове и в изобразительном искусстве, то станет понятной феноменальная природа его как человека и художника.

При знакомстве с событиями Шевченко жизнь может сложиться впечатление, что они словно цепь случайностей, который мог оборваться в любом месте. Действительно, и прихоть помещика Энгельгардта взять себе за «казачка» в путешествие к Свободная и Петербурга рано осиротевшего Тараса, и встреча в Летнем саду с Иваном Сошенко, и труд у Василия Ширяева по размалевыванию интерьеров петербургских театров, и драматические обстоятельства выкупа из крепостничества, наконец, вступление в Академии искусств в класс Карла Брюллова, - эти «ступеньки» Шевченко роста опираются вроде на нетвердую почву стечении обстоятельств.

Юный Шевченко пришел 1831 года в Петербург пешком, преодолев в сочетании с другими крепостными Энгельгардта сотни вест глубокими снегами Прибалтики и русского Севера. От суровой зимы 1831 года началось его длительное столичную жизнь, полная борьбы за существование, неугасающей желание стать свободным, выучиться на профессионального художника.

Оснований для отчаяния на то время у Тараса было достаточно, но он не поддавался ему. Своими способностями в поэзии и рисовании, трудолюбием и добрым, живым нравом украинский крепостной вызвал в передовых российских деятелей культуры не только любопытство, но и желание практически помочь ему.

Удивления достойна драматическая эпопея выкупа Шевченко из крепостничества, в которой остро столкнулись полярные силы тогдашней России: наглый торговец душами Энгельгардт, который олицетворял крепостническую систему, и демократически настроенные художники В.Жуковский, О.Венецианов, Брюллов, И.Сошенко, В.Григорович и другие, те которые хотели, чтобы юноша получил образование и волю.

Став свободным, Шевченко не терял ни одного дня. Поэзия, рисунок, живопись вполне заполонили его. Он буквально упивался творчеством. Шевченко был принят в Общество поощрения художников (1835) и в Академию искусств (1838).

В течение семи лет обучения из-под его кисти, карандаша, граверского штихеля и офортной иглы вышли не только ученические, но и законченные, зрелые произведения. Во время обучения Тарас Григорьевич был трижды награжден серебряными медалями. Задолго до предоставления в марте 1845 года официального звания свободного художника Шевченко уже работал на уровне профессионального мастера.

Не по годам гражданская и художественная зрелость заметна и в его литературном творчестве. Именно в период академических студий им написаны такие шедевры, как поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Сова», издано в 1840 году первый сборник стихов «Кобзарь».

Весь поэтический и часть художественного наследия петербургского периода тематически связанные с Украиной, хотя между 1830-1843 годами ему ни разу не удалось побывать в родном крае.

Посещение Украины 1843 года имело решающее значение в выборе Шевченко дальнейшего жизненного пути - словом и кистью работать для своего народа. Окончив в марте 1845 года Петербургскую Академию художеств, он сразу же перебирается на Украину, поселяется в Киеве и принимает предложение быть художником Археографической комиссии при университете.

Творческие и жизненные планы Шевченко были внезапно оборваны. По доносу провокатора 5 апреля 1847 года он был арестован как член тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества. У него были конфискованы тетради с «крамольными» стихами, альбом с киевскими этюдами, который попал в руки киевского губернатора и исчез бесследно. Эти бумаги стали обвинительными документами против Шевченко. О них было донесено самому царю. Приговор был суров: ссылки рядовым солдатом в отдельный Оренбургский корпус. Там Шевченко держали под строжайшим надзором и запрещали писать и рисовать.

Жестокий удар судьбы впечатлительный поэт и художник воспринял болезненно. Следствие, допросы, связанные с ними переживания сказались и на состоянии здоровья, и на внешнем виде. Печаль тревоги и страдания отразилась на автопортретах, которые Шевченко создал в ссылке. Однако и в Оренбурге продолжалось его поэтическое и художественное творчество.

Помнили о его судьбе и на Украине, и в Петербурге. После смерти царя Николая I, по просьбе вице-президента Академии искусств Шевченко был освобожден. С подорванным здоровьем, но не сломлен духовно в 1857 году он прибыл в Петербург. Он совсем не щадил своего подорванного здоровья работая с удивительной целеустремленностью и настойчивостью. Готовил новое издание «Кобзаря», заключал «Букварь и учебники по истории и арифметики для украинских школ, писал новые поэмы и стихи, рисовал портреты.

Зимой 1860-1861 лет состояние здоровья Тараса Григорьевича резко ухудшилось. 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1861 года он умер. Похоронен был сначала на Смоленском кладбище в Петербурге. По его завещанию, прах весной того же года перевезен на Украину и похоронен в Каневе на высоком берегу Днепра, неподалеку от тех мест, где он родился и вырос.

Творческое наследие Шевченко - новая и яркая страница в истории украинской художественной культуры. Тонкое чутье современной ему действительности сочеталось со знанием истории мировой и отечественной. Развитая интуиция относительно прежних времен и современной действительности давала ему возможность наполнить новым содержанием изображения давности.

Из архивных документов и личных свидетельств Шевченко известно, как старательно он учился. В становлении профессионального мастерства Шевченко ведущую роль сыграл выдающийся русский живописец Карл Брюллов (1799-1852), который был не только учителем Шевченко, но и его старшим другом, в 1839 году Тарас Григорьевич некоторое время жил у Брюллова.

Весомыми были достижения Шевченко в области живописного и графического портрета. Он исполнил около 150 произведений этого жанра, половина которых создана еще до ссылки. В них чувствуется романтическая концепция человека, которая в конце 18в. и в первой половине 19в. преобладала в творчестве многих европейских художников.

Шевченко облюбовал акварельный рисунок еще в доакадемический период своей жизни, имея в нем определенные навыки, а возможно, и первые достижения. Этого он достиг многочисленными упражнениями и копированием.

В ряде портретов прослеживается стремление Шевченко подчеркнуть гармоническую сущность человека, выявить ее моральное, интеллектуальное и физическое совершенство. Для него человек - мера всех вещей: художник видит в ней лишь прекрасное и высокое. И в то же время перед зрителем небеззаботные лица, а целенаправленные характеры, волевые натуры. Темперамент и умиротворения, порыв и доброжелательность - на этих психологических регистрах строятся окутанные романтической дымкой образы.

Выражения лиц на портретах 30-40 лет отмечает некоторая загадочность, воплощенная в первую очередь в проникновенных взглядах. Концепция человека основывается у него на общественно-нравственных предпосылках: гражданской честности, преданности героя демократическим идеалам, нравственной чистоте, то есть на основе распространенного тогда прогрессивного романтизма.

Шевченко принял для себя немало полезного от русской портретной школы. Есть в его произведениях и черты, касающиеся западноевропейского классицистического портрета. Исходя из выдающихся достижений и стилистической определенности искусства своей эпохи, он выработал свой собственный взгляд на человека. Его модели - это, как правило друзья, знакомые. Личная нота в его произведениях очень сильная. Она выражается в тщательном «рисовании» удачи и настроения; она подтверждается и средствами выразительности - шелковистыми размывами акварели, нежными наплывами масляных красок. Ища соответствующих оттенков и переходов тонов для передачи свежести молодых лиц (Маевская, Закревская, Кейкуатова, Горленко), острых, внезапных или же элегических взглядов (масляный автопортрет, Лизогуб, Рудзинский, Лукомский, Кулиш), он стремится сплавить романтическую внешность своих героев с их внутренней содержательностью. Мгновенные чувства, которые фиксируются поворотом головы, взглядом, - не случайные импульсы, а выразители характеров.

Одним из вершин его поисков является сепия «Казашка Катя» (1856-1857), в которой дано типичный образ девушки в момент прозрения, осознания себя как представительницы своего народа. Вместе с тем в этой девушке, которая, заслоняя рукой мерцающий свет ночника, всматривается в причудливые загадочные орнаменты надгробий своих предков, усматривается отголосок распространено в первой половине XIX ст. «кладбищенского романтизма» с его потаенными провидами, «страшными» сюжетами. Шевченко сумел придать сцене глубокого гуманистического периода.

Особое место в портретной творчества Шевченко занимают автопортреты, в которых он запечатлел себя в разные времена жизни, в разных настроениях и переживаниях, но непременно с глубоким искренним самоанализом, с психологической насыщенностью. В автопортретах художника всех периодов творчества - от юноши байроновского настроения и внешности, до выстраданного, но непреклонного мужа средних лет - кроется большая сила типизаций.

Другими жанрами изобразительного искусства, в которых наследие Шевченко был достаточно весомым, есть историческая композиция и иллюстрация к произведениям отечественной и мировой классики.

Бросается в глаза достаточно самостоятельное изобразительное прочтения литературных сюжетов.

Акварель «Цыганка-гадалка» (1841) можно отнести к одной из программных произведений Шевченко-бытописателя. Это быль о том, как молодая девушка решила прибегнуть к гадание цыганки относительно своей будущей судьбы. Художник дает достаточно внятную характеристику персонажам, тщательно вырисовывал черты их характера - доверчивой простодушной девушки и говорливой гадалки. С двойным чувством страха и надежды, даже опасаясь взглянуть на свою «пророчицу», ждет черноволосая красавица на ее «приговор». Всю эту исполненную бытовых деталей ситуацию Шевченко выразил в типовой сцене из народной жизни.

Наследие Шевченко - огромное достижение всей украинской художественной культуры. Шевченко определил направления развития литературы и изобразительного искусства Украины на путях гуманизма, народности, борьбы за лучшую долю людей.

Слава Шевченко пережила эпоху, в которую он жил. Его бессмертные произведения и сегодня высоко ценит прогрессивное человечество, его имя известно во всем мире.

Примечания

шевченко художник автопортрет самоанализ

1. Андрущенко, Т. Художественное новаторство Шевченко / Т. Андрущенко // Изобразительное искусство. - 2005. - №1. - С. 49-51.

2. Вериковская, И. Новый этап художественного шевченковедения / И. Вериковская // Литературная Украина. - 2006. - № 25. - С. 1, 4.

3. Войтович, В. Тарас Шевченко-художник / В. Войтович // Русский язык и литература. - 2009. - №8. - С. 3-4.

5. Красицкий, Д.Ф. Тарас-художник [Текст] : рассказы о юности Т.Г.Шевченко.- К. : Радуга, 1973. - 140с.

6. Огоновська, С. Галерея художественных произведений Т. Шевченко // Дивослово. - 2004. - №5. - С.9-12.

, купить картины художника на холсте

Шевченко Тарас Григорьевич (25 февраля (9 марта) 1814 — 26 февраля (10 марта) 1861) украинский художник, поэт, прозаик, этнограф, академик Императорской Академии художеств, представитель реализма .

Шевченко Тарас родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в многодетной семье Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта. Через два года родители Тараса переселились в село Кириловка. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. До 9-летнего возраста Тарас был на попечении своей старшей сестры Екатерины. В 1825 году, когда Шевченко шел 12-й год, умер его отец. После смерти отца началась самостоятельная жизнь Тараса : сначала прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным селам у дьячков-маляров ("богомазов", то есть художников-иконописцев). В школе дьячка-учителя Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта сначала в роли поваренка, затем слуги-казачка. Страсть к живописи не покидала его. Заметив способности Тараса , в период пребывания в Вильне, Энгельгардт отдал Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург, Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" В. Ширяеву. В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости украинского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. В апреле 1838 года в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Шевченко Тараса . В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений — поэму "Катерина". В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Годы 1840—1846 — лучшие в жизни Шевченко . В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году вышел под названием "Кобзарь", небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли "Гайдама́ки" — самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника; в том же году, путешествуя по Украине, познакомился с княжной В. Н. Репниной. В 1842 году была написана "Катерина" — единственная сохранившаяся картина академического периода, написанная маслом. Картина создана на тему одноименной поэмы художника. Шевченко стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. Тарас Шевченко одним из первых в искусстве классицизма изображает беременную женщину, обобщая образ своей героини до уровня некоего символа, говорящего о метаисторической судьбе целой нации. Хотя Шевченко еще не отошел от академизма в построении композиции, изображении человеческих фигур и пейзажа в этом произведении, идейная направленность картины делает ее настоящей вехой в развитии критического реализма в украинском искусстве. Шевченко в течение нескольких месяцев 1845—1846 гг. работал в качестве штатного художника археологических исследований Киевской Археографической комиссии при Киевском университете. Ко времени пребывания Шевченко в Киеве (1846 г.) относится сближение его с Н. И. Костомаровым. В том же году Шевченко Тарас присоединился к сформировавшемуся тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевскому обществу, состоявшему из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в создании политической организации и понесли разные наказания, причем больше всего досталось Шевченко за его поэму "Сон". Решением Третьего отделения, утвержденного собственноручно Императором, 30 мая 1847 года 33-летний Шевченко Тарас Григорьевич по рекрутской повинности был определён на военную службу рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, размещавшийся в Оренбургском крае (территория современных Оренбургской области России и Мангистауской области Казахстана), "под строжайшее наблюдение начальства" с запретом писать и рисовать. Орская крепость, куда сначала попал рекрут Шевченко , представляла пустынное захолустье. "Редко, — писал Шевченко, — можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнаженные серые горы и бесконечная Киргизская степь…". Шевченко послал Жуковскому трогательное письмо с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости — права рисовать. В этом смысле за Шевченко хлопотали граф Гудович и граф А. Толстой; но помочь Шевченко оказалось невозможным. Запрещение рисовать не было снято до самого окончания службы. В 1848—1849 годах некоторое утешение дало Шевченку участие в экспедиции по изучению Аральского моря. Благодаря гуманному отношению к солдату генерала Обручева и в особенности лейтенанта Бутакова, Шевченко поручено было срисовывать для отчёта об экспедиции виды Аральского побережья и местные народные типы. Однако, об этом нарушении стало известно в Петербурге; Обручев и Бутаков получили выговор, а Шевченко отправлен в новую пустынную трущобу — военное укрепление Новопетровское — с повторным запрещением рисовать. Находился в Новопетровском с 17 октября 1850 года по 2 августа 1857 года, то есть — до окончания службы. Не имея возможности рисовать, Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого. Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году благодаря настойчивым ходатайствам вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и его супруги графини А. И. Толстой. С продолжительными остановками в Астрахани и Нижнем Новгороде Шевченко вернулся по Волге в Петербург и здесь на свободе всецело увлёкся поэзией и искусством. Попытки устроить семейный очаг, женившись на актрисе Пиуновой, крестьянках-служанках Харите и Лукерье, успеха не имели. Почти всё своё время, свободное от многочисленных литературных и художественных знакомств, званых обедов и вечеров, Шевченко отдавал гравировке. В 1859 году Шевченко побывал на Украине. В апреле 1859 года Шевченко , представляя некоторые свои гравюры на усмотрение совета Академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Совет 16 апреля постановил признать его "назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди". 2 сентября 1860 года, наряду с живописцами А. Бейдеманом, Ив. Борниковым, В. Пукиревым и др., Шевченко Тарасу Григорьевичу была присуждена степень академика по гравированию "уважение искусства и познаний в художествах". Скончался Шевченко Тарас Григорьевич в Санкт-Петербурге 26 февраля (10 марта) 1861 года от водянки. Похоронен сначала на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а через 58 дней гроб с прахом Т. Г. Шевченко , в соответствии с его Завещанием, перевезен на Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева.

Пейзаи, бытовая живопись.