06.10.2014


«Никто не из нас не выйдет отсюда живым» пел о жизни упомянутый здесь Джим Моррисон. И с этим, как ни грустно, не поспоришь.

Memento mori (Помни о смерти) в Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.

Ровно об этом же и все снимки знаменитостей, собранные здесь, сделанные незадолго до их смерти.

Пол Уокер


30 ноября 2013 года актер ехал на пассажирском сидении своего любимого автомобиля Porsche Carrera GT 2005, управлял которым его друг бывший гонщик Роджер Родас. Как рассказали в полиции, водитель Porsche не справился с управлением, и машина на огромной скорости врезалась в дерево, затем в фонарный стоб и загорелась.

Фредди Меркьюри

Это последний снимок из Фредди Меркьюри в 1991 году, прежде чем он умер от бронхиальной пневмонии в результате СПИДа.

Тупак Шакур

Репер Тупак Шакур сидит со своим менеджером Suge Knight, перед тем как он был застрелен из проезжавшего мимо автомобиля 13 сентября 1996 года.

Владимир Ленин

Одна из последних фотографий больного «вождя мирового пролетариата» в Горках, в декабре 1923 года. Ленин умер в январе 1924 года.

Адольф Гитлер

Эта фотография Адольфа Гитлера было сделана примерно за два дня до его смерти. Он вышел из своего берлинского бункера, чтобы оценить ущерб от попадания снаряда. Гитлер совершил самоубийство между 15:15 и 15:30 дня 30 апреля 1945 года.

Авраам Линкольн

Эта фотография была сделана незадолго до убийства президента США в 1865 году и была найдена в фотоальбоме генерала Улисса Гранта.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн позирует фотографу в марте 1955 года в своем доме в Принстоне, штат Нью-Джерси. Месяц спустя он умер от аневризмы аорты.

Эми Уайнхаус

За неделю до смерти британской певицы Эми Уайнхаус 23 июля 2011 года, она была замечена прогуливающейся возле своего дома в Северном Лондоне.

Хит Леджер

Хит Леджер улыбается на съемках своего последнего фильма «Воображариум доктора Парнаса» незадолго до передозировки обезболивающими в январе 2008 года.

Джон Леннон

Человек, который застрелил Джона Леннона, Марк Дэвид Чепмен, виден справа на последнем снимке музыканта в декабре 1980 года. Он просил автограф.

Анна Франк

Это предположительно последняя фотография Анны Франк . Она стоит с сестрой Марго в начале или середине 1942 года. Снимок сделан до того, как ее семья были обнаружена и арестованы фашистами в Голландии 4 августа 1944 года.

Боб Марли

Музыкант Боб Марли общается с семьей в Мюнхене, Германия, перед самой смертью от рака 11 мая 1981 года.

Экипаж «Челленджера»

Это последняя фотография экипажа из семи человек космического челнока «Челленджер», который 28 января 1986 года взорвался на 73-й секунде полёта.

Джими Хендрикс

Гитарист Джими Хендрикс позирует со своим любимым инструментом, гитарой «Black Betty,» за день до смерти 8 сентября 1970 года.

Юрий Гагарин

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под контролем лётчика-инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Это фото сделано как раз в кабине самолета для учебных полетов весной 1968 года.

Элвис Пресли

Элвис Пресли возвращается в поместье Грейсленд 16 августа 1977 года, после посещения стоматолога. Умер в этот же день.

Мэрилин Монро

Мэрилин Монро посетила Фрэнка Синатру и Бадди Греко в выходные перед ее смертью 5 августа 1962.

Махатма Ганди

Последняя фотография идеолога движения за независимость Индии от Великобритании. За пять месяцев до смерти Ганди Индия мирным путем добилась национальной независимости. 30 января 1948 года вечером он вышел на лужайку перед домом. Как обычно, собравшаяся толпа бурно приветствовала «отца нации». Приверженцы его учения бросились к своему кумиру, пытаясь, по древнему обычаю, дотронуться до ног Махатмы. Пользуясь возникшей суматохой, Натхурам Годзе в числе прочих поклоняющихся приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него. Этот момент и запечатлен на снимке.

Кит Мун

Барабанщик группы The Who Кит Мун скончался 7 сентября 1978 года от передозировка препаратом, назначенным для борьбы с алкоголизмом. Это его последний ужин вместе с Полом Маккартни и его тогдашней женой Линдой.

Мартин Лютер Кинг

4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг, борец за права цветных в США, стоял на балконе своего номера отеля в Мемфисе. Раздался выстрел. Пуля прошла через правую щеку Кинга до спинного мозга и вышла через плечо. Эта фотография была сделана 3 апреля. Мартин Лютер стоит примерно в том же месте, где будет убит спустя сутки.

Маргарет Тэтчер

Последняя публичная фотография первой женщины, бывшей главой европейского государства. Тэтчер скончалась ранним утром 8 апреля 2013 года на 88-м году жизни в отеле «Ритц» в центре Лондона, где проживала после того, как в конце 2012 года её выписали из больницы. Именно на выходе из отеля и сделано это фото.

Курт Кобейн

Эта фотография Курта Кобейна сделана незадолго до самоубийства лидера группы «Нирвана» в 1994 году.

Принцесса Диана

Принцесса Диана на заднем сиденье оглядывается на папарацци в Париже. Через секунды после этого, ее Mercedes врежется в столб в тоннеле 31 августа 1997 года.

Марк Твен

Последнее известное фото американского писателя Самуэля Клеменса, более известного как Марк Твен, в апреле 1910 года.

«Титаник»

Последняя известная фотография «Титаника» — корабля , погибшего в 1912 году после столкновения с айсбергом в Атлантическом океане.

Роберт Кеннеди

Баллотировался на пост президента США уже после смерти старшего брата Джона Кеннеди. Застрелен на кухне отеля «Амбассадор» (на снимке) после произнесения речи по поводу победы на предварительных выборах в штате Калифорния. Умер 6 июня 1968 года.

Шерон Тейт

Эти фото беременной жены Романа Полански были сделаны незадолго до ее зверского убийства бандой Чарльза Мэнсона 9 августа 1969 года.

Джордж Харрисон

С середины девяностых годов один из Битлз боролся с тяжёлой болезнью. В 1997 году ему удалили раковую опухоль гортани и часть лёгкого, а в мае 2001 года у него обнаружили злокачественную опухоль мозга, которую оперировать было нельзя. Умер Харрисон 29 ноября 2001 года в доме Пола Маккартни в Лос-Анджелесе, где и был сделан этот снимок.

Майкл Джексон

Последний снимок на публике певца Майкла Джексона. В марте 2009 года Майкл объявил о том, что собирается дать последнюю серию концертов в Лондоне под названием «This Is It Tour». Концерты должны были начаться 13 июля 2009. Тур так и не состоялся, Майкл Джексон скончался 25 июня 2009 года в результате передозировки лекарственных препаратов.

Стив Джобс

После восьми лет борьбы с болезнью, в 2011 году Стив Джобс умер от рака поджелудочной железы. Вверху — последняя известная фотография Джобса, сделанная 27 сентября 2011 года около его дома. На фото Стив Джобс в кресле со своей женой Лорен и сын Ридом.

Джим Моррисон

Лидер группы The Doors Джим Моррисон и его подруга Памела Курсон позируют в Париже в 1971 году. Пять дней спустя он был найден мертвым в ванне.

Айртон Сенна

Бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира Формулы-1 (1988, 1990 и 1991) за 15 минут до гибели в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино.

Эта история не редактировалась. Её орфография и пунктуация сохранены в своём первозданном виде.

Эта 21 посмертная фотография викторианской эпохи настораживает. Как это было?

Викторианская эпоха была весьма "готичным" периодом в истории человечества. Одной из самых будоражащих традиций эпохи была практика посмертной фотографии (то есть фотографирование умерших). По сегодняшним меркам это было бы табуировано, однако в то время это воспринималось вполне нормально.

Это не значит, что сегодня смотреть на эти фотографии менее жутко, напротив, это, вероятно, делает их ещё более жуткими. Вот 21 из самых будоражащих примеров викторианской посмертной фотографии которые мы смогли найти. Внимание. #13 может действительно вас шокировать.

1.) Стремясь произвести эффект обратный "жуткости", подобные "mementos" (англ. - "памятные подарки", "сувениры") наоборот делались для "поминовения" умерших близких.

2.) По этой причине, многие фотографы пытались сделать своих "клиентов" выглядящими живыми.

3.) Фотографы применяют различные уловки, чтобы сделать своих "клиентов" более похожими на живых.

4.) Один из самых распространенных способов, который они использовали - ставить людей рядом с их любимыми вещами и созданиями (как этот человек в кресле со своими собаками).

5.) Или эта девочка здесь со своими игрушками.


6.) В некоторых случаях фотографы пытались сделать вид, что мертвый человек спит.


8.) Обратили внимание, как фотограф использует руку человека для поддержания его головы?

9.) Обратили внимание на странное положение занавески за мальчиком? Вполне вероятно, что кто-то за ней поддерживает голову мальчика.

10.) Эту девочку посадили боком на стул так, чтобы скрыть поддерживающее устройство.

11.) Она выглядит почти живой на этом снимке.


12.) Не видите ничего странного на фоне? Эта девочка сидит на чьих-то коленях. Во время фотоснимка кто-то держал её на месте.

13.) На этой фотографии девочка стоящая посередине - покойница. Фотограф попытался сделать её более живой, оперев на своих воспитателей.

14.) В других случаях не удалось сделать "клиентов" похожими на живых.

15.) Для членов семьи было нормальным позировать с умершими близкими для этих фотографий.

16.) Вы, должно быть, скажете, что это трудно для живых членов семьи. Выражение тяжелого страдания на лице родителей очевидно.

17.) Можно только представить, каково это позировать рядом с умершей близкой родственницей. В то время фотосъемка была медленной, и вы не могли двигаться, пока фотография не будет готова.

18.) На этом фото вы можете увидеть, что мертвая девочка лучше попала в фокус, чем её родители, это потому, что они сдвинулись во время фотосъемки.

19.) Есть что-то в ее глазах на этой фотографии.


20.) Это довольно очевидно. [что? не совсем понятно - переводчик].

21.) Я не уверен, какая из них покойница.

Я почти потерял дар речи. Первое впечатление от фотографий однозначно жуткое, но эффект они производят в целом очень сильный. Вы, возможно, думаете, что это странно для родителей, позировать для фото с их мертвым мертвым ребенком, но в ту пору такая не скрываемая от публики демонстрация горя считалась еще и проявлением душевной смелости.

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.


Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.


Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.


После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.

Умершая сестра, по-видимому.

В окружении любимых кукол.



Умершая девушка с букетом

Семейные портреты






На этой фотографии - умершая девушка.

Фотографии с гробом

Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

Взрослые

Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

В жизни каждого человека присутствует ряд наиболее важных событий, вокруг которого существует ореол таинственности. Это беременность и рождение детей у женщин, помолвки и свадьбы, болезни и смерть у всех людей. И именно из-за важности и относительной единичности каждого такого события, они обрастают суевериями и приметами.

История фотографирования мертвых

Традиция фотографирования покойников возникла в Европе во второй половине 19 века, и постепенно проникла в Россию. Связано это было с тем, что производство фотографий было делом дорогим и сложным, а также требовало много времени на подготовительный этап.

Позволить себе фото на память могли далеко не все, а только обеспеченные люди. Поэтому в случае смерти кого-либо из членов семьи, родственники вызывали фотографа на дом, одевали покойника в лучшую одежду, придавали ему позу, естественную для живого человека, усаживались рядом – и получали памятное фото.

В случае семей из более бедных слоев населения, фото на похоронах рядом с гробом включало в себя еще одну «опцию» — присутствие наибольшего количества родственников на одном фото. Похороны прошли, а память осталась.

Особо стоит сказать о традиции фотографировать мёртвых детей. Фотографий детей при жизни в то время практически не было, так как сам процесс подготовки, фокусировка и наведение объектива был очень долгим, а удержать подвижного маленького ребенка в одном положении сложно.

В трагических обстоятельствах родители хотели оставить себе память о ребенке, и заказывали фото уже покойного дитя.Хочется отметить, что смотреть на эти снимки не очень приятно, и возникает желание быстрее отвести взгляд.

Жутковатое впечатление создает придание покойнику «живого» вида, неестественного для мертвого тела положения, румянца и даже открытых глаз. А когда смотришь на фото покойников в гробу, кажется, что рассматриваешь фотографии из отчета судмедэксперта.

Фото мертвых сегодня

Церковь всегда относилась к съемкам мёртвых отрицательно. Связано это с устройством фотоаппарата, в котором присутствуют стекла и зеркала.

Примет, связанных с покойниками, в которых присутствуют зеркала и стекла – множество. Это и занавешенные на 40 дней зеркала в доме умершего, и открытые окна в комнате умирающего, и запрет смотреть на траурную процессию из-за стекла.

Любые суеверия рождает прежде всего невежество, и данный случай не исключение. Мало кто разбирался в оптике еще сто лет назад, поэтому зеркала, в которых отражается изображение человека, казались чем-то таинственным.

Что касается окон и дверей, то по славянской традиции, они являлись границами между мирами живых и мертвых (отсюда и запрет на передачу чего-либо через порог). Так появилась традиция завешивать зеркала в доме, где лежит покойник, чтобы душа умершего не увидела своего изображения, и не затерялась в зазеркалье, не имея возможности отойти в мир иной.

Запрет на взгляд на похороны через стекло связывают с «неуважением» к покойному, за которым подглядывают, вместо того, чтобы присоединиться к процессии и скорбью и поминанием помочь душе перейти границу.

Заметим, что в церквях нет зеркал, так как считается, что отражающие поверхности ослабляют молитву и забирают часть благодати себе. Это еще одна причина, по которой не стоит фотографировать умершего.

Конечно, делать ли фото покойного, решают родственники, но так как основные причины, по которым это делалось сто пятьдесят лет назад, сегодня отсутствуют, то и резонов «за» остается немного.

Вряд ли вам захочется вспоминать такое печальное событие часто, всматриваться в уже изменившиеся черты любимого человека, или в искаженные скорбью лица родных. Поэтому, чаще снимайте улыбающиеся или серьезные, но такие живые лица друзей и близких.