Порой даже самая сильная личность испытывает самую негативную гамму чувств, и отчаянно нуждается в поддержке близкого. Притом, психологами давно доказано, что под «панцирем» внешней силы и бесстрашия скрываются чуткие, ранимые и уязвимые души. Нередко перед каждым из нас встает простой и банальный вопрос – как успокоить человека, пережившего личную трагедию?

Почему так тяжело подобрать нужные слова?

Казалось бы, проще всего подставить свою «жилетку» для слез, погладить по голове и сказать что-то тривиальное, вроде «нужно жить дальше» . Но в такие моменты большинство людей попросту не могут подобрать даже нужных слов, выражающих свое участие.

Методы, помогающие утешить друга в непростой жизненной ситуации, весьма обширны, однако не все они работают. Более того, некоторые из них способны дать обратный эффект. Особенно это касается утешения человека, не терпящего жалости по отношению к себе.

У вашей подруги, друга или коллеги случилось несчастье, и вам хочется его поддержать, но вы не представляете себе, как это правильно сделать? Психологические методы, направленные на то, чтобы успокоить человека, строятся на принципе эмпатии, сопереживания и осознания его проблемы во всех фазах развития.

Они довольно просты, но очень тонки, и при этом важно балансировать на грани участия и нейтральности одновременно. Успокоить нервы человеку, пребывающему в истерике, абсолютно нереально путем криков и призывов «охладить свой пыл» .

Ключевое правило эффективной эмоциональной помощи – поиск золотой середины в своих собственных стараниях.

Фазы страдания человека

Если вы твердо решили вернуть кому-то душевное равновесие, вам будет полезно ознакомиться с фазами переживания, в которых пребывает личность:


  • Шок. Эта фаза наиболее кратковременна, и может продолжаться от нескольких секунд до нескольких недель. В это время пострадавший упорно отказывается принимать происходящее, не верит в произошедшую трагедию или горе, отказывается принять предшествующее событие. Для него характерна гиподинамия с периодическими всплесками гиперактивности, инсомния, расстройства пищевого поведения. В этот момент крайне трудно воздействовать на человека в попытке вернуть ему ментальную гармонию;
  • Страдание. Этот период может затянуться на 5-7 недель. Если он связан с утратой близкого – страдающий начинает обожествлять и идеализировать усопшего либо наоборот. Физиологически эта фаза отличается наличием расстройств пищеварения. Человек становится вялым, апатичным и рассеянным, у него ослабляется концентрация внимания и интеллектуальная способность. Он все чаще чувствует тревогу и желание уединиться. На этом этапе крайне важна ваша помощь, даже если она будет выражаться обыкновенными словами;
  • Принятие. Этот этап наступает лишь через год после утраты близкого или произошедшей трагедии. Теперь человек может планировать собственные дела и цели с учетом потери, а страдания отходят на второй план, хотя приступы все же случаются;
  • Смирение. Восстановительная часть наступает спустя 1-1,5 года после происшествия. Ощущение мучительного горя в душе человека сменяется светлой печалью, к утрате устанавливается более спокойное отношение, но не без теплых воспоминаний.

А если все пустить на самотек?


Прежде чем обдумывать, как успокоить человека, недавно потерявшего близкого, вы наверняка ловили себя на мысли – а стоит ли вообще это делать? Безусловно, это абсолютно необходимая мера. При отсутствии элементарной поддержки, человек может приобрести массу хронических болезней, в частности, касающихся сердечнососудистой системы.

Особо слабые личности могут заполучить алкоголизм, наркоманию или депрессию. Некоторый процент сводит счеты с жизнью. Будучи подавленным и рассеянным, страдающий человек может спровоцировать несчастный случай со своим участием.

Сколько непонятых ежедневно попадают под колеса машин и в автомобильные аварии!

Обязательно взаимодействуйте с человеком, постоянно поддерживайте с ним связь и общение. Даже если сейчас он отвергает вашу помощь, будьте уверены – со временем, он вспомнит всю вашу доброту, проявленную по отношению к нему в трудную и тяжелую для него минуту.

Как успокоить человека, который сейчас плачет? Здесь чрезвычайно важны тактильные ощущения. Обнимите его, искренне и крепко, продемонстрируйте ему языком своего тела, что с ним рядом находится тот, кто готов его защитить.

Какими словами поддержать и успокоить человека, пребывающего в острой фазе шока?

  • Говорите об умершем или ушедшем только в прошедшем времени;
  • Если у вашего «подопечного» погиб близкий, которого вы знали, вспомните о нем что-нибудь хорошее;
  • Скажите о том, что усопший был бы счастлив, если бы его близкий перестал плакать и начал радоваться жизни дальше;
  • Упомяните, что даже если физическое тело умерло, душа бессмертна и всегда пребывает рядом. И ей больно оттого, что успокаиваемый так убивается;
  • Больше слушайте. Даже если человек говорит сбивчиво и косноязычно, постоянно повторяется, теряет нить беседы, уточняйте детали его повествования, искренне пытайтесь понять, что он хочет до вас донести. Говорите о том, насколько хорошо вы его понимаете. Дайте ему возможность словесно выплеснуть свою боль, и вы увидите – ему тотчас же станет немного легче;
  • Воздержитесь от советов «развеяться» , и прочих глупых, неуместных рекомендаций. Не советуйте вообще ничего.

Что неуместно?

Воздержитесь от следующих фраз и высказываний:


  1. «На все воля Божья» (это подойдет только для успокоения глубоко верующих, религиозных людей);
  2. «Крепись, ты сильный, ты все выдержишь» – такой вариант может еще больше погрузить человека в его переживания и заставить чувствовать себя крайне одиноким;
  3. «Это невосполнимая утрата» , «Время – лучший лекарь» – выражения, абсолютно неуместные в данном случае;
  4. «Ты молода и красива, еще найдешь себе сотню таких же, нарожаешь детей» – такие слова могут не просто обидеть пострадавшую, но и вызвать у нее справедливую агрессию. Она испытывает боль здесь и сейчас, а ей предлагают предаться призрачным фантазиям;
  5. «Наконец отмучился», «На небесах ему хорошо» – подобные выражения могут сильно ранить человека, поскольку намекают на то, что пора и вовсе забыть о произошедшем, что априори невозможно;
  6. «Вот если бы ты уследила» , «Вот если бы не горе-врачи» , «Вот если бы неотложка приехала раньше» – все эти фразы лишь усиливают горечь утраты, к тому же, сложившаяся ситуация никак не терпит сослагательного наклонения.

Старайтесь не только словами, но и действиями поднять человеку настроение, всячески проявляя свое внимание по отношению к его персоне.

Как погасить внезапные вспышки?

Если ваш друг перебрал со спиртным, возможно, его тоже придется приводить в чувства. Успокаивать пьяного, и тем более агрессивного, не только сложно, но и опасно. Но это также необходимо, ведь в момент алкогольного опьянения человек не способен контролировать свои поступки и действия.

Как успокоить агрессивного пьяного человека?

  1. Соглашайтесь со всем, что он говорит, если это не переходит рамки закона;
  2. Попытайтесь тонко пристыдить буйного, но не прибегайте к его укорам и выяснению отношений;
  3. Заразите его своей силой – не говорите лишнего, ведите себя мирно, тихо и спокойно;
  4. Облейте его ледяной водой;
  5. Игнорируйте его. Просто притворитесь спящей, если такая возможность имеется. Если у человека пропадет возможность играть театр одного актера, ему попросту станет неинтересно продолжать буйствовать.

Как успокоить человека

В нашей жизни случаются различные неприятные и даже трагические ситуации. А человек, в первую очередь, - социальное существо. Поэтому поддержку проще и доступней всего найти в своём окружении. Иной раз руки опускаются от того, что неясно, что сделать, как помочь человеку. Психологи говорят о том, что когда человек находится в каком-либо измененном эмоциональном состоянии, сначала надо его успокоить. Итак, как успокоить человека?

Для того, чтобы помочь человеку успокоиться, важно соблюдать следующие правила:

  • Не нужно быть навязчивым. Если вы видите, что человеку нужно успокоиться, не стоит тотчас кидаться и помогать ему. Когда ему потребуется ваша помощь, вы сами это заметите.
  • Не нужно давить на человека. Постарайтесь быть как можно осторожнее, когда спрашиваете его о неприятностях, ведь состояние можно усугубить лишним воздействием.
  • Не нужно учить и давать наставления. Человек сам знает, что и как ему будет лучше. Ваши советы не должны носить характер поучений.
  • Нельзя сравнивать проблему человека с другими. У каждого из нас свои особенности и характер. Если для кого-то проблема кажется пустяковой, то для другого она может быть концом света.

Как успокоить человека в трудной ситуации

Итак, если человек не находится в состоянии эмоционального взрыва и готов к разговору, можно успокоить его следующим способом:

  1. Попросите человека рассказать о том, что случилось. Важно слушать его внимательно и не перебивать. Молчать нельзя, поэтому кивайте головой, вставляйте редкие слова в диалог. Если разговор не идет, задавайте уточняющие вопросы.
  2. Проявляйте терпение и устойчивость. Нельзя обижаться на человека, если он будет грубить, ругаться, даже оскорблять вас. Важно понимать, что все эмоции направлены не на вас, а на проблему.
  3. Дайте человеку столько времени, сколько ему потребуется. Ни в коем случае нельзя торопить рассказчика.
  4. Спросите его о том, чем вы можете помочь ему. Не нужно сразу же предлагать своих вариантов, иногда человек сам попросит вас что-либо сделать.
  5. Попробуйте поддержать человека. Некоторым нужно дружеское объятие, другим требуется прогулка на открытом воздухе. Поддержите его, как сможете.

Как успокоить человека в экстремальной ситуации

Если случилась экстремальная ситуация, а специалистов, которые могут помочь, нет, то успокоить человека придется самостоятельно. Бывают два типа реакций в стрессовых условиях – эмоциональная буря (когда человек остро реагирует, кричит, ругается, плачет и т.п.) и эмоциональный ступор (когда человек ничего не может сказать; смотрит в одну точку; не идет на контакт).

Если он кричит и ругается, вам нужно эмоционально говорить с ним до тех пор, пока человек не устанет. Иногда можно крепко обнять человека и держать его до тех пор, пока он не перестанет остро реагировать. Лишь потом пытаться успокоить так, как это было описано выше.

Если человек находится в состоянии ступора, то нужно «оживить» его. Для этого можно потрясти его за плечи, полить холодной водой, щипнуть. И лишь потом успокаивать.

Для многих людей возникает трудность в том, как успокоить человека словами. Психологи советуют, что нужно тщательно следить за тем, что вы говорите. Причем, следить нужно и за словами и за эмоциями. Нельзя ругаться и злиться на человека. Говорить нужно конкретные факты, разбавленные успокаивающими словами. Также важно, чтобы человек реагировал на ваши слова. Для этого можно задавать вопросы типа, «ты согласен?», «ты меня слышишь?», «что ты думаешь об этом?».

«Эффективная стратегия усмирения гнева основывается на необходимости сосредоточить внимание на рассерженном человеке. Следует дать ему возможность выплеснуть свой гнев и при этом постараться исправить положение дел, которое привело к вспышке ярости, — считает Джек Шафер, профессор психологии, бывший специальный агент, автор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Такой подход разрывает порочный круг и позволяет разрешить критическую ситуацию, не испортив отношений».

Это правда, если в ходе улаживания конфликта вам удастся возвысить оппонента в его собственных глазах, то вы сможете не только его успокоить, но даже ему понравиться. И вот как это можно сделать.

1. Не пытайтесь ничего объяснять разгневанному человеку: он не способен мыслить здраво.

Гнев вызывает в организме реакцию борьбы или бегства, которая физически и умственно готовит человека к конфликту. В момент этой реакции организм реагирует на угрозу инстинктивно.

По мере нарастания опасности способность человека мыслить разумно напрочь пропадает. Разгневанные люди ведут себя точно так же, потому что гнев представляет собой реакцию на реальную или мнимую угрозу. Они говорят и действуют не рассуждая, и степень когнитивного расстройства зависит от интенсивности гнева.

Чем сильнее человек рассержен, тем меньше он склонен логически осмысливать информацию. В таком состоянии люди не замечают очевидного, потому что их рассудок помрачен.

2. Дайте ему время.

Разгневанному человеку нужно около 20 минут, чтобы успокоиться и вновь обрести способность ясно мыслить. Он не станет принимать никаких объяснений, решений и способов разрешения конфликта до тех пор, пока снова не овладеет своим рассудком.

3. Сразу предложите простое решение.

Людям всегда хочется чувствовать, что они управляют ситуацией. Разгневанный человек ищет утраченный смысл и порядок в мире. Неспособность вернуться в привычную колею вызывает растерянность, а растерянность выражается гневом.

Высказанное объяснение такому поведению или озвучивание проблемы часто помогает восстановить прежнюю картину мира и остудить гнев.

4. Если простое решение не помогло, сформулируйте «сочувственное высказывание».

Когда разгневанный человек слышит, что вы его понимаете, поначалу это вызывает у него удивление и растерянность. Если сочувствие высказывается неожиданно, оно может даже вызвать подозрение. Но если подкрепить свои слова, то человеку становится трудно не оценить участие оппонента. Сочувствие быстро ведет к доверию.

5. Оцените эмоциональное состояние собеседника.

Это очень поможет выразить сочувствие не слишком фальшиво. Будьте эмпатичны и учитесь различать нюансы: гнев может состоять из разных эмоций (обида, ярость, печаль, уязвленное самолюбие и т.д.). Вы сможете использовать это для того, чтобы направить человека к нужному вам решению.

Обращайте внимание на вербальные и невербальные реакции. Следите за малейшими изменениями мимики.

6. Дайте разгневанному человеку выпустить пар.

Скорее всего, выпустить пар за один раз не удастся. Помните, что первая разрядка обычно самая сильная. Она позволяет человеку сбросить напряжение, избавиться от большей части гнева и вступить в диалог. Последующие разы менее интенсивны, особенно если в топку гнева не подбрасывать дров.

После каждой разрядки возникает естественная пауза, которую стоит заполнить сочувственным высказыванием.

Рассерженный человек выплеснет еще толику злости, хотя с каждым разом интенсивность вспышек будет снижаться. Делать это надо до тех пор, пока гнев не уляжется полностью. Вздох, долгий выдох, ссутуленные плечи и опущенный взгляд говорят о том, что гнев иссяк.

7. Сделайте предположение.

Предположение направляет мышление рассерженного человека в русло разрешения конфликта. Сформулировать его надо таким образом, чтобы собеседник не смог отклониться от навязываемого ему образа действий.

Умение делать предположения требует навыка активного слушания, так как сделанное допущение направляет силу гнева на разрешение конфликта, приемлемое для обеих сторон.

Формулировать предположение нужно таким образом, чтобы человеку было сложно отказаться от рекомендации.

Вот так, к примеру, можно применить эту технику в рабочей ситуации:

Руководитель: Я рассчитывал, что ваш доклад будет готов сегодня утром. Ваше поведение недопустимо (гнев) .
Подчиненный: Я не смог закончить доклад, потому что не получил данных из отдела продаж. Их обещали прислать в течение часа (простое объяснение) .

Руководитель: Это не оправдание. Надо было пойти в отдел продаж и потребовать данные. Вы же должны понимать, насколько важно мне было получить доклад именно сегодня утром. Днем у меня назначена встреча с клиентом. Не знаю, что теперь делать (отвергает предложенное объяснение) .
Подчиненный: Вы расстроены, потому что клиент ожидает доклад сегодня днем (сочувственное высказывание) .

Руководитель: Да. Вы поставили меня в неловкое положение (выпуск пара) .
Подчиненный: Вы разочарованы, потому что рассчитывали получить мой доклад утром (сочувственное высказывание) .

Руководитель: Вот именно! В том-то все и дело (сутулится и вздыхает; пар окончательно выпущен) .
Подчиненный: Я сейчас же спущусь в отдел продаж и закончу доклад в течение часа. Скорее всего, я успею отдать его вам до приезда клиента (предположение) .

Руководитель: Хорошо. Посмотрите, что можно сделать (гнев улегся окончательно) .

«Некоторые люди считают, что поступаются своей властью и роняют авторитет, если прибегают к тактике постепенного подталкивания, а не к устрашению, — говорит Марвин Карлинс, профессор менеджмента Университета Южной Флориды, доктор психологии в Принстонском университете, соавтор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Но благодаря тому, что человек избавился от гнева, он соглашается подчиниться добровольно.

Позволяя человеку выпустить пар, вы повышаете вероятность того, что он согласится с вашим решением и при этом почувствует, что вы отнеслись к нему с должным уважением. Нельзя придумать лучшего исхода для противостояния.

А какие не стоит? сайт расскажет вам, как оказать моральную поддержку человеку в тяжелой ситуации.

Горе – это реакция человека, возникающая в результате какой-либо утраты, например, после смерти близкого человека.

4 стадии переживания горя

Человек, переживающий горе, проходит 4 стадии:

  • Фаза шока. Длится от нескольких секунд до нескольких недель. Характеризуется неверием во все происходящее, бесчувственностью, малой подвижностью с периодами гиперактивности, потерей аппетита, проблемами со сном .
  • Фаза страдания. Длится от 6 до 7 недель. Характеризуется ослабленным вниманием, невозможностью концентрироваться, нарушением памяти , сна. Также человек испытывает постоянную тревогу, желание уединиться, вялость. Могут возникнуть боли в желудке и ощущение кома в горле. Если человек переживает смерть близкого, то в этот период он может идеализировать умершего либо, напротив, испытывать по отношению к нему злость, ярость, раздражение или чувство вины.
  • Фаза принятия заканчивается спустя год после потери близкого человека. Характеризуется восстановлением сна и аппетита, возможностью планировать свою деятельность с учетом потери. Иногда человека все же продолжает страдать, но приступы случаются все реже.
  • Фаза восстановления начинается спустя год-полтора, горе сменяется печалью и к потере человек начинается относиться спокойнее.

Нужно ли утешать человека? Несомненно, да. Если пострадавшему не оказать помощь , то это может привести к инфекционным, сердечным заболеваниям , алкоголизму , несчастным случаям, депрессии. Психологическая помощь бесценна, поэтому поддерживайте близкого человека как сможете. Взаимодействуйте с ним, общайтесь. Даже если вам покажется, что человек вас не слушает или не проявляет внимания – не волнуйтесь. Придет время, и он будет с благодарностью вас вспоминать.

Следует ли утешать малознакомых людей? Если вы чувствуете в себе достаточно моральных сил и желания помочь – сделайте это. Если человек вас не отталкивает, не убегает, не кричит – значит, вы все делаете правильно. Если же вы не уверены, что сможете утешить пострадавшего, найдите того, кто сможет это сделать.

Есть ли разница в утешении знакомых и малознакомых людей? Фактически – нет. Разница состоит лишь в том, что одного человека вы знаете больше, другого – меньше. Еще раз повторимся, если вы чувствуете в себе силы, то помогите. Побудьте рядом, поговорите, вовлеките в общую деятельность. Не будьте жадными на помощь, она никогда не бывает лишней.

Итак, рассмотрим методы психологической поддержки в двух самых сложных стадиях переживания горя.

Фаза шока

Ваше поведение:

  • Не оставляйте человека наедине с собой.
  • Ненавязчиво прикасайтесь к пострадавшему. Можно взять за руку, положить руку на плечо, близких можно погладить по голове, обнять. Следите за реакцией пострадавшего. Принимает ли он ваши прикосновения, не отталкивает ли? Если отталкивает – не навязывайтесь, но не уходите.
  • Следите за тем, чтобы утешаемый больше отдыхал, не забывал о приемах пищи.
  • Занимайте пострадавшего несложной деятельностью, например, какой-то работой по организации похорон.
  • Активно слушайте. Человек может говорить странные вещи, повторяться, терять нить повествования, то и дело возвращаться к эмоциональным переживаниям. Откажитесь от советов и рекомендаций . Внимательно слушайте, задавайте уточняющие вопросы, говорите о том, как вы его понимаете. Помогите пострадавшему просто проговорить свои переживания и боль – ему сразу станет легче.

Ваши слова:

  • Говорите об ушедшем в прошедшем времени.
  • Если вы знаете умершего, расскажите о нем что-нибудь хорошее.

Нельзя говорить:

  • «От такой утраты не оправиться», «Только время лечит», «Ты – сильный, крепись». Эти фразы могут причинить дополнительные страдания человека и усилить его одиночество .
  • «На все воля Божья» (помогает только глубоко верующим людям), «Отмучился», «Ему там будет лучше», «Забудь об этом». Подобные фразы могут сильно ранить пострадавшего, поскольку звучат как намек урезонить свои чувства, не испытывать их, а то и вовсе забыть о своем горе.
  • «Ты молодая, красивая, еще замуж выйдешь/родишь ребенка». Подобные фразы могут вызвать раздражение . Человек переживает потерю в настоящем, он еще не оправился от нее. А ему предлагают помечтать.
  • «Вот если бы скорая приехала вовремя», «Вот если бы врачи ей больше уделяли внимания», «Вот если бы я его не пустила». Эти фразы пусты и не несут в себе никакой пользы. Во-первых, история не терпит сослагательного наклонения, а во-вторых, подобные выражения лишь усиливают горечь утраты.

Фаза страдания

Ваше поведение:

  • В этой фазе пострадавшему уже можно время от времени давать возможность побыть одному .
  • Давайте пострадавшему побольше воды. Он должен выпивать до 2 литровв день.
  • Организуйте для него физическую нагрузку. Например, берите его на прогулку, занимайте физической работой по дому.
  • Если пострадавший хочет поплакать, не мешайте ему это делать. Помогите ему выплакаться. Не сдерживайте своих эмоций – поплачьте вместе с ним.
  • Если проявляет злость – не мешайте.

Ваши слова:

Как утешить человека: верные слова

  • Если ваш подопечный хочет поговорить об умершем, выводите разговор в область чувств: «Тебе очень грустно/одиноко», «Ты очень растерян», «Не можешь описать свои чувства». Расскажите о том, что чувствуете вы.
  • Скажите, что это страдание не навечно. А утрата – это не наказание, а часть жизни.
  • Не избегайте разговоров об умершем, если в помещении находятся люди, которые крайне переживают эту утрату. Тактичное избегание этих тем ранит больше, чем упоминание о трагедии.

Нельзя говорить:

  • «Хватит плакать, возьми себя в руки», «Хватит страдать, все прошло» – это бестактно и вредно для психологического здоровья.
  • «А кому-то хуже, чем тебе». Такие темы могут помочь в ситуации развода , расставания, но никак не смерти близкого человека. Нельзя сравнивать горе одного человека с горем другого. Разговоры, ведущие к сравнению, могут создать у человека впечатление, что вам наплевать на его чувства.

Нет смысла говорить пострадавшему: «Если нужна помощь – обращайся/позвони мне» или спрашивать его «Чем я тебе могу помочь?» У человека, переживающего горе, может просто не быть сил поднять телефонную трубку, позвонить и попросить о помощи. Он также может забыть о вашем предложении.

Чтобы такого не случалось, приезжайте и посидите с ним. Как только горе чуть утихнет – возьмите его на прогулку, сводите вместе с ним в магазин или в кино . Иногда это следует сделать насильно. Не бойтесь показаться навязчивыми. Пройдет время, и он оценит вашу помощь.

Как поддержать человека, если вы далеко?

Позвоните ему. Если он не отвечает, оставьте сообщение на автоответчике, напишите sms или письмо по электронной почте. Выразить соболезнование, сообщите о своих чувствах, поделитесь воспоминаниями, которые характеризуют ушедшего с самых светлых сторон.

Помните, что помогать человеку пережить горе необходимо, тем более если это близкий вам человек. К тому же это поможет пережить утрату не только ему. Если потеря коснулась и вас, помогая другому, вы сами сможете пережить горе легче, с меньшими потерями для собственного психического состояния. А еще это избавит вас от чувства вины - вы не будете корить себя за то, что могли помочь, но не стали, отмахнувшись от чужих бед и проблем.

У человека случилось горе. Человек потерял близкого. Что ему сказать?

Держись!

Самые частые слова, которые всегда первыми приходят в голову –

  • Крепись!
  • Держись!
  • Мужайся!
  • Мои соболезнования!
  • Чем-то помочь?
  • Ох, какой ужас… Ну, ты держись.

А что еще-то сказать? Утешить нечем, потерю мы не вернем. Держись, друг! Дальше тоже непонятно как быть – то ли поддержать эту тему (а вдруг человеку так еще больнее от продолжения разговора), то ли сменить на нейтральную…

Слова эти говорятся не от равнодушия. Только для потерявшего человека остановилась жизнь и остановилось время, а для остальных – жизнь идет, а как иначе? Страшно слышать о нашем горе, но своя жизнь идет своим ходом. Но иногда хочется переспросить – за что держаться-то? Даже за веру в Бога трудно держаться, потому что вместе с потерей нарывает и отчаянное «Господи, Господи, почему ты оставил меня?».

Надо радоваться!

Вторая группа ценных советов скорбящему намного страшнее, чем все эти бесконечные «держись!».

  • «Радоваться надо, что у вас в жизни был такой человек и такая любовь!»
  • «А вы знаете, сколько бы бесплодных женщин мечтали о том, чтобы хотя бы 5 лет побыть мамой!»
  • «Да он же наконец отмучился! Как он тут страдал и все – больше не страдает!»

Не получается радоваться. Это подтвердит каждый, кто хоронил любимую 90-летнюю бабушку, например. Матушка Адриана (Малышева) ушла в 90. Она не раз была на волоске от смерти, весь последний год она тяжело и мучительно болела. Она просила Господа не раз забрать ее поскорее. Все ее друзья виделись с ней не так и часто – пару раз в год в лучшем случае. Большинство знало ее лишь пару лет. Когда она ушла, мы несмотря на все это осиротели…

Смерти вообще не стоит радоваться.

Смерть – это страшнейшее и злейшее зло.

И победил ее Христос, но пока мы в эту победу можем только верить, пока мы ее, как правило, не видим.

Кстати, и Христос не призывал радоваться смерти – он плакал, услышав о смерти Лазаря и воскресил сына Наинской вдовы.

А «смерть – приобретение» – сказал апостол Павел про себя, а не про других «для МЕНЯ жизнь – Христос, а смерть приобретение».

Ты – сильная!

  • Как он держится!
  • Какая она сильная!
  • Вы сильная, вы так мужественно переносите все…

Если человек, переживший потерю, на похоронах не плачет, не стенает и не убивается, а спокоен и улыбается – он не сильный. У него идет еще самая сильная фаза стресса. Когда он начнет рыдать и кричать – значит, первая стадия стресса проходит, ему стало чуть легче.

Есть такое точно описание в репортаже Соколова-Митрича о родственниках экипажа «Курска»:

«Вместе с нами ехали несколько молодых моряков и три человека, похожие на родственников. Две женщины и один мужчина. Сомневаться в их причастности к трагедии заставляло лишь одно обстоятельство: они улыбались. А когда нам пришлось толкать забарахливший автобус, женщины даже смеялись и радовались, как колхозницы в советских фильмах, возвращающиеся с битвы за урожай. “Вы из комитета солдатских матерей?” — спросил я. “Нет, мы родственники”.

Вечером того же дня я познакомился с военными психологами из Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Профессор Вячеслав Шамрей, который работал с родными погибших на “Комсомольце”, сказал мне, что эта искренняя улыбка на лице убитого горем человека, называется “неосознанной психологической защитой”. В самолете, на котором родственники летели в Мурманск, был дядечка, который, войдя в салон, радовался как ребенок: “Ну вот, хоть в самолете полетаю. А то сижу всю жизнь в своем Серпуховском районе, света белого не вижу!” Это значит, что дядечке было очень плохо.

— К Рузлеву Саше едем… Старшему мичману… 24 года, второй отсек, — после слова “отсек” женщины зарыдали. — А это отец его, он здесь живет, тоже подводник, всю жизнь проплавал. Как зовут? Владимир Николаевич. Только вы его не спрашивайте ни о чем, пожалуйста».

Есть ли те, кто хорошо держится и не погружается в этот черно-белый мир горя? Не знаю. Но если человек «держится», значит, скорее всего, ему нужна и еще долго будет нужна поддержка духовная и психологическая. Все самое тяжелое может быть впереди.

Православные аргументы

  • Слава Богу, теперь у вас ангел-хранитель на небе!
  • Ваша доченька теперь ангел, ура, она же в Царствии Небесном!
  • Ваша жена теперь к вам близко, как никогда!

Помню, коллега была на похоронах дочери подруги. Коллега – нецерковная – была в ужасе от крестной той маленькой девочки, сгоревшей от лейкоза: «Представляете, она таким пластмассовым, жестким голосом чеканила – радуйтесь, ваша Маша теперь ангел! Какой прекрасный день! Она у Бога в Царствии Небесном! Это лучший ваш день!».

Тут штука в том что нам, верующим, действительно видится, что важно не «когда», а «как». Мы верим (и только тем и живем), что безгрешные дети и хорошо живущие взрослые не лишатся милости у Господа. Что страшно умирать без Бога, а с Богом ничего не страшно. Но это наше, в некотором смысле теоретическое знание. Человек, переживающий потерю, и сам может много рассказать всего такого богословски правильного и утешительного, если понадобится. «Ближе, чем когда-либо» – это ведь не чувствуется, особенно в первое время. Поэтому тут хочется сказать, «можно, пожалуйста, как обычно, чтобы все было?»

За месяцы, прошедшие со дня смерти мужа, кстати, я ни от одного священника не услышала этих «православных утешений». Наоборот, все отцы говорили мне о том, как тяжело, как трудно. Как они думали, что знают что-то о смерти, а оказалось, что знают мало. Что мир стал черно-белым. Что скорбь. Ни одного «наконец-то у вас ангел личный появился» я не услышала.

Об этом, наверное, может сказать только сам человек, прошедший через скорбь. Мне рассказывали, как матушка Наталия Николаевна Соколова, похоронившая за год двоих прекраснейших сыновей – протоиерея Феодора и владыку Сергия, сказала: «Я детей рожала для Царствия Небесного. Вот двое уже там». Но это только она сама могла сказать.

Время лечит?

Наверное, со временем эта рана с мясом через всю душу немного затягивается. Я пока это не знаю. Но в первые дни после трагедии все рядом, все стараются помочь и посочувствовать. А вот потом – у всех продолжается своя жизнь – а как иначе? И как-то кажется, что и самый острый период горя уже прошел. Нет. Первые недели не самые трудные. Как мне сказал мудрый человек, переживший потерю, через сорок дней только понемногу понимаешь, какое место в твоей жизни и душе занимал ушедший. Через месяц перестает казаться, что сейчас проснешься и все будет по-старому. Что это просто командировка. Ты осознаешь, что сюда – не вернется, что тут уже не будет.

Вот в это время и нужна поддержка, присутствие, внимание, работа. И просто тот, кто будет тебя слушать.

Утешить не получится. Утешить человека можно, но только если вернуть его потерю и воскресить умершего. И еще может утешить Господь.

А что говорить-то?

На самом деле, не так важно, что говорить человеку. Важно другое – есть ли у вас опыт страдания или нет.

Дело вот в чем. Есть два психологических понятия: симпатия и эмпатия.

Симпатия – это мы человеку сострадаем, но сами в такой ситуации никогда не были. И сказать «я тебя понимаю» мы, на самом деле, тут не можем. Потому что не понимаем. Понимаем, что плохо и страшно, но не знаем глубины этого ада, в котором сейчас человек находится. И не всякий опыт потери тут годится. Если мы похоронили любимого 95-летнего дядю, это еще не дает нам права сказать матери, похоронившей сына: «Я тебя понимаю». Если у нас нет такого опыта, то ваши слова для человека не будут, скорее всего, иметь никакого значения. Даже если он вас из вежливости слушает, фоном будет мысль – «Но у тебя-то все хорошо, почему ты говоришь, что меня понимаешь?».

А вот эмпатия – это когда ты человеку сострадаешь и ЗНАЕШЬ, что он переживает. Мать, похоронившая ребенка испытывает к другой матери, похоронившей ребенка эмпатию, сострадание, подкрепленное опытом. Вот тут каждое слово может быть хотя бы как-то воспринято и услышано. А главное – вот живой человек, который тоже такое пережил. Которому плохо, как и мне.

Поэтому очень важно организовать человеку встречу с теми, кто может проявить к нему эмпатию. Не намеренную встречу: «А вот тетя Маша, она тоже потеряла ребенка!». Ненавязчиво. Аккуратно рассказать, что вот можно к такому-то человеку съездить или что такой человек готов приехать поговорить. В интернете есть много форумов поддержки людей, переживающих потерю. В Рунете меньше, в англоязычном интернете больше – там собираются те, кто пережил или переживает. Быть с ними рядом – не облегчит боль утраты, но поддержит.

Помощь хорошего священника, у которого есть опыт потери или просто большой жизненный опыт. Помощь психолога, скорее всего, тоже понадобится.

Много молиться об умершем и о близких. Молиться самому и подавать сорокоусты в храмах. Можно и самому человек предложить поездить по храмам вместе, чтобы кругом подать сорокоусты и кругом помолиться, почитать псалтирь.

Если вы были знакомы с умершим – вспоминайте его вместе. Вспоминайте, что говорил, что делал, куда ездили, что обсуждали… Собственно, для того существуют и поминки – вспоминать человека, говорить о нем. «А помнишь, однажды мы встретились на остановке, а вы только вернулись из свадебного путешествия»….

Много, спокойно и долго слушать. Не утешая. Не приободряя, не прося радоваться. Он будет плакать, будет винить себя, будет пересказывать по миллиону раз одни и те же мелочи. Слушать. Просто помогать по хозяйству, с детьми, с делами. Говорить на бытовые темы. Быть рядом.

P.P.S. Если у вас есть опыт того, как переживается скорбь, потеря, мы добавим ваши советы, рассказы и хоть немного поможем другим.