Эксперимент (лат. experimentum – проверка, проба, опыт) – представляет собой важнейший метод эмпирического исследования и осуществления экспериментальной деятельности, в процессе которой ученый-экспериментатор воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств (экспериментальных установок, приборов, инструментов) и с целью получения крайне важно й информации о свойствах этих объектов.

В соответствии с многообразными видами эксперимента͵ экспериментальный метод специфически проявляется в исследовательском, проверочном, натурном, модельном, мысленном, воспроизводящем, созидающем, качественном, количественном, лабораторном, промышленном, физическом, биологическом, техническом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
видах экспериментов.

Также специфически экспериментальный метод проявляется при выполнении экспериментом ряда функций в науке и образовании. Наиболее существенная функция эксперимента в научном исследовании – опытная проверка гипотез и теорий. В процессе проверочных экспериментов с помощью экспериментального метода доказывается истинность научных построений, подтверждаются или опровергаются гипотезы. У истоков формирования проверочного эксперимента стоял Г. Галилей. Он впервые стал систематически проверять свои гипотезы с помощью эксперимента͵ тем самым он решительно порвал с натурфилософскими и схоластическими традициями прежней физики.

В исследовательских экспериментах в полной мере проявляется эвристическая функция экспериментального метода, с помощью которого у исследуемых объектов обнаруживаются неизвестные ранее элементы и свойства. Ценность таких экспериментальных открытий наиболее ярко проявляется при формировании новых гипотез и теоретических построений, их уточнении и исправлении. В демонстративных экспериментах экспериментальный метод проявляет свои учебные функции, с его помощью ученый демонстрирует в учебных целях какие- либо явления.

Применение экспериментального метода в науке осуществляется в процессе экспериментальной деятельности.

В историческом развитии экспериментальной деятельности можно выделить три крупных исторических периода. Первый период (XVII – конец XIX вв.) – период кустарной и индивидуальной экспериментальной деятельности.

Во втором периоде развития экспериментальной деятельности (конец XIX – середина XX вв.) в поддержку и проведение экспериментальных исследований начал широко включаться частный капитал.

Третий период развития экспериментальной деятельности осуществляется в условиях государственного регулирования и планирования научных исследований (середина XX в. и по настоящее время). Наступил общегосударственной период в организации и проведении экспериментальной деятельности. Многие научно-исследовательские институты были переведены на государственный бюджет, что открыло новые возможности для расширения научных исследований. Экспериментальная деятельность получает дальнейшее развитие в условиях научно-технической революции.

В рамках теории научного эксперимента выделяется ряд стадий осуществления экспериментальной деятельности. Первая стадия – стадия выработки концепции экспериментального исследования – предполагает постановку проблемы и выработку гипотез её решения. Эксперимент задумывается на основании существующих теоретических знаний и его целью зачастую является подтверждение или опровержение гипотезы и научной теории. Вторая стадия – стадия планирования экспериментального исследования. Она включает ряд этапов и операций: уточнение цели эксперимента͵ выбор методов планирования, расчет сил и финансовых средств, определœение сроков выполнения работ в целом и по этапам, планирование последовательности и координации работ, управление существенными факторами в базовых ситуациях экспериментального исследования и др.

Третья стадия – стадия проведения экспериментального исследования. Здесь предполагается: анализ исходного состояния объекта до экспериментального вмешательства; экспериментальное вмешательство – введение экспериментального фактора, осуществление контроля над экспериментальной ситуацией и исследуемым объектом; после экспериментальной операции вмешательства осуществляется новый анализ состояния объекта исследования. Четвертая стадия – стадия обработки (статистической и теоретической) эмпирических данных, их интерпретация, объяснение значения результатов, объединœение их в общую эмпирико-теоретическую систему. На этой стадии в ещё большей степени проявляется зависимость экспериментальной деятельности от теории. Конечная цель всœей этой работы – дать научно обоснованный ответ на гипотезу о причинных связях явлений, характере и степени их зависимости друг от друга.

Методы эмпирического исследования - ϶ᴛᴏ способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.

Эмпирические исследования обычно реализуются целœенаправленно, направляются предварительными знаниями – существующей теорией, гипотезой, они строятся на базе научно-исследовательских программ и планов научно-исследовательских работ. Роль теории велика также в осмыслении опытных данных, в изложении результатов исследований. Взаимосвязь эмпирических исследований с гипотезами и теориями порождает проблему ʼʼтеоретической нагруженностиʼʼ эмпирических фактов.

В эмпирическом исследовании выделяются несколько стадий, на которых применяются соответствующие методы. На первой стадии эмпирического исследования, имеющей целью получение эмпирических данных, применяются основные методы эмпирического исследования – наблюдение и эксперимент. Здесь также происходит измерение и сравнение опытных данных. Научное наблюдение – есть целœенаправленное, организованное, систематическое восприятие исследуемых объектов, связанное с решением определœенной теоретической задачи. Научное наблюдение предполагает: постановку цели исследования, определœение способов её достижения, наличие плана, осуществление контроля, регистрирование опытных данных и др.
Размещено на реф.рф
В наблюдении используются приборы, расширяющие возможность восприятия. При этом в некоторых случаях (при изучении явлений микромира) возникает проблема учёта ʼʼвозмущающегоʼʼ воздействия прибора на наблюдаемый объект.

Эксперимент – есть управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем. В эксперименте познавательная деятельность соединяется с практической, в нем используется целый ряд материальных средств деятельности: устройства и установки, инструменты, приборы, регистрирующая и измерительная аппаратура. Существуют многочисленные виды экспериментов: исследовательские, проверочные, воспроизводящие, изолирующие качественные и количественные, физические, биологические, социальные, технические.

Сравнение – метод выявления сходства и различия исследуемого явления с другими явлениями. Измерение – метод выявления количественных характеристик исследуемых объектов (длина, вес, скорость, число элементов, температура и др.) В процессе измерения используют специальные измерительные приборы, математические методы.

На второй стадии эмпирического исследования раскрываются связи между данными опыта͵ что дает возможность распределить их по группам, систематизировать и классифицировать, то есть описать. Научное описание эмпирических данных состоит в их категориальной характеристике, в систематизации и классификации по видам и родам. Описание производится как с помощью естественного языка, так и с помощью специального языка науки (символов, таблиц, графиков и т.д.) При описании эмпирических данных ученые используют такие логические средства, как анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация и др.
Размещено на реф.рф
Анализ – разложение целого на части и выявление их свойств. Синтез – воссоединœение целого из частей, группировка данных опыта по существенных признакам. По существенным признакам вводятся эмпирические понятия, которые служат основой для систематизации и классификации данных опыта. Систематизация – упорядочение предметов и их свойств на базе определœенных принципов. Классификация – распределœение предметов и их свойств по группам, видам, соответственно избранному основанию.

На третьей стадии эмпирического исследования осуществляют обобщение данных опыта на базе индукции, устанавливается связь между эмпирическими понятиями внутри групп опытных данных, вырабатываются знания об эмпирических закономерностях. Идеальная модель, фиксирующая эмпирические закономерности, должна быть представлена в виде знаковой модели, её называют феноменологической конструкцией или эмпирической теорией. Индукция – логический метод движения мысли от единичного факта к общему положению, в процессе этого устанавливается в данном случае эмпирический закон, достигается как бы сущность первого порядка. Моделирование – метод воспроизведения характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Моделирование применяется на всœех стадиях эмпирического исследования. На третьей стадии эмпирического исследования идеальные и знаковые модели применяют с целью изучения и проверки предполагаемых эмпирических закономерностей.

К эмпирическим исследованиям обращаются также тогда, когда крайне важно подтвердить или опровергнуть гипотезу и теорию. Для этого применяют методы верификации и фальсификации. Верификация – есть обнаружение подтверждающих гипотезу или теорию фактов в эмпирическом опыте. Фальсификация – есть обнаружение опровергающих гипотезу или теорию фактов в эмпирическом опыте.

Методы эмпирического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы эмпирического исследования" 2017, 2018.

  • - Методы эмпирического исследования

    Наблюдение ¨ сравнение ¨ измерение ¨ эксперимент Наблюдение Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного... .


  • - Методы эмпирического исследования

    1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его... .


  • - Методы эмпирического исследования

    1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его... [читать подробнее] .


  • - Методы эмпирического исследования

    Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с... .


  • - Структура эмпирического знания и методы эмпирического исследования.

    В логико-гносеологическом аспекте в философии науки традиционно принято выделять эмпирическое и теоретическое знание. Зачастую их рассматривают как два уровня научного познания, что не совсем точно, поскольку знание, полученное в опыте, не только дает необходимые... .


  • - Методы эмпирического исследования

    Эксперимент (лат. experimentum – проверка, проба, опыт) – представляет собой важнейший метод эмпирического исследования и осуществления экспериментальной деятельности, в процессе которой ученый-экспериментатор воздействует на изучаемый объект с помощью специальных... .


  • - Научные методы эмпирического исследования

    Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"):... .


  • Эмпирические методы исследования – это практические действия по сбору педагогических фактов и их преобразованию (эмпирия – опыт, практика, в переводе с греческого). Они применяются чаще всего при изучении практики воспитания, реальной действительности, но могут и при изучении теории – например, написанных текстов.

    В современной науке, благодаря информационному подходу к познанию, всё чаще используется термин текст в более широком значении. Текстом в исследовании называют любой источник, способный давать нужную информацию исследователю и поддающийся применяемым методам изучения. В этом смысле любое изучение объекта практиком воспитания или его исследование теоретиком есть текстовая деятельность. Текстом можно называть детскую игру и научную статью, рассказ ребёнка и его поделку, поступок и его объяснение. Так что применение эмпирических методов не зависит от характера текста, а лишь от характера действия самого познающего.Возможно, что понятия педагогический факт и текст идентичные.

    К эмпирическим методам относится прежде всего метод наблюдения. Наблюдение – это преднамеренно предпринятое действие по восприятию, фиксированию реально совершённого человеком действия. При этом наблюдающий не вмешивается в ход событий, а видит его как бы «со стороны». Наблюдение может быть прямым, открытым, как, например, это делают учителя, посещая «открытый урок», и косвенным, скрытым за другим действием. Так часто делают исследователи, знакомясь с детьми или состоянием школы, детского сада. Они будто бесцельно гуляют по зданию, будто бесцельно беседует со случайно попавшими воспитанниками и воспитателями. Но при этом замечают все факты и фиксируют их в своём сознании и памяти для последующего анализа.

    Наблюдение также может быть внешним и включённым. Внешнее – это когда наблюдающий не является организатором или соучастником наблюдаемой деятельности. Мама может заниматься уборкой квартиры и при этом наблюдать, чем занимаются дети в игровом уголке. Внешнее наблюдение может быть и открытым, т.е заявленным, и скрытым, невидимым. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда вроде за тобой никто не смотрит, а видит, что и как ты делаешь. Тогда ребёнок спрашивает маму: «Мамочка, откуда ты знаешь, что я делаю, ты же моешь окно?». Включённое наблюдение – это когда наблюдающий участвует в деятельности вместе с наблюдаемым. Так ежедневно делает учитель, проводя урок. Наблюдая, он видит, кто и как из детей работает.

    Наблюдение бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении фиксируются все факты и затем «складываются» в некую единую картину поведения или характера. При выборочном определяется тема для сбора педагогических фактов. Например, наблюдать спортивные соревнования можно во всём объёме поведения его участников – по отношению к видам спорта, своим и чужим достижениям, по способностям, по проявлению воли и ответственности за команду, по отношению между командами и т.д. Но можно лишь по одному из этих вопросов. Сплошное наблюдение чаще проводят практики, а выборочное – специалисты-исследователи.

    Наблюдение как метод исследования требует разработки программы, определяющей его цели, наблюдаемые ситуации, формы фиксирования фактов, время проведения, продолжительность и прочие условия. В принципе, это самый доступный, но обманчиво простой метод исследования. Чтобы он дал объективные и полезные данные, над ним надо много поработать, особенно над их последующей обработкой.

    Другим распространённым эмпирическим методом исследования является беседа. Беседа – это диалог равноправных участников разговора, направленного на выяснение причин какого-то педагогического факта. Легко догадаться, что по целям беседы бывают воспитательными, т.е. внушающими, убеждающими в чём-то, и беседы изучающие. Первые относятся к методам воспитания, а вторые – к исследовательским методам. Нас интересуют вторые.

    Исследовательские беседы возможны как индивидуальные, так и групповые (коллективные). И те, и другие предусматривают контакт изучающего и изучаемого, личное знакомство и расположенность друг к другу. Этот тот случай, когда для проведения беседы необходимо установить воспитательные отношения для того, чтобы изучить их в изучаемой ситуации. Если в процессе беседы присутствует третья сторона, то она должна вызывать у изучаемого и изучающего полное доверие и иметь добровольное согласие на своё присутствие.

    Особенность технологии беседы состоит в том, что она строится на рефлексии как самонаблюдении и самоанализе своих вопросов, актуализированных вовне. действий и ответов. Собственно, исследовательская беседа есть разновидность рефлексии.

    Беседа, как и наблюдение, требует разработки программы: целей, системы примерных вопросов, условий достижения доверительности, определения места и времени проведения, подбор способов фиксирования ответов. Эффективность беседы как метода получения информации во многом зависит не только от исследователя, но и от исследуемого. От его умения мыслить, честности, открытости, умения самого задавать вопросы и прояснять заданные, чувствовать вопрос и ход мысли задающего, словом, от его умственной и эмоциональной культуры и чутья. Конечно, она зависит и от возможностей возраста.

    Исследовательская беседа в педагогике – это одновременно беседа воспитательная. Нельзя вести диалог провокационно, ставить безнравственные проблемы, побуждать к предательству и оговору, к сплетням и т.д. В педагогической исследовательской беседе ничего собеседнику не навязывается, не оценивается, ходом беседы он подводится к самооценке. У умелого исследователя беседа из внешнего диалога превращается в диалог внутренний для обоих участников.

    Эксперимент – Это комплексный метод изучения явлений посредством изменения условий их протекания. Это практическая деятельность с объектом познания по его преобразованию путём введения в сложившиеся воспитательные отношения нового компонента. В эксперименте изучается влияние нового компонента на объект познания. Как правило, объектом познания в педагогическом эксперименте является Человек Воспитывающийся в любой роли – ребёнок в семье, воспитанник детского сада, учащийся, сам родитель или педагог. Этот объект познания называется в эксперименте зависимой переменной, поскольку именно он меняется под влиянием нового компонента. То, что вводится как новый компонент, называется независимой переменной, поскольку он предварительно разработан и заранее известен. Независимая переменная есть предмет экспериментирования.

    В эксперименте всегда разрабатываются критериальные показатели изменения объекта познания под влиянием нового предмета познания. Как правило, это те качества, которые, предположительно, могут или должны сильнее всего измениться в объекте познания, т.е. в людях, участвующих в эксперименте. Для измерения этих показателей подбираются методы из числа выше рассмотренных. Эти методы называются диагностическими. Таким образом, эксперимент является методом комплексным, включающим в себя другие методы.

    Предметом экспериментирования в педагогике может быть любой компонент воспитания, обеспечивающий эффективность воспитательных отношений и развитие человека. Можно вводить новые цели воспитания, принципы, методы, содержание, средства, формы как способствующие лучшему развитию тех или иных качеств объекта экспериментирования. Введение новых компонентов воспитания есть формирующая честь эксперимента, поскольку она предназначена для формирования новых личностных качеств у объекта экспериментирования.

    Для проведения эксперимента разрабатывается его программа, где излагаются не только рассмотренные его компоненты, но и порядок манипулирования независимыми переменными и режим измерения зависимых, определяются этапы диагностирования.

    Алгоритм проведения эксперимента примерно таков. В нём выделяются зависимые и независимые переменные. Зависимые переменные – это то, что подвергается исследованию и преобразованию. Независимая переменная – это новшество, с помощью которого добиваются изменений зависимой переменной. В самом начале методами диагностирования замеряется состояние критериальных показателей, т.е. тех качеств, на изменение которых направлен эксперимент, т.е зависимой переменной. Затем вводится новация и через определённое время вновь измеряются критериальные показатели, выявляются их изменения. Ввод нового компонента повторяется до тех пор, пока замеряемые качества не покажут значимых изменений. Если же после многократного и продолжительного применения новшества эти качества всё-таки не изменяются, эксперимент прекращается с выводом о неэффективности вносимых изменений. Продолжительность эксперимента зависит от характера выбранных критериальных показателей. Например, сформировать знания можно за более короткое время, чем умения, умения потребуют меньше времени, чем формирование личностного качества.

    Поскольку в педагогической сфере существует большое разнообразие ситуаций и, естественно, целей их преобразования, то вполне понятным становится разнообразие видов эксперимента. Наиболее распространён естественный эксперимент, называемый иногда опытно-экспериментальной работой. Этот эксперимент проводится в сложившихся условиях без их изменений. Так, в практику учителя можно ввести новые методы групповой учебной работы учащихся на уроке. Всё остаётся прежним: учебная программа и соответствующие ей темы уроков, класс, расписание занятий. Вот только учитель вместо индивидуальных заданий даёт групповые и организует работу внутри групп. Критериальными показателями, при этом, могут быть знания учащихся, умения самостоятельно находить информацию в учебных пособиях, навыки применения к новым и более сложным ситуациям, повышенный интерес к учению на уроке и др.

    Есть, конечно, в педагогике и лабораторный эксперимент, но применяется он крайне редко. Дело в том, что он требует особо «чистых» условий своего проведения, что в воспитании очень сложно сделать, да и нецелесообразно, поскольку в реальной жизни всё взаимосвязано и в этом, так называемом, «чистом» виде не существует.

    Различают также эксперименты констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент – это изучение состояния критериальных показателей развития от факторов, которые воспитатель или экспериментатор знает, но не может на них влиять и менять их. Например, исследование динамики успешности учебной деятельности учащихся в зависимости от состояния их здоровья или природно-климатических условий обучения. В этом случае достаточно констатировать саму зависимость и её характер, не более. Формирующий же эксперимент предполагает манипулирование факторами как независимыми переменными и тем сознательное управление изменением критериальных показателей. Эти показатели как бы формируются ходом эксперимента.

    В педагогике нередко применяются эксперимент – плацебо, т.е. ложный. Объекту экспериментирования внушается мысль о проведении эксперимента, но сам он не проводится. Так, учащемуся говорят, что согласно методам исследования у него прекрасная память или хорошее воображение. Ребёнок уверует в это и при двух замерах качества памяти или воображения даёт разные результаты: во втором случае, после внушения, выше. Такой эксперимент выполняет параллельно функцию стимулирующего метода, что и даёт эффект.

    Каждый педагог и родитель должны уметь проводить так называемый мысленный эксперимент. Прежде чем предпринять какие-либо воздействия на ребёнка, рекомендуется мысленно представить, как это воздействие будет им воспринято и какую реакцию вызовет. Такой эксперимент проводится так же, как реальный, но только мысленно. Владение им помогает воспитателю избежать лишней работы и ошибок в воспитании.

    Студенты часто задают вопрос, возможно ли применение эксперимента в домашних условиях? В более упрощённом виде, с применением оперативных методов диагностики, конечно, можно. Родители нередко используют и эксперимент-плацебо, и мысленный, и констатирующий. Сложнее им использовать формирующий, но при развитии домашнего образования он тоже становится возможным.

    Перечислим некоторые другие эмпирические методы, используемые в педагогике для изучения воспитательных отношений. Это методы опроса, биографический, изучения документации, продуктов деятельности, анкетирование, интервью и др. Особым методом является эксперимент.

    Достоинство эмпирических методов исследования воспитательных отношений состоит в том, что исследователь здесь имеет дело с живой реальной жизнью. Некоторые эмпирические методы одновременно являются методами воспитания. О беседе мы уже говорили. Но таким может быть и эксперимент, ибо он связан с внедрением новшеств, изменяющих человека. В этом случае мы имеем дело с экспериментальным внедрением.

    Все рассматриваемые методы можно применить для самопознания. Самонаблюдение, самобеседование как внутренний диалог, ответы на тесты, анкеты и опросные листы, ведение личных дневников, даже самоэкспериментирование возможно. Например, при тренировке памяти, мышления, освоении какого-либо умения. После тренинга, многократного повторения вполне можно диагностировать состояние некоторых личностных качеств. Овладение методами самопознания помогает в самовоспитании, самообразовании, самообучении.

    При получении эмпирического материала часто возникает необходимость его статистической обработки. И здесь нужны такие методы, как: кластерный анализ – метод классификации фактов на разных логических основаниях; корреляционный анализ , устанавливающий зависимость фактов и их свойств между собой; ранговой корреляции фактов по их значимости и зависимости; вычисление среднеарифметических показателей и др.

    Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.

    Что значит эмпирический метод?

    Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений. Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.

    Виды эмпирических методов

    Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:

    • наблюдение:
    • эксперимент;
    • измерение;
    • беседа;
    • анкетирование;
    • опрос;
    • беседа.

    Эмпирические методы – достоинства и недостатки

    Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

    Методы эмпирического уровня

    Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.

    Эмпирические методы исследования в педагогике

    Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

    • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
    • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
    • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
    • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

    Эмпирические методы в психологии

    Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

    1. Метод наблюдения . Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
    2. Метод эксперимента . В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
    3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
    4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
    5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

    Эмпирический метод в экономике

    Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:

    1. Экономическое наблюдение – осуществляется экономистами для целенаправленного восприятия экономических (хозяйственных) фактов, при этом активного воздействия на эти факты нет, наблюдение важно для построения теоретических моделей экономики.
    2. Экономический эксперимент – здесь уже включается активное воздействие на хозяйственное явление, моделируются разные условия в рамках эксперимента и изучается влияние.

    Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:

    • измерения при помощи технических устройств или органов чувств (метод-операции измерительные, органолептические;
    • обследование и мониторинг рынка (методы-действия).

    Наиболее общими, "верхним уровнем" методов являются философские - метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т.п. Что касается общенаучных методов и приемов, то тут нет общепринятой их классификации, она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический.

    1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

    Понятия "методы" и "приемы" часто употребляются как синонимы, но нередко и различаются, когда методами называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования.

    Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото - и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

    Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т.п.

    Познавательным итогом наблюдения является описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. Наблюдение тесно связано с измерением, которое есть процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом.

    Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события "изнутри". В психологии применяется самонаблюдение (интроспекция).

    В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т.е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.

    2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

    Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И.П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" - от его постановки до интерпретации его результатов.

    Основные особенности эксперимента:

    а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

    б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

    в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

    г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

    д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.

    Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.); контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т.п.

    По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.

    Один из простых типов научного эксперимента - качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.

    Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

    Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

    3. Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия. Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл только в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

    Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее) и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.

    Эмпирические методы научного познания включают наблюдение, эксперимент и моделирование.

    Описание, сравнение и измерение не могут быть признаны самостоятельными методами и являются способами структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.

    Описание – это представление эмпирических знаний в качественных терминах. Обычно для описания используют повествовательные схемы и утвердительные категорические (фактуальные) суждения.

    Сравнение есть представление эмпирических данных в терминах, отражающих степень выраженности какого-либо свойства. Если операция сравнения становится смысловым ядром исследования, то формируется сравнительный подход и новые, предметные области.

    Измерение – осуществляемая по определенным правилам операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, свойствам, отношениям. Особое требование к измерению – точность, но поскольку она характеризует субъективную сторону процесса, в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи.

    Собственно методами эмпирического уровня научного познания являются наблюдение, эксперимент и моделирование.

    Наблюдение – это исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира.

    Структура наблюдения включает в себя субъект наблюдения, объект, а также условия и обстоятельства (время, место, технические средства и теоретический контекст).

    Основные характеристики научного наблюдения:

    Активный характер: отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели,

    Организованность: наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте.

    Наблюдение не может быть свободным от предпосылок нашего восприятия, что обусловливает проблему объективности наблюдения.

    Вмешательство в изучаемые процессы при использовании данного метода ограничивается преобразованием условий для оптимального осуществления исследовательских действий. При применении данного метода следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный фактор.

    Эксперимент – это исследовательская ситуация изучения явления в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса.

    Структура эксперимента включает в себя субъект, объект, а также условия и обстоятельства (время, место, технические средства и теоретический контекст).

    В отличие от наблюдения экспериментпредполагает сознательное воздействие на объект с целью достижения определенного уровня управления процессом.

    Базовая логическая схема однофакторного эксперимента такова: все изменяемые явления, состояния, свойства представляются как переменные, причем они могут быть количественными величинами или качественными состояниями. Каждой переменной соответствует своя область значения. Часть переменных, которыми исследователь может управлять, называются независимыми, а те, что изменяются при варьировании независимых переменных, называют зависимыми. Соответственно, изучается поведение второго множества переменных. Учитываются и побочные факторы, не являющиеся предметом исследования, но оказывающие влияние на его ход.

    В современных условиях большинство экспериментов являются многофакторными, в которых независимые переменные варьируются комплексно, а затем результаты подвергаются статистическому анализу, где каждый фактор оценивается по результатам серии опытов.

    Для оценки результатов эксперимента используют понятие валидности, то есть приближенности к реального эксперимента к идеалу. Идеальный эксперимент как абстракция - это исключительно благоприятная ситуация, когда

    Условия эксперимента абсолютно стабильны; действия всех побочных факторов постоянны,

    Эксперимент может быть воспроизведен сколько угодно раз и может длиться сколько угодно долго без искажений,

    Экспериментальная ситуация полностью отражает ту естественную ситуацию, абстракцией которой является, т.е. результаты адекватно экстраполируемы на определенный класс реальных ситуаций.

    Чем больше валидность эксперимента, тем выше его научная значимость.

    Этапы экспериментального исследования:

    1) Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает в себя цель и смысл, структуру, условия, методы достижения цели, адекватные объекту исследования.

    2) Проведение эксперимента с обязательным протоколированием.

    3) Анализ и обобщение полученных результатов, содержательная интерпретация. На этой стадии объект как бы восстанавливается во всей полноте связей отдельных сторон, которые были искусственно разделены в эксперименте.

    Моделирование – это создание такой мысленно представляемой или материально реализованной системы (модели), которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна давать новую информацию об этом объекте.

    Моделирование применяется тогда, когда взаимодействие с объектом исследования затруднено, неэффективно или невозможно. Особенностью данного метода является то, что для изучения объекта используется опосредующее звено, объект-заместитель, «представляющий» исходный объект исследования, причем для одного и того же объекта может существовать несколько моделей, отражающей разные аспекты структуры или функционирования объекта.

    Структура моделирования:
    - субъект,
    - объект- оригинал,
    - объект-посредник (модель,)
    - контекст исследования (время, место, допущения, концептуальные и материально-технические средства).

    Необходимым условием моделирования является существенное сходство модели и оригинала. Поскольку моделирование основывается на логической операции мышления по аналогии, вероятность выводов в зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели, но и от того, насколько эти свойства существенны.

    Процесс моделирования включает:

    1) Построение модели, воспроизведение необходимых параметров. На этом этапе важно отграничить именно необходимые и достаточные для целей исследования параметры.

    2) Изучение модели, учитывающие ее определенную самостоятельность.

    3) Экстраполяция, перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте, интерпретация, оценка их приемлемости по отношению к оригиналу.

    Роль модели специфична тем, что она представляет собой и одновременно и объект, и средство изучения.

    Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования.

    Значение моделирования как метода научного познания раскрывается через его функции.

    Обобщающая функция состоит в том, что модель может стать удачной формой репрезентации знаний. Эвристическая функция реализуется, если моделирование способствует выдвижению новых гипотез. Трансляционная функция позволяет осуществлять перенос концептуальных схем из одной области знаний в другую. Конструктивная функция состоит в создании на основе моделей новых объектов. Интерпретирующая функция делает моделирование формой связи теоретического и эмпирического уровней познания: модель может быть средством истолкования теории или средством интерпретации фактов.

    Завершающим этапом эмпирического исследования является обобщение данных, включающее структурирование, обобщение, формулировку эмпирических регулярностей и законов. Осуществляются описание , придающее информации статус эмпирического факта, визуализация материала, оценка релевантности исследования, верифицируемость результатов. Здесь же фиксируются необъяснимые моменты, аномалии, нарушения корреляции, исключения из области регулярностей, что дает возможность ставить новые вопросы и формулировать новые проблемы исследования.

    Вопросы для контроля и самоподготовки:

    1. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру описания объекта исследования.

    2. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру сравнения объектов исследования.

    3. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру измерения объекта исследования.

    4. Каковы основные характеристики научного наблюдения и его отличие от эксперимента?

    5. Что означает тезис о теоретической нагруженности наблюдения?

    6. В чем состоит проблема объективности наблюдения?

    7. Каковы особенности научного наблюдения в зависимости от специфики объекта исследования? Приведите примеры.

    8. Охарактеризуйте особенности экспериментального метода.

    9. Что такое идеальный эксперимент? Что означает валидность эксперимента?

    10. Охарактеризуйте многофакторный эксперимент.

    11. Раскройте этапы экспериментального метода на конкретном примере.