Статья первая: Постановка проблемы и формы разделения

От автора. Представленные в этой статье размышления о русских как разделенном народе впервые были тезисно обнародованы мной в Республике Крым на состоявшемся 4 июня 2016 г. пленарном заседании II Ливадийского форума «Русский мир: проблемы и перспективы». Я считаю важным и особо символичным то, что содержательная дискуссия по данной проблеме начала развиваться здесь, на земле русского Крыма. Тем более, впервые в 2014 г., сразу после Воссоединения, именно в Ливадии я предложил рассматривать данную площадку как возможный интеллектуальный центр для обсуждения насущных проблем разделенного русского народа. Значим тот факт, что на II Ливадийском форуме данная проблема уже обсуждалась при участии председателя Совета Федерации, высшего руководства Республики Крым и приглашенных руководителей народных республик Донбасса.

Воссоединение Крыма с Россией стало первым со времен краха СССР случаем восстановления утраченного ранее единства русских. Причем - воссоединения вместе с территорией, что особенно важно подчеркнуть, так как в саму возможность этого вне Крыма верили немногие. Даже накануне этого события находились «эксперты», «политологи» и «лидеры общественного мнения», которые, если и говорили о потенциальном возвращении Крыма в состав России, то делали это не иначе как с иронией, считая это попросту невозможным. Но невозможное стало возможным на основе соединения двух равновеликих факторов - массовой поддержки идеи воссоединения народом русского Крыма и наличием политической воли высшего руководства России при массовой поддержке русскими в России. Не случайно, именно в знаменитой «Крымской речи» Владимир Путин впервые с официальной трибуны заявил о русских как разделенном народе, имеющем право на воссоединение. Напомним эти слова:

«Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире... Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью».

Казалось бы, после этого выступления представители российского «экспертного сообщества», особенно в его патриотической части (впрочем, кто у нас сегодня не «патриот»?) должны были тут же теоретически развить президентские идеи и предложить механизмы практического их применения... Ведь Президент сказал то, что на протяжении более 20 лет твердили многочисленные и очень разные русские интеллектуалы - от Валентина Распутина до Александра Солженицына, от Натальи Нарочницкой до Александра Проханова, от Виталия Третьякова до Валерия Мошева...

Но прорыва, как ни странно, не произошло... Более того, очень быстро стали шептаться о том, что, мол сказано это было в «крымском контексте», и, конечно - «не нужно будировать русскую тему», или «вы же понимаете, ЧТО сейчас происходит на Донбассе», а потом «Новороссию слили, какой там разделенный народ...»...

И вновь лишь немногие знали и помнили, что и задолго до «крымского контекста» Путин говорил о том же, что его слова - не случайность, не политическая импровизация, а внутренняя убежденность:

«Что такое распад Советского Союза? 25 миллионов граждан Советского Союза, этнически русских, оказались за рубежами новой России - о них же никто не подумал. 25 миллионов - это крупная европейская страна. В каком положении они оказались - в положении иностранцев? А их кто-нибудь об этом спросил?...

25 миллионов оказались за границей без средств к существованию, в условиях растущего национализма, в условиях, когда они не могли приехать в новую Россию, на свою историческую родину, не могли общаться со своими родственниками, потому что у них даже не было денег на то, чтобы купить билет на поезд или самолет. У них нет квартир в России. Им негде жить, негде работать. Это разве не трагедия?... Конечно, трагедия, еще какая!» .

Сказано это Президентом России в декабре 2007 года в интервью журналу TIME. Помимо прочего, говоря о 25 миллионах русских, оказавшихся за рубежами России, Путин проронил фразу: «Мы не выпячиваем это сегодня, не говорим об этом. Но ведь это так...». Стоить напомнить, что это интервью давалось еще по горячим следам «Мюнхенской речи», когда Россия лишь начала говорить то, что раньше «не выпячивала»... но спустя 7 лет то, что было впервые обозначено в Мюнхене, уже в полный голос и практически было заявлено и реализовано в Крыму.

И еще, по поводу «крымского контекста»... Из интервью Президента американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS 29 сентября 2015 г. накануне 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке:

«В одночасье за границами Российской Федерации оказались 25 миллионов русских людей... Они жили в единой стране, вдруг оказались за границей. Представляете, сколько проблем возникло? Бытовые вопросы, разъединение семей, экономические проблемы, социальные проблемы - просто не перечислить всего. А вы считаете, что это нормально, что 25 миллионов русских людей оказались вдруг за границей? Русские оказались самой большой разделённой нацией в мире сегодня. Это не проблема? Для вас нет, а для меня - проблема» .

Ну, и наконец, менее месяца спустя, 22 октября 2015 года, на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай»:

«В результате распада СССР 25 миллионов этнических русских оказались за рубежом помимо своей воли и, как у нас в народе говорят, в одночасье. Повторю тезис свой о том, что русский народ оказался самым большим разделённым народом в мире, и это, безусловно, трагедия».

Думаю, нет смысла дальше доказывать, что путинский тезис о русских как разделенном народе не является «случайным». На мой взгляд, это вообще одно из главных заявлений Владимира Владимировича со времен начала его правления на рубеже веков.

И, безусловно, этот тезис должен быть экспертно проработан, развит и воплощен в конкретные практические действия, в том числе и связанные с изменением ранее исповедовавшихся подходов по работе с русскими, оказавшимися за пределами России.

Первым шагом в этом направлении, на мой взгляд, должно стать раскрытие самого тезиса о русских как разделенном народе. Иначе говоря - что мы понимаем под этим понятием? В чем заключается данное разделение и в каких формах оно проявляется?

Прежде всего, необходимо оговориться, что я исхожу из традиционного понимания русских как народа, состоящего в своей основе из трех восточно-славянских ветвей - великороссов, малороссов и белорусов, а также представителей других народов, принявших русскую культуру и считающих себя русскими.

Первым сокрушительным ударом по единству русского народа необходимо признать его искусственное разделение в советские годы на три отдельных этноса: русских (бывших великороссов), украинцев (бывших малороссов) и белорусов. Закрепление в общественном сознании и политической практике, данного разделения не является препятствием для целенаправленной и последовательной работы по восстановлению традиционного общерусского единства.

Разделенное состояние русского народа на современном этапе проявляется, на мой взгляд, в следующих формах:

  1. Политическое разделение. Русские, ставшие в результате распада СССР гражданами других государств, в силу объективных причин, даже несмотря на факты дискриминации их национальных прав, преимущественно воспринимают именно эти государства в качестве «своих». Этому способствует и целенаправленная политика политических режимов стран их проживания, направленная на формирование политической лояльности, а в конечном счете - на ассимиляцию русских.
  2. Разделение семей. Множество русских семей оказались разрезаны государственными границами. Широко распространенным стало явление, когда дети, в силу большей мобильности, оказались в России, родители - остались в бывших национальных республиках. Наличие границ, в ряде случаев - визового режима, затрудняют общение родственников между собой, способствует разрыву семейных связей. Нынешняя ситуация на Украине является примером того, как между ближайшими родственниками проходит радикальное политико-идеологическое размежевание, вплоть до участия в гражданской войне по разные стороны конфликта.
  3. Идеологическое разделение. Формирование в республиках бывшего СССР этнократических режимов опиралось на историческое мифотворчество, во многом носящее русофобский и антироссийский характер. Глубоко внедренное в систему образования и пропаганды оно направлено, в том числе, на формирование негативного восприятия России проживающими в этих странах русскими, формирование из них особых, отличающихся от российских русских, групп, как то «казахстанские русские», «европейские русские», или же полное забвение какой-либо связи с русскими и Россией, как это происходит на Украине.
  4. Информационное разделение. Этому же активно способствует информационная политика государств проживания зарубежных русских. Во всех странах наблюдается общая картина использования масс-медиа в целях ассимиляции русского населения. СМИ, пытающиеся отстаивать права и законные интересы русских общин, а тем более - способствовать формированию общего информационного пространства России и Русского мира, сознательно маргинализируются. Наблюдается ограничение, а нередко - и запрет вещания российских СМИ, прежде всего -ТВ-каналов новостного и просветительского формата. Ряд стран (страны Прибалтики, Украина) фактически находятся в состоянии информационной войны с Россией, сознательно демонизируя образ России и русских.
  5. Языковое разделение. Вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни, включая образование и СМИ, приводит к катастрофическому падению уровня знания русского языка русской молодежью, вытеснению его в бытовую сферу и даже образованию региональных «новоязов» на основе русского. Одновременно русский язык из фактора консолидации целенаправленно превращается в фактор разделения - «русскоязычие» превращается в антипод «русскости», информационно-пропагандистская антирусская деятельность на русском языке является самой эффективной и разрушительной (пример - оба киевских «майдана» (2004 и 2013-2014 гг.) были преимущественно русскоязычными).
  6. Религиозное разделение. Несмотря на ряд позитивных тенденций, связанных с усилением роли православной церкви в жизни русских общин, деструктивные процессы наблюдаются также в религиозной сфере. Они связаны с активным прозелитизмом среди русских в постсоветских республиках агрессивных тоталитарных сект протестанского и иного толка, тенденциями перехода русских в ислам, в том числе - в его радикальные течения. Особое беспокойство вызывают раскольнические процессы в православной среде, прежде всего - на Украине: выделение неканонических «церквей» с самозванными «патриархами», насильственные захваты храмов Московского патриархата и даже факты убийства священников.
  7. Культурно-цивилизационное разделение. Все вышеперечисленные факторы, в конечном счете, на фоне усилившейся в начале ХХI века геополитической и цивилизационной конкуренции свидетельствуют о явно выраженных тенденциях по «растаскиванию» русских по локальным региональным субкультурам, вписанным в крупные цивилизационные образования, чаще всего являющиеся враждебными (или по крайней мере - конкурентными) по отношению к православной русской цивилизации. Так, в Странах Прибалтики наблюдаются процессы образования субкультуры «европейских русских», на Украине - агрессивно-русофобствующей группы «русскоязычных украинцев» (по сути - бывших русских), в Центральной Азии - различных групп «азиатских русских», занимающих подчиненное положение в окружающей исламском мире.

Обозначенные формы разделения не исчерпывают темы, но, на наш взгляд, обозначают основные проблемные места в контексте перспектив восстановления утраченного русского единства.

В свою очередь, говорить о перспективах воссоединения мы можем лишь при условии того, что вышеобозначенные разделения не являются фатальными, что русские как народ не утратили стремления к единству, что русские в России и в других странах проживания ощущают себя единым, искусственно разделенным, народом и стремятся к воссоединению. И прошедшие 25 лет после распада СССР подтверждают, что, несмотря на все проблемы, русские не только не утратили стремления к единству, а, напротив, переживают сегодня подъем национальной консолидации поверх искусственно навязанных границ.

О том, что дает основания для столь оптимистических оценок - в следующей статье.

Примечания

1. Президент России. Обращение Президента Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603

2. Президент России. Интервью журналу «Тайм» // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24735

3. Президент России. Интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50380

4. Президент России. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50548

Пантелеев Сергей Юрьевич , Директор Института Русского зарубежья

Он добавил, что в условиях тоталитарного государства у жителей Крыма ничего не спрашивали, а просто поставили перед фактом. Однако это решение воспринималась как «некая формальность», поскольку Крым передавался в рамках одной большой страны и невозможно было представить, что Украина и Россия когда-нибудь будут не вместе.

Путин напомнил, что многие люди в России и на Украине, а также в других республиках, надеялись, что СНГ станет новой формой общей государственности, с общей валютой, экономическим пространством и общими вооруженными силами, но все это осталось обещаниями, а большой страны не стало.

«И когда Крым оказался в составе другого государства, Россия почувствовала, что ее даже не обокрали, а ограбили», - сказал Путин, добавив, что русские в одночасье оказались национальным меньшинством в новых странах.

«Сегодня, уже спустя много лет, я слышу, как крымчане совсем недавно говорили, что тогда, в 1991 году, их просто передали из рук в руки, как мешок картошки. Позволю с этим не согласиться. Российское государство - что же оно? Ну что Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду», - сказал Путин.

Путин напомнил, что тогда наша страна находилась в таком тяжелом состоянии, что просто реально не могла защитить свои интересы, но люди не смогли смириться с вопиющей несправедливостью, передает РИА « Новости » .

«Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему. Говорили, что Крым - это исконно русская земля, а Севастополь - русский город», - продолжил президент.

По его словам, в России все это понимали, но нужно было действовать исходя из сложившихся реалий, и уже на этой базе строить добрососедские отношения с независимой Украиной.

Трансляцию заявления президента ведет телеканал Russia Today. Заявление Путина также транслируется в прямом эфире на митинге горожан в центре Севастополя.

Согласно закону о порядке принятия и образования новых субъектов РФ, иностранное государство обращается к РФ с просьбой о вхождении в состав РФ и о заключении соответствующего международного договора. Президент РФ информирует об этом обе палаты российского парламента и правительство РФ, и при необходимости проводит консультации.

Затем глава государства обращается в Конституционный суд с просьбой дать оценку соответствия договора конституции страны, и в случае, если суд даст положительную оценку, международный договор вносится на ратификацию в Госдуму вместе с проектом федерального конституционного закона, в котором определяется название, статус и границы субъекта.

Если два этих документа поддерживаются палатами, то вносятся изменения в Конституцию РФ, куда дополняется название одного или нескольких субъектов.

Президент России Владимир Путин в понедельник , в соответствии с которым республика Крым признана независимым государством. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что этот в состав России.

В воскресенье в Крыму о статусе автономии. По результатам обработки 100% протоколов на референдуме 1 млн 274 тысячи 96 человек или 83,1% имеющих право голоса, из них за вхождение автономии в состав России высказались 96,77% жителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История теории групп интересов. Анализ групп интересов в политике, особенности. Группа давления как феномен политического процесса. Общественные объединения как группы интересов, группы давления. Основополагающие характеристики групп интересов в политике.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Обобщение политологических учений о суверенитете - присущем государству верховенстве на своей территории и независимости в международных отношениях. Отличительные черты вестфальского, и внутреннего суверенитета. Проблема самоопределения субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2011

    Конфликт как социальное явление, его типология и стадии. Политические конфликты: виды и методы урегулирования. Подходы к определению причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов. Понятие политического риска, его классификация и факторы.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Мусульманская цивилизация и её составляющие на современном этапе. Сущность исламского фундаментализма, экстремизма, терроризма. Радикализация исламистского движения; политические конфликты на религиозной почве. Становление исламского экстремизма в Египте.

    диссертация , добавлен 14.01.2015

    Заинтересованные группы: понятие, функции, роль и место в государственном управлении. Каналы и источники влияния заинтересованных групп на принятие решений. Модели взаимодействия групп интересов: плюрализм и неокорпоративизм. Типология групп интересов.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Специфика этнической сферы жизни общества. Понятие, структура, особенности, характеристика и проблемы ментальности. Волны национальных движений XX в., их характерные черты. Факторы, способствующие распространению культа этничности и этнизации сознания.

    реферат , добавлен 24.10.2009

    Понятие и сущность политической партии, ее роль в политической системе. Общественно-политические движения, их понятие, история развития, классификация. Анализ взаимосвязи и эволюции общественных движений и организаций и политической системы в России.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    Теоретико-методологические основы изучения информационного противостояния в политических конфликтах. Технологии информационного противостояния: политологический аспект. Опыт использования средств и методов информационной войны в конфликте в Южной Осетии.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2015

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Из деяний Божественного Промысла о судьбе человеческого рода после потопа особое и большое значение имеет так называемое разделение языков и рассеяние племен. Оба эти факта имеют важное значение для всего человечества. Этими событиями завершается история первобытного человека и начинается история уже отдельных народов, среди которых израильский народ удостаивается особого Божественного избрания для сохранения истинной религии в древнем мире и для приготовления всего человечества к принятию христианства, долженствующего вновь объединить разделившийся мир.

После разделения языков и рассеяния племен древний мир начал жить разрозненной жизнью отдельных обособленных друг от друга народов. И только с открытием Царства благодати, через Христа, после искупления и духовного благодатного обновления человечества, оно снова призывается к нравственному единству.

В известном церковном песнопении вавилонское смешение языков противопоставляется дарованию языков апостолам в день сошествия Святого Духа: «Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва».

Наука о языке и его развитии, так называемая лингвистика, в вопросах о праязыке и происхождении из него массы разнообразных языков встречает непреодолимые трудности. Этим и объясняется разногласие ученых. Но крупнейшие и авторитетнейшие лингвисты (например, Макс Мюллер) прежде всего отрицают наивно-материалистическую гипотезу о происхождении языка в процессе развития человека из неразумного и бессловесного в разумное и словесное существо. Дар слова, по мнению выдающихся лингвистов, был от природы присущ человеку, одновременно с даром мышления («Нет мысли без слова и нет слова без мысли» – М.Мюллер).

Вопрос о том, каков был первоначальный язык, на котором говорили первые люди, и был ли это один общий язык или существовало несколько различных языков, наукой еще не разрешен. По свидетельству же Библии, до разделения языков «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11, 1). Те из ученых, которые признают единство человеческого рода, признают и единство первоначального общечеловеческого языка.

Происхождение из одного языка множества разных языков можно уподобить развитию дерева, из одного ствола которого произошли многочисленные сучья и ветви с их разнообразными формами, имеющими и свои особенности, и нечто общее. Теоретически многие лингвисты и признают такое «лингвистическое дерево», но практическое изучение «лингвистических разветвлений» вызывает много споров.

Смешение языков, по библейскому сказанию, было вызвано высокомерным человеческим предприятием построить город и воздвигнуть башню до небес, т. е. до небесных облаков. Для этого исключительно грандиозного мирового предприятия необходима была концентрация огромного количества людей в одном месте, что являлось нравственно развращающим фактором, ибо огромное скопление людей, не соединенных твердыми нравственными связями, всегда усиливает общую порочность. (Это наблюдается в огромных городах со скученным населением.)

Божественное Провидение, заметив вновь после потопа увеличивающуюся порочность и развращенность, а также и горделивые, высокомерные замыслы собравшихся, решило рассеять их. Для этой цели и было произведено разделение языков, обусловившее образование отдельных наций, ибо главное отличие народов заключается в различии их языка.

Но как следует понимать смешение языков (разделение)? Был ли это акт чудесного вмешательства, мгновенно создавший различие языка у собравшихся, или же произошло постепенное изменение уже давно, медленно и постепенно изменявшихся различных наречий? Второе предположение, хотя и трудно, но все же возможно предположить и объяснить естественным ходом событий. Первое же предположение требует признания чуда, т. е. сверхъестественного явления.

Безрелигиозная наука стремится все объяснить только естественным путем, а потому по поводу наличия разнообразных языков строит различные противоречивые гипотезы. Религиозное же сознание, доверяя Библия больше, чем научным противоречивым гипотезам, охотно признает наличие чуда.

Библейское выражение «сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11, 7) не оставляет сомнения в особом Божественном акте.

«И рассеял их Господь по всей земле; и они перестали строить башню», – говорится дальше (там же, ст. 8).

Из разделенных и рассеянных племен и народов Господь, по неисповедимым путям Своим, избрал израильский народ, но не для его исключительно национальных, как думают многие евреи, а для общечеловеческих целей: для подготовки, при помощи избранного народа, всего рода человеческого к тайне искупления.

Избрание израильского народа было особым видом служения Богу и человечеству. Это давало не столько прав, сколько обязанностей израильскому народу, ибо «если много дано, много и спросится».

Купить эту книгу можно

Очень популярная призказка, что русские - самый большой разделенный народ в мире. Вот и президент РФ Путин для зарубежной аудитории про русских вспомнил:

В интервью американскому журналисту Чарли Роузу президент России Владимир Путин назвал распад СССР "огромной трагедией ХХ века". Выдержки из интервью опубликованы на сайте Кремля.

На вопрос журналиста - почему распад СССР является трагедией, Путин ответил: "Прежде всего потому, что в одночасье за границами Российской Федерации оказались 25 миллионов русских людей". Таким образом, считает Путин, русские оказались самой большой разделенной нацией в мире.
"Они жили в единой стране ‒ вдруг оказались за границей. Представляете, сколько проблем возникло? Бытовые вопросы, разъединение семей, экономические проблемы, социальные проблемы ‒ просто не перечислить всего. А Вы считаете, что это нормально, что 25 миллионов русских людей оказались вдруг за границей? Русские оказались самой большой разделенной нацией в мире сегодня. Это не проблема? Для Вас, возможно, нет, а для меня – проблема" , - заявил российский президент.

Все русские должны жить в России - все так.

Но! Люди, ведь, справедливости ради, русские - не крупнейший в мире разделенный народ.

Вот топ3:

1. Китайцы. тут 100 млн. почти по миру раскидано, есть отложившийся 20-миллионный Тайвань, есть Сингапур.

2. Арабы. Идеи панарабизма временно похерены, но ощущение себя единой нацией - в наличии, на то целая Лига Арабских Государств.

Так их и в Израиле еще больше 1 млн, скажем, про диаспору молчу.

3. Бенгальцы. Тут совсем грустно, попилили тупой ножевкой Бенгалию. 25% Западной, кто не в курсе - мусульмане, 10% Восточной - индуисты, это десятки миллионов человек, так что на религию кивать не нужно.
Просто произвол англичан и гуджаратцев Ганди и Джинны.