Создание рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят , то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Но как быть с безработицей? Что если люди хотят работать, но работу получить не могут? Почти во всех случаях причиной отсутствия работы являются правительственные программы .

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.


Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

Путин пообещал 25 миллионов рабочих мест

Ключевым моментом развития экономики страны должно стать создание новых высокопроизводительных рабочих мест и, прежде всего, за счет новой индустриализации страны. Этот тезис, предложенный председателем "Деловой России" Борисом Титовым, премьер-министр РФ Владимир Путин согласился зафиксировать в декларации Народного Фронта. Данное решение стало итогом VII Ежегодного бизнес-форума "Деловой России", который прошел сегодня в Москве.

При этом Путин предложил использовать возможности "Единой России", которая уже "является действующим политическим инструментом", а также "дать возможность другим политическим движениям, партиям и общественным организациям, объединениям предпринимателей и профсоюзов вводить свои идеи и доводить своих людей - носителей этих идей в муниципальные, региональные и федеральные органы власти".

"Прежде всего я имею в виду конечно же Государственную Думу. Это нужно для того, чтобы эти люди по каналам "Единой России" могли туда добраться, там обосноваться и продвигать эти идеи. Такое движение будет хорошо и для "Единой России" и для общества в целом", - пояснил премьер.

Владимир Путин поблагодарил "Деловую Россию", "ОПОРу России", РСПП, ТПП и другие организации бизнеса, которые поддержали идею создания Общероссийского народного фронта.

За 15 лет - 25 миллионов рабочих мест

Тема создания новых рабочих мест стала главной на сегодняшнем форуме. В ходе большой пленарной дискуссии Владимир Путин заявил, что в ближайшие 15 лет их должно быть создано до 25 млн - за счет модернизации действующих производств и открытия новых предприятий. По его словам, вокруг решения этой задачи должны объединить усилия государство, бизнес и общество.

Представители бизнеса моментально отреагировали на это заявление, предложив Путину так называемую концепцию "25х25" (ее полное название "Стратегия России - 25 млн новых рабочих мест"), которая соответствует задаче, сформулированной премьером. По словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, средняя стоимость создания одного современного высокотехнологичного рабочего места составляет $100 тыс. - $200 тысяч. Следовательно, стоимость программы создания рабочих мест составляет по минимуму 2,5 трлн руб., что составляет примерно 200 млрд в год.

Помимо этого, Владимир Путин назвал принципиальной задачей государства и бизнеса развитие профессионального образования и повышения престижа рабочих специальностей. Он назвал ненормальной ситуацию, когда будущих специалистов учат на технике, "которая на практике уже не применяется 20, а то и 30 лет".

Россия станет крупнейшей экономикой мира

Россия ставит перед собой задачу в течение десяти лет войти в число пяти крупнейших экономик мира, но понимает, что за счет сырьевой модели развития добиться этого невозможно. "А по ВВП на душу населения должна подняться с сегодняшних 19,7 тысяч долларов - к отметке 35 и выше тысяч долларов на человека", - сказал глава правительства на форуме.

"Для нас очевидно, что таких ориентиров нельзя добиться за счет прежних источников роста, за счет выжимания всего и вся из сырьевой модели развития", - подчеркнул Путин.

По его словам, главной движущей силой этого проекта должен стать частный бизнес, так как государство создает условия для его работы. "Прежде всего, наш средний производственный бизнес, то новое поколение современных предпринимателей, которое все увереннее заявляет о себе в России, и связывает с ней свое будущее", - сказал премьер.

Несырьевая модель лучше

Глава государства отметил, что несырьевая модель социального государства гораздо лучше сырьевой модели несоциального государства. "Она у нас модель социальная, если посмотреть на структуру бюджета, действительно, огромное количество ресурсов, огромные деньги мы выделяем на решение социальных вопросов, опираясь, конечно, прежде всего на сырьевой сектор - 40% бюджета формируется только за счет "нефтянки", - подчеркнул премьер, добавив, что так дальше продолжаться не может.

Снижение страховых взносов и рост ВВП

Также в ходе форума Путин заявил, что страховые взносы нужно снижать - это общая консолидированная позиция у правительства с администрацией президента, с президентом. При этом он отметил, что пока не готов сказать, насколько именно они будут снижены. "Мы все исходим из того, что сделать это нужно. Но нужно посчитать, здесь нельзя сделать никаких ошибок", - заявил Путин.

Помимо этого, глава правительства сообщил, что инвестиции в основной капитал в РФ в ближайшее время должны вырасти как минимум до 25% ВВП. "России, безусловно, нужны современные технологии и инвестиции в развитие. В ближайшее время доля инвестиций в основной капитал должна вырасти как минимум до 25% ВВП. Это не запредельная задача, у нас уже сейчас 19,5%. Подчеркну, речь, прежде всего, идет именно о частных инвестициях - как российских, так и иностранных", - сказал Путин.

Бизнес и макроэкономические факторы

Владимир Путин обратил внимание предпринимателей на то, что бизнес не может существовать изолированно от макроэкономических факторов. Как пример он привел такой макроэкономический показатель, как инфляция, от которой всецело зависят ставки кредитов для бизнеса.

Глава "Деловой России" Борис Титов заявил, что большинству бизнесменов не понятны и не интересны такие термины, как сбалансированность бюджета, платежного баланса и прочие макроэкономические параметры. "Мы понимаем: "выгодно - невыгодно", "будет прибыль - не будет прибыли", - сказал Титов.

Путин, в свою очередь, возразил. "Всем понятно, что если инфляция большая, то и кредит нельзя получить по приемлемым ставкам", - отметил он.

США для России - не пример

По словам Путина, действия американского правительства в области госдолга не могут быть примером для российских властей, хотя у США есть чему поучиться. "Там действительно есть чему поучиться, но что они делают в последнее время: опять выпустили ценные бумаги правительства, Федеральная резервная система их благополучно скупила, и долг правительства запредельно растет. И это не может быть для нас примером", - сказал Путин.

Источник: www.utro.ru

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации: "Реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. Это в добавление к тем 10--15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас. В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны".

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

Уважаемый господин Президент!

Вы ставите задачу создания 25 миллионов «хороших и высокооплачиваемых» рабочих мест к 2020 году. Это замечательная задача, и мы как работодатели обеими руками «за».

Но реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов . Это в добавление к тем 10-15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас.

В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны.

Мы, конечно, понимаем, что взят курс на инновационное развитие России. А что такое инновация? Это повышение конкурентоспособности за счет применения передовых методов управления производством, снижения издержек и т.д. и т.п. В этом смысле привлечение большого количества низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы, работающей к тому же в большинстве своем вне правового поля на рабских условиях, - это безусловная инновация, позволяющая организациям снижать издержи и становиться конкурентоспособнее.

Это отличное решение! Но оно делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан. Они уже сейчас не могут конкурировать на рынке низкоквалифицированного труда. Не может и не должен гражданин России конкурировать за рабочее место и нищенскую зарплату с приезжим из Средней Азии. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату. И наши граждане не хотят.

Но, подчеркиваю, это не означает, что они не хотят работать. Они не хотят работать за зарплату, которая не позволяет родить и вырастить детей, нормально питаться и лечиться. Более того, по данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%! Это страшные цифры, господин Президент!

Какие мы имеем плюсы от привлечения десятков миллионов низкоквалифицированных мигрантов? Я не вижу ни одного. Мы размываем российскую культуру (подчеркиваю, не русскую, а российскую). Неконтролируемая миграция создает проблемы не только в и других «русских» мегаполисах – в наших «мусульманских» регионах приток дешевой рабочей силы из-за рубежа создает те же трудности.

Мог ли кто-то десять лет назад представить, что в московских школах будут классы, где дети плохо говорят по-русски или совсем не владеют государственным языком? Сегодня это реальность. Если поток не остановить, то через непродолжительное время появятся школы и районы, где будет сложно услышать русскую речь. Еще пять лет назад в русском языке не существовало слова «Москвабад». А сегодня это уже и за шутку не воспринимается.

О какой современной экономике и ее развитии может идти речь при использовании рабского труда? О каких прорывах мы говорим, если среднестатистический человек, проживающий на территории России, через двадцать лет будет с трудом читать и говорить по-русски?

Мы планируем по линии Министерства труда потратить в ближайшие годы сотни миллиардов рублей на привлечение и адаптацию мигрантов. Если те же деньги дополнительно направить на образование наших граждан, еще есть шанс, что через 20 лет мы все же не разучимся летать в космос.

Но просто денег недостаточно! Необходимо сегодня (завтра будет уже поздно) полностью закрыть российский рынок труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа. Полностью! Никаких квот.

Невозможность привлекать дешевую рабочую силу заставит бизнес вкладываться в те самые инновации, повышать производительность труда, создавать «хорошие» рабочие места. Другого пути нет. Либо деградация (а ее скорость увеличивается), либо жесткие политические решения.

СНГ, военные базы, геополитика… Все это замечательно, только кому все это понадобится через 20-30 лет?

Я призываю Вас, господин Президент, принять жесткие политические решения, направленные на полное запрещение ввоза дешевой рабочей силы на территорию Российской Федерации.

Мир не рухнет. И цены не вырастут. Вырастут зарплаты значительной части российских граждан. Сначала низкоквалифицированных, затем и тех, у кого квалификация выше: все взаимосвязано. И эти деньги останутся в стране - они будут потрачены на развитие российской экономики. Они создадут новые для граждан Российской Федерации.

Почему я решил написать это письмо? Я говорю об этом уже несколько лет: газеты, радио, телевидение, интернет… И ладно бы я один. Обсуждаю эту тему с федеральными чиновниками высокого ранга, с которыми Вы, господин Президент, тоже лично знакомы. У всех волосы дыбом встают от того, что происходит. Но… Я спрашиваю своих знакомых: ну вы же власть, почему же вы молчите? А в ответ я слышу: нас ТАМ (многозначительно смотрят вверх) не слушают.

Услышьте нас, господин Президент!

Руководитель портала Superjob.ru

Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе , посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос .

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова . Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов . «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

Сегодня Московская область - лидер по количеству предложений для инвесторов среди регионов России.

В эфире телеканала «360°» губернатор Подмосковья затронул вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности региона и созданием рабочих мест.

Одна из перспективных компаний Коломенского г.о. - «Броен», где вчера побывал глава муниципалитета Денис Лебедев, - завершила модернизацию производственной линии.

Модернизация направлена не только на увеличение мощности предприятия, но и на расширение номенклатуры. Так, например, «Броен» теперь сможет выпускать газовую запорную арматуру диаметром до тысячи миллиметров.

Эту работу на заводе начали год назад, - говорит директор ООО «Броен» Кирилл ГОЛОВИН. - Для реализации проекта потребовалось 75 миллионов рублей. Это иностранные вложения.

Расширение предприятия позволило создать 15 новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Муниципалитет планомерно работает над привлечением инвесторов, чтобы предприятия разных отраслей приходили на нашу территорию, размещали здесь своё оборудование, производственные мощности и создавали новые рабочие места, - рассказывает начальник управления инвестиционного развития промышленности и сельского хозяйства администрации Коломенского г.о. Сергей Глущенко. - В наших силах помочь подобрать земельный участок для нового бизнеса и устранить бюрократические проволочки на стадии разработки проектной документации, согласований и различного рода разрешений.

В округе два индустриальных парка, которые могут стать площадками для бизнес-проектов.

За счёт областных средств наши парки были оснащены газом и электричеством, - поясняет Сергей Глущенко. - Сейчас работаем над созданием дороги к индустриальному парку «Центр» в районе деревни Андреевки. Её наличие - это одно из условий для прихода на нашу территорию немецкой компании «Кампа», которая привлечёт около 500 миллионов рублей инвестиций и позволит создать порядка 150 рабочих мест. Правительство области уже одобрило финансирование строительства дороги. Пока завершается этап проектирования.

Ещё один перспективный проект для муниципалитета - завод мясных деликатесов «Агрофуд». Его строительство начнётся в августе - сентябре. Это тоже достаточно большое предприятие, предполагается несколько сот миллионов инвестиций и создание около 150 новых рабочих мест.

На стадии получения различных разрешительных документов находится инвестпроект по строительству нового цеха предприятия «АДЛ» в Радужном. Он будет оснащён современным оборудованием. Проект потребует порядка миллиарда рублей инвестиций. В итоге появится около 200 новых рабочих мест.

Коломенцам будет, вероятно, интересно узнать, что у мясокомбината появился новый собственник, - говорит Сергей Леонидович. - Сейчас там наводят порядок - как в финансовой сфере, так и на прилегающей территории, и разрабатывают перспективный проект. Пока определяется, что же будет на этой промплощадке. Скорее всего - сфера деятельности предприятия поменяется.

Денис Буцаев, министр инвестиций и инноваций МО:

За последние 5 лет в Московской области создано 43 индустриальных парка, 12 технопарков и 2 особые экономические зоны. В настоящее время на разных стадиях создания находятся 36 площадок.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиямииз бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

    социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

    регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.