Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

В драме Островского «Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

Главные действующие лица «Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать

Покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

В образах Дикого и Кабанихи Островский раскрывает темную гнетущую силу, которая держит в страхе и повиновении многих людей. Многих, но не всех. Мы чувствует, что «темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по”‘ словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

Катерина по складу характера отличается от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

Почему так знаменательно возмущение, хотя робкое и бессильное, Тихона и Бориса? Потому, что «самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

…Взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов

В «Грозе» изображена типичная история, которая могла произойти в любом городе, в любой семье. Наверное, именно этот факт дает многим критикам основания называть А.Н. Островского «философом русской души».

Драма начинается с описания прекрасного пейзажа реки Волга и города Калинов, но это и помогает нам лучше узнать, какие нравы у жителей тех мест. Островский дает понять то, как жутко выглядит такой жестокий мир рядом с красивой природой.

Можно предположить, что такой вступительной частью Александр Николаевич хотел показать, насколько отличаются друг от друга на первый взгляд два совершенно одинаковых мира: мира растений, животных и мира человека разумного. Один мир нам нужен как воздух, он дарит нам душевные силы, а другой мир может как подарить свет, так и запросто его отнять.

К сожалению, недолго длится в «Грозе» эта гармония красоты и силы…

Через некоторое время над городом Калиновым сгущаются грозовые тучи, как в прямом смысле, так и переносном.

Природа, словно обижается на людей за то, что они не уделяют ей должного внимания. Что все свои силы, время тратят на ссоры, ругань, сплетни. Природа впитывает в свои тучи негативный опал, исходящий от Дикого, Кабановой и других героев. В результате все проливается на них дождем, который воспринимается, как кара Божья за все содеянное, за все их грехи. Они боятся грозы, так как боятся наказания, исходящего от него.

«Гроза то нам и наказание посылает», - поучает Дикой Кулигина.

Люди «Грозы» живут в особом мире, в мире близком к катастрофическому перевороту, кризисному состоянию. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном.

Может быть, из-за того, что «домостроевский» режим приходит в упадок, Кабанова так ополчается на Катерину , на этот «луч света в темном царстве».

В образе угнетенной нравами «домостроя» женщины драматург показал весь «ужас подневольного существования людей в условиях социального гнета. И судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно».

Катерина в доме своих родителей жила свободно, как птица. Она не привыкла к унижениям, которым подвергалась в доме мужа, и так же, как птица, рвется из этой «тесной клетки». Она рвется, хочется улететь, но у нее ничего не получается. Из сложившейся ситуации она видит только один выход – смерть.

Смерть она видит меньшим злом. Это была ее первая и последняя минута слабости, так как во всем остальном можно увидеть ту силу характера, которая проявляется во всем, что было сделано ей. Эта сила проявляется даже в отношениях к Кабанихе, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ведь не каждый смог бы вынести нрав Марфы Игнатьевны, но не Катерина… Она способна на многое. В отличие от других жителей города Калинова она не позволяет, чтобы власть свекрови-тирана искалечила ей жизнь.

Катерина хоть немного, но сопротивляется, и ее смерть кажется протестом, избавлением от рабства души и тела. Она свободна и может «лететь» куда угодно. Теперь она не во власти недоброжелателей. Она единственная (кроме Кудряша) проявила в открытую свои чувства, свое отношение к нравам, царившим в Калинове. Никто: ни Тихон, ни Варя – не посмели этого сделать. Только после смерти Катерины мы видим слабую искорку протеста в словах убитого горем Тихона.

Деспоты, окружающие Катерину, хоть и придерживаются одних правил «домостроя», но совершенно разные люди. К примеру, возьмем образ Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого. Дикой, хоть и был скупым, но не скрывал этого. Вот, что он говорит городничему:

«… Не доплачу я им по копейке какой-нибудь на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!»

Савел Прокофьевич говорит, не стесняясь в выражениях. Он кружит людьми, законом как ему угодно, для него бедные и зависимые от него люди – черви.

«Что ж ты судиться, что ли, со мною будешь? – заявляет он Кулигину . – Так ты знай: ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но Дикой силен только материально, да на ругань, зато слаб духовно. В его душе иногда мерцает огонек нравственной истины, и именно поэтому Савел Прокофьевич может струсить перед людьми выше его стоящими, перед теми, кто в законе сильнее его, перед законом здравого смысла.

Добролюбов:

«Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он осознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла.»

Но нельзя сказать, что он «прозрел», нет «его нельзя «просветить», но можно «прекратить».

Чем, кстати, и занимается Марфа Игнатьевна. Она добивается этого приостановления, а все, потому что знает: корень внутренней слабости в самодурстве Дикого:

«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Она делает все как бы исподтишка. Да, она нищему подает на пропитание, но домашних «заела совсем».

Но почему она так относится к родственникам? Потому что «домострой» предписывает подавать нуждающимся, а домашних держать «в кулаке». Катерину она ненавидит просто неосознанно: не любить ее не за что. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочные требования и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме.

В драме «Гроза» мы видим: насколько ничтожен, мелочен был мир купцов.Все можно было купить за деньги, они решали все, даже закон был подвластен им, ведь не зря народная поговорка гласит: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло». В образе Катерины мы видим новый зарождающийся мир. Ведь именно она, эта хрупкая девушка, нашла в себе силы сопротивляться, хотя в городе Калинове это могли бы многие. Кудряш тоже подавал надежду на протест, но он сжился с калиновскими нравами.

Варвара: она, как «дитя Диких и Кабаних» , не свободна от бездуховности отцов.

А Тихон: молчащий и смирившийся бунтарь, который не разделял деспотических взглядов маменьки, но молчал, пряча глубоко в душе свои добрые и великодушные чувства.

«Гроза» датируется 1859 годом, получается, что драма была написана накануне революции и впитала в себя всю «предгрозовые» настроения, царившие в стране.

Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В драме нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои воззрения.

Критическая статья «Луч света в темном царстве» была написана Николаем Добролюбовым в 1860 году и тогда же опубликована в журнале «Современник».

Добролюбов размышляет в ней о драматических стандартах, где «мы видим борьбу страсти и долга». Счастливый конец, по его мнению, драма имеет, если побеждает долг, а несчастный - если страсть. Критик замечает, что в драме Островского нет единства времени и высокой лексики, что было правилом для драм. «Гроза» не удовлетворяет основной цели драмы — уважать «нравственный долг», показать губительные, роковые «последствия увлечения страстью». Добролюбов замечает, что читатель невольно оправдывает Катерину, и именно поэтому драма не выполняет своей цели.

У писателя есть роль в движении человечества. Критик приводит в пример высокую миссию, выполненную Шекспиром: он смог поднять нравственность современников. «Пьесами жизни» несколько уничижительно называет произведения Островского Добролюбов. Писатель «не карает ни злодея, ни жертву», и это, по мнению критика, делает пьесы безнадежно бытовыми и приземленными. Но критик не отказывает им в "народности», полемизируя в данном контексте с Аполлоном Григорьевым. Именно отражение чаяний народа представляется одной из сильных сторон произведения.

Добролюбов продолжает разгромную критику при анализе «ненужных» героев «темного царства»: их внутренний мир ограничен в пределах маленького мирка. Есть в произведении и злодеи, описанные предельно гротескно. Таковы Кабаниха и Дикой. Однако, в отличие от, например, персонажей Шекспира, самодурство их мелочно, хотя и способно погубить жизнь хорошего человека. Тем не менее, «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным произведением» драматурга, где самодурство доведено до «трагических последствий».

Сторонник революционных изменений в стране, Добролюбов с радостью замечает в пьесе приметы чего-то «освежающего» и «ободряющего». Для него выход из темного царства может быть только в результате протеста народа против самодурства власти. В пьесах Островского критик увидел этот протест в поступке Катерины, для которой жить в «темном царстве» хуже смерти. Добролюбов увидел в Катерине того человека, которого требовала эпоха: решительного, с сильным характером и волей духа, хотя и «слабого и терпеливого». Катерина, «созидающая, любящая, идеальная», является, по мнению революционного демократа Добролюбова, идеальным прототипов человека, способного на протест и даже больше. Катерина - яркий человек со светлой душой - назван критиком «лучом света» в мире темных людей с их мелкими страстями.

(Тихон падает на колени перед Кабанихой )

Среди них и муж Катерины Тихон - «один из множества жалких типов», которые «столь же вредны, как и сами самодуры». Катерина бежит от него к Борису «больше на безлюдье», из «потребности любви», к которой не способен из-за своей нравственной неразвитости Тихон. Но и Борис отнюдь «не герой». Нет выхода для Катерины, не может ее светлая душа выпутаться из липкого мрака «темного царства».

Трагическая концовка пьесы и крик несчастного Тихона, остающегося, по его словам, дальше «мучиться», «заставляют зрителя - как писал Добролюбов - подумать не о любовной интриге, а обо всей жизни, где живые завидуют умершим».

Николай Добролюбов ставит настоящей задачей своей критической статьи обратить читателя к мысли, что русская жизнь показана Островским в "Грозе" в таком ракурсе для того, чтобы вызвать "на решительное дело". И это дело законно и важно. В этом случае, как отмечает критик он будет доволен "что бы ни говорили наши учёные и литературные судьи».

А. Островский - великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. "Свои люди - сочтемся", "Лес", "Не все коту Масленица", "Бесприданница" - произведения А. Островского составят весьма большой список.

Самая известная драма Островского - "Гроза". Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал "Грозу" грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

"Гроза" была написана в 1859 году, в дореформенный период Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму "Гроза", и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении - это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал "Грозу" грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе "вон никак гроза заходит..." Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. "Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!" - бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение "Гроза", и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: "Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой". Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу "Гроза", стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой - человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая "гроза" города Калинова - Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.

Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу "Гроза" и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.