Нет повести печальнее на свете, чем повесть о любви 42-летнего русского мореплавателя графа Резанова и 15-летней калифорнийской девочки Кончиты Аргуэльо, уверены все смотревшие спектакль или прочитавшие поэму Вознесенского «Авось», по которой он поставлен.

35 лет назад, 9 июля 1981 года, в московском театре Ленинского комсомола состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось». Щемящая история по стихам Андрея Вознесенского с музыкой Алексея Рыбникова, блестяще поставленная Марком Захаровым, до сих пор популярна - во многом благодаря невероятной актёрской игре.

Образы, созданные Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной, были настолько убедительными, что никто не мог даже усомниться в правдивости истории. К сожалению, историки считают, что в жизни всё было не так красиво, как в пьесе.


Рок-опера «Юнона и Авось». Кадр из телеверсии спектакля, 1983

Начнём с того, что графом Николай Петрович Резанов не был. Он родился в обедневшей дворянской семье в Петербурге 28 марта 1764 года. Вскоре его отца назначили председателем гражданской палаты губернского суда в Иркутске, и семья переехала в Восточную Сибирь.

Николай получил домашнее образование - видимо, очень и очень неплохое, потому что знал кроме прочего пять иностранных языков. В 14 лет он поступил на военную службу - сначала в артиллерию, но уже вскоре за статность, сноровистость и красоту был переведён в лейб-гвардии Измайловский полк.



Скорее всего, в судьбе юного красавца приняла участие сама императрица Екатерина II - иначе трудно объяснить головокружительный взлет его карьеры.

Во время поездки императрицы по Крыму в 1780 году Николай лично отвечал за её безопасность, а было ему всего-то 16 лет. Вряд ли столь ответственное назначение можно было объяснить большим опытом в обеспечении безопасности царствующих особ.

Неотлучно, день и ночь, он находился тогда при матушке-царице, а потом что-то произошло и государыня осталось недовольна юным охранником. Что именно случилось - неизвестно, но за резким взлётом карьеры последовала такая же резкая опала. Во всяком случае, военную службу он оставил и надолго исчез из окружения императрицы.

Американское предприятие

В Америку Резанов попал 26 лет спустя - в 1806 году, выполняя приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске. Прибыв в Ново-Архангельск, Резанов застал русскую колонию в ужасном состоянии. Поселенцы просто вымирали с голоду, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь и далее морем. На это уходили месяцы, и они приходили испорченными.

Резанов купил у купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продуктов и отдал их поселенцам. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить ещё одно судно, «Авось».

С этого места начинаются события рок-оперы. По сюжету, оба судна - «Юнона» и «Авось», под предводительством флотоводца Николая Резанова, отправились за продовольствием для русских колоний на Аляске.


В Сан-Франциско 42-летний граф познакомился с 15-летней дочерью коменданта крепости, испанкой Консепсьон (Кончитой) Аргуэльо. Между ними вспыхнула любовь, и Резанов тайно обручился с Кончитой. После он по долгу службы отправился на Аляску, а затем - в Петербург, чтобы добиться разрешения жениться на католичке. В дороге он заболел и скоропостижно скончался.

Больше 30 лет Кончита ждала возвращения своего возлюбленного, а когда вести о его смерти подтвердились, постриглась в монахини.


Очень не хочется сомневаться в искренности чувств Резанова к юной испанке, но многочисленные свидетельства говорят о том, что им скорее руководил трезвый расчёт.
Предложение он, действительно, сделал, но главной целью его было наладить снабжение русских колоний и этот брак мог оказаться весьма и весьма полезным.

Дело в том, что события происходили в момент обострения франко-русских отношений. Франция была союзницей Испании, которой в те времена принадлежала Калифорния. Комендант Сан-Франциско имел предписание не вступать в торговые отношения с противником. Дочка же могла убедить любящего отца нарушить предписание.

Корабельный врач писал, что Резанов не был похож на потерявшего голову мужчину:

«Можно было бы подумать, что он влюбился в эту красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».


Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо (Кончита) - возлюбленная невеста русского командора Николая Резанова

Впрочем, свидетели событий утверждали, что и со стороны Кончиты, увы, было больше расчёта, чем страсти. Резанов постоянно внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. Рассказы вскружили девочке голову, вскоре она только и мечтала стать женой русского камергера.

Родители поначалу были против, но видя решимость дочери, согласились помолвить молодых. После этого на «Юнону» стали привозить продукты в таком количестве, что их некуда было уже грузить.


Николай Караченцов в роли Резанова, рок-опера «Юнона и Авось», 1983

Конечно, Резанов не собирался обманывать девушку - он действительно планировал жениться на ней и увезти с собой, чтобы наладить связи с Калифорнией и упрочить положение России на Американском континенте.

Но уехав из Калифорнии в июне 1806 г., Резанов больше никогда туда не вернулся. Заболев в дороге, он умер в горячке 1 марта 1807 г.

В своем последнем письме, которое он написал М. Булдакову, мужу сестры своей покойной первой жены, Николай Петрович сделал очень неожиданное признание, проливающее свет на всю эту историю:

«Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора (прим. - первая супруга), а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю её, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну».
Если верить этому письму, до последних дней единственной любовью Резанова оставалась Анна Шелехова - его первая жена, умершая много лет назад от родильной горячки.

Впрочем, это не делает историю, рассказанную Вознесенским и поставленную Захаровым менее прекрасной. Для Захарова экспедиция Резанова была лишь поводом поговорить на его любимую тему – о том, что «слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!». И получилось у него это безупречно.

Аллилуйя возлюбленной паре,
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на Землю попали,
Аллилуйя любви, аллилуйя любви,
Аллилуйя.

Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбивши нас через столетья
Аллилуйя любви, Аллилуйя!

Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением. И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.

Сюжет поэмы – о большой любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений, также очень выпукло звучит тема веры и служения Отечеству, тема жертвенности во имя России.

Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.

Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.

И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию - наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

В ответ Румянцев милостиво, ввиду бывших подвигов Резанова и скорби после потери супруги, а также из-за сложной внешней обстановки, поддерживает проект графа.

Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.

Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.

Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов –российского императора.

Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.

Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

«Юнона и Авось» - о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» - как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

«…В море общем сливаются реки,

Картинка или рисунок Рыбников - Юнона и Авось

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гробовщик Пушкин

    Гробовщик переехал в новый дом. Его сосед сапожник позвал его в гости на семейный праздник. Гробовщик у сапожника напился, а когда гости пили за здоровье своих клиентов, гробовщику в шутку предложили выпить за мертвецов

  • Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковского

    Произведение в поэтическом стиле, в начале описывает холодную и заледеневшую улицу. Улица эта хорошо продуваема морозными ветрами, с большим количеством людей.

  • Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

    К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому

  • Краткое содержание Лермонтов Тамань

    Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца. Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки

  • Краткое содержание Вересаев Мать

Уже более 30 лет феноменальная рок-опера «Юнона и Авось» продолжает волновать сердца, погружая зрителей в романтический мир двух влюбленных: графа Резанова и юной Кончиты. Их печальная история любви закончилась более двух столетий назад, однако благодаря проникновенным стихам, положенным на прекрасную музыку, эта история, похоже, будет жить вечно.

Предыстория

В основе современной оперы «Юнона и Авось» лежат реальные события, произошедшие еще в XVIII веке. В Петербурге в обедневшей дворянской семье Резановых родился сын Николай. Мальчик получил хорошее домашнее образование и проявил блестящие способности к изучению языков. Кроме того, уже к 14 годам он вырос не по годам статным и смог поступить на военную службу в артиллерию. За довольно короткое время амбициозный и целеустремленный юноша сменил несколько должностей и дослужился до правителя канцелярии при секретаре Екатерины II Гаврииле Романовиче Державине.

Портрет корреспондента Российско-Американской торговой компании графа Николая Резанова кисти неизвестного художника

Однако появление молодого высокого красавца Резанова при дворе вызвало опасения у нового фаворита императрицы, графа Зубова. Последний, решив убрать с дороги потенциального соперника, приказал отправить Николая в Иркутск. В провинции Резанов должен был инспектировать торговую деятельность купца и путешественника Григория Шелихова, известного как Русский Колумб. Тот стал основателем первых поселений русских в Америке, именно с помощью Шелихова Аляска при Екатерине II вошла в состав Российской Империи.

С этого момента судьба Резанова была навсегда связана с Русской Америкой. Он женился на дочери Шелихова, юной Анне, оба значительно выиграли от этого брака. Шелихов упрочил свое положение при дворе, его дочь получила дворянский титул и все связанные с ним привилегии, а Николай стал совладельцем огромного капитала. По приказу Павла I, сменившего императрицу, на основе торговой компании Шелихова и компаний других сибирских купцов была создана единая Русско-Американская компания (). Конечно, ее уполномоченным представителем стал Резанов, приложивший все силы для слияния компаний в одну мощную организацию.

На новом посту Резанов подал прошение императору о том, чтобы наладить морское сообщение с русскими поселенцами в Америке. Из-за нерегулярной и долгой доставки продовольствия из России они часто получали провиант просроченным и уже непригодным к употреблению. К 1802 году был разработан план кругосветного путешествия, целями которого значились инспекция русских поселений на Аляске и налаживание связей с Японией.

Однако подготовка к экспедиции для графа омрачилась смертью жены. Анна умерла спустя 12 дней после рождения их второго ребенка. Безутешный вдовец уже собирался уйти в отставку и посвятить себя воспитанию детей, но был остановлен приказом императора. Тот назначил Резанова посланником в Японию и руководителем первой русской кругосветной экспедиции. В 1803 году на двух кораблях «Надежда» и «Нева» граф отправился в путь.

Детище гениев

Страна восходящего солнца полгода продержала дипломата на своей земле и в итоге отказалась вести дела с Россией. После неудавшейся миссии Резанов продолжил свой путь на Аляску. Прибыв на место, он был поражен: поселенцы жили на грани голода, в разрухе, «процветала» цинга.

Видя растерянность правителя Русской Америки Баранова, Резанов на собственные средства приобрел у заезжего купца фрегат «Юнона» с грузом продовольствия. Однако было ясно, что этих продуктов хватит ненадолго. Тогда граф приказал построить еще одно судно - тендер «Авось». За провиантом он решил отправиться в богатый и процветающий форт Сан-Франциско в Калифорнии, а заодно наладить торговые отношения с испанцами, под властью которых находилась эта часть Америки.

Начиная с этого путешествия разворачивается действие знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», хотя поначалу был только «Авось». Поэт Андрей Вознесенский написал поэму «Авось!», основываясь на путевом дневнике Резанова и записях Дж. Ленсена, тот был весьма высокого мнения о русском графе. Поэма рассказывала печальную историю любви 42-летнего Резанова и 15-летней испанки Кончиты, девушки, которую Николай встретил на калифорнийском берегу.

Анна Большова в роли Кончиты и Дмитрий Певцов в роли Николая Резанова на сцене театра «Ленком» в рок-опере «Юнона и Авось»

Когда к Вознесенскому обратился режиссер Марк Захаров с просьбой написать либретто на сюжет «Слова о полку Игореве», то поэт не растерялся и предложил вместо этого в основу спектакля положить свою поэму. Режиссер согласился, а в качестве композитора пригласил Алексея Рыбникова. Так, благодаря начинанию трех гениев, на свет появился один из самых пронзительных музыкальных спектаклей XX века, ставший сенсацией как в СССР, так и за рубежом.

Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 года на сцене театра «Ленком». Те, кому посчастливилось участвовать в постановке рок-оперы, позже признавались, что своим ошеломительным успехом спектакль обязан любви. Атмосферой любви и вдохновения пропитаны каждый слог и каждая нота произведения, и даже с заменой привычных и полюбившихся актеров опера не теряет своего очарования. Но все же канонической принято считать версию спектакля с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной - первыми Резановым и Кончитой.

«Я тебя никогда не забуду»

События, описываемые в рок-опере, романтичны, а главные герои полны любви и самопожертвования. Реальность от художественного вымысла отличается, но, как ни странно, незначительно. Когда в 1806 году «Юнона» и «Авось» прибыли в Калифорнию, испанцы встретили русских неприветливо и отказались что-либо им продавать. Однако довольно скоро губернатор Сан-Франциско Хосе де Аргуэльо поддался дипломатическому дару убеждения и обаянию Резанова, тем более что в графа влюбилась юная дочь губернатора - красавица Мария дела Консепсьон, или, попросту, Кончита.

Несмотря на то что Резанову было уже 42 года, он нисколько не растерял своей привлекательности, кроме того, он был знаменит, богат и вращался в высших кругах общества. Современники утверждали, что в желании Кончиты выйти замуж за русского графа было столько же любви, сколько и расчета, якобы она мечтала о роскошной жизни при дворе в Петербурге, однако последующие события доказали искренность ее чувств к Резанову.

Граф пробыл в Сан-Франциско всего шесть недель, но за это время умудрился с успехом выполнить свою миссию и даже больше: он добыл провиант для голодающих с Аляски, заручился поддержкой испанского губернатора и обручился с Кончитой. Поначалу Хосе де Аргуэльо не желал выдавать дочь замуж за русского графа. Родители водили девушку на исповедь и убеждали отказаться от столь неожиданного брака, но Кончита была непреклонна. Тогда им осталось только дать свое благословение на помолвку, но окончательное решение вопроса о женитьбе было за римским престолом.

Однако суровая русская зима и долгое путешествие через Сибирь подорвали силы дипломата. Из-за сильной простуды Резанов почти две недели пролежал в беспамятстве и горячке. В тяжелом состоянии его привезли в Красноярск, где 1 марта 1807 года он скончался. Когда до Кончиты дошло известие о смерти графа, она не поверила ему. Верная своему обещанию, она ждала Резанова и в течение года каждое утро приходила на высокий мыс, откуда всматривалась в океан. На протяжении последующих лет к красивой девушке сватались лучшие женихи Калифорнии, но каждый раз получали неизменный отказ.

Кончита осталась верна погибшему графу и видела свой удел в благотворительности и обучении индейцев, на родине ее стали звать La Beata - Благословенная. Спустя 35 лет Мария Консепсьон поступила в третий Орден Белого Духовенства, а еще через 10 лет приняла монашеский сан. Умерла она в возрасте 67 лет, рядом с ее могилой на кладбище Святого Доминика сооружена стела в память о ее верности и любви.

Благодаря всемирно известной рок-опере произошло символическое воссоединение несчастных влюбленных. В 2000 году шериф города, в котором похоронена Кончита, привез горсть земли с могилы испанки и развеял ее над местом захоронения Резанова в Красноярске. На могиле графа поставлен памятник, где запечатлены строчки из знаменитого романса: «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду».

«Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

Композитор

Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

Сюжет

Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

Пролог

Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

Второе действие

Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.

8 подборов аккордов

Биография

«Москва, 10 июля. Мюзикл, сочетающий западный рок, страстные танцы, русские церковные песнопения, русско-американскую любовную историю создает впечатление, что он сделан на заказ, чтобы блюстители советской культуры откликнулись на него: «Нет!»
Спектакль «Авось» именно такой, но его премьера всё же состоялась на истекшей неделе в театре им. Ленинского комсомола. Находившийся в работе четыре года, изысканный причудливый синтез взращенных на родной почве и привнесенных извне тем и форм, он обозначен как первый для советской сцены, где вообще рок-оперы довольно новое и редкое явление.
Сочетание религии, полуприкрытых намеков на политику и откровенного признания западного рока. Неудивительно, что у этой постановки был долгий и тернистый путь. Альбом, записанный год назад советской фирмой «Мелодия», еще не был выпущен, директор музея, где прозвучала запись оперы, была на грани увольнения, а назначенная дата премьеры откладывалась с апреля».
Серж Шлеман, New York Times, 11 июля 1981 г.

«Шум, пробивавшийся сквозь стены и перекрытия театра им. Ленинского комсомола, был достаточно громок, чтобы разбудить основателя Советского государства в его Кремлевском мавзолее. После почти трехнедельных препирательств с советскими официальными инстанциями хард-рок триумфально захватил ленкомовские подмостки. Это произошло по случаю премьеры первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова, популярного композитора, известного своей музыкой к кинофильмам. В дополнение к гитарам, скрипкам, виолончели, барабанам и хору из 16 человек Рыбникову потребовались электронные инструменты, в том числе многотональный синтезатор и «Роланд-парафоник», редко использовавшийся до сих пор в СССР. Опера явилась дерзновенной смесью ритмов хард-рока, сверкающих народных мелодий и традиционных песнопений Русской православной церкви.
Уже первый акт ясно показал, что этот спектакль станет величайшим переломным моментом в театральной жизни Москвы последних лет, захватывающим открытием, которое войдет в текущий репертуар театра им. Ленинского комсомола. Театр на 810 мест был в тот вечер переполнен до отказа. Привилегированная публика, получившая бесплатные пригласительные билеты, восторженно приветствовала стоя продолжительными аплодисментами Рыбникова и Вознесенского, отдавая им дань уважения».
Time Magazine, 20 июля 1981 г.

ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РУССКАЯ РОК-ОПЕРА

«Все билеты проданы. Около касс толпятся длинные очереди, а в магазинах невозможно достать двойной альбом, записанный фирмой «Мелодия». «Юнона и Авось», написанная потрясающим авангардным советским композитором Алексеем Рыбниковым по поэме знаменитого русского поэта Андрея Вознесенского и поставленная главным режиссером театра им. Ленинского комсомола Марком Захаровым, вобрала в себя наиболее тонкие «вибрирующие» таланты, которые есть сейчас в России».
Sunday Times Magazine, 27 ноября 1983 г.

«Эта история ожила на московской сцене под звуки блистательной музыки популярного композитора Алексея Рыбникова, с хореографией Владимира Васильева из Большого театра, в постановке Марка Захарова и, конечно же, на основе либретто Вознесенского».
International Herald Tribune, 11 марта 1983 г.

«Музыка Алексея Рыбникова эклектична и волнующа, она представляет собой огромную палитру, включающую всё многообразие — от мелодий тяжелого металлического рока до завораживающих напевов пленительных романсов, а часто и русской православной музыки».
Newsweek, 28 ноября 1983 г.

«Это не просто некая эклектическая композиция, это новый музыкальный стиль, не имеющий ничего общего с традиционным роком».
Quotidien de Paris, 17 ноября 1983 г.

«В экстазе, льющемся через синтезаторы, слышится привет из далекого далека — еще из «Бориса Годунова». Хор позаимствовал опыт волжских бурлаков. А когда им кажется, что они чересчур увязают в погрешностях диско, то в промежутках вклинивается церковный колокол.
...Супер-Аллилуйя переходит в реальные неистовые аплодисменты — уже без усилителей».
Die Welt, 7 июля 1988 г.

«Русские и на этот раз произвели ошеломляющее воздействие на наше зрение и слух: никто и предположить не мог, что театр из социалистического государства может явить такое оптическое великолепие, такую танцевальную и вокальную мощь, такие раскаты рока и столь совершенную музыкальную форму».
Композитор Алексей Рыбников создал эффектную музыкальную смесь из фольклора, церковного хора и рок-зонгов.
Гастроли стали триумфальным успехом».
Frankfurter Rundschau, 9-10 июля 1988 г.

«Этот спектакль потрясает, потому что никто не ожидает, что из Москвы можно привезти такой поразительный звуковой материал, созданием которого мы обязаны композитору Алексею Рыбникову... с поразительным созвездием мистических голосов, из которых самым изумительным является голос Казанской Божьей Матери...
Но самое удивительное — видеть парижан выходящими с мелодиями «рок-оперы» на устах, неведомыми им еще накануне. С мелодиями, которые не оставят нас больше».
France-Soir, 23 ноября 1983 г.

«Ультра-консервативные ревнители стандартного оперного репертуара могут быть раздражены и оскорблены, но всякий, кто склонен к рискованным приключениям в звуковом мире, будет заинтригован звучанием этой записи, которая содержит много прекрасных моментов».
Opera Australia, май 1986 г.

Вы идете домой с музыкой в голове, - говорит Пьер Карден. - Это не музыкальная комедия, это опера. Но не скучная опера. Музыка настолько сильна, что не важно, говорите ли вы по-русски».
The Scence / New York, 8 января 1990 г.

ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

«В Москве, в русской церкви, построенной в стили барокко, которая является сегодня частью музея икон, собралась разношерстная толпа посетителей, чобы присутствовать при своеобразном представлении.
Справа и слева от алтаря — огромные громкоговорители стереоаппаратуры, в центре — столик с магнитофоном, у которого композитор Алексей Рыбников представляет свое новое произведение, которое носит название «Авось». Рыбников, человек 30-ти лет, сказал в начале несколько слов о своем сочинении и тексте, а затем сто человек, собравшиеся здесь, полтора часа слушали музыку в зимнем неотапливаемом помещении, не снимая теплых пальто. Атмосфера напоминала культурные программы в Германии послевоенного времени.
Почему церковь выбрана местом представления, почему здесь собралась эта маленькая любительская община?.. Рыбников создал в жанре рок-оперы столь характерное произведение, какое для Москвы, а может быть и для всего Советского Союза нетипично. То, что произошло в тот вечер, привело в некоторое движение серую зону советской культурной жизни.

Алексей Рыбников — известный композитор. Он рассказывает, что уже с десяти лет пробовал себя в композиции. Сегодня список его работ велик, здесь музыка к телевизионным спектаклям и фильмам «Буратино», «Красная Шапочка», «Барон Мюнхаузен», «Остров сокровищ» - всего около сорока. В 1976 году он встречает на своем твоческом пути режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола Марка Захарова. Благодаря этой встрече родился доныне у нас почти не известный музыкально-драматический жанр. Рыбников пишет музыку к произведениям Пабло Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и после этого рок-оперу «Юнона и Авось».
Либерализация в музыкальной жизни, наблюдаемая несколько лет и направленная на то, чтобы ликвидировать недовольство молодежи, постепенный допуск джаза, поп-музыки, гастроли и приемы западных групп, которые пользовались большим успехом — всё это позволило Рыбникову сделать первые шаги к музыке рок-оперы с несомненным влечением к подлинным русским музыкальным традициям. Интересный и последовательный пример такой новой оперы - «Юнона и Авось».
Рыбников использовал либретто А. Вознесенского, рассказывающее об истории, произошедшей в XIX веке... Граф Резанов предпринял экспедицию на кораблях «Юнона» и «Авось» из России в Калифорнию, где он полюбил дочь губернатора Сан-Франциско, шестнадцатилетнюю девочку. Он уехал... она ждала его долгие годы и, наконец, ушла в монастырь. Граф Резанов погиб под Красноярском...
На первый взгляд сентиментальная любовная история, тем не менее через текст лирика Андрея Вознесенского, через музыку Алексея Рыбникова бесспорно достигла высокого уровня.
Современные возражения цензуры, которая до сих пор задерживает выпуск пластинки, происходят, наверное, из-за идеалистических предвидений русско-американских отношений. Критические высказывания в адрес царской России оказываются актуальными и применительно к сегодняшнему дню. Так может быть понята опера Рыбникова.
Ясное следование русским традициям, прежде всего, в области церковной музыки, встречающиеся в тексте молитвы, священная музыка, то очень громкая, то очень тихая, здесь, в музейном помещении или, вернее сказать, в церкви была на своем месте. Как современное изобразительное средство, она раздвинула границы музыкально-бюрократической ограниченности. Музыка говорит больше, чем описание композиторской одаренности Рыбникова, его фантазии в использовании современных достижений, его экспрессии. Жаль, что это произведение не станет достоянием общества...»
Клаус Кунце, Westdeutsche Rundfunk, февраль 1981 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Резанов Николай Петрович (1764 — 1807 гг.) - выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служио поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-Американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске. «Юнона» и «Авось» - так назывались корабли, на которых совершил свое плавание Резанов.

ЛИБРЕТТО

В основе сюжета оперы — судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках «Юнона» и «Авось» к берегам Калифорнии.
Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако, понимает утопичность своих замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы. Но даже наличие самого малого шанса на удачу, вера в «авось!» заставляет Резанова подавать одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.
Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признается он в своем самом сокровенном и пугающем его самого чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его. На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, как эхо божественного сияния, осуществляется его мечта наяву — он получает разрешение на путешествие, более того, высочайше на него возлагается важная государственная миссия.
После тяжелейшего пути через Тихий Океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашенным на прием к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью — шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поет сонет о печальной судьбе двух влюбленных, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.
Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке, но сам уже не может справиться с охватившим его чувством. Проникнув в спальню к Кончите, он сначала умоляет ее о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние Кончиты, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, в душе Резанова остаются только раскаяние и горечь.
Счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Дела Русско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный его поступком, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.
В своем письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.
Свершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.
Светлым гимном «Аллилуйя любви» звучит финал оперы.