Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения. В 1848 году князь Меншиков получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

В старинном и красивом городе Клин расположен единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». В прошедшие выходные мы туда с товарищами блогерами отправились.


2. В музее находится несколько тематических залов, которые расскажут о разных этапах развития производства елочных игрушек и традициях разных времен.

3. Первые елки в России появились в девятнадцатом веке. Их устанавливали на заборах и крышах питейных заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе.

4. В одном из залов музея можно посмотреть на процесс создания елочных игрушек.

5. Сразу же после появления елочные игрушки были довольно дорогими, поэтому купить стеклянную игрушку в России могли только зажиточные люди. Лишь после открытия завода в Клину игрушки стали более доступными.

6. Украшения елок в России зависят от моды. Популярные до 1900 года яркие, все в игрушках новогодние деревья, на рубеже столетий стали признаком дурного вкуса. Их вытеснила стильная елочка в серебристо-белых тонах. Позже деревце вновь стали наряжать большим количеством игрушек.

7. В Европе, первые елочные шары были выполнены в 1848 году в Германии из цветного и прозрачного стекла. Изнутри они покрывались свинцом, а снаружи разукрашивались блестками.

8. Большие тонкостенные шары были созданы в 1867 году. Свинцовое покрытие, которое признали вредным для здоровья, заменили нитратом серебра. Так появилась елочная игрушка, которая сегодня известна взрослым и детям.

9. Стеклодувный цех.

10. Мастер, вращая стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик.

11. В 1925 году праздновать Новый год в России запретили, и традиция возобновилась лишь в 1935 году. Именно тогда появились совершенно новые игрушки: ангелочков заменили буденновцы, пионеры, красногвардейцы, женщины в красных косынках.

12. В 1960-е годы игрушки стали максимально простыми, а для их создания начали использовать поролон. Немного позже игрушки стали производить из пластмассы. В эпоху правления Брежнева игрушки становились более абстрактными.

13. А вы наряжаете елку на Новый год? :)

14. Помимо залов с историей и производственных помещений, в музее есть различные мастер-классы для детей и взрослых, магазин, мероприятия и праздничные программы.

15. Все посетители загадывают заветное желание возле елки королевы Клинского дворца!

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

Домики там всякие - туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I - А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.

Буквально год назад британская компания-производитель фарфора Royal Crown Derby выпустила потрясающей красоты елочные игрушки, посвященные бракосочетанию принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Украшения были созданы из дорогого фарфора и расписаны переплетенными стилизованными монограммами королевской четы с особыми витиеватыми элементами.

Сейчас, накануне 2013-го, производители елочных украшений радуют ценителей новыми коллекциями - мода на них быстротечна, и каждый год публику требуется поражать все новыми вариациями форм, размеров, материалов и цветов.

Но елочные игрушки - довольно молодое развлечение человечества. Появление самых ранних из них относят не ранее чем к 16 веку, и до создания привычных стеклянных, картонных и прочих украшений в XIX веке елки декорируют, главным образом, сластями, орехами и прочими подручными материалами. Но в середине 19 века в Тюрингии возникают первые мануфактуры, производящие стеклянные елочные шары. С тех пор индустрия елочных украшений только набирает обороты.

Кто сегодня входит в число самых известных производителей игрушек и украшений на елку - в нашем обзоре.

Krebs Glas Lauscha (Германия)

Lauscha (Лауша) - это название одной маленькой деревни в земле Тюрингия, жители которой издавна занимались стеклодувным делом. Сегодня уже город Лауша по-прежнему знаменит своим стеклодувным производством. В 1835 году здесь был изготовлен первый в мире глазной протез из стекла, по некоторым сведениям именно здесь придумали вешать на елку стеклянные шары.

Дело было в 1847 году. У одного бедного стеклодува из Лауши не хватало денег, чтобы купить яблоки и орехи, которые традиционно шли на украшение рождественской елки. Не желая нарушать традиций, стеклодув решил использовать в качестве украшений полые ярко раскрашенные шары. Его идея очень понравилась окружающим, и уже на следующий год стеклодувы из Лауши производили стеклянные шары для рождественской елки не только для себя, но и на продажу. Собственно, поэтому Лауша и была официально признана местом рождения елочных шаров. Так гласит легенда.

Компания «Krebs Glas Lauscha», основанная в 1991 году, производит одни из самых дорогих елочных игрушек в мире.К примеру, вот этот красный шар в ажурной сетке из золота с 12-ю (!) бриллиантами был оценен в 20 тысяч евро:

Old World Christmas (США)

В 70-х годах прошлого века американская пара Тим и Бэт Мерк организовали производство украшений на елку. Первые фигурки и шары из стекла под маркой «Мерк» появились на свет в США в 1979 году. Центральный офис компании расположился в городе Спокан штата Вашингтон, а само производство поначалу было организовано в Европе, но позднее, исключительно из соображений экономической целесообразности, перенесено в Китай.

«Присоединяйтесь к нам и разделите красоту и радость традиционного Рождества. Мы надеемся, что сможем сделать этот чудесный праздник для вас ярче, чем когда-либо, предлагая подлинные предметы коллекционирования, которые радуют ребенка в каждом из нас». Тим Мерк, президент компании «Мерк»

Семья Мерк очень быстро стала чем-то неотделимым от классического образа Рождества, по меньшей мере, в Северной Америке. Сами производители утверждают, что при создании игрушек используются те же технологии, что были доступны еще в 1800-х годах. Все шары и фигурки выдуваются из стекла, а затем раскрашиваются (обязательно!) вручную.

Игрушки от «Old World Christmas» - это милые снеговики, фигурки, украшенные американской символикой, пузатые Санта-Клаусы, самые разные животные (птички, кошки, зайчики, рыбки). Можно встретить и немало забавных фигурок, созданных на определенную тему (спорт, еда, транспорт, Хэллоуин) или в ее отсуствие, «просто так». Одно из направлений, которое используется при производстве игрушек, привезено из Китая и позволяет создавать украшения поистине сказочной красоты - раскрашивание игрушек изнутри. Практически весь рисунок в этом случае наносится на шар изнутри кисточкой, снаружи - лишь несколько штрихов.

Помимо игрушек компания «Мерк» выпускает и разноцветные елочные гирлянды и открытки - воссозданые по образцам открыток из исторической коллекции самой семьи Мерк.

Komozja (Польша)

Елочные игрушки, создаваемые под маркой с забавным названием Komozja - одни из самых красивых во всем мире. Что, кстати, неудивительно, ведь выдувать изделия из стекла польские мастера начали давным-давно еще в X веке. В 30-х годах близкого нам века XX в Польше насчитывалось порядка семидесяти стеклодувных предприятий.

В городе Ченстохова, что на юге Польши, в свое время существовал небольшой стеклодувный заводик, принадлежащий семье Rylskich. До начала Второй мировой войны здесь производили стеклянную посуду и елочные украшения, а после ее окончания завод изменил профиль и мастера рьяно принялись за выдувание колб, мензурок и пробирок - предметов, в которых остро нуждались больницы и лаборатории. Один из мастеров-стеклодувов по фамилии Kozak решил возобновить в своей мастерской производство елочных украшений. Вместе с семьей другого мастера по фамилии Мостовски (Mostowski) они открыли новое предприятие, а название его сложили из первых слогов фамилий создателей (девичья фамилия жены г-на Mostowski была Zjawiony). Получилось Kozak - Mostowski - Zjawiony или Ko-mo-zja.

Продукция предприятия, среди которой были не только елочные игрушки, быстро приобрела всеобщую популярность. Однако на долю производителей выпало немало тяжких испытаний: завод не раз национализировали и лишь в 1981 году сыновьям г-на Мостовски Александру и Роберту удалось вернуть право на семейный бизнес. Преданные своему делу, они начали делать елочные игрушки по старым эскизам в подвале собственного дома. Каждый из них выполнял все операции от начала и до конца: выдувал, серебрил, лакировал, а жены занимались росписью готовых игрушек. А в 1989 году вся семья Мостовски объединилась в едином порыве, чтобы построить собственный семейный завод - производство игрушек под маркой Komozja было восстановлено.

Сегодня игрушки Komozja - настоящие произведения искусства из стекла, больше похожие на украшения ювелирные, нежели елочные. Каждая из игрушек - это целая история, неповторимая, но понятная и доступнам всем, от мала до велика. И, разумеется, Komozja - одни из самых дорогих елочных игрушек в мире.

Помните как в детстве, когда до Нового года оставались считанные дни, мы с нетерпением ждали того момента, когда папа достанет с антресолей большую и невзрачную на вид коробку. А потом поставит ее на пол, откроет - и вот оно! Перед нами снова прошлогодние (и позапрошлогодние и позапозапрошлогодние), но не менее чудесные стеклянные гирлянды, разноцветная мишура, блестящий дождик и, конечно самое любимое - елочные игрушки. Тогда казалось (а порой кажется и сейчас), что все они появляются на свет каким-то волшебным образом; возможно, их делает сам Дед Мороз, а если и не он, но кто-то обязательно такой же исключительно положительный.

Яблонекс (Яблонец-над-Нисоу, Чехия)

История чешского города с витиеватым названием Яблонекс-над-Нисоу чем-то похожа на историю Лауши. Выросший из небольшой деревни Яблонец, он также прославился своими стекольными мастерами. Производство украшений началось задолго до того как Яблонец стал городом. XIX век стал временем расцвета стекольного производства, но только в XX веке на заводе Яблонекс наконец была запущена отдельная линия производства рождественских украшений из стеклянных бус и стекляруса.

Из посеребренных, отполированных или даже позолоченных бусинок разных форм и величин, скрепленных специальными нитями, собирались корзинки, звезды, санки, велосипеды, насекомые и прочее и прочее:

Kurt S.Adler (США)

Имя этого человека хорошо известно в Америке. Впервые игрушки под этим брендом стали появляться в далеком 1950 году: американец по имени Курт Адлер, желая удовлетворить растущий спрос, начал поставлять в Америку елочные игрушки из-за границы. Вначале были Восточная и Западная Германия, затем Чехословаия, Италия, восточные государства.

Игрушки Адлера быстро попали в поле зрения коллекционеров. Ассортимент расширялся, компания процветала... Место основателя заняли трое его детей, под управлением которых находятся порядка двухсот заводов в 15 странах.

Игрушки от Курта Адлера - это очень современная продукция, созданная в лучших европейских традициях: как классические елочные шары, так и узнаваемые всеми персонажи - герои мультфильмов, рекламы, звезды кино и эстрады, да и просто забавные фигурки.

Christopher Radko Company

Как гласит легенда, Christopher Radko Company началась с падения семейного дерева владельца - Кристофера. Однажды на Рождество огромная елка, установленная в доме Радко, упала; а более тысячи елочных игрушек, украшавших ее, превратились в груды разноцветных осколков. Безмерно огорченный, но твердо решивший действовать Кристофер взялся возродить семейную ценность и приступил к поиску столь родных сердцу игрушек. Осознав, что найти именно то, что бы отвечало всем его требованиям невозможно, Кристофер решил начать с нуля.

Сегодня Christopher Radko Company - крупная компания по производству не только елочных игрушек, но и целой линии прочих праздничных украшений. Компания по праву гордится своими матерами, многие из которых работают с самого момента ее основания. Продукция Radko очень напоминают детские игрушки - те же яркие краски, те же добрые глаза и улыбки персонажей. И еще потрясающее, отточенное годами мастерство.


Наше производство: «Елочка», «Иней» и «Лавровская фабрика художественной росписи»

В1937 году в столиценашей родины оформилось производственное объединение «Иней», специализирующееся на выпуске елочных украшений и уже через год после начала работы на «Иней» посыпались хвалебные отзывы. Игрушки здесь всегда делали и продолжают делать вручную; единственный автоматизированный процесс на производстве - метализация, которая позволяет новогодним шарикам блестеть. На заводе работает более десятка стеклодувов, а художественной росписью игрушек занимаются около тридцати разрисовщиков. Сюжеты, которые появляются на шарах, очень привычны и знакомы с детства.

Фабрика «Елочка» - еще одна из самых старинных фабрик по производству елочных украшений в нашей стране. Клинский район Московской области, где сегодня располагается фабрика, называют одним из главных центров изготовления елочных игрушек в стране. Цеха «Елочки» были построены еще в 50-х годах прошлого века, и сегодня завод производит около 500 наименований стеклянных елочных игрушек, раскрашенных вручную.

Уникальные в своем роде елочные украшения делают на Лавровской фабрике художественной росписи, что в Костромской области: подарки и игрушки с ручной росписью здесь изготавливают из дерева - березы и липы. Помимо ярко раскрашенных шаров, фабрика выпускает и новогодние украшения, матрешки и магниты на новогоднюю тематику.

Музей «Клинское подворье» называют уникальным, а его экспонаты - праздничными и волшебными. В этом музее представлена история елочных игрушек – главных атрибутов новогодних и рождественских праздников. Пожалуй, только в этом музее в любое время года можно увидеть наряженную елку, и не одну.

В середине XIX столетия князь Александр Сергеевич Меншиков, внук петровского соратника Александра Даниловича Меншикова, устроил в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. В трех печах этого предприятия 80 рабочих из числа крепостных выдували изделия из стекла: аптекарские емкости, лампы и бутылки. Позднее бывшие меншиковские работники, освоившие тонкости технологии, стали создавать собственные мелкие мастерские и делать в них мелкие стекольные изделия – бусины, пуговицы и прочее. После революции такие мастера работали артельно, а в 70-е годы несколько стекольных производств были объединены в большое стекольное объединение «Ёлочка», которое и сейчас действует в городе Высоковске Клинского района. Оно выпускает елочные игрушки, которые в начале 2000-х годов были признаны изделиями народных художественных промыслов, а сама «Ёлочка» считается старейшим стеклодувным предприятием России.

Музей «Клинское подворье» расположен в Клину и состоит из двенадцати залов. В первом из них представлены первые елочные украшения, которые делали из сладостей и орехов. Ёлки в дореволюционной России любили украшать фруктами и пряниками, а также делали для них самодельные украшения из бумаги, ваты, фольги. Позднее из этих материалов, а также из стекла и картона стали делать игрушки фабричным способом.

В другом зале представлено рабочее место первых стеклодувов, расположенное в крестьянской избе. Игрушки советских лет можно увидеть в отдельном разделе, при их изготовлении мастера придерживались популярных в то время символики и тематики. Так, после полета Юрия Гагарина в космос среди елочных игрушек стали появляться стеклянные и картонные космонавты, ракеты и спутники. В музее также есть возможность увидеть сам процесс выдува стеклянной игрушки и ее росписи.

Один из самых интересных и впечатляющих экспонатов этого музея – большая рождественская елка в зале Щелкунчика. Петр Чайковский жил в Клину в последние годы жизни – с 1892 по 1897-й. Дом, в котором он жил, сейчас является Государственным музеем-заповедником композитора. Его знаменитая рождественская история была окончена, когда Петр Ильич жил здесь.

В одном из залов представлено дефиле елок – множество украшенных в разных стилях колючих деревьев. Еще один зал посвящен Деду Морозу и вариациям его образа.