В США начинают разработку атомной подлодки нового поколения класса "Колумбия", пишут СМИ. Американские военные называют ее "субмариной ХХI века". Подлодки заменят стратегические ракетоносцы типа "Огайо", построенные в восьмидесятых-девяностых годах. Всего будет построено 12 новых подводных лодок типа "Колумбия", первую из них планируется ввести в строй в 2021 году. Общая стоимость проекта оценивается в более чем 100 млрд долларов.

Об американском проекте и о возможностях современных ракетных субмарин рассказал в эфире радио Sputnik председатель оргкомитета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин.

"Новая подлодка - это всегда продолжение предыдущих проектов. И в данном случае это продолжение подлодок типа "Огайо". Их отличие - в новом, в том числе, радиоэлектронном вооружении. Надо сказать, что американцы, строя подводные лодки, сразу закладывают так называемые "модернизационные возможности". Например, создав более трех десятилетий назад ракету Trident, они делают следующую модификацию - больших размеров, соответственно получая большую дальность полета. Эта ракета и будет установлена на "Колумбии"", - сказал Игорь Курдин.

Он отметил, что у России на вооружении есть три атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". А всего, как планируется, к 2020 году в составе ВМФ России будет 10 подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 "Борей".

По мнению военного эксперта, возможности современных ракетных подводных крейсеров - это результат длительного соревнования подводных флотов нашей страны и США.

"Во времена холодной войны преимущество американцев было, прежде всего, в радиоэлектронике. Но уже к девяностым годам наши подлодки стали соизмеримы по шумности и по дальности обнаружения. Теперь же проект "Ясень" превосходит американский и по дальности обнаружения, и по возможностям своего тактического оружия. Поэтому у американцев сейчас речь идет не только о "Колумбии", а о модернизации других подводных лодок типа "Сивулф", "Вирджиния" и так далее. Вот эта "гонка под водой" продолжается - мы их опережаем, и они стремятся догнать нас. Американцы в свое время сделали большую ошибку, отказавшись от дизель-электрических подводных лодок, которые превратились в неатомные субмарины с воздухонезависимой энергетической установкой. А у американцев их нет, потому что они считали, что главное - это атомные подлодки. Далее мы, обладая не очень хорошей элементной базой в плане электроники, пошли другим путем - создали аппаратуру обнаружения кильватерного следа. У американцев нет такой аппаратуры. А мы с ее помощью находим и успешно отслеживаем американские подводные лодки", - отметил военный эксперт.

Он напомнил также о разработке подводных дронов, однако выразил мнение, что будущее флота - за подлодками с экипажем.

"Мне кажется, что без экипажа на подлодке не обойтись. Любая электроника дает рекомендации, а решения принимает человек. Все-таки если человек грамотно использует подсказки компьютера, то это более надежно", - заключил Игорь Курдин.

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram , чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

Многоцелевая атомная подводная лодка USS «Columbia» (SSN-771) является 60-ой в серии из 62 подводных лодок класса Los Angeles (Лос-Анджелес), построенных для ВМС США. Также является восьмым кораблем ВМС США, который назван данным именем. Подводная лодка специально названа в честь трех городов Колумбия, расположенных в штатах: Южная Каролина, Миссури и Иллинойс.

Контракт на строительство был присужден 14 декабря 1988 года верфи Electric Boat компании General Dynamics Electric Boat, расположенной в городе Гротон, штат Коннектикут. Церемония закладки киля состоялась 21 апреля 1993 года. Стала 33-й подводной лодкой данного класса, построенной на данной верфи. 24 сентября 1994 года состоялась церемония крещения и спуска на воду. Подводная лодка была спущена на воду с высоты 1300 футов (396,24 метров) по деревянному пандусу, став последней американской подводной лодкой, спущенной на воду таким способом. Крестной матерью стала первая леди США Хиллари Клинтон, жена Билла Клинтона, 42-го президента США. 18 августа 1995 года передана ВМС США и прибыла на военно-морскую базу подводных лодок Нью-Лондон в Гротон, штат Коннектикут. 09 октября введена в эксплуатацию на военно-морской базе подводных лодок Нью-Лондон. Порт приписки Перл-Харбор, Гавайи.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 7038 тонн. Длина 110,3 метра, ширина 10,0 метров, осадка 9,4 метра. Скорость хода на поверхности 15 узлов, под водой около 32 узлов. Дальность плавания неограниченна. Срок службы 33 года. Привод: S6G реактор. Испытания рассчитаны на глубине 240 метров. Экипаж 122 человека, в том числе 12 офицеров.

Вооружение: 4х533-мм торпедных аппарата, предназначенных для стрельбы торпедами Mk.46, Mk.48, а также ракетами Harpoon (6-8 ракет); 12 вертикальных шахт, предназначенных для пусков ракет Harpoon и Tomahawk.

В июне 1998 года покинул порт приписки Перл-Харбор для своего первого развертывания в зоне ответственности 5-го и 7-го флота США, которое длилось шесть месяцев.

21 марта 2001 года покинула порт приписки Перл-Харбор для запланированного развертывания в западной части Тихого океана и на Ближнем Востоке в составе ударной группы авианосца USS «Constellation» (CV 64), из которого вернулась 13 сентября.

06 декабря 2002 года покинула порт приписки для запланированного развертывания в составе ударной группы авианосца USS «Constellation» (CV 64) для поддержания операции «Enduring Freedom» («Несокрушимая Свобода»). 20 марта 2003 года с борта был произведен первый запуск ракеты Tomahawk в рамках поддержания операции по освобождению Ирака. 06 июня вернулась в порт приписки, завершив развертывание в зоне ответственности 5-го и 7-го флота США.

17 марта 2006 года вернулась в Перл-Харбор после шестимесячного развертывания в западной части Тихого океана. 05 июля покинула порт приписки для участия в учениях «RIMPAC 2006». 05 сентября покинула порт приписки для развертывания в зоне ответственности 7-го флота США.

15 августа 2008 года был завершен период модернизации, который с 25 июля проходил на военно-морской верфи в Перл-Харбор.

03 ноября 2009 года покинула порт приписки для запланированного развертывания в западной части Тихого океана, из которого вернулась 03 мая 2010 года.

21 июня 2011 года покинула порт приписки для запланированного развертывания в западной части Тихого океана, из которого вернулась 21 декабря.

21 мая 2014 года покинула порт приписки для запланированного развертывания в западной части Тихого океана, из которого вернулась 21 ноября.

21 января 2015 года прибыла в сухой док военно-морской верфи в Перл-Харбор для проведения планового ремонта, который длился в течение трех месяцев.

20 мая 2016 года покинула порт приписки Перл-Харбор для запланированного развертывания в западной части Тихого океана. 08 июля прибыла с пятидневным визитом в порт Сасебо, Япония. 25 октября с запланированным визитом в Йокосука, Япония. 18 ноября в порт приписки, завершив развертывание.

В ноябре 2017 года покинула порт приписки Перл-Харбор для запланированного развертывания в западной части Тихого океана. С 30 декабря по 05 января 2018 года находилась с визитом в Сасебо (Япония). 14 января прибыла с визитом в Окинава (Япония). 04 мая с запланированным визитом в Йокосука (Япония). 17 мая прибыла с визитом на военно-морскую базу Апра (Гуам). 06 июня в порт приписки, завершив развертывание.

Но если вы считаете, что это был верх инженерного гения картелей, то я вас разочарую. Встречайте! Нарко-субмарины прямиком из тропической Колумбии! И если вы думаете, что это плавающие ведра - вы ошибаетесь. Кокаин, или желание его продать в США, творит чудеса.

Колумбийцы стали использовать подводные лодки для перевозки кокаина ещё в девяностых, но береговой охране США впервые удалось захватить такую подлодку только в 2006 году. Ранее, в 2000 году, колумбийские силовики смогли обнаружить одну очень любопытную подлодку на стадии строительства. Против стандартных 3-10 тонн грузоподъемности, захваченный экземпляр мог перевозить до 200 тонн кокаина на борту. В момент обнаружения лодка была готова уже на 50%.


Одна из захваченных субмарин

Сейчас подпольные верфи ищут непрерывно.

Стоящие на «вооружении» картелей субмарины можно условно разделить на три типа:

  • Полупогружаемые катера;
  • Необитаемые подводные аппараты;
  • Полноценные подлодки.
В зависимости от сложности конструкции и назначения, субмарины делятся на многоразовые и одноразовые. Последние бросают на берегу, или затопляют после доставки товара.

Строительство подлодок происходит чаще всего в устьях рек, под прикрытием колумбийских тропических лесов. Но это не единственная причина, по которой обнаружить их непросто. Колумбийские наркоторговцы весьма осторожны и спецслужбам США, Колумбии и Мексики, в которую и перевозится значительная часть кокаина при помощи этих аппаратов, не удается построить стабильную агентурную сеть , которая бы «сливала» актуальную информацию в достаточных объемах.

По некоторым данным, береговой охране США и Мексики удается поймать только до 20% подлодок, остальные успешно достигают пункта назначения. Так в чем же проблема?

Производство нарко-субмарин происходит в кустарных условиях, без надоедливых ГОСТов и контроля качества. Поэтому без зазрения совести используются легкие и доступные композитные материалы, пластмасса, стекловолокно. Подобные «инженерные решения» делают подлодку, сделанную на базе деревянной рыбацкой лодки, абсолютно невидимой для радаров. Большинство агрегатов, используемых колумбийцами, не могут идти под водой целиком, но торчащую над водой рубку, окрашенную в серый цвет, заметить на фоне горизонта практически невозможно.


Обратите внимание на материалы корпуса

Главным врагом субмарин являются авиа-патрули, но и для этого есть решение. Многие аппараты, при условии неподвижности, могут погружаться на глубину до 9м, что делает их невидимыми под толщей воды и с воздуха.

Строительство аппарата длинной 15м и грузоподъемностью ~10 тонн обходится около $1-2 млн. Основную стоимость составляют не материалы, они как раз копеечные, а их доставка к верфи. Так как поблизости с местом строительства подлодки часто размещается и производство кокаина, то за доставку каждой гайки приходится немало платить, в том числе и за молчание курьеров (если их убивать, то в Колумбии людей скоро не останется). Стоимость строительства подлодки теряется за потенциальной прибылью от доставки кокаина, но логистические проблемы налицо, а правительство обещает солидные вознаграждения за любую информацию о подпольных верфях в джунглях.

Отдельно стоит выделить наркоторпеды, то есть буксируемые необитаемые аппараты. Грузоподъемность составляет обычно не более двух тонн, обнаружить их почти невозможно, но существует ряд проблем с доставкой «торпеды» к пункту назначения.

Изначально торпеда буксируется тремя судами, у каждого из которых своя роль. Первая лодка - разведчик, идущий впереди и сообщающий о потенциальных угрозах в виде патрулей. Следом за ним идет буксирующее судно, тянущее за собой на тросе в 100-200м длинной торпеду, погруженную под воду на глубину до десяти метров, то есть с воздуха обнаружить ее невозможно. Третьим идет корабль «подстраховки». Если скаут замечает береговой патруль, или какую-либо другую угрозу, торпеда затапливается на глубину до 60 метров, а на поверхности остается GPS-маячок, замаскированный под бревно. Суда продолжают движение.

После того как патруль пройдет мимо, «страховочное судно» тралит торпеду и меняется ролями со вторым, продолжая буксировку. При приближении к берегу торпеда чаще всего разгружается на местное судно «принимающей стороны», или отправляется дальше своим ходом и управляется дистанционно, а по прибытию в пункт назначения встречается специально обученными людьми. После разгрузки торпеда затапливается.


Наркоторпеда

С развитием технологий и наработкой опыта нарко-субмарины становятся совершеннее из года в год. Одна из последних захваченных моделей поразительно походила на заводскую подводную лодку. Она была оснащена рубкой управления, санузлом (его нет на обычных наркоподлодках, что превращает рейс в ад) и даже кондиционером. Пару лет назад одна из колумбийских нарко-подлодок была задержана у берегов Испании с грузом кокаина на борту. География маршрутов прямой доставки расширяется, а картели ищут все новые и новые способы перевозки наркотиков.

В оенно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric ) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA ). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.

Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США

Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO ). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826 ) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.

АПЛ тип «Огайо»

Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB ) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding ), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.


Верфь компании «Электрик Бот»

Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department ). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.

Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.


Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»

Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.

Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5 ) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.


Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA ).


АПЛ тип «Вирджиния»

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array ) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Новые разработки для новой АПЛ США

Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).


Подводный старт МБР «Трайдент 2»

Новая пусковая установка

Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM ), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack ). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.


Блок пусковых АПЛ «Колумбия»

Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.

Ядерный реактор и привод

Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».

Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.

Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.

По материалам журнала «MarineForum»

ПЛАРБ нового, 5-го поколения SSBN (X). Иллюстрация: dokwar.ru

18 августа 2016 года специальная исследовательская служба Конгресса США опубликовала материал по проекту строительства нового поколения атомных стратегических подлодок , которые должны прийти на смену нынешним состоящим на вооружении США атомным подводным лодкам, вооруженным баллистическими ракетами (ПЛАРБ, Подводная Лодка Атомная с Ракетами Баллистическими), типа «Огайо».

ПЛАРБ типа «Огайо» часто иначе в СМИ и специальной исследовательской литературе еще именуют «Трайдент» - по названию системы баллистических ракет, состоящих на вооружении этих подлодок.

Материал подготовлен для конгрессменов к предстоящим дебатам по бюджету США на 2017 финансовый год. В докладе приводится справочная информация и сведения о потенциальных проблемах надзора Конгресса по программе строительства нового поколения американских ПЛАРБ.


Первая новость из отчета - проект ПЛАРБ, идущих на смену «Огайо» и ранее условно именовавшихся «ПЛАРБ X», получил в июле 2016 года собственное традиционное для ВМС название. По первому кораблю вся серия будет именоваться: ПЛАРБ типа «Колумбия». Название для первого корабля серии выбрано в честь Федерального округа США Колумбия, в котором расположена столица страны - Вашингтон.

В настоящее время на вооружении ВМС США состоит 14 ПЛАРБ типа «Огайо» (построены 1984-1997 годы). В ближайшем будущем их должны заменить 12 ПЛАРБ типа «Колумбия». ВМС США планируют начать строительство первой ПЛАРБ серии - АПЛ «Колумбии» в 2017 году с тем, чтобы ввести подлодку в строй в 2021 год. Для начала строительства первой лодки и продолжения научно-исследовательских разработок для нужд всей серии и необходимо федеральное финансирование в 2017 году.

Финасирование. ВМС США определили программу ПЛАРБ класса «Колумбия» в качестве приоритетной программы военно-морского флота. Конкретно из бюджета США на 2017 год ВМС запрашивают $ 773,1 млн на строительство первой ПЛАРБ серии и $ 1,091.1 млн на финансирование общих исследований и разработок по всей программе класса «Колумбия».

По предварительным оценкам головная лодка серии - ПЛАРБ «Колумбия» обойдется бюджету США в $ 14,5 млрд, из которых $ 5,7 млрд пойдет на исследовательские работы. Стоимость строительства первой лодки, таким образом, составит $ 8,8 млрд. Цены определяются в стоимостном выражении в долларах 2010-х годов. Стоимость закупки головной лодки включает в себя бóльшие затраты на детальное проектирование и единовременные инженерные работы для всего типа лодок.

Предполагаемая общая стоимость для бюджета США всей серии лодок «Колумбия» составит около $ 97,0 млрд. Из этой общей суммы $ 12 млрд пойдет на научно-исследовательские разработки, а $ 85,1 млрд непосредственно на закупку всех лодок серии. Форма финансирования связана с тем, что строительство, конструирование и исследовательские разработки осуществляются для нужд Пентагона частными подрядчиками.

Таким образом, в среднем каждая ПЛАРБ класса «Колумбия» будет стоить $ 5,2 млрд. Сейчас ВМС заявляют о стремлении снизить эту цену до $ 4,9 млрд. Этим ходом и пытаются «подкупить» конгрессменов, которым предстоит принимать решение по финансированию программы. Ведь в компетенции Конгресса - одобрить, отклонить или изменить запрос на финансирование ВМС по означенной программе. Стоимость серии можно было бы сократить, если бы Конгресс согласился гарантировать частным фирмам приобретение всей серии, т. е. всех двенадцати лодок, или блоками по четыре или шесть лодок.

Потенциальную проблему составляет точность оценочной стоимости для ВМС каждой подводной лодки класса «Колумбия». Некоторые из последних проектов кораблей для ВМС, таких, например, как ударный авианосец «Джеральд Форд», оказались значительно дороже, чем первоначально планировалось. В среднем бюджетным управлением Конгресса в октябре 2015 года было подсчитано, что ВМС в последние годы недооценили стоимость вводимых в строй новых судов примерно на 27%. Сейчас специалисты опасаются, что вместо удешевления ВМС могут получить по серии «Колумбия» удорожание проекта на похожую величину.

Это обстоятельство даже при условии заявленного ВМС стремления к экономии заставляет компетентных наблюдателей в США беспокоиться степенью воздействия программы строительства ПЛАРБ типа «Колумбия» на способность ВМС закупать другие типы судов в требуемых количествах в 2020-е и в начале 2030-х годов. Сейчас ВМС США работают в рамках своей 30-летней судостроительной программы, которая предполагает строительство еще 32-х других судов, в том числе, 8 ударных подводных лодок класса «Вирджиния», 8 эсминцев и 16 других крупных кораблей. Таким образом, высокая стоимость следующего поколения стратегического сдерживания на море требует чрезвычайных мер по обеспечению финансирования. Однако приоритетность программы «Колумбия» означает, что все-таки она будет полностью профинансирована.

Надо отметить, что приведенные выше затраты не включают в себя расходы на реконструкцию ракетной системы лодки. Планируется, что состоящие на вооружении морские баллистические ракеты Trident II D-5 прослужат до 2042 года. Таким образом, ПЛАРБ класса «Колумбия» планируется оснастить этими испытанными и технически совершенными твердотопливными и трехступенчатыми ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. По официальным рассекреченным ТТХ боеголовка ракеты Trident II D-5 способна поражать цель с точностью 90−120 метров. Надо заметить, что в 2008 году на долю ракет «Трайдент» приходилось до 32% развернутых ядерных боеголовок США. Таким образом, на настоящий момент морская стратегическая составляющая США равна трети общей стратегической триады США. Когда мы рассматриваем осуществление программы ПЛАРБ «Колумбия», то речь идет именно о модернизации трети стратегического военного потенциала США.

Концепция использования ПЛАРБ «Колумбия» . В настоящее время четырнадцать ПЛАРБ «Огайо» выполняют специальную миссию стратегического ядерного сдерживания в постоянном скрытном морском патрулировании с готовностью провести по поступившей команде ядерную атаку на больших дистанциях баллистическими ракетами «Трайдент-2». ПЛАРБ типа «Колумбия» должны прийти им на смену в той же миссии. ПЛАРБ класса «Огайо» планируется выводить из строя по достижении 42-х летнего срока службы, начиная с 2027 по 2040 год.

Ядерное сдерживание по-прежнему остается наивысшим приоритетом Пентагона. ПЛАРБ типа «Колумбия» будут числиться в составе ВМС, но состоять в оперативном подчинении командующего Стратегическим командованием США (STRATCOM). Внешне дело с модернизацией морской составляющей американской триады не выглядит, как гонка вооружений. Речь идет лишь о замене имеющегося арсенала. ПЛАРБ представляют собой наиболее живучий компонент ядерной триады США. Эскалация 2014-2016 годов никак не сказалась на программе «Колумбия». В США не требовали, ни ускорения, ни расширения ее.

Количество ПЛАРБ класса «Колумбия» - 12, зависит, помимо прочего, от оценки стратегических ядерных угроз Соединенным Штатам и роли ПЛАРБ в сдерживании таких угроз и как части общего стратегического ядерного потенциала США. В стратегическом планировании США полагают достаточным иметь в постоянной оперативной готовности 10 ПЛАРБ типа «Колумбия». В ноябре 2013 рассматривался вариант снижения сил американских ПЛАРБ до восьми лодок для сокращения бюджетных затрат. Но уменьшение количества ПЛАРБ могло поставить неприятный вопрос о сокращении одной из имеющихся баз ПЛАРБ - тихоокеанской или атлантической, что нежелательно для оперативных действий американских ПЛАРБ одновременно в двух океанах.

Срок службы ПЛАРБ «Колумбия» определен в 42 года. После половины срока службы запланировано проведение капитального ремонта ПЛАРБ. Расчет стратегических планировщиков США строится на том, что в ремонте будут находиться одновременно две лодки. Достоинством подлодок класса «Колумбия» станет меньший срок капитального ремонта, поскольку эти лодки не будут требовать перезаправки топливом своих ядерных реакторов. Ядерные реакторы АПЛ типа «Колумбия» предполагают начальную и единственную загрузку ядерным топливом на весь срок службы атомной субмарины. Из расчета продолжительности этого будущего капитального ремонта с выведением из действующего состава двух ПЛАРБ и определено необходимое число американских ПЛАРБ - двенадцать, при том условии, что десять ПЛАРБ будут находиться в постоянной оперативной готовности.

Первую ПЛАРБ серии «Колумбия» планируется ввести в строй американского флота в 2021 году. Вторую - в 2024 году. Начиная с 2026 года по 2035 год, планируется вводить в строй по одной ПЛАРБ класса «Колумбия» в год. В 2035 году должна поступить в ВМС последняя, двенадцатая, лодка серии.

Как уже сообщалось, ПЛАРБ класса «Колумбия» рассчитаны на 42-х летний срок службы. Это означает, что введенная в строй в 2021 году первая лодка типа «Колумбия» прослужит до 2063 года, а последняя, введенная в строй в 2035 году - до 2077 года. Т. е. ПЛАРБ типа «Колумбия» - это по-настоящему атомная подводная лодка США ХХI века. Напомним, что класс «Колумбия» в истории атомного подводного судостроения - это пятый с 1959 года тип американских ПЛАРБ.

Всего в США есть две судостроительные верфи, способные строить морские суда с атомными двигательными установками. Суда с атомными двигательными установками составляют более 40 процентов основных боевых единиц ВМС США. Лодки типа «Огайо были спроектированы и построены General Dynamics Electric Boat Division (GD/EB) из Гротон, штат Коннектикут, и Quonset Point, Род-Айленд. На этих же верфях будут строиться и проектироваться ПЛАРБ типа «Колумбия». Этим обстоятельством в значительной степени объясняется преемственность классу «Огайо».

ПЛАРБ типа «Колумбия» будут иметь следующие тактико-технические особенности:

Оснащение реактором с заправкой топливом на один цикл на 42 года службы;

Оснащение электрическим приводом движительной установки, что обеспечит большую скрытность лодки по сравнению с предшествующими лодками типа «Огайо», имеющими и без того репутацию очень скрытных;

Оснащение пусковыми шахтами баллистических ракет с диаметром 87 дюймов (2,2 м), аналогичными по своим размерам с таковыми на ПЛАРБ класса «Огайо». ПЛАРБ класса «Колумбия» будут оснащены баллистическими ракетами класса «Трайдент-2», по крайней мере до 2042 года, после - вероятно улучшенными «Трайдентами». С 2008 года над ракетным отсеком ПЛАРБ типа «Колумбия» работают британские разработчики под британским преимущественно финансированием, поскольку ракетный отсек на американских ПЛАРБ будет аналогичен с используемыми на проектируемом новом типе британских ПЛАРБ;

По своим размерам - длине и биму ПЛАРБ класса «Колумбия» будет почти аналогична ПЛАРБ типа «Огайо». Бим «Колумбии» будет всего на один фут больше - 43 фута (13,1 м) вместо 42 футов (12,8 м) у «Огайо». Длина лодок у двух типов - «Кломбии» и «Огайо» аналогична - 560 футов (170,68 м). По водоизмещению и размерам американские АПЛ типа «Огайо» и «Колумбия» близки линейным крейсерам времен Первой мировой войны;

Вместо 24 пусковых ракетных шахт у «Огайо», «Колумбия» будет оснащена 16 пусковыми шахтами. Но несмотря на такое значительное количественное - на одну треть - сокращение ракетного вооружения, водоизмещение (подводное) у «Колумбии» будет больше - 20 815 тонн вместо 18 750 тонн у «Огайо». Следовательно, можно уверенно утверждать, что «Колумбия» будет больше оснащена всякого рода новейшим оборудованием, которого нет на «Огайо». Известно, что к ПЛАРБ класса «Колумбия» «в силу уникальных требований, имеющих стратегическое значение» установлены повышенные требования к скрытности и живучести;

Исходя из расчета оснащения ПЛАРБ типа «Колумбия» 16-ю баллистическими ракетами Trident II D-5, все двенадцать лодок серии будут иметь по максимуму на вооружении 192 баллистические ракеты с 1536 боеголовками по минимуму и 2688 - по максимуму. Баллистическая ракета Trident II D-5 предусматривает два варианта оснащения: либо до 8 термоядерных боеголовок W88 с мощностью взрыва 475 килотонн, либо до 14 боеголовок W76 с мощностью в 100 килотонн;

Экипаж ПЛАРБ «Колумбия», по предварительным сведениям, составит около 155 человек. По-видимому, как и в случае с ПЛАРБ типа «Огайо», «Колумбия» будет иметь два сменных экипажа - по американской классификации Gold и Blue.