Мы регулярно проводим тематические выставки по согласованию с Департаментом Культуры города Москвы, – рассказал «ВМ» Александр Максович. – Предыдущая выставка была посвящена пейзажам моего творчества и проходила в нашей галерее с 30 мая по 29 июня. Из выездных экспозиций у нас сейчас проходит выставка «Они сражались за Родину!», она уже успела побывать в Брянске и Курске, далее планируется ее открытие в Орле, Туле, а также в Севастополе».

На выставке представлено 18 работ художника. Среди них как новые, написанные в 2014 году, так и созданные ранее произведения. Данная экспозиция будет представлена только в Москве.

Натюрморт – старейший жанр изобразительного искусства. Он достиг своего расцвета в XVII столетии, благодаря творчеству великих голландских и фламандских мастеров. Натюрморты Александра Шилова, продолжая традиция мастеров Нового времени, приобретают особое лирико – философское звучание.

Философский натюрморт Шилова «Рождество» (2006) не дает готовых ответов на извечные вопросы о добре и зле, но учит своего зрителя видеть и чувствовать сердцем. Интересно световое решение картины: неявное, приглушенное освещение дает особую жизнь живописным эффектам – тлеющему огоньку лампады, золоту роскошных портьер.

Особым возвышенным и светлым чувством проникнут религиозно-философский натюрморт «Богородица» (2014), в котором художник чутко передает идею всепобеждающей, вселенской материнской любви.

Глубоким философским смыслом отличается натюрморт «Любовь и меч» (2012), в котором Александр Шилов отражает свои размышления о сущности бытия. Художник говорит нам, что единственное чувство, которое вечно в этом мире – любовь. Поражает исполнительское мастерство Шилова, с которым он передает особенности материала: матовость бронзы, блеск стали, складки алой драпировки.

Живопись мастера воздушна, возвышенна, но в то же время удивительно красочна, легка, осязаема. К лучшим традициям голландских мастеров восходит натюрморт мастера «Дары востока» (1980), над которым художник работал, изображая «по нескольку ягод в день, добиваясь, чтобы они светились насквозь, как бы наполненные солнцем…».

Полотно «Анютины глазки» (1982) неоднократно экспонировалось на многочисленных персональных выставках художника, как в России, так и за рубежом. В одной из книг отзывов в этом натюрморте были написаны проникновенные строки: «Каждый цветок неповторим, смотрит в мир и улыбается». Следуя заветам старых мастеров не выставлять на суд людской сложности творческой кухни, Шилов как бы воссоздает живое творение природы.

Основанное на прекрасных традициях реалистического искусства, творчество Шилова показывает нам всю красоту и разнообразие окружающего мира. Сложнейшие образно-художественные и живописные задачи воплощает Александр Шилов в своих натюрмортах, отличающихся высшим мастерством исполнения.

Великая Россия испокон веков рождала таланты, которыми по праву гордится все человечество. Они вошли в историю мировой культуры. Их имена – бессмертны. Среди наших современников, творящих сегодня русскую культуру, безусловно выделяется Александр Шилов. Он – один из выдающихся художников XX столетия, живая легенда, гордость и слава России.

В 1957–1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968–1973). Принимал участие в выставках молодых художников. В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за ее пределами. Его картины с большим успехом экспонировались во Франции (Галерея на бульваре Распай, Париж, 1981), Западной Германии (Виллибодсен, Висбаден, 1983), Португалии (Лиссабон, Порту, 1984), Канаде (Ванкувер, Торонто, 1987), Японии (Токио, Киото, 1988), Кувейте (1990), Объединенных Арабских Эмиратах (1990), других странах.

Творческий человек может снять фотостудию и создавать прекрасные портреты современников, может проявить свой дар в других видах творчества. Александр Шилов не просто творец – он художник от Бога.

Александр Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление – реализм и на всю жизнь остался верен избранному пути. Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжая традиции русской реалистической живописи XVIII–XIX веков, он целеустремленно, вдохновенно шел своей дорогой, обогащая, совершенствуя собственный художественный язык. Он избежал влияния разрушительных тенденций в художественной культуре ХХ столетия, не утратил чудесных свойств своего таланта и самого дорогого инструмента художника – сердца.

Среди большого количества его работ – пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова – портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений – люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них – портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976), В.И. Севастьянова (1976), В.А. Шаталова (1978), «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин, 1980), «Академик Н.Н. Семенов» (1982), «В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин» (1987), «Митрополит Филарет» (1987), «Митрополит Мефодий» (1990), «Архиепископ Пимен» (1990), «Игумен Зиновий» (1991), «Кинорежиссер С. Бондарчук» (1994), «Драматург В. Розов» (1997), «Народный артист СССР Евгений Матвеев» (1997), «Портрет А. Якулова» (1997), «Портрет Тамары Козыревой» (1997), «Портрет епископа Василия (Родзянко)» (1998), «Писатель Аркадий Вайнер» (1999), «Портрет матери», «Г.Х. Попов» (1999), «После бала (Наталья Богданова)» (2000).

Как художник-портретист Александр Шилов – своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим: «Моя бабушка» (1977), «Хозяин земли» (1979), «Зацвел багульник» (1980), «В день рождения Ариши» (1981), «Вдвоем» (1981), «Холодает» (1983), «Дед Гаврила» (1984), «Солдатские матери» (1985), «Портрет матери» (1988), «Матушка Макария» (1989), «Бомж» (1993), «Брошенный» (1998). Особая мягкость, задушевность образов делает работы А. Шилова глубоко национальными.

Все в картинах А. Шилова несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.

Никакие высокие слова не способны передать того великого мастерства, которого достиг Александр Шилов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут.

Помимо работ маслом в коллекции художника представлена живопись, выполненная им в технике пастели. Это старинная техника, в которой художник пишет специальными цветными мелками, растирая их пальцами. В совершенстве овладев этой сложнейшей техникой, Александр Шилов стал непревзойденным мастером пастели. Никто со времен Ж.Э. Лиотара не достигал такого виртуозного мастерства.

Покоряет, чарует, никого не может оставить равнодушным портрет

Машеньки Шиловой (1983), выполненный в этой технике. Какая же Машенька красивая! Какие у Машеньки длинные волосы! Какое у Машеньки нарядное, роскошное платье! Малышка уже сознает свою привлекательность. Гордость, радость и счастье озаряют ее умное, милое, нежное личико. Осанка Машеньки, положение головки, рук – все полно естественной грации и благородства. По-детски пухленькие ручки ласково, заботливо обнимают любимого мишку. Девочка одушевляет его, не расстается с ним ни на секунду – жалостливая, добрая, чистая душа у этого ребенка.

Детское счастье Машеньки совпало со счастьем самого художника. Нельзя не почувствовать, что картина создавалась в едином порыве любви и счастливого вдохновения. Все в ней изображено так любовно, выписано с таким великим и поразительным искусством: милое личико (блеск глаз, нежная бархатная кожа, шелковистость волос), шикарное платье (переливы атласа, роскошь кружев и лент), мохнатый мишка. По тщательности и правдоподобию только талант и любовь А. Шилова могли это сделать.

Изображение на полотнах А. Шилова «дышит» такой подлинностью, что зрители перед картинами плачут и смеются, грустят и радуются, восхищаются и ужасаются. Такие портреты – плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника. Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной, нервной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну. Россия для Александра Шилова прекрасна и любима. Пейзажная живопись мастера – трепетное признание Родине в любви. Его вдохновляет образ скромной, печальной, задушевной среднерусской природы: «Оттепель» (1986), «Февраль. Переделкино» (1987), «Октябрь. Николина гора» (1996). В самом обыденном он умеет увидеть красоту. Художнику интересны различные состояния природы, рождающие в душе разнообразные эмоции. Средствами пейзажа он выражает тончайшую гамму чувств: радость, тревогу, грусть, одиночество, безысходность, смятение, просветленность, надежду.

В натюрмортах художник изображает предметы, неотделимые от нашей жизни, украшающие ее: книги, комнатные и полевые цветы, изящную посуду. Среди наиболее известных такие работы, как «Дары Востока» (1980), «Фиалки» (1974), «Анютины глазки» (1982) и др. И все же именно портрет занимает центральное место в творчестве художника.

В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы. Постановлениями Государственной думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова.

Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.

Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. 31 мая 2001 года Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова отметила четвертую годовщину со дня открытия. К этому дню была приурочена презентация дара новых произведений А. Шилова Москве. Три новых портрета – «Профессор Е.Б. Мазо», «Милочка», «Оля», созданные в 2001 году, пополнили постоянную экспозицию галереи, собрание которой насчитывает сегодня 695 картин.

Передавая в дар свои новые работы, А. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.

6 сентября 1997 года за заслуги перед государством и за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства А.М. Шилов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Но его самая дорогая, бесценная награда – любовь зрителя.

Творчеству А.М. Шилова посвящены кинофильмы «Достучаться до сердец людей» (1984), «Искусство А. Шилова» (1990), «Александр Шилов – народный художник» (1999), а также альбомы его живописи и графики.

А.М. Шилов любит классическую музыку. Его любимые русские художники – О.А. Кипренский, Д.Г. Левицкий, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.Г. Перов, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев.

Живет и работает в Москве.

Александр Шилов - знаменитый российский и советский художник-живописец и портретист. Отличается невероятной работоспособностью, им созданы сотни картин, многие из которых могут быть причислены к категории "высокое искусство". Александр Шилов представляет старшее поколение советских художников, которые писали монументальные картины идеологического содержания. Как правило, это были полотна большого формата, они выставлялись в крупных выставочных центрах и использовались партийными руководителями для пропаганды коммунистических ценностей. Но надо отдать должное художнику, он никогда не опускался до плакатной стилистики в своих произведениях. Каждая картина на тему социалистического строительства несла в себе определенную художественную ценность. Люди, пришедшие на выставку, надолго задерживались именно у

Биография Александра Шилова

Художник родился в 1943 году, 6 октября, в интеллигентной московской семье. В четырнадцатилетнем возрасте Саша поступил в изобразительную студию Тимирязевского округа Москвы.

Способности к рисованию у юного Шилова обнаружились сразу. Однажды он познакомился с художником Александром Ивановичем Лактионовым, который решил развить молодое дарование, а поскольку сам был великолепным портретистом, впоследствии оказал заметное влияние на творчество своего друга.

Образование

С 1968 по 1973 год Александр Шилов проходил обучение в МГАХИ имени Сурикова (Московский государственный академический художественный институт). В период студенчества постоянно писал картины, которые затем выставлялись на многочисленных вернисажах и выставках, посвященных творчеству молодых художников. Полотна Александра Шилова уже тогда выделялись своей экспрессивностью.

В 1976 году он был принят в Союз Художников СССР, после чего получил мастерскую и несколько заказов от партийного руководства страны. Талантливый живописец приступил к работе на правах уже признанного мэтра. А в 1997-м, в соответствии с распоряжением правительства Москвы, в самом центре столицы, близ Кремля, открылась персональная галерея Александра Шилова. В том же году живописец стал членом-корреспондентом Академии Художеств России.

С 1999 года Александр Шилов заседает в Совете по искусству и культуре при президенте Российской Федерации. Новые обязанности потребовали от художника полной отдачи в плане участия в политической жизни страны, он стал реже бывать в своей художественной студии.

В 2012 году Александр Шилов-художник окончательно ушел в политику, вошел в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности России. Тогда же он стал одним из доверенных лиц Владимира Путина. В марте 2014 года поставил свою подпись под обращением в поддержку политической позиции президента касательно событий, происходящих на Украине.

Награды

  • 1977 год, премия ВЛКСМ за цикл работ на тему космонавтики. Шиловым были созданы полотна, прославляющие освоение Вселенной. Также художник написал портреты всех советских космонавтов.
  • В 1980 году Александр Шилов получил звание "Заслуженный художник РСФСР", а 1981-м стал народным художником России.
  • Высокое звание "Народный художник СССР" было присвоено живописцу в 1985 году.
  • В 1997 году художнику вручили орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени за значительный личный вклад в развитие и становление изобразительного искусства.
  • Александр Шилов получил в 2010 году как признание его многолетней плодотворной деятельности на ниве отечественной культуры и искусства.
  • Еще одним орденом - "Гордость России" - художник был награжден в 2010 году за вклад в искусство реализма.
  • С 2014 года является почетным профессором РГАИ (Российская государственная академия искусств).

Личная жизнь

Первой женой Александра Максовича Шилова стала Светлана Фоломеева, художница. 24 марта 1974 года у супругов родился сын Саша, который решил продолжить семейные традиции и в настоящее время является членкором РАИ. Шилов Александр Александрович - художник потомственный, однако он обладает ярко выраженной индивидуальностью и собственной манерой письма.

После развода с первой женой Александр Шилов-старший некоторое время прожил холостяком, а затем женился вновь. Новая жена стала музой художника, она давала ему вдохновение. Шиловы прожили вместе двадцать лет, но затем последовал разрыв.

Живопись и музыка

Третий брак художник заключил с Юлией Волченковой, скрипачкой. Она присутствует на многих его картинах. В 1997 году у пары родилась дочь Екатерина. Развод с Анной Шиловой не был в то время еще оформлен и художник не мог зарегистрировать брак с Волченковой. Однако Катю Шилов оформил как свою законную дочь. Девочка росла и ни в чем не нуждалась.

Спустя три года в семье наступило охлаждение, художник и скрипачка утратили взаимное чувство. Последовало расставание, которое окончилось разделом имущества. Юлия Волченкова была официально признанной женой Александра Шилова, и поэтому начались судебные тяжбы по разделу имущества. Дело рассматривалось сразу в двух судах. Один судья занимался квартирным вопросом, второй рассматривал общие положения, без которых не обходится ни один бракоразводный процесс.

Настоящее время

Сегодня Александр Шилов, личная жизнь которого приобрела наконец-то спокойный и стабильный характер, отдает все свое время работе, пишет новые картины и занимается общественной деятельностью.

Алесандр Марсович Ш И Л О В

Родился 6 октября 1943 года в Москве.
Великая Россия испокон веков рождала таланты, которыми по праву гордится все человечество. Они вошли в историю мировой культуры. Их имена - бессмертны. Среди наших современников, творящих сегодня русскую культуру, безусловно выделяется Александр Шилов. Он - один из выдающихся художников ушедшего ХХ столетия и начала нового, живая легенда, гордость и слава России.
В 1957-1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968-1973). Принимал участие в выставках молодых художников. В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за ее пределами. Его картины с большим успехом экспонировались во Франции (Галерея на бульваре Распай, Париж, 1981), Западной Германии (Виллибодсен, Висбаден, 1983), Португалии (Лиссабон, Порту, 1984), Канаде (Ванкувер, Торонто, 1987), Японии (Токио, Киото, 1988), Кувейте (1990), Объединенных Арабских Эмиратах (1990), других странах.
Александр Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление - реализм и на всю жизнь остался верен избранному пути. Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжая традиции русской реалистической живописи XVIII-XIX веков, он целеустремленно, вдохновенно шел своей дорогой, обогащая, совершенствуя собственный художественный язык. Он избежал влияния разрушительных тенденций в художественной культуре ХХ столетия, не утратил чудесных свойств своего таланта и самого дорогого инструмента художника - сердца.

















Среди большого количества его работ - пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова - портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений - люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них - портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976), В.И. Севастьянова (1976), В.А. Шаталова (1978), "Сын Родины" (Ю.А. Гагарин, 1980), "Академик Н.Н. Семенов" (1982), "В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин" (1987), "Митрополит Филарет" (1987), "Митрополит Мефодий" (1990), "Архиепископ Пимен" (1990), "Игумен Зиновий" (1991), "Кинорежиссер С. Бондарчук" (1994), "Драматург В. Розов" (1997), "Народный артист СССР Евгений Матвеев" (1997), "Портрет А. Якулова" (1997), "Портрет Тамары Козыревой" (1997), "Портрет епископа Василия (Родзянко)" (1998), "Писатель Аркадий Вайнер" (1999), "Портрет матери", "Г.Х. Попов" (1999), "После бала" (Наталья Богданова)" (2000).
Как художник-портретист Александр Шилов - своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим: "Моя бабушка" (1977), "Хозяин земли" (1979), "Зацвел багульник" (1980), "В день рождения Ариши" (1981), "Вдвоем" (1981), "Холодает" (1983), "Дед Гаврила" (1984), "Солдатские матери" (1985), "Портрет матери" (1988), "Матушка Макария" (1989), "Бомж" (1993), "Брошенный" (1998). Особая мягкость, задушевность образов делает работы А. Шилова глубоко национальными.
Все в картинах А. Шилова несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.
Никакие высокие слова не способны передать того великого мастерства, которого достиг Александр Шилов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут.
Помимо работ маслом в коллекции художника представлена живопись, выполненная им в технике пастели. Это старинная техника, в которой художник пишет специальными цветными мелками, растирая их пальцами. В совершенстве овладев этой сложнейшей техникой, Александр Шилов стал непревзойденным мастером пастели. Никто со времен Ж.Э. Лиотара не достигал такого виртуозного мастерства.
Покоряет, чарует, никого не может оставить равнодушным портрет Машеньки Шиловой (1983), выполненный в этой технике. Какая же Машенька красивая! Какие у Машеньки длинные волосы! Какое у Машеньки нарядное, роскошное платье! Малышка уже сознает свою привлекательность. Гордость, радость и счастье озаряют ее умное, милое, нежное личико. Осанка Машеньки, положение головки, рук - все полно естественной грации и благородства. По-детски пухленькие ручки ласково, заботливо обнимают любимого мишку. Девочка одушевляет его, не расстается с ним ни на секунду - жалостливая, добрая, чистая душа у этого ребенка.


Детское счастье Машеньки совпало со счастьем самого художника. Нельзя не почувствовать, что картина создавалась в едином порыве любви и счастливого вдохновения. Все в ней изображено так любовно, выписано с таким великим и поразительным искусством: милое личико (блеск глаз, нежная бархатная кожа, шелковистость волос), шикарное платье (переливы атласа, роскошь кружев и лент), мохнатый мишка. По тщательности и правдоподобию только талант и любовь А. Шилова могли это сделать.
Изображение на полотнах А. Шилова "дышит" такой подлинностью, что зрители перед картинами плачут и смеются, грустят и радуются, восхищаются и ужасаются. Такие портреты - плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника. Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной, нервной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну.
Россия для Александра Шилова прекрасна и любима. Пейзажная живопись мастера - трепетное признание Родине в любви. Его вдохновляет образ скромной, печальной, задушевной среднерусской природы: "Оттепель" (1986), "Февраль. Переделкино" (1987), "Октябрь. Николина гора" (1996). В самом обыденном он умеет увидеть красоту. Художнику интересны различные состояния природы, рождающие в душе разнообразные эмоции. Средствами пейзажа он выражает тончайшую гамму чувств: радость, тревогу, грусть, одиночество, безысходность, смятение, просветленность, надежду.
В натюрмортах художник изображает предметы, неотделимые от нашей жизни, украшающие ее: книги, комнатные и полевые цветы, изящную посуду. Среди наиболее известных такие работы, как "Дары Востока" (1980), "Фиалки" (1974), "Анютины глазки" (1982) и другие. И все же именно портрет занимает центральное место в творчестве художника.
В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы. Постановлениями Государственной думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова.
Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.
Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. 31 мая 2001 года Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова отметила четвертую годовщину со дня открытия. К этому дню была приурочена презентация дара новых произведений А. Шилова Москве. Три новых портрета - "Профессор Е.Б. Мазо", "Милочка", "Оля", созданные в 2001 году, пополнили постоянную экспозицию Галереи, собрание которой насчитывает сегодня 695 картин.
Передавая в дар свои лучшие новые работы, А. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.
Творчество Александра Шилова получило заслуженное признание: в 1977 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1981 году - Народным художником РСФСР, в 1985 году - Народным художником СССР. В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил одной из планет имя "Шилов". В 1997 году художник избирается членом-корреспондентом Российской академии художеств, академиком Академии социальных наук, а в 2001 году его избирают действительным членом Российской академии художеств.

С 1999 года он является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
6 сентября 1997 года за заслуги перед государством и за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства А.М. Шилов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Но его самая дорогая, бесценная награда - любовь зрителя.
Творчеству А.М. Шилова посвящены кинофильмы "Достучаться до сердец людей" (1984), "Искусство А. Шилова" (1990), "Александр Шилов - народный художник" (1999), а также альбомы его живописи и графики.
А.М. Шилов любит классическую музыку. Его любимые русские художники - О.А. Кипренский, Д.Г. Левицкий, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.Г. Перов, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев.
Живет и работает в Москве


.




Вот уже сколько десятилетий арт-критики и любители живописи ведут споры по поводу творчества современного живописца и портретиста -Александра Шилова . Кто он? Настоящий классик, успешный ремесленник иль придворный художник? Именно тот случай, когда творчество художника вызывает разноречивые споры и кривотолки. Скептики ожесточенно обвиняют художника в китче, указывая на салонность и надуманность произведений, а в это время у дверей его галереи собираются огромные очереди из тех, кто видит на полотнах Шилова нечто большее.


Испокон веков на земле русской рождались таланты, которыми по праву гордилась Родина. Они творили историю страны, создавали культуру. И сегодня есть талантливые люди, которые достойны пополнить этот славный ряд. Среди них значимой фигурой безусловно является Александр Шилов, прошедший сложный путь к своему Олимпу.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0022.jpg" alt="«Моя мама». (1986). Автор: Александр Шилов. | Фото: liveinternet.ru." title="«Моя мама». (1986).

На каждый портрет художник мастерски выплескивает все свое умение живописца и вдыхает в него жизнь. Так могут писать лишь мастера, собственным сердцем прочувствовавшие боль, страдание, радость, любовь, глубоко познавшие сущность бытия и знающие всему цену.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0005.jpg" alt="Иеромонах Иероним. (1991).Автор: Александр Шилов.| Фото: file-rf.ru/gallery. " title="Иеромонах Иероним. (1991).

Это решение сразу же вызвало разные кривотолки и слухи: «Шилову с барского плеча обломился особняк у Кремля» . На что художник всегда отвечал: « … забывают, что изначально картинная галерея – государственная. Просто носит моё имя, так как в основе коллекции мои работы. Это не личная собственность».

Музейная коллекция Александра Шилова постоянно пополняется, и на сегодняшний день этот фонд составляет уже около 900 картин. По экспертной оценке стоимость этой коллекции составляет десятки миллионов долларов.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/47cafa35f119.jpg" alt="Игумен Зиновий, (1991). Автор: Александр Шилов. | Фото: liveinternet.ru." title="Игумен Зиновий, (1991).

"Если бы я не был художником, то очень бы хотел стать скрипачом. Скрипка – божественный инструмент, голос души человека, перед ним я становлюсь на колени. Скрипка... способна задеть все струны человеческой души, все переживания сердца",- говорит выдающийся художник.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0001.jpg" alt="Участница ВОВ прожектористка Любовь Клюева.(2012). Автор: Александр Шилов. | Фото: mk.ru/culture " title="Участница ВОВ прожектористка Любовь Клюева.(2012).

Творчеству Александра Шилова посвящается…
(Валентин Гафт. 2007 г.)
Здесь в лицах боль и сила духа,
Вся дурь и мудрость человека.
Здесь плачешь, глядя на старуху,
Здесь полон мужества калека.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0016.jpg" alt="Отец Иаков. (2002). Автор: Александр Шилов. | Фото: liveinternet.ru." title="Отец Иаков. (2002).

Здесь слышишь, как портреты дышат.
Здесь тихо, как у алтаря,
Портреты видят все и слышат,
В молчании с Богом говорят.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0002.jpg" alt="Народный артист России С. Шакуров в роли князя Александра Меншикова. (2003). Автор: Александр Шилов. Фото: file-rf.ru/gallery. " title="Народный артист России С. Шакуров в роли князя Александра Меншикова. (2003).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0021.jpg" alt=" Русская красавица. (1992). Автор: Александр Шилов. Фото: aria-art.ru" title=" Русская красавица. (1992).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shilov-0019.jpg" alt="Послушник Высоко-Петровского монастыря П.Я. Шейманидзе. (2003). Автор: Александр Шилов. | Фото: liveinternet.ru." title="Послушник Высоко-Петровского монастыря П.Я. Шейманидзе. (2003).