Десять вариантов деления группы на подгруппы

Задача деления класса на небольшие группы возникает у учителя достаточно часто. Применение одних и тех же приемов быстро наскучивает ученикам, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов деления класса на небольшие подгруппы.

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное предупреждение, однако опыт показывает, что начинающие учителя, видимо, от волнения, в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например, по цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета, дабы на детей не «повесить якорей», которые вам совсем не нужны. Критериями выделения групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие, как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше - по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

Атомы и молекулы

Ученики разбредаются по залу под негромкую «космическую» музыку.

Учитель. «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две группы - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Любое число

Еще одна игра, которая может быть использована для деления на группы. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству учеников. Ведущий командует: «Три-четыре!» Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут учителю и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Если встало игроков столько, сколько и было заказано, - хорошо. Ведущий просто просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, назвав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то достаточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или выводит их из игры по своему усмотрению.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ деления особенно удобен в тех случаях, когда равное количество игроков в подгруппах является необязательным. Тогда учитель говорит участникам: «Представьте, что вы - посетители ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем рассесться в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное место, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!» В зависимости от складывающихся обстоятельств учитель принимает решение о направлении дальнейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и преподнесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому-то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» рецептов и т.п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предложить огромное количество других. Допустим, повесив в противоположных углах зала рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место. Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.

Классификация групп по различным критериям.

Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.
Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.

С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.

С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.

Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).

Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.

Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.

Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;
  • возможная затянутость;
  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;
  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.

Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.

Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:

  1. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?
  2. С кем бы ты хотел(а) выполнять ответственное задание?
  3. Представь, что ты оказался(лась) на необитаемом острове. Кого бы ты хотел(а) видеть рядом с собой?

Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.

Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.

Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).

Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

    по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;

    группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;

    группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.

    группы, объединенные по темпераменту членов;

    И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке (см. );

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

    И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданным

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, , пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

    озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;

    следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

Приемы деления на группы.

Для любого учителя важно иметь различные приемы деления класса на пары и микрогруппы. Способы деления могут стать отдельными упражнениями, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Предлагаю самые стандартные и оригинальные способы деления.

    Расчет. Деление на «первый-второй».

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

    Деление по качествам.

Учитель поочередно вызывает из группы детей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала учитель взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их учитель также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

    Выбор лидера .

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

    Деление по произвольным признакам.

Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

    Карты или карточки.

Здесь возможно несколько вариантов. Можно делить по доставшемуся участнику цвету, например по цветам радуги, по цветам одежды. За место цветов можно использовать любые карточки.

    Деление на двух и более персонажей .

Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на зиму, весну, лето и осень.

    Разноцветные стикеры .

Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

    «Звуки Му».

Весь класс превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

9.Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

10.Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

11.Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше – по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

12. Лидеры

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

13. Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)