Главный герой романа - Илья Ильич Обломов, помещик, живущий, однако, постоянно в Петербурге. Характер Обломова выдержан прекрасно на всем протяжении романа. Он далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда. Главные черты характера Обломова - почти болезненная слабость воли, выражающаяся в лени и апатии, затем - отсутствие живых интересов и желаний, боязнь жизни, боязнь всяких перемен вообще.

Но, наряду с этими отрицательными чертами, есть в нем и крупные положительные: замечательная душевная чистота и чуткость, добродушие, сердечность и нежность; у Обломова «хрустальная душа», по выражению Штольца; эти черты привлекают к нему симпатии всех, кто приходит с ним в ближайшее соприкосновение: Штольца, Ольги, Захара, Агафьи Матвеевны, даже его прежних сослуживцев, навещающих его в первой части романа. Притом от природы Обломов далеко не глуп, но его умственные способности дремлют, подавленные ленью; есть в нем и желание добра, и сознание необходимости сделать что-либо для общей пользы (например, для своих крестьян), однако все эти хорошие задатки совершенно парализованы в нем апатией и безволием. Все эти черты характера Обломова ярко и выпукло выступают в романе, несмотря на то, что в нем мало действия; в данном случае это не является недостатком произведения, так как вполне соответствует апатичной, недеятельной натуре главного героя. Яркость характеристики достигается, главным образом, путем накопления мелких, но характерных подробностей, живо рисующих привычки и наклонности изображаемого лица; так, по одному описанию квартиры Обломова и ее обстановки на первых страницах романа можно составить довольно верное представление о личности самого хозяина. Такой способ характеристики принадлежит к числу излюбленных художественных приемов Гончарова; оттого в его произведениях и встречается такая масса мелких подробностей быта, обстановки и т. д.

В первой части романа Гончаров знакомит нас с образом жизни Обломова, с его привычками, а также рассказывает о его прошлом, о том, как сложился его характер. В течение всей этой части, описывающей одно «утро» Обломова, он почти не сходит со своей постели; вообще, лежание на постели или на диване, в мягком халате, было, по словам Гончарова, его «нормальным состоянием». Всякая деятельность утомляла его; Обломов пробовал когда-то служить, но не долго, потому что никак не мог привыкнуть к требованиям службы, к строгой аккуратности и исполнительности; суетливая служебная жизнь, писание бумаг, цель которых была для него иногда неизвестна, боязнь наделать промахов, - все это тяготило Обломова, и, отправив раз служебную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, он предпочел выйти в отставку. С тех пор он зажил дома, почти никуда не выезжая: ни в общество, ни в театр, почти не выходя из любимого покойного халата. Время его проходило в ленивом «переползании изо дня в день», в праздном ничегонеделании или в не менее праздных мечтаниях о громких подвигах, о славе. Эта игра воображения занимала и тешила его, за отсутствием других, более серьезных умственных интересов. Как всякая серьезная работа, требующая внимания и сосредоточения, чтение утомляло его; поэтому он почти ничего не читал, не следил за жизнью по газетам, довольствуясь теми слухами, которые заносили к нему редкие гости; недочитанная книга, развернутая посередине, желтела и покрывалась пылью, а в чернильнице вместо чернил водились только мухи. Всякий лишний шаг, всякое усилие воли были ему не под силу; даже забота о самом себе, о собственном благосостоянии тяготила его, и он охотно предоставлял ее другому, например, Захару, или же полагался на «авось», на то, что «как-нибудь все устроится». Когда предстояло принять какое-нибудь серьезное решение, он жаловался, что «жизнь всюду трогает». Его идеалом была спокойная, мирная жизнь, без забот и без всяких перемен, так, чтобы «сегодня» было похоже на «вчера», а «завтра» на «сегодня». Все, что смущало однообразное течение его существования, всякая забота, всякая перемена пугали и удручали его. Письмо старосты, требовавшего его распоряжений, и необходимость съезжать с квартиры казались ему настоящими «несчастиями», по его собственному выражению, и он успокаивался только тем, что как-нибудь все это устроится.

Но если бы в характере Обломова не было других черт, кроме лени, апатии, слабоволия, умственной спячки, то он, конечно, не мог бы заинтересовать собою читателя, а также не заинтересовалась бы им Ольга, не мог бы послужить героем целого обширного романа. Для этого необходимо, чтобы эти отрицательные стороны его характера уравновешивались не менее важными положительными, могущими вызвать нашу симпатию. И Гончаров, действительно, с первых же глав показывает эти черты личности Обломова. Для того чтобы яснее оттенить его положительные, симпатичные стороны, Гончаров ввел несколько эпизодических лиц, появляющихся в романе только один раз и затем бесследно исчезающих с его страниц. Это - Волков, пустой светский человек, франт, ищущий в жизни одних удовольствий, чуждый всяких серьезных интересов, ведущий жизнь шумную и подвижную, но тем не менее совершенно лишенную внутреннего содержания; затем Судьбинский, чиновник-карьерист, весь погруженный в мелкие интересы служебного мира и бумажного делопроизводства, а «для всего остального мира он слеп и глух», по выражению Обломова; Пенкин, мелкий литератор сатирического, обличительного направления: он хвалится тем, что в своих очерках выводит на всеобщее посмеяние слабости и пороки, видя в этом истинное призвание литературы: но его самодовольные слова вызывают отпор со стороны Обломова, находящего в произведениях новой школы одну только рабскую верность природе, но слишком мало души, мало любви к предмету изображения, мало истинной «человечности». В рассказах, которыми восхищается Пенкин, нет, по мнению Обломова, «незримых слез», а есть только видимый, грубый смех; изображая падших людей, авторы «забывают человека». «Вы одной головой хотите писать! - восклицает он, - вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он погибает, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя... тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову...» Из этих слов Обломова видно, что его взгляд на призвание литературы и его требования от писателя гораздо серьезнее и возвышенней, чем у профессионального литератора Пенкина, который, по его словам, «тратит мысль, душу свою на мелочи, торгует умом и воображением». Наконец, выводит Гончаров еще некоего Алексеева, «человека неопределенных лет, с неопределенной физиономией», у которого нет ничего своего: ни своих вкусов, ни своих желаний, ни симпатий: Гончаров ввел этого Алексеева, очевидно, для того, чтобы путем сравнения показать, что Обломов, несмотря на всю свою бесхарактерность, вовсе не отличается безличностью, что у него есть своя определенная нравственная физиономия.

Таким образом, сопоставление с этими эпизодическими лицами показывает, что Обломов в умственном и нравственном отношении стоял выше окружающих его людей, что он понимал ничтожность и призрачность тех интересов, которыми они увлекались. Но Обломов не только мог, но и умел «в свои ясные, сознательные минуты» критически отнестись к окружающему обществу и к самому себе, признать свои собственные недостатки и тяжело мучиться от этого сознания. Тогда в памяти его пробуждались воспоминания о годах юности, когда он вместе со Штольцем был в университете, занимался наукой, переводил серьезные научные сочинения, увлекался поэзией: Шиллером, Гете, Байроном, мечтал о будущей деятельности, о плодотворной работе на общую пользу. Очевидно, в это время и на Обломова оказали свое влияние идеалистические увлечения, господствовавшие среди русской молодежи 30-40-х годов. Но влияние это было непрочно, потому что апатичной натуре Обломова несвойственно было продолжительное увлечение, как несвойственна была систематическая напряженная работа. В университете Обломов довольствовался тем, что усвоил себе пассивно готовые выводы науки, не продумав их самостоятельно, не определив их взаимного отношения, не приведя их в стройную связь и систему. Поэтому «голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, ничем не связанных политико-экономических, математических и других истин, задач, положений и т. д. Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знания. Странно подействовало учение на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». Знание, оторванное от жизни, конечно, не могло быть плодотворным. Обломов чувствовал, что ему, как образованному человеку, нужно что-нибудь делать, он сознавал свой долг, например, перед народом, перед своими крестьянами, хотел устроить их судьбу, улучшить их положение, но все ограничивалось лишь многолетним обдумыванием плана хозяйственных преобразований, а действительное управление хозяйством и крестьянами так и оставалось в руках безграмотного старосты; да и задуманный план едва ли мог иметь практическое значение ввиду того, что Обломов, как сам сознается, не имел вовсе ясного понятия о деревенской жизни, не знал «что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый».

Такое незнание действительной жизни, при смутном желании сделать что-либо полезное, сближает Обломова с идеалистами 40-х годов, и особенно с «лишними людьми», как они изображены Тургеневым.

Подобно «лишним людям», Обломов иногда проникался сознанием своего бессилия, своей неспособности жить и действовать, в минуту такого сознания «ему грустно и больно становилось за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешавшую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования... А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь, уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах гор, и давно бы пора этому золоту быть ходячею монетой». Сознание, что он живет не так, как следует, смутно бродило в его душе, он страдал от этого сознания, иногда плакал горькими слезами бессилия, но не мог решиться на какую-нибудь перемену в жизни, и скоро снова успокаивался, чему способствовала и его апатичная натура, неспособная к сильному подъему духа. Когда Захар неосторожно решился сравнить его с «другими», Обломов жестоко этим оскорбился, и не только потому, что почувствовал себя обиженным в своем барственном самолюбии, но и потому, что в глубине души сознавал, что это сравнение с «другими» клонилось далеко не в его пользу.

Когда Штольц спрашивает Захара, что такое Обломов, то тот отвечает, что это - «барин». Это наивное, но вполне точное определение. Обломов, действительно, представитель старого крепостного барства, «барин», то есть человек, у которого «есть Захар и еще триста Захаров», как выражается о нем сам Гончаров. На примере Обломова Гончаров, таким образом, показал, как пагубно отражалось крепостное право на самом дворянстве, препятствуя выработке энергии, настойчивости, самодеятельности, привычки к труду. В прежние времена обязательная государственная служба поддерживала в служилом сословии эти необходимые для жизни качества, которые стали постепенно глохнуть с тех пор как обязательность службы была отменена. Лучшие люди среди дворянства давно уже сознали несправедливость такого порядка вещей, созданного крепостным правом; правительство, начиная с Екатерины II, задавалось вопросом о его отмене, литература, в лице Гончарова, показала его пагубность для самого дворянства.

«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить», - метко выразился Штольц про Обломова. Обломов сам сознает свое неумение жить и действовать, свою неприспособленность, результатом которой является смутная, но болезненная боязнь жизни. В этом сознании и заключается трагическая черта в характере Обломова, резко отделяющая его от прежних «обломовцев». Те были натуры цельные, с прочным, хотя и бесхитростным миросозерцанием, чуждые всяких сомнений, всякой внутренней раздвоенности. В противоположность им такая именно раздвоенность есть в характере Обломова; она внесена в него влиянием Штольца и полученного им образования. Для Обломова было уже психологически невозможно вести такое же спокойное и самодовольное существование, какое вели его отцы и деды, потому что в глубине души он все же чувствовал, что живет не так, как следует и как живут «другие», вроде Штольца. У Обломова есть уже сознание необходимости что-либо делать, приносить пользу, жить не для одного себя; есть у него и сознание своего долга перед крестьянами, трудами которых он пользуется; он разрабатывает «план» нового устройства деревенской жизни, где приняты во внимание и интересы крестьян, хотя Обломов вовсе не думает о возможности и желательности полного упразднения крепостного права. До окончания этого «плана» он не считает возможным переселиться в Обломовку, но из его работы, конечно, ничего не выходит, потому что у него не хватает ни знания сельской жизни, ни настойчивости, ни усердия, ни настоящей убежденности в целесообразности самого «плана». Обломов по временам тяжко скорбит, мучится в сознании своей непригодности, но переменить свой характер не в состоянии. Воля его парализована, всякое действие, всякий решительный шаг пугают его: он боится жизни, как в Обломовке боялись оврага, о котором ходили разные недобрые слухи.

Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению фламандского мастерства И.А. Гончарова, предметному миру в романе.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

  • Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.
  • Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».
  • Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления.
  • Развитие воображения.
  • Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

  • Воспитание любви к урокам литературы.
  • Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование: портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова».

Оформление: к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, записана первая часть темы и вопросы, на которые ученики будут отвечать в ходе урока.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа (о традиции использования сна в литературе):

Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

У: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

у: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

у: «Баллады» В. Жуковского.

*У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

У: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

у: Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

У: А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

у: Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Ученик выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

У: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

у: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:

  1. Картина мира.
  2. Философия жизни.
  3. Воспитание ребенка.

А потом, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма:

  1. Любопытство Илюши.
  2. Бесхозяйственность обломовцев.
  3. Всеобъемлющий сон подобный смерти.
  4. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.
  5. Молитва.

Дискуссия между двумя группами учеников. Результаты дискуссии оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.

«+» обломовской жизни «-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока:

Класс придумывает уроку тему, которая и отражала бы двунаправленность обломовской сущности. (Например, «Сон Обломова – мир заспанной и поэтической души».)

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению