Увидев афишу гастролей любимой музыкальной группы или программу театрального сезона, большинство желающих посетить подобные мероприятия предпочитает оплачивать вход на них заблаговременно. При этом мало кто задумывается о том, можно ли вернуть билеты, купленные в театр, на концерт или киносеанс. Каковы случаи, когда такой возврат производится по умолчанию? Как вернуть электронные билеты в театр? На деле все может быть очень просто. Рассмотрим все варианты.

Способы приобретения билетов

Это раньше единственным способом приобретения права на посещение мероприятия была покупка бумажного билетика. Современные технологии внесли свои коррективы, сделав всю процедуру удобнее и быстрее. Сегодня доступны следующие варианты покупки:

  • через агентов-посредников;
  • электронно через официальные сайты и представительства заведений, где планируется проведение мероприятия;
  • традиционно в билетных кассах.

Чтобы попасть на некоторые мероприятия, требуется озаботиться приобретением входного документа заблаговременно. Иначе можно либо совсем пропустить важную премьеру, либо получить не лучшие места. Именно у агентов могут быть в наличии билеты даже в последние часы перед событием. Конечно же, такое предложение будет значительно дороже.

Электронный способ покупки билетов значительно экономит время. Не требуется куда-либо ехать, выстаивать очереди. Большинство онлайн-сервисов имеют понятный интерфейс. Они позволяют выбрать конкретное место, цену и за считанные минуты произвести покупку.

Общие правила возврата билетов

Каждое из учреждений, проводящих мероприятия, может устанавливать свои правила возврата билетов. Уточнять их лучше до приобретения последних. Так, выясняя, можно ли вернуть билеты в Большой театр, нужную информацию легко найти на официальном ресурсе этого учреждения.

Чаще всего предусмотрено это действие только лишь в случае отмены, замены, переноса проводимого мероприятия. Но можно ли вернуть билеты в театр по причинам, отличающимся от указанных? Ведь, как и во всем, в нашей жизни периодически возникают препятствия, полностью рушащие все планы. Стоимость же посещения некоторых концертов и премьер довольно высока. Она может составлять немалую долю месячного семейного бюджета.

Законодательство о возврате билетов

Администрация учреждений, отвечая отказом на вопрос о том, можно ли вернуть билеты в театр по личным причинам, несколько лукавит. Фактически реализованный входной документ является договором возмездного оказания услуг. И как любой другой, он может быть расторгнут. Руководствоваться при этом следует статьей 782 ГК РФ и "Законом о защите прав потребителей", в частности его статьей 32.

Процедура обращения

Входные документы в случае отмены, замены или переноса мероприятия можно сдать чаще всего сразу в кассе предприятия. Процедура при этом максимально упрощена. Главным условием является обращение до начала концерта, спектакля, сеанса. Но можно ли вернуть билеты в театр таким же образом в других случаях? Однозначно, его не удастся сдать уже после пропущенного мероприятия. Да и при обращении заблаговременно, скорее всего, от кассира будет получен отказ. Поэтому необходимо обратиться в администрацию заведения.

Заявление на возврат следует оформлять письменно в официальном стиле в двух экземплярах. При его подаче администрации следует иметь при себе паспорт, билет и документ, свидетельствующий об оплате его стоимости, если таковой предусмотрен. Копии двух последних бумаг нужно приложить к подаваемому экземпляру заявления, а на том, что остается у подателя, принимающее ответственное лицо должно сделать отметку о факте получения прошения.

Если заявление отказываются регистрировать или вообще принимать, то его можно отправить почтой. Только в этом случае лучше всего оформить отправление заказным письмом.

Рассмотрение заявление администрацией должно осуществляться в 14-дневный срок. Возврат средств может осуществляться не в полном объеме. Законом оговаривается, что заведение вправе вычесть из стоимости билета фактические расходы. Их не всегда могут подтвердить, но правилами нередко предусматривается удержание своего рода штрафа в процентном соотношении к стоимости билета. Чем ближе дата мероприятия, тем весомее удерживаемая часть.

Как осуществить возврат, если приобретение билета произошло через агента?

Покупка билета через агента - это возможность приобрести его в последний момент перед премьерой, получить лучшие места, сделать эту операцию без необходимости ехать в кассу театра. Покупатель получает вожделенный билет, театр - заполнение мест и основную выгоду от продажи, а агент свой процент.

Несмотря на факт приобретения через посредника, возврат билета все равно будет осуществлять заведение, где будет проводиться мероприятие. Следует лишь знать, что после его сдачи получена будет лишь его номинальная стоимость. Агентский сбор возврату не подлежит, поскольку посредник свои обязательства выполнил в полном объеме, услуга предоставлена, а следовательно должна быть оплачена.

Приобретение входного документа электронного вида происходит чаще всего на официальном ресурсе заведения, где будет проводиться мероприятия. В некоторых случаях при особо грандиозных масштабах события может быть создан специальный сайт, реализующий билеты.

Возврат электронного билета осуществляется на том же основании, что и в случае с обычным. Информация о необходимой процедуре указана на сайте. Необходимо просто следовать инструкциям. Перечисление денежных средств будет осуществлено на то же платежное средство, посредством которого осуществлялась оплата.

Нередко возникают проблемы. Например, человек желает вернуть электронный билет в Большой театр. Как это сделать? Согласно информации на официальном сайте, не предусмотрен возврат по иным причинам, чем в стандартных ситуациях. Приобретая билет, покупатель автоматически соглашается на это условие. Но оно в корне противоречит статье 16 "Закона о защите потребителей" и может быть оспорено.

Если поступил отказ в возврате

Не все театральные заведения лояльны к своим посетителям и готовы осуществить возврат билета по причинам, отличающимся от тех, что указаны в разработанных администрацией правилах. Нередко люди получают отказ даже на письменно оформленное заявление.

Защиту в этом случае можно получить в Роспотребнадзоре, в обществе защиты потребителей или в суде. В любом случае, необходимо будет предоставить ряд документов, подтверждающих не только приобретение билета, но и факт отказа администрации от добровольного удовлетворения прошения.

Можно ли вернуть билеты в театр? Конечно, можно. Всего лишь нужно знать свои права и законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в данной сфере.

Сдать обратно электронный билет можно на том же сайте, где приобретался билет (на сайте театра или агентства).

Как правило, все онлайн-операции по приобретению и возврату билетов пошагово указаны, надо только следовать рекомендациям.

Кроме этого, любая продажа билетов в режиме онлайн (реального времени) производится на основании договора купли-продажи билетов в виде публичной оферты, когда организация публично предлагает услугу и заключает с каждым обратившимся и выполнившим предлагаемые условия договор.

В публичных офертах (размещается, как правило, внизу страницы сайта) есть раздел, посвященный возврату билетов.

Например, на сайте агентства по распространению билетов ООО «Билет в театр» размещена публичная оферта, в п. 4.1.5 которой сказано, что Исполнитель принимает на себя обязательство осуществить по требованию Заказчика возврат денежных средств Заказчику за оказанные ранее Услуги Исполнителя в случае отмены/замены/переноса Мероприятия. В случае неясности можно позвонить по указанным на сайте телефонам или написать на электронную почту агентства (с уведомлением о доставке письме).

А на сайте агентства «Тикетленд» прямо предусмотрены опции возврата.

Для заказов билетов онлайн (https://www.ticketland.ru/landing/refund/) нужно сделать следующее.

Шаг 1. Войти в личный кабинет.

Шаг 2. Войти во вкладку «Заказы».

Шаг 3. Выбрать заказ, который необходимо вернуть, и нажать кнопку «сделать возврат».

Ниже откроется форма возврата билета.

Шаг 4. В открывшейся форме нажимать кнопку «сделать возврат».

Шаг 5. В появившемся окне ввести код, присланный на телефон, указанный при регистрации, и нажать кнопку «ОК».

Шаг 6. Дождаться окончания процедуры возврата.

Для возврата билетов для зарегистрированных на сайте мобильных телефонов процедура тоже расписана (https://www.ticketland.ru/landing/refund_faq/).

На сайте опубликованы также Правила возврата электронных и мобильных билетов (https://www.ticketland.ru/landing/ticket_return_rules/), в п. 9 которых сказано: "При желании Клиента осуществить возврат денежных средств за приобретенный им электронный и/или мобильный билет Клиент через личный кабинет выбирает опцию «Вернуть билет», после чего на мобильный телефон Клиента приходит смс-сообщение с кодом подтверждения, который Клиент должен ввести во всплывающем окне монитора для успешного осуществления операции по возврату электронного и/или мобильного билета".

Деньги перечисляются на карту, с которой был произведен платеж, или по банковским реквизитам.

Теперь о возврате денег.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Формулировка «фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» охватывает, например, расходы агентства (но не театра), которое уже исполнило свои обязанности, действуя от имени театра по агентскому договору. Как правило, комиссионные составляют до 10% стоимости билета.

Публичные договоры названных агентств, к сожалению, содержат условие, ущемляющее права потребителей. Например, возврат билетов производится «только в случае отмены/замены/переноса мероприятия», и такое ограничение является незаконным.

Подобное ограничение попытался применить в своих правилах один из московских театров. И вот что получилось.

Управление Роспотребнадзора оштрафовало один из московских театров (учреждение культуры), включивших в договор со зрителем (билет) условия, ущемляющие права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, а именно: в электронном билете театра представлена информация, согласно которой «приобретенные Билеты обмену и возврату не подлежат, за исключением случаев отмены, замены или переноса спектакля на другую дату», а также в п. 11.1 Положения о правилах продажи театрального билета, ведению билетного хозяйства и посещения театра указано, что только «при отмене, замене или переносе мероприятия (спектакля) зритель вправе возвратить театру приобретенные билеты и потребовать возврата уплаченных денежных средств», что является ущемлением установленных законом прав потребителей.

Решение административного органа театр оспорил в арбитражный суд, который, исследовав все обстоятельства дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 2, 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

В силу ч. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Следовательно, ущемляющими признаются те условия договора, которые ограничивают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

В электронном билете театра представлена информация: «Приобретенные билеты обмену и возврату не подлежат, за исключением случаев отмены, замены или переноса спектакля на другую дату». Таким образом, театр ограничил потребителя в возможности отказаться от услуги и вернуть билеты в кассу в любых случаях, кроме указанных в п. 11.1 указанного Положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем законодательства в сфере защиты прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая он него требовалась, в материалах дела не имеется.

На основании этих выводов арбитражный суд отказал театру в удовлетворении жалобы на решение управления Роспотребнадзора (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 № 09АП-36246/2016 по делу N А40-93832/16; определением Верховного Суда РФ от 28.02.2017 г. № 305-АД16-21406 театру отказано в передаче дела № А40-93832/16 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

27.03.2015

Возврат театральных билетов в кассу

Как показывает практика, кассиры в большинстве случаев отказываются принимать билеты обратно, ссылаясь на то, что их можно вернуть лишь при отмене или переносе мероприятия. Действительно, возврат билетов в театр проводится:

  • при замене спектакля или выступления - с момента официального заявления об этом и до начала мероприятия-замены;
  • при переносе концерта - в течение 2 недель со дня официального заявления об этом. Однако билет назад не принимается, если до мероприятия осталось меньше 48 часов;
  • при отмене спектакля или выступления - с момента официального заявления. Возврат необходимо совершить до даты, когда отмененное мероприятие должно было произойти.

Однако что делать, если сложились обстоятельства, из-за которых посещение мероприятия становится невозможным, а билеты стоили слишком дорого, чтобы смириться с неоправданными расходами на них? Впрочем, отказ от принятия билета назад является незаконным, поскольку противоречит .

Купля-продажа билетов как договор об услуге

Законодатель гласит, что возврат театральных билетов - , поскольку данная операция - не что иное, как отказ от договора об оказании услуг . Отказаться можно в любое время, но при возврате денежных средств за билеты будут удержаны средства, которые были затрачены на исполнение обязательств по указанному договору. Иными словами, потребитель может требовать деньги за ту услугу, которая еще не была оказана.

Требование кассира или других уполномоченных лиц, связанных с проведением мероприятий, об оглашении причин такого поступка - необоснованно. То есть, потребитель не должен отчитываться о том, что у него изменились планы, он или его спутник заболел. Достаточно заявления об отсутствии потребности в данной услуге.

Что касается расходов в такой ситуации, то взимается лишь стоимость изготовления билета . Это будет той суммой, которая взыскивается от общей стоимости билета. Ко всему, перед тем, как вернуть билеты в театр и получить сумму с недоплатой, должны предоставляться документы о том, сколько денежных средств официально тратится на печать билетов.

Сдача билета в кассу по заявлению потребителя

Потребитель должен иметь в виду, что сдать билет можно только до начала мероприятия. Для этого необходимо подать заявление с соответствующей просьбой, указав такие детали как:

  • дату и время мероприятия;
  • название мероприятия;
  • ряд и место;
  • номер и серию билета.

Главное - не забыть указать свои контакты, сделать копию заявления для себя. В идеале, при в театр, уполномоченное лицо должно заверить оба экземпляра штампом учреждения и поставить на нем дату приема. Как минимум, должны быть поставлены роспись и ФИО лица, принявшего заявление. Во избежание неясностей, писать от руки следует печатными буквами, хотя лучше набрать заявление на компьютере.

При отказе в приеме заявления можно привлечь двух свидетелей, для дальнейшей дачи показаний, в случае судебной тяжбы. Вдобавок, есть вариант отправки заявления заказным письмом. Тогда потребитель получит уведомление о получении.

Если прошло больше 10 дней, а ответа не последовало, потребитель может обратиться в суд. Для составления грамотного иска следует проконсультироваться у юриста . Он же в последующем может представлять потребителя в судебном зале.

Люди покупают билеты на какое-либо театральное представление и в силу различных жизненных обстоятельств теряют возможность присутствовать на нем. Учитывая цены на билеты выступлений определенных театральных коллективов, что стоят достаточно дорого, чтобы задуматься о том, как вернуть неиспользованные билеты обратно и вернуть за них деньги.

Те, кто хотя бы раз покупал билеты в кассе театра, знают, что там висит объявление о том, что проданные билеты обратно не возвращаются, в том числе деньги за них. Однако и одна администрация не вправе устанавливать такое правило в разрез с требованиями законодательства.

Кто хоть раз сталкивался с подобной ситуацией, на собственном опыте почувствовали, что администрация театра пытается всяческими отговорками оставить деньги у себя. В большинстве случаев касса и администрация вообще не идет на контакт.

Но большее число театров в нашей стране находятся в подчинении государства, в подчинении Министерства Культуры. Поэтому в нарушение требований законодательство на администрацию можно пожаловаться туда.

Сама процедура возврата театральных билетов следующая:

  • необходимо от руки или в печатном виде написать заявление о возврате;
  • к заявлению необходимо приложить купленные билеты;
  • если при покупке выдавалась квитанция, то ее копию также нужно приложить к заявлению.

После этого администрация должна рассмотреть заявление и вернуть деньги. Если этого не происходит, нужно подавать жалобу в Роспотребнадзор. Копия жалобы направляется в региональное общество, специализирующееся на защите потребительских прав и соответствующее подразделение Министерства Культуры.

Так как администрация может попросту отрицать факт подачи заявления о возврате, нужно на второй копии такого заявления получить расписку о принятии. Если же администрация вовсе отказывается принимать заявление, то стоит найти нескольких свидетелей и получить их росписи под заявлением о таком поведении.

Однако сколько денег можно будет вернуть? Порядок возврата средств следующий:

  • администрация вправе удержать определенную сумму из стоимости билета в счет возмещения своих расходов;
  • такое удержание возможно только если в театре установлен порядок, согласно которому рассчитываются издержки театра;
  • размер удержания не может быть равен 100 % стоимости билета;
  • если такого правила на предприятии не установлено, то возврату подлежит полная стоимость билета.

Таким образом, потребители всегда правы и это администрации необходимо доказывать свою правоту, а не наоборот, как обычно бывает на практике.

Как можно сдать электронный билет на постановку в театре?

Дистанционно приобретенный билет, к примеру, купленный на сайте соответствующего мероприятия подлежит возврату в том же порядке, в каком он был куплен. Однако порядок оформления тот же.

Так, покупатель должен составить заявление и вместе с электронным билетом направить его на интернет почту театра. Также можно направить его через факс. Контактные данные администрации можно найти на том же сайте, где был куплен билет.

Более упрощенный порядок возврата может быть предусмотрен самой администрацией.

Большинство сайтов, продающих электронные билеты, устанавливают свой порядок возврата, для удобства своих посетителей. О таком порядке можно узнать на самом сайте.

Возврат средств осуществляется в следующем порядке:

  • возврат средств осуществляется на ту же карту или электронный кошелек, с которого производилась оплата;
  • срок возврата может розниться между 3 и 45 суток;
  • удержание при этом не может быть больше 8 %.

Однако есть определенные исключения. Так, в Михайловском театре электронные билеты не подлежат возврату. А в Большом вернуть нельзя никакой билет. Однако администрация большого театра всегда идет навстречу и оказывает содействие в перепродаже билета первому покупателю.

За сколько дней до представления покупатель имеет право вернуть свой билет на него?

Законодательство устанавливает правило, согласно которому возврат билетов на культурно-просветительские мероприятия может быть осуществлен в любое время до его начала. Администрация соответствующего мероприятия вправе удержать определенную часть стоимости билета, только если такое правило прописано в уставе соответствующей организации.

Кроме того, лица, у которых нет возможности посетить соответствующее мероприятие, могут в кассе обменять билет на другое число. Если же мероприятие одноразовое, то можно обменять билет на другое мероприятие такой же стоимости.

Обычно к просьбе о возврате в кассе относятся более лояльно, чем к просьбе о возврату. Так что можно быть уверенным, что билеты обменяют.

Что делать, если администрация театра отказывает в возможности сдать билет?

Когда театр наотрез отказывается возвратить билет, то необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор и общественную организацию, специализирующуюся на защите потребительских прав. Также можно оставить отзыв либо жалобу в книге жалоб соответствующего театра.

Необходимо заручиться поддержкой свидетелей. При подаче жалобы можно письменные показания свидетеля, заверенные его подписью приложить к жалобе.

Обычно Роспотребнадхор рассматривает подобные обращение в течение 14 дней.

После этого в большинстве случаев покупателю будет возвращена причитающаяся ему сумма. Если такого не произошла, то следует обращаться в суд.

Во избежание сложностей и недомолвок порядок возврата билета необходимо выяснять в момент покупки билета. Но нужно знать, что требование о невозможности возврата является незаконным. Потребитель всегда прав и должен требовать свои права до конца.

Нередко случается так, что билеты на спектакль в театр или на сеанс в кинотеатр уже куплены, а пойти по какой- то причине не получается .

Оптимальным выходом из этой ситуации является возврат билета и стоимости за него . О том, можно ли сдать билеты в театр и вернуть их полную стоимость, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Возможность возврата или обмена

Бытует мнение, что сдать или обменять купленный билет в кино, на спектакль или возможно только в случаи отмены, переноса или низкого качества показа.

Личные же причины, из-за которых человек не может посетить мероприятие, не учитываются.

Это не совсем правда – зритель вправе сдать билет до начала премьеры без объяснения причин своих действий и получить свои деньги обратно, за исключением суммы удержания расходов от оформления билета.

Администрация предприятия крайне неохотно возвращает деньги за билет, и человеку, решившемуся на обмен или сдачу билета, придется настаивать на своем до последнего.

Законодательство

Покупка билета – это, по сути, заключение сделки между зрителем и администрацией мероприятия.

Все условия этой сделки должны быть указаны либо на самом билете, либо на сайте мероприятия, либо на брошюре, который можно спросить у кассира.

Что делать в случае отказа?

В том случае, если администрация не желает принимать заявление и возвращать средства , то пишется жалоба в отдел или Общество защиты потребителей и оставляется запись в .

Как правило, для подтверждения факта обращения в администрацию с просьбой возвращения денежных средств требуется свидетель.

Жалоба может рассматриваться в течение двух недель . Если все составлено правильно, то покупателю возвратят потраченную сумму в полном объеме.

Если жалоба была оставлена без внимания, то гражданин вправе .

Чтобы избежать разбирательств с администрацией предприятия, перед покупкой билета нужно ознакомиться с условиями его возврата у кассира или на сайте театра или кинотеатра.

Кроме того, покупатель должен помнить, что закон на его стороне, и настаивать на его возврате до конца (исключение составляет только Большой театр).

Смотрите видео о правилах возврата билетов в театральную кассу: