Основным персонажем произведения является старый кубинский рыбак по имени Сантьяго, проживающий в небольшой деревеньке на морском побережье.

Писатель представляет героя рассказа в образе глубокого старого, худого и изможденного человека, имеющего на щеках и шее коричневые пигментные пятна от палящего южного солнца, а также глубокие морщины, которыми испещрена его лысая голова.

На руках старика Сантьяго огромные шрамы, оставшиеся от порезов при ежедневной ловле крупной рыбы. При этом старик отличается могучим телосложением и живым взглядом его молодых глаз цвета соленого моря.

Характерными чертами Сантьяго являются его несгибаемая сила воли, выносливость, доброта и безмерная любовь к морю.

Сантьяго живет в бедности, одеваясь в заплатанную рубаху, проводя ночь на застеленной старыми газетами кровати, питаясь выловленной рыбой, которая не каждый день бывает у него на обед. Немногословная речь старика изобилует простыми и безыскусными фразами.

В далекой юности старик служит юнгой на корабле, плавающим к африканскому континенту, воспоминания о котором постоянно снятся ему в его беспокойных снах.

Когда-то Сантьяго имел супругу, но сейчас он о ней даже не вспоминает, как и о других женщинах, которые встречались на его жизненном пути.

Несмотря на непростую прожитую жизнь и тяжелый труд, старик не прекращает работу по ловле рыбы, беря иногда в море на свою полуразрушенную лодку с потертым парусом мальчика Манолина, передавая ему премудрости рыбацкого дела.

Даже ощущая свой почтенный возраст, Сантьяго остается верным своим принципам, проявляя мужество и выносливость в поединке с большой рыбой, к которой относится с уважением и любовью, как и к любому божьему созданию. Борьба с напавшими на его улов акулами демонстрирует стойкость старика, а также его невероятный героизм, сочетающийся со смирением и терпением, которые старик ощущает, лишившись долгожданной добычи, но чувствуя при этом необычайную легкость.

Находясь в окружении морских волн, старик Сантьяго изображается писателем в качестве единения с природой, ее земными и морскими обитателями, которыми он искренне восхищается, боготворит и жалеет.

Раскрывая образ старика Сантьяго, писатель описывает красоту наступившей старости, в которой отсутствуют человеческие страсти в виде тщеславия, страха, злобы, вожделения. В душе Сантьяго живет бескорыстное уважение к окружающему миру и теплая любовь.

Образец 2

Образ старика Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» насыщен философией и глубиной.

Старый кубанский рыбак Сантьяго является главным героем повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Он живет в одиночестве, но это нисколько не расстраивает его. Хемингуэй пишет о нем, как о человеке, который несмотря ни на что не сдается. А еще у него веселые и добрые глаза. Несмотря на свой возраст, герой душою молод и свеж. Ему часто снятся сны о счастливых и светлых днях своей молодости, юности, а также об африканских львах, что играют на берегах.

Приключенческий период жизни окончен, и все, что теперь есть у Сантьяго – синее море, что дает ему возможность поесть, и юный друг-единомышленник, которого зовут Манолино. Через дружбу старого рыбака и юного мальчика Эрнест Хемингуэй стремится показать общность поколений и то, что среди людей со схожими взглядами не играет никакой роли различия в возрасте. Сантьяго видит, что Манолино тоже манит море.

Хемингуэй доносит через Сантьяго личные философские взгляды на жизнь. Одна из таких мыслей гласит, что человека можно растоптать, но невозможно одержать над ним победу. Только тот, кто сталкивался с большими трудностями, сможет вновь найти в себе силы для борьбы.

Сантьяго обитает обыкновенной жизнью в собственном небогатом домике, и не стремится от этого уйти, как некоторые герои произведений Хемингуэя. Сантьяго хочет искать единения с матерью-природой, он сам позиционирует себя как ее часть. Старый рыбак представлен в повести человеком гармонии. В нем сочетаются гордость и смирение, а еще способность ограничиваться небольшим и при этом продолжать следовать свой мечте. Сантьяго не помнит, когда к нему подкралось смирение, но точно знает, что оно подарило ему гордость, нежели позор. Несмотря на жизнь в нищете, рыбак не сгубил чувство достоинства. Мальчик Манолин любил и уважал своего старого друга, поэтому иногда приволакивал рыбу и газеты о спорте.

Поражает жизненный идеал героя, по которому любому существу дана определенная роль на этом свете. К примеру, Сантьяго был рожден, чтобы заниматься рыболовством, а рыба, чтобы стать добычей рыбака.

В фундаменте фабулы произведения представлено пару дней жизни рыбака. Пусть события происходят спокойно, их мало, но описаны они невероятно правдиво и подробно, так, что читатель переживает их вместе с Сантьяго.

Сантьяго – сильный духом человек. Именно таковы герои хемингуэевских произведений.

Сочинение Старик Сантьяго

Почти в каждом произведении литературы можно выделить персонажа, которому хочется сочувствовать больше всего, который нравится больше всего. «Старик и море» - не исключение, в повести Эрнеста Хемингуэя я нашёл для себя образ несгибаемого жизнью старика Сантьяго.

Сантьяго - это бедный рыбак, который в молодости плавал юнгой к берегам Африки, а там был сильнее некоторых больших и сильных негров, что говорит нам о неимоверной физической силе героя. Раньше в его жизни была и жена, но она умерла, и теперь даже в снах ему не является, ему вообще снится только те далёкие, но яркие воспоминания об Африке, её белые берега и златогривые изящные львы.

Тело Сантьяго всё покрыто ранами, шрамами и коричневыми пятнами - это рак кожи, который он получил на солнце, но рак неопасный, как пишет автор. Руки у старика изуродованы следами от бечевки и лески, с помощью которых он вылавливал рыбу из моря.

Сюжет отталкивается от того, что Сантьяго вот уже 84 дня не может поймать рыбу, в отличие от других рыбаков. Стоический характер неудачливого рыбака помогает ему выдержать так много дней без ловли. В этом и заключается основная черта характера Сантьяго, которую автор хотел вложить и донести до окружающих. Не важно, сколько продолжается твоя чёрная полоса в жизни, ты обязан стремиться и верить в то, что наступит белая.

На восемьдесят пятый день без улова Сантьяго решает заплыть подальше в море, чтобы поймать марлина. При этом старик считает, что это не он ловит рыбу, потому что она глупая и клюнет на наживу, он считает, что он такой же, как и рыба, не ставя себя во главенство природы, но ставя себя на уровень с этой природой, гармонируя с ней.

Схватка с марлином длится три дня, и всё это время старик ужасно страдает, потому что его руки, которые и так усеяны ранами, очень сильно режутся об леску, с помощью которой он тянет рыбу к берегу. Самое ужасное для читателя в этот момент то, что когда Сантьяго достиг берега и вытащил улов, там оказался один скелет, потому что акулы по дороге успели обглодать марлина. Думаю, в этот момент читатель проникается наибольшим сочувствием к Сантьяго. Однако же старик вовсе не расстроен своей неудачей, потому что он смог победить себя, смог три дня тащить на себе испытание, он по-прежнему уважает себя, а это главное.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Лели в рассказе Кусака Андреева сочинение

    Основным персонажем произведения является Леля, представленная писателем в образе молодой девушки, являющейся учащейся гимназии.

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

  • Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Анализ романа Евгений Онегин Пушкина

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим прорывом в литературе начала XIX. На его написание у автора ушло более семи лет. Сам Пушкин называл роман работой «всей моей жизни».

Сантьяго — одинокий и очень старый рыбак с «веселыми глазами человека, который не сдается». Он давно уже живет только воспоминаниями о своей юности и гре­зит об увиденных когда-то берегах Африки, «играю­щих молодых львах». Сантьяго дружит с соседским мальчи­ком Манолино, чувствуя в нем такую же романтичес­кую душу и увлечение морем. И в уста этого старого, потерявшего былую силу, умудренного опытом ку­бинца автор вкладывает проникновенные слова: «…че­ловек не для того создан, чтобы терпеть поражение… Человека можно уничтожить, но его нельзя побе­дить». В этих словах — большое философское обоб­щение, пришедшее к писателю и его герою после мно­голетнего труда, нелегкой жизни, в которой было множество побед и поражений, надежд и разочарова­ний, любви и ненависти. Старик Сантьяго живет в своем ми­ре. Он не бежит от цивилизации, как другие герои Хемингуэя, не ищет спасения в природе. Сантьяго принад­лежит ей со дня своего рождения. Он не только про­жил долгую жизнь в единении с природой, с морем — он частица этого мира природы. В старике автор на­шел наконец того гармонического героя, которого ис­кал на протяжении всей своей творческой жизни. В Сантьяго удачно сочетаются и смирение, и гордость: «Он был слишком простодушен, чтобы задуматься о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что сми­рение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утра­ты человеческого достоинства». Старик точно знает, зачем он родился на свет: «Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».

Романтически приподнято и немногословно описы­вает Хемингуэй три дня из жизни Сантьяго, отправившегося в море после ряда неудач и поймавшего, наконец, большую рыбу. Вступив с ней один на один в жесто­кое противоборство, он в самые тяжелые минуты, на пределе человеческих сил твердит: «Драться… драться, пока не умру». Поединок этот со всеми его перипетиями, когда победа склоняется то на одну, то на другую сторону, все больше начинает напоми­нать подвиги героев мифов. Настоящий герой мифа должен вести борьбу в одиночестве, только тогда он может проявить все свое мужество, стойкость, отвагу, умение. Выдержка и выносливость Сантьяго побеждают, он выжил, преодолел свою немощь и старость. Однако на его рыбацкий трофей нападают акулы. Старик сра­жается с ними изо всех сил, он не хочет сдаваться. Вот тогда он произносит свои знаменитые слова о че­ловеке, которого «можно уничтожить», но «нельзя по­бедить». Добравшись до берега, Сантьяго возвращается в свою жалкую хижину. Пойманная рыба совершенно растерзана и обглодана акулами. Но победа старика очевидна. Возвращение Сантьяго в поселок знаменует и ко­нец одиночества — мальчик Манолино не оставит ры­бака одного, вдобавок ему есть чему поучиться у Сантьяго, своего старшего друга.

Старик Сантьяго живёт в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провёл в море 84 дня, но не поймал ничего. Раньше с ним рыбачил мальчик Манолин, который очень помогал старику, но родители мальчика решили, что Сантьяго - невезучий, и велели сыну ходить в море на другой лодке.

Старик научил Манолина рыбачить, и мальчик любит Сантьяго, хочет ему помочь. Он покупает ему сардины для наживки, приносит еду в его хижину. Старик уже давно смирился со своей нищетой.

Они беседуют с мальчиком о рыбалке и знаменитых бейсболистах. По ночам старику снится Африка его юности, и «львы, выходящие на берег».

На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу».

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нём с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, Сантьяго медленно плывёт по течению, мысленно общаясь с птицами и рыбами. Привыкший к одиночеству, старик вслух разговаривает сам с собой.

Старик знает разных обитателей океана и очень нежно к ним относится.

Сначала Сантьяго ловит небольшого тунца. Он надеется, что рядом со стаей тунцов ходит большая рыба, которой понравятся его сардины. Вскоре старик замечает лёгкую дрожь гибкого зелёного прута, который заменяет ему удочку. Леска уходит вниз, и старик ощущает огромную тяжесть клюнувшей рыбы.

Старик пытается подтянуть толстую леску, но у него ничего не получается - большая и сильная рыба тянет лёгкую лодку за собой. Старик жалеет, что с ним нет мальчика - он мог бы снять наживки с других прутов, пока Сантьяго сражается с рыбой.

Проходит около четырёх часов. Близится вечер. Руки старика изрезаны, он закидывает леску на спину и подкладывает под неё мешок. Теперь Сантьяго может прислониться к борту лодки и немного отдохнуть.

Ночь. Рыба тянет лодку всё дальше от берега. Старик устал, но мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко - рыба, такая большая, сильная и старая, должна умереть, чтобы он смог жить дальше. Сантьяго разговаривает с рыбой: «Я с тобой не расстанусь, пока не умру».

Силы старика на исходе, а рыба и не собирается уставать. На рассвете Сантьяго съедает тунца - другой еды у него нет. Левую руку старика сводит судорогой. Старик надеется, что рыба всплывёт, и тогда он сможет убить её гарпуном. Наконец леса идёт вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у неё тёмно-фиолетовые, а вместо носа - меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки.

Появившись на поверхности, рыба вновь уходит в глубину, тянет за собой лодку, и старик собирает силы, чтобы удержать её. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш».

Проходит ещё день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает о бейсбольных играх. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он ещё не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Битва с рыбой продолжается. Сантьяго держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая, судорога в которой давно прошла. На маленькую удочку попадается макрель. Старик подкрепляет ею свои силы, хотя эта рыба совсем невкусна. Ему жаль большую рыбу, которой нечего есть, но решимость её убить от этого не уменьшается.

Ночью рыба выходит на поверхность и начинает ходить кругами, то приближается к лодке, то отходит от неё. Это признак того, что рыба устала. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика, а перед глазами пляшут чёрные пятна. Сантьяго собирает остатки сил и вонзает гарпун рыбе в бок.

Преодолевая тошноту и слабость, старик привязывает рыбу к борту лодки и поворачивает в сторону берега. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.

Проходит час, прежде чем показывается первая акула, приплывшая на запах крови. Она приближается к корме и начинает рвать рыбу зубами. Старик бьёт её гарпуном в самое уязвимое место на черепе. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы

Ещё двух акул Сантьяго убивает ножом, привязанным к веслу. Эти акулы уносят с собой не меньше четверти рыбы. На четвёртой акуле нож ломается, и старик достаёт крепкую дубинку.

Он знал, что каждый толчок акулы об лодку означал кусок оторванного мяса и что рыба теперь оставляет в море след, широкий, как шоссейная дорога, и доступный всем акулам на свете.

Следующая группа акул нападает на лодку перед закатом. Старик отгоняет их ударами дубинки по головам, но ночью они возвращаются. Сантьяго сражается с хищницами сначала дубинкой, потом - острым осколком румпеля. Наконец акулы уплывают: им нечего больше есть.

Старик входит в бухту у своей хижины глубокой ночью. Сняв мачту и связав парус, он бредёт к дому, ощущая неимоверную усталость. На мгновение старик оборачивается и видит за кормой своей лодки огромный хвост рыбы и отблеск белого хребта.

В хижину старика приходит мальчик. Сантьяго спит. Мальчик плачет, увидев его израненные ладони. Он приносит старику кофе, успокаивает его и уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо ещё многому научиться. Он верит, что принесёт старику удачу.

Утром рыбаки с изумлением рассматривают останки гигантской рыбы. На берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается рассказать им, что произошло, но те ничего не понимают - они слишком далеки от этой жизни.

А старик в это время спит, и ему снятся львы.

Сантьяго

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. С. вобрал в себя лучшие качества чело- 363 веческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. С. побежден, но не покоряется. Он родствен героям Дж.Лондона и Ф.Купера, обладает редкой выносливостью и целеустремленностью. Импульс его действий - естественное право человека на пищу, гордость «природного рыбака». В образе С. сохраняются черты хемин-гуэевского героя-игрока, но правила игры приобретают высший, метафизический смысл. Критика обвиняла С. в пессимизме и фатализме. Высказывалась мысль, что С. проиграл, поскольку зашел за порог, положенный человеку, что в образе С. Хемингуэй осуждает «зарвавшийся» индивидуализм, несущий только разрушение (М.Шорер, К.Бурханс). Между тем С. воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, а принявшего свое естественное положение в ней, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь С. с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими у С. добычу,- это бесконечный спор человека с природой. С. не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал. В этом он сходен с героем «Моби Дика» Г.Мелвилла. Похожие мотивы прослеживаются у В.Астафьева («Царь-рыба», 1976). У.Фолкнер писал, что до С. герои Хемингуэя сами творили себя из глины такими сильными, какими они могли быть, но здесь Хемингуэй «нашел» Творца, который создал С., большую рыбу, акул, которые должны были сожрать эту рыбу, и Бог любит их всех. (К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ С. с личностью Иисуса Христа.) В образе С. важен мотив учительства: мальчик, помощник С., уверен, что С. способен научить «всему на свете» и главному в жизни. Не случайно Хемингуэй назвал свою повесть «посланием молодому поколению» (в телеинтервью после вручения Нобелевской премии, которой писатель был удостоен в 1954 г. за это произведение).

Лит.: Baker С. Hemingway; the writer as artist Princeton, 1963; Паноров Ю.М. Хемингуэй на Кубе. М., 1982; Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988; см. также литературу к статье «Джейк Варне».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -

/ / / Образ Сантьяго в повести Хемингуэя «Старик и море»

Образ Сантьяго в повести Эрнеста Хемингуэя удивляет своей глубиной.

Сантьяго – это старый рыбак, который давно живет один, но не унывает. Автор характеризирует его как человека с «веселыми глазами, который не сдается». Герой часто вспоминает о днях своей молодости, ему снятся молодые львы, которые резвятся на берегах Африки. Время приключений прошло, и все, что осталось у старика – это море, в которое он выходит, чтобы прокормиться и маленький друг по имени Манолино. Дружба мальчика и старика показывает связь поколений. То, что между людьми с похожими взглядами, не важна разница в возрасте. Сантьяго чувствует, что Манолино так же увлечен романтикой моря, как и он.

Через своего главного героя автор выражает собственные философские идеи, например: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». К такому выводу главный герой пришел благодаря большому жизненному опыту. Писатель показывает, что только познавший трудности человек имеет силы бороться.

Сантьяго живет обычной жизнью, в своем скромном мире, от которого не бежит, как многие другие герои автора. Ему не нужно искать уединения с природой, он и есть часть природы. В образе Сантьяго писатель увидел гармоничного человека. Он соединяет в себе смирение и гордость, умение довольствоваться малым и стремление к мечте. Он не знал, когда к нему пришло смирение, но был уверен, что оно не принесло ему позор. Старик не потерял чувство собственного достоинства, хотя и жил в нищете. жалел друга и приносил иногда рыбу и газеты со спортивными новостями.

Удивляет жизненная позиция героя, согласно которой каждому существу отведена своя роль в мире. Вот он рожден быть рыбаком, точно так же как рыба рождена, чтобы быть рыбой.

В основе сюжета повести лежит несколько дней из жизни главного героя. События развиваются медленно, их немного, но они описаны подробно и очень реалистично – так, что читатель словно сидит вместе с рыбаком в лодке и видит все происходящее.

Начинается повесть с того, что Сантьяго уже 84 дня безуспешно выходит в море. Кажется, что от рыбака отвернулась удача. Но герой не сдается и верит, что на 85 день ему повезет, нужно лишь подальше отплыть от берега, рискнуть – и тогда он поймает рыбу своей мечты. Автор описывает три дня, проведенных стариком в море. За это время Сантьяго показывает силу воли, выдержку, преодолевая боль. Он ловит рыбешку, чтобы не голодать, разговаривает с птицей, а потом и с рыбой, чтобы не сойти с ума. Он ловит на крючок марлина, но рыба слишком большая – и поэтому старик вынужден удерживать леску, и понемногу тащить ее к берегу. Ему больно, леска режет руку, но он терпит, ведь не может проиграть рыбе. Удивительно, как старик относится к марлину, не как к улову, а как к равному себе. Просто судьба такова: он рыбак, а она – рыба. И значит, он не может ее отпустить.

К сожалению, на рыбу нападают акулы - и герой вытаскивает на берег только ее скелет. Но писатель показывает, что герой не проиграл, потому что доказал свою смелость.