Калаши - небольшой дардский народ, населяющий две долины правых притоков реки Читрал (Кунар) в горах южного Гиндукуша в округе Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва (Пакистан). Родной язык - калаша - относится к дардской группе индоиранских языков. Уникальность народа, со всех сторон окружённого исламизированными соседями, заключается в том, что значительная его часть до сих пор исповедует язычество, сложившуюся на базе индоиранской религии и субстратных верований.

Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек — они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

Калаши (самоназвание: kasivo; название «Калаш» происходит от названия местности) - народность в Пакистане, проживающая в высокогорных районах Гиндукуша (Нуристан или Кафирстан). Численность — около 6 тыс. чел. Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество. Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов). В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»). Внешность некоторых калашей характерна для североевропейских народов, среди них часто встречается голубоглазость и блондинизм. При этом часть калашей имеют и вполне характерную для региона азиатскую внешность.

Религия большинства калашей - язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. Утверждения некоторых журналистов, что калаши поклоняются «древнегреческим богам», безосновательны. В то же время около 3 тыс. калашей — мусульмане. Переход в ислам не приветствуется калашами, пытающимися сохранить свою родовую идентичность. Калаши не являются потомками воинов Александра Македонского, а североевропейская внешность части из них объясняется сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешения с пришлым неарийским населением. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Учёные относят калашей к белой расе — это факт. Лица у многих калашей — чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза — как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями…

В конце первого тысячелетия в Азию пришел ислам, а с ним и беды индоевропейцев и в частности народа калашей, которые не хотели поменять веру предков на аврамическое «учение книги». Выжить в Пакистане, исповедуя язычество, — дело почти безнадежное. Местные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей принять ислам. И многие калаши вынуждены были подчиниться: либо жить, приняв новую религию, либо умереть. В ХVIII-ХIХ веках муслимы вырезали калашей тысячами. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял языческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще — уничтожали.

Жестокий геноцид народа калаши продолжался вплоть до середины XIX века, пока крохотная территория, которую мусульмане называли Кафирстан (земля неверных), где обитали калаши, не попала под юрисдикцию Британской империи. Это спасло их от полного истребления. Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, — так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Калашская деревня

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами — легче выжить. Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины. Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и кайло — им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и мясо.

В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения. Для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни». Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относятся к калашам как к людям не от мира сего…

Часть калашей имеют и вполне характерную для региона азиатскую внешность, но при этом у них часто голубые или зеленые глаза.

Женитьба. Этот щепетильный вопрос решают исключительно родители молодых. Они могут посоветоваться и с молодыми, могут поговорить с родителями невесты (жениха), а могут решить проблему, не спрашивая мнения своего чада.

Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши — праздник посева, Учао — праздник урожая, и Чоймус — зимний праздник богов природы, когда калаши просят богов ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето.
Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.

Калашский язык, или Калаша - язык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространён среди калашей в нескольких долинах Гиндукуша, юго-западнее города Читрал в Северо-Западной Пограничной Провинции Пакистана. Принадлежность к дардской подгруппе стоит под вопросом, так как чуть больше половины слов схожи с эквивалентными по значению словами в языке кховар, который также входит в эту подгруппу. С точки зрения фонологии язык атипичен (Heegård & Mørch 2004).

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита, например:

В 1980-х годах началась разработка письменности для калашского языка в двух вариантах - на основе латинской и персидской графики. Персидский вариант оказался предпочтительнее и в 1994 впервые вышел иллюстрированный алфавит и книга для чтения на калашском языке на основе персидской графики. В 2000-х годах начался активный переход на латинский шрифт. В 2003 издан алфавит «Kal’as’a Alibe». (англ.)

Религия и культура калашей

Первые исследователи и миссионеры начали проникать в Кафиристан после колонизации Индии, но по настоящему объемную информацию про его жителей предоставил английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан в 1889 году и живший там в течение года. Уникальность экспедиции Робертсона в том, что им был собран материал по обрядам и традициям кафиров до исламского вторжения. К сожалению, ряд собранных материалов было утеряно при переправе через Инд во время его возвращения в Индию. Тем не менее, сохранившиеся материалы и личные воспоминания позволили ему издать в 1896 году книгу «Кафиры Гиндукуша» («The Kafirs of Hindu-Kush»).

Языческий храм калашей. в центре Родовой столб.

На основе наблюдений религиозно-обрядовой стороны жизни кафиров, сделанных Робертсоном, можно вполне обосновано утверждать, что их религия — напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев. Основными аргументами в пользу этого утверждения могут служить отношение к огню и погребальный обряд. Ниже мы опишем некоторые традиции, религиозные основы, культовые здания и обряды кафиров.

Главным, «столичным» у кафиров было село под названием «Камдеш». Дома Камдеша располагались ступенями по склонам гор, поэтому крыша одного дома была двором для другого. Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.

Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества Богов и Богинь. Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был Бог войны Гиша. Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.

Родовой столб с свастичной розеткой.

В. Сарианиди, опираясь на свидетельства Робертсона, описывает культовые сооружения так:

«…главный храм Имры находился в одном из селений и представлял собой большое сооружение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни из колонн были сплошь украшены скульптурными головками баранов, другие имели только у основания одну вырезанную в круглом рельефе голову животного, рога которого, обвивая ствол колонны и перекрещиваясь, поднимались вверх, образуя своеобразную ажурную сетку. В ее пустых ячейках располагались скульптурные фигурки потешных человечков.

Именно здесь, под портиком, на специальном камне, почерневшем от запекшейся крови, и совершались многочисленные жертвоприношения животных. Передний фасад храма имел семь дверей, знаменитых тем, что на каждой из них было устроено еще по одной маленькой дверце. Большие двери были наглухо закрытыми, лишь две боковые открывались, да и то в особо торжественных случаях. Но главный интерес представляли створки дверей, украшенные тонкой резьбой и огромными рельефными фигурами, изображавшими сидящего Бога Имру. Особенно поражает лицо Бога с огромным квадратным подбородком, доходящим почти до колен! Кроме фигур бога Имры фасад храма украшали изображения огромных голов коров и баранов. С противоположной стороны храма было установлено пять колоссальных фигур, поддерживающих его кровлю.

Обойдя вокруг храма и полюбовавшись его резной «рубашкой», заглянем через маленькое отверстие внутрь, что, однако, нужно сделать украдкой, чтобы не обидеть религиозных чувств кафиров. Посредине комнаты в прохладном сумраке можно разглядеть прямо на полу квадратный очаг, по углам которого установлены столбы, также покрытые изумительно тонкой резьбой, представляющей собой изображение человеческих лиц. На противоположной от входа стене устроен алтарь, обрамленный изображениями животных; в углу под специальным балдахином стоит деревянная статуя самого Бога Имры. Остальные стены храма украшены резными шапками неправильной полусферической формы, посаженными на концы шестов. … Отдельные храмы строились лишь для главных Богов, а для второстепенных возводили одно святилище для нескольких божков. Так, имелись небольшие храмики с резными окнами, из которых выглядывали лица разных деревянных идолов».

В числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношения Богам и погребение. Как и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождался массовыми жертвоприношениями козлов и обильными угощениями. Выборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Эти выборы также сопровождались чтением священных гимнов, посвященных Богам, жертвоприношениями и угощением собравшихся старейшин в доме кандидата:

«…присутствующего на пиру жреца усаживают в центре комнаты, наматывают на его голову пышный тюрбан, богато украшенный раковинами, красными стеклянными бусами, а спереди — веточками арчи. Его уши унизаны серьгами, на шею надето массивное ожерелье, а на кисти рук — браслеты. Длинная рубаха, доходящая до колен, свободно спускается на вышитые штаны, заправленные в сапоги с длинными голенищами. Поверх этой одежды наброшен яркий шелковый бадахшанский халат, в руке зажат плясовой ритуальный топорик.

Вот один из сидящих старейшин медленно встает и, обвязав голову белой материей, выступает вперед. Он снимает сапоги, тщательно моет руки и приступает к жертвоприношениям. Собственноручно заколов двух огромных горных козлов, он ловко подставляет под струю крови сосуд, а затем, подойдя к посвящаемому, чертит ему кровью на лбу какие-то знаки. Дверь в комнату отворяется, и служки вносят огромные караваи хлебов с воткнутыми в них веточками горящей арчи. Эти караваи трижды торжественно обносят вокруг посвящаемого. Затем после очередного обильного угощения наступает час ритуальных танцев. Нескольким гостям раздают плясовые сапоги и специальные шарфы, которыми они перетягивают поясницу. Зажигают сосновые факелы, и начинаются ритуальные танцы и песнопения в честь многочисленных Богов».

Другим важным обрядом кафиров был обряд приготовления виноградного вина. Для приготовления вина избирался мужчина, который, тщательно обмыв ноги, начинал давить поднесенные женщинами виноградные гроздья. Виноградные гроздья подносились в плетеных корзинах. После тщательной давки, виноградный сок разливался в огромные кувшины и оставлялся для брожения.

Праздничный ритуал в честь Бога Гиша протекал так:

«…ранним утром жителей деревни будит гром множества барабанов, и вскоре на узких кривых улочках появляется жрец с бешено звенящими металлическими колокольчиками. Вслед за жрецом двигается толпа мальчишек, которым он время от времени бросает пригоршни орехов, а затем с притворной свирепостью бросается их прогонять. Аккомпанируя ему, дети подражают блеянью козлов. Лицо жреца выбелено мукой и обмазано сверху маслом, в одной руке он держит колокольчики, в другой — секиру. Извиваясь и корчась, он потрясает колокольчиками и секирой, выделывая почти акробатические номера и сопровождая их ужасными криками. Наконец процессия подходит к святилищу Бога Гиша, и взрослые участники торжественно располагаются полукругом возле жреца и сопровождающих его лиц. Вот в стороне заклубилась пыль, и показалось стадо из пятнадцати блеющих козлов, подгоняемых мальчишками. Выполнив свое дело, они сразу убегают подальше от взрослых, чтобы заняться детскими шалостями и играми…

Жрец подходит к горящему костру из веток кедра, дающих густой белый дым. Рядом стоят заранее приготовленные четыре деревянных сосуда с мукой, растопленным маслом, вином и водой. Жрец тщательно моет руки, снимает обувь, выливает несколько капель масла в огонь, затем трижды окропляет жертвенных козлов водой, приговаривая: «Будь чист». Приблизившись к закрытой двери святилища, он высыпает и выливает содержимое деревянных сосудов, произнося ритуальные заклинания. Прислуживающие жрецу молодые парни быстро перерезают горло козленку, собирают брызнувшую кровь в сосуды, а жрец затем выплескивает ее в горящий огонь. В продолжение всей этой процедуры специальный человек, освещаемый отблесками огня, все время поет священные песни, что придает этой сцене оттенок особой торжественности.

Внезапно другой жрец срывает с себя шапку и, бросившись вперед, начинает дергаться, громко крича и бешено размахивая руками. Главный жрец пытается унять разошедшегося «коллегу», наконец тот успокаивается и, взмахнув еще несколько раз руками, надевает шапку и усаживается на свое место. Церемония заканчивается чтением стихов, после чего жрецы и все присутствующие касаются своих лбов концами пальцев и делают губами знак поцелуя, означающий религиозное приветствие святилищу.

К вечеру в полном изнеможении жрец заходит в первый попавшейся дом и отдает на хранение хозяину свои колокольчики, что является большой честью для последнего, и тот немедленно приказывает зарезать несколько козлов и устроить пир в честь жреца и его окружения. Так в продолжение двух недель с небольшими вариациями продолжаются торжества в честь Бога Гиша».

Кладбище калашей. Могилы сильно напоминают северные русские надгробия — домовины.

Наконец одним из важнейших был обряд погребения. Похоронная процессия в начале сопровождалась громким женским плачем и причитаниями, а затем ритуальными танцами под бой барабанов и аккомпанемент камышовых дудок. Мужчины, в знак траура, надевали поверх одежды козьи шкуры. Заканчивалась процессия на кладбище, куда входить разрешалось только женщинам и рабам. Покойных кафиры, как и положено по канонам зороастризма, не зарывали в землю, а оставляли в деревянных гробах на открытом воздухе.

Таковыми, согласно красочным описаниям Робертсона, были ритуалы одной из затерянных ветвей древней могущественной и влиятельной религии. К сожалению, сейчас уже сложно проверить, где здесь скрупулезная констатация реальности, а где художественный вымысел. В любом случае сегодня у нас нет оснований подвергать сомнению рассказанное Робертсоном.

В статье использованы материалы из Википедии, Игоря Наумова, В. Сарианиди.

Просмотры: 1 288

На крайнем севере государства Пакистан (исламского государства) в ущельях Гиндукуша проживает небольшой народ калашей, который не является мусульманами и продолжает придерживаться веры своих предков, некоторые историки считают, что это бывшие воины Александра македонского. Внешне калаши очень походят на современных европейцев (светлая кожа и светлые волосы).
Калаши — небольшой дардский народ, населяющий три долины правых притоков реки Читрал (Кунар) в горах южного Гиндукуша в о`круге Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва (Пакистан). Родной язык — калаша — относится к дардской группе индоиранских языков. Уникальность народа, со всех сторон окружённого исламизированными соседями, заключается в том, что значительная его часть до сих пор исповедует языческую религию, сложившуюся на базе индоиранской религии и субстратных верований. Населяющие Читрал дардские народы обычно единодушно считают калашей аборигенами края.
У самих же калашей бытуют предания о том, что их предки пришли в Читрал через Башгал и оттеснили народ кхо на север, в верховья реки Читрал. Тем не менее язык калаша близкородственен языку кховар. Возможно, это предание отражает приход в XV в. в Читрал воинственной нуристаноязычной группы, которая покорила местное дардоязычное население. Группа эта отделилась от носителей языка вайгали, до сих пор называющих себя kalašüm, передала местному населению своё самоназвание и многие традиции, но была ассимилирована им в языковом плане. Представление о калашах как аборигенах основано на том факте, что в прежние времена калаши населяли более обширный ареал в Южном Читрале, где до сих пор многие топонимы носят калашский характер. С утратой воинственности калаши в этих местах были постепенно вытеснены или ассимилированы носителями ведущего читральского языка кховар. Селения калашей расположены на высоте 1900−2200 м над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (калаш. Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал. Первые две долины соединяются в низовьях, в третью по калашской этнической территории ведёт перевал высотой ок. 3000 м. Перевалы через западный хребет ведут в Афганистан, в область расселения нуристанской народности кати. Климат довольно мягкий и влажный. Среднегодовой уровень осадков 700−800 мм. Средняя температура летом — 25 °C, зимой — 1 °C. Долины отличаются плодородием, склоны покрыты дубовыми лесами.
В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а сегодня иногда трактуется в популярной литературе как наследие «нордических арийцев» и показатель особой близости калашей европейским народам. Тем не менее, ослабленная пигментация характерна только для части популяции, большинство калашей темноволосы и проявляют характерный средиземноморский тип, присущий и их равнинным соседям. Гомозиготная инбридинговая депигментация характерна в той или иной степени для всех окружающих народов, тысячелетиями живущих в изолированных эндогамных условиях горных долин с весьма слабым притоком генофонда извне: нуристанцев, дардов, памирских народов, а также неиндоевропейских аборигенов буришей. Последние генетические исследования показывают, что калаши демонстрируют набор гаплогрупп, обычный для индо-афганского населения. Типичными Y-хромосомными гаплогруппами для калашей являются: L (25%), R1a (18,2%), G (18,2%), J2 (9,1%); митохондриальными (mtDNA): L3a (22,7%), H1* (20,5%).. Однако в совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэндфордского университета, калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе. Хозяйство калашей, подобно нуристанским народам, основано на дихотомии скотоводства и земледелия, традиционно закреплённых соответственно за мужчинами (прежде всего юношами) и женщинами. Однако в отличие от нуристанцев калаши практически не разводят крупный рогатый скот; основной объект разведения, как и у всех архаичных дардских народов, — козы, вокруг которых строятся многочисленные традиции, табу и фольклор. Выпасом коз на высокогорных летних пастбищах занимаются неженатые парни. Козье молоко — один из основных продуктов питания, при этом женщинам разрешено употреблять его только в свежем виде. Забой скота проходит в торжественной обстановке, женщинам разрешено есть только мясо самок. Овцеводство — значительно менее ритуализированная сфера. Женщины сеют на орошённых полях пшеницу, ячмень и просо. В новое время эти культуры всё больше теснит кукуруза, дающая в Читрале хорошие урожаи. Ведётся также сбор грецкого ореха, тутовника и винограда, из последнего делается вино. Калаши делятся на экзогамные роды (калаш. deri, кхов. kam), являющиеся также культовой единицей.
Центром родового культа служит покрытая резьбой доска, олицетворяющая богиню Джештак (Jēṣṭak), покровительницу родственных связей, или же «храм» (Jēṣṭak-hān, «дом Джештак») — помещение для танцев и собраний. В общественном устройстве, как и у нуристанцев, важную роль играют «ранги». Человек, желающий заслужить уважение соплеменников и более высокое место в общественной иерархии, а также другие ритуальные и социальные права (поднять свой «престиж»), устраивает на свои средства «праздник заслуг» типа потлач, представляющий собой ритуальное пиршество, на которое приглашаются все односельчане. «Ранг» человека определяется его «заслугами» перед обществом — потраченными на праздник средствами, прежде всего скотом. Устроивший такой праздник получает голос в собрании старшин деревни и право на установку посмертной статуи. Прежде «ранг» можно было заслужить и благодаря военным «заслугам» (набегами на соседей и убийством врагов). Ранее существовала неполноправная прослойка ремесленников, значительно ограниченная в ритуальных и социальных правах, происходящая из угнанных калашами в рабство соседей. В своё время ремесленники быстрее всех принимали ислам. Брак у калашей преимущественно моногамный, женщины пользуются значительной свободой и могут расторгать брак по своей инициативе.
Калаши — единственный народ региона, частично сохранивший традиционную религию и не обращённый полностью в ислам. Религиозная изоляция калашей началась в нач. XVIII в., когда они были подчинены мехтаром (правителем) Читрала и оказались под культурным давлением родственного народа кхо, обращённого к тому времени в ислам. В целом читральская политика отличалась относительной терпимостью, и исламизация региона, проводимая суннитскими муллами и исмаилитскими проповедниками, носила довольно спонтанный и постепенный характер. При проведении в XIX в. линии Дюрана калаши остались в британских владениях, что уберегло их от массового насильственного обращения в ислам, проведённого в 1896 году афганским эмиром Абдур-рахманом в соседнем Нуристане. Тем не менее случаи обращения в ислам калашей происходили на протяжении всей новейшей истории народа. Количество их возросло после 1970-х годов, когда в край были проложены дороги и в селениях калашей стали строиться школы.
Обращение в ислам приводит к разрыву традиционных связей, как говорит один из калашских старшин Сайфулла Джан: «Если кто-то из калашей обращается в ислам, они больше не могут жить среди нас». Как отмечает К. Йеттмар, калаши-мусульмане с нескрываемой завистью смотрят на калашские языческие танцы и весёлые празднества. В настоящее время языческая религия, привлекающая внимания многочисленных европейских туристов, находится под защитой пакистанского правительства, опасающегося замирания туриндустрии в случае окончательного «торжества ислама». Тем не менее ислам и исламская культура соседних народов оказывает большое влияние на жизнь калашей-язычников и их верования, наполняющиеся сюжетами и мотивами мусульманской мифологии. Калаши переняли у соседей мужскую одежду и имена. Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни, в частности, уходят в небытие «праздники заслуг». Тем не менее до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.

Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» — дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева. Нечистыми являются земли мусульман. Нечистота также присуща женщине, особенно в периоды месячных и родов. Осквернение приносит всё, связанное со смертью. Подобно ведийской религии и зороастризму религия калашей предусматривает многочисленные церемонии очищения от скверны. Пантеон калашей (devalog) в целом сходен с пантеоном, существовавшим у соседей-нуристанцев, и включает много одноимённых божеств, хотя и несколько отличается от последнего.
Имеются представления также о многочисленных низших духах-демонах, прежде всего женского пола. Святилища калашей представляют собой алтари, сооружаемые под открытым небом из досок можжевельника или дуба и обставляемые ритуальными резными досками и идолами божеств. Специальные постройки сооружаются для религиозных танцев. Ритуалы калашей заключаются прежде всего в общественных пиршествах, на которые приглашаются боги. Ярко выражена ритуальная роль молодых юношей, ещё не познавших женщину, то есть обладающих наивысшей чистотой.

Для справки:
Дарды — устоявшееся в научной литературе обозначение народов общего индоиранского (арийского) происхождения, издавна населяющих Гингукушско-Гималайский регион. Языки дардских народов обычно считаются генетически единой группой сильно разошедшихся языков, наиболее близкой к индоиранской.
Дартские языки традиционно рассматриваются как рано отошедшая подгруппа последних, хотя в настоящее время разрабатываются классификации, придающие им статус отдельной группы внутри индоиранской ветви.
Нуристанцы — народы, значительно сближающиеся с дардами в области материальной и духовной культуры, а также общей ареальной лексики, в настоящее время рассматриваются как отдельная языковая общность.
Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. Утверждения некоторых журналистов, что калаши поклоняются «древнегреческим богам», безосновательны. В то же время около 3 тыс. калашей — мусульмане. Переход в ислам не приветствуется калашами, пытающимися сохранить свою родовую идентичность. Калаши не являются потомками воинов Александра Македонского, а североевропейская внешность части из них объясняется сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешения с пришлым неарийским населением. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.
Учёные относят калашей к белой расе — это факт. Лица у многих калашей — чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые, а часто иголубые глаза — как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для жителей Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями…

И все-таки кто такие калаши?
По языку как видите, это определить трудно.
По религии — тоже, хотя понятно, что этот народ имеет отличную от окружающих
народов религию, но что это за религия. Или это религия одной из групп
древних ариев — вариант зороастризма или более древнее верование.
По цвету кожи, волос и цвету глаз — тоже сомнительно. Это дает нам только то, что
калаши своим происхождением не относятся к местным (аборигенным) народам, а
появились здесь (я допускаю несколько вариантов) с Македонии, с Южного Урала
(родины древних ариев), с Южной Сибири (там тоже жили арии, но там жили и
древние угры-уральские народы, предки венгров), с Западного Китая (там жил
древний тохарский народ — они внешне тоже похожи на калашей).
В том, что калаши являются потомками войска Александра Македонского и до настоящего времени ждут его, я сомневаюсь, так как после смерти Александра, здесь оставалась длительно империя Селевкидов (Селевк — один из полководцев Александра), и в этом государстве все знали о смерти Александра. Кроме этого длительное время в этих местах существовало Греко-Бактрийское государство и в нем тоже знали о смерти Александра. Это просто красивая легенда для завлечения туристов на север Пакистана.

Чтобы выяснить этот вопрос я проведу исследование всех своих материалов по истории Севера Пакистана, Севера Индии (в древности история Индии и Пакистана была общей) и северо-востока Афганистана с целью выявить, какие народы проходили по этой территории и могли остаться здесь, чтобы превратиться в современных калашей.

Первыми новыми пришельцами (с севера) в этот район были арийцы. Хотя сейчас называют ариями всех древних индийцев и древних иранцев (первые писменные памятники индийцев — «Регведа» и иранцев — «Авеста» во многом похожи), я говорю об ариях индийцах. Если это были индийские племена, пришедшие из Средней Азии, то они вряд ли быть предками калашей (они были смуглыми и темноволосыми. Но у древних индийцев было много племен и они населяли (вторгались) север несколькими волнами и возможно самые северные индийцы пришли всех позднее и пришли они с более северных районов (например со степей Северного Казахстана или юга Урала, то они вполне подходят на роль предков калашей, так они были светловолосы и имели светлую кожу. Кроме этого религия древних индо-ариев в те времена (а это был 14−13 век. днэ) была похожа на религию древних греков (дорийцев, этолийцев, ионийцев).Бог неба Дьяус соответствует греческому богу Зевсу, бог Солнца Сурья — греческому Гелиосу, бог Варуна — Урану, богиня зари Ушас — Эос. И дорийцы начали вторгатся (заселять) Грецию тоже в 12−11 веке. днэ, то есть получается и древние индийцы и древние греки возможно вышли в одной и той же территории (но в разных направлениях) пришли в разные страны в одно и то же время. Греки считали своих богов гиперборейскими (с севера). Индийцы в Индию тоже пришли с севера. У тех и других есть общие археологические корни. Это ямная (древнеямкая) археологическая культура, которая существовала в 4−3-м тыс. днэ в степях Евразии от Иртыша до Дуная.
Еще договоримся, что я рассматриваю события только, происходящие в Пенджабе (северо-запад Индии), это тот район в котором проживают калаши, можно сказать что это самая северная окраина этого района, в древности она еще называлась как Гандхара.
На картах, относящихся к 327 году днэ, в этом районе находился город Калиши, который был взят Александром Македонским в этом году, двигаясь к Таксиле (северо-запад Индии). Этот город возможно был центром племени (народа) калашей, крупного в те времена, вполне он мог оставить там часть своих воинов, особенно раненных. Если считать калашей предкаси северных индо-ариев, то сильного расхождения в религии между греками, македонцами и калашами не было, и они могли спокойно приютить часть греков и македонцев.
В середине 2 века днэ при царе Менандре Греко-Бактрийское царство усилилось и греко-бактрийские войска захватили территорию Гандхары, то есть у населения добавился элемент греков и бакирийцев. Для информации — бактрийцы, ираноязычный народ, который как и персы пришли с севера, но заселили территорию Таджикистана и севера Афганистана. Их религия также не противоречила религии калашей и бактрийцы тоже были не очень смуглыми, особенно горные бактрийцы.
В 1-м веке днэ в Северо-Западную Индию из Средней Азии проникли ираноязычные племена саков, в результате там образовались индо-сакские государства. Для справки, саки, это ираноязычные племена кочевавшие длительное время на юге Казахстана и в Средней Азии (еще до завоевания Средней Азии Ахеменидами). С ними воевал Александр Македонский, называя их скифами (они конечно были родственны скифам и сарматам), он не смог подчинить эти кочевые племена. Религия саков также была близка к религии калашей. Саки тоже были светлокожи, но в основном с темными волосами. Они тоже могли повлиять на этногенез современных калашей.
Примерно в 140−130 годах днэ на территорию Бактрию с северо-востока (с территории Северо-Западного Китая — современной Уйгурии) вторглись племена юечжей (так китайцы называли племена тохаров). Тохары — индоевропейский народ, поселившийся в Северо-Восточном Китае еще до 1500 года днэ. Китайцы их описывали как светлокожих и светловолосых людей (их относят даже не к индо-иранцам, а к более западным индоевропейским племенам — они сильно похожи на славян и германцев). Их религия не была похожа на персидскую (зороастризм), она всего быстрее была похожа на древнеславянскую или древнегерманскую языческую религию, то есть была близка к религии калашей.
Одно из объединений тохаров — Кушаны, полностью захватило власть в Бактрии и создало сильное Кушанское государство. Это государство подчинило себе не только рассматриваемую нами территорию Гандхары, но и знасительную часть северо-западной Индии. Тохары очень даже могли сильно повлиять на этногенез калашей. Еще интересный факт — город Калиша существовал еще во времена Кушанского государства, значит в это время народ калашей был значительным народов, если их центр Калиша существовал.
После Кушан земли калашей попали под власть империи Гуптов, потом — Сасанидов.
В начале 8 века в Индию вторглись арабы, но не смогли ее завоевать.
В 1001 году в Индию (в Пенджаб) вторглись мусульманские войска государства Газневидов. Территория калашей с этого времени стала подвергаться насильственой исламизации. Дальше мы историю севера Пакистана (территорию ранее населенную предками калашей) рассматривать не будем.

Из всего вышерассмотренного можно сделать следующие выводы.
1. Наиболее вероятным является то, что калаши являются предками северной группы индо-ариев, появившихся на северо-западе Индии, и эта группа пришла позднее всех, поэтому осталась на северо-западе Индии в Гандхаре.
2. Есть вероятность того, что в формировании накода калашей принимал другой индоевропейский народ — тохары, но они не могли повлиять сильно на религию, они могли только передать калашам признаки светлых волос.
3. Вероятность того, что калаши являются потомками войск Александра Македонского очень мала, хотя совсем этот фактор воздействия на формирования современных калашей исключать полностью нельзя.

Калаши! Это народ такой в Пакистане. И не просто народ, а потомки древних славян!

Сравнительно недавно миру открылись древние поселения выходцев из русских земель в горах Пакистана. То, что в этих южных краях живут мусульмане мы давно знаем. А вот что среди них, вернее автономно, рядом с ними проживает народ, который еще до рождения Христа пришел предположительно с тверских земель нашей родины?

И так. Рассказываю про этот удивительный народ – калаши. Их всего около 6 тысяч.

Ученые сталкиваясь с загадками истории все таки начинают приходить к выводам, что именно из Руси пришли люди, построившие индийские и шумерские храмы, пирамиды Египта. Вернее так. Из русских земель пришли те, кто принес знания и опыт как это делать и зачем. И этому есть бесчисленное подтверждение. Напомню о статьях – История Гипербореи, Русский и санскрит, Кто придумал гороскоп и др.

И вот новая загадка. Как, скажите, как попали эти красивые люди с красивыми русскими ликами на границе Пакистана с Афганистаном?

Ладно бы только сходство внешнее. Ведь калаши белолицы, сероглазы, голубоглазы, в отличие от пакистанцев и афганцев.

Они сохранили все наследие своих предков – традиции, быт, культуру, практически в неприкосновенности. Причем это было традиционным для древних земель наших северных – Твери и Вологды. Но ведь они и говорят-то не на дарских языках, присущих местности сегодняшнего проживания. А говорят… Вернее так. Практически половина слов их языка – это старинный говор Вологодчины.

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита, например:

Еще один очень интересный штрих. Калаши едят только за столом, сидя на стульях, – излишества, которые никогда не были присущи местным жителям и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями!

Предположительно, что они пришли на эти земли еще со времен пророка Зарашустры, т.е. 3500 лет тому назад. Факты говорят о том, что пророк Зарашустра, создавший древнейшее религиозное учение на земле, происходил из киммерийского (Кимры, древнейший город Руси) рода и перипетии его биографии имеют самое непосредственное отношение к праистории России.

Английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший калашей в 1889 году и проживший там около года, оставил материалы о быте калашей и их религии. По его наблюдениям можно обосновано утверждать, что их религия – напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев.

Еще этот народ интересен тем, что почитает как оберег «Русский крест», который издревле украшал дома, вышивки одежды и другие предметы быта древних северных славян.

Калаши живут рядом с мусульманами. Но, женщины – калаши не носят паранджу. Они наносят на лицо изображение «русского креста» в виде татуировки.

Начиная с 18 века мусульмане гнали и истребляли калашей, исповедующих язычество, отбирая у них плодородные земли и загоняя их в горные местности Памира. Не смотря на это, калаши сумели сохранить свою самобытность. Они живут общинами, замкнуто. Занимаются скотоводством и земледелием.

Выживать калашам в период геноцида было очень трудно. Да и сейчас не легче. Чтобы выжить им приходится ассимилироваться с местным мусульманским население.

Главный в семье калашей – мужчина. Именно он принимает самые главные решения и всегда сидит во главе стола. Дискриминации женщин нет. Она является помошницей мужчины. Единственное – перед родами женщина переселяется в другой общинный дом – башлен, где и должна родить. Типа теперешнего роддома. Откуда пришла эта традиция калаши и сами не помнят.

Интересно, что калаши гонят самогон, напиток крепкий даже по русским меркам. И из чего бы вы думали? Из абрикосов! Ну… правильно. Там же нет табуретки, чтобы табуретовку гнать.

Кстати. У калашей очень развито искусство резьбы по дереву.

Особое восприятие чистоты природы и ее сохранения – отличительная черта этого удивительного народа. Вообще чистота для них священна, как и древних русичей, которые соблюдали культ чистоты. И за осквернение земли и воды могли получить очень жестокое наказание. Самым большим грехом у наших предков было выбросить мусор. Людей, которые загрязняли землю или воду, презирали и могли даже казнить. А что у нас сейчас делается? Как же Земля должна нас любить, чтобы переносить такое издевательство… Вернее уже не выносит.

Видимо нужно еще почитать книгу исследователя Геннадия Климова «Рождение Руси», в которой он пытается разобраться в каверзных вопросах истории « Кто и откуда шел?». И как я понимаю доказывает, что переселение народов шло не с юга на север, как нас убеждали маститые историки, а наоборот с севера на юг.

Вот он, например, описывает, что в Тверской области много остатков «варов» – кольцеобразных сооружений по типу Аркаима на Южном Урале. Так как деревянные конструкции давно сгнили, от них остались только валы. И местные историки не могут представить, какими были города древности. Если реконструировать на этих валах жилища калашей, то возникнут точные копии праславянских городов прошлого.

Исследователь так же считает, что очень вероятно, что они – потомки древних кимров. Калаши исповедуют разновидность религии зороастризма. Значит, они переселились на восток после поражения кимров в войне со скифами. Скорее всего, они ушли с Руси в Иран вместе с пророком Заратуштрой.

Всё в жизни калашей, живущих на севере Пакистана в горах Гиндукуша не так, как у соседей: и вера, и уклад жизни, и даже цвет глаз и волос. Этот народ - загадка. Сами они считают себя потомками Александра Македонского.

Кто ваши предки?

О предках калашей спорят снова и снова. Существует мнение, что калаши – местные аборигены, некогда населявшие обширные территории южной долины реки Читрал. И сегодня там сохранились многочисленные калашские топонимы. Со временем калаши были вытеснены (или ассимилированы?) с исконных территорий.

Есть и другая точка зрения: калаши не являются местными аборигенами, а пришли на север Пакистана много веков назад. Это могли быть, например, племена северных индийцев, проживающие приблизительно в XIII веке до н.э. на юге Урала и на севере Казахских степей. Их внешний вид напоминал облик современных калашей – голубые или зеленые глаза и светлая кожа.

Следует заметить, что внешние особенности свойственны не всем, а только части представителей загадочного народа, однако, часто это не мешает упоминать об их близости к европейцам и называть калашей наследниками «нордических арийцев». Впрочем, считают ученые, если посмотреть на другие народы, которые на протяжении тысячелетий живут в изолированных условиях и не слишком охотно записывают чужаков в родственники, то и у нуристанцев, дартов или бадахшанцев можно обнаружить «гомозиготную инбридинговую (родственную) депигментацию». Доказать принадлежность калашей к европейским народам пытались и в Институте общей генетики Вавилова, а также в Южно-Калифорнийском и Стэндфордском университетах. Вердикт – гены калашей действительно уникальны, но вопрос о предках остался по-прежнему открытым.

Красивая легенда

Сами же калаши охотно придерживаются более романтичной версии своего происхождения, называя себя потомками воинов, пришедших в горы Пакистана вслед за Александром Великим. Как и положено легенде, она имеет несколько вариаций. По одной - Македонский приказал остаться калашам дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся. Верным солдатам не оставалось ничего другого, как осваивать новые земли.

По другой – несколько солдат, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные женщины, естественно, не покинули мужей. Легенда очень нравится путешественникам-исследователям, заглядывающим в гости к калашам, и многочисленным туристам.

Язычники

Все, кто приезжает в этот удивительный край, обязан предварительно подписать бумаги, запрещающие какие-либо попытки повлиять на самобытность уникального народа. В первую очередь, речь идет о религии. Среди калашей много тех, кто продолжает придерживаться старой языческой веры, несмотря на многочисленные попытки обратить их в ислам. В сети можно найти многочисленные посты на эту тему, хотя сами калаши уклоняются от вопросов и говорят, что «не припоминают каких-либо жестких мер».

Иногда, уверяют старейшины, смена веры происходит, когда местная девушка решается на брак с мусульманином, но происходит это, по их словам, нечасто. Однако исследователи уверены, что избежать судьбы соседей-нуристанцев, насильственно обращенных в конце XIX века в ислам, калашам удалось только благодаря тому, что они населяли территорию, которая попала под юрисдикцию британцев.

Не меньше споров вызывает происхождение многобожия калашей. Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство ученых считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау – это Зевс, а покровительница женщин Дезалика – Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно. Правда, обращаться напрямую к богам не рекомендуется, для этого существует дехар – специальный человек, который перед можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным двумя парами лошадиных черепов, приносит жертву (обычно козу). Перечислить всех калашских богов достаточно трудно: в каждом селении есть свои, а кроме этого еще множество духов-демонов, преимущественно женского рода.

О шаманах, встречах и проводах

Калашские шаманы могут предсказывать будущее и карать за грехи. Самым известным из них считается Нанга дхар – о его способностях слагали легенды, рассказывая, как в одну секунду он исчезал из одного места, проходя сквозь скалы, и появлялся с другом. Шаманам доверяют вершить правосудие: их молитва способна, якобы, наказать обидчика. По плечевой кости жертвенного козла специализирующийся на предсказаниях шаман-ашжиау («разглядывающий кость») может увидеть судьбу не только отдельного человека, но и целых государств.

Жизнь калашей немыслима без многочисленных пиршеств. Приезжающие туристы вряд ли сразу смогут понять, на каком событии они присутствуют: рождении или похоронах. Калаши уверены, что эти моменты одинаково значимы, а потому необходимо в любом случае устроить грандиозный праздник - не столько для себя, сколько для богов. Нужно радоваться, когда новый человек приходит в этот мир, чтобы жизнь его была счастливой, и веселиться на похоронах, - пусть и загробное пребывание окажется безмятежным. Ритуальные танцы в священном месте - Джештаке, песнопения, яркие одежды и ломящиеся от угощения столы – всё это неизменные атрибуты двух главных событий в жизни удивительного народа.

Вот это стол – за ним едят

Особенностью калашей является и то, что, в отличие от соседей, они всегда использовали для трапезы столы и стулья. Дома они строят по македонскому обычаю - из камней и бревен. Не забывают про балкон, при этом крыша одного дома является полом для другого – получаются своеобразные «высотки по-калашски». На фасаде – лепнина с греческими мотивами: розетками, радиальными звездами, затейливыми извилинами.

Большинство калашей занимаются сельским хозяйством и скотоводством. Примеров, когда кому-то из них удалось изменить привычный уклад, - единицы. Широко известна легендарная Лакшан Биби, которая стала авиапилотом и создала фонд поддержки калашей. Уникальный народ вызывает неподдельный интерес: греческие власти строят для них школы и больницы, а японцы разрабатывают проекты дополнительных источников энергии. Кстати, об электричестве калаши узнали относительно недавно.

In vino veritas

Производство и употребление вина – еще одна отличительная особенность калашей. Сухой закон на всей территории Пакистана – еще не причина отказываться от традиций. А после приготовления вина можно и в любимый гал поиграть – нечто среднее между лаптой, гольфом и бейсболом. Мяч отбивают клюшкой, а затем дружно ищут. Кто нашел его двенадцать раз и вернулся первым «на базу», тот победил. Нередко жители одного селения приходят в гости к соседям, чтобы сразиться в гал, а затем весело отметить – и неважно, будет это победа или поражение.

Ищите женщину

Калашские женщины находятся на вторых ролях, выполняя самую «неблагодарную работу». Но на этом сходство с соседками, пожалуй, заканчивается. Они сами решают, за кого выходить замуж, а если брак окажется несчастливым, то и развестись. Правда, новый избранник должен выплатить бывшему мужу «неустойку» - приданое в двойном размере. Калашские девушки могут не только получить образование, но и, например, устроиться работать гидом. Издавна существуют у калашей и своеобразные родительные дома – «башали», где «грязные» женщины проводят несколько дней до начала родов и приблизительно неделю после.

Родственникам и любопытствующим не просто запрещается навещать будущих мам, даже до стен башали дотрагиваться нельзя.
А какие калашки красивые и нарядные! Рукава и подолы их черных платьев, за которые мусульмане, кстати, именуют калашей «черными неверными», расшиты разноцветным бисером. На голове – такой же яркий убор, напоминающий прибалтийский венчик, украшенный лентами и замысловатой вышивкой из бисера. На шее – множество нитей бус, по которым можно определить возраст женщины (если удастся сосчитать, конечно). Старейшины загадочно замечают, что калаши живы только до тех пор, пока их женщины носят свои платья. И напоследок еще один «ребус»: почему прическа даже самых маленьких девочек - это пять косиц, которые начинают плести со лба?

Калаши! Это народ такой в Пакистане. И не просто народ, а потомки древних русских!
Сравнительно недавно миру открылись древние поселения выходцев из русских земель в горах Пакистана. То, что в этих южных краях живут мусульмане мы давно знаем. А вот что среди них, вернее автономно, рядом с ними проживает народ, который еще до рождения Христа пришел предположительно с тверских земель нашей родины? Похоже, что это наши потомки.

И так. Рассказываю про этот удивительный народ – калаши. Их всего около 6 тысяч.

Ученые сталкиваясь с загадками истории все таки начинают приходить к выводам, что именно из Руси пришли люди, построившие индийские и шумерские храмы, пирамиды Египта. Вернее так. Из русских земель пришли те, кто принес знания и опыт как это делать и зачем. И этому есть бесчисленное подтверждение. Напомню о статьях – , Кто придумал гороскоп и др.


И вот новая загадка. Как, скажите, как попали эти красивые люди с красивыми русскими ликами на границе Пакистана с Афганистаном?


Ладно бы только сходство внешнее. Ведь калаши белолицы, сероглазы, голубоглазы, в отличие от пакистанцев и афганцев.
Они сохранили все наследие своих предков – традиции, быт, культуру, практически в неприкосновенности. Причем это было традиционным для древних земель наших северных – Твери и Вологды. Но ведь они и говорят-то не на дарских языках, присущих местности сегодняшнего проживания. А говорят… Вернее так. Практически половина слов их языка – это старинный говор Вологодчины.

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита. Это просто фантастика, потому что русский язык и санскрит очень близкие языки.
Еще один очень интересный штрих. Калаши едят только за столом, сидя на стульях, – излишества, которые никогда не были присущи местным жителям и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями!

Предположительно, что они пришли на эти земли еще со времен пророка Зарашустры, т.е. 3500 лет тому назад. Факты говорят о том, что пророк Зарашустра, создавший древнейшее религиозное учение на земле, происходил из киммерийского (Кимры, древнейший город Руси) рода и перипетии его биографии имеют самое непосредственное отношение к праистории России.
Английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший калашей в 1889 году и проживший там около года, оставил материалы о быте калашей и их религии. По его наблюдениям можно обосновано утверждать, что их религия – напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев.
Еще этот народ интересен тем, что почитает как оберег «Русский крест», который издревле украшал дома, вышивки одежды и другие предметы быта древних северных славян.
Калаши живут рядом с мусульманами. Но, женщины – калаши не носят паранджу. Они наносят на лицо изображение «русского креста» в виде татуировки.

Начиная с 18 века мусульмане гнали и истребляли калашей, исповедующих язычество, отбирая у них плодородные земли и загоняя их в горные местности Памира. Не смотря на это, калаши сумели сохранить свою самобытность. Они живут общинами, замкнуто. Занимаются скотоводством и земледелием.


Выживать калашам в период геноцида было очень трудно. Да и сейчас не легче. Чтобы выжить им приходится ассимилироваться с местным мусульманским население.
Главный в семье калашей – мужчина, что очень схоже с русским домостроем. Именно он принимает самые главные решения и всегда сидит во главе стола. Дискриминации женщин нет. Она является помошницей мужчины. Единственное – перед родами женщина переселяется в другой общинный дом – башлен, где и должна родить. Типа теперешнего роддома. Откуда пришла эта традиция калаши и сами не помнят.
Интересно, что калаши гонят самогон, напиток крепкий даже по русским меркам. И из чего бы вы думали? Из абрикосов! Ну… правильно. Там же нет табуретки, чтобы табуретовку гнать.
Кстати. У калашей очень развито искусство резьбы по дереву.

Особое восприятие чистоты природы и ее сохранения – отличительная черта этого удивительного народа. Вообще чистота для них священна, как и древних русичей, которые соблюдали культ чистоты. И за осквернение земли и воды могли получить очень жестокое наказание. Самым большим грехом у наших предков было выбросить мусор. Людей, которые загрязняли землю или воду, презирали и могли даже казнить. А что у нас сейчас делается? Как же Земля должна нас любить, чтобы переносить такое издевательство… Вернее уже не выносит.
Видимо нужно еще почитать книгу исследователя Геннадия Климова «Рождение Руси», в которой он пытается разобраться в каверзных вопросах истории « Кто и откуда шел?». И как я понимаю доказывает, что переселение народов шло не с юга на север, как нас убеждали маститые историки, а наоборот с севера на юг.
Вот он, например, описывает, что в Тверской области много остатков «варов» – кольцеобразных сооружений по типу